Правовые особенности допуска врача-педиатра к профессиональной деятельности

Резюме

Статья посвящена проблеме допуска врачей по специальности "педиатрия" к профессиональной деятельности в системе первичной медико-санитарной помощи. Введение федерального государственного образовательного стандарта III поколения привело к переходу на компетентностный подход в оценке соответствия выпускника медицинского вуза требованиям медицинских должностей. Авторы статьи анализируют динамику имеющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение процедуры первичной аккредитации специалистов. Существенное внимание уделено вопросам проблемы выдачи свидетельства об аккредитации специалиста как документа, подтверждающего профессиональную компетенцию аккредитуемого.

Ключевые слова:первичная аккредитация специалиста, врач-педиатр участковый, свидетельство об аккредитации, выпускник, медицинское образование, аккредитационная комиссия

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А., Лисовская Е.О. Правовые особенности допуска врача-педиатра к профессиональной деятельности // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 140-148. DOI: 10.2441 1/2220-8453-2020-12010

Изменение требований допуска к осуществлению практической деятельности в системе первичной медико-санитарной помощи по специальности "педиатрия" связано с внедрением в систему высшего профессионального медицинского образования Федерального государственного образовательного стандарта III поколения (ФГОС 3) [1, 2]. Введенный в 2016 г. государственный стандарт предоставляет выпускникам право самостоятельной работы при условии успешного прохождения первичной аккредитации специалиста [3, 4]. Данное положение, закрепленное частью 1 статьи 69 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 29 мая 2019 г.) "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", обязывает специалиста пройти процедуру аккредитации по окончании освоения им профессиональных программ медицинского или фармацевтического образования не реже 1 раза в 5 лет [5, 6]. Часть 3 упомянутой статьи регламентирует основные организационные требования к проводимой аккредитации специалиста: порядок создания аккредитационной комиссии, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форму и технические требования к его оформлению.

Цель: провести анализ динамики становления нормативно-правовой базы по допуску выпускников педиатрических факультетов к практической деятельности, выявить проблемы допуска врачей-педиатров к работе в системе первичной медико-санитарной помощи, определить возможные пути решения этих проблем.

Материал и методы

Анализирована нормативно-правовая база (Федеральные законы Российской Федерации, приказы и письма Министерств здравоохранения Российской Федерации, труда и социальной защиты Российской Федерации, науки и высшего образования Российской Федерации) по допуску выпускников педиатрических факультетов, обучавшихся по программам ФГОС 3, к практической деятельности в системе оказания первичной медико-санитарной помощи населению в должности врача-педиатра участкового.

Результаты

Согласно ФГОС 3, правом допуска к осуществлению профессиональной медицинской деятельности до 1 января 2017 г. обладали лица, имеющие высшее медицинское или фармацевтическое образование и прошедшие процедуру сертификации по итогам обучения в интернатуре или клинической ординатуре [4, 7, 8]. На основании приказа Министерства здравоохранения № 127н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов" и в связи с истечением нормативных сроков освоения образовательных программ на территории Российской Федерации с 1 сентября 2017 г. обучение по программам первичной последипломной специализации в интернатуре прекратилось [9, 10].

Упомянутый выше приказ Министерства здравоохранения № 127н определил не только порядок прохождения процедуры первичной аккредитации специалистов, но и первичной специализированной аккредитации для специалистов, прошедших первичную специализацию в клинической ординатуре. Вместе с тем вышедшее 7 июля 2016 г. письмо Министерства здравоохранения России № 16-5/10/2-4216 "Об аккредитации специалистов" декларировало отсутствие квалификационных требований к лицам, прошедшим процедуру аккредитации специалистов (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения России от 8 октября 2015 г. № 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки") [11, 12]. Проведенная Министерствами здравоохранения и труда и социальной защиты Российской Федерации законотворческая работа по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства России имеющихся нормативных правовых актов позволила подготовить изменения в действующие правовые акты в части допуска к медицинской профессии лиц, окончивших высшие медицинские учебные заведения.

Так, 27 марта 2017 г. утвержден приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 306н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый", разработанный в соответствии с п. 61 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 [2, 13]. Данный стандарт заменил собой профессиональный стандарт "Специалист по педиатрии", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 400н 10 июня 2015 г. Впервые в утвержденном стандарте закреплено особое условие допуска к работе, а именно наличие сертификата специалиста по специальности "педиатрия" и/или свидетельства об аккредитации специалиста по специальности "педиатрия".

Проведение процедуры первичной аккредитации специалиста регламентируется приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации № 334н от 2 июня 2016 г. (в редакции от 24.05.2019 г.) "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" и № 1043н от 22 декабря 2017 г. "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов" [14, 15].

Таким образом, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ устанавливает правовой статус аккредитации специалиста, разграничивая ее процедурой определения соответствия лица, получившего необходимое (медицинское, фармацевтическое или иное) образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности или фармацевтической деятельности [2].

Аккредитация специалиста может быть первичной [для лиц, закончивших освоение основных образовательных программ высшего или среднего медицинского либо фармацевтического образования и имеющих документ об образовании и (или) квалификации, а также лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ, или лиц, получивших образование на территории иностранного государства] и периодической (в рамках непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков, повышения профессионального уровня и расширения квалификации). Указанный Федеральный закон определяет порядок организации и проведения первичной аккредитации специалистов, в частности состав (председатель аккредитационной комиссии, заместитель председателя, члены аккредитационной комиссии и ответственный секретарь), порядок формирования и организации работы аккредитационной комиссии, функциональные обязанности аккредитационной комиссии, регламент проведения заседаний аккредитационной комиссии. Утверждены порядок подачи заявления от лица, изъявившего желание пройти аккредитацию специалиста (аккредитуемого), перечень необходимых документов, число этапов первичной и периодической аккредитации и условия их прохождения, порядок подачи и рассмотрения апелляции.

Приказ Министерства здравоохранения № 1043н от 22 декабря 2017 г. определяет сроки и этапы аккредитации специалистов и категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов (первичная аккредитация специалиста и первичная специализированная аккредитация).

Порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста определяется приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 2016 г. № 352н (в ред. от 31 июля 2019 г.) "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" [16]. Свидетельство об аккредитации специалиста выдается аккредитационной комиссией лицу, прошедшему аккредитацию специалиста, не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии, содержащего решение комиссии о признании специалиста прошедшим аккредитацию. Это противоречит п. 10 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 мая 2019 г. № 326н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалиста" [17], где указывается об исключении из п. 61 Положения об аккредитации специалиста слов "не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии". Стоит обратить внимание, что в изначальной редакции приказа № 334н от 2 июня 2016 г. п. 61 был изложен в следующей редакции: "...Лицу, признанному аккредитационной комиссией прошедшим процедуру аккредитации специалиста, не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии выдается свидетельство об аккредитации специалиста в порядке, определенном Министерством здравоохранения Российской Федерации".

В то же время, согласно общему принципу принятия законов с обратной силой, последние должны быть направлены исключительно на улучшение процесса правоотношений. Таким образом, ретроактивные законодательные положения могут быть применены во всех сферах права, если при этом не ухудшают положение дел для участников конкретных правоотношений.

На основании имеющихся несоответствий нормативно-правовой базы становится неопределенным реальный срок получения аккредитованным специалистом свидетельства об аккредитации, которое является документом, дающим право на самостоятельную медицинскую деятельность.

В 2017 г. с учетом длительного времени изготовления свидетельств об аккредитации специалиста 20 июля опубликовано письмо Министерства здравоохранения № 16-5/10/2-4889 "О праве лиц на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в РФ, получивших медицинское или фармацевтическое образование в РФ в соответствии с ФГОС и имеющих свидетельство об аккредитации специалиста", уточняющее правовой статус выпускников медицинских вузов, прошедших процедуру аккредитации, а также дающее им право заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью [18, 19].

В данном письме указывается, что аккредитуемому, признанному прошедшим или не прошедшим аккредитацию специалиста, в течение 3 дней с даты подписания протокола заседания аккредитационной комиссии выдается выписка из протокола заседания аккредитационной комиссии, содержащая соответствующие решения. Учитывая, что в момент подписания письма бланки свидетельств находились на стадии изготовления, рекомендовано допустить врачей, успешно прошедших первичную аккредитацию и имеющих указанную выше выписку из протокола, к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности.

Однако, несмотря на наличие выписок из протоколов заседаний аккредитационной комиссии, в 2017 г. прошедшим первичную аккредитацию специалистам врачам-педиатрам при трудоустройстве в учреждения здравоохранения работниками кадровой службы работодателя были созданы препятствия, так как указанные документы содержали только подписи председателя аккредитационной комиссии и ответственного секретаря комиссии без печати профессиональной некоммерческой организации, представителем которой является председатель аккредитационной комиссии (при наличии таковой) или печати образовательной и (или) научной организации, в помещениях которой проводилась аккредитация специалиста.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения России от 26 апреля 2018 г. № 192н в п. 52 Положения об аккредитации специалистов добавлено указание на необходимость наличия печати [профессиональной некоммерческой организации, представителем которой является председатель аккредитационной комиссии или учебной и (или) научной организации, на базе которой проводилась аккредитация специалиста] на бланке выписки из итогового протокола аккредитационной комиссии [20].

В 2018 г. Министерством здравоохранения РФ опубликовано письмо от 18 июля 2018 г. № 16-5/10/2-4709, где повторно указывалась необходимость выдачи выписки из протокола аккредитационной комиссии, содержащей подписи председателя и ответственного секретаря аккредитационной комиссии и печать профессиональной некоммерческой организации, представителем которой является председатель (при наличии таковой) или печать образовательной и (или) научной организации, в помещениях которой проводилась аккредитация специалиста [21].

В 2019 г. также сложилась ситуация, когда отведенный приказом Министерства здравоохранения РФ № 352н срок выдачи свидетельств об аккредитации специалистов был увеличен.

Выпущенное письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 августа 2019 г. № 16-7/И/2-7280 указывало на необходимость в соответствии с пунктом 47 Положения об аккредитации специалиста (приказ Министерства здравоохранения РФ № 334н) размещения итоговых протоколов на официальных сайтах образовательных и (или) научных организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на базе которых проводилась процедура аккредитации [22]. Таким образом, установлена равноправность выписки из итогового протокола аккредитационной комиссии и свидетельства об аккредитации как подтверждения успешного прохождения процедуры аккредитации специалиста.

Одновременно с этим указывается, что признание успешного прохождения аккредитации отражается в соответствии с п. 53 Положения об аккредитации специалистов в Федеральном регистре медицинских работников (что регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2008 г. № 176н "О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ" и приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 октября 2015 г. № 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование"). Таким образом, формирование личного дела при устройстве на работу в учреждения здравоохранения стало возможно при получении соответствующей информации из Федерального регистра, а факт прохождения первичной аккредитации специалиста может быть проверен на официальном сайте учебной и (или) научной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на базе которой проводилась аккредитация специалиста.

Заключение

В настоящее время существует сложная правовая система организации документооборота первичной аккредитации специалистов, в результате чего наблюдаются расхождения юридических норм по одним и тем же законодательным актам.

Устранение противоречий, определяющих порядок и своевременность выдачи свидетельств об аккредитации специалистов, повысит авторитет процедуры первичной аккредитации специалистов.

Литература

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.03.2017 № 306н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215685/

2. Лисица И.А., Лисовский О.В., Гостимский А.В. и др. Анализ проблем подготовки выпускников к первичной аккредитации специалиста // Виртуальные технологии в медицине. 2019. № 2 (22). С. 37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41344250.

3. Гостимский А.В., Лисовский О.В., Лисица И.А. Первичная аккредитация специалистов. Опыт, проблемы и возможные пути решения // Виртуальные технологии в медицине. 2018. № 2 (20). С. 35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36434094.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.08.2015 № 853 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета)". URL: http://base.garant.ru/71191194/

5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в ред. 27.12.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

6. Орел В.И., Гостимский А.В., Лисовский О.В. и др. Контроль практических навыков выпускников ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" в рамках аккредитации // Медицина и организация здравоохранения. 2017. № 2 (4). С. 10-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32367992.

7. Гостимский А.В., Федорец В.Н., Лисовский О.В. Опыт применения симуляционных технологий в ходе постдипломного обучения в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете // Виртуальные технологии в медицине. 2017. № 2 (18). С. 46-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35611383.

8. Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В., Лисовский О.В. Организация симуляционного обучения в СПБГПМУ // Педиатр. 2015. № 6 (3). С. 118-122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25031940.

9. Приказ Министерства здравоохранения России от 25.02.2016 № 127н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195345/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/

10. Зарипова З.А., Лопатин З.В., Чернова Н.А. Концепция создания единого информационного пространства в сфере симуляционного обучения в структуре медицинского образования на территории Российской Федерации // Виртуальные технологии в медицине. 2014. № 1 (11). С. 24-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36937240

11. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.07.2016 г. № 16-5/10/2-4126. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minzdrava-Rossii-ot-07.07.2016-N-16-5_10_2-4126/

12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 № 707н "Об утверждении

Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки". URL: http://base.garant.ru/71231064/

13. Гостимский А.В., Лисовский О.В., Селиханов Б.А. Симуляционное обучение клинических ординаторов различных специальностей // Оргздрав: новости, мнения, обучение. 2018. № 2 (12). С. 56-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp7icU35417630

14. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2016 № 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" (с изменениями и дополнениями от 24 мая 2019 г.). URL: https://base.garant.ru/71423024/

15. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22.1 2.2017 № 1043н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов" (с изменениями от 21.12.2018). URL: https://base.garant.ru/71859808/

16. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2016 № 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" (с изменениями от 31.06.2019 г.). URL: https://base.garant.ru/71436808/

17. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24.05.2019 г. № 326н "О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов". URL: https://minjust.consultant.ru/Cocuments/43126.

18. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 20.07.2017 г. № 16-5/10/2-4889 "О праве лиц на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в РФ, получивших медицинское или фармацевтическое образование в РФ в соответствии с ФГОС и имеющих свидетельство об аккредитации специалиста". URL: https://base.garant.ru/71732144/

19. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З., Перельман В. и др. Объективный структурированный клинический экзамен как инструмент аккредитации медицинских специалистов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 1 (31). С. 15-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?iC=35086014.

20. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.04.2018 г. № 192н "О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.06.2016 № 334н". URL: https://www.garant.ru/proCucts/ipo/prime/Coc/71850688/

21. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 18.07.2018 № 16-5/10/2-4709. URL: https://www.garant.ru/proCucts/ipo/prime/Coc/71923098/

22. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 08.08.2019 № 16-7/И/2-7280. URL: https://www.garant.ru/proCucts/ipo/prime/Coc/72519446/

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»