Текущий номер
1 . 2014
Редакционная статья

Уважаемые коллеги!

Аннотация

Уважаемые коллеги!

Первый номер в этом году мы традиционно начинаем с анонсов научно-практических мероприятий, имеющих отношение к медицинскому образованию. 29-30 мая в Москве состоится II международная конференция "Эффективное управление медицинской организацией-2014" и III съезд Российского общества организаторов здравоохранения. 18-я ежегодная Конференция IAMSE, о которой мы уже не раз писали в журнале, в этом году запланирована в Нашвилле в начале июня.

В середине июня в Познани (Польша) пройдет 20-я, юбилейная конференция Европейского обществ симуляционного обучения в медицине. Начало года также было насыщено событиями - в первых числах апреля в стенах Первого МГМУ им. Сеченова были организованы сразу 2 значимых мероприятия - ежегодная конференция "Медицинское образование-2014" и семинар для руководителей симуляционных центров. Подробный отчет о мероприятиях содержится в рубрике События.

Рубрику "Кадровое развитие" открывает статья "Непрерывное медицинское образование для улучшения качества медицинской помощи", авторы которой являются членами Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. В статье рассказывается об основных принципах новой модели непрерывного образования, которая в настоящее время отрабатывается в рамках реализации пилотного проекта в 12 субъектах РФ. Статья группы авторов из Санкт-Петербурга и Москвы также посвящена развитию НМО и рассматривает в числе прочих вопросов особенности деятельности преподавателя системы ДПО в новых условиях.

Рубрика "Технологии обучения" также посвящена непрерывному медицинскому образованию. В статье "Вопросы преподавания инновационного менеджмента для организаторов здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования" группа авторов из МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского подводит промежуточные итоги участия в пилотном проекте Минздрава России и рассказывают о новых технологиях, применяемых для повышения эффективности повышения квалификации организаторов здравоохранения. Продолжает рубрику фундаментальное руководство АМЕЕ по внедрению методики командного обучения (TBL). Этот новый метод обучения, в корне отличающийся от всех других методов обучения в малых группах, в настоящее время активно внедряется в медицинских школах по всему миру. Авторы руководства дают подробные рекомендации по внедрению TBL и многочисленные ссылки на дополнительные методические руководства. Перевод некоторых из этих источников мы планируем опубликовать в ближайших номерах журнала.

Дорогие друзья, приглашаем вас к активному участию в работе журнала. Статьи для публикации, предложения по новым темам, и письма просим направлять по адресу редакции: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 9, стр. 4, редакция журнала "Медицинское образование и профессиональное развитие", е-mail: info@medobr.ru. Все материалы, опубликованные в журнале, вы можете увидеть на сайте medobr.ru.

Редакция журнала
Анонсы мероприятий

II международная конференция "Эффективное управление медицинской организацией - 2014"

Аннотация

31 мая - 1 июня 2013 г. с целью реализации задач, поставленных в Распоряжении Правительства РФ № 2599-р от 28.12.2012 в части повышения эффективности деятельности медицинских организаций (МО) и непрерывного образования организаторов здравоохранения, была проведена I международная конференция "Эффективное управление медицинской организацией". Организаторами выступили Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ, Департамент здравоохранения г. Москвы, Национальная медицинская палата, Российское общество организаторов здравоохранения и общественного здоровья, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Ассоциация медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования.

На конференции были зарегистрированы 425 участников из 67 регионов России, а также гости из Казахстана, Украины, Беларуси, Молдовы, Сербии. Среди них - руководители здравоохранения всех уровней и заведующие кафедрами организации здравоохранения и общественного здоровья медицинских вузов РФ.

В рамках конференции состоялся II съезд Российского общества организаторов здравоохранения и общественного здоровья, в ходе которого были избраны правление общества и председатель правления - вице-президент РАМН, директор ЦНИИОИЗ Минздрава России академик РАМН В.И. Стародубов. Задачи общества: создание системы непрерывного образования организаторов здравоохранения, выявление актуальных проблем, с которыми сталкиваются организаторы здравоохранения, и содействие в их решении.



29-30 мая 2014 г.

29-30 мая в Москве состоится II международная конференция "Эффективное управление медицинской организацией-2014" и III съезд Российского общества организаторов здравоохранения.

Конференция проводится Российским обществом организаторов здравоохранения совместно с Национальной медицинской палатой при поддержке Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.

В ходе конференции будут подняты наиболее актуальные для организаторов здравоохранения темы, среди них:

- Основные направления развития здравоохранения РФ.

- Новое в организации и оплате медицинской помощи в РФ.

- Оценка эффективности деятельности и аккредитация медицинских организаций.

- Отечественный и международный опыт развития ГЧП.

- Опыт эффективного управления медицинскими организациями от главных врачей ЛПУ РФ.

- Эффективная организация потоков пациентов в стационаре.

- Обзор эффективных подходов к организации медицинской помощи в субъектах РФ.

- Организация работы приемного отделения скорой помощи в стационарах в соответствии с новым порядком.

- Экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС: проблемы и развитие.

- Аккредитация медицинских организаций.

- Обеспечение качества и безопасности медицинской помощи.

Формат конференции предусматривает 30-минутные дискуссионные сессии в конце каждого пленарного заседания, что позволит слушателям получить исчерпывающие комментарии от экспертов, а также поделиться собственным опытом решения нестандартных задач.

Будут представлены доклады от руководителей Министерства здравоохранения РФ, Комитета по охране здоровья Госдумы РФ, ФОМС, Росздравнадзора, органов управления здравоохранением субъектов РФ, профессиональных обществ и ЛПУ РФ.

Признанные международные эксперты в области управления и аккредитации медицинских организаций, государственно-частного партнерства поделятся опытом с участниками конференции. Среди них: Уильям МакКеон, вице-президент крупнейшего в мире медицинского центра Texas Medical Center; Майкл Рис, инспектор Комиссии по качеству медицинской помощи Великобритании; Карлос Тресколи, советник директора клиники Hospital de la Ribera (Испания); Корнелия Фьош, европейский представитель Международной комиссии по аккредитации медицинских организаций (JCI) и другие.

Приказом Министерства здравоохранения РФ № 146 от 31.03.2014 "Об утверждении Плана научнопрактических мероприятий Министерства здравоохранения РФ на 2014 год" II международная конференция "Эффективное управление медицинской организацией" (29-30 мая, Москва) вошла в План научно-практических мероприятий Минздрава России.

В ходе конференции состоится III съезд Российского общества организаторов здравоохранения. В повестке съезда: организационные вопросы и публичное обсуждение проекта ведомственного акта о формировании системы повышения квалификации административноуправленческого персонала медицинских и фармацевтических организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Проведение конференции согласовано с Министерством здравоохранения РФ. С докладами приглашены ведущие мировые и отечественные эксперты по вопросам управления здравоохранением. Конференция предназначена для руководителей здравоохранения всех уровней.

Прием тезисов и регистрация участников ведется на сайте www.rosmedobr.ru.

Конференция пройдет в Московском международном информационно-выставочном центре "ИнфоПространство" по адресу: Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 4.

18-я ежегодная Конференция IAMSE-2014

Аннотация

IAMSE - Международная ассоциация преподавателей медицинских наук (International Association of Medical Science Educators), основанная в 1988 г. в Чикаго, объединяет преподавателей фундаментальных дисциплин. Целью организации является улучшение медицинского образования через профессиональ ное развитие преподавателей и обес печение преподавания и обучения в медицине на научной основе.

В 2013 г. 17-я ежегодная конференция IAMSE прошла в Университете Св. Эндрю, старейшем университете Шотландии. Темой встречи было образование в области естественных наук для специалистов здравоохранения. Эта встреча была уникальна, поскольку была организована совместно с сотрудничество с Ассоциацией по медицинскому образованию в Европе (AMEE). И в 2013 г. IAMSE продолжила тему конференции AMEE 2012 г. "Образовательный континуум для специалистов здравоохранения". Эта тема подчеркивает, что обогащение наук, фундаментальных для медицинского образования, всегда было миссией IAMSE.

Программные сессии 2013 г., главным образом рассматриваемые через призму образования в области естественных наук, затронули множество разделов, включая технологии, отношения ученика-учителя, методы оценки и различные подходы к ней, грамотность исследования, межпрофессиональное образование и др.

Курсы для преподавателей включали такие темы как:

- Непрерывная интеграция основных наук и клинической медицины.

- Введение в Командное обучение (Team-Based Learning - TBL).

- Критическое мышление в медицинском образовании.

- Интеграция мобильных технологий, медицинских приложений (Apps) в медицинском образовании.

- Взаимодействие многочисленных типов обратной связи, оценки и оценивания в течение образовательного курса или учебного года.

- Как улучшить командное обучение: преодолевание сложностей.

- Применение теорий обучения взрослых для образования в сфере здравоохранения.

- Совместная разработка "клинических случаев" для командного обучения.

- Профессиональное развитие: оттачивание умения резюмировать и улучшение написания статей.

- Улучшение программы оценки для командного обучения и др.

Нашвилл, шт. Теннесси, США, 7-10 июня 2014 г.

Ежегодная конференция Международной ассоциации преподавателей медицинских дисциплин (IAMSE) соберет профессорско-преподавательский состав, персонал и студентов со всего мира, причастных к научно-медицинскому образованию, с целью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и возможностей для наращивания сети контактов. Разработка учебного плана, оценка и симуляция - традиционные темы, обсуждаемые на сессиях ежегодных конференций.

Пленарные сессии:

1. Предоставление содержательной обратной связи студентам и коллегам (Karen Cornell, University of Georgia).

2. Синхронное межпрофессиональное обучение, синхронное обучение с моделированием клинической практики в разрезе дисциплин и университетского образования (Mavis N. Schorn, Vanderbilt University).

3. Расширение горизонтов медицинского образования студентов старших курсов и выпускников - эффективное применение перспективных клинических технологий, облегчающих учебу студентам (David Pederson, Ross University).

4. Вопросы интеграции: аргументы в пользу интеграции фундаментальной и клинической наук (Nicole N. Woods, University of Toronto).

5. Повышение эффективности активного обучения (John Pelley, Texas Tech University Health Science Center).

Основные темы конференции:

- Основные навыки в медицинском образовании

- Курсы повышения квалификации профессорскопреподавательского состава:

1. Непрерывная интеграция фундаментальной науки и клинической медицины: разработка учебного плана на длительный период.

2. Симуляция: демонстрация клинической значимости фундаментальных наук для медицинских специальностей.

3. Включение ультразвуковых исследований в программу фундаментальных наук.

4. Основы TBL за один день.

5. Роль ученого фундаментальных наук в межпрофессиональном образовании.

6. Публикация Вашей научной работы в области медицинского образования.

7. Применение теорий обучения взрослых для обучения медицинским специальностям.

8. Составление более эффективных тестов, используя описания историй болезни пациентов.

9. Применение активного обучения с представлением концепций в графическом виде.

- Рабочие группы и тематические сессии:

1. Целесообразность применения Cut-Off Points тестирования: установление стандартов в медицинском образовании.

2. Идентификация и преодоление трудностей, связанных с внедрением активного и увлекательного учебного плана, основанного на принципах обучения взрослых.

3. Интеграция фундаментальной науки и проведения занятий в клинике, используя проблемноориентированное обучение.

4. Профессионализм в преподавании студентаммедикам первого года обучения с использованием командного обучения.

5. Основной фактор успеха - практика: использование практики обсуждения для улучшения знаний и приобретения навыков.

6. Постоянное повышение качества медицинского учебного плана.

7. Разработка междисциплинарных симуляций, содействующих вертикальной и горизонтальной интеграции в медицинском образовании на старших курсах.

8. Влияние ведения конспектов студентамимедиками на усвоение учебного материала.

9. Информирование о здоровье населения - важная часть контекста в медицинском образовании.

10. "Перевернутое" обучение: введение активного обучения при работе с большими группами.

11. Использование интерактивных презентаций PowerPoint в медицинском образовании.

12. Каков мой стиль? Основа для развития лидерских качеств в медицинском образовании.

13. Жизнь после MCQ-тестирования: оценка успеваемости по медико-биологическим наукам.

14. Повторное изучение ключевых медицинских дисциплин.

15. OSTE как метод повышения квалификации профессорско-преподавательского состава обучением тому, как интегрировать клинические и фундаментальные науки.

16. Интеграция фундаментальных и клинических наук в учебный план медицинского учебного учреждения.

17. Программа факультативного обучения - как стимулировать студента-медика к обучению.

18. Как использовать технологии виртуального мира для предоставления интерактивных, учебных командных онлайн-занятий в медицинском образовании.

19. Болезнь заблуждения: преподавание и обучение в клинике с точки зрения буддиста.

20. Фокусирование внимания на том, чему мы обучаем, а не тому, как мы обучаем.

21. Проблемно-ориентированное обучение (ПОО) в эпоху Википедии и Гугла.

22. В зазеркалье: компетенции и самосохранение образования в области фундаментальных наук.

23. Компьютерные модельные симуляции помогают студентам в понимании комплексных процессов.

24. Загадочные преобразования учебного плана: содействие профессиональному росту профессорскопреподавательского состава, использование дидактических методов и новых образовательных технологий.

25. Достижение консенсуса: принятие совместного решения в учебном плане начальных курсов.

26. Квалификация преподавателя при использовании "перевернутого обучения".

27. Наша технология: использование электронных инструментов для оценки интегрированного учебного плана.

28. Вызовы и препятствия первого года нового медицинского образовательного учреждения.

Дополнительная информация о конференции на сайте http://www.iamseconference.org.

20-я юбилейная конференция Европейского общества симуляционного обучения в медицине

Аннотация

SESAM - Society in Europe for Simulation Applied to Medicine - Европейское общество по при менению симуляции в медици не было основано в Копенгагене в 1994 г. Миссия общества заклю чается в поощрении и поддержке использования симуляции с целью обучения и исследований в здраво охранении. Членами общества яв ляются врачи и средние медицин ские работники различных специ альностей, техники, инженеры, психологи, физики, биологи.

В цели SESAM входят:

Разработка и применение симуляций в области образова ния, научных исследований и управления качеством в здра воохранении.

Упрощение обмена и совершенствования технологий и знаний по всей Европе.

Создание возможностей для комбинированных исследо ваний.

Познань, Польша, 12-14 июня 2014 г.

Познаньский конгресс-центр

Новое в 2014 г.:

1. Совместное изучение стратегий по интеграции симуляции, образовательных практик и технологий в учебный план и оценку международными экспертами в области симуляционного и медицинского образования.

2. Европа против США: кто настоящий лидер в инновациях и технологиях? Сессии по критическому анализу технологий, а также по изучению текущего состояния и будущих направлений в технологиях симуляционного обучения, AV-технологиях и учебно-образовательных технологиях.

3. Планируется проведение дружественных дебатов с экспертами Европы и США о том, где появятся лидеры настоящей инновации.

4. Впервые на SESAM! SimOlympics для студентовмедиков. Медицинская олимпиада: соревнования команд студентов-медиков как демонстрация качества их подготовки преподавателями симуляционного обучения! Подробнее смотрите здесь!

Дополнительная информация о конференции на сайте http://sesampoznan.eu/

Зальцбургские медицинские семинары Открытого медицинского института 2014 г. Медицинское образование без границ

Аннотация

О семинарах ОМИ

Открытый медицинский институт (ОМИ) - это глобальная образовательная инициатива, образованная в 1993 г. врачами из Медицинского колледжа Уэйлл Корнелл, Открытых общественных фондов (ранее Открытый общественный институт) и Американо-австрийского фонда.

Миссия института заключается в распространении медицинских знаний среди врачей и медицинских работников из развивающихся стран в целях обеспечения профессионального роста и предотвращения "утечки мозгов".

ОМИ функционирует на базе Американо-австрийского фонда, был основан Австрийским федеральным правительством, Открытыми общественными фондами, фондами, корпорациями и индивидуальными лицами.

Академическую поддержку семинаров обеспечивают ведущие институты США и Европы, в том числе Медицинский колледж Уэйлл Корнелл и его аффилиированные стационары (Нью-Йоркский пресвитерианский госпиталь, Госпиталь специализированной хирургии, Мемориальный онкологический центр Слоан Кеттеринг), Детская больница Филадельфии, Университетский медицинский центр Дьюк, Клинический фонд Кливленда, Колледж врачей и хирургов Университета Колумбии и Медицинские университеты Вены, Граза, Иннсбрука и Зальцбурга, преподаватели этих учебных заведений работают на общественных началах. В течение одной недели они делятся своими знаниями и опытом с 35 молодыми коллегами Shloss Arenberg в Зальцбурге (Австрия).

Зальцбург, Австрия Открытый медицинский институт (Американо-австрийский фонд)

Если вам от 30 до 45 лет и вы свободно говорите поанглийски, вы можете пройти регистрацию на сайте http://www.aaf-online.org/index.php/how-to-apply.html и записаться на соответствующий семинар. Участники выбираются в зависимости от квалификации и получают стипендию.

Не пропустите уникальную возможность повысить уровень своих медицинских знаний и обменяться опытом с коллегами из более чем 100 стран Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии, бывшего Советского Союза, Латинской Америки и Ближнего Востока.

Отзывы участников:

неонатолог, Словакия

Эта образовательная программа не только изменила мою жизнь, но и спасла жизни многих моих новорожденных пациентов, у которых, в противном случае, не было бы шансов выжить.

педиатр, Сербия

Там, откуда я родом, все выглядит абсолютно иначе.

Мое желание учиться, стать лучше в профессиональном плане и изменить что-то никогда не находило должного отклика ни на работе, ни в моей стране. После семинара я вернулся к работе с новыми знаниями и огромной мотивацией, которой я не чувствовал до этого в течение очень продолжительного времени. Неделя, проведенная в Зальцбурге, показала мне, что все еще есть люди, готовые поделиться своими знаниями, опытом и доброй волей с людьми из других стран мира, у которых не так часто появляется шанс увидеть и испытать что-то новое.

онколог, Молдова

Хочу вновь поблагодарить вас за прекрасную возможность принять участие в Зальцбургских медицинских семинарах по онкологии по теме гематологические заболевания. Особую благодарность выражаю за предоставление новой медицинской информации и обретение новых навыков, новых профессиональных контактов и незабываемых захватывающих впечатлений от посещения Австрии.

гинеколог, Болгария

Хочу поблагодарить вас за прекрасную неделю, проведенную в Зальцбурге. Я получила восхитительный опыт. Мне удалось существенно повысить уровень знаний, приобрести новые контакты и повстречать много новых друзей. Все это вызывает во мне желание вновь получить подобный опыт в будущем. Особую благодарность выражаю преподавательскому составу. Несмотря на сложные лекции, вы были настолько дружелюбны к нам, что к концу недели я почувствовала, что мы стали друзьями и это заставило меня еще больше уважать вас.

Подать заявку на участие в семинарах 2014 г.:

Salzburg.office@americanaustrianfoundation.org

Подробное расписание семинаров 2014 г. на сайте:

www.aaf-online.org

V Международная конференция "Инновационные обучающие технологии в медицине-2014"

Аннотация

Конференция "Инновационные обучающие технологии в медицине" проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ, Национальной медицинской палатой, Первым МГМУ им. И.М. Сеченова, Ассоциацией медицинских обществ по качеству (АСМОК) и Российским обществом организаторов здравоохранения.

Она продолжает серию конференций, посвященных развитию медицинского образования, начатую АСМОК в 2010 г. Так, при поддержке Минздрава России в 2010 г. была проведена конференция "Медицинское образование в России и мире: традиции и современность", в 2011 г. - "Медицинское образование", в 2012 и 2013 гг. - "Инновационные обучающие технологии в медицине" и съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД).

25-26 сентября 2014 г.

Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ, Национальная медицинская палата, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК) и Российское общество организаторов здравоохранения проводят V международную конференцию "Инновационные обучающие технологии в медицине-2014" 25-26 сентября 2014 г.

Основные направления научной программы конференции:

- Непрерывное медицинское образование.

- Электронные, дистанционные технологии в медицинском образовании.

- Симуляционное обучение в медицине.

Научная программа конференции предусматривает пленарные и секционные заседания, а также проведение мастер-классов ведущих мировых специалистов в области медицинского образования. С лекциями выступят представители международных объединений - Ассоциации по медицинскому образованию (AMEE), Европейского союза медицинских специалистов (UEMS), Европейского общества по симуляционному обучению (SESAM).

Конференция предназначена для руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ, руководителей образовательных учреждений высшего и дополнительного медицинского образования.

В рамках конференции будет организована тематическая выставочная экспозиция производителей медицинского симуляционного оборудования и электронных продуктов для медицинского образования.

Конференция пройдет в Московском международном информационно-выставочном центре "ИнфоПространство" по адресу: Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 4.
События

V Общероссийская конференция с международным участием "Медицинское образование-2014"

Аннотация

2-3 апреля в МГМУ им. И.М. Сеченова прошла V Общероссийская конференция с международным участием "Медицинское образование-2014" ("МЕДОБР-2014).

Ключевыми темами конференции стали открытия в медицинской науке, профессиональный рост, профессиональные стандарты, инновации в медицинском образовании.

На открытии конференции присутствовали министр здравоохранения РФ член-корреспондент РАН, профессор Вероника Игоревна Скворцова, заместитель руководителя аппарата Правительства РФ доктор медицинских наук, профессор Нелли Борисовна Найговзина, председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валерий Владимирович Рязанский, председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья С.В. Калашников, президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль, официальный представитель Всемирной организации здравоохранения в РФ Л. Миглиорини, представитель Университета Страсбурга (Франция) Ж. Массар.

В рамках конференции проходила большая выставка современных медицинских образовательных систем: медицинских тренажеров и симуляторов, виртуальных приложений, систем телеконференцсвязи и других. Медицинское образование уже лидирует в области применения современных средств электронного обучения, особенно симуляционного обучения, чему способствует госпрограмма в области развития симуляционных центров в России. На выставке была представлена и новинка - виртуальный стандартизированный пациент 3D, которая впечатлила участников выставки и привлекла внимание министра здравоохранения России, члена-корреспондента РАН, профессора В.И. Скворцовой. Система "Виртуальный пациент 3D" может быть использована в различных медицинских вузах и учреждениях для подготовки и повышении квалификации учащихся. Система также позволяет автоматизированно оценивать результаты прохождения собеседования с пациентом, точность опроса, время опроса, правильность диагноза и назначений.

Был представлен прототип системы, однако новинкой уже заинтересовались.

Министр здравоохранения В.И. Скворцова отметила, что виртуальные учебные классы, виртуальные образовательные программы, представленные на выставке - это принципиально новые подходы в медицинском образовании, что на сегодняшний день в каждом государственном медицинском вузе есть симуляционные тренинговые центры для выработки практических навыков у студентов. Создан сервис "Электронное рабочее место врача" с подключением к электронной национальной библиотеке объемом более 5 млн страниц профессиональной литературы.

В 2013 г. впервые на базе клинических протоколов созданы интерактивные образовательные программы.

Ректор Первого МГМУ П.В. Глыбочко был избран на должность председателя Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. На протяжении многих лет Советом ректоров руководил Геннадий Петрович Котельников, ректор Самарского государственного медицинского университета, теперь он будет представлять здравоохранение в Фонде фундаментальных научных исследований.

Выступая с докладом, П.В. Глыбочко отметил, что внедрение инновационных образовательных технологий в непрерывное медицинское образование в формате дистанционных модульных систем, интегрированных с электронным рабочим местом врача, является эффективным инструментом профессионального развития докторов. Практическое применение данного ресурса поможет на первом этапе обеспечить стандартизированный подход к принятию клинических решений на основе клинических рекомендаций, а в будущем стать основой для сертификации и аккредитации врача-специалиста в открытой образовательной среде.

В работе конференции приняли участие ректоры 55 вузов Минздрава России, деканы медицинских факультетов образовательных учреждений Минобрнауки РФ, директора научно-образовательных и научно-исследовательских центров, медицинских организаций, профессиональных объединений.

Семинар для руководителей симуляционно-тренинговых центров образовательных организаций

Аннотация

3-4 апреля в Учебном центре врачебной практики "Praxi Medica", продолжая серию образовательных мероприятий для руководителей симуляционных центров (с ноября 2013 г.) организованных Департаментом медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России и Ассоциацией медицинских обществ по качеству (АСМОК), прошел очередной семинар.

Организаторами выступили Министерство здравоохранения РФ, АСМОК, Российское общество симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД). Число участников составило 69 человек. Участников семинара приветствовали директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Т.В. Семенова и проректор по лечебной работе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова В.В. Фомин.

Росс Скалезе, заместитель директора по исследованиям и технологиям Центра исследований в медицинском образовании Майкла Гордона (Университет Майами, США), провел два семинара по темам "Разработка сценариев для симуляционных курсов" и "Симуляционные технологии в оценке знаний и умений". Большое внимание в ходе семинара было уделено разработке сценариев симуляционного обучения и последующему разбору ситуаций, а также симуляционным технологиям в оценке знаний и умений.

Кроме того, в рамках семинара прошел круглый стол по проблемам внедрения симуляционных технологий в образование.

Общероссийская научно-практическая конференция "Здравоохранение в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Новые горизонты"

Аннотация

24-25 апреля 2014 г. в Крымском государственном медицинском университете им. С.И. Георгиевского (Симферополь) прошла общероссийская научно-практическая конференция "Здравоохранение в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Новые горизонты".

Организаторами конференции выступили Министерство здравоохранения Российской Федерации, Национальная медицинская палата, Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, Российское общество организаторов здравоохранения, Ассоциация медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК).

В ходе рабочей поездки по полуострову конференцию посетила министр здравоохранения России Вероника Скворцова.

Особое внимание было уделено вопросам обеспечения доступности и качества медицинской помощи, повышения квалификации медицинских работников. Так, заместитель Министра здравоохранения Игорь Каграманян выступил с докладом "Кадровая политика в сфере здравоохранения"; председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России Петр Глыбочко рассказал о новом этапе развития медицинского образования в России. Вице-президент Национальной медицинской палаты Сергей Дорофеев посвятил свое выступление роли профессиональных обществ в здравоохранении. А заместитель председателя ФОМС Юрий Нечепоренко рассказал, как проводится экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС и т.д.

Модератором секции "Организация медицинской помощи в Российской Федерации" был заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ Евгений Камкин. К обсуждению темы были приглашены следующие эксперты: врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко; директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Владимир Стародубов; заместитель директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Фарит Кадыров; директор департамента непрерывного профессионального развития Национальной медицинской палаты, председатель правления АСМОК Гузель Улумбекова.

В рамках конференции были проведены круглые столы "Базовое медицинское образование. Вопросы организации учебного процесса" (Семенова Т.В., Шлык С.В., Мошетова Л.К., Астанина С.Ю., Балкизов З.З.) и "Среднее профессиональное образование в Российской Федерации.

Повышение квалификации среднего медперсонала" (Зеленская Н.В., Бойцова Т.М., Карлина О.А).

Уделяя большое внимание гармонизации системы здравоохранения нового Крымского федерального округа с общероссийской системой, члены Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России обсудили вопрос о присоединении Республики Крым и Севастополя к числу регионовучастников пилотного проекта по реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования.

В подарок от Координационного Совета, Нацмедпалаты, АСМОК и российских профессиональных обществ - участников проекта эти регионы получили карточки бесплатного годового доступа к электронным медицинским библиотекам. Это даст возможность врачам первичного звена Крымского полуострова стать полноценными участниками пилотного проекта по развитию непрерывного медицинского образования, который стартовал в декабре прошлого года и уже охватывает 12 российских регионов.

Реализация модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для участковых врачейтерапевтов, участковых врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций (или пилотный проект по развитию непрерывного медицинского образования, НМО) направлена на обеспечение качества оказания медицинской помощи путем повышения уровня квалификации медицинских работников.

Для врачей участие в пилотном проекте является добровольным и бесплатным.

Отработку основных принципов для перечисленных специальностей начали осуществлять 15 государственных образовательных учреждений из Воронежа, Краснодара, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Тюмени, Екатеринбурга и Хабаровска по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации.

В проекте участвуют 12 регионов (города Москва и Санкт-Петербург, Московская, Липецкая Свердловская, Тюменская и Ульяновская области, Республики Карелия и Татарстан, Краснодарский, Ставропольский и Хабаровский края).

Кроме того, в проекте Минздрава по отработке основных принципов непрерывного медицинского образования задействованы также 16 обществ: Российское научное медицинское общество терапевтов, Союз педиатров России, Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей), Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья и другие.
Рефераты

Видеообучение навыкам оказания неотложной медицинской помощи (Emergency skills learning on video - ESLOV): одностороннее слепое рандомизированное контрольное исследование по оценке эффективности самостоятельного обучения основным навыкам оказания неотложной медицинской помощи с использованием самообучающих видео (self-instruction video - SIV) в сравнении с традиционными очными (face-to-face - FTF) методами

Аннотация

Medical Teacher. - 2014. - Vol. 36, N 3. - P. 245-250.

Состояние вопроса. Самообучающие видео (Self-instruction video - SIV) широко распространены при обучении навыкам искусственного дыхания и непрямого массажа сердца (cardiopulmonary resuscitation - CPR) и применения автоматического внешнего дефибриллятора (automated external defibrillation - AED), но не в процессе обучения другим основным навыкам оказания неотложной медицинской помощи.

Цель. Оценить эффективность SIV в процессе обучения другим основным навыкам оказания неотложной медицинской помощи в сравнении с традиционными очными (face-to-face - FTF) методами.

Методы. Участники были рандомизированы на группы SIV и FTF. Каждой группе давали задание по обучению основным навыкам восстановления проходимости дыхательных путей (basic airway management - BAM), наложения корсета для фиксации шейных позвонков (cervical collar application - CCA), ручного массажа сердца (manual cardiac defibrillation - MCD) и наложения шин на конечности в неотложных ситуациях (emergency extremity splinting - EES). Уровень достоверности определяли с использованием опросных листов, а практическое овладение навыками оценивали назначенные вслепую эксперты в ходе объективно структурированного клинического экзамена (Objective Structured Clinical Examination - OSCE).

Результаты. В упражнениях по оценке приняли участие 45 человек. Ни по одной из 4 категорий навыков различий между 2 группами не выявлено. Средние показатели в баллах, по результатам OSCE, по отдельным категориям в группе FTF по сравнению с группой SIV составили: BAM (10,23±1,04 по сравнению с 10,04±1,49; p=0,62); CCA (7,86± 4,39 по сравнению с 7,13±4,12; p=0,57); MCD (8,24±0,89 по сравнению с 7,58±1,14; p=0,39); EES (5,43±2,11 по сравнению с 4,63±2,30; p=0,23). Объединенный средний балл в группе FTF составил 6,85; в группе SIV - 6,20 (p<0,05). По уровню достоверности не выявлено значимых различий между группами.

Вывод. SIV характеризуется одинаковой с FTF эффективностью в процессе обучения и изучения основных навыков оказания неотложной медицинской помощи.

Повышение роли массивов данных и аналитики в медицинском профессиональном образовании

Аннотация

Medical Teacher. - 2014. - Vol. 36, N 3. - P. 216-222.

В связи с получением все большего количества данных об обучающихся, о процессе их обучения и организации процесса обучения наша способность обнаруживать возникающие закономерности и выявлять значимые факторы возрастает экспоненциально.

Знания, накапливаемые в результате анализа этих массивов данных, полезны только при их использовании в качестве основы для положительных действий: научных открытий, повышения возможности прогнозирования и обнаружения отклонений. Массив данных подразумевает объединение и слияние больших и неоднородных выборок, в то время как аналитика в области образования призвана обнаруживать закономерности в практике обучения или характеристики единичных или объединенных выборок. Хотя представляется вероятным, что применение аналитики в области образования и методик обработки массивов данных окажет преобразующее воздействие на медицинское профессиональное образование, все еще многое предстоит сделать, прежде чем они станут составной частью общей практики профессионального образования в сфере здравоохранения. Если профессиональное образование в сфере здравоохранения подлежит оценке в отношении реализации его программ и развивается, преподаватели должны быть готовыми к освоению сложных и необратимых преобразований в сфере аналитики и массивов данных.

В данной статье представлен обзор новых методик в контексте медицинского профессионального образования.

Какие факторы предопределяют успехи в учебе у студентов старших курсов медицинских вузов с высокой академической успеваемостью: качественное исследование

Аннотация

Medical Teacher. - 2014. - Vol. 36, S1. - S43-S48.

Вводная информация. На академическую успеваемость студентов медицинских вузов оказывают влияние многие факторы, в том числе мотивационные убеждения и эмоции.

Хотя к обучению медицине отбираются студенты с высоким интеллектуальным потенциалом, их успеваемость варьирует в широких пределах.

Цель. Изучение факторов, способствующих успехам в учебе у студентов с высокой академической успеваемостью.

Материал и методы. Было проведено обсуждение в фокус-группах (ОФГ) с участием 10 студентов и 9 студенток 2-5-го курсов с высокими успехами в учебе (результат всех тестов превышал 85%). Во время ОФГ студентов поощряли делиться своим опытом учебных стратегий и мероприятий. Проводилась сначала аудиозапись дискуссии, затем ее расшифровка и качественный анализ.

Результаты. Факторы, оказывающие влияние на высокую академическую успеваемость: посещение лекций, раннее повторение пройденного материала, расстановка приоритетов в учебных потребностях, глубокое изучение, обучение в небольших группах, построение карт памяти, работа на практических занятиях, обучение работе с пациентами, работа над ошибками, управление временем и поддержка семьи. Важными движущими силами высокой академической успеваемости являются внутренняя мотивация и желаемые результаты экзаменов. Для успеха в учебе важно также решить проблемы, напрямую не связанные с учебой, такие как недосыпание, ностальгия, языковой барьер и стресс.

Вывод. Систематическое внимательное отношение к факторам, уникальным для данного студенческого сообщества, оказывает благотворное влияние на улучшение успеваемости студентов.

Обучение доказательной медицине с использованием проблемно-ориентированного подхода

Аннотация

Medical Teacher. - 2014. - Vol. 36, S1. - S62-S68.

Вводная информация. Факультет медицины Университета Суэцкого канала вводит инновационную программу обучения. В качестве управляемого инновационного подхода к практическому обучению клинической медицине в модули проблемноориентированного обучения (ПОО) интегрирована доказательная медицина (ДМ).

Цели. Интегрировать ДМ в проблемно-ориентированный модули обучения студентов 6-го курса и оценить удовлетворенность этими изменениями студентов и преподавателей.

Методы. У студентов-шестикурсников (196) был проведен курс ДМ, который состоял из 4 теоретических и 8 практических модулей. Согласно программе 6-го курса, были сформулированы 16 учебных сценариев (проблем) ДМ. Каждая проблема обсуждалась на 2 модулях с применением шагов ДМ: формулирование вопросов по принципу PICO, поиск и оценка доказательств, применение доказательства в клиническом сценарии и анализ практического применения. Удовлетворенность студентов и преподавателей оценивалась с помощью анкеты с 3-балльной шкалой оценки.

Результаты. Большинство студентов и преподавательский состав выразили удовлетворенность интегрированием ДМ в ПОО и согласились, что проблемы были более стимулирующими. Однако 33,6% студентов указали, что выделенного времени было недостаточно для поиска литературы.

Вывод. Интегрирование ДМ в модули ПОО, как правило, является более интересным и стимулирующим для студентов последнего года обучения, чем традиционное ПОО, и помогает им применять на практике и внедрять ПОО в клинических условиях.
Кадровое развитие

Непрерывное медицинское образование для улучшения качества медицинской помощи

Аннотация

Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!

Сунь Цзы, предположительно V век до н.э.



Это изречение древнекитайского полководца полуторатысячелетней давности никогда не потеряет актуальности.

Особенно сегодня - в век информации, когда объем медицинской информации удваивается почти каждые 3-5 лет. Это наиболее актуально для медицины, потому что от знаний и умений врача зависят здоровье, а зачастую и жизнь пациента.

А для того чтобы эти знания и умения были высокого качества и отвечали запросам времени, нужна эффективная система образования. В связи с этим в кадровой политике Минздрава России данному вопросу уделяется повышенное внимание.

В конце 2013 г. стартовал пилотный проект Минздрава России по внедрению новой модели непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО).

Цель данного проекта - апробировать новую модель повышения квалификации медицинских работников, сделать ее современной, гибкой и удобной для врачей, а самое главное - отвечающей актуальным запросам практического здравоохранения.



Российское национальное медицинское образование на этапе его реформирования

Аннотация
В статье на основе литературных публикаций и собственных данных авторы характеризуют особенности профессионального непрерывного медицинского образования (НМО) в современных условиях реформирования высшего образования в России, описывают новую роль преподавателя медицинского вуза, владеющего профессиональной компетентностью и современными педагогическими технологиями (образовательные модули, проектные методы обучения, дистанционное обучение и др.). Система НМО на основе ее инновационного характера как инструмент профессионального развития должна стать стратегической целью в реализации поставленных задач по реформированию профессионального медицинского образования в России.
Технологии обучения

Вопросы преподавания инновационного менеджмента для организаторов здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования

Аннотация
Под инновационным менеджментом в здравоохранении понимается внедрение современных научных принципов управления по целенаправленному преобразованию организационных структур здравоохранения, которые пока широко не применяются, но используются на кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ в процессе непрерывного медицинского образования врачей - организаторов здравоохранения Московской области.

Руководство AMEE № 65. Командное обучение (TBL): практическое руководство

Аннотация
Командное обучение (Team-based learning TM , TBL) - это образовательная стратегия, разработанная в условиях бизнес-школы в начале 1990-х гг. доктором Микаэльсеном, который хотел воплотить в жизнь преимущества обучения в малых группах при большом количестве учащихся в классе. В 2001 г. Американское федеральное грантовое агентство выделило средства преподавателям медико-санитарных дисциплин для разработки и внедрения новых стратегий в рамках их образовательных программ; концепция командного обучения была выдвинута в качестве одной из таких стратегий. В настоящее время она применяется в более чем 60 американских и международных медицинских учебных заведениях. Командное обучение (TBL) в корне отличается от проблемно-ориентированного обучения (PBL), а также от прочих подходов к обучению в малых группах, так как не предполагает наличие многочисленных преподавателей или множества аудиторий. В рамках данного подхода к обучению, студенты должны приходить на занятия уже подготовленными, при этом отдельные лица, входящие в состав небольших групп студентов (команд), несут ответственность за внесение своей лепты в продуктивность процесса обучения команды. Преподаватель должен знать свой предмет, но совсем не обязан иметь опыт работы с малыми группами для успешного командного обучения. Студенты не ограничены какими-либо особыми правилами коллективной работы, так как поступательно приобретают навыки эффективного группового сотрудничества в процессе обучения. TBL может заменить или дополнить лекционный курс или учебную программу.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»