APMEC и формирование ценностей, медицинское образование и новый президент Медицинской ассоциации Шри-ланки; издательское дело в Мексике; образование: глубиной в милю и шириной в дюйм, и не только

APMEC и формирование ценностей, медицинское образование и новый президент Медицинской ассоциации Шри-Ланки; издательское дело в Мексике; образование: глубиной в милю и шириной в дюйм, и не только

Опубликовано 31.01.2020

APMEC и формирование ценностей

Конференция по медицинскому образованию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (APMEC) -важное ежегодное событие в области медицинского образования. Темой конференции в 2020 г. было "Формирование ценностей для эффективной практической деятельности". Темой моей программной презентации было "То, что мы делаем, говорит о том, что мы ценим". Это была моя 16-я программная презентация для APMEC. Я заявил следующее.

1. Ценности важны, поскольку они мотивируют, определяют и накладывают отпечаток на всю деятельность врача, становясь основой для принятия решений и действий.

2. Крайне важно, чтобы в ходе программы обучения прикладывались усилия к формированию этих ценностей. Я использовал в качестве метафоры выращивание фигурок из травы чиа, чтобы проиллюстрировать необходимость прикладывать такие усилия.

3. Преподаватель может способствовать формированию ценностей в каждой из своих восьми ролей, описанных в публикации "Восемь ролей преподавателя в области медицины".

4. Прилагать усилия к формированию ценностей важно, поскольку то, что мы делаем, говорит о том, что мы ценим.

5. Даже самые малые изменения могут сыграть свою роль - это иллюстрируется часто цитируемым утверждением, что взмах крыла бабочки в Бразилии может вызвать ураган в Техасе. Эта концепция была описана Лоренсом (Laurenz), в то время профессором метеорологии в Массачусетском технологическом институте: при разработке компьютерной модели, имитирующей те или иные погодные условия, он обнаружил, что округление переменной с 0,506127 до 0,506 приводило к огромным изменениям погоды в модели. Идея о том, что небольшие изменения могут повлиять на общую картину, обсуждалась Джейсоном Франком (Jason Frank) и Эриком Холмбоу (Eric Holmboe) в Твиттере. При голосовании цветными карточками по окончании моей презентации более 98% участников полагали, что в их организации определенно должны прилагаться большие усилия по формированию ценностей у студентов. Был согласован ряд мнений о том, чему следует уделять особое внимание при формировании ценностей, включая определение ценностей как одного из результатов обучения, создание соответствующей образовательной среды, оценку и учет ценностей при отборе будущих студентов и ценности, формирующие ролевую модель.

Мы провели в ходе APMEC еще один успешный курс "Необходимые навыки в сфере медицинского образования" (Essential Skills for Medical Education, ESME), а также впервые курс ESME в области клинического обучения под руководством Субха Рамани (Subha Ramani). Мы были очень деятельны на выставке AMEE, я был весьма рад возможности вновь встретиться со старыми друзьями и коллегами и познакомиться с новыми.

Медицинское образование и новый президент Медицинской ассоциации Шри-Ланки

В ходе APMEC я встретил Индику Карунатилаке (Indika Karunathilake), ранее получавшего степень кандидата наук в Центре медицинского образования в Данди. После своего возвращения на Шри-Ланку он ведет активную деятельность в области медицинского образования. Я был рад узнать, что он стал 126-м президентом Медицинской ассоциации Шри-Ланки, введение в должность состоялось на церемонии в Коломбо. Это одна из старейших медицинских ассоциаций в странах Британского содружества (основана 133 года назад). Индика - первый президент ассоциации, который специализируется на медицинском образовании.

Издательское дело в Мексике

Рэчел Маунд (Rachel Maund), директор базирующейся в Великобритании компании "Marketability Ltd", заявила в блоге "The scholarly Kitchen" (https://scholarlykitchen.sspnet.org/2020/01/29/guest-post-mexican-publishers-face-significant-challenges-but-theyre-uniquely-equipped-to-meet-them/), что перед мексиканскими издателями стоят сложные проблемы, однако они наилучшим образом подготовлены к тому, чтобы справиться с ними. Она утверждает, что Латинская Америка опережает все другие регионы, когда речь идет о публикациях в открытом доступе, как о журналах, так и о книгах; научные работники региона привержены принципам открытого доступа к информации. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве не входят в латиноамериканскую модель открытого доступа. Неясно, однако, как финансируется издательская деятельность. Она описала растущий интерес к книгам в Мексике. С 1990 по 2000 г. уровень грамотности среди мексиканских детей в возрасте 10-15 лет вырос с примерно 12% до свыше 90%, что привело к появлению нового поколения более обеспеченных, грамотных и разбирающихся в цифровой технике читателей. Отчасти это связывают с тем, что правительство предоставляло школам книги на бесплатной основе.

Образование: глубиной в милю и шириной в дюйм

В опубликованной ASCD книге Линдси Портной (Lindsay Portnoy) "Чтобы научить" (Designed to Learn) пишет: "Мы наблюдаем сдвиг в учебных программах, стимулируемый необходимостью для студентов усвоить важные концепции; образование, которое когда-то было в милю шириной и в дюйм глубиной, уступает место образованию глубиной в милю и шириной в дюйм". Концепция, которая заслуживает дальнейшего исследования!

Portnoy L. Designed to Learn. 2020. ASCD, Virginia, USA.

Конференция "Оттава-2020"

После конференции APMEC я отправился в Куала-Лумпур вместе с Пэт Лилли (Pat LiLLey) и встретился с Вишна Дэви Надараджах (Vishna Devi Nadarajah), чтобы окончательно утвердить договоренности о конференции "Оттава" по оценке клинических навыков, которая пройдет в Куала-Лумпуре в конце февраля. Малайзия - одно из самых любимых мною мест; мне кажется, это будет мой 109-й визит туда. Мы разработали отличную программу, и докладчики освещают важные новшества в сфере оценки с момента предыдущей конференции "Оттава", проходившей 2 года назад. Эти изменения отражены в том, что я описал в книге "Восемь ролей преподавателя в области медицины" как профиль оценки в медицинском институте - программная оценка, аутентичная оценка, оценка, основанная на результате, оценка ради образования, межпрофессиональная оценка, вовлечение студентов в оценку и оценивание оценки.

"Оттава-2020": хорошее, новое, спорное и неудобное, согласительные доклады с конференции "Оттава" и не только

Опубликовано 13.03.2020

"Оттава-2020": хорошее, новое, спорное и неудобное

Я только что вернулся с конференции "Оттава-2020", проходившей в Куала-Лумпуре. Коронавирус не является проблемой в Малайзии, однако около 350 участников не смогли прибыть на конференцию вследствие ограничений на поездки. Присутствовавшие на конференции 680 участников прониклись духом собрания; заседания проходили, когда это требовалось, с дистанционным участием с помощью впечатляющей технологии, предоставленной конференц-центром и Международным медицинским университетом, которые совместно были организаторами конференции. Некоторые участники заявили даже, что это была лучшая на сегодня конференция "Оттава".

В соответствии с философией, лежащей в основе конференций "Оттава", данное мероприятие изучало "хорошее", включая наилучшую практику в использовании портфолио, оценку, основанную на компетенциях, объективный структурированный клинический экзамен и обратную связь; "новое", включая программируемую оценку, использование игр и виртуальной реальности, аналитику обучения и концепцию доверяемой профессиональной деятельности (entrustabLe professional activities, EPA); "спорное", включая повышение квалификации и переаттестацию, самостоятельную оценку, оценку непрофессионального поведения и измерение уровня эмпатии; и "неудобное", включая оценку профессиональных недостатков, соответствие или несоответствие методов оценки культурным установкам, практику выставления удовлетворительных оценок неуспевающим студентам и роль студентов в процессе оценки.

Были запланированы два дополнительных пленарных заседания. Одно из них посвящено влиянию коронавируса на медицинское образование, другое, которым руководил Ади Харамати (Adi Haramati), - благополучию персонала и студентов и испытываемому ими стрессу - ключевым темам сейчас.

На заседании, посвященном аккредитации, обсуждали неоднозначный вопрос о свидетельствах того, что аккредитация улучшает качество медицинского образования. Соответствует ли аккредитация своему назначению и стоит ли она затрачиваемых усилий и средств? Учитывает ли аккредитация социальные изменения и изменения в педагогике и откликается ли на них?

Как сообщалось на конференции, портфолио продолжают привлекать внимание как более современное средство оценки по сравнению с программируемой оценкой. Представляют интерес различные используемые подходы. В Маастрихте (Нидерланды) существует определенный стандартный формат, которому обязаны следовать студенты. В Данди и в Кливленде (США) студентам дано больше свободы в выборе, как убедить проводящего оценку преподавателя, что они достигли требуемых результатов обучения.

Большой популярностью пользовались заседания, посвященные программной оценке, и интересная дискуссия о том, что должно присутствовать в оценке, чтобы ее можно было назвать программной. На заседаниях, посвященных EPA, меня поразили различные подходы к определению EPA и различия в числе EPA, использовавшихся для комплектования учебной программы. На одном из заседаний это число колебалось от 4 до 100.

Согласительные доклады конференции "Оттава-2020"

Отчеты новых согласительных групп "Оценка результатов обучения", "Использование техники при оценке" и "Программная оценка" опирались на результаты дискуссий на конференции. Предварительные версии обновленных документов, представленные на заключительном пленарном заседании, вызвали большой интерес.

Международная ассоциация работников в сфере медицинского образования (iamse)

Конференции "Оттава" предшествовала успешная однодневная конференция в Куала-Лумпуре, которую организовала IAMSE. Среди других вопросов обсуждалась интеграция в области преподавания медицинских и медико-санитарных дисциплин в эпоху постоянного пересмотра и изменения учебных программ.

Ответ AMEE на пандемию CovID-19, конференция "AMEE-2020" и другое

Опубликовано 08.04.2020

Ответ AMEE на пандемию, вызванную вирусом CovID-19

Мы напряженно думали, как AMEE лучше всего откликнуться и поддержать преподавателей, студентов и всех, кто работает в области медицинского образования, в это трудное время, которое невозможно было представить себе всего несколько месяцев назад. Наш ответ можно найти на сайте AMEE (https://amee.org/covid-19). Он включает вебинары, посвященные тому, как мы можем адаптировать наши образовательные программы. В ходе вебинара на прошлой неделе Тревор Гиббс (Trevor Gibbs), Джуди Маккимм (Judy McKimm), Дженнифер Клиланд (Jennifer CLeLand) и Ричард Фуллер (Richard Fuller) разбирали, как мы, преподаватели, можем отреагировать на возникшие перед нами трудности в планировании обучающих программ и принятии решений по оценке. Почти 900 человек зарегистрировалось на вебинар (https://vimeo.com/401303138l), видеозапись которого с презентацией и вопросами опубликована в Интернете. Планируются еще 2 вебинара, на них уже можно зарегистрироваться. Мы приняли к публикации в журнале "Medical Teacher" начальную серию коротких статей, в которых описаны первые реакции на эти трудности; позже, когда мы, надеюсь, вернемся к нормальным условиям, последует серия аналитических статей. Кроме того, ряд полезных статей на данную тему опубликован в MedEdPublish (https://www.mededpublish.org/homel).

AMEE-2020

К сожалению, мы вынуждены отложить конференцию AMEE-2020, которая должна была состояться в Глазго в сентябре 2020 г. Объявление о планах в отношении отложенной конференции будет сделано позднее. Вместо конференции в Глазго в этом году мы работаем над проведением виртуальной конференции "AMEE-2020", подробнее будет объявлено в ближайшее время.

Медицинское образование улучшает качество медицинской помощи

Меня иногда просят привести свидетельства того, что наша деятельность в области медицинского образования действительно улучшает медицинскую помощь нашим пациентам. Vujcich и соавт. (2020) описывают, как обязательная краткосрочная практика на местах в Медицинской школе Университета Нотр-Дам (Австралия) улучшала отклик выпускников медицинских институтов на потребности сельских жителей Австралии в медицинской помощи.

Vujcich, D. L., Toussaint, S., Mak, D. B. "[It's] more than just medicine": The value and sustainability of mandatory, non-clinical, short-term rural placements in a Western Australian medical school. Med Teach. 2020. Предварительная электронная публикация.

Игра с данными

В своем блоге от 24.02.2020 Пэт Томсон (Pat Thomson) (https://patthomson.net/2020/02/24/playing-about-with-data/l пишет, что иногда имеет смысл уделить некоторое время тому, чтобы просто поиграть с данными, полученными в нашей исследовательской работе, ради эксперимента, и посмотреть на них под новым углом зрения. Она выдвигает в своем блоге ряд предложений, возможно, настало время более подробно изучить ее идеи.

Наконец, улыбнитесь - описания злоупотреблений электронной почтой и видеоконференциями

Я постоянно чувствую, что не в состоянии справиться с огромным потоком электронным писем, которые получаю, и с множеством видеоконференций, посещения которых от меня ждут. Дженнифер, моя дочь, послала мне два видеоклипа, где с юмором рассматриваются некоторые самые частые злоупотребления электронными письмами (https://www.youtube.com/watch?v=HTgYHHKs0Zwl и видеоконференциями (https://www.youtube.com/watch?v=DYu_bGbZiiQ&feature=youtu.bel).

Надеюсь, все чувствуют себя хорошо и справляются со стоящими перед нами в этот сложный период проблемами.

Рональд Харден

https://www.mededworld.org/hardens-blog.aspx

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»