Глоссарий терминов в области медицинского образования

Резюме

Медицинское образование, как и многие другие отрасли, насыщено терминологией, которую представители этой сферы часто используют в разных смыслах, не до конца понимая их значение. Как и в здравоохранении, где ясность понимания является залогом высокого качества медицинской помощи, твердое знание терминологии совершенно необходимо в медицинском образовании. Представляем читателям 2-е издание глоссария и предлагаем при публикации статей и документов, имеющих отношение к медицинскому образованию, использовать термины, приведенные в глоссарии.

Ключевые слова:глоссарий медицинских терминов, медицинское образование

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Семенова Т.В., Балкизов З.З., Алексеева А.Ю. Глоссарий терминов в области медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 8-19. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13001

Термин

Статья

Английский эквивалент

Аккредитация образовательного учреждения государственная

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. В Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор - ФГБУ "Росаккредагентство")

State accreditation

Аккредитация профессионально-общественная

Представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Порядок профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, права, предоставляемые организации, реализующей аккредитованные образовательные программы и осуществляющей образовательную деятельность, а также выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию

Society accreditation

Аккредитация специалистов

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже 1 раза в 5 лет

Specialists accreditation

Аттестация врача

Добровольная процедура определения квалификации врача-специалиста в соответствии с его теоретической и практической подготовкой, проводимая специальной комиссией; по результатам присваивается квалификационная категория.

Центральная аттестационная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздравом России), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются территориальные аттестационные комиссии. Также существуют ведомственные аттестационные комиссии

Attestation

Брифинг

см. Инструктаж

Briefing

Валидация

Процесс сбора доказательств о валидности того или иного метода обучения/оценки (см. Валидность) или образовательных программ

Validation

Валидность

В оценке знаний, умений и навыков - характеристика, указывающая, насколько инструмент оценки соответствует тому, что оценивается с его помощью. При любой оценке в первую очередь следует установить валидность результатов. Инструмент оценки должен точно подходить навыку или признаку, который оценивают с его помощью.

Выделяют различные виды валидности: содержательную, текущую, прогностическую, критериальную и др.

Validity

Внедренный участник/конфедерат

В медицинской симуляции - человек, обученный или подготовленный играть определенную роль в симуляции для контроля выполнения сценария, которая может быть известна или неизвестна участникам; влияние внедренного участника на сценарий может быть положительным или отрицательным, данный человек может выполнять роль отвлекающего фактора в зависимости от целей симуляции, уровня подготовки участников и потребностей сценария

Embedded Participant/ Confederate

Виртуальная клиника

Симуляционный центр (или его часть), с высокой степенью достоверности имитирующий структуру лечебно-профилактического учреждения, его помещения, функции, логистику и иные процессы с помощью симуляционных технологий

Virtual hospital

Виртуальная реальность

1. В медицинском образовании - компьютерная модель, имитирующая морфологию, заболевание, физиологические процессы, диагностические или лечебные манипуляции, позволяющая обучающимся в реальном времени получать зрительную, звуковую, тактильную информацию о своих действиях на виртуальном симуляторе.

2. Сгенерированная компьютером трехмерная среда, которая обеспечивает эффект погружения.

Может применяться изолированно как программное обеспечение или в составе виртуального симулятора.

Использование компьютерной технологии для создания интерактивного трехмерного мира, объекты которого обладают свойством пространственного присутствия; виртуальная среда и виртуальный мир являются синонимами виртуальной реальности

Virtual reality

Виртуальная симуляция

Воссоздание реальности, отображаемое на экране компьютера или с использованием устройств 3D-визуализации. Чаще используется для имитации инструментальных методов диагностики и лечения, предполагающих взаимодействие с пациентом посредством специальных устройств (различные виды эндоскопии, УЗИ и т.п.). Позволяет отрабатывать как отдельные навыки, так и принятие решений и даже коммуникации

Virtual simulation

Виртуальный пациент

Компьютерное представление пациента. Компьютерная программа, симулирующая клинические сценарии из реальной практики, в которых обучающийся действует как работник здравоохранения, проводя сбор анамнеза, физикальное и лабораторно-инструментальное обследование и принимая диагностические и терапевтические решения.

Часто в случае с экранными симуляторами данная технология имеет встроенную систему оценки

Virtual patient

Виртуальный симулятор

1. Аппаратно-программный комплекс, состоящий из компьютера, программного обеспечения и электронно-механической периферии, как правило, имитирующей медицинские инструменты, с датчиками отслеживания их положения и часто автоматической системой оценки. В основном используется для отработки психомоторных навыков проведения медицинских процедур. На виртуальном симуляторе могут проводиться обучение, тестирование и эксперименты в виртуальной реальности.

2. Устройство, которое воспроизводит существенные признаки клинической ситуации в задании. Как правило, включает 3 элемента: смоделированный процесс, который имитирует систему реального мира, систему контроля и интерфейс "человек-машина", характерный для способов ввода, имеющихся в соответствующей реальной системе

Virtual simulator

Гибридная симуляция

Объединение двух и более способов симуляции в рамках одного симуляционного занятия с целью обеспечения более приближенных к реальной клинической практике условий тренинга.

В медицине понятие "гибридная симуляция" наиболее часто используют применительно к ситуации, когда тренажер для специализированного тренинга (например, модель для внутривенной инъекции) реалистично фиксируют к стандартизированному/симулированному пациенту, обеспечивая возможность комплексного обучения и оценки технических и коммуникативных навыков

Hybrid simulation

Гибридное (смешанное) обучение

Сочетание в образовательном процессе различных образовательных методик, например использование электронных технологий для освоения теоретической части образовательной программы и симуляционных методик - для освоения практических умений

Hybrid learning

Дебрифинг

1. Анализ, разбор опыта, приобретенного участниками в ходе выполнения симуляционного сценария (от англ. debriefing - обсуждение после выполнения задания).

2. Формальный совместный аналитический процесс в рамках обучения с использованием симуляции.

3. Деятельность, следующая за симуляцией и проводимая координатором (дебрифером).

Дебрифинг является неотъемлемой частью симуляционного тренинга

Debriefing

Дистанционные образовательные технологии

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников

Distance learning

Доверенная профессиональная активность (ДПА)

Подход, используемый в компетентностно-ориентированном медицинском образовании.

ДПА - это компонент профессиональной практики, который может быть доверен достаточно компетентному обучающемуся или профессионалу.

ДПА лучше всего рассматривать как отдельные задачи или обязанности, которые руководители поручают обучающемуся выполнить самостоятельно, как только он/она приобретет достаточный уровень компетентности. ДПА представляют собой компоненты профессиональной практики (например, анестезиологическое пособие пациенту без осложнений), в то время как компетенции описывают способности людей (например, знания, профессиональные навыки, коммуникативные навыки).

Результаты оценки на основе ДПА приводят к принятию итоговых решений о допуске к выполнению профессиональной деятельности, осуществляемой под надзором определенного уровня

EPA, entrusted professional activities

Дополненная реальность

1. Тип виртуальной реальности, в котором искусственные объекты на экране накладываются на объекты реального мира, обычно для того, чтобы сделать воспринимаемой информацию, иначе недоступную для органов чувств человека.

2. Технология, обеспечивающая наложение информации, сгенерированной компьютером, на объекты реального мира с целью расширения взаимодействия с пользователем

Augmented reality

Дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)

Additional education

Дополнительная профессиональная программа

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения

Additional professional program

Индивидуальный учебный план

Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

Personal curriculum

Инструктаж (брифинг)

Деятельность, которая непосредственно предшествует началу симуляции, в ходе которой участники получают существенную информацию о сценарии предстоящей симуляции, такую как вводные данные, основные показатели жизнедеятельности, инструкции.

Материалы инструктажа могут включать данные анамнеза, медицинскую документацию, направление к врачу, другие вводные данные.

Например, в начале симуляционного сценария участники получают уведомление от бригады скорой медицинской помощи о транспортируемом в учреждение пациенте с огнестрельным ранением

Instruction

Квалификация

Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности

Qualification

Клиническая компетентность

Овладение клиническими знаниями и приобретение клинических умений на достаточном уровне, включая их коммуникативный, клинический и технический компоненты, достигаемые к определенному сроку обучения, в частности к моменту окончания медицинского вуза/ординатуры/профессиональной переподготовки

Clinical competency

Командное обучение

Методика обучения, которая для обеспечения приобретения новых знаний использует обсуждение в малых группах и совместное самостоятельное обучение в противоположность методике передачи информации от преподавателя обучающемуся.

В отличие от проблемно-ориентированного обучения, в котором сложный, многовариантный случай предоставляется обучающимся без информации для его решения, командное обучение основывается на использовании тщательно подобранных форм образовательной деятельности, основанных на предварительном ознакомлении с материалами

Team learning

Коммуникативные навыки

Умение обмениваться информацией с пациентами и коллегами.

Коммуникативные навыки можно привить как студентам, так и врачам усилиями различных профессионалов, в том числе специалистов по коммуникативным навыкам, в процессе обучения в медицинском вузе, а также непрерывного медицинского образования.

Часто этим навыкам обучают с использованием симулированных/стандартизированных пациентов

Communication skills

Компетентность

Владение достаточным уровнем знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных и технических, в какой-то определенной области, на определенных этапах образовательного процесса.

Чем больше знаний и опыта у тестируемого, тем труднее создать инструмент, с помощью которого можно было бы оценить его уровень понимания и навыки, необходимые при выполнении работы

Competency

Компьютерная (экранная) симуляция

Моделирование реальных процессов, при котором ввод и вывод данных ограничиваются исключительно компьютером, который обычно оснащен монитором и клавиатурой или другим простым вспомогательным устройством.

Подкатегориями компьютерной симуляции являются виртуальные пациенты, экранные симуляторы, симуляторы виртуальной реальности и моделирование виртуальной реальности с эффектом присутствия (immersive virtual reality simulation - ibid)

Screen based simulation

Манекен

В медицинском образовании - полноростовая модель человека, используемая для симуляции пациента. Может демонстрировать физиологические функции разной сложности и обладать различной степенью достоверности

Mannequin

Моделирование и симуляция

Образовательная технология, сфокусированная на изучении, разработке и использовании живых, виртуальных и механических моделей, в том числе симуляторов, эмуляторов и прототипов, для изучения, понимания или наглядного предоставления данных.

Термины "моделирование" и "симуляция" часто используют как взаимозаменяемые.

Образовательная технология, которая замещает или усиливает реальный опыт с помощью управляемых занятий, вызывающих или воссоздающих существенные аспекты реального мира в полностью интерактивном режиме.

Инструмент для клинической подготовки в обстановке, напоминающей реальную, имитация клинической проблемы для обучения и оценки клинической подготовки экзаменуемого в тех случаях, когда оценить ее объективно на реальном больном невозможно, не причинив ему ущерба.

Любое педагогическое действие, воспроизводящее клинические условия с целью обучения, тренировки, оценки, повторения или исследования, можно классифицировать как симуляционное обучение

Modeling and simulation

Навыки

1. Способность хорошо справляться с поставленной задачей, обычно приобретаемая путем тренировки и накопления опыта.

2. Систематизированная и координированная умственная и/или физическая деятельность.

3. Доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи, чаще всего двигательной.

4. Автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения

Skills

Надежность метода оценки

Понятие, характеризующее точность и правильность полученных результатов.

В случае тестирования надежность отражает точность, устойчивость и воспроизводимость результатов оценки. В идеальном случае результат оценки должен быть одинаковым у разных преподавателей (экзаменаторов) или у одного и того же преподавателя спустя какое-то время.

При тестировании получению надежных результатов способствуют качественно составленные тестовые задания, а также характер и объем выборки. Достаточной надежности оценки при тестировании можно достичь, имея большое количество качественных тестовых заданий и проводя тестирование с использованием компьютера

Assessment reliability

Надежность симуляции

Устойчивость симуляционной деятельности, степень сходства показателей симуляции при ее повторных выполнениях в одинаковых условиях и с участием одних и тех же участников

Simulation reliability

Непрерывное медицинское образование (НМО)

Непрерывный процесс приобретения новых знаний и профессиональных навыков в процессе всей профессиональной жизни специалиста здравоохранения.

В связи с тем что знаний, полученных при освоении программ высшего образования, недостаточно для поддержания должного уровня компетентности врача в течение всей жизни, важно, чтобы врач пополнял недостающие знания и мог отвечать на вызовы времени (быстрое увеличение объема информации, появление большого количества новых технологий, изменение потребностей здравоохранения и социальных потребностей, а также влияние политических и экономических факторов на практическую медицину)

Continuous medical education

Непрерывное профессиональное развитие (НПР)

Более широкое понятие, чем НМО. НПР учитывает, что врач имеет отношение не только к клинической деятельности, но и к другим сферам деятельности, например управлению, обучению, аудиту и исследованиям, и все эти области необходимо учитывать при планировании профессионального развития врача. НПР также учитывает изменения потребностей практикующего врача, которые зависят от меняющихся условий

Continuous professional development

Нетехнические навыки

В здравоохранении - когнитивные навыки и навыки межличностного общения (с пациентами, работниками здравоохранения, членами команды), руководства, командной работы, ситуационной информированности, принятия решений, управления ресурсами, безопасной работы, минимизации/ослабления нежелательных явлений и профессионализм; также известны как мягкие навыки, поведенческие навыки или умение работать в команде

Soft skills, Non-technical skills

Образовательная организация

Образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность

Educational institution

Образовательная программа

Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная программа - совокупность основных целей, задач и содержания образования определенного уровня и/или направленности, а также перечня и последовательности образовательных мероприятий, необходимых для достижения целей и задач, установленных образовательным стандартом

Curriculum

Образовательные технологии

Технологии, применяемые в образовательной деятельности, в том числе дистанционные, электронные, симуляционные и др.

Educational

technologies

Образовательные цели

Описывают, что обучающиеся должны знать и уметь после завершения курса обучения. Определяют с учетом актуальных проблем и потребностей отрасли

Educational goals

Обследование стандартизированного пациента

Обследование, выполняемое с целью оценки умения собирать анамнез, клинических навыков, проведения дифференциальной диагностики, клинической диагностики и назначения лечения. Экзаменуемый собирает анамнез и выполняет физикальное обследование, назначает анализы и дополнительные методы обследования, ставит диагноз, разрабатывает план лечения и консультирует пациента. С помощью чек-листа или оценочной шкалы экзаменатор и/или стандартизированный пациент оценивают деятельность обучающегося и его поведение

Standardized patient encounter

Обучающийся

Физическое лицо, осваивающее образовательную программу/курс

Trainee

Обучение

Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации к обучению в течение всей жизни

Learning

Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ)

Подход к оценке клинической или профессиональной компетентности, в котором компоненты компетентности оценивают планомерно и структурированно, с особым вниманием к объективности оценки.

Метод оценки клинической компетенции введен в практику в 1972 г. в качестве стандартизированного способа оценки компетентности в медицине. Позволяет дать стандартизированную оценку умения проводить физикальное обследование и собирать анамнез, а также оценку коммуникативных навыков при общении с больным и членами его семьи, глубины и диапазона знаний, способности обобщать и документировать данные, проводить дифференциальную диагностику и составлять план лечения. Вопросы клинической медицины, компетентность в которых предстоит оценить в ходе экзамена, делят на части, такие как сбор анамнеза, аускультация сердца, интерпретация ЭКГ, формулирование заключения на основании полученных данных. Кандидаты чередуются, проходя при этом через последовательность станций, обычно 12-20, и в течение определенного времени решают предложенную задачу на каждой из станций.

Формат объективного структурированного клинического экзамена характеризуется значительной вариабельностью. Использование различных тренажеров, манекенов, симуляторов, а также стандартизированных пациентов позволяет проверить большое количество студентов с использованием одной и той же клинической задачи, при равных условиях, не утомляя реальных пациентов и не вызывая у них стресс. Прямое и непрямое наблюдение, а также использование чек-листа и оценочных шкал позволяют судить об эффективности подготовки, сравнивая ее с заранее определенными стандартами. Это дает возможность более объективной оценки по сравнению с традиционными методами и обеспечивает бόльшую валидность и надежность результатов экзамена, переходя от оценки фактических знаний к проверке широкого диапазона клинических умений и навыков. Вариабельность, связанная с индивидуальными особенностями экзаменатора и пациента, в значительной мере нивелируется. Объективный структурированный клинический экзамен особенно применим к ситуациям, когда принимается решение о достижении студентом необходимого уровня компетенции.

Объективный структурированный клинический экзамен дает большие возможности для текущей, формативной оценки, так как обучающиеся получают обратную связь, позволяющую судить о сильных и слабых сторонах своей подготовки

Objective Structured Clinical Examination (OSCE)

Примерная основная образовательная программа

Учебно-методическая документация [примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов], определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и/или определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы

Suggested Curriculum

Проблемно-ориентированное обучение (ПОО)

Метод совместного обучения в малых группах, который впервые в медицинском образовании был использован в Университете МакМастера в конце 1960-х гг. В ПОО группам студентов (в среднем по 8 человек) обычно предоставляют клинический сценарий для проработки. Координатор направляет работу студентов, но основная его задача заключается во взаимодействии со студентами и в вовлечении их в процесс обучения. Студентам требуется вспомнить известные им сведения о компонентах клинического сценария и определить пробелы, которые необходимо ликвидировать для понимания/решения клинических проблем, - это формирует стратегию клинического мышления. Студенты используют собственные средства и стратегии для получения требуемых знаний, идентифицированных в ходе занятия ПОО. В результате студент учится самостоятельно организовывать процесс своего обучения

Problem Based Learning (PBL)

Реалистичность

Степень подобия между моделью и свойствами моделируемого объекта.

В симуляции выделяют различные виды реалистичности:

· механическую;

· средовую;

· психологическую;

· операционную;

· временнýю

Fidelity

Результат обучения

Возможный очевидный итог действия тех или иных причинных факторов либо той или иной деятельности. В медицинском образовании результатами обучения могут быть приобретение знаний, умений и навыков, освоение компетенций, появление стимулов для улучшения качества лечения больных.

Результаты могут относиться к образовательному процессу (результаты процесса), итогам завершения образования (результаты обучения) или к профессиональной роли врача (эффективность деятельности)

Outcome

Робот-симулятор пациента

Полноростовая модель человека, имеющая сложную электронно-механическую конструкцию, которая на основе программного обеспечения и сценариев имитирует физиологические реакции пациента в ответ на проводимые лечебно-диагностические манипуляции, для которых может использоваться реальное медицинское оборудование

Human patient simulator

Сетевая форма реализации образовательных программ

Форма образовательной деятельности, которая обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы и/или отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и/или направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

Образовательная деятельность по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, осуществляется посредством взаимодействия организаций в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательной программы.

Сетевая образовательная программа может включать в себя части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и/или направленностей

Collaborative

Teaching

Симулированный пациент (СП)

Человек, обученный симулировать настоящего пациента так точно, что данная симуляция незаметна для опытного врача.

При выполнении симуляции СП представляет собой целостный образ пациента и воспроизводит не только анамнез, но и язык мимики и жестов, физические показатели, а также эмоциональные и личностные характеристики.

См. также Стандартизированный пациент

Simulated patient

Симулятор

Объект или представление, используемые во время тренировки или оценки, которые ведут себя либо функционируют как заданная система и отвечают на действия пользователя.

Как правило, симулятор имеет три элемента: смоделированный процесс, который представляет, имитирует или как-либо иначе симулирует систему реального мира, систему контроля и интерфейс "человек-машина", характерный для способов взаимодействия в соответствующей реальной системе

Simulator

Симуляционный центр

Учреждение или его структурное подразделение, осуществляющее подготовку (обучение) и/или оценку соответствия лица установленным профессиональным требованиям (аккредитация специалиста или аттестация медицинского работника)

Simulation center

Симуляция

См. Моделирование и симуляция

Simulation

Симуляция in situ

Проведение симуляционного занятия в настоящих условиях/среде с целью достижения высокого уровня достоверности и реализма; данное обучение особенно хорошо подходит для тяжелых условий работы, обусловленных ограниченностью пространства или шумом.

Например, карета скорой помощи, приемное отделение больницы, стоматологическое кресло.

Такой тренинг необходим для проведения оценки, выявления и устранения проблем в рабочих процессах или разработки новых процессов

Simulation in situ

Средства обучения

Приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности

Educational tool

Стандартизированный пациент (СтП)

Человек, обученный реалистично, стандартизировано и воспроизводимо имитировать пациента с определенным патологическим состоянием, когда его поведение варьирует только в зависимости от действий обучающегося; такая строгая стандартизация действий в сеансе симуляции отличает стандартизированного пациента от симулированного

Standartized patient

Технические навыки

В медицине - знания, умения и способности выполнять определенную медицинскую процедуру, например введение внутривенного катетера или физикальное обследование

Technical skills

Тренажер/специализированный тренажер

Устройство, предназначенное для отработки только основных элементов осваиваемой процедуры или навыка, таких как люмбальная пункция, интубация трахеи, установка центрального венозного катетера.

Данные устройства могут иметь механический или электронный интерфейс для обучения и предоставления обратной связи при отработке практических навыков, таких как введение иглы в вену, ультразвуковое сканирование, наложение швов и др.

Обычно используются для выработки процедурных навыков, но также могут применяться в сочетании с другими образовательными технологиями для создания клинических ситуаций

Trainer/part task trainer

Умение

Способность проделать определенную работу в соответствии с полученными знаниями. Качество умения определяется характером и содержанием знаний о выполняемом действии

Skills

Учебная программа

Образовательный план с указанием целей и задач обучения, тематики занятий и методов, которые будут использованы при обучении, преподавании и оценке результатов, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части)

Curriculum

Учебный план

Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся

Blueprint

Хептика

Тактильная чувствительность, обратная тактильная связь, тактильность, имитация осязания. Воспроизведение тактильных ощущений, связанное со взаимодействием с виртуальной средой симулятора.

Слово "хептика" происходит от греч. haptein - захватывать. Данная технология основана на применении электромеханических приводов и компьютерных программ, обеспечивающих тактильную обратную связь с оператором. В медицинской симуляции относится к устройствам, которые обеспечивают пользователю тактильную обратную связь.

Тактильная обратная связь может использоваться для симуляции прикосновения, пальпации органа или части тела, а также для рассечения, разрыва или натяжения ткани.

В русскоязычной литературе также употребляются слова "хаптика", "гаптика"

Haptic

Цели обучения/ образовательные цели

Заявления о том, какими знаниями и навыками предстоит овладеть обучающимся.

Важно, чтобы цели поддавались оценке и отражали определенный уровень компетентности. При определении целей следует отличать знания, умения, навыки и установки

Educational or

Instructional

Objectives

Экранная симуляция/ симулятор

Симуляция, представляемая на компьютерном экране с использованием изображений и текста, сходно с популярным игровым форматом, в котором оператор взаимодействует с интерфейсом с помощью клавиатуры, мыши, джойстика или другого средства ввода.

Программы могут предоставлять обратную связь и отслеживать действия учащихся для их оценки, что устраняет необходимость в инструкторе

Computer/screen-based simulation

Элективная программа

Образовательная программа, в которой студентам предоставляют возможность выбрать по своему усмотрению дополнительные предметы для изучения или проекты, которые не входят в обязательную программу медицинского образования.

Это дает возможность студентам обучаться соответственно своим интересам, формирует у них бόльшую ответственность за обучение и облегчает выбор специальности, так как они могут попробовать свои силы в различных областях, вызывающих у них интерес

Elective Program

Электронное обучение

Обучение с помощью электронных технологий (компьютер, локальные сети, Интернет) с доступом к учебной программе и ее материалам вне аудитории с элементами интерактивности. Это могут быть лекция, семинар, дискуссия и даже экзамен в онлайн-формате. Отличием данного метода является наличие обратной связи в реальном времени, когда слушатель может задать вопрос или инициировать дискуссию, а экзаменатор оценить "электронный тест". Понятие "электронное обучение" часто путают с "дистанционным обучением", но в отличие от последнего электронное обучение может проходить в аудитории совместно с преподавателем. Электронное обучение является элементом учебной программы и предполагает использование других методов обучения

e-Learning

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»