Модель программы здоровьесберегающего поведения и оптимизации состояния здоровья студентов медицинских направлений

Резюме

Итогом сравнительного анализа данных периодической и фундаментальной литературы по современным здоровьесберегающим технологиям и формированию алгоритмов поведения студентов-медиков, направленных на формирование здорового образа жизни, а также результатов ранее проведенных собственных исследований, позволивших идентифицировать новые факторы, влияющие на поведенческие модели студенческой молодежи, стало создание оригинальной программы здоровьеформирующего и здоровьесберегающего поведения студентов медицинских направлений.

Ключевые слова:здоровье, здоровьесберегающее поведение, студенты, программа оптимизации здоровья

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кузнецов В.В., Косилов К.В. Модель программы здоровьесберегающего поведения и оптимизации состояния здоровья студентов медицинских направлений // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 1. С. 88-97. doi: 10.24411/2220-8453-2020-11006

Высокий уровень профессионализма врачебных кадров - одно из обязательных условий эффективной работы и поступательного развития системы здравоохранения страны.

При реализации национального проекта "Здравоохранение" в последнее десятилетие был успешно решен целый ряд проблем, связанных с обновлением коечного фонда, закупкой современного медицинского оборудования, постройкой и введением новых кардиологических, онкологических, радиологических центров, травматологических клиник, центров родовспоможения и неонатологии для оказания высокотехнологичной медицинской помощи [1-3]. Тем не менее современное состояние системы здравоохранения еще не близко к совершенству: медицинское обеспечение населения требует дальнейших, порой неотложных мер для действительно эффективного оказания неотложной и долговременной помощи, адекватного проведения всеобщей диспансеризации, внедрения элементов превентивной медицины. Одна из ключевых задач развития системы здравоохранения на современном этапе - это подготовка высококвалифицированных, мобильных, инициативных врачебных кадров для лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Соответственно задача медицинских университетов и академий таких специалистов - подготовить, а администраций ЛПУ - принять и адаптировать к реалиям повседневной медицинской практики.

Известно, что эффективность образовательного пространства медицинских вузов связана с множеством факторов, влияющих на выбор образовательной стратегии конкретных студентов. Один из таких факторов - текущее состояние здоровья и поведение в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих [4, 5]. По данным периодической научной литературы, до 45% и более всех студентов, независимо от специализации, имеют какие-либо соматические заболевания, включая патологию желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыделительной системы, нервной, эндокринной, дыхательной и других систем организма [6, 7]. Высокая заболеваемость может быть связана с целым комплексом социально-экономических, психологических, экологических, бытовых и прочих аспектов влияния на текущее состояние здоровья. Причем средовые факторы оказывают не только непосредственное воздействие на физиологические параметры и константы организма, но и в значительной степени определяют изменения поведенческой модели, в том числе в отношении собственного здоровья [810]. Значительное число студентов (по разным данным, от 40 до 72%) не отрицают наличие вредных привычек, таких как курение, злоупотребление алкоголем, эпизодический прием психоактивных веществ, систематическое нарушение цикла сон-бодрствование, промискуитет и т.д. [11-13]. В то же время, по данным медико-социологических исследований, уровень заболеваемости и общее состояние здоровья среди студентов, ведущих здоровый образ жизни, и тех, кто его не придерживается, достоверно отличаются [14-16].

Здоровьесберегающее поведение (ЗСП) принято рассматривать в специальной литературе как "множество последовательных актов или эпизодов формирования и принятия поведенческих решений (связанных с мотивирующим воздействием среды в широком смысле этого понятия) в отношении действий, прямо или косвенно влияющих на состояние здоровья". В то же время в литературе встречаются определения здоровьесберегающего поведения как собственно поведения, реализованных решений в отношении здоровья [17, 18]. На наш взгляд, это разделение довольно искусственно и усложняет понимание процессов, связанных с практикой здоровьесбережения. Интересной, по нашему мнению, является формулировка определения здоровьесберегающего поведения, подразумевающая под этим понятием комплекс мотивов и действий, направленных на сбережение имеющихся, восстановление утраченных и приобретение отсутствующих физиологических ресурсов здоровья, предотвращение воздействия внешних и внутренних неблагоприятных факторов [19-21].

Ранее нами был выполнен ряд медико-социальных исследований, позволяющих получить представление о здоровьесберегающем поведении студентов медицинских университетов, самооценке и реальном состоянии их здоровья, а также действующих и перспективных программах, позволяющих корректировать девиантные поведенческие модели. Их результаты были опубликованы в ведущих российских изданиях, занимающихся вопросами общественного здравоохранения, здоровья населения, поведенческой психологии. Мы установили, в частности, что большинство применяющихся или рекомендованных программ либо узкоспециализированы, либо не учитывают специфику медицинского образования, либо утратили актуальность в связи с появлением и широким распространением в молодежной среде новых форм коммуникации, типов информационного обмена со сверстниками и значимыми другими и т.д. [22-26]. В этой связи нами была определена цель: с учетом вновь полученных данных сформировать основные положения новой программы формирования здоровьесберегающего и реабилитирующего поведения студентов медицинских направлений и предложить пути ее реализации.

Обсуждение

Актуализация системного подхода к проблеме сохранения физического здоровья и психологического комфорта студентов медицинских направлений позволила на основе проведенного анализа создать единую комплексную программу формирования и закрепления здоровьесберегающего поведения. Представленная модель включает предложения по оптимизации обслуживания студентов конкретными прикрепленными медицинскими учреждениями, изменение взаимодействия студентов с администрацией образовательного учреждения, формирование конкретной декларируемой цели для студенческого контингента с критериями ее достижения и промежуточными этапами, план мероприятий, обеспечение материальными, финансовыми, организационными, техническими и иными ресурсами. Система оценки достижения цели и промежуточных этапов реализации проекта включает маркировку и анализ выполнения текущего и итогового плана выполнения индивидуальных и групповых оздоровительных программ,индивидуальных медицинских программ и конечной результативности по изменению объективных и субъективных показателей здоровья и здоровьесберегающего поведения [27, 28].

Ключевым звеном в предлагаемой программе становятся высшие медицинские учебные заведения, так как именно они усилиями управленческого персонала и самоорганизующихся социальных сообществ должны формировать здоровьесберегающее пространство университета, и именно административные органы медицинских университетов обладают необходимыми для этой задачи механизмами воздействия и полномочиями [7, 14]. Концепция программы предполагает создание в административных структурах высших учебных заведений специальных уполномоченных структур, обладающих достаточными ресурсными возможностями для реализации поставленных задач.

Анализ проведенных исследований социально-экономического, экономического медицинского, социально-медицинского статуса позволил установить, что в условиях крупных промышленных, культурных транспортных центров, каковыми являются места расположения университетов и других высших учебных заведений, основным и наиболее эффективным учреждением, оказывающим медицинскую, социально-медицинскую и медико-профилактическую помощь студентам, остается межвузовская многопрофильная студенческая поликлиника либо отделение общегородской поликлиники, перепрофилированное на оказание медицинской помощи студентам университета. Имеющийся опыт позволяет утверждать, что в случае, когда администрация на постоянной основе конструктивно взаимодействует с руководством подобного медико-профилактического учреждения, результата удается добиться в сравнительно короткие сроки [27-29].

Базовым элементом программы здоровьесберегающего поведения является также формирование универсального студенческого медицинского центра. Главным принципом организации такого центра может стать комплексное обслуживание студентов по вопросам доврачебной, первой врачебной, специализированной медицинской помощи, а также охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи.

Отдельно входящая в структуру студенческого офиса служба охраны репродуктивного здоровья молодежи позволила бы обеспечить соблюдение прав студентов на получение объективной информации по контрацепции и родовспоможению, квалифицированной помощи акушеров-гинекологов с минимальными затратами времени и материальных средств.

Важным фактором формирования здоровьесберегающего поведения студентов является также профессиональное консультирование врачами различного профиля. Консультирование молодежи перед выбором направления обучения, конкретной специальности и университета может способствовать формированию активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, здоровьесберегающей поведенческои модели в силу того, что направлено на стимулирование возможности и потребности самостоятельного принятия решений относительно своей профессиональной судьбы с учетом индивидуального состояния физического и психологического здоровья, когнитивных возможностей, склонностей, предпочтений. Оптимальным подходом к преодолению проблемы рациональной профессиональной ориентации с учетом всех этих факторов может стать создание на базе студенческой поликлиники организационно-методического и информационного центра медико-профессиональной консультации и ориентации абитуриентов и студентов младших курсов. Профессиональное медико-профессиональное консультирование абитуриентов и студентов младших курсов университета способствовало бы закреплению оптимальной с точки зрения зрелого общества системы и иерархии ценностей, влияющих на здоровье, созданию мотивации к эффективному обучению и профессиональному росту.

Большинство имеющихся программ, направленных на улучшение здоровья студентов, не учитывают такое направление, как оптимизация социально-медицинской помощи студентам на доврачебном этапе. В тоже время, представленная модель особое внимание уделяет качественному пересмотру роли среднего медицинского персонала в формировании здорового образа жизни студентов-медиков и абитуриентов.

Реализация системного и целостного подхода к проблеме формирования здоровьесберегающего поведения позволила сформировать единую программу для укрепления физического и психического потенциала, повышения уровня здоровья учащейся молодежи - "Основные направления здоровьесберегающей модели поведения студентов высших учебных заведений" (схема 1).

Данная программа может быть реализована как на уровне конкретного образовательного учреждения высшего образования, так и на уровне регионального или федерального целевого проекта. Позитивное влияние на формирование здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи с целью повышения уровня физического и психического здоровья может быть реализовано при использовании возможностей межотраслевого взаимодействия администраций образовательных, медицинских, социальных учреждений, а также самих учащихся и членов их семей.

В процессе разработки программы были созданы и упорядочены ее структурные элементы, включающие разделы диагностических подпрограмм, информационных, профилактических, лечебных мероприятий, а также раздел обратной связи или оценки качества и эффективности реализованных программ (схема 2).

Заключение

Основным стратегическим направлением реализации высшими медицинскими учебными заведениями программы укрепления здоровья студентов должно стать развитие у них ответственного и мотивированного отношения к своему здоровью, формирование здоровьесберегающего поведения как естественной и обязательной части образа жизни. Кроме того, в структуре образовательного пространства должны быть развиты структура санации, первичная профилактика различных заболеваний, диспансеризация активно и на современном уровне, с использованием мессенджеров и сетевых пабликов, внедряться просветительские проекты, направленные на развитие у студентов внутренней потребности следить за состоянием собственного здоровья, а также должно проводиться обучение трансляции теоретических знаний о здоровьесберегающем поведении в практическую плоскость.

В свою очередь, основными компонентами формирования здоровьесберегающего поведения в высших медицинских образовательных учреждениях должны выступать аксиологический, гносеологический, здоровьесберегающий, эмоционально-волевой, физкультурно-оздоровительный методы.

Литература

1. Улумбекова Г.Э., Калашникова А.В. Концепция федерального проекта "Обеспечение шаговой доступности медицинской помощи" // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2018. № 3. С. 21-40.

2. Улумбекова Г.Э. Вызовы системе здравоохранения РФ: пути решения // Главврач. 2012. № 5. С. 13-22.

3. Зудин А.Б. Различные аспекты изменений российского здравоохранения // Пробл. соц. гиг., здра-воохр. и истории медицины. 2017. Т. 25, № 2. С. 68-72.

4. Евсевьева М.Е., Кошель В.И., Еремин М.В. и др. Скрининг ресурсов здоровья студентов и формирование внутривузовской профилактической среды: клинические, образовательные и воспитательнопедагогические аспекты // Мед. вестн. Северного Кавказа. 2015. № 1. С. 64-69.

5. Бабина В.С. Проблемы здоровья студенческой молодежи // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 572-575.

6. Новохатская Э.А., Яковлева Т.П., Калитина М.А. Заболеваемость студентов, обусловленная характером питания в современных условиях обучения // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и история медицины. 2017. № 5. С. 281-285.

7. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И.В. Журавлева. Институт социологии РАН. М., 2012. С. 252-257.

8. Карпенко Ю.Д. Динамика функционального состояния и адаптационных процессов у студентов // Гиг. и сан. 2012. № 4. С. 61-63.

9. Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Архангельский В.И., Гончарова Г.А. и др. Изучение влияния условий и организации обучения на показатели успеваемости и здоровья студентов // Гиг. и сан. 2015. № 4. С. 57-60.

10. Бобылева О.В Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема // Вестн. ТГУ. 2013. Т. 18, вып. 3. С. 852-854.

11. Бруснева В.В. Значимые факторы и условия жизни, влияющие и формирующие состояние здоровья студенческой молодежи Ставрополя // Мед. вестн. Северного Кавказа. 2012. № 12. С. 82-85.

12. Гареева И.А. Социальные барьеры современной системы здравоохранения // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 25 апр. 2016 г.) : в 2 т. Т. 2. Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. С. 275-278.

13. Гареева И.А. Неравенства в социальном пространстве здравоохранения // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия : материалы Междунар. науч.-практ. конф. в рамках III Всерос. науч. форума "Наука будущего - наука молодых", Нижний Новгород, 14-15 сент. 2017 г. : в 2 т. Т. 2. Н. Новгород, 2017. С. 16-19.

14. Лепихина Т.Л., Карпович Ю.В. Анализ факторов, формирующих здоровьесберегающее поведение работников // Фундам. исслед. 2014. № 8-2. С. 400-403.

15. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета // Гиг. и сан. 2015. № 9. С. 18-20.

16. Болотин А.Э., Миронова О.В., Лукина С.М., Ярчиковская Л.В. Содержательные и организационные аспекты формирования навыков здорового образа жизни у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. 2016. № 6. С. 18-20.

17. Киенко Т.С. Институциональные и неинституциональные факторы формирования здоровьесберегающего поведения // Соврем. пробл. науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1443.

18. Биловус В.К., Минасян Л.А. Установки молодежи на здоровьесберегающее поведение жизни : материалы межвуз. науч.-практ. конф. Шахты, 2008. С. 68-79.

19. Джураева Н.С. Здоровье, здоровьесберегающее поведение и качество жизни студентов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 3. С. 155-160.

20. Ивахненко Г.А. Здоровьесберегающие технологии - как профилактические меры по сохранению и укреплению здоровья: социологический анализ // Социология медицины, 2010. № 1. С. 30-33.

21. Борисова Л.М., Белокурова Е.С., Лопатин С.А. Здоровьесберегающие технологии - как профилактические меры по сохранению и укреплению здоровья студентов вузов // Безопасность жизнедеятельности. 2014. № 8. С. 21-26.

22. Кузнецов В.В., Кузина И.Г., Косилов К.В., Косилова Е.К., Байрамов Р., Смирнов Е.А. и др. Корреляция параметров самооценки и объективного состояния здоровья у студентов старших курсов медицинских специальностей // Кремлевская медицина. Клин. вестн. 2018. № 4. С. 110-117.

23. Кузнецов В.В., Кузина И.Г., Косилов К.В., Косилова Е.К., Байрамов Р., Ющенко Н.И. и др. Взаимосвязь успеваемости, академической мотивации и профессионального выгорания с самооценкой качества жизни у студентов старших курсов медицинских специальностей // Мед. образование и проф. развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 49-62. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-12002.

24. Кузнецов В.В., Кузина И.Г., Косилов К.В., Байрамов Р.А., Смирнов Е.А., Косилова Е.К. и др. Объективные и субъективные показатели здоровья, ассоциированные с успешностью обучения у студентов младших курсов медицинских специальностей (оригинальное исследование) // Уральский мед. журн. 2019. № 8 (176). С. 90-96.

25. Кузнецов В.В., Байрамов Р.А., Смирнов Е.А., Косилова Е.К., Косилов К.В. Анализ самооценки здоровья и заболеваемости у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей // Соц. аспекты здоровья населения 2019. № 4 (65). С. 2.

26. Кузнецов В.В., Байрамов Р.А., Смирнов Е.А., Косилова Е.К., Косилов К.В. Взаимосвязь самооценки состояния здоровья и уровня заболеваемости с академической успеваемостью у студентов старших курсов медицинских специальностей с учетом влияния социально-экономических и демографических характеристик // Мед. альманах. 2019. № 5-6 (61). С. 10-15.

27. Бакаев В.В., Болотин А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 12 (106). С. 36-39.

28. Поздеева Т.В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи : дис. ... д-ра мед. наук. М., 2008. 340 с.

29. Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации : монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Южный федеральный ун-т, Российская акад. образования, Южное отд-ние. Ростов н/Д : ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 334 с.

30. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи - о молодежи, для молодежи // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления : материалы всероссийской научнопрактической конференции. Екатеринбург, 28 февр. 2014 г. Екатеринбург : УрФУ, 2014. Т. 1. С. 5-9.