II ежегодная общероссийская конференция "Медицинское образование-2011"

21-22 апреля 2011 г. в Москве состоялось, пожа­луй, главное событие года в российском медицинском образовании - II ежегодная общероссийская конференция "Медицинское образование-2011". Организаторами конференции выступили Минис­терство здравоохранения и социального развития РФ, Первый МГМУ им И.М. Сеченова, Ассоци­ация медицинских обществ по качеству и Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. Первая подобная конференция прошла в Москве 26 марта 2010 г. и собрала около 300 че­ловек. Организаторы планируют сделать конфе­ренцию традиционным событием третьей декады апреля.

В этом году конференция собрала 1385 зарегис­трированных делегатов из России, Украины, Арме­нии, Молдавии, Казахстана, США, Великобрита­нии, Нидерландов и Финляндии, среди них были представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Государственной Думы, РАМН, региональных органов управления здраво­охранением, руководители, заведующие кафедрами, преподаватели и библиотекари медицинских вузов, директора и преподаватели медицинских колледжей, сотрудники научно-исследовательских инсти­тутов, а также учащиеся медицинских вузов.

Первый день конференции начался с торже­ственного открытия выставки, в котором приняли участие заместитель министра здравоохранения и социального развития В.И. Скворцова, президент Российской академии медицинских наук И.И. Де­дов, ректор Первого МГМУ им И.М. Сеченова П.В. Глыбочко. Выставка была организована в вы-ставочно-конференционном центре Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и состояла из двух основных бло­ков - выставки образовательных проектов, участниками которой стали медицинские вузы России, и выставки производителей оборудования и учебных изданий для медицинского образования, междуна­родных общественных организаций.

Медицинские вузы, участники выставки:

        Астраханская   государственная   медицинская академия;

        Казанская государственная медицинская акаде­мия;

        Казанский государственный медицинский уни­верситет;

        Московский государственный медико-стомато­логический университет;

        Новосибирский государственный медицинский университет;

        Первый Московский государственный медицин­ский университет им. И.М. Сеченова;

        Российский государственный медицинский уни­верситет;

        Санкт-Петербургская   медицинская   академия последипломного образования;

        Северный государственный медицинский уни­верситет;

        Ставропольская государственная медицинская академия;

        Ярославский   государственный   медицинский университет.

Общественные организации и специализированные издания:

        Ассоциация медицинского образования в Европе (AMEE);

        Международная   ассоциация   преподавателей медицинских наук (IAMSE);

        Национальный совет медицинских экзаменато­ров США (NBME);

        Финское общество врачей;

        Журнал "Медицинское образование";

        Журнал "Сеченовский вестник".

Участники выставки оборудования и учебных изда­ний для медицинского образования.

        Компания "Johnson & Jonson";

        Компания "Phillips";

        Компания "Limbs & Things";

        Компания "ГЭОТАР-Тренажеры";

        Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа";

        Издательство "Литтерра";

        Издательский дом "Практика";

        Издательский   дом   "Менеджер   здравоохра­нения";

        Издательство "Бионика".

После открытия выставки и короткой пресс-кон­ференции состоялось первое пленарное заседание, которое открылось приветственными речами ректо­ра Первого МГМУ, член-корр. РАМН, профессора П.В. Глыбочко, президента РАМН И.И. Дедова, за­местителя министра здравоохранения и социального развития РФ, член-корр. РАМН, проф. В.И. Сквор­цовой, директора по развитию Ассоциации медицин­ского образования в Европе Тревора Гиббса.

В.И. Скворцова отметила, что вопрос обеспече­ния квалифицированными кадрами является одним из самых острых вопросов, стоящих перед Мин-здравсоцразвития. Кроме того, необходимо создать единое информационное пространство здравоохра­нения, обеспечить доступ специалистов к медицин­ским базам данных и системам поддержки принятия клинических решений.

Среди кадровых проблем была отмечена проблема несбалансированности между направлениями подго­товки специалистов, решить которую призван создан­ный в Минздравсоцразвития федеральный регистр медицинских работников, где учтены все работники здравоохранения и студенты, проходящие обучение в учреждениях высшего и среднего медицинского обра­зования, что позволяет определять потребности реги­онов в подготовке кадров. Также Вероника Скворцова отметила, что с 2015 г. будет отменена подготовка в ин­тернатуре, в то же время количество мест в ординатуре будет расширено до 10 000 (количество выпускников, прошедших обучение в интернатуре на бюджетной ос­нове, в 2011 г. составит 17 000 человек, планируется что 5000 из них продолжат обучение в ординатуре).

Вероника Игоревна выразила надежду, что вы­пускники, получившие высшее медицинское по новым ФГОС, сразу после выпуска смогут работать врачами - терапевтами и педиатрами. Условием поступления в ординатуру будет отработка в течение 3 лет после окончания вуза по распределению. Сро­ки обучения в ординатуре будут дифференцированы в зависимости от приобретаемой специальности.

В отношении клинических баз было отмечено, что будут развиваться механизмы, стимулирующие взаимную заинтересованность между клиническим учреждением и медицинским вузом. В частнос­ти, последипломная подготовка будет проводиться только в больницах, являющихся клиническими базами учебных учреждений. Участие же учащихся в лечебном процессе будет осуществляться впредь только под присмотром преподавателя.

В своем выступлении Петр Витальевич Глыбоч-ко остановился на приоритетах в системе медицинского образования и подготовке кадров в условиях модернизации здравоохранения. Он отметил необ­ходимость воспитания у выпускников потребности в непрерывном совершенствовании своей подготовки.

Петр Витальевич остановился и на вопросах, свя­занных с внедрением новых государственных образо­вательных стандартов, создании и широком исполь­зовании центров практических умений, виртуальных технологий, организации самостоятельной работы студентов. Отметил он отсутствие специальных зна­ний и умений у преподавателей, необходимость раз­работки специальных методических материалов по новым образовательным технологиям. Также Петр Витальевич сообщил, что на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова восстановлено учебно-методичес­кое объединение по медицинскому и фармацевтичес­кому образованию.

Тревор Гиббс, директор по развитию Ассоциации медицинского образования в Европе, консультант Всемирной организации здравоохранения по обра

зованию в области медицины и первичной врачеб­ной помощи, в своем докладе "Образование в облас­ти здравоохранения в XXI в.: не просто переходный период" рассказал о современных тенденциях в ме­дицинском образовании.

Он отметил, что использование клинических рекомендаций, основанных на доказательной медицине, показало высокую экономическую эффектив­ность в Великобритании.

Образование в современном мире должно быть ориентировано на учащегося и его образовательные потребности. Необходимы обратная связь, измене­ние в стилях образования - переход на проблемно-ориентированное обучение, командное обучение, коммунальное обучение. Необходимо развивать оценку компетенций медицинских специалистов и их обучение на рабочем месте.

После обеденного перерыва научную програм­му конференции продолжили три сессии конкурирующих тематических секций, проходивших в трех больших конференц-залах Первого МГМУ. Всего на конференции было представлено 106 докладов. До­кладчики - ведущие специалисты российских и за­рубежных медицинских вузов, представители между­народных организаций - Ассоциации медицинского образования в Европе, Международной ассоциации преподавателей медицинских наук, Национального совета медицинских экзаменаторов США, Финско­го общества врачей.

Подробно ознакомиться с содержанием докладов можно на сайте конференции, а на диске, прилагаемом к этому номеру журнала, опубликованы докла­ды и видеозапись всех выступлений, здесь же только перечислим секционные заседания.

        Мировые тенденции в медицинском образовании.

        Качество медицинской помощи как индикатор эффективности профессионального образования. Международная аккредитация лечебных учреж­дений.

        Формирование культуры здорового образа жизни в медицинском вузе. Преподавание профилактичес­кой медицины.

        Доказательная медицина: новые вызовы в препода­вании клинических дисциплин.

        Создание электронного образовательного про­странства медицинских вузов. Инновационные информационные ресурсы для медицинского обра­зования.

        Научно-исследовательский университет как новая образовательная модель в системе медицинского образования.

Подготовка учебных изданий в контексте новых ФГОС. (Специальная секция для авторов учебни

ков и учебных пособий, руководителей библиотек и информационных центров.)

        Современные технологии послевузовского меди­цинского образования. Построение системы непре­рывного профессионального развития в РФ.

        Персонифицированная медицина и клиническая фармакогенетика на додипломном и последиплом­ном уровне подготовки.

Программа второго дня конференции была не менее насыщенной: после 4-х сессий секционных заседаний состоялось пленарное заседание. Кроме того, состоялся мастер-класс NBME: "Принципы разработки высококачественных методов оценки: создание тестовых вопросов с использованием кли­нических ситуаций". Проводила занятие с препода­вателями вице-президент NBME Агата Батлер.

Темы заседаний 2 дня конференции:

        Новые технологии преподавания клинических дис­циплин.

        Электронные технологии в медицинском образо­вании.

        Совершенствование довузовской и целевой под­готовки как этап формирования образовательно-кадрового континуума.

        Новые технологии преподавания практических умений. Симуляции в медицинском образовании. Новые решения для центров практических умений.

        Информационно-библиотечное обслуживание медицинского образования. Новые продукты, тех­нологии и решения для медицинских библиотек

        Симпозиум. Внедрение системы менеджмента качества в медицинских вузах.

        Подготовка менеджеров здравоохранения в контек­сте модернизации системы здравоохранения РФ.

        Новые критерии оценки медицинской вузовской науки.

        Опыт международных образовательных программ. Темпус IV: программа обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов.

        Совещание проректоров по учебной работе (началь­ников учебных, учебно-методических управлений).

        Преподавание фундаментальных дисциплин в кон­тексте новых ФГОС. Обеспечение преемственности между базовыми и клиническими дисциплинами.

        Сестринское образование: перспективы развития в медицинском вузе.

На пленарном заседании были подведены итоги конференции, обсуждена резолюция.

С докладами на заседании выступили академик РАМН Александр Григорьевич Чучалин, который остановился на необходимости соблюдения принци­пов этики и деонтологии в медицинском образова­нии, традициях российской медицинской школы, необходимости внедрения новых методов непрерыв

ного медицинского образования, своевременного информирования врачей о возникающих опасностях, новых методах лечения и диагностики.

Елена Николаевна Новичкова представила уча­стникам конференции европейские спецификации, подготовленные Международной рабочей группой по обеспечению качества к ранее опубликованным Международным стандартам ВФМО по улучшению качества медицинского образования. За последние десятилетия международным сообществом предпри­нимаются значительные усилия по обеспечению ка­чества медицинского образования. Эти инициативы охватывают процесс внедрения стандартов и создание систем признания и аккредитации вузов и программ. Триада ВФМО состоит из трех стандартов, посвящен­ных каждому из трех основных этапов медицинского образования. Каждый стандарт содержит 9 категорий и 36-38 подкатегорий. Категории охватывают все об­разовательные и институциональные аспекты каждого этапа образования. Стандарт сформулирован для двух видов достижений: базовый - означает, что стандарт должен быть выполнен изначально, стандарт улуч­шенного качества - стандарт соответствует междуна­родному консенсусу наилучшей практики.

Агата Батлер рассказала о деятельности NBME. Эта организация, основанная в 1915 г., является разработчиком USMLE® (Медицинский лицензионный экзамен США) - единственного пути первичного лицензирования всех выпускников медицинских школ США и Канады и всех иностранных выпуск­ников, желающих получить лицензию на медицин­скую деятельность в США.

Для унификации качества подготовки Соединенные Штаты разработали национальную систему стандартов медицинского образования и их оценки. В настоящее время USMLE® обеспечивает лицензионные комитеты отдельных штатов общей системой оценки знаний для заявителей на получение медицинской лицензии.

Благодаря этой системе в США лицензии выда­ются отдельными штатами, а не федеральным правительством, врачи могут иметь лицензии нескольких штатов и не могут практиковать в штате без соответс­твующей лицензии. Штат сотрудников NBME со­ставляет 425 человек, кроме того, работает группа из 300-350 волонтеров (врачей и преподавателей) фор­мируемая ежегодно. Формирование тестовых заданий для экзамена USMLE - многоэтапный процесс:

        тестовые вопросы создаются преподавателями из группы волонтеров, а сотрудники NBME их рецензируют и редактируют;

        вопросы рассматриваются и утверждаются на заседании тестового комитета;

        после предварительного тестирования вопросы рассматриваются и утверждаются на заседаниях междисциплинарных групп;

тестовые задания собираются, рассматривают­ся сотрудниками NBME и затем утверждаются соответствующим этапным комитетом.

По итогам конференции на Втором пленарном заседании единогласно была принята резолюция.

По результатам участия в работе конференции участникам выданы индивидуальные сертификаты, подтверждающие получение 16 образовательных кредитов.

Участникам конференции было предложено заполнить опросные листы, дать оценку организа­ции конференции и высказать свои предложения. Предварительный опрос показал общую высокую оценку мероприятия участниками. Итоги конферен­ции были обсуждены на заседании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России 9 июня 2011 г.

Проведение Общероссийской конференции "Медицинское образование-2012", планируется на вторую половину апреля 2012 г.

Резолюция II Общероссийской конференции "Медицинское образование-2011" г. Москва, 22 апреля 2011 г.

21-22 апреля в соответствии с приказом Ми­нистерства здравоохранения и социального раз­вития РФ № 304 от 12.04.2011 в Москве прошла II Общероссийская конференция с международным участием "Медицинское образование-2011", орга­низованная совместно Советом ректоров медицин­ских и фармацевтических вузов, Первым Московс­ким государственным медицинским университетом им. И.М. Сеченова и Ассоциацией медицинских обществ по качеству (АСМОК). В конференции приняли участие ректоры и проректоры медицинс­ких и фармацевтических вузов, руководители УМО вузов, специалисты информационных центров, центров практических умений, библиотекари, руководители кафедр, профессорско-преподаватель­ский состав вузов, молодые ученые. Всего зарегис­трировалось 1385 участников из России, Украины, Казахстана, Армении, Молдовы, США, Великобри­тании, Голландии и Финляндии. На конференции было заслушано 102 доклада в ходе 2-х пленарных и 21 секционного заседания. В рамках конференции состоялось заседание редколлегии журнала "Меди­цинское образование и профессиональное разви­тие".

Участники конференции отметили, что в послед­нее время в ходе модернизации системы здравоохранения вопросам развития медицинского образова­ния уделяется все больше внимания. Модернизация здравоохранения невозможна без подготовки специ

алистов, соответствующей высоким стандартам ка­чества и непрерывного профессионального развития медицинских работников.

В 2010 г. приказами Министерства образования и науки РФ разработаны и утверждены Федераль­ные государственные образовательные стандарты III поколения по специальностям группы "Здравоохранение": "Медико-профилактическое дело", "Лечеб­ное дело", "Педиатрия", "Медицинская биохимия", "Медицинская биофизика", "Медицинская кибер­нетика". В ближайшее время планируется утверждение ФГОС по специальностям "Стоматология" и "Фармация". Во многих медицинских вузах РФ ак­тивно внедряются современные информационные технологии. Развиваются методы преподавания с использованием новых образовательных техноло­гий. Создаются и оснащаются современным учебным оборудованием учебно-клинические и симуля-ционные центры.

Вместе с тем остаются нерешенными многие вопросы и проблемы. Во многих вузах не решена проблема полноценной подготовки будущих вра­чей у постели больного из-за отсутствия собственных университетских клиник или слабой связи с региональными и муниципальными учреждени­ями здравоохранения. Отмечается низкая актив­ность внедрения в учебный процесс новых методов обучения. Не реализована независимая итоговая аттестация выпускников медицинских вузов. Не­достаточно внедряются результаты доказательных исследований по эффективности методов и технологий обучения. Во многих медицинских вузах из-за проблем с финансированием плохо разви­та материально-техническая база, необходимая для обеспечения полноценного образовательного процесса в соответствии с современными требо­ваниями. Учебно-клинические центры и кафедры недостаточно оснащены современным учебным и симуляционным оборудованием, а библиотечно-информационные центры вузов - современной учебной и практической литературой (отечествен­ной и иностранной), компьютерами с доступом в Интернет. Проблема низкой заработной платы профессорско-преподавательского состава приво­дит к снижению престижа работы преподавателя медицинского вуза и оттоку талантливых молодых преподавателей и ученых. Вышеперечисленные проблемы нашли свое отражение в настоящей ре­золюции.

В соответствии с научной программой участни­ки конференции обозначили следующие важнейшие направления развития системы медицинского об­разования в Российской Федерации на ближайшее будущее:

1.  Внедрение Федеральных государственных обра­зовательных стандартов III поколения, типовых учеб­ных планов и примерных учебных программ.

2.  Совершенствование подготовки преподавателей медицинских и фармацевтических вузов. Непрерыв­ное профессиональное развитие преподавателей ме­дицинских вузов является обязательным условием для обеспечения качественного медицинского обра­зования.

Для решения этой задачи необходимо стимули­ровать профессорско-преподавательский состав ву­зов к обмену опытом, в том числе с международными организациями и специалистами, в ходе российских и международных конференций по медицинскому образованию, привлекать сотрудников медицинских образовательных учреждений к участию в подобных мероприятиях, развивать и поддерживать публика­ции методических статей, посвященных различным аспектам преподавания в специализированном жур­нале "Медицинское образование и профессиональ­ное развитие"; развивать в рамках конференций специализированные краткие курсы повышения квалификации преподавателей.

3. Внедрение в медицинское образование совре­менных ИТ-технологий. Информатизация медицин­
ских вузов и системы медицинского образования вцелом. Дальнейшее внедрение электронных образовательных технологий. Внедрение в медицинское образование в соответствии с требованиями ФГОС современных электронно-библиотечных систем и электронных информационных ресурсов. Реализа­ция проекта развития единого информационного пространства медицинских вузов России.

4.    Развитие Центров практических умений. Со­здание и оснащение центров практических умений должно стать одной из приоритетных задач меди­цинского образования, в дополнение, но не взамен клиническому обучению студентов и врачей "у пос­тели больного". Необходимо разработать, обсудить и внедрить методические рекомендации по органи­зации работы центров, включающие методологию работы, стандарты оснащения учебным оборудова­нием, нормативы финансирования, штатное расписание и др.

5.    Внедрение в медицинское образование при­нципов медицины, основанной на доказательствах.

В медицинское образование необходимо внедрять принципы медицины доказательств как в виде са­мостоятельных курсов для студентов и врачей, так и в преподавании клинических дисциплин. При пре­подавании клинических дисциплин преподавателям

необходимо руководствоваться данными современ­ных доказательных источников информации по об­суждаемым проблемам.

6. Совершенствование библиотечного обслужива­ния. Основная задача библиотеки - обеспечение сту­дентов и преподавателей доступом к необходимым учебным изданиям в печатной и электронной фор­мах. Во многих вузах библиотеки находятся в плохом техническом состоянии, не оснащены современным компьютерным оборудованием, плохо обеспечива­ются учебными изданиями и электронными мульти­медийными учебными пособиями.

Особую актуальность в ближайшие годы приобретает внедрение в учебный процесс сов­ременных учебных изданий, имеющих грифы Министерства образования и науки РФ и подготов­ленных в соответствии с новыми ФГОС. Библиоте­ки медицинских вузов должны стать современными информационными центрами с высококвалифици­рованными специалистами в области поиска меди­цинской информации, оснащенными компьютера­ми с доступом в Интернет, к современным печатным и электронным изданиям, специализированными журналами. Необходимо разработать и утвердить нормативы финансирования библиотечных цент­ров медицинских вузов в отношении необходимого оборудования, печатных и электронных учебных материалов.

7. Развитие системы непрерывного профессиональ­
ного развития медицинских работников.

В условиях исполнения программы модерни­зации здравоохранения особенно важно совершенствовать систему последипломной подготовки медицинских работников, внедрять систему непре­рывного профессионального развития. Необходимо разработать концепцию создания системы непре­рывного профессионального развития врачей и план мероприятий по реализации данной концепции. В рамках системы непрерывного профессионального развития необходимо широко использовать инфор­мационные технологии в образовании, в том числе обеспечивать врачей доступом к электронным меди­цинским библиотекам, информационно-образова­тельным системам и системам поддержки клиничес­ких решений.

8.   Внедрение независимой итоговой аттестации вы­пускников медицинских вузов с учетом лучшего меж­дународного опыта. В

настоящее время сложилась практика самостоятельной итоговой аттестации ву­зом собственных выпускников, что не

гарантируетадекватного контроля качества знаний и допуска к профессии. Необходимо внедрять единый независимый экзамен для допуска медицинских специалис­тов к профессиональной деятельности.

Обсудив основные направления развития ме­дицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, участники конференции рекомендуют Совету ректоров медицинских и фармацевтических вузов России разработать, обсудить и представить в Министерство здравоохранения и социального развития РФ проект Концепции развития медицинского и фармацевтического об­разования Российской Федерации на ближайшие 5 лет и план действий (дорожную карту) по реали­зации Концепции. Основной целью Концепции должно стать повышение качества медицинского и фармацевтического образования с учетом лучшего отечественного и международного опыта, обеспе­чивающего эффективное развитие отечественного здравоохранения.

 

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»