Методология формирования культуры здоровья студентов - будущих врачей

РезюмеОдним из наиболее актуальных вопросов современности является формирование культуры здоровья (КЗ) молодежи. В результате анализа проблем становления профессиональных компетенций будущих врачей было выявлено, что большинство выпускников медицинского университета имеют недостаточно установок на здоровье. Для решения этой задачи в системе вузовского валеологического воспитания нужна новая технология. В статье предложена действующая в Волгоградском государственном медицинском университете методология формирования КЗ студентов - будущих врачей.

Ключевые слова:• Методология формирования культуры здоровья • Студенты-медики • Культура здоровья • Здоровый образ жизни

Мед. образование и проф. развитие. - 2011. - № 1. - С. 65-68.

Введение

Непонимание значимости здоровья - один из признаков не только низкой общей культуры и медицинской неграмотности, но и социального инфантилизма. Методология формирования культуры здорового образа жизни (ЗОЖ) будущего врача представляется нам как функциональная система организационных способов управления учебной, познавательной, физкультурно-спортивной деятельностью студентов, основанной на глубоких естественнонаучных, медико-биологических, гигиенических, гуманитарных, медицинских знаниях. В совокупности эти знания должны обеспечивать научно-теоретически и инструментально-практически сохранение и укрепление здоровья будущих врачей, а в перспективе интегрировать их в профессиональную деятельность. Создание традиций ЗОЖ - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в высшем медицинском учебном заведении, и то, к чему должен стремиться будущий врач.

Сохранение психофизического здоровья студентов во многом зависит от форм и методов учебного процесса, психологического климата в учебном заведении и от организации специализированной системы формирования, развития и сохранения здоровья обучающихся. Действие такой системы обеспечит не только полноценное здоровье учащейся молодежи, глубокие знания о возможностях и ограничениях собственного тела и психики, раскроет широкие возможности оздоровительных технологий, но и создаст условия для профилактики и ликвидации негативных факторов, таких как наркомания, алкоголизм, курение, гиподинамия. Деятельность специалистов этой системы будет направлена на создание условий непрерывного воспитания культуры здоровья (КЗ), формирование мотивации студентов на ЗОЖ, что позволит будущим специалистам здравоохранения своевременно выявлять и оценивать физиологические и психологические способности, склонности, потенциал пациентов, вовремя предупреждать возникновение заболеваний и при необходимости проводить реабилитационные мероприятия.

В результате анализа проблем становления профессиональных компетенций студентов - будущих врачей нами было выявлено недостаточно подходов к обучению КЗ в системе высшего медицинского образования, что позволило разработать технологию ее формирования (см. схему).

Основными средствами предложенной технологии являются медицинское образование как основа будущей профессиональной деятельности, работа различных структур вуза по сохранению и укреплению здоровья учащихся, специальные знания в области физической культуры и самостоятельная работа студентов по оздоровлению.

Основным и наиболее важным средством в технологии формирования КЗ студентов-медиков является получение студентами профессионального медицинского образования.

Базовая часть медицинского образования подразумевает овладение студентами теоретических и практических основ фундаментальных наук медицинской специальности, которые включают дисциплины клинического и неклинического профиля, медико-биологические, профилактические, а также дисциплины социально-гуманитарной направленности, частью которых является и физическая культура. Интеграция междисциплинарных знаний о человеке и его организме, глубокое теоретическое осмысление взаимодействия медицинских, гуманитарных учебных дисциплин и физической культуры четче ориентируют студентов на разработку собственной модели здоровья, а также создают целостное представление об их будущей профессиональной деятельности. Взаимосвязанная, четко скоординированная работа всех структур и подразделений университета также является важной составляющей профессиональной всесторонней подготовки будущего врача.

В Волгоградском государственном медицинском университете более 10 лет функционирует Координационный совет по экологогигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов, возглавляемый ректором. В ходе реализации направлений деятельности Координационного совета решаются следующие задачи:

-паспортизация и мониторинг состояния здоровья студентов, их психофизиологического и физического состояний и возможностей с точки зрения овладения профессией;

-осуществление углубленных профилактических медосмотров студентов;

-проведение психофизиологических исследований (умственной работоспособности, состояния психоэмоциональной сферы и т.д.);

-исходная оценка и выявление динамики физического развития и работоспособности студентов, изучение проблем питания студентов;

-формирование компьютерной базы данных физического развития и функционального состояния студентов по годам обучения;

-разработка и внедрение профилактических мер, способствующих оптимизации различных аспектов здоровья и учебной деятельности студентов;

-создание условий жизнедеятельности студентов, адекватных требованиям образовательного процесса и наиболее благоприятных для саморазвития, совершенствования личности и повышения уровня здоровья студентов;

-внесение изменений в содержание образовательного процесса (например, межпредметная интеграция на валеологической основе, использование валеологических компонентов образования).

Здравпункт и клиника семейной медицины ВолГМУ совместно с кафедрой физической культуры и здоровья осуществляют регулярный углубленный медицинский осмотр учащихся. В базе данных имеются сведения об их исходном состоянии на момент поступления в вуз, содержатся все сведения о текущем состоянии здоровья, а также ведется учет динамики функционального состояния. Все имеющиеся сведения заносятся в компьютерную базу, в специально разработанный "паспорт здоровья студента". При помощи "паспорта здоровья" имеется возможность контролировать уровень заболеваемости студентов, отслеживать нозологию и донозологические формы заболеваний, а также динамику физического и функционального состояния обучающихся.

Руководство университета считает весьма важным стимулом пропаганды ЗОЖ и повышения уровня здоровья поощрение лучших студентов-спортсменов за активное участие в спортивной жизни вуза. В качестве формы наград используются как материальная поддержка, вручение ценных призов, так и поощрительные экскурсионные туры на Черноморское побережье и др.

Специальные знания в области физической культуры студенты имеют возможность получить на предусмотренных учебной программой обязательных занятиях (включающих теоретический курс и практические занятия), а также при помощи различных внеучебных форм организации занятий.

На кафедре физической культуры ВолГМУ разработан и в течение ряда лет используется в учебном процессе авторский курс лекций по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических вузов, состоящий из 12 тем. Курс методико-практических занятий разделен на 2 части: 1-я часть содержит информацию для работы со здоровыми и практически здоровыми студентами (21 тема), 2-я - со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья хронического характера, нуждающимися в ограничении физических нагрузок (33 темы). Авторский курс электива содержит 22 темы теоретических занятий.

Учебные занятия по физическому воспитанию в медицинском вузе направлены на развитие, совершенствование и поддержание физических качеств и двигательных навыков. Большое внимание на этих занятиях уделяется профессионально-прикладной физической подготовке студентов. Дозированные нагрузки разнонаправленного характера позволяют добиться совершенствования всех физических качеств и затем поддерживать их на должном уровне.

Внеучебные формы организации занятий подразумевают целый ряд оздоровительных мероприятий. На занятиях в спортивных секциях студенты имеют возможность повышать мастерство в избранных видах спорта, в оздоровительных группах повышать свои физические кондиции, занимаясь самыми разными видами двигательной активности - шейпингом, аэробикой, атлетической гимнастикой, йогой, спортивными танцами и др.

Занятия лечебной физкультурой предлагают оздоровительные формы и двигательную активность студентам, чье здоровье не позволяет выполнять высокие тренировочные нагрузки. На таких занятиях нагрузки выполняются дозированно, с учетом имеющихся заболеваний.

В ВолГМУ проводятся внутрикурсовые, внутрифакультетские, межфакультетские, межкурсовые соревнования по разным видам спорта, Дни здоровья, спортивные праздники, приуроченные к важным датам и др.

Вневузовские соревнования и спортивномассовые мероприятия проходят в рамках официальных и неофициальных всероссийских, областных и городских оздоровительных мероприятий. Оздоровительная работа в студенческих общежитиях проводится в форме секционных занятий по месту жительства, а также соревнований и оздоровительных мероприятий с командами студенческих общежитий других вузов города.

Программа оздоровления студентов в оздоровительно-спортивном лагере подразумевает двигательную активность в течение всего дня в каникулярное время: занятия любимыми видами спорта на природе, плавание в открытом водоеме, утренняя гимнастика, контролируемые оздоровительные мероприятия в режиме дня, туристические походы, спортивные праздники, развлекательные мероприятия.

Работа научного кружка объединяет студентов, заинтересованных в продвижении своих научных изысканий в области физической культуры и оздоровления. По окончании каждого учебного года лучшие студенты представляют итоги своих работ на конференции студенческого научного общества, публикуют статьи в печатных изданиях.

Мощным фактором формирования культуры ЗОЖ является и самостоятельная работа студентов по оздоровлению. Ее основой является сочетание мероприятий: утренняя гимнастика до учебных занятий, выполнение мероприятий по оздоровлению в течение учебного дня, а также после учебы, рациональное сбалансированное питание, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, закаливание, отдых на природе, пребывание на свежем воздухе.

Заключение

Рассматривая содержание предложенной модели, очевидно, что ее отличительной чертой является интеграция различных форм организации учебного процесса. Она предусматривает взаимодействие самых разных агентов социализации высшего медицинского учебного заведения. Это система организованных форм, ориентированных на конкретный результат. Овладение студентами ценностями ЗОЖ заключается в понимании значимости приобщения к этим ценностям, в использовании средств и методов представленной технологии, позволяющей трансформировать полученные в учебном заведении знания в КЗ будущего специалиста здравоохранения.

Дополнительные материалы опубликованы на сайте www.medobr.ru.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»