Текущий номер
4 . 2011
Редакционная статья

Редакционная статья

Аннотация

 

Анонсы мероприятий

Всероссийская научно-педагогическая конференция с международным участием "Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования"

Аннотация

Ежегодная конференция Ассоциации медицинских библиотекарей (MLA) США, Сиэтл, 18-23 мая 2012 г.

Аннотация
Рефераты

Доклиническая подготовка студентов с обучением обследованию тазовых органов в клинике

Аннотация

В предыдущем исследовании мы выявили ряд преимуществ, которыми характеризуется обучение обследованию тазовых органов в клинике (на симулированных пациентках). Теперь мы решили выяснить, действительно ли эта методика обучения позволяет улучшить подготовку. С этой целью студентов, прошедших клиническую ротацию по акушерству и гинекологии, попросили ответить на ряд вопросов.

В этом исследовании проверяется предположение, согласно которому обучение обследованию тазовых органов на симулированных пациентках на этапе доклинического обучения студентов медицинских школ, позволяет повысить их знания, а также вселить в них уверенность и облегчить их последующее обучение в клинике во время ротации по акушерству и гинекологии.

Опросники рассылали по электронной почте студентам-медикам 3-го и 4-го года обучения. Всего каждому из них было задано 16 вопросов, касающихся демографических показателей, опыта обследования тазовых органов и их впечатлений от прохождения ротации по акушерству и гинекологии. После сбора данные обрабатывали методами описательной статистики. 97 (28%) студентов ответили на все вопросы анкет (36 мужчин и 61 женщина). 96% студентов после прохождения курса предварительной подготовки по обследованию тазовых органов ощущали себя готовыми к проведению первого в их жизни обследования во время клинических ротаций. 91% студентов при проведении первого обследования отмечают большую уверенность и комфортность; 92% студентов знали что (и как) говорить пациентке о предстоящем исследовании; 92% студентов знали, как использовать влагалищное зеркало; в 91% случаев студенты знали, как выполнять бимануальное исследование шейки матки. Кроме того, в 92% случаев студенты чувствовали себя более комфортно и уверенно, выполняя обследование самостоятельно, без помощи врача. В 95% случаев студенты уверены, что обучение обследованию тазовых органов на пациентках во время доклинического этапа обучения в медицинской школе помогло им подготовиться к клиническим ротациям.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что программа доклинического обучения студентов с использованием симулированных пациентов увеличивает их уверенность и способствует более комфортному переходу к клиническим ротациям. Устраняя страх перед проведением деликатных обследований, данный опыт позволит усовершенствовать клинический опыт студентов-медиков, врачей и пациентов.

Medical Science Educator. -  2011. - Vol. 21, N 4. - P. 320-325.

Цена образования: стрессовые реакции у студентов-медиков, возникающие во время обучения в клинике

Аннотация

Введение

Практикующие врачи, а также врачи-стажеры постоянно находятся в стрессовой ситуации, вследствие чего у них часто развивается синдром выгорания, появляются тревога, депрессия и суицидальные мысли. В этом исследовании изучали стрессовые ситуации, возникающие у студентов 3-го года во время обучения клиническим дисциплинам в медицинских школах США.

Методы

Во время успешного обучения по трем клиническим дисциплинам  студенты приняли участие в анонимном модифицированном анкетировании, касающемся нервно-психического стресса, возникающего у медицинских работников, а также они по шкале Ликерта оценили в баллах (от 0 до 3) 6 факторов, приводящих к стрессу. Статистический анализ включал использование методов описательной статистики и линейного регрессионного моделирования с использованием независимых переменных.

Результаты

Всего собрано 29 заполненных анкет. В целом стресс, вызванный рабочей нагрузкой, неуверенностью в собственных профессиональных качествах и конфликтами во время выполнения домашней работы, был значительно более выраженным по сравнению со стрессом, обусловленным проблемами с пациентами, особенностями организационной структуры и проблемами, возникающими в процессе взаимодействия с другими работниками (во всех случаях p<0,05). Во время прохождения курса внутренних болезней и хирургии более чем в 75% случаев студенты работали более 60 ч в неделю, что сопровождалось наибольшим числом конфликтов во время работы на дому. У женщин количество баллов, которыми оценивались межличностные стрессовые ситуации, возникающие на работе, оказалось значительно меньше, чем у мужчин (p=0,04).

Вывод

Студенты-медики в процессе изучения клинических дисциплин встречаются с множеством факторов, провоцирующих возникновение стрессовой ситуации. Обсуждаются меры по возможному улучшению процесса обучения: сокращение рабочего времени, снижение нагрузки на работе, обучение навыкам рационального использования времени, воспитание способностей к управлению эмоциями, а также проведение мероприятий среди всех учащихся по сплочению команды.

Medical Science Educator. - 2011. - Vol. 21, N 4. - P. 360-366.


 

Финансирование последипломного медицинского образования в американскойсистеме здравоохранения

Аннотация

Госпитали, занимающиеся последипломным образованием медработников, играют уникальную роль в американской системе здравоохранения. В них лечится значительная часть малоимущих пациентов, а также пациентов с хроническими заболеваниями. За небольшим исключением, в этих учреждениях стажируются все медработники, практикующие в Соединенных Штатах. Финансирование таких госпиталей осуществляется из фондов программы страхования здоровья престарелых (Medicare), программы медицинской помощи неимущим (Medicaid), а также - фондов Министерства здравоохранения и социального обеспечения (Health and Human Services), Администрации по делам ветеранов, Министерства обороны, а также из частных фондов отдельных госпиталей. Стоимость стажировки медработника складывается из прямых и косвенных затрат. Прямые затраты - это траты, идущие непосредственно на поддержание программ стажировки резидентов. Косвенные затраты обусловлены увеличением издержек в госпиталях, осуществляющих последипломную подготовку. В статье приводятся сложные формулы для расчета финан-сирования индивидуальных программ стажировки резидентов.

Medical Science Educator. - 2011. - Vol. 21, N 4. - P. 336-346.


 

Кликеры в распределенной системе как способ привлечениястудентов к изучению материала

Аннотация

В данном исследовании изучаются эффективность использования кликеров в удаленных местах, а также эффект их внедрения в методики обучения и запоминания, которые должны использоваться в распределенных мультиклассных учреждениях. Студенты, привлеченные к исследованию (n=24), синхронно принимали участие в семинаре, проходившем с применением кликеров. При этом некоторые участники исследования находились в одной аудитории, "лицом к лицу", другая часть была представлена группой, располагавшейся в удаленной аудитории, и еще одна - отдельными участниками, каждый из которых находился в удаленном офисе.

С целью изучения перспективности использования данной методики со стороны студентов, инструкторов и персонала, занимающегося предоставлением информационных технологий, после окончания семинара были проведены исследования и собеседования, а также составлены фокус-группы. По мнению студентов, кликеры вызвали у них больший интерес к участию в данном семинаре и были просты в использовании. Инструктор отметила, что из-за использования кликеров ей требовалось больше времени для подготовки к семинару, а знание того, что она одновременно работает и с удаленными студентами, увеличивает продолжительность самого семинара. Персонал, отвечающий за информационные технологии, отметил, что использование кликеров реально, а также подсчитал, что первоначально их использование потребует больше времени, но при соответствующей технической поддержке требуемое время можно будет сократить.

Кликеры могут использоваться в качестве способа привлечения удаленных студентов к участию в семинарах. Несмотря на то, что студенты не испытывают трудностей в их использовании, эффективное использование данной методики дистанционного обучения оказывается делом более сложным и требует большего времени. Важно помнить, что данная методика является лишь инструментом, в то время как во главу угла следует ставить сам процесс обучения.

Medical Science Educator. - 2011. - Vol. 21, N 4. - P. 336-346.


 

Технологии обучения

Руководство AMEE № 32: Электронное обучение в медицинском образовании Часть 1: Обучение, преподавание и оценка знаний (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Аннотация
За довольно короткий срок электронное обучение (e-learning, e-обучение) стало одним из самых популярных направлений в медицинском образовании. Несмотря на то что термин "электронное обучение" трактуется по-разному, в действительности он относится к образовательному применению технологий. Однако внедрение электронного обучения связано с большими трудностями: некоторые хотят применять его только для того, чтобы сделать эффективнее или быстрее различные виды деятельности; другие стремятся найти новые рабочие методы. В то же время, если главной целью является не использование технологии, а обучение, следует помнить, что не всегда можно предсказать результаты. Медицинское образование, как и многие другие отрасли, борется с этими трудностями; авторы руководства АМЕЕ по электронному обучению в медицинском образовании надеются помочь читателям (как новичкам, так и профессионалам в электронном обучении), справиться с ними. Данное руководство представляет собой вводный курс для начинающих, а также является ресурсом для более опыт-ных специалистов в области электронного обучения.

Важность оценки знаний и определения ценности в медицинском образовании (пер с англ. под ред. З.З. Балкизова)

Аннотация
Предыдущая статья была посвящена образовательному процессу как основе "хорошего" медицинского образования, методам обучения и преподавания и связи между базовым, постдипломным и непрерывным профессиональным развитием. Все эти этапы можно было бы охарактеризовать прежде всего как линейные процессы, начинающиеся с определенной преподавательской и учебной деятельности и часто заканчивающиеся итоговой аттестацией, которая, хочется надеяться, является надежным способом проверки того, как много мы запомнили и можем применять на практике. Оценка знаний обычно является частью учебной программы. Цель этой статьи - не только дать читателю представление о значении терминов, касающихся оценки знаний, но и показать, что процессы оценивания выражаются в мероприятиях, которые носят цикличный и динамичный характер. Их можно использовать для повышения эффективности обучающей модели и даже собственных способностей.

Экзамены, сэр, - это чистейшая чепуха, от начала до конца. Если ты джентльмен, так тебя учить нечему, тебе достаточно того, что ты знаешь. А если ты не джентльмен, то знания тебе только во вред.

Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея"


Основы доказательной медицины: опыт преподавания в Кыргызстане

Аннотация

Доказательная медицина занимает важное место в обра­зовании будущих врачей, позволяя им использовать полу­ченные в ходе обучения навыки в последующей медицин­ской практике. В КГМА им. И.К. Ахунбаева была разработа­на учебная программа по доказательной медицине, основ­ная цель которой заключается в обучении студентов знаниям и практическим навыкам, с помощью которых можно са­мостоятельно оценивать качество медицинской информа­ции и принимать решение о применимости ее в практи­ческой деятельности. Для оценки данного учебного курса было проведено анонимное анкетирование студентов до и после его прохождения. По его результатам была выяв­лена заинтересованность студентов в прохождении подоб­ного обучения, так как принципы доказательной меди­цины позволяют не только оценить любую информацию, но и самостоятельно организовать и провести качествен­ное современное исследование.


Кадровое развитие

Европейский союз медицинских специалистов (UEMS)

Аннотация

Европейский союз медицинских спе­циалистов (The Union of European Medical Specialists - UEMS) был основан в 1958 г., после подписания в 1957 г. Римского до­говора, согласно которому предпола­галось взаимное признание дипломов, полученных во всех странах его подпи­савших. Целью UEMS было объединение медицинских специалистов стран - чле­нов Европейского Союза (ЕС) и достиже­ние консенсуса в отношении содержания и качества образования медицинских спе­циалистов и практики. Результат этой де­ятельности был призван служить основой для законодательства ЕС в сфере здравоохранения.

Здоровый образ жизни

К характеристике выпускника медицинского вуза (результаты анкетирования)

Аннотация

В статье представлены результаты анонимного анкетиро­вания 200 студентов выпускного курса медицинского вуза. Выяснены предпочтения в выборе врачебной специали­зации, будущего места работы, а также взгляды студентов на качество процесса обучения в вузе. Разобраны некото­рые аспекты состояния здоровья выпускников.


Управление

Система менеджмента качества в высшем медицинском образовательном учреждении

Аннотация

В статье обсуждаются предпосылки и необходимость внед­рения системы менеджмента качества (СМК) в высших образовательных учреждениях. Описаны организацион­ная структура, целевые показатели качества подготовки выпускников. В КрасГМУ система менеджмента качества была внедрена в 2005 г., и за прошедшие 6 лет накоплен оп­ределенный опыт ее применения, а также намечены пути развития и совершенствования системы. Отмечено поло­жительное влияние СМК на качество подготовки выпуск­ников КрасГМУ.


Рефераты

Интервью с Джеральдом Дж. Перри Президентом Ассоциации медицинских библиотек(MLA)

Аннотация

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»