Качество обучения студентов стоматологического факультета на непрофильной кафедре медицинского университета

Резюме

Со стороны практического здравоохранения к выпускникам медицинских вузов предъявляются довольно высокие требования. Не исключение и обучающиеся по специальности "стоматология". Важные составляющие обучения - принцип обратной связи и оценка качества преподавания дисциплины. Исследование эффективности обучения проводят различными методами, один из них - анкетирование обучающихся.

Цель исследования - оценить соответствие преподавания дисциплины "внутренние болезни" принципам Стэнфордской модели обучения на примере обучающихся стоматологического факультета.

Материал и методы. В опросе приняли участие 93 студента III курса стоматологического факультета. Анкета состояла из 14 вопросов по Стэнфордской модели обучения.

Результаты. По всем пунктам анкеты отмечены высокие оценки (76-90%), что свидетельствует об удовлетворенности студентов стоматологического факультета качеством преподавания дисциплины "внутренние болезни". Полученные данные об эффективности преподавания были подтверждены положительными результатами промежуточной аттестации - все студенты без исключения успешно сдали экзамен по внутренним болезням.

Заключение. Обучающиеся стоматологического факультета по дисциплине "внутренние болезни" дали позитивную оценку деятельности коллектива преподавателей. Необходимо продолжить совершенствовать методы стимуляции интереса к предмету, а преподавателям более четко осознавать пределы возможностей обучающихся по специальности "стоматология" в освоении такой непростой дисциплины, как "внутренние болезни". Одновременное использование сразу нескольких анкет по оценке качества преподавания позволяет, с одной стороны, получить, стандартизированные данные, с другой - оценить специфические особенности преподавания в конкретном вузе.

Ключевые слова:медицинское образование, качество преподавания, обучающиеся

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Все авторы принимали участие в разработке концепции, дизайна исследования и написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами.

Для цитирования: Пальмова Л.Ю., Хамитов Р.Д., Мингалеева Г.Ф. Качество обучения студентов стоматологического факультета на непрофильной кафедре медицинского университета // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 1. С. 112-116. doi: 10.2441 1/2220-8453-2020-11008.

Со стороны практического здравоохранения к выпускникам медицинских вузов предъявляют довольно высокие требования. Знание основ внутренних болезней, в том числе и неотложной терапии, без сомнения, предстает основополагающим для всех категорий обучающихся в медицинских вузах. Крайне важно адекватное доведение данной дисциплины до каждого из студентов-медиков, которые в период обучения могут не совсем четко представлять ее значимость для их клинической практики в будущем. Каждый выпускник медицинского вуза обязан овладеть профессиональными компетенциями терапевтического профиля, невзирая на свою специальность. В данной статье мы поделимся опытом преподавания дисциплины "внутренние болезни" у студентов стоматологического факультета медицинского университета.

Объем знаний и практических умений определяется действующими образовательными документами (Федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом, рабочими программами и др.). Применяемые в учебном процессе педагогические технологии довольно разнообразны и направлены на реализацию компетентностного подхода [1]. Методология преподавания на различных факультетах неоднотипна. У обучающихся по специальности "стоматология" используются классические модели обучения у постели больного, тренировка практических навыков на самих себе, деловые игры, создание мультимедийных презентаций, дистанционные технологии и ряд других. Согласно учебному плану, на освоение дисциплины отведено 4 семестра (II и III курс), после чего в летнюю сессию следует промежуточная аттестация.

В качестве помощника для самостоятельной подготовки к практическим занятиям выступают созданные сотрудниками кафедры учебно-методические пособия. Получая в начале цикла разработанное на кафедре руководство, студент приобретает ценный инструмент маршрутизации всего учебного процесса по изучению дисциплины [2].

Важные составляющие обучения - принцип обратной связи и оценка качества преподавания на кафедре. Исследование эффективности обучения проводят различными методами, один из которых - анкетирование обучающихся. Проведенное нами исследование приобретает особый смысл в связи с тем, что непрофильная для студентов стоматологического факультета дисциплина "внутренние болезни" очень значима. Так, немало примеров терапевтической патологии, проявляющейся под стоматологическими масками: иррадиация стенокардической боли в челюсть, кровохарканье у пациентов с пародонтозом и т.д. Будущие стоматологи должны научиться выявлять характерные проявления в полости рта заболеваний крови, желудочно-кишечной патологии и заболеваний соединительной ткани. Участие врача-стоматолога в комплексной терапии больных с заболеваниями слизистой оболочки рта, языка и губ представляется необходимым и целесообразным [3].

Целью исследования была оценка соответствия принципам Стэнфордской модели обучения преподавания дисциплины "внутренние болезни" студентам стоматологического факультета.

Материал и методы

В опросе приняли участие 93 студента III курса стоматологического факультета. В анкете были использованы 14 вопросов по Стэнфордской модели обучения как открытого, так и закрытого типа. Для оценки качества преподавания была использована общепринятая шкала этой анкеты: постоянно, периодически, редко и никогда. Также применялась собственная анкета, разработанная в 2011 г. сотрудниками нашей кафедры, включающая 9 пунктов. Проводилось сравнительное исследование полученных в ходе анкетирования данных.

Результаты и обсуждение

По мнению обучающихся, более чем в 90% случаев на практических занятиях царят уважение и благоприятная атмосфера (по анкете ответ "постоянно"). 84,9% студентов отметили, что ведущий преподаватель постоянно вовлекал их в процесс обучения. Непрерывная стимуляция интереса к предмету обсуждения, т.е. к пациенту, диагностическим и лечебным подходам, была достигнута в 76,3% случаев, а осознание сложности предмета и пределов возможностей в его освоении отметили 78,5% респондентов. Гибкий стиль руководства (использование преподавателем различных стилей в зависимости от темы и уровня подготовки студентов) и нужный темп занятия отметили соответственно 83,4 и 88,2% обучающихся. Поддержание направленности занятия и передача целей занятия были достигнуты в полной мере в 82,8 и 89,2% случаях. Организация материала и ясность изложения также были довольно высокими и составили 88,2 и 90,3% соответственно. Такой важный аспект в преподавании, как регулярное акцентирование ключевых моментов, отметили 89,2% респондентов. Оценивание преподавателем знаний и навыков студентов постоянно осуществлялось в 86% случаев, а обратная связь между ними - в 90,3% случаев. Постоянное стимулирование самостоятельного обучения отметили 87% анкетируемых и еще 10,8% - периодическое. Как видно, по всем пунктам анкеты отмечались высокие уровни выполнения по имеющимся параметрам (76,3-90,3%), что свидетельствует об удовлетворенности студентов стоматологического факультета качеством преподавания данной дисциплины.

В данном исследовании мы решили узнать мнение обучающихся также при помощи собственной анкеты, созданной в 2011 г. коллективом авторов кафедры внутренних болезней. Эта анкета используется нами на протяжении многих лет и зарекомендовала себя как действующий и эффективный инструмент для оценки качества обучения. Необходимая атмосфера обучения была отмечена 85% опрошенных. Цели занятий обозначались четко и понятно в 97,8% случаев. Благоприятные условия для запоминания материала и закрепления знаний были отмечены в 94,4%. Эффективность обратной связи фиксировалась 87,6% респондентов, а стимуляция к самостоятельному обучению варьировала в предложенном нами ряду от максимальных 100% (так ответили 46% студентов), 75% (32,6% положительных ответов), 50% (15,7% положительных ответов) до низких 25% (3,4%). При этом стимуляция к самостоятельному получению знаний и навыков не осуществлялась по мнению только 2 из 93 обучающихся.

Как видно из полученных нами результатов, данные разных инструментов оценки качества преподавания примерно сопоставимы (колебания по схожим критериям составили не более 3-5%) и свидетельствуют в целом о достаточно высокой оценке студентами нашей педагогической деятельности.

Что касается результатов промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине "внутренние болезни" (объективные данные по эффективности обучения), то результат сдачи экзамена был положительным в 100% случаев, т.е. все студенты сдали экзамен по внутренним болезням в течение одной сессии без академических задолженностей (среди них на оценку "отлично" - 15%, "хорошо" -66%, "удовлетворительно" - 19%).

Наглядным подтверждением эффективности обучения стало 3-е призовое место во внутривузовской олимпиаде по терапии у студентки стоматологического факультета.

Заключение

По мнению обучающихся, в большинстве случаев по всем 14 критериям анкеты по Стэнфордской модели преподавания отмечалась позитивная оценка деятельности преподавателей. Однако необходимо совершенствовать методы стимуляции интереса к изучению терапии, повышать энтузиазм преподавания и мотивацию со стороны самих студентов. Преподавателям также необходимо более четко осознавать пределы возможностей обучающихся по специальности "стоматология" - больше внушать им оптимизм и оказывать реальную помощь, при этом избегая догматизма в освоении такой непростой дисциплины, как "внутренние болезни".

Без сомнения, анкеты по Стэнфордской модели преподавания позволяют унифицировать полученные разными медицинскими школами данные. Тем не менее использование оригинальных анкет дает возможность еще больше убедиться в корректности полученных данных и при этом учесть влияние специфики преподавания в конкретном вузе.

Литература

1. Князева Л.И., Горяйнов И.И., Степченко М.А., Мещерина Н.С. и др. Педагогические технологии в учебном процессе кафедры медицинского вуза // Высш. образование в России. 2017. № 3. С. 146-150.

2. Пальмова Л.Ю., Ишмурзин Г.П., Хамитов Р.Ф. К вопросам обучения студентов на клинической кафедре: обмен опытом // Мед. образование и проф. развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 107-113.

3. Цепов Л.М., Цепова Е.Л., Цепов А.Л. 555 заболеваний слизистой оболочки рта, языка и губ. 3-е изд. М. : МЕДпресс-информ, 2015. 224 с.