Этико-деонтологическое воспитание и профессиональное развитие студентов-медиков: аспекты проблемы

Резюме

В статье сформулирован ряд этических и деонтологических аспектов современной модели подготовки и работы врача. Этизация и гуманизация сознания и деятельности - важные условия образования врача. Цель этико-деонтологического воспитания - формирование врача-профессионала, усвоившего гуманитарные основания профессии, хорошо владеющего социокультурным и ценностно-смысловым контекстами своей деятельности. Воспитать совестливость - значит не только уберечь будущего врача от синдрома эмоционального выгорания, но и научить самокритике, эмпатии, сопереживанию, сочувствию нуждам и душевному состоянию пациента, глубокому пониманию внутренней картины болезни.

Ключевые слова:организация здравоохранения, профессиональное медицинское образование, деонтология, биоэтика, духовно-нравственная культура врача

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Зорин К.В. Этико-деонтологическое воспитание и профессиональное развитие студентов-медиков: аспекты проблемы // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 187-192. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13016

Указом Президента России от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" выделены направления, по которым целесообразно разработать национальные проекты (программы). Правительству Российской Федерации поставлена задача "обеспечить внедрение... новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения" [1].

Национальный проект "Образование" направлен на достижение 2 ключевых задач. 1-я - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. 2-я - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных кадров, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой [2].

Несмотря на цифровизацию, внедрение информационных, компьютерных и дистанционных технологий, нельзя отказываться от лучших традиционных форм обучения и воспитания. Они основаны прежде всего на уважении прав личности студента, пациента и врача-педагога; отказе от психотравмирующих манипуляционных или авторитарных методов; создании атмосферы психологической безопасности и доверия; направленности на позитивное развитие личности и доброжелательность межличностных отношений; грамотное разрешение спорных этико-деонтологических ситуаций и т.п.

Цель настоящего исследования - определение роли этико-деонтологического воспитания в профессиональном развитии будущих врачей.

Материал и методы

В работе использовали методы обобщения, сравнения, наблюдения, системного анализа и теоретического познания. Эмпирической основой исследования является курс педагогики и психологии, а также здорового образа жизни на базе ФГБОУ ВО "МГМСУ им. А.И. Евдокимова" Минздрава России.

Результаты и обсуждение

Одна из глобальных проблем высшего медицинского образования - создание необходимых условий для этико-деонтологического воспитания каждого студента. Это особенно значимо сейчас в связи с бурным развитием новых технологий. Открывшиеся возможности изменения человеческой индивидуальности с помощью новых репродуктивных технологий (например, манипуляций со стволовыми клетками, клонирования и экстракорпорального оплодотворения), трансплантации органов и тканей, нейрохирургии, нейрофармакологии, психохирургии затрагивают острые нравственные вопросы.

Кроме того, анализ жалоб, поступающих в органы управления здравоохранением, выявляет, что именно низкая нравственная культура медицинских работников наиболее часто вызывает негативную реакцию пациентов и становится веской причиной неудовлетворенности медицинским обслуживанием.

Президент ФГБОУ ВО "МГМСУ им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, академик РАН Н.Д. Ющук убежден: "Ныне в нашей жизни пропагандируется культ материальных благ, и в студентах "прорастают" практицизм и настрой на коммерцию. Но забывать об истинном призвании врача нельзя - нужно любить больного, быть готовым к самопожертвованию. Тогда все будет: и слава, и почет, и достаток" [3].

В практике высшего медицинского образования весьма актуально следующее.

- Для студентов - психическое здоровье, развитие и зрелость личности, профессиональная грамотность, навыки конструктивного общения.

- Для педагогов-врачей - психолого-педагогическая компетентность, нравственная и гражданская зрелость, ответственность, демократический стиль общения, умение предотвращать и продуктивно разрешать конфликты.

- Для пациентов - осмысленное отношение к лечению, понимание характера медицинских манипуляций, чувство удовлетворенности и качество жизни.

- Для педагогического процесса - цели и ценности, личная значимость и осмысленность, технологичность, интегрированность, способы оценивания, стиль общения.

Философско-методологической платформой нашей работы стали исследования, посвященные экзистенциальным вопросам жизни и смерти, болезни и страдания, нравственного выбора и ответственности, совести и самопожертвования во имя спасения ближнего. Мы опираемся на произведения великих античных и средневековых докторов (Гиппократа, Галена, Авиценны), а также прославленных отечественных и зарубежных авторов - Н.И. Пирогова, М.Я. Мудрова, Ф.П. Гааза, В.В. Вересаева, В.В. Зень-ковского, архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого), Э. Фромма, В. Франкла, А. Лэнгле.

По выражению Л.Н. Толстого, "главное в человеке - это сердцевина, дух человека, который является носителем смысла, разума, свободы и совести" [4]. Именно поэтому одна из основных целей педагогической деятельности, а значит, и этико-деонтологического воспитания -развитие и становление нравственно положительной ценностно-смысловой ориентации личности. Это обусловливает важность метода диалога с собственной совестью как инструмента самораскрытия личности, способности к самоанализу, самокритике и самосовершенствованию. Без такого диалога нельзя продуктивно обсуждать аксиологические и деонтологические грани сложных биоэтических вопросов, к примеру, кризисной беременности, контрацепции, искусственного аборта, трансплантации органов и тканей, эвтаназии и клинической смерти.

По мысли видного австрийского психолога и психотерапевта Виктора Франкла, сквозь клинический случай надо стремиться разглядеть человека. Экзистенциальный анализ распространяется на человека во всей его целостности, которая имеет не только психофизический, но и духовно-личностный характер. "Лишь ради человеческого в больном, которое скрывается за всем этим, и ради духовного в человеке, которое возвышается над всем этим, стоит быть врачом" [5].

Ссылаясь на исследования своих коллег, В. Франкл показывает, что за время обучения цинизм студентов-медиков обычно возрастает, а гуманность уменьшается. По окончании учебы эта особенность иногда преодолевается. Ученый связывает деэтизацию профессионального сознания врача с тем, что человека определяют как "адаптивную систему управления", а нравственные ценности - как "гомеостатические ограничения в стимул-реактивном процессе". Подобный редукционизм подрывает уважение к ценностям, так как сводит их к реактивным образованиям и механизмам психологической защиты [5].

Прямое следствие столь примитивного подхода - неспособность к экзистенциальной коммуникации (общению с пациентом на ценностно-смысловом уровне) и принижение роли психогенных, психосоматических факторов в развитии заболеваний. Хорошо известно, что высокогуманный смысл врачевания реализуется как в квалифицированном клиническом мышлении, так и в психологически, педагогически и нравственно безупречном поведении врача. Для этого студенту-медику нужно:

- руководствоваться основными принципами биомедицинской этики;

- понять роль этических и деонтологических факторов в медицинской деятельности;

- осознать значение духовно-нравственной культуры врача в формировании концепции "я - врач" и в профессиональном самоопределении;

- осмыслить взаимосвязь личностного и профессионального роста врача;

- грамотно осуществлять профессиональный контакт с коллегами, пациентами и их родственниками.

Многолетний опыт преподавания в ФГБОУ ВО "МГМСУ им. А.И. Евдокимова" Минздрава России подтверждает, что на основе личностно-ориентированного подхода создаются необходимые условия для снятия психологических барьеров и открытого диалога со студентами, интернами, ординаторами, аспирантами и практикующими врачами. Современные педагогические технологии, такие какделовые игры, проблемно-проектные семинары, групповые дискуссии, анализ видеоматериалов и решение деонтологических задач на смысл врачевания, способствуют развитию когнитивных способностей и нравственной культуры обучающихся. Осознанное и нравственно верное разрешение ценностно-смысловых проблем медицины поддерживает духовное, психическое и физическое здоровье врача.

Традиционно принято считать, что врач обязан выполнять свой служебный долг. При этом проблемы биоэтики и деонтологии в медицинских вузах до последнего времени оставались в тени, как не требующие специальной подготовки студентов. Верная постановка диагноза, выбор методов лечения, адекватность прогнозирования зачастую оказываются важнее моральных аспектов врачевания.

Духовно-нравственное воспитание помогает привить такие ценностные ориентации и личностные смыслы, благодаря которым в своей жизни и в практике студент-медик руководствуется принципами совести и сострадания. Именно это позволит будущему врачу видеть в больном человеке неповторимую духовную и страдающую личность с правом выбора собственной позиции, а не объект научно-исследовательской или лечебно-диагностической работы. Врач действует деонтологически грамотно, когда он самостоятелен (сам ставит цели), свободен (сам выбирает средства их достижения), сознателен (способен к осознанию того, что делает) и совестлив (выражая себя, не нарушает прав и свобод других людей). Эти параметры фиксируются в качестве целей-ценностей образования на базе культурологической доктрины [6].

Совесть - одно из выражений нравственного самосознания, позволяющее чувствовать и осознавать ответственность за себя и других. Воспитать совестливость - значит помочь человеку регулировать отношения с окружающим миром и самим собой с позиций высоких нравственных требований.

Совесть, правда и справедливость лежат в основе чувства сострадания. В недавнем прошлом словосочетание "врачебное милосердие" у нас было заменено на "помощь людям". Взрастить чувство милосердия значит не только уберечь будущего врача от "духовной анестезии", синдрома эмоционального выгорания, но и научить самокритике, эмпатии, сопереживанию, сочувствию нуждам и душевному состоянию пациента, глубокому пониманию внутренней картины болезни.

Воспитание врачебной совести - основа этизации профессионального сознания и деятельности врача, а значит, цель преподавания биоэтики и деонтологии. Врачебная совесть позволяет действовать и по букве закона, и в соответствии с духом врачевания, что снимает противоречие между медициной как профессией и как искусством. Устранив это противоречие, врач может правильно ответить на ключевые вопросы о своем призвании и смысле жизни. Духовно-нравственное воспитание призвано обогатить учебные программы мотивами, ценностями и смыслами, предельно значимыми для личностного и профессионального роста студентов [7, 8].

Таким образом, этизация врачебного сознания и деятельности - одно из существенных условий образования врача-профессионала. Подлинный профессиональный рост и развитие связаны с личностным ростом и развитием. Вот почему духовно-нравственная культура - необходимая ценность и в мировоззренческом, и в педагогическом, и в профессиональном планах. Только так может быть решена проблема гуманизации врачевания - развития таких личностных качеств (милосердие, альтруизм, ответственность, совестливость и т.д.), при которых гуманные принципы отношения к пациенту реализуются в теоретической и практической работе врача.

К сожалению, традиционное высшее медицинское образование все больше превращается в классический пример "массового конвейерного производства". Однако высшая школа призвана быть не просто "кузницей кадров", а источником гуманитарных знаний и нравственного воспитания - центром подлинной культуры.

В этом убежден и ректор ФГБОУ ВО "МГМСУ им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, академик РАН, профессор О.О. Янушевич: "Образование призвано воспитывать в молодых людях благородство. Искусство врачевания - не менее творческий процесс, чем создание художественного полотна или скульптурного произведения. Даже самые обширные и глубокие профессиональные знания не всегда помогут доктору в сложной ситуации, если он не чувствует пациента, не понимает, не сопереживает искренне своему больному. Но, отвечая за человека, настоящий медик так же остро ощущает свою ответственность и за все, что происходит рядом с больничной палатой, стоматологическим креслом, операционной, рабочим кабинетом. Стремление делать мир вокруг себя лучше для врача закладывается в студенческую пору, когда облагораживаются и ум, и сердце, и "души прекрасные порывы". Сопричастность к происходящему вокруг, готовность прийти на помощь лежат в основе любого подвижничества" [9].

Заключение

Подготовка будущего врача требует фундаментализации и интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания. Это не только способствует овладению технологиями профессионального обучения, но и усиливает общекультурный блок образования. Ведь во врачебной практике существенное место занимает способность отслеживать, анализировать, критически оценивать и корректировать собственные действия и намерения.

Активное взаимодействие медицины с традиционными религиями, педагогикой, психологией, этикой и философией настойчиво требует переосмысления предыдущих концепций обучения и воспитания студентов. Высшая медицинская школа должна ориентироваться на образование врача-профессионала, что гораздо шире, чем подготовка врача-специалиста. По нашему мнению, врач-специалист владеет медицинскими знаниями, умениями и навыками, а врач-профессионал - это мастер врачебного искусства. Цель этико-деонтологического воспитания - формирование врача-профессионала, усвоившего не только естественнонаучные, технические, но и гуманитарные основания профессии, хорошо владеющего социокультурным и ценностно-смысловым контекстами своей деятельности.

Литература

1. Национальный проект "Образование". URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsionalnyy-proyekt-obrazovaniye&category=education.

2. Национальный проект "Образование". URL: https://edu.gov.ru/national-project.

3. Ющук Н.Д. Навстречу 95-летию МГМСУ // Вестник МГМСУ имени А.И. Евдокимова. 2017. № 6 (1035). С. 2.

4. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В., Е.М. Уколова, Е.В. Суворова. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога / под ред. Н.В. Кудрявой. Москва: РИО МГМСУ, 2015. С. 15.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем. Д. Леонтьева, М. Папуша, Е. Эйдмана. Москва : Прогресс, 1990. С. 85-86, 104.

6. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А., Зорин К.В. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. Москва: Академия, 2012. С. 277.

7. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Введение в духовную культуру врача // Психологические основы деятельности врача: избранные лекции и статьи. Москва. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. С. 128-169.

8. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / под ред. Н.Д. Ющука. Москва: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. 336 с.

9. Янушевич О.О. Слово ректора. Дисциплина ума // Зачётник. Журнал МГМСУ. 2014. № 10. С. 6.