Возможности непрерывного профессионального развития медицинских работников на последипломном этапе в Курском государственном медицинском университете

Резюме

Решение обозначенной федеральным проектом "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" кадровой задачи базируется на создании эффективной системы непрерывного профессионального развития медицинских и фармацевтических работников, направленного на непрерывное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, постоянное повышение профессионального уровня и расширение компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Цель работы - проанализировать опыт реализации дополнительных профессиональных программ в ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России и оценить вклад университета в реализацию системы непрерывного медицинского образования на уровне субъектов Российской Федерации, регламентированной национальным проектом "Здравоохранение". В публикации представлены результаты анализа работы факультета последипломного образования ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки за 2013-2019 гг. Авторы определили возможности постоянного повышения профессионального уровня и расширения квалификации медицинских работников на последипломном этапе путем обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе по программам, реализуемым через портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru.

Ключевые слова:непрерывное профессиональное развитие, дополнительные профессиональные программы, повышение квалификации

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лазаренко В.А., Комиссинская И.Г., Степченко А.А., Гаврилюк В.П. Возможности непрерывного профессионального развития медицинских работников на последипломном этапе в Курском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 1. С. 100-109. doi: 10.24411/2220-8453-2020-11007

Характерная особенность современного этапа развития российского здравоохранения - значительное повышение внимания к социальной сфере в общем и к системе охраны здоровья граждан в частности. Указом президента России определены национальные цели и стратегические задачи в области здравоохранения, направленные на рост численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни [1]. В рамках национального проекта "Здравоохранение" медицинские работники приступили к реализации 8 федеральных проектов, среди которых проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" [2].

Решение обозначенной кадровой задачи базируется на создании эффективной системы непрерывного профессионального развития медицинских и фармацевтических работников, направленного на непрерывное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, постоянное повышение профессионального уровня и расширение компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности [3, 4]. При этом важнейшая роль в непрерывном профессиональном развитии медицинских работников на последипломном этапе отводится реализации образовательными организациями адаптивных, практико-ориентированных и гибких дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП ПК) и профессиональной переподготовки (ДПП ПП), основанных на использовании инновационных образовательных технологий (проблемного, дистанционного, электронного, симуляционного обучения и др.) [5, 6]. Объективная потребность постоянной оптимизации системы медицинского образования обусловлена поступательным инновационным характером преобразования отечественного здравоохранения, что выражается в формировании пациенто-ориентированной модели деятельности, внедрении передовых современных методов диагностики и лечения заболеваний, использовании в медицинских организациях информационных систем и цифровых технологий и других нововведений [7-9].

Следовательно, непрерывное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, а также повышение профессионального уровня и расширение компетенций медицинских работников служат необходимым условием обеспечения стабильного поступательного развития системы российского здравоохранения [10-12].

Цель исследования - проанализировать опыт реализации дополнительных профессиональных программ в ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России (далее - КГМУ) и оценить вклад КГМУ в реализацию системы непрерывного медицинского образования на уровне субъектов Российской Федерации, регламентированной национальным проектом "Здравоохранение".

Материал и методы

В работе представлены сведения о работе факультета последипломного образования (ФПО) КГМУ по реализации ДПП ПК и ДПП ПП за 2013-2018 гг. и I полугодие 2019 г. Дана оценка структуры образовательного контента и динамики численности медицинских работников по видам программ последипломного образования, в том числе по программам, реализуемым через портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России за 2016-2019 гг.

Оценка количественных и качественных показателей основана на объективных данных, представленных на официальном портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (https://edu.rosminzdrav.ru): в разделе "Реестры", подразделах "Программы ПК и циклы" (314 программ) и "Специалисты здравоохранения" (3486 медицинских работников); в разделе "Отзывы", в подразделе "Циклы ПК: оценки и отзывы" (420 оценок и 162 отзыва); в разделе "Отчеты".

Результаты и обсуждение

Повышение квалификации (ПК) и профессиональная переподготовка (ПП) в КГМУ в настоящее время осуществляется по 436 ДПП в рамках 76 специальностей. Основную часть образовательного контента (91%) составляют ДПП ПК, имеющие продолжительность от 18 до 144 ч.

Непосредственно на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru в настоящее время размещены 314 образовательных программ продолжительностью 18, 36 и 54 ч (это 79,1% общего числа ДПП ПК).

Важнейшим механизмом ликвидации кадрового дефицита и дисбаланса врачебных кадров в субъектах РФ служит профессиональная переподготовка, которая осуществляется по 39 специальностям посредством обучения в объеме 288 и 500 ч (9,0%).

Общая ежегодная численность медицинских и фармацевтических работников, прошедших обучение в течение последних 6 лет, изменяется от 7481 слушателя в 2014 г. (min) и до 10 972 слушателей в 2015 г. (max) (рис. 1). В 2018 г. наблюдается уменьшение числа обучающихся до 8471 специалиста (на 17,3% по сравнению с предыдущим годом).

Государственное задание по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов здравоохранения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета ежегодно выполняется на 100+2%. По договорам об оказании платных образовательных услуг в 2018 г. прошли обучение 6970 медицинских и фармацевтических работников, то есть 82,3% общего контингента (см. рис. 1).

За 2016-2019 гг. (I полугодие) в системе НМО прошли обучение 4051 медицинский работник из 45 субъектов РФ и Республики Казахстан (рис. 2). Большую часть специалистов, обучавшихся в КГМУ по ДПП ПК, размещенным на портале Минздрава России edu.rosminzdrav.ru, составляют медицинские работники Курской области (88,3%), еще 11,7% слушателей - из других субъектов Российской Федерации.

Важным количественным показателем оценки востребованности предоставляемых КГМУ ДПП, размещенных на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, является количество медицинских работников, выбравших КГМУ в качестве приоритетной образовательной организации (рис. 3).

Так, из 3486 работников, выбравших КГМУ в качестве приоритетной образовательной организации, 2359 работников (68%) - медицинские работники г. Курска и Курской области, тогда как 1127 работников (32%) - это специалисты из других 76 субъектов РФ, в том числе из таких отдаленных, как Хабаровский край, Республика Саха, Алтайский край и др. (см. рис. 3).

Средний возраст медицинских работников, выбравших КГМУ в качестве приоритетной образовательной организации, составляет 43,5 года, тогда как самому молодому медицинскому работнику - 23 года, а самому возрастному - 84 года.

Оценивая качественную составляющую предоставленных КГМУ ДПП, размещенных на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, необходимо остановиться на оценке медицинских работников, прошедших данные программы. Так, на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России имеется 417 положительных оценок и только 3 отрицательные, при этом имеются программы, такие как "Актуальные вопросы диагностики и лечения заболеваний щитовидной железы (18 часов)" с 18 положительными оценками и "Лечение сахарного диабета и его осложнений: современные подходы (36 часов)" с 14 положительными отзывами.

Анализ удовлетворенности медицинских работников ДПП, размещенных на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, показал высокую оценку программ, представленных КГМУ (рис. 4).

Так, качество организации обучения 64% респондентов отметили как высокое, а 18% человек - среднее (см. рис. 4). Качество использованных учебных материалов 83% медицинских работников отметили как высокое (см. рис. 4). Из 162 респондентов 88% по окончании обучения отметили, что заявленная тема была раскрыта полностью (см. рис. 4).

Качество проведения стажировки оценили как высокое 72% медицинских работников, высокое качество электронных образовательных материалов отмечают 79% респондентов, а высокое качество обучения с использованием симуляционных технологий - 62% опрошенных (см. рис. 4).

Отвечая на самый главный вопрос, медицинские работники, прошедшие

ДПП, размещенные на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, - "Как, по вашему мнению, изменился уровень ваших знаний?", только 6% респондентов ответили, что уровень не изменился, а 65% медицинских работников отметили, что их уровень повысился значительно.

Сопоставление представленных выше показателей деятельности ФПО КГМУ с ключевыми целями и ожидаемыми результатами Паспорта национального проекта "Здравоохранение" по целевому показателю "Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий" [2] показывает, что КГМУ за 2016-2019 гг. (I полугодие) с каждым годом увеличивает количественные и качественные показатели в отношении предлагаемых на портале ДПП ПК.

В настоящее время в КГМУ сформированы и успешно внедрены концептуальные методические подходы к реализации программ дополнительного профессионального образования медицинских работников, направленных на повышение вовлеченности в систему НМО. Они основаны на широком внедрении инновационных образовательных технологий и реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также стажировки. ДПП с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий востребованы не только медицинскими работниками Курской области и Центрального федерального округа, но и таких отдаленных субъектов Российской Федерации, как Камчатский край, Республики Хакасия, Коми, Башкортостан, Крым, Мурманская, Архангельская, Калининградская, Ленинградская области и др.

Для ведения образовательной деятельности по программам непрерывного профессионального развития медицинских работников на сайте КГМУ постоянно функционирует образовательный портал "НМО КГМУ". На портале с использованием платформы Moodle создана электронная информационно-образовательная среда, включающая образовательные информационные ресурсы ДПП. Образовательный контент ДПП ПК НМО, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий, включает более 1100 презентаций, около 800 уникальных авторских видеолекций сотрудников КГМУ общей продолжительностью около 1100 учебных часов, разработанных и записанных совместно с отделом дистанционного обучения в образовании Центра информатизации КГМУ.

Содержательная часть методического обеспечения образовательного процесса основана на современных клинических рекомендациях (протоколах лечения), стандартах медицинской помощи, порядках оказания медицинской помощи, а также на результатах научных исследований, проводимых профессорско-преподавательским составом КГМУ.

Полученные результаты объясняются созданием в КГМУ условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающих:

- информационные ресурсы;

- образовательные ресурсы;

- совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [13, 14].

Ведущими направлениями работы КГМУ по реализации концепции, проведенной сотрудниками деканата, кафедр и курсов ФПО, факультета повышения квалификации и Центра информатизации были:

- организация процессов ведения, учета и хранения результатов образовательной деятельности при реализации ДПП ПК и ДПП ПП с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- обеспечение соответствующего применяемым образовательным технологиям уровня подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников;

- оптимизация работы отдела дистанционного обучения в составе Центра информатизации КГМУ.

Заключение

Ключевое место в непрерывном совершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков, а также в повышении профессионального уровня и расширении компетенций медицинских работников в КГМУ отводится разработке, реализации и постоянному совершенствованию ДПП ПП и ПК, направленных в первую очередь на потребности медицинских работников субъектов Российской Федерации в рамках решения задачи обеспечения медицинских организаций системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

2. Паспорт национального проекта "Здравоохранение". Протокол президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16.

3. Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года".

4. Приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926 "Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года".

5. Малов И.В., Калягин А.Н., Щербатых А.В., Горяев Ю.А., Бараховская Т.В. Современные тенденции непрерывного медицинского и фармацевтического образования // Сибир. мед. журн. 2017. № 2. С. 53-55.

6. Клигуненко Е.Н., Кравец О.В., Площенко Ю.А., Сединкин В.А. и др. Современный подход к образованию врачей: концепция непрерывного медицинского образования и непрерывного профессионального развития // Медицина неотложных состояний. 2018. № 5 (92). С. 169-172.

7. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Долгина И.И., Сумин С.А. и др. Эффективность использования системы объективного контроля качества в симуляционном обучении // Мед. образование и вузовская наука. 2016. № 1 (8). С. 6-10.

8. Природова О.Ф., Лазаренко В.А., Никишина В.Б., Кузнецова А.А. Оценка установочного компонента когнитивной задачи по структурно-динамическим характеристикам движения глаз преподавателя вуза // Мед. образование и проф. развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 73-83.

9. Пикало И.А., Акудович Н.В., Анкудинов А.С., Мельников В.А. Опыт организации обучения на кафедре медицинской симуляции с центром аккредитации // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2017. № 6. С. 143-146.

10. Полунина Н.В., Алексеева Е.И., Буслаева Г.Н., Чистякова Е.Г. Согласованность высшего медицинского образования и профессиональной среды - основа эффективного развития системы здравоохранения // Мед. образование и вузовская наука. 2018. № 2 (12). С. 33-37.

11. Проняева А.И., Рыбакова А.И. Непрерывное образование как один из показателей качества образования в России // Новое поколение. 2017. № 12. С. 50-55.

12. Запалацкая В.С. Мотивация к интеллектуальным достижениям в образовательных средах. М., 2016. 118 с.

13. Петрова В.Н. Роль педагогики в процессе обучения ординаторов // Мед. образование и вузовская наука. 2017. № 1 (9). С. 39-42.

14. Гельман В.Я. Непрерывное образование и старение населения // Мед. образование и проф. развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 40-49.