Роль обучения с использованием симуляционных технологий в период пандемии: практические шаги и ресурсы на примере проекта Выездного симуляционного центра Фонда международного медицинского кластера

Резюме

В статье рассматривается практический опыт планирования, реализации и анализа образовательного процесса в рамках проекта Выездного симуляционного центра, созданного Фондом международного медицинского кластера на базе Московского клинического центра инфекционных болезней "Вороновское".

Уникальность проекта заключается в реализации Выездного симуляционного центра в крайне сжатые сроки (за 1 нед) на базе созданного de novo специализированного COVID-центра с новым штатом из более 1000 сотрудников, включая медицинских сотрудников более чем из 80 городов России.

Открытие Выездного симуляционного центра состоялось 17.04.2020, центр продолжает свою деятельность в настоящее время. В настоящей статье представлен практический опыт планирования, реализации и анализа образовательного процесса при создании Выездного симуляционного центра в условиях пандемии, а также анализ основных вех данного проекта и ключевых факторов успеха, которые, на наш взгляд, будут актуальны как в условиях пандемии, так и вне условий повышенной инфекционной опасности sARs-CoV-2.

Ключевые слова:COVID-19, SARS-CoV-2, коронавирус, симуляционный центр, обучение с использованием симуляционных технологий, обучение медицинского персонала

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Хайруллин И.И., Парамонова Д.Р., Казанфарова М.А., Камашева А.В., Ефимов А.Д., Илюхин Д.Г., Филина Ф.Н. Роль обучения с использованием симуляционных технологий в период пандемии: практические шаги и ресурсы на примере проекта Выездного симуляционного центра Фонда международного медицинского кластера // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 68-83. DOI: https://doi.org/10.2441 1/2220-8453-2020-13006

Новый SARS-CoV-2 застал системы здравоохранения практически всех стран врасплох - потребовались совершенно иное количество медицинского персонала и срочное перепрофилирование коек, изменилась логистика поставок расходных материалов, лекарственных препаратов и средств индивидуальной защиты. Изменения, связанные с SARS-CoV-2, произошли буквально в течение нескольких недель и потребовали, в частности, инновационных подходов в обучении медицинского персонала [1].

В период пандемии, вызванной вирусом SARS-CoV-2, как и ранее во время вспышек Эболы, SARS, MERS и других инфекционных заболеваний, хорошо зарекомендовало себя обучение с использованием симуляционных технологий на местах за счет таких преимуществ, как возможность создать контролируемую и воспроизводимую среду обучения в удобное время для медицинского персонала и без риска для пациентов, преподавателей и слушателей; приближенность обучения к месту оказания помощи и возможность имитации экстренных состояний в рабочих условиях; возможность формирования слаженной команды с выработкой четких и понятных всем членам действий, а также объективность и надежность оценки полученных навыков и знаний. Кроме этого, обучение с использованием симуляционных технологий позволяет не только отрабатывать определенные навыки, но и оттачивать работу на незнакомых моделях оборудования, совершать пробный запуск вновь созданного отделения, проверять эффективность внутрибольничной сортировки пациентов и маршрутизации, оценивать организацию мер и условий по защите от инфицирования персонала, что, несомненно, подтверждает актуальность обучения с использованием симуляционных технологий в период пандемии SARS-CoV-2 [2-6].

Все перечисленные выше тезисы были наглядно подтверждены при организации Фондом международного медицинского кластера (далее - ММК) Выездного симуляционного центра ММК в созданном de novo всего за 4,5 нед специализированном COVID-центре - Московском клиническом центре инфекционных болезней "Вороновское", филиале государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская клиническая больница имени В.П. Демихова" Департамента здравоохранения г. Москвы (далее - МКЦИБ "Вороновское")1.

1 URL: https://mosgorzdrav.ru/voronovskoe (доступ от 21.07.2020).

Общая мощность МКЦИБ "Вороновское" составляет 800 коечных мест с возможностью расширения и штатом более 1000 сотрудников. За 4,5 нед, которые были отведены на создание МКЦИБ "Вороновское", необходимо было также набрать и обучить сотрудников, которые приезжали из разных городов и регионов России - в общей сложности из 81 города. Решение о создании полноценной учебно-тренировочной площадки было принято с учетом необходимости максимально эффективного выстраивания работы нового коллектива, обладающего разным уровнем квалификации и опыта работы, быстрой адаптации к предложенному оборудованию, с которым не все медицинские сотрудники ранее сталкивались, и, главное, с высокой степенью неопределенности, связанной с постоянным обновлением информации о методах диагностики и лечения пациентов с COVID-19.

Выездной симуляционный центр ММК должен был стать площадкой, где медицинские сотрудники смогут получить доступ к лучшим российским и зарубежным практикам и возможность совершенствовать свои навыки в удобное время и без риска для себя и пациентов.

Ранее нами была опубликована статья с детальным описанием организационных аспектов при создании Выездного симуляционного центра ММК [7]. В рамках данной статьи мы сконцентрируемся на планировании и реализации образовательного процесса в условиях пандемии COVID-19.

Цель - поделиться практическим опытом планирования, реализации и анализа образовательного процесса при создании Выездного симуляционного центра ММК в условиях пандемии и сформулировать ключевые факторы успеха данного проекта.

Материал и методы

Создание Выездного симуляционного центра de novo

Первый необходимый шаг при создании Выездного симуляционного центра - определение доступных ресурсов: время на реализацию проекта, место размещения Выездного симуляционного центра, перечень оборудования, которое необходимо и возможно транспортировать, и персонал с необходимыми компетенциями.

При реализации проекта Выездного симуляционного центра ММК на базе МКЦИБ "Вороновское" были доступны следующие ресурсы.

Время реализации проекта - 1 нед. Жесткие временные рамки были связаны с запуском COVID-центра МКЦИБ "Вороновское" и необходимостью подготовить персонал к работе в сжатые сроки. Реализация в столь ограниченные временные ресурсы стала возможной благодаря наличию профессиональной проектной команды Фонда ММК с четким разделением ролей и функционала.

Персонал Выездного симуляционного центра ММК: тренеры - 2 прикомандированных сотрудника учебно-тренировочного симуляционного центра Фонда ММК (с медицинским образованием) и 1 эксперт (действующий врач-реаниматолог филиала израильского госпиталя Hadassah).

Место размещения Выездного симуляционного центра ММК - 2 помещения 7,2×3,6 м общей площадью 51,8 м2 в здании общежития для врачей МКЦИБ "Вороновское". Размещение Выездного симуляционного центра ММК для постоянных занятий целенаправленно рассматривалось вне лечебных корпусов для обеспечения безопасности тренеров и обучаемых. Одно из помещений было организовано как аудиторный класс с возможностью проведения трансляции, очных занятий и мастер-классов. Второе помещение представляло собой класс обучения с использованием симуляционных технологий с современными симуляторами компании "Эйдос-Медицина", способными имитировать различные патологические состояния и позволяющими отработать широкий спектр манипулятивных навыков, особенно необходимых для реаниматологов и медицинских сестер. С подробным описанием организационного этапа создания Выездного симуляционного центра ММК можно ознакомиться в статье, опубликованной нами ранее [7].

Описание образовательного процесса

Учитывая высокую контагиозность вируса SARS-CoV-2, в первые дни работы Выездного симуляционного центра ММК основной акцент был на обучении медицинского персонала МКЦИБ "Вороновское" навыкам использования и работы в средствах индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Согласно официальной статистике МКЦИБ "Вороновское", SARS-CoV-2 за все время работы госпиталя (с 20.04.2020) подтвердился всего у 30 медицинских сотрудников.

Параллельно были организованы занятия по обучению и отработке навыков сердечно-легочной реанимации (далее - СЛР) в условиях повышенной инфекционной опасности SARS-CoV-2.

Обучение строилось на принципах синтеза развития профессиональных навыков и отработки командного взаимодействия, что было особенно важно для недавно сформированного коллектива. А учитывая работу в условиях высокой степени неопределенности, данный навык было необходимо выстроить в первую очередь.

Ниже мы детально рассмотрели особенности проведения каждого блока занятий.

Обучение навыкам использования и работы в средствах индивидуальной защиты

Учитывая большое количество материалов на данную тему (в том числе и обучающих видеоматериалов), было принято решение обучать не конкретному алгоритму надевания и снятия СИЗ, а предупредить об ошибках применения, рассказать подробно о каждом элементе СИЗ, обосновать, как и почему так делать не рекомендовано (например, надевать лямки респиратора с перекрестием), о разных способах надевания и снятия СИЗ с описанием плюсов и минусов каждого (например, надевания защитных очков под или поверх капюшона). Акцент делался также на практических деталях при применении СИЗ, которые были придуманы врачами, столкнувшимися с COVID-19 раньше (например, фиксация элементов СИЗ с применением малярного скотча, применение лейкопластыря для уменьшения трофических изменений кожи под защитными очками и респиратором и др.).

Построение занятия:

1) знакомство с аудиторией. Цель данного этапа - налаживание контакта с аудиторией, формирование доверия и эффективной коммуникации, обозначение важности диалога, обмена опытом и обсуждения оптимального алгоритма применения СИЗ в условиях конкретно данного медицинского учреждения;

2) лекционная часть: обсуждение этиологии, путей и механизма передачи SARS-CoV-2, основных организационных мер инфекционной безопасности, правил взаимодействия и общения, необходимости применения СИЗ, их видов и характеристик (во время обучения рассказывали именно о тех СИЗ, которые имеются в наличии в больнице). Во время лекционной части проводилась демонстрация каждого СИЗ, объяснялись их плюсы и минусы, а также где осуществляются надевание и снятие СИЗ в отделении и порядок действия (после знакомства с отделением и организацией его деятельности с заведующим отделением и/или эпидемиологом). Кроме того, рассматривались наиболее эффективные и безопасные методы дезинфекции и стерилизации СИЗ в условиях их дефицита во время пандемии. Лекция обязательно сопровождалась видеоматериалами и презентацией;

3) практическая часть: непосредственная отработка навыков применения СИЗ. Сначала добровольцу предоставляется возможность надеть и снять весь комплект СИЗ по его усмотрению. Остальные слушатели наблюдают и фиксируют свои наблюдения. Следующим этапом идет обсуждение, что было сделано правильно и неправильно, как этого можно было избежать и что бы делалось иначе. После обсуждения предлагался алгоритм с описанием и обоснованием всех этапов и возможностью его изменения. После совместного обсуждения алгоритма обучающиеся практиковались в надевании и снятии СИЗ в соответствии с алгоритмом с соблюдением всех правил и особенностей применения, которые обсуждались в лекционной части.

Таким образом, основной целью занятия по применению СИЗ являлась адаптация алгоритма под конкретные виды СИЗ, представленных в больнице, под организованный режим и порядок в отделениях, где работают врачи, и удобства пользования СИЗ персоналом с соблюдением всех требований и правил инфекционной безопасности.

Продолжительность занятия составляла в среднем 1,5 ч. В случае проведения занятия в чистой зоне отделения дополнительно требовалось 0,5 ч для демонстрации применения СИЗ в условиях непосредственного рабочего места. В случаях проведения занятия в чистой зоне отделения, помимо алгоритма надевания и снятия СИЗ, также разбирались вопросы маршрутизации пациентов и персонала в отделении, проходили все этапы подготовки врача к смене (маршрутизация: от входа в корпус через все санитарные пропускники и зоны надевания СИЗ до бокса с пациентами и обратно). Обсуждались вопросы, где нужно снимать-надевать СИЗы, варианты с помощником и без, как лучше организовать этот процесс, как покидать условно чистую зону (например, без контакта чистыми руками дверных ручек, только с использованием салфеток с антисептиком и пр.), и множество других вопросов.

Обучение сердечно-легочной реанимации

Сценарий по проведению занятий по СЛР был составлен на основе Рекомендаций по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации и рекомендаций Национального совета по реанимации. Помощь в подготовке учебных материалов для медицинских сотрудников МКЦИБ "Вороновское" оказали сотрудники перепрофилированной для приема пациентов с COVID-19 ГБУЗ "Городская клиническая больница № 40" Департамента здравоохранения города Москвы. Были изучены особенности проведения мероприятий по оказанию помощи и СЛР в условиях пандемии. Именно с учетом этих особенностей и особенностей течения болезни был разработан сценарий по оказанию помощи больным коронавирусной инфекцией для симуляционного оборудования (рис. 1).

Рис. 1. Блок-схема автоматического сценария для симуляционного оборудования

После проведения нескольких занятий для разных групп медицинских работников было выявлено, что самыми оптимальными для общего образовательного процесса по СЛР оказались смешанные группы из врачей и медицинских сестер. В первую очередь это было связано с новым коллективом, разными школами обучения. Во-вторых, именно в смешанном составе чаще всего будет впоследствии оказываться помощь (учитывая состав медицинских работников в мельцеровских боксах). Также важно отметить, что руководство в оказании помощи в рамках обучающего процесса брал на себя врач, так как при проведении занятий по СЛР медицинские сестры часто терялись в отсутствие руководителя и не могли четко распределить обязанности. Однако сами реанимационные мероприятия начинал тот сотрудник, кто первый обнаружил экстренную ситуацию и отвечал за начальную координацию процесса, пока не собиралась команда, что позволяло контролировать ход реанимационных мер с точки зрения частоты уже проведенных компрессий, вентиляции легких и введенных препаратов.

Образовательный процесс проходил в виде вводной теоретической части и практических занятий. На теоретической части обсуждался и демонстрировался правильный алгоритм действий, практические занятия заключались в проведении СЛР в команде. После действий каждой команды проводился дебрифинг, где разбирались основные ошибки и недочеты в выполнении манипуляций. Обычно после 3 циклов по оказанию помощи с последующим дебрифингом ошибки минимизировались, а роли в команде четко распределялись. Стоит отметить, что вновь образованные команды также демонстрировали отличные результаты. Таким образом, обучение с использованием симуляционных технологий показало высокую эффективность в подготовке рабочих команд (в отличие от обычной теоретической подготовки) и является важным методом не только в отработке практических навыков, но и в подведении действий медицинских работников под единый алгоритм с четким распределением ролей вне зависимости

от времени совместной работы и слаженности коллектива. Также обучение задает прекрасный фон для тимбилдинга, знакомства с коллегами.

Обучение на незнакомых моделях оборудования

Обучение с использованием симуляционных технологий позволяет не только отрабатывать определенные навыки, но и оттачивать работу на незнакомых моделях оборудования. Нам бы хотелось описать яркий пример того, насколько может быть актуально обучение с использованием симуляционных технологий при использовании нового оборудования.

От врачей МКЦИБ "Вороновское" поступил запрос на проведение занятий на роботах-пациентах Leonardo по СЛР с применением системы непрямого массажа сердца Lucas2. Запрос был обоснован наличием данных систем в МКЦИБ "Вороновское" и отсутствием опыта применения данной системы у медицинского персонала. Система Lucas2 была предоставлена докторами для ознакомления и настройки к работе на роботе-пациенте.

При подготовке к занятию инструкторы подробно изучили руководство и инструкцию по применению (меры предосторожности, подготовка к первому использованию, использование системы Lucas2). Для врачей было решено продемонстрировать на роботе-пациенте порядок подключения системы, запуск, контроль и параллельное осуществление остальных манипуляций при проведении СЛР (искусственная вентиляция с применением мешка Амбу, контроль пульса, введение препаратов и т.д.).

При проведении занятия основной интерес врачей был сфокусирован на месте фиксации на грудине "пациента" вакуумной присоски, режимы компрессий (непрерывный и с паузой 3 с - режим 30:2), а также глубина компрессий. Не менее важным моментом была отработка СЛР с участием от 1 до 3 человек для понимания оптимального количества лиц, оказывающих помощь, и определения роли каждого лица. Все действия при СЛР фиксировались на компьютере робота-пациента.

В ходе занятия врачи и инструкторы обратили внимание на глубину компрессии грудной клетки системой Lucas2. Компрессии показались глубокими и превышающими допустимый диапазон в 50-60 мм. Компьютер подтвердил данное замечание, показывая глубину компрессий более 60 мм. Изменение высоты фиксации вакуумной присоски и ее положение на грудине, а также изменение запрограммированных в системе режимов не привели к исправлению проблемы. Врачи отметили, что, учитывая разную комплекцию и возраст пациентов, ригидность грудной клетки и ее высоту, данная система подойдет не для всех пациентов по причине невозможности ручного регулирования глубины компрессии, что может привести к значительной травме при проведении СЛР с применением системы Lucas2. Поэтому врачи решили применять данную систему с осторожностью в случае, если уверены, что глубина компрессий не причинит вреда пациенту и при недостаточном количестве лиц для проведения СЛР.

Для апробации системы на пациентах с комплекцией тела как у подростка Lucas2 был протестирован на соответствующем роботе-пациенте. Понадобилось множество попыток запуска, чтобы выявить оптимальное положение системы с компрессией в районе 50-60 мм. Таким образом, применение системы Lucas2 на роботах-пациентах показало оптимальное их использование на худощавых пациентах с достаточной ригидностью грудной клетки, предотвращающей переломы ребер.

После занятия через все каналы коммуникации Выездного симуляционного центра ММК до медицинского персонала были доведены результаты применения системы непрямого массажа сердца Lucas2 с видео, акцентирующим внимание на глубине компрессии грудной клетки. Выводы были также направлены производителям оборудования.

Занятия по ультразвуковой диагностике для врачей-реаниматологов

Если на начальном этапе реализации Выездного симуляционного центра ММК занятия были организованы по большей части в соответствии с графиком занятий, то с развитием навыков по СИЗ и СЛР от медицинского персонала стали поступать запросы на организацию дополнительных занятий. Данная опция целенаправленно нами культивировалась, так как ММК как социальный проект Правительства Москвы, направленный на повышение качества российского здравоохранения через трансфер передовых медицинских технологий и практик, обладает широкой сетью профессиональных контактов.

Одним из таких запросов от врачей стала организация занятий по ультразвуковой диагностике. Навыки ультразвуковой диагностики для врачей-реаниматологов оказались отличным средством для своевременной оценки динамики состояния пациентов, смены тактики лечения, где это было необходимо, а также были важным вспомогательным методом для проведения катетеризации сосудов, с предупреждением травматизации прилежащих анатомических структур и сокращением времени вмешательства.

Программы обучения были основаны на современных диагностических протоколах (FAST, eFAST, BLUE) и адаптированы для врачей без специализации по ультразвуковой диагностике. Занятия проводились как на симуляционном, так и на настоящем оборудовании, с предоставлением теоретической части, основ ультразвуковой диагностики, демонстрацией видеоматериалов для наиболее полного и последовательного образовательного процесса.

Компания "Эйдос-Медицина" предоставила симулятор ультразвуковых исследований UltraSound. Оборудование представлено в виде торса человека в натуральную величину - компьютера с необходимым программным обеспечением и набором датчиков для ультразвуковых исследований. Симуляционное оборудование содержит множество образовательных кейсов, имитирующих ультразвуковые исследования различных областей как при норме, так и при патологических состояниях. При проведении ознакомительных занятий, помимо имитации картины ультразвуковых исследований, на экране транслируется топография исследуемых органов и структур в 30-срезах, соответствующих исследованию. Этот аспект оказался очень важным для обучающихся и помог в формировании навыков навигации и ориентирования при ультразвуковых исследованиях.

После теоретических занятий и занятий на симуляционном оборудовании врачи обучались на настоящем ультразвуковом оборудовании, которое использовалось в отделениях. Демонстрировались и отрабатывались навыки при проведении современных протоколов исследования, работа с разными режимами ультразвуковых исследований. Посредством обратной связи формировались новые программы обучения, например проведение катетеризации центральных вен под контролем УЗИ.

Занятия на симуляционном оборудовании завершались проверочными заданиями со случайной патологией и без демонстрации экрана с топографией. По завершению самостоятельного исследования обучающийся выбирал диагностированную патологию из множества представленных, а цветовая индикация демонстрировала правильность выбранного ответа. После занятий на настоящем оборудовании курсанты демонстрировали преподавателю навыки в навигации и интерпретации ультразвуковой картины.

Анализ образовательной деятельности

Хотя обучение и требует анализа, может складываться ощущение, что это недоступная роскошь во время пандемий, когда обучение происходит в такой стрессовой обстановке. Однако наш опыт показал, что как раз во время такой стрессовой ситуации быстрый и качественный анализ дает ощутимые преимущества для корректировки и улучшения процесса обучения. Важно внимательно слушать, определять ключевые вопросы и планировать обучение с использованием симуляционных технологий исходя из этих конкретных проблем в медицинском учреждении.

Анализ удовлетворенности слушателей - это основная оценка того, как потребители воспринимают образовательную деятельность. Кроме того, измерение удовлетворенности позволяет: точно определить требования к предоставляемой услуге и относительную важность данных требований; понять, как потребители воспринимают организацию и соответствует ли деятельность Выездного симуляционного центра ММК их ожиданиям; определить приоритеты для улучшения - те области, в которых улучшение характеристик даст наибольшее увеличение удовлетворенности потребителя. Тематика обратной связи широко представлена в специальной литературе, отражающей различные сферы научной, производственной и общественной деятельности. Обратная связь активно используется в различных учреждениях, как образовательных, так и медицинских.

Сложившая ситуация в МКЦИБ "Вороновское" была достаточно динамична и изменчива, поэтому с целью максимизации полезности обучения и быстрой адаптации образовательных курсов Выездного симуляционного центра ММК необходимо своевременное получение обратной связи от обучающихся. Для сбора обратной связи была разработана анкета, которая заполнялась после каждого обучающего занятия (рис. 2).

Рис. 2. Анкета по результатам обучения в Выездном симуляционном центре Фонда ММК

Помимо вопросов о необходимых дополнительных курсах, в анкете присутствовали вопросы об удовлетворенности обучением в симуляционном центре в целом и отдельными аспектами обучения, такими как достаточность отработки навыков на симуляционном оборудовании, доступности обучения и достаточности информации по предмету обучения. Кроме того, анкета содержала перечень биографических данных, таких как ФИО, номер телефона и электронная почта, город основного места работа.

Выбор методики оценки удовлетворенности слушателей строился на принципах минимизации временных затрат на заполнение анкеты, простоты, доступности и интуитивной понятности. Анкета разделена на три основные части: биографические данные респондента, эмоциональная оценка обучения и предложения по дополнительным тематикам обучения, возможным для реализации в Выездном симуляционном центре. Проектной группой было принято решение о проведении опроса респондентов методом Customer satisfaction score. Для измерения характеристик обучения была выбрана трехэлементная эмоциональная шкала.

Респонденты заполняли анкеты после основных занятий и мастер-классов добровольно. В общей сложности за время работы Выездного симуляционного центра было получено 142 анкеты обратной связи, что составляет 60,4% всех прошедших обучение в симуляционном центре. Среди анкетируемых: 45% - женщины, 55% - мужчины; 78,7% - врачи (из них 90% врачи анестезиологи-реаниматологи), 21,3% - медицинские сестры.

Поскольку набор персонала в МКЦИБ "Вороновское" осуществлялся по всей России, география участников обучения была широкой. На обучении в симуляционном центре присутствовали врачи и медицинские сестры из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Иркутска, Тюмени, Сочи, Ярославля, Новосибирска, Чебоксар, Казани и других городов России.

Тренеры Выездного симуляционного центра озвучили возможность при заполнении анкеты сделать пометку о необходимости отправить слушателю материалы занятия на почту. За время работы Выездного симуляционного центра данной возможностью воспользовалось 16% респондентов.

Удовлетворенность слушателей оценивалась посредством динамической шкалы - оценка обучения в целом, и посредством трехэлементной эмоциональной шкалы -оценка характеристик обучения. В зависимости от выбора эмоции при подсчете каждый из вариантов ответа превращался в баллы, где эмоция радости - 5 баллов, нейтральная эмоция - 3 балла, отрицательная эмоция - 0 баллов. Результаты, полученные по оценке удовлетворенности, представлены в таблице.

Данные оценки удовлетворенности по анкетам обратной связи

В качестве дополнительных тем, интересных слушателям для дополнительного обучения, чаще всего указывались: расширенная СЛР с модулем ИВЛ, в том числе при коронавирусной инфекции; сложная интубация; трудные дыхательные пути; работа с дефибриллятором; действия при шоках; экстракорпоральная мембранная оксигенация (ЭКМО); постановка периферического катетера; работа с инфузоматом; трахеостомия; пункционно-дилатационная трахеостомия; коникотомия; видеоларингоскопия; УЗ-диагностика у пациентов с коронавирусной инфекцией.

Исходя из запроса слушателей динамично изменялась учебная программа, проводились переговоры с фирмами-поставщиками оборудования МКЦИБ "Вороновское" с целью предоставления аппаратов в симуляционный центр, приглашали специалистов для проведения очных мастер-классов, вебинаров, определялись тематики конференций со специалистами всего мира.

В целом за 3 мес функционирования Выездного симуляционного центра ММК обучено более 400 сотрудников МКЦИБ "Вороновское". Организовано более 20 дополнительных образовательных мероприятий: 2 международные конференции ММК с проведением телемоста "CoV-19. Международный опыт или уроки для России" - для врачей-реаниматологов и для руководителей медицинских организаций; мастер-классы: "Трудные дыхательные пути" (совместно с Karl Storz); "Расширенная сердечно-легочная реанимация. ИВЛ" с участием врача-реаниматолога филиала израильского госпиталя Hadassah; "УЗИ для смежных специальностей" (совместно с "Эйдос-Медицина"); вебинар для медицинских сестер "Работа операционного блока в период пандемии COVID-19" (совместно с Karl Storz и Региональной общественной организацией медицинских сестер); круглый стол с международным участием "Роль симуляционного обучения в период пандемии", мастер-класс с General Electric "Фокусное ультразвуковое исследование сердца (FOCUS) при различных сердечно-сосудистых сценариях" (совместно с General Electric) и др.

Итоговые ключевые позиции

На фоне пандемии COVID-19 произошли и продолжают происходить значительные изменения, в особенности это коснулось сферы медицинского образования. Вместе с тем открывается огромное количество возможностей и появляются новые эффективные решения. Опыт оперативной организации Выездного симуляционного центра ММК в период пандемии является одним из таких открытий. В настоящее время далеко не каждая медицинская организация в России имеет в своем составе полноценную учебно-тренировочную площадку. Вместе с этим опыт реализации проекта Выездного симуляционного центра ММК показал свою высокую эффективность и востребованность среди персонала COVID-центра. Основные преимущества Выездного симуляционного центра:

- возможности в условиях пандемии оперативно подготовить медицинские учреждения путем оптимизации работы подразделений и процессов;

- возможность обучить необходимым навыкам медицинский персонал с различным уровнем подготовки в короткий срок, в условиях повышенной инфекционной опасности и высокой неопределенности;

- возможность выстраивать командную работу и единое понимание подходов к проведению процедур, а также работу на новом оборудовании.

Подводя итоги реализации проекта Выездного симуляционного центра ММК, нам бы хотелось поделиться ключевыми выводами, которые позволили нам оперативно и на высоким уровне реализовать данный проект.

1. Одним из важнейших факторов успеха и базовым условием реализации проекта Выездного симуляционного центра ММК стала налаженная коммуникация как с руководством больницы, так и с медицинским персоналом. Необходимо четко понимать потребности медицинской организации, которые могут менять развитие ситуации, особенно в условиях пандемии, с одной стороны, а с другой, в условиях высокой неопределенности и нагрузки на медицинский персонал важно транслировать актуальную информацию для самого персонала. Немаловажное значение в данном случае играла готовность непрерывного нахождения инструкторов Выездного симуляционного центра ММК на территории МКЦИБ "Вороновское" в первые 2 мес, что позволило наладить прямые контакты с руководителями подразделений и врачебным персоналом.

2. Наличие ресурсов для создания Выездного симуляционного центра ММК: высокотехнологичного оборудования с широким функционалом и возможность его транспортировки, квалифицированных тренеров и экспертов. Немаловажна также сервисная составляющая, так как необходим регулярный контроль за оборудованием.

3. Наличие профессиональной проектной команды, где за каждым закреплены определенные роль и круг обязанностей. Это позволяет оперативно и на высоком уровне реализовывать проект Выездного симуляционного центра ММК, а также оперативно реагировать на обратную связь и совершенствовать образовательный процесс.

4. Наличие разветвленной сети образовательных партнеров, в том числе зарубежных, что позволяет организовывать дополнительные мероприятия с привлечением зарубежных и отечественных экспертов и специалистов. Таким образом, помимо основной программы, реализуются мастер-классы, что позволяет сделать обучение в Выездном симуляционном центре ММК интересным и насыщенным.

5. Непрерывное совершенствование образовательного процесса. В нашем случае была создана анкета с формой обратной связи, в которой обучающие могли указать желаемые темы занятий и дать обратную связь по проведенным занятиям. С одной стороны, это позволило планировать симуляционное обучение исходя из конкретных запросов сотрудников медицинского учреждения, а с другой, оперативно выявлять аспекты, неочевидные на первый взгляд.

Заключение

Возможность проходить обучение, подключать симуляторы к настоящему оборудованию, отрабатывать навыки и единое понимание процессов в команде привело к отличным результатам - находки во время обучающих сессий помогли идентифицировать и улучшить обучающие цели, подготовленность персонала, улучшить систему и в конечном счете обеспечить безопасность пациентов. Фонд международного медицинского кластера готов масштабировать и тиражировать представленный опыт на базе новых медицинских учреждений.

Литература

1. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8-24. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001

2. Dieckmann P., Torgeirsen K., Qvindesland A., Thomas L. et al. The use of simulation to prepare and improve responses to infectious disease outbreaks like COVID-19: practical tips and resources from Norway, Denmark, and the UK //Advances in Simulation. 2020. Vol. 5, N 3. P. 1-10. DOI: https://doi.org/10.1186/s41077-020-00121-5

3. Brazil V., Purdy E.I., Bajaj K. Connecting simulation and quality improvement: how can healthcare simulation really improve patient care? // BMJ Qual Saf. 2019. Vol. 11, N 28. P. 862-865.

4. Lavelle M., Reedy G.B., Attoe C., Simpson T., Anderson J.E. Beyond the clinical team: evaluating the human factors-oriented training of non-clinical professionals working in healthcare contexts // Adv Simul (Lond). 2019. Vol. 11, N 4. P. 1-10.

5. Bearman M., Greenhill J., Nestel D. The power of simulation: a large-scale narrative analysis of learners' experiences // Med Educ. 2019. Vol. 4, N 53. P. 369-379.

6. Argintaru N., Li W., Hicks C., White K., McGowan M., Gray S. et al. An active shooter in your hospital: a novel method to develop a response policy using in situ simulation and video framework analysis // Disaster Med Public Health Prep. 2020. P. 1-9.

7. Хайруллин И.И., Парамонова Д.Р., Казанфарова М.А., Ефимов А.Д., Илюхин Д.Г., Камашева А.В., Филина Ф.Н. Опыт создания Выездного симуляционного центра de-novo в условиях пандемии COVID-19. Русский медицинский журнал. 2020. URL: https://www.rmj.ru/articles/infektsiya/opyt-sozdaniya-vyezdnogo-simulyatsionnogo-tsentra-de-novo-v-usloviyakh-pandemii-covid-19/#ixzz6WxwhvIzt