Из России с любовью

Рисунок как инструмент для обучения, планы по проведению конференции AMEE-2020, научная работа, проблема проведения собраний

Опубликовано 04.10.2019

Рисунок - это мощный инструмент для обучения

3-Star Learning Experiences - это блог, где используются научные данные, предназначенный для специалистов в области образования. В своем посте от 10 сентября 2019 г. Киршнер (Kirschner) и Нилен (Neelen) подчеркивают силу рисунка как инструмента обучения. Они ссылаются на работу Уэммса (Wammes) и соавт., проанализировавших причину, по которой рисование можно считать мощной стратегией по улучшению качества обучения. Оказывается, когда вы что-то рисуете, вы совмещаете сразу 3 типа переработки информации:

1. Когнитивное осмысление.

2. Графическое кодирование.

3. Двигательное кодирование (рисуя, вы одновременно создаете "двигательный след" в своем мозге).

Совмещая все 3 типа, вы создаете контекстуально насыщенное представление, которое ускоряет и улучшает запоминание/изучение.

В своем предыдущем сообщении я уже отмечал работу Мориум Хаулейдер (Morium Howlader), врача общей практики, которая изучала медицинскую графику. Она представила нам впечатляющие иллюстрации, прокомментировавших презентацию Пола МакМенамина (Paul McMenamin), с которой он выступал на съезде AMEE-2017 в Базеле (Швейцария).

Может быть, следует поощрять студентов, пытающихся графически осмыслить процесс обучения?

Kirschner P.A., Neelen M. 2019. And the Winner is... Drawing! 3-Star Learning Experiences. https://3starlearningexperiences.wordpress.com/2019/09/10/and-the-winner-is-drawing

Wammes J.D., Meade M.E., Fernandes M.A. 2017. Learning terms and definitions: Drawing and the role of elaborative encoding. Acta Psychologica. 2017;179:103-13.

Новые особенности AMEE-2020

В самом разгаре подготовка к конференции Международной ассоциации по медицинскому образованию AMEE-2020. Напоминаю, она состоится 5-9 сентября 2020 г. в Глазго. Мы обратимся к прогнозам "Обзор горизонтов медицинского образования - взгляд в 2020 г." (Horizon scanning in medical education - A 2020 Vision), которые были сделаны на нашей конференции в 2000 г., и обсудим, как будет развиваться образование следующие 10 или 20 лет. Еще одна из тем конференции - рациональность. В следующем году Глазго также будет принимать саммит ООН по вопросам изменения климата, на который ожидают прибытие более 30 000 делегатов - немного больше, чем на конференцию AMEE! Я с интересом прочел недавно опубликованную на сайте Times Higher Education статью, в которой говорилось о том, что в ходе работы по организации более рационального пространства для обучающихся и проведению практических конференций очень важно ввести в учебный план само понятие "рациональность".

Мое внимание привлекла ссылка на изучение квеста escape room как особенности конференции 2020 г., и мне было бы интересно получить информацию от всех, кто имеет опыт подобной организации. В Вене мы провели 3 кратких встречи по данной теме.

Научные знания - а вы демонстрируете свою работу?

"А вы демонстрируете свою работу?" Это тема блога Mission to Learn Lifelong Learning от 10.09.2019. Высказывается мнение, согласно которому значительная часть изучаемого не усваивается - люди не прилагают больших усилий, для того чтобы показать свою работу окружающим. Они могут фиксировать только отдельные этапы - тот тип информации, с которым сталкиваются в рядовом обучающем руководстве. Нужно больше информации. В посте сказано, что научным работникам и преподавателям необходимо показывать свою работу окружающим и что данный процесс включает 3 элемента.

1. Во-первых, когда вы беретесь за изучение чего-то нового или за новую преподавательскую работу, спросите себя, что полезного сделал я для других людей, которые хотят изучать то, что изучаю или преподаю я?

2. Во-вторых, по мере своей работы как можно подробнее фиксируйте то, что вы делаете, включая фотосъемку процесса там, где это допустимо.

3. В-третьих, разделите свою работу с другими, в том числе посредством социальных сетей. Именно это подразумевается под научной деятельностью в рамках медицинского образования.

Симпозиум по научной деятельности в рамках медицинского образования планируется провести в Глазго в рамках конференции AMEE-2020. Международная ассоциация по медицинскому образованию (AMEE) организовала рабочую группу для выработки согласованного определения понятия "научная деятельность".

Что не так с проведением собраний?

В рамках своей работы мы - кто-то больше, кто-то меньше - принимаем участие в различных мероприятиях. Нередко после них остается ощущение не очень продуктивной работы. Эллисон Вайлланкур (Alisson Vaillancourt), вице-президент по вопросам бизнеса, кадровых ресурсов и преподавательской практики в Школе государственного управления и государственной политики Университета Аризоны, предлагает подумать о тех мероприятиях, которые мы проводим и посещаем, и задаться следующими вопросами:

- Кто выступает всегда или почти всегда?

- Кто не слушает?

- Кто никак не может вклиниться в дискуссию?

- И самое главное: что мы планируем делать, чтобы не множить подобные ситуации?

Она утверждает, что часть проблемы заключается в так называемых "нарушителях" - лидерах, доминирующих в ходе дискуссии, и лиц, которым кажется, что их оставили без внимания. На нескольких недавних собраниях я с огорчением обнаружил, что председательствующие не предоставляли слова нескольким участникам, мнение которых я ценил и которые могли внести потенциально полезный вклад в дискуссию. Элиссон Вайланкур (Alisson Vaillancourt) говорит о том, как в начале собрания, которое она возглавляет, она записывает имя каждого участника, а затем делает пометки по мере выступления каждого. Затем она пытается дать больше пространства тем, кто не говорил ранее. Хотя люди не любят правила, Элиссон замечает: иногда полезно установить некоторые, например поднимите руку, если хотите высказаться. Она говорит, что одна из стратегий заключается в передаче лидерских функций и ответственности за проведение собрания, а это дает возможность влиятельным людям послушать других. Очень тяжело одновременно быть организатором собрания и его полноценным участником. Лишь немногие могут найти баланс между этими двумя ролями.

Обратный дизайн в медицинском образовании

Мне показались интересными образовательные тенденции за пределами медицинского образования. Как сказано в книге "Essential Skills for a Medical Teacher" ("Неотъемлемые навыки преподавателя медицины"), концепция ориентированного на результат образования была описана Спейди (Spady) в 1990-х гг. для школ США. Ее самая последняя версия - обратный дизайн. Название происходит от более крупной концепции - понимание через дизайн, которое разработали Грант Уиггинс (Grant Wiggins) и Джей Мактиг (Jay Mctighe). Майк Фельдштейн (Mike Feldstein) дает хорошее объяснение этому подходу, который, как мне кажется, вполне применим к тому, что мы пытаемся сделать с образованием, основанным на результатах и компетенциях. По его утверждению, основная мысль заключается в том, что преподаватели должны задавать себе вопрос "в чем цели учебы?" с того самого момента, как только они начинают планировать свой учебный курс. "Вместо того чтобы начинать подбор контента и заданий, размещая их в определенной последовательности, преподаватели должны сформулировать конечные цели для обучающихся (когда конечная цель достаточно широка, чтобы охватить цели высокого уровня и некогнитивные цели, например любовь к чтению)". Фельдштейн отмечает 3 главные установки понимания через дизайн (ПчД):

· конструкция ПчД помогает сосредоточить учебный план и процесс преподавания на развитии у обучающегося понимания и переноса обучения (т.е. способности эффективно использовать объем знаний и навыки);

· понимание проявляется, когда обучающиеся самостоятельно осознают и передают свое обучение посредством аутентичного исполнения;

· преподаватели - это тренеры понимания, а не просто поставщики знаний, навыков или деятельности.

Здесь можно провести параллель с тем, чего мы пытаемся достичь в образовании, основанном на результатах и компетенциях. В этом же блоге Фельдштейн касается другого аспекта образования, развивающегося параллельно с медицинским образованием: программно-формирующей оценки.

Wiggins G., McTighe J. 2012. Understanding by Design® Framework. ASCD. https://www.ascd.org/ASCD/pdf/siteASCD/publications/UbD_WhitePaper0312.pdf

Feldstein M. 2019. The Content Revolution. e-Literate. https://eliterate.us/the-content-revolution.

Наиболее часто цитируемые статьи в журналах с высоким импакт-фактором

Я с интересом отметил, что в 2018 г. самой цитируемой статьей в журналах с высоким импакт-фактором была статья Скотта Ривза (Scott Reeves) и соавт. "A BEME systematic review of the effects of interprofessional education: BEME Guide no. 39" ("Систематический обзор факторов, влияющих на междисциплинарное образование, проведенный группой ВЕМЕ: руководство ВЕМЕ № 39"). В журнале "Medical Teacher" за 2017 г. самой цитируемой оказалась статья Олле тен Кэйт (Olle ten Cate) "Curriculum development for the workplace using Entrustable Professional Activities (EPAs): AMEE Guide No 99" ["Разработка учебного плана для учреждений, применяющих концепцию доверенной профессиональной активности (ЕРА): руководство АМЕЕ № 99].



Новости из Вены, на повестке дня эмпатия, пугающая реальность отсутствия знаний у врачей и как должен начинаться дискуссионный раздел статьи

Опубликовано 06.09.2019

Новости из Вены

Я только что вернулся из Вены с конференции AMEE-2019, в которой принимали участие более 4100 человек. На пленарном заседании, посвященном теме "Пациент как педагог", Сью Шеридан (Sue Sheridan) и Сьюзанн Шрандт (Suzanne Schrandt) выступили с презентацией, которая нашла живой отклик в аудитории. Ее можно посмотреть по адресу https://www.youtube.com/watch?v=S7Dj6IVnbjU. Презентации о пороговых концепциях и теории деятельности дали участникам богатую пищу для размышлений. Как было показано в презентации Рея Лэнда (Ray Land), одна из школ намерена применять пороговые концепции в качестве основы при составлении нового учебного плана. Теория деятельности станет темой следующего выпуска журнала "Medical Teacher". В нем будут рассматриваться следующие вопросы: применение теории деятельности для составления учебного плана, оценки обучения на основе выполняемой работы, междисциплинарного образования и для других аспектов медицинского образования. Приглашенные редакторы - Тим Дорнан (Tim Dornan) и Ева Пяоряля (Eeva Pyorala).

На открытии конференции в Вене перед нами выступал ансамбль WISE: Wein International Soloist Ensemble - в его составе играют музыканты со всего мира. Выступление группы очень понравилось участникам и вызвало восторженные аплодисменты. Характер этого выступления тоже имел определенный посыл для медицины. Он заключается в способности найти и вдохнуть жизнь в новые захватывающие произведения высокого музыкального качества и красоты - то, что мы пытались сделать на конференции в отношении медицинского образования. Участники этого ансамбля считают, что благодаря музыке они объединяются, сотрудничают и создают красоту независимо от своего географического, культурного или социального происхождения. Они лелеют свои различия и пытаются объединить их с помощью универсального языка музыки, чтобы обогатить свою интерпретацию различными взглядами. В конференции принимали участие представители 95 стран, и ее признанной ценностью стал обмен разными взглядами на образование в области здравоохранения. Все участники группы WISE гордятся тем, что достигли высокого уровня в игре на своих инструментах, но при этом их индивидуальность, хотя она и присутствует, не попирает солидарность и гармонию. Группа работает, полностью проникая в музыку и друг в друга, думая, чувствуя и играя в абсолютной гармонии. И в этом опять же есть определенный посыл для медицины.

Конференция привлекла к себе большое внимание в социальных сетях - количество просмотров превысило 22,2 млн.

В следующем году конференция состоится в Глазго, и на первом пленарном заседании перед нами выступят Red Hot Chilli Pipers, которые очень понравились всем на нашей предыдущей встрече в Глазго в 2015 г.

На повестке дня эмпатия

Эмпатия - одна из самых частых тем в тезисах, которые были поданы на конференцию AMEE-2019 в Вене. Она также анализируется в ряде статей, опубликованных в журнале "Medical Teacher". В августовском выпуске Лагуи (Laughey) и соавт., а также их коллеги приводят "Двенадцать советов по обучению эмпатии с помощью симулированных пациентов" (Twelve tips for teaching empathy using simulated patients), тогда как Спатула (Spatoula) с коллегами опубликовали результаты метаанализа, посвященного вопросу "Изменится ли эмпатия во время обучения в высшей медицинской школе?" (Does empathy change during undergraduate medical education?). В обзоре высказано мнение, что с каждым новым годом обучения медицинским наукам уровень эмпатии снижается, но в определенной степени это зависит от того, как его измеряют. В предыдущем выпуске вышла статья Дэниэла Чена (Daniel Chen) и его коллег "Характеристика изменения в эмпатии студентов по мере обучения в медицинской школе" (Characterizing changes in student empathy throughout medical school), которая привлекла к себе значительное внимание и имела высокий индекс альтметрии - 443. Это позволяет отнести ее к 5% топовых статей с наивысшими индексами альтметрии.

Мы планируем проследить, как тема эмпатии будет представлена на конференции AMEE-2020 в Глазго.

Laughey W., Sangvik G.N., Stockbridge C., et al. Twelve tips for teaching empathy using simulated patients. Med Teach. 2019; 41 (8): 883-7.

Spatoula V., Panagopoulou E., Montgomery A. Does empathy change during undergraduate medical education? - A meta-analysis. Med Teach. 2019; 41 (8): 895-904.

Chen D.C., Kirshenbaum D.S., Yan J., et al. Characterizing changes in student empathy throughout medical school. Med Teach. 2012; 34 (4): 305-11.

Если бы люди осознавали, как мало знают врачи, они бы очень испугались

В заголовок вынесена цитата из интервью Лизы Сандерс (Lisa Sanders), которое она дала Кэтрин Фоули (Katherine Foley). В своем интервью она, в частности, коснулась нескольких важных вопросов: какую роль играет Интернет для людей, которые ищут ответы в связи с возникшими у них медицинскими проблемами; помогает ли Интернет пациентам, не согласным с диагнозом, поставленным врачом; и что вы думаете о пациентах, которые самостоятельно ставят себе диагноз с помощью информации из Интернета.

Скотт Джонстон (Scott Johnstone), управляющий директор AMEE, обратил мое внимание на работу Лизы Сандерс (Lisa Sanders) и на трейлер нового сериала Diagnosis ("Диагноз"), показ которого начинается на Netflix. Она использует возможности социальных сетей для диагностики сложных медицинских случаев.

Foley K.E. 2019. If people realized how little doctors knew, they'd be very scared. https://qz.com/676394/if-people-realized-how-little-doctors-knew-theyd-be-very-scared.

Комментарии к опубликованным статьям

PubMed Commons - компонент, который позволял авторам обмениваться мнениями и информацией о научных публикациях, проиндексированных в базе PubMed, к сожалению, был отключен 3 марта 2018 г. Цель PubMed Commons заключалась в том, чтобы стимулировать конструктивную критику и высококачественное обсуждение опубликованных статей. Читатели могли размещать неанонимные комментарии под любой проиндексированной в базе PubMed цитате. Джефферсон (Jefferson) и Доши (Doshi) в "BMJ Opinion" (21.02.2018) выразили сожаление по поводу отключения этого компонента и возможности для обзора уже после публикации статьи, в рамках которого более широкое сообщество могло бы открыто обсуждать и критиковать опубликованные документы, не ограничиваясь традиционным письмом в редакцию. Привлекательная особенность MedEdPublish (www.mededpublish.org) - возможность обзора статей после их публикации, что позволяет читателям комментировать уже опубликованные статьи.

Jefferson T., Doshi P. RIP PubMed Commons. BMJ. 2018. https://blogs.bmj.com/bmj/2018/02/21/tom-jefferson-and-peter-doshi-rip-pubmed-commons.

Как должен начинаться дискуссионный раздел статьи?

Я с интересом отметил недавно заданный вопрос о дискуссионном разделе статьи. Дебаты выстраивались вокруг того, стоит начинать этот раздел с краткого напоминания результатов или это излишне, и дискуссию следует начинать с представления результатов в контексте. Учитывая ограниченность объема публикации, я выбираю последнее.

Дальнейшее обсуждение этого вопроса представлено в статье "Подача рукописей в биомедицинские журналы: распространенные ошибки и полезные решения" (submitting Manuscripts to Biomedical Journals: Common Errors and Helpful solutions).



Подготовка студентов к практической деятельности, как сделать лекции интерактивными, авторы и рецензенты, отказ от моноавторства, блочное обучение и прочее

Опубликовано 09.08.2019

Подготовка студентов к практической деятельности

После прохождения курса по базовым навыкам в медицинском образовании (ESME) в Сингапуре в январе 2019 г. доктор Уилберт Хо (Wilbert Ho) разработал новый объективный структурированный клинический экзамен (OSCE) для студентов-медиков последних курсов, которые проходят интернатуру по общей медицине. Мне было очень интересно посмотреть, как он анализирует результаты OSCE и разрабатывает его в рамках ориентированного на результат подхода с использование модели SPICEs (интегративная ориентированная на студента, проблему и сообщество модель) и принципов FAIR. Цель такого экзамена заключается в том, чтобы научить студентов демонстрировать тот спектр компетенций, который ожидают от квалифицированного специалиста. Он считает, что применявшееся ранее обучение в рамках профессиональной подготовки на основе образовательной среды было слишком узконаправленным. Экзамен OSCE призван погрузить студентов в те ситуации, с которыми очень важно уметь справляться квалифицированному специалисту.

Как сделать лекции интерактивными

Как сделать лекции интерактивными и уйти от пассивной передачи информации? Например, использовать систему персонализированного ответа. Однако многим преподавателям недостает опыта для максимально полного использования такого подхода. В справочнике Университета Британской Колумбии представлены полезные рекомендации по вопросам, которые следует задавать, а также о том, как внедрить эти вопросы в лекцию и что делать в неожиданных ситуациях. К тому же там приведено 10 целей задаваемых вопросов.

1. Кратко опросите студентов по материалу, который был задан для подготовки к занятию.

2. Проверьте, как обучающиеся запомнили основные пункты лекции.

3. Проведите расчет или выберите следующий этап в комплексном расчете.

4. Опросите студентов, чтобы выявить их фоновые знания и мнения.

5. Выявите первоначальное представление о рассматриваемом вопросе.

6. Проверьте понимание концепции.

7. Подавайте идеи в новом контексте/исследуйте степень вовлеченности.

8. Прогнозируйте результаты демонстрации лекции, эксперимента, симуляции, видео и т.п.

9. Привлекайте примеры из повседневной жизни.

10. Сочетайте разные способы подачи материала (графический, математический и т.п.).

Авторы и рецензенты

Каждую неделю мы получаем около 35 рукописей, которые необходимо рассмотреть перед их возможной публикацией в журнале "Medical Teacher". Мы зависим от рецензентов, которые ориентируют нас на то, следует ли публиковать данную рукопись, что мы должны порекомендовать авторам изменить в ней, в случае если статья принята. Каждый год мы публикуем в журнале список рецензентов, и я знаю, что они используют свой опыт работы с нами как свидетельство своих научных достижений в области медицинского образования. Однако я обеспокоен тем, что мы не в состоянии компенсировать рецензентам время, затраченное на работу с нами. Поэтому мне было приятно, что Тейлор и Фрэнсис (Taylor and Francis) договорились о том, что в течение месяца после выполнения работы рецензентам будет предоставлен бесплатный доступ более чем к 2000 онлайн-журналам Тейлора и Фрэнсиса. Должен признаться: меня раздражает, когда потенциальный рецензент указывает, что он слишком занят, чтобы готовить рецензии, в то же время представляя статьи для возможной публикации, которую они хотят, чтобы рецензировали другие. Должна ли публикация в журнале подразумевать обязательство рецензировать другую статью?

Отказ от моноавторства

Сайт Times Higher Education прокомментировал (04.07.2019) моноавторство опубликованных статей. В 2001 г. по всем дисциплинам на долю публикаций с одним автором приходился 21% индексируемых статей. К 2017 г. она сократилась до 10,8%. Сходные изменения мы наблюдали и в журнале "Medical Teacher". В 2000 г. приблизительно в 90% опубликованных статей авторы были сотрудниками одного учреждения, а в 2017 г. доля таких статей уменьшилась до 46%. Количество статей с авторами из разных стран возросло с 2% в 2000 г. до 30% в 2017 г. По данным Times Higher Education, количество моноавторских статей варьирует в зависимости от дисциплины. В 2017 г. статьи с одним автором составляли 78% публикаций по истории, 28% - по экономике и только 2,4% - по органической химии. Высказывается мнение, что на отказ от моноавторства могла повлиять необходимость поощрения авторов, которые в прошлом могли не упоминаться в статьях. Стремление вовлечь множество авторов из разных учреждений и стран свидетельствует об усилении сотрудничества в области медицинского образования.

Блочное обучение

На сайте Times Higher Education обсуждается блочное обучение, когда студенты проходят ряд месячных курсов, во время которых у них нет никаких других занятий (13.06.2019). В частности, результаты из Университета "Виктория" в Австралии, который перешел на блочную систему в 2017 г., показывают, что с 2017 по 2018 г. проходной балл студентов в целом вырос на 7,9% и достиг 84%, причем вклад в этот прирост со стороны неанглоговорящих студентов и студентов из среды с низким уровнем доходов был даже выше. Подобный успех отражает постулат о том, что мозг человека лучше концентрируется на выполнении одной задачи. Они цитируют профессора Гельфанда (Helfland), преподающего астрономию в Университете Колумбии, который сказал: "Если человеку позволить некоторое время сосредоточиться на одной задаче, вы не поверите, какой глубины он сможет достичь в ее решении за 4 недели". Не уверен, пытались ли применять блочное обучение в медицинском образовании и рассматривали ли саму возможность подобного применения. Возможно, в качестве аналога можно использовать интегрирующее посистемное преподавание, когда внимание сосредоточено на какой-либо системе (например, на сердечно-сосудистой системе) в течение 2 месяцев.

Basken P. Scholars "ignore" data on better teaching practice. Times High Educ. 2019, 13 Jun: 19.

Медицинское образование и Шерлок Холмс

Раньше я не принимал во внимание, что изначально автора на создание Шерлока Холмса вдохновила именно медицина. Как было сказано в посте в Instagram, который переслал мне Лоуренс Шерман (Lawrence sherman), сэр Артур Конан Дойл создал своего мастера дедукции, взяв в качестве прототипа доктора Джозефа Белла (Joseph Bell), хирурга, преподававшего в Эдинбургской медицинской школе и в процессе преподавания акцентирующего внимание студентов на логическом наблюдении и важности мелких деталей при обследовании пациента.

Робот телеприсутствия

Меня чрезвычайно поразили роботы телеприсутствия. Если студент по болезни или иной уважительной причине не может посетить занятие, робот делает это за него. Робота размещают в аудитории на месте студента, студент с помощью планшета дистанционно контролирует ось зрения и "выражение лица" робота. Робот может слушать и слышать преподавателя и других участников в аудитории, может задавать вопросы и отвечать на них. Несмотря на имевшие место проблемы с подключением к Интернету, предварительные результаты выглядят многообещающе.

MacNeill F. 2019. A technical perspective on a telepresence robot. University of Brighton. https://blogs.brighton.ac.uk/elearningteam/2019/06/20/a-technical-perspective-on-a-telepresence-robot



Новости из Роанока, контрольные тесты уходят, аналитические методы в обучении и этические проблемы, правило Гудхарта и количество цитирований, воодушевление студентов (ну или только попытка)

Опубликовано 05.07.2019

Новости из Роанока

В июне 2019 г. я принимал участие в конференции Международной ассоциации преподавателей медицинских наук (IAMSE), которая проходила в Роаноке, Вирджиния, США. Ричард Вари (Richard Vari), президент IAMSE, оказался очень гостеприимным хозяином и сделал все для того, чтобы мы чувствовали себя желанными гостями. Меня очень впечатлила презентация Медицинской школы Политехнического института и Университета штата Вирджиния (Virginia Tech Carillion school of Medicine). Это относительно новая школа с перспективным и впечатляющим учебным планом, в котором значительный упор делается на исследования. Студентов погружают в клиническую медицину с самого начала обучения, а особенность учебного плана заключается в междисциплинарном подходе, когда занятия у студентов проходят вместе с обучающимися по другим медицинским специальностям. Каждый студент выполняет исследовательский проект, качество результатов которого должно быть достаточным для публикации, а студенты могут выбирать интересные им темы и кураторов. Учебный план включает 1200 часов на исследования.

Джеффри Талман (Jeffrey Talman), заместитель декана по вопросам медицинского образования в Медицинском центре Университета Небраски, выступил с полной энтузиазма презентацией "Поколение Z: новые ребятки на районе" (Generation Z: The new kids on the block). Он подчеркнул различия между студентами поколения Z, которые родились после 2000 г., и студентами-миллениалами, рожденными в 1980-2000 гг., а также выдвинул тезис о необходимости новых стратегий преподавания и обучения. Студенты поколения Z считают установление межличностных связей важным и ценным жизненным опытом и способом взаимодействия, но, по их мнению, это не обязательно должно происходить в форме занятия. Они ценят такие формы обучения, которые включают личный опыт и возможности для рефлексии. Они меньше, чем миллениалы, ориентированы на групповую работу и предпочитают индивидуальное и самостоятельно регулируемое обучение в сочетании с некоторой долей групповой работы. Они предпочитают общаться с помощью кратких и частых сообщений, ценят отзывы о своих действиях и успехах, которые поступают в режиме реального времени.

У нас были стенд представительства AMEE, возможность провести встречи с членами AMEE и заинтересовать прочих в участии в AMEE. Вместе с Ади Харамати (Adi Haramati) мы провели занятия курса по базовым навыкам в медицинском образовании (ESME) с 26 участниками, многие из которых в своей школе были преподавателями довольно высокого уровня. Сертификат о прохождении курса ESME является первым этапом стипендиальной программы IAMSE.

Контрольные тесты (MCQ) уходят

Не так давно я много размышлял об оценивании и о том, что нам необходимо фундаментально изменить оценочные средства и используемый нами подход в целом.

Недавно Джон Куксон (John Cookson) по окончании онлайн-курса ESME отметил, что "контрольные тесты с выбором ответов из предложенных отжили свое и нам надо переходить к контрольным вопросам с очень короткими ответами". К этому переходу я уже призывал ранее. Сейчас стало очевидно, что контрольные вопросы с очень короткими ответами (VsAQ), когда обучающийся отвечает на вопрос одним или двумя словами, а не выбирает из предложенного перечня, как в случае тестов MCQ, дают значительные преимущества. Это более валидный инструмент оценивания, который отражает процесс принятия клинического решения без намеков - неотъемлемых элементов тестов MCQ. Это устраняет возможность ответить на вопрос наугад. VSAQ более сложны, чем тесты MCQ, они позволяют лучше выявить различия в подготовке.

Смещаясь в сторону более аутентичных учебных планов, нам необходимо вводить в практику экзамены "с открытой книгой" и уделять больше внимания оценке портфолио обучающегося. Наряду с образованием, основанным на формировании компетенций, нам необходимо рассмотреть последствия усваивающего обучения для оценки и использования значков и сертификатов. Профессор Леонард Кассуто (Leonard Cassuto) описал то, как изменение процедуры оценивания, включая использование сертификатов, повлияло на курс, который он преподает.

https://www.chronicle.com/artide/Outcomes-Based-Graduate/246501.

Что представляет собой научная работа в преподавании

В своем последнем блоге я выкладывал свою презентацию с Иранской конференции по образованию для специалистов здравоохранения по теме "Меняющаяся роль преподавателя медицины" (The changing roles of the medical teacher), где в качестве модели использовал 8 ролей из своей книги, написанной в соавторстве с Пат Лилли (Pat Lilley). Я обозначал преподавателя как научного работника, подчеркивая, что его роль не сводится к проведению научных исследований и публикации статей, но включает рефлексию преподавания, инновации в преподавании и обмен информацией о преподавании. Доктор Шоале Бигдели (Shoaleh Bigdeli), которая организовала эту конференцию, прислала мне статью своего студента, доктора Мирхоссейни (Mirhosseini), в которой рассматривается концепция научной работы в преподавании и обучении. В этой работе представлен подробный анализ концепции с атрибутами научной работы в преподавании, включающими постоянную глубокую рефлексию, активную вовлеченность в действие, совместное общение, критический и критичный подход, основанный на запросах, учитывающий контекст и ориентированный на обучение.

Mirhosseini F., Mehrdad N., Bigdeli, S., et al. Exploring the concept of scholarship of teaching and learning (SoTL): Concept analysis. Med J Islam Repub Iran. 2018; 32 (96).

Аналитические методы в обучении и этические проблемы

Я уже представлял ряд дискуссий в различных контекстах, в которых речь шла об аналитических методах в обучении. К этическим проблемам приходится возвращаться снова и снова. В марте 2019 г. Международный совет по открытому и дистанционному обучению (ICDE) опубликовал 16-страничный релиз по международным руководствам, касающийся этически обоснованной практики аналитических методов в обучении. Обсуждались такие вопросы, как прозрачность, владение данными и контроль над ними, доступность, достоверность и надежность данных, институциональная ответственность, связь и согласие (ICDE, 2019). Краткий обзор информационных руководств по этим ключевым вопросам был опубликован Международным советом по открытому и дистанционному образованию.

International Council for Open and Distance Education. 2019. Global guidelines: Ethics in Learning Analysis. https://static1.squarespace.com/static/5b99664675f9eea7a3ecee82/t/5ca37c2a24a694a94e0e515c/1554218087775/Global+guidelines+for+Ethics+in+Learning+Analytics+Web+ready+March+2019.pdf

Правило Гудхарта и количество цитирований

Показатели, которые используются для измерения успешности академической деятельности (количество публикаций, количество цитирований и импакт-фактор) не менялись на протяжении десятилетий. В своей статье в выпуске "Gigascience" за июнь 2019 г. Файр (Fire) и Гестрин (Guestrin) указывают, что эти показатели стали самостоятельными целями и следуют правилу Гудхарта, согласно которому "когда показатель становится целью, он перестает быть хорошим показателем". Они проанализировали более 120 млн статей и продемонстрировали, что валидность основанных на количестве цитирований показателей скомпрометирована, а их полезность снижается. Они утверждают, что академическая публицистика существенно изменилась и нам нужно пересмотреть те критерии, которыми мы определяем успешность.

Fire M., Guestrin C. 2019. Over-optimization of academic publishing metrics: observing Goodharts Law in action. GigaScience. 8 (6); https://doi.org/10.1093/gigascience/giz053.

Воодушевление студентов (ну, или только попытка)

Для меня было большой честью получить на выпускной церемонии почетную степень доктора права от Университета Данди. Ожидалось краткое 3-минутное выступление "для воодушевления выпускников". Его написание показалось мне более сложным, чем создание 30-минутной презентации о будущем медицинского образования! Я не знаю, какое впечатление она произвела на студентов, но капеллан университета сказала, что ей моя речь понравилась. Тем, кому это интересно, вот мое выступление.

Для меня огромная честь получить эту степень. Почти 60 лет тому назад (59, если быть точным) я с гордостью окончил университет и стал врачом. Дальнейшая жизнь была простой, ну или по крайней мере мне так тогда казалось.

С тех пор медицинская практика становилась все более сложной благодаря значительному прогрессу в медицине, изменению систем и методов оказания медицинской помощи, включая упор на командную работу, а также из-за различных ожиданий пациентов, которые перед приемом успели проконсультироваться с Google.

Сейчас у нас идет Четвертая промышленная революция с кластером физических технологий, таких как 3D-печать человеческих органов, цифровые технологии, включающие дополненную и виртуальную реальность, и биологические технологии, включающие генетику и геномику. Это приведет к радикальному изменению нашего образа жизни и нашей деятельности как медицинских работников.

Завершение программы последипломного обучения - это первый этап увлекательного путешествия. Те изменения, с которыми мы сталкиваемся, несут нам трудности, но одновременно дают возможности.

Несмотря на то что кому-то может показаться безвыходной эта ситуация, несмотря на современные противоречия и завышенные ожидания, с которыми надо как-то справляться, в моей жизни не было лучшего времени для занятия медициной. Кто-то сказал: "Спокойное море никогда не сделает моряка умелым". Если мы не будем бросать вызов сами себе, мы никогда не осознаем, кем можем стать.

Размышляя о работе, очень важно обращать внимание на то, что доставляет вам радость. Прислушивайтесь к своему сердцу и к тому, что вы точно знаете, что работает. Если вы получаете удовольствие от своей работы, если вы гордитесь тем, что делаете, вы поймете, что профессия воодушевляет.

Как вы уже слышали, однажды меня спросили о моем жизненном кредо. Я выбрал военное курсантское изречение: рискуйте больше, чем другие считают безопасным, заботьтесь больше, чем другие считают мудрым, мечтайте больше, чем другие считают практичным, и надейтесь на большее, чем другие считают возможным.

Я призываю вас рисковать, заботиться, мечтать и надеяться. Спасибо!



Из России с любовью, преподаватель как ключевое звено образовательной программы, не тот журнал, преподаватель как эксперт и мастер своего дела и другие темы

Опубликовано 08.11.2019

Из России с любовью

Я только что вернулся с ежегодной конференции по медицинскому образованию, проходившей в Санкт-Петербурге, на которую съехались около 670 делегатов. На пленарном заседании, открывшем конференцию, Пэт Лилли (Pat Lilley) представила участникам AMEE (Европейскую ассоциацию медицинского образования), да и стенд AMEE в зале презентаций тоже вызвал значительный интерес. С открытием в Москве офиса AMEE под руководством Тревора Гиббса (Trevor Gibbs) в сотрудничестве с Залимом Балкизовым AMEE занимает все более заметное положение в России, и мы ожидаем, что Россия будет весомо представлена на конференции AMEE в Глазго в 2020 г. В своем пленарном выступлении я призвал участников задуматься, какие изменения они хотели бы увидеть в российских медвузах. В выставочной зоне были широко представлены методы имитации и моделирования с использованием простых и весьма сложных тренажеров. Я опробовал новый тренажер для стоматологов с обратной связью и научился на нем делать местную анестезию. На меня произвел впечатление русский тренажер для обучения целому ряду кардиопроцедур, включая установку стентов и абляцию сердечных узлов. Мероприятие было очень хорошо организовано Залимом Балкизовым, членом исполнительного комитета AMEE, о нас прекрасно заботились. Все в ходе этой поездки произвело на меня большое впечатление, включая еду, а также дворцы и музеи с их удивительной историей.

Преподаватель как ключевое звено образовательной программы

Ларри Кубан (Larry Cuban) в своем блоге, посвященном реформе образования и методам преподавания в классе, вновь подтверждает свои взгляды, которых он придерживается на протяжении многих лет: о важнейшей роли учителя в успешном обучении студента и успехе образовательного учреждения в целом. Годы работы преподавателем, администратором учебного заведения и исследователем в области образования, изучающим методы преподавания в классе, укрепили его убежденность во власти, которой обладает преподаватель, влияя на умы и души студентов. Его беспокоит, что не всегда это должным образом ценится - часто к преподавателям и их вкладу в образование относятся свысока. Он полагает, что это подрывает авторитет педагогов. К сожалению, пока еще остались предубеждения против реформы преподавания в некоторых медицинских институтах, но ситуация меняется.

Не тот журнал

В информационном бюллетене Общества по трансплантологии "Tribune Pulse" от 18 сентября обсуждалась подготовка статьи к публикации. Был задан вопрос: "Каковы самые распространенные ошибки авторов при отправке своих статей в журнал "Transplantation"?" Ответ звучал так: "Не вносите поправки в сопроводительное письмо и адресуйте его редактору журнала, отклонившему вашу статью, а не главному редактору этого журнала". Иногда мы сталкиваемся с подобной проблемой в отношении статей, которые присылают в журнал "Medical Teacher". Еще одна ошибка - статью присылают с неверно оформленными ссылками, не в том формате, который принят в данном журнале.

Преподаватель как эксперт и мастер своего дела

В своем блоге "Patter" от 23 сентября 2019 г. Пэт Томсон (Pat Thomson) дает советы соискателям степени PhD: "Сформируйте собственный стиль написания". Она советует им быть одновременно экспертами и мастерами своего дела. И меня осенило: этот совет можно использовать шире, применительно к преподавателям медицинских дисциплин, и он очень точно отражает цель наших курсов "Необходимые навыки в сфере медицинского образования" (Essential Skills for Medical Education, ESME). Немного перефразирую ее рекомендации: "Быть экспертом в преподавании означает обладать глубоким и постоянно растущим критическим пониманием процесса преподавания, его методов и приемов, принципов и традиций. Эксперт накапливает практические знания о том, что он рассматривает как хорошее/плохое преподавание. Он может объяснить себе и другим критерии, которые использует, вынося подобные суждения. Эксперт в преподавании способен использовать свои знания для оценки собственной работы, для выявления проблем и разработки стратегий, которые помогут ему преподавать лучше... Чтобы стать мастером своего дела в преподавании, необходима постоянная практика. Мастер преподавания накапливает богатый репертуар методов обучения и постоянно совершенствует их. Он повышает свой обучающий потенциал, гибкость, приспособляемость, сноровку и выносливость. Он готовится к долгому пути в страну исследований и преподавания".

На повестке дня интернационализация высшего образования

Каждый год я восхищаюсь слаженной международной интеграцией в области медицинского образования. Почти на каждом семинаре перед конференциями выступают докладчики из разных стран. Часто эти люди впервые встречаются на конференции AMEE и живо обсуждают общие интересы. Парламент ЕС опубликовал определение интернационализации высшего образования: "Интернационализация высшего образования -это намеренный процесс интеграции международного, межкультурного или всемирного аспекта в цели, функции и процесс высшего образования, для того чтобы повысить качество образования и исследований для всех студентов и преподавателей и внести значимый вклад в развитие общества". 14 сентября 2019 г. в онлайн-издании "University world news" была опубликована статья "Совершенствование обучения в международном масштабе". В ней говорится, что все больше университетов привлекают интернационализацию к процессу приема студентов и стратегиям обучения. Статья посвящена выработке глобальных международных и межкультурных компетенций у студентов.

De Wit, H., Hunter, F., Howard, L., Egron-Polak, E. (Eds). 2015. Internationalisation of Higher Education. European Parliament, Brussels https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/540370/IPOL_STU(2015)540370_EN.pdf

Lauridsen, K.M., Gregersen-Hermans, J. 2019. Enhancing teaching in the international classroom. University World News

https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20190911151548246

Отличительные черты хорошего студента-медика

Джерард Флаэрти (Gerard Flaherty), профессор в области медицинского образования и руководитель программы бакалавриата в Школе медицины Университета Ирландии в Галуэе, в ходе ориентационной встречи с новыми студентами-первокурсниками перечислил 12 отличительных черт хорошего студента-медика. К ним относятся сострадание, эмпатия, уважение, энтузиазм, дисциплина, целеустремленность, порядочность, ответственность, гибкость, уравновешенность, стремление к новому и чувство юмора. А есть ли эти черты у ваших студентов?



Программы повышения квалификации преподавателей, выходить на работу несмотря ни на что, вклад искусственного интеллекта в процесс публикации и другие темы

Опубликовано 06.12.2019

Что должно быть включено в программы повышения квалификации преподавателей?

Эта тема остается на повестке дня в сфере медицинского образования. Мое внимание привлекло совещание под председательством Ивонны Штейнерт (Yvonne Steinert) на Международной конференции по обучению ординаторов в Оттаве.

Программы повышения квалификации преподавателей традиционно сосредоточены на совершенствовании технических навыков: чтении лекций, кураторстве небольших групп студентов или командному обучению. В связи с этим возникает фундаментальный вопрос, касающийся самой сути программ повышения квалификации преподавателей: "Преподаватель - не просто человек, владеющий техникой преподавания?". В прошлом новые инициативы в области образования не полностью раскрывали свой потенциал либо из-за недостаточно высокого уровня преподавательского состава, либо потому, что упор в таких программах делался только на необходимых технических навыках. Чтобы преподаватель вносил максимальный вклад в процесс обучения, недостаточно научить его необходимым навыкам. Важно понимать некоторые критические концепции, а их нужно внедрять, чтобы преподаватель мог полностью реализовать свой потенциал, донося до студентов содержание учебной программы. Такие концепции включают переход от представления о преподавателе как источнике и передатчике информации к представлению о нем как о кураторе или консультанте студента как человека, ищущего информацию, концепцию аутентичной учебной программы и концепцию оценки для обучения, а не только оценки обучения. Эта и другие критические концепции должны быть учтены в программе повышения квалификации преподавателей, если мы хотим добиться рациональных изменений учебной программы.

В рамках мероприятий перед конференцией AMEE-2021 в Роттердаме (август 2021 г.) пройдет Конференция по программам повышения квалификации преподавателей, на которой мы рассмотрим существующие тенденции в этой области.

Выходить на работу несмотря ни на что

Стремление приходить на работу независимо от самочувствия - важная, но часто недооцениваемая проблема. В частности, этот вопрос обсуждал профессор Франко Д'Суза (Franco D'Souza), руководитель и председатель и директор Азиатско-Тихоокеанского отделения (Мельбурн, Австралия), директор по образованию Международной программы ЮНЕСКО по биоэтике в Хайфе, исполнительный директор и декан, профессор организационной психологической медицины, в ходе своего недавнего визита в Университет Данди. Эта проблема связана со стремлением выйти на работу, несмотря на болезнь или на какие-то другие медицинские проблемы, но в силу этого функционировать не в полную силу. Исследования показали, что эта проблема связана с гораздо большими затратами, чем пропуск работы, в отличие от него, выход на работу "несмотря ни на что" не всегда очевиден. Человек в таких случаях на первый взгляд выглядит нормально.

Дискуссии с участием профессора Д'Суза были сосредоточены на преподавании биоэтики, к которой он проявляет особый интерес и с которой связаны его профессиональные обязанности. Он руководит сетью из 250 центров по всему миру. Курсы, проводимые онлайн и вживую, отличаются от преподавания биоэтики в рамках учебной программы. На меня произвело хорошее впечатление, как скомпилированы и разработаны курсы. Профессор Д'Суза организует симпозиум по преподаванию биоэтики на конференции AMEE в Глазго в 2020 г.

Вклад искусственного интеллекта в процесс публикации

У меня был интересный визит в штаб-квартиру издательства "Taylor and Francis" в Абингдоне, где свыше 2000 сотрудников занимаются выпуском журналов, в том числе журнала "Medical Teacher". На меня произвели огромное впечатление уровень технического развития и эффективность процесса публикации. После того как статья принята к публикации в "Medical Teacher", с помощью искусственного интеллекта ее распределяют в один из трех потоков в зависимости от требуемого объема и типа редактирования.

Дополнительное обучение в медицинском образовании

Меня поразили достижения студентов в программе добавочного года обучения в рамках медицинского бакалавриата в Университете Данди. По завершении лекции в Университете Данди, которую прочел Тим Суонвик (Tim Swanwick), я с удовольствием вручил награду за 2019 г. Кирсти Леннон (Kirsty Lennon).

Какова ценность конференций?

В рамках борьбы с изменениями климата были приняты меры по сокращению числа полетов сотрудников на конференции. AMEE решает этот вопрос несколькими способами. Создана рабочая группа под руководством Мишель Маклин (Michelle Mclean) из Австралии, посвященная разумному использованию природных ресурсов. Центр международных конференций в Глазго, место проведения конференции AMEE в 2020 г., заявил о своей приверженности к разумному использованию природных ресурсов. Как и в прошлые годы, мы ведем онлайн-трансляцию конференции AMEE в режиме реального времени, что позволит любому делегату участвовать в пленарных и секционных заседаниях на расстоянии; мы также впервые вводим в этом году возможность для ряда участников дистанционно, не посещая Глазго, зачитывать свои короткие сообщения. Мы изучаем модель централизованной координации с небольшими сопутствующими региональными конференциями, связанными с основной конференцией. Одно интереснейшее нововведение, которое мы опробуем на открывающем конференцию пленарном заседании, - голограмма удаленного докладчика.

Несмотря на эти нововведения мы все еще нуждаемся в личном контакте и дискуссиях вживую. Более того, мы обнаружили, что это один из самых приятных моментов в конференциях AMEE, - многие совместные работы и новые проекты рождаются именно на конференциях.

Рональд Харден

https://www.mededworld.org/hardens-blog.aspx

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»