О возможности применения методов мнемотехники в образовательном процессе в медицинских вузах

Резюме

Для надежного усвоения и удержания в памяти большого объема информации, необходимой в дальнейшей врачебной деятельности, в образовательном процессе в медицинских вузах могут быть применены методы мнемотехники - совокупности способов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем создания искусственных ассоциаций. Применение метода ассоциаций на занятиях способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас.

Ключевые слова:образовательный процесс, медицинские вузы, мнемотехника, ассоциации, механизмы запоминания

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Хайдарова Д.С. О возможности применения методов мнемотехники в образовательном процессе в медицинских вузах // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 133-137. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13011

Образовательный процесс в учебных учреждениях требует постоянного совершенствования педагогического мастерства. Студентам медицинских вузов приходится обрабатывать и усваивать большое количество информации, для чего большинство из них стараются механически запомнить материал учебника или тот, что дается на лекции либо практическом занятии. Уровень усвоения учебного материала сильно зависит от качества его подачи преподавателем и способности запоминать, а самое главное, понимать учащимися. Начиная с I курса студенты-медики сталкиваются со словами, которые им до этого не были знакомы. Если такие слова просто зубрить, они исчезают из памяти через несколько дней. Подготовка будущих врачей предполагает надежное усвоение и удержание в памяти большого объема информации, необходимой для их дальнейшей профессиональной деятельности. Сложность усвоения преподаваемого материала обусловлена большим количеством специальных терминов, пришедших из иностранных языков (латинского, греческого и др.). Особенность изучения медицинских предметов состоит в том, что лишь очень небольшой процент необходимой информации запоминается с помощью логических связей. Для прочного и одновременно легкого запоминания следует наполнить слово содержанием - чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, сильными ощущениями. Совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей), называется мнемотехникой. Мнемотехника/мнемоника (от греч. mneme - память, techne - искусство) - искусство запоминания, одна из старейших прикладных дисциплин. Первые сохранившиеся письменные работы по мнемотехнике датируются 86-82 гг. до н.э. Практика использования приемов запоминания информации возникла еще раньше: с мнемотехникой были знакомы уже древние греки и майя [2]. Мнемотехника применяется для запоминания большого объема информации или даже незапоминаемой информации. Ассоциация - это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним. Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, звучанию, действию, назначению, количеству. При этом происходит замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Зачастую не существует рационального объяснения, почему тот или иной образ вызывает представление о другом.

Материал и методы

Применение метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности, образного и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Соответственно повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении. Ассоциативный метод может применяться при изучении любой темы всех предметов программы. Значительный фактор, влияющий на эффективность применения ассоциативного метода в учебной деятельности, - эмоциональность преподавателя, его мимика, жесты, выразительность речи. Использование метода ассоциации делает урок увлекательным и каждый раз по-новому интересным, развивает внимание, творческое и логическое мышление, способствует лучшему запоминанию материала. Информация, полученная с помощью мнемотехнических приемов, сохраняется в долговременной памяти. Основной целью применения данной техники является усиление интереса к теме урока, укрепление механизмов памяти.

Результаты и обсуждение

Ниже приведено несколько примеров использования мнемотехнических способов, применяемых нами на занятиях по патофизиологии.

1. Примеры ассоциаций, применяемые для запоминания последовательности стадий фагоцитоза:

- приближение фагоцита к объекту фагоцитоза;

- прилипание фагоцита к объекту фагоцитоза;

- поглощение фагоцитом объекта фагоцитоза;

- переваривание фагоцитом объекта фагоцитоза.

Учитывая, что фагоциты - это клетки-защитники нашего организма, представим их в виде солдат, сражающихся с врагами (микробами). Перед началом боя солдаты (фагоциты) находятся в траншее-окопе (сосуде). Появились враги (микробы), солдаты выходят (лейкодиапедез) из окопа (сосуда) и бегут по направлению к врагу (I стадия). Добегают до врага (II стадия) и начинается рукопашный бой (III стадия). У каждого солдата есть граната (лизосома), которую он взрывает (выброс лизо-сомальных гидролитических ферментов) и погибает вместе с врагом (IV стадия), чаще всего не одним, а с несколькими. Известно, что фагоцит может одновременно фагоцитировать и уничтожать до 20 микроорганизмов (как боец, окруженный врагами, имеющий только одну гранату, старается не попасть в плен, а уничтожить себя вместе с как можно большим количеством вражеских солдат). Такой исход боя (процесса) называется "завершенный фагоцитоз". Иногда граната не срабатывает (низкая активность гидролитических ферментов), и в этом случае солдат (фагоцит) не уничтожает врага (микроорганизм), а продолжает удерживать его (незавершенный фагоцитоз). В клинической практике такое состояние называется "вирусоносительство" или "бактерионосительство".

2. Для объяснения одного из механизмов увеличения скорости оседания эритроцитов (СОЭ) эритроциты ассоциируются с монетами, а их агрегаты - со столбиками монет. Если взять 2 одинаковых стакана с водой и одновременно бросить в один из них одну монету, а в другой - столбик монет, можно увидеть, что столбик монет осядет на дно стакана быстрее, т.е. агрегаты эритроцитов "тяжелее", чем отдельно взятый эритроцит. Таким образом, агрегация эритроцитов способствует увеличению СОЭ.

3. Явление тиксотропии - переход коллоидного вещества базальной мембраны стенки сосудов из твердого состояния (гель) в мягкое состояние (золь) под действием ферментов лейкоцитов при их эмиграции во время воспаления можно представить следующим образом. Коллоидное вещество базальной мембраны ассоциируется с холодцом: холодец в холодильной камере - это состояние геля, а при комнатной температуре - золя. Чем выше температура среды, в которой находится холодец, тем более жидким он становится. В данном случае ферменты лейкоцитов ассоциируются с повышенной температурой окружающей среды.

4. После перенесенного инфаркта миокарда на электрокардиограмме (ЭКГ) остается глубокий зубец Q, который отражает замещение погибших кардиомиоцитов соединительной тканью, т.е. образование рубца. Элементы соединительной ткани не способны выполнять функции кардиомиоцитов, поэтому глубокий зубец Q на ЭКГ таких людей будет всегда выявляться, вплоть до конца их жизни, а в некоторых случаях свидетельствует о том, что человек когда-то перенес инфаркт миокарда на ногах, о чем даже не догадывается. Чтобы запомнить это, есть выражение "памятник погибшего миокарда".

Заключение

Применение ассоциативного метода в моей педагогической практике позволяет сделать вывод, что при объяснении темы занятия с использованием примеров, основанных на ассоциациях, информация запоминается легко и гораздо быстрее, причем сохраняется на долгое время. Все эти приемы на первый взгляд кажутся детской игрой. Однако при хорошей организации материала и удачном ассоциировании мысленные образы, создаваемые в результате таких ассоциаций, могут быть надежным средством запоминания элементов различной информации, имеющих друг с другом мало общего. Даже в том случае, если усилия на составление мнемонических схем покажутся чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, нужно помнить, что такая игра все равно стоит свеч: требуя постоянной мобилизации воображения, она будет развивать творческие способности и логическое мышление. Мы считаем, что преподавателей вузов, особенно медицинских, необходимо обучать методике преподавания с использованием различных приемов и способов мнемотехники, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня знаний и развитию логического мышления у будущих врачей.

Литература

1. Иванова Н.В., Мурашов О.В. Использование мнемоники при изучении анатомии человека // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 3. С. 126-161.

2. Калиш Е.Е. Использование принципов педагогической мнемотехники в преподавании иностранного языка // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 1. DO I: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).19

3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано. М., 2007. 115 с. URL: http://www.mnemotexnika.narod.ru

4. Мнемотехника и ее основные приемы, или быстрое запоминание нужной информации. URL: http://uz.htama-net.com/news/information-technotogy/63-mnemotehnika.htmt (дата посещения: 12.03.2013)

5. Мнемотехника, или Как подчинить себе свою память. URL: https://kpfu.ru/psychotogy/mnemotehnika-iti-kak-podchinit-sebe-svoju-pamyat.html (дата посещения: 21.07.2017)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»