Новости (№ 1, 2020)

Отчет о конференции IMSH-2020

18-22 января 2020 г. в солнечном городе Сан-Диего, штат Калифорния, США, прошла юбилейная конференция IM5H (International Meeting for Simulation of Healthcare), посвященная симуляционному обучению в медицине. Девизом конференции стала фраза "Inspired by our patients, driven by the future" ("Вдохновленные нашими пациентами, движимые будущим"). Кстати, это была 20-я конференция с момента основания общества SSH (society for simulation in Healthcare).

В 2020 г. был выбран новый президент общества - Роберт Армстронг. Впервые в истории SSH данный пост займет человек, не связанный с медициной. Р. Армстронг 20 лет отслужил в военно-морском флоте США и после своего увольнения стал исполнительным директором Центра симуляции и иммерсионного обучения "Сентара". Нынешний президент общества Кейти Воксман передаст свои полномочия новому президенту в течение года.

Традиционно конференция началась с преконференс-курсов и мастер-классов. Они были посвящены прикладному использованию симуляции в программах обучения, оценке, in situ, эффективному использованию ресурсов, возврату инвестиций в симуляционном обучении. Продемонстрированы возможности симуляции при внедрении нового оборудования во врачебную практику.

Открыла конференцию пленарным выступлением Кэрри Д. Лоренц - первая женщина-пилот военно-морской авиации, автор бестселлера "Лидерство без страха". Кэрри, пилот "F-14 Tomcat", рассказала о своем опыте и секретах успеха и о том, что общего у авиации и медицины. Помимо высокого стресса и огромной ответственности, это постоянно меняющиеся вводные, необходимость быстро принимать решения, адаптироваться к меняющейся среде, где цена ошибки - человеческая жизнь, а главные факторы успеха - цель, фокус и дисциплина.

После первого пленарного выступления состоялось торжественное открытие выставки симуляционных технологий в медицинском образовании. Трендом 2020 г. стала виртуальная реальность, которая стремительно захватывает все отрасли жизни человека. Это и виртуальные пациенты, и трехмерная анатомия с "погружением" в человеческое тело, и оказание экстренной помощи. Технологии гибридного обучения с помощью специальных хирургических жилетов, накладок, кровоточащих ран также нашли свое отражение на выставке. Особый интерес участников вызвали чрезвычайно реалистичные силиконовые маски: надеваемые на манекены и превращающие безликие куклы/манекены в "личности", что позволяет персонализировать симуляцию, сделать ее более "человечной".

Отдельное место на выставке в день ее открытия заняли стенды инноваций, где студенты, преподаватели и начинающие коммерческие компании демонстрировали свои собственные, часто бюджетные и простые в исполнении разработки, многие из которых уже активно используются в обучении.

Под девизом "Нет ничего невозможного" прошло 2-е пленарное заседание, которое вел Мик Эбелинг, получивший гуманитарную премию Мухаммеда Али и занимающий место в списке топ-50 самых креативных людей мира. Мик основал компанию, которая объединяет прогрессивные умы и умелые руки, создающие выдающиеся и одновременно простые изобретения для многих людей, которые уже потеряли надежду. Среди его изобретений: подвижный протез для ампутированных конечностей; устройство, устраняющее тремор при болезни Паркинсона; приборы, позволяющие глухим людям наслаждаться музыкой. Мик доказывает своими проектами, что нет ничего невозможного. Согласитесь, ведь многое, что сегодня кажется обычным, совсем недавно казалось невозможным...

Следующее пленарное выступление провел Тим Дрэйкот - профессор, врач акушер-гинеколог, руководитель одного из ведущих центров по исследованиям и безопасности в Бристоле, вице-президент Королевской коллегии акушеров-гинекологов, ведущий курса "PROMPT". Его программа по исследованиям в симуляции удостоена всемирных наград, в том числе "Врач года" за заслуги в развитии экстренной помощи при неотложных состояниях в акушерстве. Помимо прочего, результаты его исследований демонстрируют возврат инвестиций при использовании симуляционных технологий в медицине. В своем выступлении Т. Дрэйкот отметил преимущества симуляции в медицине: это и снижение смертности, и уменьшение затрат на лечение осложнений. Однако "не все симуляции одинаково полезны", "вещи, которые выглядят одинаково на первый взгляд, не всегда являются таковыми". Эффективная симуляция - это не просто передача знаний и умений. Реалистичность используемых симуляторов имеет огромное значение в прививании правильных навыков, а эффективность тех или иных технологий требует тщательных исследований и доказательной базы.

В 2020 г. конференцию посетили рекордное количество участников - более 4 тыс. из 58 стран.

Следующая конференция пройдет 9-13 января 2021 г. в Новом Орлеане, штат Луизиана, США. Приезжайте и вдохновитесь совершенствующимися технологиями, общением с коллегами и энтузиастами, станьте частью сообщества, охваченного симуляцией в медицинском образовании!

Александра Алексеева



В системе здравоохранения России произошли серьезные кадровые изменения

Президент России Владимир Путин утвердил кандидатуру руководителя Росздравнадзора Михаила Мурашко на пост министра здравоохранения РФ, где он сменит Веронику Скворцову, которая возглавляла ведомство с мая 2012 г.

Михаил Мурашко - доктор медицинских наук по специальностям "Организация здравоохранения и общественное здоровье" и "Акушерство и гинекология", профессор ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) и заведующий кафедрой "Исследования, испытания и эксплуатация медицинской техники" в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Также Владимир Путин подписал Указ "О структуре федеральных органов исполнительной власти". Отныне руководство деятельностью Росздравнадзора и Федерального медико-биологического агентства будет осуществлять непосредственно Правительство РФ, а не Минздрав.

http://www.meddaily.ru/artide/22jan2020/myurashko



В медицинском университете в Перми появился робот, который принимает экзамены вместо преподавателя

Российская компания "Промобот" и Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера разработали автономного человекоподобного робота-тренажера для обучающихся.

Робот-тренажер моделирует поведение пациента на приеме у врача. Раньше это делал человек. Специалисты университета подготовили несколько сценариев поведения робота: с подробным описанием жалоб, условиями, возрастом пациента, данными анализов и другими критериями.

Будущий врач должен провести первичный опрос, поставить диагноз, назначить лечение или направить на дообследование и анализы. Робот реагирует на ключевые слова и действия студента, имитируя диалог пациента и врача. В конце сеанса робот подводит итоги приема. Робот анализирует последовательность вопросов будущего врача согласно клиническим рекомендациям и оценивает, насколько точно поставлен диагноз и назначено лечение.

Робот представляет собой полностью антропоморфную машину. Он копирует эмоции человека: может двигать глазами, бровями, губами и другими "мышцами", общаться и отвечать на вопросы. Технология, разработанная в "Промобот", а также собственная запатентованная конструкция позволяют воспроизводить более 600 вариантов микромимики человека.

http://www.remedium.ru/news/v-meduniversitete-v-permi-poyavilsya-robot-kotoryy/



Президент РФ сообщил о возможности перехода на целевое обучение студентов-медиков на любом курсе

Президент России Владимир Путин сообщил на встрече в Липецкой области, что уже сейчас для студентов-медиков возможен переход на целевое обучение на любом курсе.

"То, что вы предлагаете, можно сделать уже сейчас, потому что уже сейчас соответствующие работодатели - регионы, центры региональные и федеральные - могут заключать договоры в процессе обучения со студентом, если студент сам этого пожелает и готов к этому". Владимир Путин подчеркнул, что заключение такого договора может быть обоюдополезным: "Во-первых, человек будет знать заранее, куда он пойдет работать, а второе - работодатель будущий будет обязан предпринять определенные шаги по поддержке этого студента". Президент подтвердил, что доля студентов-целевиков по программе "Лечебное дело" должна составить 70%, по "Педиатрии" - 75%, а по остродефицитным специальностям - 100%. Владимир Путин говорил об этом ранее в Послании Федеральному Собранию России.

https://medvestnik.ru/content/news/Prezident-soobshil-o-vozmojnosti-perehoda-na-celevoe-obuchenie-na-lubom-kurse-uje-seichas.html



Аудитория профессиональных социальных сетей для врачей растет

За последние полгода число российских врачей, пользующихся профессиональными социальными сетями, выросло на 13%. В настоящее время зарегистрировано хотя бы в одной из них преобладающее большинство - 88%. Таковы данные опроса исследовательской компании "Тор of Mind MR&C", проведенного в конце 2019 г.

"Уровень проникновения профессиональных соцсетей во врачебную среду высок, и он продолжает расти", - 93% врачей знают о существовании профессиональных социальных сетей, более 90% смогли спонтанно назвать минимум одну соцсеть, 88% зарегистрированы хотя бы в одной из них. С июня по декабрь 2019 г. наблюдался рост количества врачей, участвующих в профессиональных соцсетях.

В репрезентативном исследовании приняли участие около 1000 врачей разных специальностей, работающих в медучреждениях различного типа (стационары и амбулатории, муниципальные государственные и частные лечебно-профилактические учреждения и клиники), как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах во всех федеральных округах страны. Опрос осуществлялся с помощью онлайн-панели, участниками которой были более 40 тыс. медиков и фармацевтов. В декабре 2019 г. проводилась 2-я волна независимого рейтинга профессиональных социальных сетей для врачей. По сравнению с данными опроса 1-й волны рост вовлеченности составил около 10 пунктов. В наибольшей степени рост числа пользователей обеспечили популярные соцсети "Доктор на работе" и "Врачи РФ". На данный момент на эти 2 сети совокупно приходится до 95% рынка, более 2/3 респондентов пользуются ими несколько раз в неделю.

http://www.remedium.ru/news/auditoriya-professionalnykh-sotssetey-dlya-vrachey/



Для аккредитации врачей редких специальностей создадут отдельные комиссии

Национальная медицинская палата (НМП) предложит Минздраву России создать центральную аккредитационную комиссию для подтверждения квалификации работающих специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием и выпускников ординатуры по редким специальностям. Аккредитовать их в регионах затруднительно из-за недостатка экспертов для работы в территориальных комиссиях. Территориальные представительства НМП должны представить в центральный аппарат сводку по своим регионам и уточнить номенклатуру специальностей в течение 2 нед. Как сообщил руководитель аппарата НМП Владимир Семенов, речь идет о таких специальностях, как генетик, патоморфолог и некоторых других. "В некоторых областях таких специалистов 2-3 человека. А для создания аккредитационной комиссии нужно минимум 5. Поэтому мы предлагаем формировать такие комиссии на федеральном или окружном уровнях", - пояснил он. Первичная специализированная аккредитация для работающих специалистов с высшим медицинским образованием введена по 13 медицинским специальностям, в том числе по онкологии с 2019 г. В соответствии с паспортом федерального проекта "Новые кадры современного здравоохранения" к 2020 г. 25% специалистов должны получить допуск к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, а в 2025 г. - 100%.

https://medvestnik.ru/content/news/Dlya-akkreditacii-vrachei-redkih-specialnostei-sozdadut-otdelnye-komissii.html



"Agilent technologies" вместе с ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова и ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) организуют курсы по современным методам химического анализа

Компания "Agilent Technologies" совместно с аналитическим центром химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) организуют курсы по обучению теоретическим основам и практическому применению современных методов химического анализа на базе приборов компании "Agilent Technologies". Образовательные программы включают в себя обучение современным хроматографическим, спектроскопическим, масс-спектрометрическим и элементным методам анализа. Данные курсы предназначены для специалистов, желающих повысить свою квалификацию в области химического анализа и овладеть современными инструментальными методами, которые наиболее широко используются в современной аналитической практике. Каждая программа состоит из лекционной части, посвященной теории и практическим приложениям основных вариантов аналитических методов, и практических занятий по этим методам. Такая структура курсов позволит освоить технику работы на различных современных приборах и познакомиться с их практическими приложениями. В рамках программ дополнительного образования "Современные методы химического анализа" существуют программы, рассчитанные на слушателей разного уровня. В настоящий момент для слушателей, желающих ознакомиться с методами химического анализа, разработаны следующие учебные программы.

- Школа по жидкостной хроматографии.

- Школа по жидкостной хроматографии. Углубленный курс.

- Школа по газовой хроматографии.

- Школа по атомной спектроскопии.

- Школа по молекулярной спектроскопии.

- Улучшение качества данных анализа с использованием пробоподготовки.

- Школа по масс-спектрометрии.

- Школа по капиллярному электрофорезу.

- В рамках программ дополнительного образования "Экспертиза контроля качества химико-фармацевтических препаратов" разработаны следующие учебные программы.

- Экспертиза лекарственных средств физико-химическими методами анализа.

- Школа по тесту "Растворение".

http://www.remedium.ru/news/agilent-technologies-vmeste-s-mgu-i-mgmu-im-i-m-sechenova-organizuyut-kursy-po-sovremennym-metodam-kh/



Владимир Путин предложил изменить порядок приема в вузы по медицинским специальностям

В ходе послания Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин предложил изменить порядок приема в медицинские вузы и увеличить число мест по целевому направлению. По словам президента, целесообразно довести долю целевых мест по специальности "Лечебное дело" до 70%, а по специальности "Педиатрия" - до 75%: "Вопрос подготовки кадров - ключевой для сферы здравоохранения. К 2024 г. все его уровни должны быть обеспечены специалистами, и в приоритетном порядке - первичное звено. В этой связи предлагаю в новом учебном году существенно изменить порядок приема в вузы по медицинским специальностям. По специальности "Лечебное дело" 70% бюджетных мест станут целевыми. По специальности "Педиатрия" - 75%".

Президент уточнил, что квоты целевого приема будут формироваться по заявкам регионов России, которые должны гарантировать трудоустройство будущим выпускникам. Владимир Путин также предложил сделать прием на дефицитные направления в ординатуре почти полностью целевым.

"Что касается ординатуры. Предлагаю по самым дефицитным направлениям установить почти 100% целевое обучение, причем при поступлении преимущество будут иметь врачи со стажем работы в первичном звене, особенно на селе", - отметил глава государства.

http://www.remedium.ru/news/putin-predlozhil-izmenit-poryadok-priema-v-vuzy-po/



"Future Today" выяснила, где хотят работать студенты медицинских вузов

Рекрутинговая компания "Future Today" опросила студентов старших курсов ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России и ФГБОУ ВО "МГМСУ им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, какие компании они считают наиболее перспективными для дальнейшего трудоустройства. Рейтинг возглавил Европейский медицинский центр (ЕМЦ), который отметили 15% респондентов. Опрос проводился с сентября по декабрь 2019 г. в очной и дистанционной форме. В нем приняли участие более 1000 студентов 11 факультетов 3 московских медицинских вузов, готовящихся к выпуску в 2020 и 2021 гг. Помимо ЕМЦ, в тройку лучших работодателей, по мнению опрошенных студентов, вошли "Bayer" (14,5%) и "Медси" (13,3%). Далее следуют "Инвитро" (11,8%) и "Мать и дитя" (11,2%). Кроме того, в рейтинг попали "Семейный доктор", "СМ-Клиника", АО "Медицина", "К+31", "Sanofi", "Johnson & Johnson" и др.

Среди работодателей, напрямую не связанных с отраслью здравоохранения, студенты медвузов называли "Google", "Яндекс", "Chanel", "BMW" и "Adidas". В июне 2019 г. журнал "Forbes" представил рейтинг вузов, оценив их по качеству образования, востребованности выпускников и доле предпринимателей среди них. Наиболее высокую позицию среди исключительно медицинских вузов занял ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, в общем рейтинге получивший 22-е место. Он обогнал конкурентов из обеих столиц - ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) и ФГБОУ ВО "СЗГМУ имени И.И. Мечникова" Минздрава России. Всего в сотню лучших вузов вошли 13 профильных учреждений.

https://vademec.ru/news/2020/01/28/studenty-moskovskikh-medvuzov-nazvali-luchshikh-rabotodateley/



У молодых медицинских работников появятся наставники

Минздрав России приступил к разработке проекта федерального закона, предусматривающего введение 2-летней процедуры наставничества в государственных больницах для выпускников медицинских вузов, не поступивших в ординатуру и начинающих профессиональную деятельность. Необходимость подготовки федерального закона обусловлена тем, что выпускники специалитета, не поступившие в ординатуру, недостаточно готовы к самостоятельной медицинской деятельности. Проектом федерального закона будет предусмотрено, что выпускники специалитета на начальном этапе своей трудовой деятельности по медицинской специальности будут иметь статус молодых специалистов. Молодые специалисты будут проходить период медицинского наставничества в государственных и муниципальных организациях здравоохранения (в течение 2 лет), работая под контролем опытных специалистов врачей-наставников.

Успешно прошедшие по итогам процедуры наставничества "оценку адаптированности молодых специалистов к самостоятельной медицинской деятельности" будут получать льготы при поступлении в ординатуру и возможность получения новой медицинской специальности. Участники программ наставничества также смогут работать по специальности в любых медицинских организациях.

Наставничество будет рассчитано на выпускников, заключивших договор о целевом обучении как при поступлении в вуз, так и в период обучения, указывается в уведомлении.

http://www.remedium.ru/news/u-molodykh-medrabotnikov-poyavyatsya-nastavniki/



ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) получил международное признание

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) первым среди российских университетов получил международное признание образовательных программ, пройдя процедуру официального подтверждения соответствия стандартам World Federation for Medical Education, авторитетного аккредитационного агентства.

Аккредитационное агентство для образовательных программ по инженерным наукам, информатике, естественным наукам и математике ASIIN (Германия) совместно с Ассоциацией медицинских школ Европы уполномочено Всемирной федерацией медицинского образования (WFME) на проведение аккредитационной оценки с участием представителей науки и академических учреждений, представителей бизнеса и индустрии в качестве своих профессиональных экспертов.

ASIIN оценивает качество образовательной деятельности вузов и определяет соответствие мировым стандартам и критериям. Университеты, успешно прошедшие аккредитационный процесс, реализуют прозрачные образовательные программы, повышая тем самым их конкурентоспособность на мировом рынке.

Полученная в 2019 г. аккредитация ASIIN подтверждает, что образовательная программа Сеченовского Университета соответствует не только стандартам и руководствам контроля качества высшего образования в Европе (ESG), но и стандартам (WFME), а именно стандарту базового додипломного медицинского образования.

Образовательная программа по "Лечебному делу" - первая российская программа, прошедшая контроль качества такого высокого уровня и получившая аккредитацию в Европе. Международная экспертная аккредитация образовательных программ позволит Сеченовскому Университету активизировать деятельность в области академической мобильности студентов и преподавателей, создавать совместные с зарубежными партнерами образовательные программы, повысить престиж университета в России и в мире, обеспечить привлекательность вуза для отечественных и зарубежных абитуриентов и работодателей. Кроме того, для выпускников Сеченовского Университета, окончивших обучение по программам, прошедшим аккредитацию, откроется возможность получить признание профессиональной квалификации и принять участие в крупных и значимых международных проектах.

"Получение Сеченовским Университетом престижной европейский аккредитации -еще один шаг по повышению его глобальной академической конкурентоспособности. Высокие аккредитационные результаты стали возможны благодаря регулярному внедрению новейших лучших международных практик, высокому уровню квалификации профессорско-преподавательского состава, развитой инфраструктуре Университета, где учебные, практические и вспомогательные базы вуза соответствуют, а иногда и превосходят европейские международные стандарты, а также прогрессивному внедрению в Университете англоязычной среды", - отметил ректор Сеченовского университета, академик РАН Петр Глыбочко.

http://www.remedium.ru/news/sechenovskiy-universitet-poluchil-mezhdunarodnoe-p/



Минздрав России в очередной раз поменял правила поступления в ординатуру

С 10 января 2020 г. вступил в силу приказ Минздрава России № 946н от 21 ноября 2019 г., который меняет порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры. Меняется пункт 46 приказа Минздрава России от 11 мая 2017 г. № 212н, который касается критериев начисления баллов за индивидуальные достижения. Диплом с отличием котируется выше - за него теперь дают 55 баллов против прежних 15. В новом документе появился пункт "наличие не менее одной статьи в научном журнале, индексируемом в базах данных Scopus или Web of Science, (со)автором которой является поступающий". Это достижение оценивается в 20 баллов. Выросло количество баллов, которые можно получить за работу в медицинских и фармацевтических должностях. Раньше максимального порога можно было достичь, отработав от 9 мес до 2 лет в медицинских или фармацевтических должностях с высшим образованием, - 12 баллов с увеличением на 5 баллов за каждые последующие 2 года стажа. Теперь же максимальная планка составляет 150 баллов, она касается тех, кто отработает от 2 лет и более. Однако появилось существенное дополнение - при условии, что человек трудился на ставку, и это было для него основное место работы. Отредактирован порядок оценки "сельского" стажа. Если раньше он шел отдельной строкой и оценивался в 10 баллов за работу от 9 мес с последующим увеличением на 5 баллов за каждые 3 года стажа, то теперь его добавляют к баллам за общий стаж, - всего 25 баллов. Появился отдельный пункт о добровольчестве (раньше оно входило в раздел иных заслуг). Волонтеры в сфере охраны здоровья могут претендовать на 20 баллов.

Иные достижения уменьшили до 5 баллов, хотя в прежней редакции максимально на них можно было заработать в 2 раза больше.

http://pravo-med.ru/legislation/fz/15300/



Татьяна Семенова расшифровала понятие "портфолио медработника"

Противоречия в законодательстве препятствуют становлению системы непрерывного медицинского образования (НМО), мешают профессиональным сообществам реализовать свои возможности в этой сфере. Такой вывод был сделан на круглом столе тематической площадки "Здравоохранение" Общероссийского народного фронта. По словам заместителя министра здравоохранения Татьяны Семеновой, нормативно-правовая база НМО не отражена пока ни в каких документах. Она предложила расшифровать понятие "портфолио медработника", в котором необходимо раскрыть достаточный образовательный уровень специалиста, позволяющий допускать его к профессиональной деятельности. Основные характеристики портфолио предлагается закрепить в методических рекомендациях к Положению об аккредитации специалистов - это наличие компонента формального/неформального образования и самообразования, их суммарная трудоемкость, график обучения, долевое распределение различных компонентов и форм обучения. Четкой методологической регламентации к портфолио и требований к проведению процедуры периодической аккредитации, по мнению Семеновой, будет достаточно, чтобы ответить в нормативном поле на имеющиеся на настоящее время вопросы.

https://medvestnik.ru/content/news/Tatyana-Semenova-rasshifrovala-ponyatie-portfolio-medrabotnika.html



Знания медиков оценят в процентах

Минздрав России подготовил очередной пакет изменений в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное ведомственным приказом от 2 июня 2016 г. № 334н. Сама процедура по-прежнему предусматривает 3 этапа: тестирование; скрининг некоторых практических навыков, критически важных для работы; и решение ситуационных задач. Нововведение разделяет понятия "первичная аккредитация" и "первичная специализированная аккредитация" специалистов с высшим и средним медицинским или фармацевтическим образованием.

Как следует из документа, будет изменен порядок подсчета результата решения ситуационных задач с использованием информационных систем. Если в прежнем варианте аккредитационная комиссия должна была фиксировать количество правильных ответов, то теперь предлагается вести подсчет в процентах. При этом уточняется, что комплектование набора практических заданий в симулированных условиях и ситуационных задач устанавливается отдельно для каждой медицинской или фармацевтической специальности Координационным советом Минздрава по кадровой политике по предложению Методического центра аккредитации специалистов. Суммарное число практических заданий и ситуационных задач для отдельной медицинской или фармацевтической специальности должно быть не менее 5.

https://vladmedicina.ru/news/meditsinskoe-obrazovanie/2019-12-23

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»