Текущий номер
3 . 2016
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация
Анонсы мероприятий

Анонсы научных событий

Аннотация
Новости

Новости

Аннотация
События

Событие

Аннотация
Избранные тезисы конференции AMEE-2016

Избранные тезисы конференции AMEE-2016

Аннотация
Рефераты

Рефераты

Аннотация
Технологии обучения

Объективный структурированный клинический экзамен. Руководство

Аннотация

Объективный структурированный клинический экзамен. Приложения

Аннотация

Использование трехмерной печати для предоперационного планирования при лечении рецидивирующей передней нестабильности плечевого сустава

Аннотация
Рецидивирующая передняя нестабильность плечевого сустава часто возникает в результате обширных костных повреждений Банкарта или Хилла-Сакса. Для определения тактики хирургического лечения пациентов с этими состояниями важна предоперационная визуализация. Однако часто мы сталкиваемся с проблемой интерпретации трехмерной (3D) структуры на основании результатов традиционной двумерной визуализации. В ситуациях, когда врачи сталкиваются со сложной анатомией или костными дефектами, данного типа визуализаций часто недостаточно. Мы использовали 3D-печать для изготовления монолитной 3D-модели лопаточно-плечевого сустава молодого пациента с рецидивирующей передней нестабильностью плечевого сустава и сложным повреждением Банкарта и Хилла-Сакса. 3D-модель сустава нашего пациента использовали на этапе предоперационного планирования артроскопической пластики и ремплиссажа повреждения Банкарта с целью определения глубины дефекта при повреждении Хилла-Сакса, а также степени абдукции и наружной ротации, при которой возникает соприкосновение с данным повреждением.

Дистанционное обучение в ординатуре: реализация теоретических курсов на примере дисциплины "педагогика"

Аннотация
Статья посвящена проблемам реализации теоретических курсов для ординаторов (III уровень высшего образования) с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Организация дистанционного обучения позволяет активизировать процесс обучения, сделать его деятельностным, личностно-ориентированным, учитывающим содержание специальности, к которой готовится клинический ординатор. Кроме того, с помощью ДОТ можно обучать большие группы ординаторов - около 500 человек.

Анализ мотивации и готовности выпускников к профессиональной деятельности

Аннотация
В статье рассматриваются аспекты профессиональной ориентации студентов-выпускников в медицинском вузе. Проанализирован опыт оценки профориентации выпускников педиатрического факультета ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России (Екатеринбург). Представлены результаты анкетирования студентов VI курса по вопросам мотивации и готовности к профессиональной деятельности. Определены основные направления и организационные аспекты профессиональной ориентации.

Врач за 3 года: система обучения студентов на медицинском факультете Университета МакМастера (Канада)

Аннотация
Проблема подготовки врачей в российских вузах особенно актуальна сейчас, когда, в соответствии с новыми образовательными стандартами, интернатура будет отменена и ожидается, что выпускники приступят к работе в качестве участковых терапевтов и педиатров. Многие скептически относятся к тому, что российским вузам удастся подготовить квалифицированных выпускников для самостоятельной работы сразу же по окончании вуза, без первичной последипломной подготовки. В этой связи уместно обратиться к опыту стран с успешной системой подготовки студентов-медиков, элементы которой можно было бы использовать в российских медицинских вузах. Примером такой системы является программа подготовки будущих врачей в течение 3 лет на базе медицинского факультета Университета МакМастера, Канада.

Онлайн-обучение преподавателей созданию материалов для электронного обучения

Аннотация

Состояние проблемы. Преподаватели, которые разрабаты­вают материалы для электронного обучения (e-learning), сталкиваются с трудностями, связанными с необходимо­стью преобразования инструкций для работы в электрон­ной среде, особенно если учесть, что многие из них не имеют опыта самостоятельного дистанционного обучения. Кроме того, они сталкиваются с проблемами техническо­го характера, связанными с изучением новой программы, а также с проблемой времени, поскольку не все могут быть в одном и том же месте в одно и то же время, чтобы про­ходить обучение этим новым навыкам. Цель программы "Обучение в любой день в любом месте" (Any Day Any Place Teaching - ADAPT) - получение опыта интерактивной ра­боты с преподавателями по изучению методов создания материалов для электронного обучения.

Методы. Программа обучения ADAPT включала элементы педагогического проектирования, принципы авторского права и коллегиальной (независимой) оценки в условиях интернет-среды, а также специальные программные ин­струменты. Участники пробовали работать с асинхрон­ными и синхронными методами, в том числе с системой управления обучением, проведением видеоконференций с использованием персональных компьютеров, онлайн-дискуссий, совместным доступом к рабочему столу, интерактивным набором программных инструментов и дополнительными занятиями один на один. В качестве результатов проекта рассматривались разработанные ма­териалы для электронного дистанционного обучения и оценка участниками полученного опыта. Ответы по шкале Лайкерта по 5 учебным элементам (количествен­ная оценка) были проанализированы для расстояния от нейтрального ответа ("не определился") с использованием одновыборочных ί-критериев. Данные опроса (качествен­ная оценка) были проанализированы с использованием техник подтверждения достоверности данных и тематиче­ского анализа.

Результаты. Участниками программы стали 27 препода­вателей разных специальностей. Они оценили программ­ную инструкцию как простую в плане доступа, интересную и логично представленную. Также они отметили, что у них появилась большая уверенность в освоении новых навы­ков и повысилась осведомленность в вопросах авторского права, но отметили, что пока остаются затруднения, свя­занные с организацией рабочего времени, и некоторый дискомфорт при выполнении коллегиальной оценки. В конце работы участниками программы были созданы 22 новых учебных материала.

Обсуждение. Интерактивные методы работы с преподава­телями помогают при их обучении составлению материа­лов для электронного обучения. Даны рекомендации по повышению успешности такой программы работы с пре­подавателями.

Использование компьютеризированного клинического обследования для оценки знаний и навыков по хирургии у студентов медицинских вузов

Аннотация

Состояние проблемы. С целью улучшения передачи изо­бражения при работе с видеоспроектированным струк­турированным клиническим экзаменом (ViPSCE) мы разработали его компьютерную версию - компьютери­зированное клиническое обследование (computer-based clinical examination, CCE). Оно использовалось для оцен­ки знаний, полученных студентами в медицинском вузе, и способности к решению хирургических проблем. В ста­тье представлено описание данного процесса оценки, а также описательные статистические данные по экзаме­национным баллам и результаты оценки студентами про­граммы CCE.

Методы. Программа CCE в хирургии использовалась для оценки группы из 43 студентов медицинских вузов послед­него года обучения по окончании медицинской практики по хирургии. Как и в случае использования видеопро­граммы ViPSCE, экзамен проводили с использованием презентации PowerPoint. Однако вместо проецирования изображения на экран каждый студент использовал персо­нальный компьютер. Презентация состояла из 20 слайдов, содержащих либо фотоснимки, либо короткие видеокли­пы, представляющие клинические ситуации в хирургии. Студенты записывали свои ответы на экзаменационных листах. По окончании экзамена они заполняли формы оценки. Исправления в экзаменационные листы вносили вручную. Методом описательной статистики были рассчи­таны экзаменационные баллы, которые затем были сопо­ставлены с результатами оценки студентов во время других экзаменов по хирургии.

Результаты. Использование CCE не вызвало затруднений. Наблюдалось нормальное распределение экзаменацион­ных баллов (среднее = медиана = 4,9). Эти значения до­стоверно коррелировали с общими результатами оценки (баллами), полученными студентами по хирургии (r=0,68), а также с результатами использования других форм приема экзамена по хирургии, таких как задание на выбор правильного ответа из нескольких возможных (тест с выбором ответов) и структурированные проверочные тесты. Была отмечена высокая степень приемлемости CCE для сту­дентов - они рекомендовали использовать данную форму на других отделениях факультета.

Обсуждение. CCE представляет вполне осуществимую и популярную среди студентов программу. Она также досто­верна и надежна, как и программа ViPSCE, и имеет допол­нительное преимущество, которое заключается в улучше­нии передачи изображения за счет использования слайдов.

Блог Рональда Хардена

Обучение в Лейдене

Аннотация
Приложение

Тезисы VII Международной конференции "РОСМЕДОБР-2016. Инновационные обучающие технологии в медицине". Часть А

Аннотация

Тезисы VII Международной конференции "РОСМЕДОБР-2016. Инновационные обучающие технологии в медицине". Часть Б

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»