Методология построения траектории формирования научно-исследовательской компетентности обучающихся на клинических кафедрах

Резюме

В настоящее время в медицинском образовании мировым трендом стала интеграция обучения, клинической практики и научной деятельности. В статье представлена траектория формирования научно-исследовательской компетентности обучающихся на клинических кафедрах вуза со статусом исследовательского университета. Описаны преимущества использования образовательных платформ edX, The Global Health Network с дистанционными курсами Comparative Effectiveness Research Training and Instruction (CERTaIN) и Good Clinical Practice (GCP) в качестве самостоятельной работы обучающихся под контролем преподавателя для ознакомления с международными стандартами проведения клинических исследований. Обоснована целесообразность привлечения экспертов senior Experten service по менеджменту клинических исследований для анализа эффективности планирования и выполнения научных исследований обучающихся с перспективой формирования международных исследовательских грантовых проектов.

Ключевые слова:научно-исследовательская компетентность, дистанционное обучение, edX, Senior Experten Service

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ибраева Л.К., Рыбалкина Д.Х., Минбаева Л.С., Бачева И.В. Методология построения траектории формирования научно-исследовательской компетентности обучающихся на клинических кафедрах // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 93-100. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13008

В настоящее время мировым трендом модернизации системы образования стала интеграция клинической практики, медицинского образования и научной деятельности, которая успешно реализуется в некоммерческом акционерном обществе "Медицинский университет Караганды" (НАО "МУК") [1]. В соответствии с подпунктом 8 статьи 3 Закона Республики Казахстан (РК) от 18 02.2011 "О науке", а также с пунктом 7 Плана мероприятий по реализации Концепции по вхождению Республики Казахстан (РК) в число 30 самых развитых государств мира на 2014-2020 гг., утвержденного постановлением № 752 Правительства РК от 30.06.2014, НАО "МУК" присвоен статус исследовательского университета.

Эффективной формой развития образования, внедрения инновационных методов в обучение, клиническую и научную работу служит тесное взаимодействие вуза с различными научно-исследовательскими институтами с привлечением высокопрофессиональных специалистов и ученых. Продвижение визитов исследователей и профессоров - необходимый шаг интеграции НАО "МУК" в глобальное сообщество высшего образования и науки, что значительно расширит перспективы участия в международных исследовательских программах.

С целью реализации стратегий Программы развития НАО "МУК" на 20192023 гг. было налажено сотрудничество с Фондом немецкой экономики по международному сотрудничеству Senior Experten Service (SES). В основе проектов SES лежит принцип развития компетенций, передачи знаний и опыта под девизом "Наш опыт - ваше будущее". Эксперты SES работают в 160 странах мира по 50 отраслевым направлениям. Более 18 000 проектов за период существования организации были реализованы в Германии и более 30 000 - в других странах мира (около 1200 в РК). В Казахстане открыты представительства SES в таких городах, как Нурсултан (2 представительства), Алматы, Павлодар, Кокшетау, Петропавловск, Уральск, Костанай, Шымкент, Талдыкорган, Кызылорда. В настоящее время потребность в трансляции знаний в области медицины и опыта проведения клинических исследований - одна из самых востребованных, что характеризуется увеличением спроса на экспертов SES в области здравоохранения [2]. Так, из 12 000 зарегистрированных экспертов в SES около 1600 представляют медицинскую отрасль, среди них более 40% (700 экспертов) - врачи различных специальностей.

В НАО "МУК" приветствуется использование в образовательном процессе массовых открытых англоязычных онлайн-курсов Coursera, Udacity, edX [3], FutureLearn, Open Classrooms, Edu Cause, а также открытых онлайн-курсов высших учебных заведений, вошедших в топ-100 мировых академических рейтингов, обучение на которых учитывается в качестве рейтингового индикатора. Платформа The Global Health Network (Международный центр обучения в области здравоохранения) предлагает краткие и модульные многоязычные (в том числе на русском языке) курсы с практической направленностью по клиническим исследованиям [4]. Индикатором в рейтинге служит также международная академическая мобильность обучающихся и профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза, возможность зарубежного преподавателя или исследователя приехать в вуз (продолжительностью не менее 2 нед). В рейтинге, кроме того, отражены привлечение доходов от инновационной и научной деятельности с выполнением грантовых проектов, в том числе международных, публикация статей и тезисов обучающихся и ППС в журналах, индексируемых в Web of science, scopus и Российском индексе научного цитирования (РИНЦ).

Принимая во внимание образовательную политику РК, направленную на развитие трехъязычия (казахский, английский, русский), университет предъявляет определенные требования к повышению уровня владения языками обучающихся и сотрудников: TOEFL (Test of English as a Foreign Language - "Тест на знание английского языка как иностранного") - 525 баллов и более; IELTS (International English Language Testing System - "Международная система оценки знания английского языка") - 5,5 балла и более; НЦТ (Национальный центр тестирования) - 75% и более. В вузе организованы многочисленные языковые курсы для повышения уровня владения языком ППС и обучающихся, в том числе с носителями языка.

Согласно политике исследовательского медицинского университета, отражающей современную методологию преподавания, в силлабусы по дисциплинам на всех уровнях образования (бакалавриат, резидентура, магистратура, докторантура) были введены часы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся (СРО) и самостоятельной работы обучающихся с научным сотрудником-преподавателем (СРОП) по менеджменту клинических исследований по предметному профилю дисциплин на кафедрах. Выполнение СРО и СРОП организуется и контролируется преподавателем с опытом проведения научных клинических исследований. Для организации и ведения научной работы на кафедрах предусмотрены должности научных сотрудников, в распределении обязанностей которых 70% составляет проведение научной работы, 20% - учебно-методической и 10% - общественной. На клинических кафедрах всеми обучающимися и ППС также предполагается проведение клинической работы.

Цель - обоснование методологии построения траектории формирования научно-исследовательской компетентности обучающихся путем включения часов СРО и СРОП по менеджменту клинических исследований в рамках клинических дисциплин посредством использования открытых образовательных платформ и привлечения зарубежных экспертов с консультативной целью.

Материал и методы

Для освоения материала по менеджменту клинических исследований с аспектом международных стандартов в рамках СРО и СРОП были выбраны образовательные платформы edX и The Global Health Network.

Для обучающихся на бакалавриате использовали разделы подкурсов курса Comparative Effectiveness Research Training and Instruction (CERTaIN, "Проведение исследований по сравнительной эффективности") на открытой многопрофильной образовательной платформе edX. Курс создан в the University of Texas MD Anderson Cancer Center in Houston, сотрудники которого осуществляют активную клиническую и научно-исследовательскую деятельность. Центр занимает 1-е место среди получателей грантов Национального института рака и работает в тесном сотрудничестве с более чем 25 организациями в Азии, Европе, Центральной и Южной Америке.

Для обучающихся в резидентуре, магистратуре и докторантуре на специализированной образовательной платформе The Global Health Network нами был использован курс по Good Clinical Practice (GCP) ("Надлежащая клиническая практика", the University of Oxford). Последнее обновление курса было проведено в рамках Международной конференции по гармонизации. Платформа предоставляет широкие возможности для сотрудничества и обмена опытом специалистов разных стран. Сертифицированные высококачественные тренинги разработаны с учетом актуальных тенденций научной и клинической практики.

Консультативная поддержка научноисследовательской деятельности молодых исследователей в аспекте планирования и проведения исследований с учетом международных стандартов осуществлялась экспертом организации sEs c опытом клинических исследований, что позволило провести мониторинг планируемой и проводимой научной работы с перспективой формирования и получения международных грантов. Заявка на экспертную помощь специалистов sEs была подана на официальном сайте sEs в разделе "Международная деятельность", где находится шаблон заявки [5]. При заполнении формы заявки были поставлены задачи для старшего эксперта, что позволило грамотно планировать работу для достижения максимальной эффективности сотрудничества. С экспертом предварительно по переписке был составлен план работы, представлены краткие аннотации научных работ, проводимых на кафедре. Длительность визита эксперта составила 3 нед (по положению sEs, возможна длительность первичного визита до 6 мес, повторного - от 2 нед).

На бакалавриате по клиническим дисциплинам на кафедре обучались студенты VI и VII курсов - 1040 человек, по резидентуре 1-го и 2-го года обучения - 15 человек, в магистратуре и докторантуре - 8 человек.

Результаты и обсуждение

Дистанционные подкурсы CERTaIN рекомендуется проходить последовательно, соблюдая принцип этапности освоения менеджмента проведения клинических исследований:

1. Introduction (Вводный подкурс).

2. Knowledge synthesis (Системный анализ).

3. Patient-Centered Outcomes Research (PCOR, Исследования, ориентированные на пациента).

4. Pragmatic Clinical Trials and Healthcare Delivery Evaluations (Прагматические клинические исследования и оценка оказания медицинской помощи).

5. Observational studies and Registries (Обсервационные исследования и реестры).

К достоинствам курса относится представление видеоматериалов разными профильными специалистами, в том числе биостатистами, социологами, экспертами в области политики здравоохранения, клиницистами, эпидемиологами, экономистами. Эффективность освоения пройденного материала оценивают по окончании изучения каждого отдельного этапа (курс включает в себя около 50 лекций) путем решения заданий различного уровня сложности. Достаточно короткая продолжительность видеофрагментов курса (не более 15 мин) способствует оптимальной концентрации внимания при просмотре. Для облегчения понимания устной речи в видеоматериалах доступны интерактивные стенограммы с возможностью изменения скорости видеоряда. Использование различных форм оценки эффективности освоения материалов курса (написание эссе с проверкой на плагиат письменной работы, решение заданий с множественным выбором, расчет параметров по условию задачи и др.) соответствует политике академической честности. Будучи членом Лиги академической честности с 7 ноября 2018 г., НАО "МУК" следует принципу справедливой и объективной оценки результатов обучения.

Вводный подкурс включает в себя знания и навыки базовой статистики, а также этики клинических исследований. Интересен нестандартный подход к изучению статистики по книгам Statistics for people who (think they) hate statistics ("Статистика для людей, которые считают, что они ненавидят статистику", Salkind N.J., 2007.) и Naked statistics: stripping the Dread from Data ("Голая статистика: снятие страха с данных", Wheelan Charles, 2014), которые, по данным издания New York Times, стали бестселлерами.

Графический интерфейс системы курса, общераспространенный в электронной среде, интуитивно понятен и не вызывает затруднений при поиске нужного раздела. Возможно взаимодействие с другими участниками при прохождении курса в активном режиме, работе курса с курацией его создателями и набором всех желающих обучаться; проходят онлайн-конференции вопросов и ответов, работа в паре при оценке эссе. Ведется фиксированная хронология обучения, что дисциплинирует учащихся и прививает навыки тайм-менеджмента. При обучении студенты не набирали баллов ниже установленного порогового уровня, что свидетельствует о наличии необходимой базы теоретической подготовки.

Знание основных принципов GCP необходимо для обеспечения качества клинических исследований в соответствии с международными стандартами, так как в проведении исследований участвуют не только научные сотрудники, но и клиницисты. Изучение курса Good Clinical Practice (GCP) на специализированной образовательной платформе The Global Health Network возможно на нескольких языках (в том числе на русском), что обеспечивает доступность материала для освоения. Содержание курса четко структурировано для облегчения поиска информации. Материалы курса доступны как в онлайн-, так и в оффлайн-режиме (pdf-версия). Эффективность освоения материала обеспечивается путем ответа на тестовые задания с множественным выбором. При получении оценки выше 80% сертификат об окончании курса выдается бесплатно, что мотивирует обучающихся к получению высокого результата.

Курс постоянно актуализируется в соответствии с разработкой и внедрением в практику новых нормативно-правовых документов в области клинических исследований. Оба представленных курса содержат актуальные ссылки на необходимые для изучения и доступные для сохранения ресурсы (статьи, книги, программные продукты).

Необходимо отметить, что на базе вуза также существует система MOODLE с собственными дистанционными курсами по менеджменту научных исследований, в том числе и на нашей клинической кафедре. Работа на международных образовательных платформах позволяет сформировать у обучающихся компетенции врача-исследователя, необходимые для внедрения в мировое научное пространство.

Полученные в результате изучения материалов курсов знания и навыки используются обучающимися для планирования тем научных исследований в соответствии с актуальностью, интересами, необходимостью для клинических баз вуза и обеспеченностью нужным оборудованием.

Эффективность планирования и анализ возможностей реализации проектов оценивали с привлечением эксперта организации sEs. Приглашенный эксперт предоставил вниманию молодых ученых (резидентов, магистрантов и докторантов) лекционный материал по стандартам проведения клинических исследований на английском языке, а также провел несколько мастер-классов для магистрантов и докторантов по вопросам формирования дизайна исследования и мониторинга выполнения поставленных задач. Каждый научный проект, независимо от стадии реализации, был подробно разобран экспертом sEs при непосредственном участии авторов проектов. Чтобы исключить дублирование возможных замечаний, обсуждение проводили при одновременном присутствии авторов всех проектов, запланированных для анализа. Также совместно с экспертом были детально проработаны представленные доклады по результатам исследований. Наглядность материала обеспечивалась оформлением данных в формате презентации Power Point. Эксперт sEs также отметил хорошую теоретическую подготовку по менеджменту клинических исследований у обучающихся в НАО "МУК", что необходимо для успешного планирования и последующей реализации научных проектов.

Основной акцент был сделан на необходимости тщательного планирования исследования, которое по времени должно занимать не менее 1 года. Эксперт sEs обосновал необходимость создания с учетом международных стандартов локальных стандартов операционных процедур по проведению клинических научных исследований в НАО "МУК". Предложенные стандарты призваны сформировать четкую стратегию реализации всех этапов научных исследований и повысить их качество.

Для формирования статистически адекватной выборки и последующей обработки результатов (особенно больших массивов информации) было рекомендовано создать в НАО "МУК" статистический отдел клинических исследований.

Была отмечена необходимость проведения эпидемиологической оценки проблемы по теме исследования с анализом количества потерянных лет из-за нарушения здоровья, инвалидности и преждевременной смертности. В настоящее время показатель "Количество потерянных лет из-за нарушения здоровья" не входит в перечень официальной статистической отчетности Департаментов статистики и центров электронного здравоохранения РК, однако активно применяется для сравнения оценки эффективности политики здравоохранения разных стран. Политика каждого государства в области общественного здравоохранения имеет свои особенности, так как учитывает актуальность проблемы, структуру заболеваемости, а также прогноз с оценкой предполагаемых затрат.

После первого визита эксперта был запланирован второй его визит для совместной работы по формированию международных грантовых проектов; эксперт sEs постоянно поддерживает связь как с молодыми учеными, так и с ППС.

Заключение

Таким образом, для поэтапного изучения процесса проведения клинических научных исследований на уровне бакалавриата возможно применение образовательной платформы edX с дистанционными курсами CERTaIN, в резидентуре - платформы The Global Health Network с курсом Good Clinical Practice (GCP). Для анализа эффективности планирования и выполнения научных исследований рекомендуется привлечение зарубежного эксперта sEs, что также может повысить вероятность получения международных исследовательских грантов.

Литература

1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27.06.2019. № 453. Программа развития некоммерческого акционерного общества "Медицинский университет Караганды" на 2019-2023 годы. 41 с. URL: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/obpazovanie/id-P1900000453/ (дата обращения: 20.04.2020)

2. Spielberg P. Senior experts’ service: Imparting knowledge with passion // Deutsches Arzteblatt International. 2018. Vol. 115, N 39. P. 1699-1700. URL: https://www.aerzteblatt.de/archiv/201037/Senior-Experten-Service-Mit-Herzblut-Wissen-vermitteln (дата обращения: 20.04.2020)

3. URL: https://www.edx.org/professional-certificate/mdandersonx-comparative-effectiveness-research-training-and-instruction (дата обращения: 20.04.2020)

4. URL: https://globalhealthtrainingcentre.tghn.org/elearning/education/ (дата обращения: 20.04.2020)

5. URL: https://www.ses-bonn.de/ru/dejatelnost/mezhdunarodnaja-dejatelnost (дата обращения: 20.04.2020)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»