Результаты изучения некоторых аспектов образовательного процесса в медицинском университете

Резюме

В статье представлены результаты социологического исследования некоторых аспектов обучения студентов-медиков, включая их самоидентификацию в профессии, удовлетворенность образовательным процессом. Показано, что почти половина студентов (46,3%) вовлечены в исследовательскую работу, и число вовлеченных возрастает по мере обучения в университете. Установлено, что часть студентов (7%) не занимаются самоподготовкой, а среди беспокоящих их проблем лидируют сложные программы и трудности адаптации. Отмечено, что наиболее востребованным навыком респонденты считают тайм-менеджмент. Вызывает обеспокоенность тот факт, что еще в годы обучения часть респондентов разочаровываются в своем выборе профессии. Рекомендуется учесть полученные данные при формировании вариативной части учебного плана и корректировке индивидуальных карьерных траекторий.

Ключевые слова:медицинское образование, учеба в медицинском университете

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Койчуева С.М. Результаты изучения некоторых аспектов образовательного процесса в медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 206-220. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13018

Высшее медицинское образование предполагает освоение комплекса интегрированных теоретических и клинических знаний, умений и навыков, изучение новых медицинских технологий, развитие способностей к самостоятельной работе. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) должны быть сформированы профессиональные компетенции студентов-медиков, которые гарантируют успешность молодых врачей в предстоящей профессиональной деятельности [1].

В настоящее время исследователями установлены различия между профилем студентов-медиков и студентов других немедицинских специальностей. Показано, что для студентов-медиков при формировании профессиональных карьерных установок характерно преобладание гуманитарных принципов [2-4].

Важная часть процесса обучения в медицинском университете - приобщение студентов к самостоятельной работе, углубление их знаний, развитие творческих способностей к решению поставленных задач. Для эффективного обучения студентов в вузе необходимо последовательное увеличение сложности решаемых ими задач с постепенной ориентацией студента в направлении профиля его специальности [5].

Восприятие образовательной среды студентами также определяет их поведение и деятельность. В связи с этим важны исследование особенностей восприятия образовательной среды студентами и выявление закономерностей ее восприятия в зависимости от сроков обучения студентов в медицинском университете [6].

Известно, что профессиональное самоопределение начинается до поступления в вуз, затем происходит его осознание через собственный учебный и отчасти практический опыт, в результате чего студент либо укрепляется в своем желании получить данную профессию, несколько ее изменить, либо принимает решение не работать по специальности совсем [7]. При этом существует множество вариаций каждого из решений. Таким образом, личностные характеристики и мотивация студентов служат критериями, которые оказывают решающее влияние на выбор профессии и карьерные установки [8].

Следовательно, изучение различных аспектов обучения студентов-медиков, их удовлетворенности образовательным процессом, образовательной средой университета, укрепления уверенности в выборе профессии имеют как научный интерес, так и прикладное значение для подготовки грамотных и мотивированных врачебных кадров.

Цель исследования - изучить аспекты образовательного процесса, отражающие удовлетворенность студентов образовательной средой, условиями получения образования, качеством их практической подготовки, становление профессионального самоопределения студентов-медиков в период учебы, трансформацию их уверенности в выборе профессии, предпочтения студентов во внеучебной деятельности.

Материал и методы

Перечисленные выше аспекты образовательного процесса изучали методом опроса студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, факультета гуманитарного и медико-биологического образования, а также клинических ординаторов с помощью специально разработанного авторами опросника, прошедшего валидизацию. Опросник включал несколько смысловых блоков, охватывающих 3 этапа формирования молодого врача: профессиональную ориентацию, собственно образовательный процесс и профессиональную подготовку к работе по специальности/трудоустройство. Учитывая большой объем полученной информации, в данной статье представлены результаты изучения II этапа формирования будущего врача - собственно образовательного процесса в медицинском университете. Общее число опрошенных составило 1289 человек и значительно превысило необходимое число респондентов для формирования выборочной совокупности.

Состав респондентов: студенты лечебного факультета составили 43% общего числа опрошенных; педиатрического - 20%; стоматологического - 24%; факультета гуманитарного медико-биологического образования (ФГМБО) - 9%; ординаторы - 4%, что соответствует процентному соотношению студентов на различных факультетах университета.

Среди респондентов 66% - девушки и 32% - юноши, 2% проигнорировали данный вопрос. Подавляющее большинство респондентов находились в возрастном промежутке 18-25 лет - 93%. Среди респондентов 47,5% были жителями Ставрополя, 17% - жителями других городов Ставропольского края, 9,7% - сельских районов Ставропольского края. Жители других субъектов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и РФ составили от 0,9 до 6,3%. Больше половины опрошенных обучаются на бюджетной основе (53%), а 43% - на платной, 4% респондентов проигнорировали данный вопрос.

Математическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартного пакета прикладных программ SPSS 21.0 for Windows. Качественные переменные описывались абсолютными и относительными (в процентах) частотами, для количественных переменных определяли среднее арифметическое и стандартное отклонение (M±SD). При сравнении 2 групп по качественным признакам использовали критерий хи-квадрат χ2). Две связанные между собой группы по количественным признакам сравнивали с использованием теста согласованных пар Вилкоксона. 2 несвязанные между собой группы сравнивали по количественным признакам непараметрическим методом с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для всех видов анализа статистически значимыми считали различия при р<0,05. Различия между группами, отличающимися по полу и возрасту, приведены только в случаях, когда они статистически значимы.

Результаты и обсуждение

Респондентам было предложено оценить личное здоровье (рис. 1).

Рис. 1. Самооценка респондентами личного здоровья

Большинство респондентов оценивают свое здоровье как хорошее - 46% и удовлетворительное - 45%. Только 7% студентов считают уровень своего здоровья неудовлетворительным. При этом постоянную сонливость испытывают 61,4% юношей и 75,3% девушек; частую головную боль - 21,6% юношей и 38,9% девушек.

При этом 49% респондентов довольны качеством проводимой у них диспансеризации (рис. 2). В то же время каждый пятый респондент(21%) не удовлетворен, а 28% - не готовы дать определенный ответ на данный вопрос.

Рис. 2. Удовлетворенность респондентов качеством диспансеризации

Отрадно отметить, что 77% студентов никогда не курили, а постоянно курят лишь 7% респондентов, что значительно меньше, чем в популяции (рис. 3). Таким образом, при общей высокой самооценке личного здоровья значительная часть студентов предъявляют жалобы астенического круга. Студенты предъявляют довольно высокие требования к качеству диспансеризации на основе имеющейся у них информации о ее стандартах. В то же время число курящих студентов сокращается, что имеет большое значение для формирования позитивной ролевой модели отношения к своему здоровью для пациентов.

Рис. 3. Статус курения респондентов

При этом низкий уровень профессиональной компетенции преподавателей профилирующих и теоретических дисциплин отметили лишь 5% студентов. Более половины респондентов дали ему высокую оценку. Высоким уровень компетенции преподавателей считают 50,4% студентов в возрасте до 20 лет и 30,3% студентов в группе 20-25 лет.

Студенты выделяют достаточно времени на самоподготовку (рис. 4): более 4 ч ежедневно занимаются 23% респондентов; 3-4 ч - 21%; 2-3 ч - 23%; 1-2 ч -15%, а 7% студентов почти не уделяют время самоподготовке. С возрастом студенты меньше тратят времени на самоподготовку, например меньше 1 ч, и 1-2 ч проводят за самостоятельной подготовкой 5,1-6,0% респондентов до 20 лет и 8,0-21,3% студентов из группы 20-25 лет соответственно. Имеются и гендерные различия при ответе на данный вопрос.

Рис. 4. Время, затрачиваемое респондентами на самоподготовку

Меньше 1 ч или 1-2 ч готовятся самостоятельно к занятиям 9,3-18,1% юношей и 5,8-13,2% девушек.

Большинство студентов удовлетворены уровнем обеспеченности библиотеки учебниками и учебными пособиями - 63%, тех, кто считает, что основной литературы в библиотеке нет, лишь 12% (рис. 5).

Рис. 5. Оценка респондентами уровня обеспеченности библиотеки учебниками и учебными пособиями

Полностью удовлетворены обеспеченностью библиотеки 68,2% студентов в возрасте до 20 лет и 60,6% в группе 20-25 лет.

Современный этап получения образования предполагает большую долю самостоятельной подготовки студентов, но, к сожалению, часть студентов не готовы заниматься активным поиском и усвоением современной информации, хотя в университете обеспечены все условия для ее получения как в печатной, так и в электронной форме, в том числе дистанционно.

Помимо проблем с учебой (42,5%) и трудностей адаптации (19,7%) во время пребывания студентов в университете, их также беспокоят материальные проблемы (17,4%) и проблемы общения (8,2%) (рис. 6).

Рис. 6. Проблемы, возникшие в студенческой жизни респондентов

Сложности с учебой возникают у 59,4 респондентов до 20 лет и 30,2% студентов из группы 20-25 лет.

При этом нуждаются в помощи при подготовке к занятиям 23,5 и 16,8% респондентов соответственно.

Отсутствие жилья волнует 4,3 и 7,3% респондентов, так же как и материальные проблемы 11,9-6,3% соответственно. Если среди респондентов до 20 лет проблема отсутствия жилья волнует в 4,3% случаев, то в группах 20-25 лет - 7,3%; старше 25 лет - 11,5%. Похожая ситуация складывается и в отношении материальных проблем. Обеспокоенных ими в группе до 20 лет - 11,9%; 20-25 лет - 21,3%; старше 25 лет - 23,1%.

Выявлены гендерные различия при ответе на данный вопрос. Так, проблемы с учебой беспокоят 37,6% юношей и 45% девушек; трудности адаптации соответственно 15,5 и 21,8%; нуждаются в помощи при подготовке к занятиям - 16 и 21%; материальные проблемы волнуют 20,7 и 15,8%.

Наиболее необходимыми им навыками и качествами студенты назвали умение правильно организовать свое время 62,1%; приобрести уверенность в себе хотели бы 43,7%, а научиться справляться со стрессами - 40,5% респондентов. Значимыми навыками являются также лидерские качества - 24,6% и навыки эффективного общения - 26,3% (рис. 7).

Рис. 7. Перечень навыков, которые респонденты хотели бы получить в процессе обучения

Правильной организации своего времени желали бы научиться 68,9% респондентов до 20 лет, 58,1% в группе 20-25 лет и 55,8% в группе старше 25 лет. Изучить принципы и правила эффективного общения (19,6-31,8%), научиться справляться со стрессом хотели бы респонденты в возрасте до 20 - 44,7%, 20-25 лет - 38,0% и старше 25 лет - 28,8%. Гендерные отличия обнаружены при выборе следующих ответов: "правильно организовать свое время" - 56,2% юношей и 64,9% девушек; "быть более уверенным в себе" - 37,2% юношей и 46,9% девушек; "приобрести лидерские качества" - 28,7% юношей и 22,6% девушек, "научиться справляться со стрессом" - 32,0% юношей и 44,7% девушек. Современное образование предполагает усвоение сложной, постоянно обновляемой медицинской информации. К сожалению, для значительной части студентов при отсутствии навыков обучения и тайм-менеджмента справиться с этой задачей довольно сложно. Понимание этого отражено в высоком проценте лиц, желающих овладеть соответствующими навыками.

Внеурочное время студенты хотели бы проводить по-разному: абсолютное большинство хотели бы заняться спортом -45,5%, художественным творчеством -29,2% (рис. 8). Радует, что 24% занялись бы научно-исследовательской работой, а 24,6% хотели подработать. С возрастом меняются предпочтения респондентов, если культурно-массовой работе и подработкам респонденты в возрасте до 20 лет уделяли больше внимания (21,4 и 21,8% соответственно), то в возрасте 20-25 лет процент ищущих подработки возрос (21,8-26,9% соответственно), равно как и возрос интерес к научно-исследовательской работе соответственно во всех трех группах - до 20 лет; 20-25 лет и старше 25 лет (20,9, 25,3 и 40,4%).

Рис. 8. Виды деятельности, которые предпочитают респонденты во внеучебное время

Гендерные различия при ответе на данный вопрос выглядят следующим образом: заняться техническим творчеством хотели бы 14,6% юношей и 6,2% девушек; художественным творчеством - 17,2 и 35,2% соответственно; спортом - 57,4% юношей и 39,5% девушек; подработками -28,0% юношей и 23% девушек.

В зависимости от уровня владения иностранным языком студенты распределились следующим образом (рис. 9): отлично знают иностранный язык - 15%, хорошо - 13%, удовлетворительно - 33%, плохо и очень плохо - 47%.

Рис. 9. Самооценка респондентами степени владения иностранным языком

При этом юноши лучше владеют иностранным языком. Ответы "очень плохо" и "плохо" выбрали соответственно 14,5 и 28% юношей и 15,6 и 34,6% девушек.

В тех или иных формах научной работы приняли участие в текущем году 46,3% студентов (рис. 10). Это и работа в научном кружке, выступления на научной конференции, публикация научных статей. Причем 4,1% студентов публиковали свои работы в журналах, индексируемых в системе Scopus и рекомендованных ВАК РФ.

Рис. 10. Формы участия студентов в научной деятельности

По мере обучения процент студентов, не участвовавших в научной работе, сокращается (группа до 20 лет - 66,5%; группа 20-25 лет - 44,3%). Причем рост активности в научной сфере наблюдается по всем ее аспектам (участие в научных проектах: 11,0-19,2%; посещение научных кружков и семинаров: 11,0-26,3%; выступления на научных конференциях: 17,126,1%; участие в конкурсе студенческих научных работ: 5,8-17,7%; публикация результатов своих научных работ в студенческих сборниках: 2,0-10,0%; в научных журналах ВАК/Scopus/WoS: 2,0, 5,4 и 34,6%) соответственно в группах до 20 лет, 20-25 лет и старше 25 лет. Девушки более активно занимаются научной работой, чем юноши. Так, "посещали научные кружки" - 16,2-21,0%; "выступали на научных конференциях" - 16,7-24,5%; "публиковали результаты своих научных исследований" - 4,2-7,9% соответственно девушек и юношей.

Лидирующими причинами своего неучастия в научной работе респонденты назвали отсутствие времени - 32,8%; в то время как у 17,8% студентов не хватает для этого знаний и навыков, а 15,2% респондентов не имеют информации о том, как заняться научной работой. На занятия наукой респондентам до 20 лет не хватает времени, так как много времени занимает обучение - в 43,8% случаев, а из-за совмещения учебы с работой - в 4,7% случаев.

В студенческие годы 18% респондентов работают постоянно, а 10% - временно, кроме того, 12% "перебиваются разовыми заработками" (рис. 11). Процент неработающих студентов по мере обучения сокращается. Так, если в группе респондентов до 20 лет не подрабатывали 75,4%; то в группе 20-25 лет - 48,3%, а в группе старше 25 лет 25,0% выбрали данный ответ. При этом среди юношей не подрабатывали 50,8%, а среди девушек - 62,5%.

Рис. 11. Процент студентов-медиков, подрабатывающих на платной основе в течение последних 12 месяцев

Респонденты, имевшие опыт работы, отмечают, что в 35% случаев данная работа не имела отношение к медицине (рис. 12). Если в группе до 20 лет эта работа была связана со специальностью в 16,1% случаев, то в группе 20-25 лет уже в 36,8%, а в группе старше 25 лет - 65,9%.

Рис. 12. Наличие связей между подработкой респондентов и получаемой ими медицинской специальностью

Удовлетворены прохождением практического обучения 51% студентов, в то время как 28% недовольны ее качеством, а 20% не могут дать однозначную оценку (рис. 13). Если среди респондентов в возрасте до 20 лет недовольны ею 23,5%, то в группе 20-25 лет таких 32,2%.

Рис. 13. Удовлетворенность студентов-медиков своей практической подготовкой

Недостаток финансовых средств и желание набраться опыта движут определенной частью студенчества, стремящейся подработать во время учебы (рис. 14). Однако в сфере выбранной профессии в медицинских организациях подрабатывают 18% респондентов, а 10% - в учреждениях и на предприятиях, не связанных с медициной. В медицинских организациях подрабатывают 6,9% респондентов в возрасте до 20 лет, 24,2% - в возрасте 20-25 лет и 50,0% старше 25 лет. В свою очередь, в немедицинских организациях подрабатывают 7,3, 12,1 и 17,3% соответственно.

Рис. 14. Процент студентов-медиков, подрабатывающих во время учебы

Несмотря на высокий процент студентов, желающих заняться во внеучебное время различными формами деятельности - от спортивной до научно-исследовательской, растет по мере обучения число респондентов, подрабатывающих преимущественно в медицинских организациях. Это связано, с одной стороны, с необходимостью зарабатывания средств для жизни, а с другой - с необходимостью приобретения практического опыта по профессии, тем более что в последние годы наличие такого опыта является важным условием при приеме в клиническую ординатуру.

Стоит отметить, что уже на этапе обучения почти каждый пятый разочаровывается в выборе своей профессии, такой ответ дали 18% респондентов; еще 19% затрудняются с ответом на данный вопрос (рис. 15).

Рис. 15. Процент студентов, разочаровавшихся в своей профессии

Интерес к учебе также у части респондентов снижается, начиная с I курса, - 7%, на II-IV - 8%; на V-VI - 4% (рис. 16). Однако значительная часть респондентов (34%) не ответила на данный вопрос. Потеря интереса респондентов к учебе, с одной стороны, может быть связана с ошибками в профессиональной ориентации абитуриентов и их родителей, а с другой, со сложностью программ обучения будущего врача, диссоциации идеалистических представлений о профессии с реальными ситуациями, с которыми сталкиваются будущие медицинские работники в клинике.

Рис. 16. Период потери интереса к учебе

Выводы

1. В целом самооценка личного здоровья студентов-медиков высокая, однако от 61 до 75% респондентов жалуются на симптомы, характерные для астенического синдрома. При этом качеством проведенной диспансеризации доволен лишь каждый второй респондент. Среди респондентов лишь 7% являются постоянными курильщиками.

2. Отмечается выраженная дифференциация в отношении времени, затрачиваемого на самоподготовку студентов-медиков. Более 2 ч самоподготовкой занимаются 67%, в то же время 7% респондентов самостоятельно не готовятся к занятиям. При этом отмечается сокращение времени на самоподготовку по мере перехода на старшие курсы. Среди респондентов, которые недостаточно уделяют время самоподготовке, преобладают юноши. Преобладающее большинство студентов удовлетворены обеспеченностью библиотеки университета печатными и электронными изданиями.

3. Спектр проблем, беспокоящих респондентов во время учебы, включает собственно сложности в обучении и адаптации, а также материальные и коммуникационные проблемы.

4. Самыми востребованными у студентов навыками и качествами является умение правильно организовать свое время - 62,1%, уверенность в себе - 43,7%, стрессоустойчивость - 40,5% респондентов, лидерство - 24,6%, умение эффективно общаться - 26,3%.

5. Во время досуга респонденты предпочитают заняться спортом - 45,5%, художественным творчеством - 29,2%, научно-исследовательской работой - 24%, подработками - 24,6%. Кроме того, уровень знаний респондентами иностранных языков является недостаточным, так как 47% студентов знают его плохо или очень плохо.

6. Процент студентов, занимающихся научной деятельностью, довольно высокий (46,3%), при этом он увеличивается по мере возрастания курса обучения.

7. Каждый пятый студент постоянно подрабатывает, причем чем старше курс, тем выше процент тех, кто имеет подработки (25% на I-III курсах, на IV-VI курсах - 52%). В 65% случаев подработки респондентов связаны с будущей специальностью. Каждый второй респондент удовлетворен прохождением практического обучения.

8. В процессе обучения 18% респондентов разочаровываются в будущей профессии. Пик разочарования (8%) приходится на II-IV курс.

Литература

1. Гапова О.И. Роль профессионально-педагогической культуры преподавателя медицинского университета в формировании профессиональных компетенций студента-медика // Инновационные обучающие технологии в медицине : сборник материалов Международной Республиканской научно-практической конференции с международным участием. Витебск : ВГМУ, 2017.

2. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова А.А., Кузьмина Е.М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 134-142. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-12009.

3. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Ходжаян А.Б., Хрипунова А.А. Технологии профессионального ориентирования и отбора в образовательные организации высшего медицинского образования в России и за рубежом // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 4. С. 30-41. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-14000.

4. Егорова Ю.А. Метакомпетентность целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе "личность-социум": суть, структура, содержание // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 165-170.

5. Зарицкая В.В. Организация научно-исследовательской работы в университете: совместное участие преподавателей кафедры и студентов : материалы Всероссийской научно-практической конференции "Современные методики учебной и научно-исследовательской работы". Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2017. С. 23-27.

6. Виноградова И.А., Иванова Е.В. Исследование представлений студентов и преподавателей о среде университета // Педагогика и дидактика высшей школы. 2017. № 1 (15). С. 62-71.

7. Корнилова Т.В., Павлова Е.М., Красавцева Ю.В., Разваляева А.Ю. Связь фрейминг-эффекта с индивидуальными различиями у студентов-медиков и студентов-психологов // Национальный психологический журнал. 2017. № 4 (28). С. 17-29.

8. Юргелас И.В., Жданов А.И., Юргелас Ю.Н., Копытина О.С. Сравнительный анализ развития эмпатии и ее составляющих у студентов ведущих медицинских специальностей // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-1. С. 177-184.