Редакционная статья

Дорогие читатели!

В последние месяцы в связи с ситуацией, возникшей на фоне новой коронавирусной инфекции, медицинское образование испытывает трудности, которые связаны с тем, что образовательные организации вынужденно перешли на дистанционный режим работы, и в то же время возникла необходимость обучения большого количества медицинских работников новым умениям: правильному обращению со средствами индивидуальной защиты, методам инвазивной вентиляции легких, ведению пациентов с новым, ранее неизвестным заболеванием.

В этом номере опубликован обзор, в котором мы постарались осветить большинство проблем, связанных с переходом на дистанционное и электронное обучение, проведением экзаменов, в том числе объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ), в период пандемии, а также дать практические советы и подсказки, которые помогут адаптироваться к этому переходу быстро и мягко.

Современная подготовка в высшем медицинском учебном заведении требует от студента освоения большого блока теоретических знаний и практических навыков. Студенческие научные кружки позволяют не только повысить качество профессиональных знаний, но и выбрать дальнейшую специализацию, способствуют освоению навыков научно-исследовательской работы, повышают активность и чувство ответственности студентов, дают им опыт организационной и публикационной деятельности.

Роли студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского образования посвящена статья коллектива авторов из ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.

В статье наших коллег из Пскова подробно описана методика изучения вариантной анатомии артерий, осуществляющих кровоснабжение верхних конечностей, в сравнении с классической анатомией этих артерий в представлении отечественной и зарубежной анатомических школ на основе использования анатомического стола Anatomage Table. Авторы пришли к выводу, что Anatomage Table может служить важнейшим инструментом в изучении вариантной анатомии артерий, обеспечивающих кровоснабжение верхних конечностей.

Опыт оценивания навыков профессионального общения врача с пациентом при аккредитации медицинских специалистов позволил сформулировать ряд концептуальных позиций в реализации этого направления для отечественного медицинского образования. В этом номере вы сможете ознакомиться с научно-методическим и организационным обеспечением оценивания навыков общения врача с пациентом в формате ОСКЭ.

Статья авторов из Санкт-Петербурга освещает оценку влияния различных факторов на результаты первичной аккредитации студентов медицинских вузов, а специалисты из ФГАОУ ВО РУДН делятся опытом сравнительной оценки препарирования кариозных полостей студентами IV и V курсов на симуляторе "Леонардо" и на обычных моделях. В итоге проведенного исследования была выявлена положительная динамика в обучении студентов навыку препарирования зубов в обоих методах, при этом освоение принципов препарирования оказалось более эффективным на симуляторе с обратной связью.

С 2018 г. в программу первичной аккредитации выпускников медицинских вузов в Российской Федерации в качестве пилотного проекта введена станция ОСКЭ - оценка навыков общения у выпускников. В ходе пилотного проекта оценены уровень коммуникативной компетентности врача (правильность и последовательность применения коммуникативных навыков в работе со стандартизированным пациентом) и его эффективность в установлении правильного диагноза. Продемонстрирована взаимосвязь медицинской коммуникации с результативностью выявления клинических синдромов на этапе общения.

В этом номере мы публикуем переводы двух зарубежных статей, в первой представлен свежий взгляд на революционную когда-то пирамиду Джорджа Миллера. Вторая посвящена системе образовательной среды, разработанной в Университете Данди (Великобритания).

Трудности, возникшие на фоне пандемии COVID-19, коснулись и нормативно-правовой сферы. В этом номере журнала поднимаются текущие вопросы разрешительной деятельности в сфере здравоохранения в России: рассматриваются изменения в отношении допуска физических лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности, связанные с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. В первую очередь данные вопросы затронули процедуру аккредитации специалистов и допуска молодых специалистов к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности. В одной из статей приведен анализ нормативных правовых актов, регулирующих особенности разрешительной деятельности в сфере здравоохранения в условиях угрозы распространения COVID-19.

Другая статья посвящена проблеме допуска врачей по специальности "педиатрия" к профессиональной деятельности в системе первичной медико-санитарной помощи. Авторы статьи анализируют динамику имеющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение процедуры первичной аккредитации специалистов.

Оценке качества проведения эндоскопии с исследованием уровня подготовки специалистов, оснащенности медицинских организаций и соблюдения единых стандартов проведения скрининговых эндоскопических исследований посвящена статья группы авторов из Москвы. Авторы приходят к выводу о необходимости организации подготовки специалистов, выполняющих скрининговую эндоскопию, с использованием симуляционных технологий.

Уважаемые коллеги, ваш опыт в сфере медицинского образования и ваши идеи очень важны для нас. Приглашаем к активному участию в работе журнала, ждем ваши статьи для публикации.

Залим Балкизов

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»