Современное состояние и перспективы интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития

Резюме

В Российской Федерации исторически сложилась система повышения квалификации медицинских работников, которая реализуется образовательными организациями в виде циклов с периодичностью 1 раз в 5 лет. С 2013 г. в стране стартовал проект отработки основных принципов непрерывного медицинского образования, в который поэтапно были введены специалисты с высшим медицинским образованием, а с 2019 г. - и специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

В статье проанализирован процесс становления системы непрерывного медицинского образования в Российской Федерации. Изучена готовность среднего медицинского персонала системы здравоохранения Москвы к профессиональному развитию и дана оценка факторам, влияющим на процесс интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития.

Ключевые слова:непрерывное профессиональное развитие, непрерывное медицинское образование, повышение квалификации, медицинские работники, средний медицинский персонал

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Касимовская Н.А., Ивлева С.А. Современное состояние и перспективы интеграции специалистов со средним медицинским образованием в систему непрерывного профессионального развития // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 153-160. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13013

В современном обществе здравоохранение призвано обеспечить населению доступность медицинской помощи гарантированного объема и качества. В условиях реформирования системы здравоохранения на протяжении последних десятилетий удалось добиться ряда успехов, основными из которых стали снижение смертности, повышение рождаемости и увеличение продолжительности жизни населения страны [1]. Однако, несмотря на достигнутые успехи, эффективность системы здравоохранения остается низкой [2].

Одной из стратегических задач для повышения эффективности современной системы здравоохранения остается совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения отрасли на основе постоянного повышения профессионального уровня и расширения квалификации медицинских работников, достигаемых за счет развития системы непрерывного медицинского образования [3].

"Непрерывное медицинское образование" - термин, прочно вошедший в жизнь медицинского сообщества с конца 2013 г., когда стартовал пилотный проект Минздрава России. Целью пилотного проекта стала апробация новой модели повышения квалификации медицинских работников, стремление сделать ее современной, гибкой и удобной, а самое главное - отвечающей актуальным запросам практического здравоохранения [4]. Правовой основой реализации данного проекта стал вступивший в силу с 01.09.2013 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который ввел понятие "непрерывное образование" - образование в течение всей жизни (ст. 10), а для медицинского и фармацевтического образования - непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации (ст. 82).

Интеграция специалистов в систему медицинского и фармацевтического образования, как и правовое обеспечение данного процесса в Российской Федерации, происходили поэтапно [5].

В пилотном проекте, рассчитанном на период с 01.12.2013 по 31.01.2015, на добровольной основе было предложено участвовать врачам, у которых действие сертификата специалиста завершалось в 2014-2015 гг. [6]. Из предусмотренных дополнительной профессиональной программой повышения квалификации 144 ч образовательным организациям было выделено 108 ч, профессиональным некоммерческим организациям по соответствующей специальности - 36 ч, из которых освоение 16 ч осуществлялось через участие врачей в очных или учебных онлайн-мероприятиях, а 20 ч было отведено для самостоятельного изучения заранее разработанных электронных учебных модулей. Результаты пилотного проекта позволили проанализировать готовность медицинского сообщества к вхождению в систему непрерывного медицинского образования и наметить основные пути ее оптимизации [5, 7]. Однако апробацию модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования проходили только врачи, готовность среднего медицинского персонала не исследовалась.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2016 была введена новая система допуска к медицинской и фармацевтической деятельности - аккредитация специалистов, которая с 01.01.2021 должна будет полностью заменить систему сертификации. Приказом Минздрава России от 25.02.2016 № 127н были утверждены сроки и этапы аккредитации специалистов, а также определены категории лиц, подлежащих аккредитации.

Приказом Минздрава России от 09.06.2015 № 328 срок реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования был продлен до 31.12.2020. В систему непрерывного медицинского образования на этом этапе вовлекаются специалисты с высшим медицинским образованием всех специальностей, получившие сертификат специалиста, а также прошедшие процедуру первичной и первичной специализированной аккредитации после 01.01.2016. В 2016 г. вступает в силу приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов", которым устанавливается условие прохождения периодической аккредитации - предоставление отчета о профессиональной деятельности за последние 5 лет, включающего сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (портфолио).

В 2017 г. Минздрав России приказом от 21.11.2017 № 926 утверждает "Концепцию развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 г." - документ, в котором сформулированы система взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянного повышения ими своего профессионального уровня и расширения квалификации.

С 01.01.2019 в рамках реализации федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций здравоохранения квалифицированными кадрами" в соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в систему непрерывного медицинского образования вовлекаются специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием [8].

Несмотря на планомерную политику Минздрава России в вопросе интеграции специалистов медицинской сферы в систему непрерывного медицинского образования и с учетом того, что до введения процедуры периодической аккредитации остается полгода, нормативно-правовая база актуализирована не полностью. Так, до сих пор отсутствует ведомственный приказ, детально регламентирующий порядок и сроки повышения квалификации специалистов сферы здравоохранения после 01.01.2021, а также требования к формированию портфолио.

В апреле 2019 г. Минздрав России подготовил проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", позволяющий устранить правовые пробелы непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Обращает на себя внимание предложение заменить формулировку ставшего привычным и используемого в предшествующих нормативных правовых актах Минздрава России понятия "непрерывное медицинское образование" на "непрерывное профессиональное развитие".

Во многих странах Европы и США используют не только термин "непрерывное медицинское образование" (НМО), но и термин "непрерывное профессиональное развитие" (НПР). При этом подразумевается, что НПР несколько шире, чем НМО, и включает, кроме совершенствования профессиональных знаний и умений по своей специальности, получение дополнительных компетенций с учетом меняющихся условий профессиональной деятельности практикующего специалиста [6]. Можно сказать, что НПР - это расширенная и углубленная система НМО, в котором последняя дополнена внутренними потребностями и мотивацией медицинского работника к самообразованию. Таким образом, в ближайшее время специалисты сферы здравоохранения будут строить свою образовательную траекторию уже в рамках НПР.

Однако если у специалистов с высшим медицинским образованием на отработку новой модели повышения квалификации дается 6 лет, а на формирование портфолио - 5 лет, то специалисты со средним медицинским образованием оказались в несколько ином положении: для лиц, подлежащих периодической аккредитации в 2021 г., сформировать портфолио за 5 лет не представляется возможным. Кроме этого, в аналогичных исследованиях выявлен ряд факторов, препятствующих безболезненному вхождению среднего медицинского персонала в новую систему, в связи с чем требуется изучение готовности потенциальных участников периодической аккредитации и системы непрерывного профессионального развития среди специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в современных условиях.

Цель исследования - определить готовность среднего медицинского персонала системы здравоохранения к профессиональному развитию в системе непрерывного медицинского образования (на примере г. Москвы).

Материал и методы

Исследование проведено в период с 10.04.2019 по 10.12.2019 на базе ГБПОУ ДЗМ "Медицинский колледж № 7" - ведущей образовательной организации, осуществляющей подготовку среднего медицинского персонала по дополнительному профессиональному образованию (мощность - 20 000 работников г. Москвы со средним медицинским и фармацевтическим образованием в год). В исследовании приняли участие 420 специалистов со средним медицинским образованием.

В исследовании применялся социологический метод. Согласием о добровольном участии в проведении исследования считалась передача респондентом заполненной анкеты исследователю. Анкета авторская, одобрена этическим комитетом ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), протокол № 05-19 от 10.04.2019. Анализ результатов исследования проведен на основе методов описательной статистики с применением пакета программ Microsoft Office Excel 2019.

Результаты и обсуждение

Непрерывное медицинское образование (НМО) - новая форма повышения квалификации для среднего медицинского персонала, привыкшего к контактному обучению с периодичностью совершенствования профессиональных навыков 1 раз в 5 лет. НМО отличают непрерывность, использование инновационных технологий (дистанционные, электронные, симуляционные технологии), а также персонификация - возможность выбора траектории профессионального развития, что обеспечивает получение компетенций, соответствующих индивидуальным потребностям и занимаемой должности специалиста [7]. Система НМО включает: освоение образовательных программ повышения квалификации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ("формальное образование"), обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций ("неформальное образование") и индивидуальную познавательную деятельность ("самообразование").

Готовность к повышению квалификации в системе НМО изучалась на 420 респондентах (87,6% женщин и 12,4% мужчин), преимущественно со средним медицинским образованием (95,5%). В возрастной структуре преобладали лица в возрасте 40-49 лет (35,2%) и 30-39 лет (28,6%), доли лиц других возрастных групп составили соответственно 20-29 лет - 12,9%, 50-59 лет - 15,7%, 60 лет и старше - 7,6%. Все опрошенные - работники медицинских организаций системы здравоохранения г. Москвы, указавшие в качестве основного места работы больницы, в том числе детские (41,4%), поликлиники, в том числе детские (20,0%), медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови (12,1%), специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи) (11,7%), центры (в том числе детские) (9,8%), другие медицинские организации (5,0%). Основу выборки составили медицинские сестры - 78,6%, фельдшера - 12,3%, руководители сестринских служб - 7,9%, специалисты других должностей - 1,2%. Общий медицинский стаж респондентов составил 20,9±11,7 года.

В процессе проведенного исследования установлено, что большинство из опрошенных (72,6%) осведомлены о происходящих изменениях в системе дополнительного профессионального образования, считают, что уровень профессиональной компетентности зависит от качества обучения по программам повышения квалификации (78,1%), уверены, что система НМО позволит повысить качество профессиональной деятельности среднего медицинского персонала (80,0%).

Выявлено, что источниками информации о проводимой реформе для специалистов со средним медицинским образованием в Москве являются: Интернет и СМИ (51,7%), курсы повышения квалификации (49,5%), старшая медицинская сестра (31,0%), коллеги из числа среднего медицинского персонала (22,6%), заведующий отделением (19,8%), главный врач или его заместитель (11,0%), коллеги из числа врачебного персонала (5,5%). При этом исследование выявило, что 40,9% респондентов не понимают организацию системы НМО.

Особенностью НМО стала персонификация специалистов. Для реализации этого принципа создан портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (портал НМО, https://edu.rosminzdrav.ru/), который в настоящее время содержит образовательные элементы, соответствующие всем компонентам НМО и обеспечивает для зарегистрированных пользователей электронный учет образовательной активности.

Для повышения квалификации в новой системе специалист должен пройти регистрацию на портале НМО и сформировать свой индивидуальный 5-летний план обучения. Как показало исследование, на портале НМО зарегистрирован только каждый 2-й из респондентов (50,5%). Исследование факторов, повлиявших на регистрацию специалистов со средним медицинским образованием в новой системе повышения квалификации, выявило, что ведущим фактором стало желание профессионально развиваться (47,9%), 22,6% отметили, что им было интересно войти в новую систему повышения квалификации, 9,3% вдохновил пример коллег. Однако практически каждый 5-й респондент (17,6%) регистрируется из-за страха увольнения или непрохождения аккредитации, 9,3% заставила зарегистрироваться главная или старшая медицинская сестра, а 21,7% опрошенных считают, что регистрироваться в системе НМО им нет необходимости.

С целью непрерывного совершенствования профессиональных навыков и расширения квалификации, а также для формирования портфолио специалистам здравоохранения рекомендуется обучение с общим минимальным суммарным объемом различных компонентов НМО 250 зачетных единиц (ЗЕТ) за 5-летний период с ежегодным обучением в объеме около 50 ЗЕТ. Рекомендуемый ежегодный объем освоения программ повышения квалификации, суммарный объем обучения на очных образовательных мероприятиях и освоения интерактивных образовательных модулей составляют примерно 36 и 14 ЗЕТ соответственно. Исследование выявило, что каждый 3-й респондент считает приемлемым такое количество ЗЕТ (32,9%). Практически каждый 2-й респондент (40,5%) считает, что 250 ЗЕТ за 5 лет - слишком большой объем для повышения квалификации среднего медицинского персонала.

Система НМО подразумевает информатизацию образовательного процесса, в связи с чем в исследовании оценивалось обеспечение респондентов компьютером или ноутбуком с выходом в Интернет. Более половины опрошенных сообщили, что обеспечены выходом в Интернет на рабочем месте (50,7%), на отсутствие выхода в Интернет указали 30,5%. В домашних условиях имеют компьютер с выходом в Интернет 88,1%. Не имеют компьютера ни на рабочем месте, ни дома 18,8% и 8,1% респондентов соответственно.

Один из отличительных признаков новой системы повышения квалификации - применение в образовательном процессе электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Выявлено, что только половина респондентов готовы к обучению с применением ЭО и ДОТ в полном объеме (53,1%), в то время как другая половина считает возможным сопровождение образовательного процесса дистанционными технологиями только частично (46,9%).

Важное место в системе НМО отводится самообразованию. Под самообразованием следует понимать целенаправленную индивидуальную познавательную деятельность, управляемую самой личностью для приобретения системных знаний в сфере своих профессиональных интересов [9, 10]. Эта деятельность может заключаться в самостоятельном изучении литературных источников, таких как статьи в научных журналах, интернет-ресурсы, открытые онлайн-курсы и др. В исследовании источников информации для самообразования среди специалистов со средним медицинским образованием отмечено, что основным источником служат интернет-ресурсы (информация, размещенная на профессиональных медицинских сайтах) - 75,2%, практически половина респондентов пользуются печатными изданиями (справочники, учебные пособия, учебники) - 49,8%, мобильные приложения используют 22,6%, информацию из периодических изданий (журналы, газеты) получают 9,8%.

Значимым фактором для интеграции специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием является источник финансирования повышения квалификации в системе НМО. Исследование готовности специалистов со средним медицинским образованием выявило, что более половины респондентов относятся негативно к финансированию обучения за счет личных средств (65,0%), каждый 3-й готов разделить финансовые затраты с работодателем (32,4%) и лишь 2,6% готовы обучаться полностью за счет личных средств. За счет личных средств специалисты со средним медицинским образованием готовы обучаться в основном по программе повышения квалификации в объеме 36 ч со стоимостью до 2 тыс. руб. (63,1%).

Заключение

Средний медицинский персонал системы здравоохранения г. Москвы демонстрирует готовность и мотивацию к непрерывному профессиональному развитию. Современный специалист со средним медицинским образованием ставит профессиональную компетентность в прямую зависимость от качества образовательных программ, проявляет интерес к новой системе повышения квалификации, выражает желание профессионально развиваться и уверен, что система НМО положительно повлияет на оказание медицинской помощи населению. Вызывает обеспокоенность, что не все специалисты обеспечены компьютером и выходом в Интернет на рабочем месте и в домашних условиях. Обращает на себя внимание и недостаточная информационная поддержка специалистов, в первую очередь со стороны руководителей сестринских служб медицинских организаций - главных и старших медицинских сестер.

Таким образом, при адекватном информационном сопровождении реформы, обеспечении выполнения специалистами со средним медицинским образованием 5-летнего плана образовательной активности с минимальными для них финансовыми затратами, оснащении рабочих мест компьютерами с выходом в Интернет интеграция специалистов среднего звена в систему непрерывного профессионального развития на основе непрерывного медицинского образования возможна в короткий срок.

Литература

1. Голубенкова В.А. О некоторых проблемах управления здравоохранением в Российской Федерации // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2018. № 6 (4). С. 607-61 1.

2. Ветшева Н.Н., Трофименко И.А., Морозов С.П., Низовцова Л.А., Ким С.Ю., Фисенко Е.П. Повышение качества медицинской помощи за счет усовершенствования системы непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017. № 2-3 (28-29). С. 60-68.

3. Лазаренко В.А., Комиссинская И.Г., Степченко А.А., Гаврилюк В.П. Возможности непрерывного профессионального развития медицинских работников на последипломном этапе в Курском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017. № 1 (11). С. 100-109.

4. Свистунов А.А., Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Непрерывное медицинское образование для улучшения качества медицинской помощи // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 1 (15). С. 21-31.

5. Малов И.В., Калягин А.Н., Щербатых А.В., Горяев Ю.А., Бараховская Т.В. Современные тенденции непрерывного медицинского и фармацевтического образования // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2017. № 2. С. 53-55.

6. Шашмурина В.Р., Мишутина О.Л., Ковалева Н.С., Волченкова Г.В., Федосеев А.В. Опыт внедрения электронной образовательной среды в систему обучения врачей-стоматологов // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 3. С. 185-190.

7. Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Аккредитация специалиста здравоохранения как стартовая площадка непрерывного медицинского образования // Анестезиология и реаниматология. 2016. № 61 (4). С. 253-256.

8. Национальный проект "Здравоохранение": выступление С.А. Краевого, зам. Министра здравоохранения Российской Федерации от 23.07.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.roszdravnadzor.ru/documents/53487 (дата обращения: 02.06.2020)

9. Трегубов В.Н., Сизова Ж.М. Формирование индивидуальной траектории самообразования врача-специалиста в системе непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 4 (18). С. 91-99.

10. Чернышева Т.С. Непрерывное образование как основа профессионального развития специалиста медицинского профиля // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 89-90.