Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки

Резюме

Статья посвящена проблемам, с которыми медицинский университет столкнулся в период пандемии COVID-19. К ним относятся необходимость обеспечения безопасности и здоровья обучающихся и сотрудников, продолжения на высоком уровне дистанционного обучения, подготовки и обучения по программам, посвященным COVID-19 и респираторной поддержке пациентов врачами, организации волонтерских отрядов и предупреждения распространения недостоверной информации. Изложены неотложные меры, предпринятые медицинским университетом в период пандемии. В качестве полученных уроков отмечена важность ликвидации дефицита врачей, создания алгоритмов действий в случае экстренных ситуаций, строительства общежитий блокового типа, наличия запасов медикаментов и средств индивидуальной защиты.

Ключевые слова:медицинское образование, пандемия COVID-19, дистанционное образование

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Койчуева С.М., Ветрова И.Н., Знаменская С.В. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 176-185. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13015

Не будет преувеличением фраза о том, что пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 изменила мир. Первые случаи заболевания в РФ в период январь-март 2020 г. были единичными, однако уже с середины марта инфицированные COVID-19 были выявлены в большинстве регионов России, достигнув по стране к 1 июня 2020 г. 414 878 человек1, в том числе в Ставропольском крае - 2568 человек. Пандемия оказала настолько значительное влияние на все сферы жизнедеятельности, что уже к 1 июня 2020 года в elibrary.ru было опубликовано более 450 статей по проблемам, связанным с пандемией. Большинство статей посвящено медицинским (клиническим, эпидемиологическим аспектам проблемы) [1-3]. Тем не менее обсуждается влияние пандемии на экономику в целом [4, 5], на отдельные отрасли [6], логистику [7], торговлю [8, 9], рынок труда [10], демографические процессы [11], образование [12].

1 https://yandex.ru/maps/covid19?ll=41.775580%2C54.894027&z=3

В особом положении в связи с пандемией COVID-19 находятся медицинские университеты, чья роль была высвечена актуальной ситуацией, равно как были обнажены имеющиеся проблемы здравоохранения в целом и медицинского образования в частности. Среди прочих проблем пандемия повсеместно акцентировала проблему нехватки медицинских кадров и ресурсов, дефицита отечественных оборудования и фармпрепаратов, высокочувствительных тест-систем на COVID-19, а также средств индивидуальной защиты (СИЗ). Приход пандемии усугубился отсутствием четких алгоритмов действий по всем направлениям деятельности образовательных организаций, и только после периода "турбулентности" была выстроена система мер противодействия пандемии [12]. С данной проблемой столкнулись не только российские, но и зарубежные вузы. Среди них медицинские вузы являются не только получателями помощи, но и активными источниками решения проблем.

ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России во 2-й декаде марта 2020 г. столкнулся с ситуацией инфицирования сотрудника университета, что обусловило необходимость реализации срочных противоэпидемических мер, для чего был создан оперативный штаб во главе с ректором, в состав которого вошли проректоры, руководители служб обеспечения жизнедеятельности университета. Все решения оперативного штаба протоколировались, оформлялись приказом и оперативно доводились до сведения сотрудников и студентов посредством веб-сайта университета и оповещения по методу "вирусного зонтика", когда рассылка по WhatsApp осуществлялась от руководителя по нисходящей до каждого сотрудника, что обеспечивало почти немедленное информирование преподавателей и студентов.

Перед медицинским университетом объективно стояли следующие задачи.

- Обеспечение безопасности студентов, в том числе 1432 иностранных граждан, большинство из которых проживают в общежитиях коридорного типа.

- Обеспечение безопасности сотрудников, в первую очередь старше 65 лет, а также тех, кто в силу производственной необходимости продолжил работу в прежнем режиме.

- Обеспечение бесперебойного функционирования клиник университета, принимающих экстренных больных.

- Обеспечение образовательного процесса в дистанционном режиме.

- Обеспечение подготовки и переподготовки врачей по проблеме COVID-19.

- Организация волонтерских групп, оказывающих консультативную, медицинскую и социальную помощь.

- Обеспечение эффективной коммуникации со всеми институциями, включая посольства и консульства 44 стран, откуда прибыли иностранные обучающиеся ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России, родителей студентов, а также дезавуирование фейковой информации.

Для решения первой задачи в первые 2 дня после приостановки аудиторного обучения были протестированы на COVID-19 все иностранные обучающиеся и российские студенты, проживающие в общежитиях университета. Студенты, имевшие возможные контакты по инфекции, были изолированы, обеспечены за счет университета бесплатным 3-разовым питанием на протяжении периода обсервации, а также средствами личной гигиены. Из числа наиболее ответственных и подготовленных иностранных обучающихся по их письменному заявлению была сформирована группа волонтеров в количестве 17 человек, которые после обучения по проблеме COVID-19 и обеспечения их СИЗ вместе с сотрудниками университета выполняли следующие функции: организацию круглосуточных санитарных постов в общежитиях, 2-кратную термометрию всем обучающимся, 3-кратную санитарную обработку общежитий, обеспечение обучающихся вирулицидами, моющими средствами, сбор заявок на приобретение продуктов и их выдачу в общежитиях, раздачу продуктов, масок и перчаток, закупленных за счет университета. В случае подозрения на симптомы инфекции обучающиеся переводились в изолированные помещения в общежития блокового типа.

Для обеспечения безопасности сотрудников был проведен максимально возможный перевод всех служб и преподавателей на работу в дистанционном режиме. Вход в помещения университета осуществлялся только через санитарный пост с термометрией и обработкой рук вирулицидами.

Для осуществления контактной работы в дистанционной форме в университете используется модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Moodle LMs), которая позволяет обеспечить реализацию программ высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Данная платформа предоставляет возможность каждому участнику образовательного процесса в своем профиле хранить, создавать различные по формату материалы, оценивать результаты освоения учебного материала (контрольное онлайн-тестирование и самотестирование), просматривать оценки, осуществлять синхронное и асинхронное общение, хранить сообщения на форуме.

При реализации образовательных программ по укрупненной группе специальностей 31.00.00 "Клиническая медицина" традиционно данные дистанционные образовательные технологии использовались в качестве дополнительного инструмента активизации самостоятельной работы обучающихся и обмена файлами. Однако в условиях, когда весь образовательный процесс должен осуществляться в дистанционной форме, возникла необходимость поиска иных форм передачи учебной информации. Новой формой предоставления учебной информации стали технологии видеоконференцсвязи, с помощью которых преподаватели проводили вебинары (вебинары-лекции и вебинары-семинары), видеоконференции, видеолекции, онлайн-тренинги.

При организации учебных занятий преподавателями университета использовались их следующие разновидности:

- видеозапись монолога лектора, которая позволяет в отведенное время передать максимально большой объем информации, а общение между лектором и студентами возможно только в чате после окончания лекции;

- документальные видеолекции - запись вузовских лекций непосредственно в лекционном зале, что создает эффект нахождения в учебной аудитории, но общение с обучающимися во время лекции невозможно;

- студийные видеолекции представляют собой отредактированный и отрежиссированный материал с оптимально подобранным визуальным сопровождением;

- слайд-фильмы - сложный видеоряд, сопровождаемый закадровыми комментариями преподавателя. По сути это учебный видеофильм, при котором общение между участниками образовательного процесса не предусматривается;

- интерактивные видеолекции - наиболее востребованный у обучающихся формат общения, при котором рассказ преподавателя сопровождается слайдами, видеофрагментами, заданиями.

Для формирования у обучающихся не только теоретических знаний, но и необходимых практических навыков в типичных профессиональных ситуациях высокую эффективность показали онлайн-тренинги. Этот вид занятий используют преподаватели клинических кафедр и сотрудники мульти профильного аккредитационно-симуляционного центра (центра практических навыков). Используя современные тренажеры и симуляторы, коллективы практикующих врачей создали обучающие видеоматериалы для студентов по выполнению алгоритмов оказания медицинской помощи, в том числе неотложной, при критических состояниях как на догоспитальном, так и на клиническом этапе лечения больных.

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является практическая подготовка. Во время практической подготовки в период пандемии 1500 студентов ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России оказывали существенную помощь по лечению и предупреждению коронавирусной инфекции. Более 340 обучающихся, имеющих допуск к оказанию медицинской помощи в качестве средних медицинских работников в медицинских учреждениях, проходили практику по месту работы.

Часть обучающихся (более 170 человек) занималась волонтерской деятельностью, осуществляя консультирование по вопросам самоизоляции, организации медицинской помощи, давая комментарии по профилактике разъяснительной и профилактической работы, обеспечивая доставку медицинских препаратов и т.д. За 2,5 мес работы волонтеры колл-центра приняли около 15 000 звонков от жителей и удовлетворили более 3000 заявок по обеспечению жителей продуктами, средствами защиты, лекарствами.

Студенты (25 человек), давшие добровольное согласие и не имевшие противопоказаний, были допущены к работе непосредственно с больными коронавирусной инфекцией в так называемой "красной зоне".

Часть студентов старших курсов в соответствии с приказами Министерстваздраво-охранения и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27.04.2020 № 378/619 "Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации", Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 № 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", также подписавших добровольное согласие, были распределены в медицинские организации г. Ставрополя, регионов Ставропольского края и республик Северо-Кавказского федерального округа, с которыми были заключены договоры по практической подготовке на их базах. Студенты специалитета, обучающиеся по целевому направлению, проходили практику по месту жительства. Для остальных обучающихся по профессиональным образовательным программам высшего образования практическая подготовка была перенесена на следующий семестр в соответствии с расписанием.

Особенностью организации и проведения производственной практики стало то, что все старшекурсники прошли 36-часовую теоретическую подготовку на циклах повышения квалификации по выбору.

- Тактика раннего выявления и профилактики COVID-19.

- Профилактика и выявление вирусной пневмонии. Основы респираторной поддержки у пациентов с тяжелой вирусной пневмонией.

- Основы проведения безопасной искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

Несмотря на неоспоримые достоинства применения в образовательном процессе элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, их широкое применение в медицинском образовании имеет ряд ограничений различного характера, наиболее значимыми из них являются:

- несовершенство нормативной базы для осуществления дистанционного обучения;

- значительные затраты на создание и поддержку работоспособности образовательного контента [13];

- необходимость изменения методических приемов в подаче учебной информации;

- необходимость постоянной актуализации информации;

- недостаточный уровень IT-компетентности преподавательского состава;

- наличие сложностей контроля качества размещаемой информации, ее уместности и защиты авторских прав [14];

- невозможность создания условий для формирования у будущего врача ряда практических навыков, необходимых для выполнения трудовых функций, лабораторных работ и др.

Помимо перечисленных выше ограничений, необходимо отметить и нежелание обучающихся ограничивать личное общение с преподавателями, ведущими учеными университета, представителями практического здравоохранения и пациентами, о чем свидетельствуют результаты анкетирования обучающихся, проведенного в университете (см. таблицу).

Таким образом, при реализации программ высшего образования по медицинским специальностям дистанционные образовательные технологии применимы только как дополнительный учебный контент, в то время как при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования такого рода технологии могут использоваться в качестве основного способа передачи новой информации [15].

В период пандемии институту дополнительного профессионального образования (ИДПО) ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России была поставлена задача - не только сохранить количество циклов обучения и численность обучаемых, но и практически в самые сжатые сроки подготовить программу обучения по COVID-19 и обучить по ней большое количество врачей и студентов. Дополнительной задачей было обучение врачей хирургических специальностей технике интубирования и проведения ИВЛ.

Сложность обучения практикующих врачей на циклах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так же как и студентов, заключается в том, что им необходимы практические занятия. Однако ввиду высокой контагиозности COVID-19 обучающиеся, проходя практическую подготовку на базах медицинских учреждений, могут не только заболеть, но также стать пассивными бессимптомными переносчиками инфекции, что представляет очевидную угрозу для пациентов. По этой причине лекции и групповые обсуждения в рамках учебных курсов также осуществлялось в дистанционном онлайн-формате.

Для последовательного решения поставленных задач ИДПО ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России разработал и реализовал программы в формате краткосрочных курсов (36 ч) повышения квалификации для врачей и среднего медицинского персонала с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

За период с 25 марта по 5 июня 2020 г. на безвозмездной основе было обучено более 6 тыс. человек (преподаватели, ординаторы, волонтеры, врачи Министерства образования Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа и ряда регионов России).

Сотрудниками кафедры анестезиологии и реанимации ИДПО были разработаны программы и проведено обучение 420 врачей хирургического профиля по приобретению новой компетенции по оказанию медицинской помощи пациентам, нуждающимся в проведении неинвазивной и инвазивной искусственной вентиляции легких с использованием аппаратов искусственной вентиляции легких, наркознодыхательных аппаратов, аппаратов экстракорпоральной мембранной оксигенации.

Результаты анкетирования обучающихся по программам высшего образования по укрупненной группе специальностей 31.00.00 "Клиническая медицина" по оценке эффективности применения элементов дистанционного обучения

Очное обучение врачей хирургических специальностей по освоению практических навыков ведения безопасной ИВЛ и респираторной поддержки пациентов с тяжелой пневмонией с максимальным соблюдением противоэпидемических мер осуществлялось на базе аккредитационно-симуляционного центра и центра практических навыков ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России, которые обеспечены всем необходимым оборудованием для эффективного обучения. В случае необходимости обученные врачи под руководством сертифицированного врача анестезиолога-реаниматолога смогут помочь врачам реанимационных отделений в оказании необходимой респираторной поддержки тяжелым больным коронавирусной пневмонией.

Эффективная коммуникация с посольствами и консульствами 44 стран, откуда прибыли иностранные обучающиеся, а также с родителями студентов осуществлялась в форме оперативной рассылки информации о ситуации в регионе в сравнении со страной запроса, о принятых и реализованных мерах, сопровождении иностранных обучающихся при решении медицинских проблем, обеспечении всех заинтересованных лиц листовками о необходимости соблюдения мер самоизоляции и гигиены. Большое значение уделялось мониторингу и дезавуированию фейковой информации в том числе в социальных сетях сотрудниками университета с высоким уровнем компетенций по проблеме и отличными навыками коммуникаций.

Однако пандемия вскрыла и множество проблем, требующих решения.

- Недоверие части жителей, студентов информации о COVID-19 в силу разновекторности информационных потоков о ней, в том числе от опинион-лидеров.

- Слабая готовность системы здравоохранения и других служб к чрезвычайным ситуациям.

- Дефицит подготовленных кадров в практическом здравоохранении, большое количество в среде преподавателей и врачей лиц пенсионного возраста, нуждающихся в самоизоляции.

- Необходимость быстрого пополнения запасов СИЗ в начальный период пандемии и дефицит тестов на COVID-19.

- Недостаточная готовность преподавателей старше 60 лет к работе с современными средствами коммуникации.

- Неготовность существующих сетей коммуникации к одновременному большому потоку пользователей.

- Необходимость в строительстве новых современных студенческих общежитий блокового типа.

Заключение

Пандемия перевела обучение в онлайн-режиме из разряда источника дополнительных доходов в категорию инструмента институциональной устойчивости и академической преемственности.

Применение образовательных платформ даст новый импульс образованию, раздвинет "географические границы" образования тогда, когда их использование будет гармонизировано с традиционным очным образованием.

Следует больше внимания уделить укреплению статуса медицинского персонала и защите его здоровья, ликвидации дефицита кадров.

Необходимо через программы улучшения грамотности в вопросах здоровья доносить до населения важность осуществления санитарно-противоэпидемических мероприятий и соблюдения личной и общественной гигиены [3, 16, 17].

Следует безотлагательно на предприятиях и организациях всех форм собственности разработать пошаговый алгоритм действий при возникновении различных экстренных ситуаций с участием эпидемиологов и неукоснительно соблюдать его поэтапную реализацию сообразно актуальной ситуации. Необходимо определить каналы внутренней и внешней коммуникации по наиболее важным направлениям жизнедеятельности. Следует предусмотреть развитие экстренных сценариев разной степени сложности. В том числе необходим экономический план выживания образовательной организации в период снижения доходов от хозрасчетной деятельности, с чем большинство хозяйствующих субъектов столкнулись уже в настоящее время, в том числе из-за снижения платежеспособности обучающихся на местах с оплатой обучения. Важно также планомерно обучать преподавательский состав университетов работе в дистанционном режиме.

Литература

1. Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернобровкина Т.Я., Янковская Я.Д., Бурова С.В. Новая коронавирусная инфекция (Covid-19): клинико-эпидемиологические аспекты // Архивъ внутренней медицины. 2020. Т. 10, № 2. С. 87-93. DOI: https://doi.org/10.20514/2226-6704-2020-10-2-87-93

2. Белоцерковская Ю.Г, Романовских А.Г, Смирнов И.П. COVID-19: респираторная инфекция, вызванная новым коронавирусом: новые данные об эпидемиологии, клиническом течении, ведении пациентов // Consilium Medicum. 2020. Т. 22, № 3. С. 12-20. DOI: https://doi.Org/10.26442/20751753.2020.3.200092

3. Брико Н.И., Каграманян И.Н., Никифоров В.В., Суранова Т.Г, Чернявская О.П., Полежаева Н.А. Пандемия COVID-19. Меры борьбы с ее распространением в Российской Федерации. Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2020. Т. 19, № 2. С. 4-12. DOI: https://doi.org/10.31631/2073-3046-2020-20-2-4-12

4. Булдакова А.А. Влияние коронавируса на экономику России // Вестник научных конференций. 2020. Т. 54, № 2-2. С. 32-34.2.

5. Khlopov O.A. The Coronavirus Impact on Future of Global Development // Modern Science. 2020. N 4-1. P. 301-307.

6. Антропова А.О. Влияние коронавируса (COVID-19) на международный туризм // Вестник научных конференций. 2020. Т. 54, № 2-2. С. 16-18.

7. Сиземова В.Д. Логистика на фоне коронавируса // Студенческий форум. 2020. Т. 106, № 13-1. С. 75-77.

8. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Влияние вспышки нового коронавируса на международную торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. 2020, № 2. С: 7-18.

9. Савинов Ю.А., Кириллов В.Н., Тарановская Е.В. Срочно в номер: влияние китайского коронавируса на мировую экономику и торговлю // Международная экономика. 2020, № 2. С: 63-71.

10. Солдатова С.С., Солдатова В.В. Российский рынок труда в условиях нарастания экономического кризиса вследствие пандемии // StudNet. 2020. Т. 3, № 2. С: 424-429.

11. Кулькова И.А. Влияние пандемии коронавируса на демографические процессы в России // HumanРrogress. 2020. Т. 6, Вып. 1. C. 1-11. DOI: https://www.doi.org/10.34709/IM.161.5

12. Балахонов А.В., Бубнова Н.А., Варзин С.А., Матвеев В.В., Пискун О.Е., Слепых Л.А., Шишкин А.Н., Эрман М.В. Современные проблемы медицинского образования как угроза национальной безопасности России // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2020. Т. 29, № 1. С. 40-46. DOI: https://doi.org/10.37468/2307-1400-2020-1-40-46

13. Петрова Л.Е. Практика применения технологий e-Leaning в ВПО: на примере медицинского и педагогического образования // Новые образовательные технологии в вузе: материалы 11-й Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 2014) URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50444/1/notv-2015-011.pdf

14. Митрофанова К.А. Дистанционные образовательные технологии в медицинском университете для обучения иностранному языку // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. Т. 102, № 12. С. 11-21.

15. Авачева Т. Г., Кадырова Э.А. Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. Т. 32, № 2. С. 102-111. DOI: https://www.doi.org/10.24411/2220-8453-2018-12006

16. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Махов З.Д., Койчуев А.А. Формирование грамотности в вопросах здоровья у некоторых категорий пациентов (обзор) // Профилактическая медицина. 2013. Т. 16. № 2-1. С. 18-22.

17. Амлаев К.Р., Муравьева В.Н., Койчуев А.А., Уткина ГЮ. Медицинская грамотность (компетентность): состояние проблемы, способы оценки, методики повышения грамотности пациентов в вопросах здоровья // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2012. Т. 28, № 4. С. 75-79.