Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского образования

Резюме

Современная подготовка в медицинском высшем учебном заведении требует от студента освоения большого блока теоретических знаний и практических навыков. Повышение качества образования во многом зависит от мотивации студента и использования в образовании инновационных форм обучения. Студенческие научные кружки позволяют студентам не только повысить качество профессиональных знаний, но и выбрать дальнейшую специализацию, способствуют освоению навыков научно-исследовательской работы, повышают активность и чувство ответственности студентов, дают им опыт организационной и публикационной деятельности. Участники научных студенческих кружков в дальнейшем могут остановить свой выбор на профессии ученого или преподавателя, что способствует поддержанию кадрового состава высших учебных учреждений.

Нами был проведен опрос-анкетирование студентов III-VI курсов педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России с целью изучения приоритетов участников научного студенческого кружка. Всего приняли участие 129 студентов. Проведенный анализ итогов анкетирования членов студенческого научного кружка факультетской терапии показывает, что главная их мотивация - приобретение практических навыков, углубление теоретических знаний и участие в научно-исследовательской работе. Студенты отмечали положительное значение участия в олимпиадах и конференциях, что требовало от них дополнительного углубленного изучения предмета, умения работать в команде, повышало чувство ответственности. Среди причин посещения научного студенческого кружка второстепенное значение имеют получение дополнительных баллов при поступлении в ординатуру, а также потенциальное влияние на итоги экзамена для членов студенческих кружков. Студенческие научные кружки способствуют формированию у будущих врачей потребности в систематическом повышении профессионального уровня в соответствии с современными достижениями медицины. Студенческие научные кружки дополняют и совершенствуют подготовку в высшем учебном заведении.

Ключевые слова:студенческий научный кружок, олимпиады, высшее образование, медицина, врач, навыки, специализация

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Федулаев Ю.Н., Орлова Н.В., Каминер Д.Д., Чупракова А.Ю., Савина Д.В., Ломайчиков В.В., Пинчук Т.В. Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 26-39. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-12002

Статья поступила в редакцию 08.04.2020. принята в печать 01.06.2020.

В системе современной модернизации и совершенствования оказания медицинской помощи населению особую роль приобретает подготовка будущих врачей в высших учебных заведениях. Для успешного освоения специальности Федеральным государственным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) предусмотрено формирование у выпускника высшего учебного заведения 3 типов компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. Изучение дисциплин, согласно разработанным учебным планам и почасовой нагрузке, освоение и формирование теоретической и практической базы требуют от студентов значительных умственных, физических и временных затрат. Большую роль в успешном освоении учебной программы играют мотивация и личная заинтересованностью студентов в конкретной дисциплине.

Наиболее эффективная и традиционная форма расширения профессионального кругозора и подготовки каждого студента к коллективной или самостоятельной научно-исследовательской, организаторской, управленческой и лечебно-практической деятельности - активное участие в студенческом научном обществе (СНО) высшего учебного заведения и непосредственно в студенческих научных кружках (СНК) разных кафедр.

Организация профильных СНК, которые обучающийся может выбирать и посещать самостоятельно, основываясь на своих интересах, помогает решить не только задачу повышения качества медицинского образования, но и определение будущей специализации выпускника медицинского вуза и приобретения опыта научной работы.

Деятельность СНК играет одну из важных ролей в формировании у студентов множества разнообразных практических навыков и умений, расширяет теоретическую базу знаний и во многих случаях служит ключевым инструментом в выборе будущей специальности.

Тематические заседания СНК, как правило, проводятся во внеучебное время, и студент может реализовать себя в рамках дополнительной теоретической подготовки (в порядке самостоятельной работы, предусмотренной рабочими учебными планами), освоить или закрепить организаторские и управленческие качества (если студент является ответственным за проведение заседание, старостой СНК, капитаном команды, докладчиком и т.п.). Кроме того, он может усовершенствовать практические навыки и умения в рамках профиля обучения на кафедре (терапевтические навыки общения с пациентом, физикального обследования, интерпретации лабораторно-инструментальных методов исследования, назначения схем терапии, хирургические навыки оперативных вмешательств, специального обследования больного и т.п.).

Цель работы СНК - воспитание у будущего врача-специалиста организованности, наблюдательности, собственного видения проблемы путем систематического изучения научной литературы, общения со специалистами, анализа и творческой переработки полученной информации, проведения и написания научно-исследовательских работ.

СНК на кафедрах терапии (пропедевтики, факультетской, госпитальной) - одна из ступеней в формировании специалиста терапевтического профиля. В сферу деятельности СНК на кафедре факультетской терапии входят различные формы работы с индивидуальным подходом к каждому студенту-кружковцу, внедрение активных методов обучения, поощрение ответственности среди обучающихся, способствование формированию психологической культуры будущих врачей.

СНК дают возможность студентам принимать участие в регулярных осмотрах пациентов, соответствующих теме заседания, активно осваивать принципы формирования и анализа результатов этапов диагностического поиска, а также постановки клинического диагноза. Это наиболее важная часть индивидуальной работы студентов, которой уделяется приоритетное внимание. В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки механизмов организации СНК в медицинском вузе.

Таблица 1. Анкета-опросник для членов студенческих научных кружков

п/п

Вопрос

Вариант ответа

1

Как активно вы посещаете СНК?

  1. Да, я активный посетитель одного СНК.
  2. Да, я активный посетитель нескольких кружков.
  3. Да, я активный участник одного СНК.
  4. Да, я активный участник нескольких СНК.
  5. Я посещаю или участвую в заседаниях СНК лишь тогда, когда мне интересно.
  6. Нет, я не посещаю и не участвую в заседаниях СНО/СНК

2

По какому направлению вы посещаете СНК?

  1. Направление "Терапия".
  2. Направление "Хирургия".
  3. Направление "Педиатрия".
  4. Направление "Фундаментальные науки"

3

Какую специальность вы предполагаете выбрать по окончанию вуза?

  1. Терапия.
  2. Педиатрия.
  3. Хирургия.
  4. Анестезиология и реаниматология.
  5. Акушерство и гинекология.
  6. Дерматовенерология или Косметология.
  7. Патологическая анатомия или Судебная медицина.
  8. Психиатрия.
  9. Гематология.

Онкология.

Общественное здоровье и здравоохранение (управление здравоохранением).

Аллергология и иммунология.

Я еще не определился(-лась)

4

Какова цель посещения СНК?

  1. Получение новой информации, навыков.
  2. Участие в научно-исследовательской работе и публикации в научной литературе (журналы, методические пособия, учебники и т.п.).
  3. Получение хорошей (отличной) оценки на экзамене/зачете.
  4. Участие в олимпиадах.
  5. Участие в научных конференциях.
  6. Получение дополнительных баллов в ординатуру/рекомендации от кафедры.
  7. Посещаю из-за авторитета преподавателя/ руководителя СНК/заведующего кафедрой.
  8. Я не знаю, зачем посещаю СНК

5

Какова помощь СНК, олимпиад, научных конференций в вашем образовании?

  1. Улучшает успеваемость по дисциплине.
  2. Помогает в освоении практических навыков, дополняет семинарские занятия.
  3. Расширяет мой кругозор, теоретическую подготовку, дополняя материал семинарских занятий.
  4. Способствует улучшению материальных условий (повышенная стипендия, премии, призы, подарки и т.п.).
  5. Получение дополнительных баллов в ординатуру.
  6. Приобретение коммуникативных навыков, новых связей/знакомств среди студенческого коллектива.
  7. СНК помогает в диалоге с профессорско-преподавательским составом, улучшая взаимоотношения с педагогами.
  8. Приобретение организаторских и управленческих навыков (при организации заседаний, олимпиад, занимая должность старосты СНК, капитана команды и т.п.).
  9. Помогает в научно-исследовательской работе, публикациях, выступлениях в научных конференциях/олимпиадах.
  10. Никакая

Примечание. Здесь и на рис. 1: СНК - студенческий научный кружок; СНО - студенческое научное общество.

Рис. 1. Анализ активности в студенческих научных кружках студентов 111-VI курсов

В медицинских вузах студенты, обучающиеся по программам специалитета "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология" и других программ и активно посещающие СНК, сами определяют направление своей будущей профессиональной деятельности. Пик активного посещения студенческих научных кружков приходится на III-IV курс, когда в программе обучения появляются клинические кафедры.

Программа исследования

Нами был проведен опрос-анкетирование студентов III-VI курсов педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России с целью изучения приоритетов участников научного студенческого кружка. Всего приняли участие 129 студентов, 75% респондентов - девушки, 25% респондентов - студенты-мужчины.

Преобладание среди кружковцев студенток, очевидно, обусловлено, с одной стороны, большей долей обучающихся женского пола на педиатрическом факультете, а с другой - традиционным интересом к терапевтическим специальностям врачей-женщин, а к хирургическому профилю - врачей-мужчин. Было предложено ответить на 5 вопросов с готовыми вариантами ответов, причем на вопросы 1 и 3 было предложено выбрать 1 вариант ответа, а для вопросов 2, 4 и 5 была возможность выбора нескольких ответов (пример анкеты см. в табл. 1).

Результаты и интерпретация

Анкеты с ответами респондентов были разделены на группы по числу посещаемых СНК и их направлениям, а также проанализированы по вариантам ответов о целях посещения/участия в СНК и о пользе СНК для студентов.

На диаграммах (рис. 1, 2) приведен результат анализа ответов студентов на вопросы об их будущей специальности и об активности в СНК.

Рис. 2. Анализ выбора будущей специальности студентов III-VI курсов, посещающих студенческие научные кружки

Анализ частоты посещаемости направлений СНК среди 129 опрошенных студентов представлен в табл.2.

Таблица 2. Анализ частоты посещаемости направлений студенческих научных кружков

Название направления

Доля выбора данного направления, %

Терапия

40

Педиатрия

46,7

Хирургия

23,3

Фундаментальные науки

6,7

Всего

116,7

Результаты проведенного анализа показали, что 22 человека (16,7%) выбрали несколько направлений СНК (т.е. каждый 5-й студент из 129 опрошенных).

На вопрос "Какова цель посещения СНК?" каждый респондент выбрал 3 варианта ответов, среди которых ведущим стал ответ "получение новой информации, навыков" - 121 (94,1%) человек, на 2-м месте ответ "участие в научно-исследовательской работе и публикации в научной литературе (журналы, методические пособия, учебники и т.п.)" - 57 (44,1%) опрошенных студентов, 3-е место поделили между собой ответы "участие в научных конференциях" - 49 (38,2%) студентов и "участие в олимпиадах" - 46 (35,3%) студентов, самыми редкими оказались ответы "получение дополнительных баллов в ординатуру/рекомендации от кафедры" - 11 (8,8%) респондентов и "я не знаю, зачем посещаю СНК" - 5 (3,9%) опрошенных студентов; ни один студент не выбрал ответы "получение хорошей (отличной) оценки на экзамене/зачете", "посещаю из-за авторитета преподавателя/руководителя СНК/ заведующего кафедрой".

Нами был проведен анализ ответов студентов-кружковцев на вопрос "Какова помощь СНК, олимпиад, научных конференций в вашем образовании?". 121 (94,1%) студент опрошенных ответил: "Расширяет мой кругозор, теоретическую подготовку, дополняя материал семинарских занятий"; "Приобретение коммуникативных навыков, новых связей/ знакомств среди студенческого коллектива" - 117 (90,6%) человек; "Помогает в научно-исследовательской работе, публикациях, выступлениях в научных конференциях/олимпиадах" - 115 (89,1%) студентов; "Помогает в освоении практических навыков, дополняет семинарские занятия" - 114 (88,3%) респондентов; "Приобретение организаторских и управленческих навыков (при организации заседаний, олимпиад, занимая должность старосты СНК, капитана команды и т.п.)" - 81 (62,5%) человек; "Получение дополнительных баллов в ординатуру" - 72 (56,2%) студента; "Способствует улучшению материальных условий (повышенная стипендия, премии, призы, подарки и т.п.)" - 49 (38,2%) человек; "СНК помогает в диалоге с профессорско-преподавательским составом, улучшая взаимоотношения с педагогами" - 42 студента (32,4%); "Улучшает успеваемость по дисциплине(-ам)" - 8 респондентов (5,9%), и ответ "Никак не помогает" не выбрал ни один их опрошенных студентов.

Проведенный анализ показывает, что, уже начиная с IV курса обучения, студенты начинают активно выбирать свою будущую специальность, углубленно ее осваивать, делая упор на расширение кругозора, а не на "отличную оценку" при посещении СНК.

Обсуждение

Становление у студентов комплексного научного мировоззрения и выработка собственной точки зрения на проблему - важнейшие задачи профессиональной подготовки будущих врачей-специалистов в медицинских вузах. СНО и СНК позволяют привлекать студентов-медиков к участию в научной работе. Кроме того, СНО каждого медицинского вуза служит наиболее популярной формой студенческого самоуправления. На базе кружков осуществляется начальное разделение студентов по их интересам, по специальностям, которые в перспективе могут стать основной сферой их деятельности.

Кроме студента, важным участником СНО является его научный руководитель, который способствует формированию и развитию благоприятных условий для становления будущих врачей-специалистов путем повышения эффективности научно-исследовательской деятельности среди студентов.

Именно научный руководитель мотивирует студентов к участию в различных научных исследованиях, олимпиадах, конференциях, организованных в вузе. Одна из основных задач СНК - содействие в повышении уровня научной подготовки и качества профессиональной подготовки будущих врачей-специалистов путем организации творческой атмосферы внутри коллектива, помощь студентам-кружковцам при подготовке научных работ, организации и проведении научных исследований, своевременное информирование учащихся о конференциях, олимпиадах, конкурсах, выставках, а также о возможности участия в них, соблюдение этапности в организации учебного процесса [1].

Важные особенности работы СНК на кафедре факультетской терапии педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России - выбор приоритетной темы научно-исследовательской работы всего научного кружка, привлечение к работе над одним проектом активных участников СНК не только педиатрического факультета, но и смежных факультетов и кафедр, что положительно влияет на преемственность в работе и позволяет создавать в коллективе товарищескую обстановку, формируя единую и слаженную команду. Работа СНК на кафедре факультетской терапии педиатрического факультета проходит крайне интенсивно, о чем свидетельствуют множество публикаций в тематических сборниках и журналах различных уровней, участие студентов в научных конференциях и олимпиадах.

На каждом заседании СНК, кроме преподавателя, обязательно присутствует и приглашенный гость, как правило, работник практического здравоохранения. Используются различные возможности коммуникаций - Web-конференции в режиме онлайн, например, при проведении заседаний в форме клинико-анатомической конференции или совместных заседаний с другими СНК ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России или других вузов. Также на каждом заседании, кроме теоретического доклада по заявленной теме, проводятся демонстрация пациента, совместный его осмотр или обход профильных отделений с обязательным оформлением обхода в истории болезни, студенты-кружковцы посещают различные мастер-классы в лабораториях города, стационарах с обязательным написанием отчета о выездном заседании.

Преподаватель или приглашенный гость на заседании СНК проводит разбор клинической истории болезни, объясняя основные и часто встречаемые в практике врача ошибки, акцентирует внимание на наиболее важных вопросах, помогая студентам освоить сбор данных по имеющимся схемам, сгруппировать и проанализировать материал и, как следствие, определить наиболее значимые данные. В дальнейшем это приведет к постановке верного клинического диагноза и к корректной тактике лечебных мероприятий, формируя у студентов клиническое мышление. Самостоятельная работа студента -один из наиболее эффективных вариантов выполнения научно-исследовательской работы.

При проведении тематических заседаний СНК на кафедре факультетской терапии педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России к разбору клинических случаев также привлекаются клинические ординаторы, которые проводят обсуждение со студентами. Этот метод организации заседаний СНК не только способствует преемственности, но и заставляет студента готовиться к заседанию, не ограничиваясь учебной литературой в рамках программы, но используя и дополнительные ресурсы: научную литературу, в том числе иностранные источники, становясь на одну ступень с врачами-ординаторами, практикующими врачами, аспирантами. В то же время подобные дискуссии стимулируют врача-ординатора подготовить тему заседания более углубленно, использовать наглядный материал для студентов. Все это помогает формировать преподавательские навыки у ординаторов и аспирантов.

Современные подходы к преподаванию внутренних болезней в рамках СНК позволяют изменять ролевые позиции преподавателя, ординатора и студента. Контролирующая функция преподавателя в СНК приобретает второстепенную роль. У научного руководителя СНК меняются приоритеты, важнее становится инициирующая функция, повышение интереса к научной деятельности: познавательной, аналитической, а также приобретение и совершенствование навыков будущей специальности [1-4].

В последнее время российская система высшего образования претерпела значительные изменения, характеризующиеся формированием компетентного подхода в образовательном процессе, оценке его результата, преобладанием практической направленности над теоретической в процессе обучения будущих врачей-специалистов. Такой подход уделяет большее внимание формированию у студентов оригинального подхода к решению конкретных проблем, переходу к активным методам обучения [5-7].

Формирование новой модели взаимоотношений преподавателя и студента в рамках работы СНК позволяет активизировать обучение за счет перехода от пассивных методов обучения к более активным формам, и к большей самостоятельности студентов. При такой форме обучения участники образовательного процесса становятся более равноправными, а взаимоотношения принимают доверительный характер и приближаются к наставничеству. Приобретение практических навыков и овладение умениями медицинских специальностей требуют тесного взаимодействия преподавателя и обучающегося, это можно сравнить с передачей ремесла мастером своему ученику. Обучение в медицинских вузах имеет свои особенности, в том числе небольшие по численности группы, что позволяет максимально овладевать практическими навыками. Студентов активно привлекают к ночным дежурствам, когда появляется возможность дополнительного совершенствования навыков диагностики под руководством преподавателя. Профессия врача требует постоянного совершенствования и овладения современными подходами к диагностике и лечению заболеваний. В рамках работы СНК формируется стремление студентов к самосовершенствованию своих знаний на основе изучения передовых достижений медицины [5, 8].

Участие студентов в работе СНК позволяет более активно применить полученные теоретические знания в практической сфере медицинских специальностей, развить определенные психологические качества, необходимые для врачебной деятельности, определиться в своих интересах в области будущей узкой специализации. Совмещение традиционных форм обучения при освоении образовательных программ с инновационными формами обучения в СНК улучшают качество образования за счет повышения заинтересованности студентов в приобретении знаний [5].

Еще одна форма деятельности СНК - привлечение студентов к участию в студенческих олимпиадах и конференциях. Здесь приобретаются навыки публичных выступлений, работы в команде, повышается степень ответственности за уровень своей подготовки, что требует совершенствования теоретических знаний и практических навыков. Написание тезисов конференции позволяет приобрести под наблюдением руководителя кружка навыки подготовки научных публикаций.

Так, студенты ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, принимавшие участие в студенческих олимпиадах и конференциях по внутренним болезням, успешно продемонстрировали практические навыки благодаря систематической тренировке в СНК на кафедре факультетской терапии педиатрического факультета. На олимпиадах командам научных студенческих кружков из разных вузов предлагаются для решения различные ситуационные задачи из реальной клинической практики (рис. 3, 4).

Рис. 3. Конкурс электрокардиографической конференции по внутренним болезням

Подготовка к олимпиадам и студенческим конференциям требует от их участников высокого уровня теоретических знаний, тренировки и совершенствования практических навыков, что, в свою очередь, требует от руководителя СНК организации его работы таким образом, чтобы каждый участник мог максимально совершенствовать уровень своей подготовки.

Рис. 4. Участие команды студенческих научных кружков в конференции по внутренним болезням

Привлечение студентов к участию в период обучения в вузе к научно-исследовательской деятельности позволяет готовить специалистов новой формации - врача не только с высокой профессиональной квалификацией с углубленными знаниями своей специальности, но и с широким общим кругозором, с навыками научной деятельности, организационными навыками, активной жизненной позицией.

К основным целям научно-исследовательской работы студента (НИРС) относят формирование навыков организации и проведения научных исследований, анализа результатов и умение грамотно сформулировать доклад-представление выводов исследования на конференциях различного уровня. Участие в НИРС позволяет студентам проводить научные эксперименты, совершенствовать навыки статистического анализа данных, способствует развитию у студентов техники исследовательской работы в различных областях медицины [9-13].

Кроме того, для зачисления в ординатуру ученый совет вуза регулярно рекомендует обучающихся, имеющих не только диплом с отличием или рекомендации кафедры, но и научное портфолио, в котором отражено умение студента совмещать хорошую успеваемость с активной научно-исследовательской деятельностью [5, 14]. Часто участие в СНК становится стартом в будущую научную деятельность и определяет выбор последующей профессиональной деятельности.

Студенты, сочетающие активную НИРС с хорошей успеваемостью, могут быть рекомендованы кафедрой и ученым советом вуза для зачисления в ординатуру или аспирантуру. Рекомендованные в ординатуру/аспирантуру выпускники пользуются преимущественным правом для зачисления в нее.

Опыт научной деятельности в СНК кафедры, знакомство с различными формами преподавательской деятельности, а также личный авторитет руководителя кружка могут в дальнейшем играть значительную роль в выборе специальности, связанной не только с научной деятельностью, но и с преподавательской работой в вузе, что способствует сохранению кадрового состава вуза.

Заключение

Стремительное развитие современного здравоохранения, внедрение новых технологий, оборудования, методов диагностики требуют расширения базы теоретических знаний, углубленного освоения смежных специальностей, что предполагает подготовку не только в рамках учебной программы. Участие студента в СНО способствует активной познавательной деятельности, помогает студентам совершенствоваться в выбранной специальности и содействует лучшему освоению интересующей студента области медицинских знаний. Привлечение студентов в период обучения в вузе к научной работе позволяет будущим специалистам не только приобрести новые профессиональные и исследовательские навыки, но и развить самостоятельность, организационные навыки, умение работы в команде, чувство ответственности, что в дальнейшем может способствовать формированию компетентного специалиста, ученого, преподавателя, организатора здравоохранения [5].

Литература

1. Андронов Д.Е., Власов Р.В. Влияние научных кружков на студентов в образовательном процессе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сборник статей по материалам VI международной студенческой научно-практической конференции. № 6. С. 144-148. URL: https://sibac.info//archive/social/6.pdf (дата обращения: 28.12.2019)

2. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы международной научной конференции, Москва, апрель 2012 г. Москва : Буки-Веди. 2012. С. 224-226. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25528376.

3. Кулик С.П. Образовательные и воспитательные возможности работы СНО на кафедре социально-гуманитарных наук медицинского вуза // Медицинское образование XXI века: сборник материалов III международной конференции. Витебск. 2004. С. 272-274. URL: http://elib.vsmu.by/handle/123/19233.

4. Свистушкин В.М. Роль студенческого научного кружка в формировании ценностных ориентаций личности будущего врача // Вестник оториноларингологии. 2017. № 1. С. 78-80. DOI: 10.17116/ otorino201782178-80.

5. Mokhov E.M. Morozov A.M. Kadykov V.A. et al. Influence of student scientific society on the formation of a competent specialist // Modern Problems of Science and Education. Scientific Journal. 2019. Vol. 1. P. 112. URL: https://science-education.ru.

6. Стальная М.И. Социальные аспекты организации работы студенческого научного кружка в вузе // Инновационная наука. 2015. № 3. С. 188-189. URL: https://cyberleninka.ru/

7. Соболева Е.В., Пешиков О.В., Пешикова М.В., Шлепотина Н.М. Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2017. Т. 1, № 1 (16). С. 34-36. URL: https://cyberleninka.ru/

8. Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В. Научно-исследовательская работа студентов как компонент подготовки специалистов в современном вузе // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11986.

9. Федина Н.В., Ткаченко Т.Г., Дмитриев А.В. и др. Студенческий научный кружок как метод "индивидуально-ориентированного" преподавания дисциплины // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2018. Т. 6, № 1. С. 87-108. URL: https://cyberleninka.ru/

10. Власова В.Н., Таирова Н.Ю. Организация научно-исследовательской работы студентов в медицинском университете // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4. С. 173-182. URL: https:// cyberleninka.ru/

11. Тарарышкина М.А. К вопросу развития культурообразовательного аспекта при становлении личности студента-медика // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2006. № 4. С. 88-94. URL: https://doi.org/10.17816/PAVLOVJ2006218-18.

12. Волчанский М.Е., Петров А.В. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов. Волгоград, 2004. С. 12.

13. Салеев Р.А. Студенческая олимпиада как мотивирующий фактор образовательного процесса // Сборник тезисов III общероссийской конференции с международным участием. Медицинское образование. Апрель 4-6, 2012. Москва, 2012. С. 245-247. URL: http://www.rosmedobr.ru/events/1/wshops.html.

14. Андреев Е.А., Валеева Р.Р. Научно-исследовательская работа студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XXVIII международной студенческой научно-практической конференции. 2015. № 1 (28). URL: http://sibac.info/archiv/guman/1(28).pdf. (дата обращения: 06.05.2018)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»