Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования

Резюме

В статье дан обзор технологий профориентационной работы с абитуриентами, планирующими поступать в медицинские университеты. Раскрыты цели довузовского образования в медицинском университете. Отмечена положительная роль малых медицинских академий в подготовке высокомотивированных абитуриентов, оценена их эффективность. Описаны современные методики отбора среди выпускников средних учебных заведений тех, кто наиболее подготовлен к обучению медицинской специальности.

Ключевые слова:медицинское образование, малая медицинская академия, профориентация в медицинские университет

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Амлаев К.Р., Муравьева А.А., Койчуева С.М., Ходжаян А.Б. Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 1. С. 28-40. doi: 10.24411/2220-8453-2020-11001.

Высокое качество и доступность медицинской помощи во многом зависят от качества профессиональной подготовки врача, которое, в свою очередь, в значительной степени определяется эффективностью отбора абитуриентов и результативностью их довузовского образования. Профессионально ориентированный абитуриент чаще других имеет представление о том, кем и для чего он хочет стать. В развитых европейских странах и США система ориентирована на элитарную подготовку специалистов, имеющих в то же время необходимые для работы врачом моральные характеристики [1-3]. Необходимое условие поступления в медицинский вуз - высокий средний балл [4, 5]. При этом Декларация о подготовке медицинских кадров подчеркивает необходимость соблюдения стандартов медицинского образования, обеспечивающих высокое качество подготовки всех студентов [6].

Первый этап подготовки медицинского специалиста начинается с отбора абитуриентов. При этом следует принимать во внимание индивидуальные, психофизиологические и личностные характеристики абитуриентов, в противном случае у студентов возможно ухудшение здоровья [7, 8],разочарование в профессии, что сопровождается низкой успеваемостью [9, 10]. Результатом неверного профессионального выбора становится уход студентов из медицинского вуза или специалистов из отрасли здравоохранения [11, 12], переход молодых врачей в коммерческие медицинские организации, что приводит к экономическим потерям для страны [13].

Профессиональная ориентация молодежи остается актуальной проблемой теории и практики медицины, что на фоне сложной кадровой ситуации в здравоохранении требует разработки целостной психолого-педагогической теории профориентации [14].

Известные формы профориентационной работы делятся на пассивные и активные. К пассивным относятся: беседы, организуемые преподавателями образовательного учреждения о направлениях и профилях обучения; приглашение профессионалов на тематические вечера; организация лекториев; оформление информационных стендов; посещения потенциальными абитуриентами образовательных учреждений; организация Дня открытых дверей; подготовка и распространение полиграфической продукции об образовательных организациях высшего медицинского образования (ООВМО); выступление ученых вуза в СМИ.

К активным формам профориентационной работы относятся: организуемые в ООВМО различные лагеря (спортивные, трудовые, научные), клубы; привлечение школьников, учеников начальных профессиональных и средних профессиональных учебных заведений к работе научных кружков; организация научных исследований по актуальным вопросам; проведение профессиональных недель факультетов; организация олимпиад для школьников и др. [15]. Несмотря на большое количество работ, посвященных профориентации молодежи, целостная концепция профессиональной ориентации на медицинскую специальность не сформировалась, не соблюдается преемственность в работе на различных этапах получения медицинской специальности, недостаточно сформирован диагностический инструментарий отбора абитуриентов в ООВМО, не ликвидированы противоречия между содержанием медицинского образования и требованиями работодателей.

В настоящее время определенные надежды возлагаются на профильное образование, при котором в большей степени учитываются индивидуальные характеристики учащихся, а образование предполагает учет профессиональных интересов школьников, при этом существенно расширяются возможности общественной, индивидуальной образовательной и профессиональной траектории. В этой связи следует соблюдать следующие принципы: дифференциации содержания обучения старшеклассников на основе индивидуальных образовательных программ; равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями; преемственности между общим и профессиональным образованием; социализации учащихся.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы отмечается, что основная цель модернизации образования на старшей ступени - переход к образованию по стандартам и программам профильного обучения, где основной формой реализации является профильная школа. Однако недостаточно разработаны содержание, формы и методы подготовки потенциального медицинского работника в системе "школа-вуз". Кроме того, не ликвидированы противоречия между возрастающими общественными и индивидуальными потребностями в подготовке профессионально-ориентированной личности и недостаточной разработанностью содержания и технологии формирования профессиональной направленности личности [16]. Следует отметить, что профориентационная работа в вузе организуется и ведется с целью обеспечения непрерывности образования и привлечения абитуриентов в вуз.

Непрерывность образования означает последовательное формирование способностей и творческого потенциала специалистов, готовых работать с использованием современных технологий в изменяющихся внешних условиях, умеющих самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Однако отбор отлично подготовленных абитуриентов осложняется снижением или отсутствием конкурса среди них при поступлении в средние профессиональные и высшие учебные заведения, что обусловлено непростой демографической ситуацией в России. В этой связи система многоуровневого непрерывного образования, составной частью которой является профориентационная работа, приобретает особое значение для образовательного процесса. Ее актуальность диктуется следующими причинами [17]:

- психолого-педагогическая (возрастает потребность молодежи в раннем профессиональном самоопределении, в осознанном выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями);

- образовательная (востребованность образования, направленного на развитие способностей человека, его творческого и этнокультурного потенциала);

- демографическая (уменьшается набор в 10-е классы общеобразовательной школы и как следствие уменьшается конкурс среди абитуриентов).

Для обеспечения эффективности профориентационной деятельности ООВМО в настоящее время необходимо строить свою работу на основе принципов интеграции, регионализации (учет интересов конкретных работодателей, особенностей и потребностей рынка труда, миграционных процессов, социально-профессиональных и образовательных запросов населения), непрерывности (поэтапность формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся) [18].

Современные тенденции развития общества требуют от выпускников школ раннего выбора профессии, чтобы к окончанию обучения в школе они имели базовые знания о будущей профессии. В этом смысле довузовская подготовка является важным этапом системы непрерывного образования, в ходе нее потенциальные абитуриенты должны сделать свободный и самостоятельный выбор профессии с учетом, с одной стороны, своих индивидуальных особенностей, а с другой - потребности общества в тех или иных специалистах.

Важным элементом профориентационной работы служат оценочные мероприятия, проводимые вузом. Не менее актуально повысить качество подготовки выпускников школ, сформировать дополнительные компетенции, дать возможность обучающимся получить опыт, научиться профессиональному поведению, эффективной коммуникации, пробудить интерес к конкретной профессии, в том числе через выявление и развитие лидерских качеств, используемых в целях созидания [17]. Эффективность профориентационной работы возрастает, когда студенты вовлекаются в проведение учебно-практических семинаров в школах, акций по популяризации здорового образа жизни (ЗОЖ), досуговых мероприятий, совместных школьно-студенческих конференций с публикацией сборников статей.

К основным направлениям профориентационной деятельности вуза можно отнести: работу с родителями и учащимися образовательных организаций; реализацию профориентационных возможностей образовательных, научно-исследовательских и воспитательных программ; технологии набора абитуриентов из отдаленных районов; улучшение сотрудничества с педагогической общественностью; вовлечение в данную деятельность студентов; информационное сопровождение программ профориентации [17, 19-22].

Факультет довузовского образования ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России (далее - СтГМУ) был создан в 2010 г. для реализации следующих целей:

- обучающей - путем организации и координации профориентационной работы, проводимой университетом с общеобразовательными учреждениями края и округа в целях обеспечения условий непрерывного образования;

- личностно-развивающей - направленной на формирование многогранного современного студента-медика, ориентированного на выбор будущей профессии, стремящегося совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской работы. Учитывая сложность стоящих перед абитуриентом, а затем и студентом-медиком задач, факультет довузовского образования призван обеспечить:

- систематизацию и интеграцию всех направлений профориентационной работы;

- планомерную и предметную профориентацию учащейся и работающей молодежи по специальным программам;

- повышение исходного уровня знаний учащихся, необходимых для обучения в вузе;

- формирование у молодежи устойчивой мотивации к обучению профессии врача;

- развитие и внедрение многовариантных и многоуровневых программ довузовского образования;

- взаимодействие с образовательными учреждениями для совершенствования образовательного процесса, профориентации учащихся, обеспечения условий непрерывного образования;

- обобщение, анализ данных академической успеваемости выпускников факультета в процессе обучения в университете;

- преемственность в деятельности факультета и приемной комиссии университета;

- издание информационных материалов по профориентации, учебно-методической литературы по довузовской подготовке для преподавателей, учащихся и абитуриентов.

В Ставропольском крае в системе довузовской подготовки ведущую координационную роль берет на себя СтГМУ. Взаимодействие осуществляется с муниципальными образовательными организациями городов и районов края, непосредственно с общеобразовательными учреждениями, а также с семьями потенциальных абитуриентов.

Многоплановая деятельность факультета включает в себя следующее.

- Работа на территории Ставропольского края, что способствует набору абитуриентов, укреплению связей с общеобразовательными учреждениями края, с управлением образования, администрацией, центрами довузовской подготовки школьников. Весной и осенью организуются выезды представителей профессорско-преподавательского состава университета для консультационных встреч со школьниками, родителями, учителями по месту их жительства, где даются разъяснения о порядке поступления и условиях обучения в вузе, распространяются информационные буклеты, презентации, информационные фильмы. Выезды осуществляются в 26 районов края и 6 городских округов. По итогам встреч составляется отчет о количестве участников и наиболее актуальных вопросах абитуриентов.

Сотрудники факультета довузовского образования уделяют большое внимание индивидуальному общению с родителями абитуриентов, в том числе подбирают программу индивидуальной подготовки к поступлению в университет.

- Работа в Малой медицинской академии (ММА) - добровольном объединении учащихся 9-11-х классов школ края, ориентированных на выбор будущей профессии в области медицины. В образовательный ежегодный план слушателей ММА включены лекции ведущих профессоров университета по различным медицинским специальностям, экскурсии по кафедрам, университетским клиникам, клиническим больницам, участие в студенческой научно-практической конференции, творческих конкурсах и ежегодной Медико-биологической олимпиаде, позволяющей продемонстрировать свой уровень знаний по биологии и практической деятельности по первой и неотложной помощи в симуляционном центре. Выпускники ММА, активно принимающие участие в работе академии и ставшие победителями олимпиады, получают навыки научной работы и дополнительные баллы к ЕГЭ. Об эффективности данной формы профориентационной работы свидетельствуют данные о слушателях ММА, поступивших в СтГМУ. Как видно на рис. 1, их доля колеблется в среднем от 30 до 50%.

При этом слушатели ММА преимущественно поступают на бюджетные места и по целевому направлению (рис. 2).

Эффективность работы ММА иллюстрирует сравнение балльного рейтинга студентов, обучавшихся в ней, со средними результатами студентов по завершении 1-го года обучения (рис. 3-5).

По всем факультетам отмечается существенная разница в балльных рейтингах студентов, прошедших ММА, в сравнении со средним баллом на курсе (диапазон различий составил 0,3-1,18 балла).

Впервые в 2019 г. слушатели ММА приняли участие во Всероссийской олимпиаде с международным участием по оказанию экстренной и неотложной помощи "Асклепий-2019" в качестве статистов. Предварительно слушатели ММА посетили занятия студенческого спасательного общества First Aid, изучили патологии (минно-взрывные травмы, огнестрельные и осколочные ранения), клиническую картину и первую помощь при них.

Для учащихся старших классов средних общеобразовательных учреждений г. Ставрополя и Ставропольского края ежегодно проводятся литературный конкурс "Медицина: профессия, призвание, жизнь" и интернет-конкурс "Моя семья - медицинская династия", направленные на выявление профессионально ориентированных, творчески одаренных абитуриентов, стимулирование интеллектуального и творческого роста потенциальных студентов университета, пропаганду профессии врача, ее нравственных ценностей и идеалов.

Учитывая специфику профессии, ежегодно в СтГМУ проводится медико-биологическая олимпиада школьников, цель которой - развитие творческих способностей, выявление и поддержка школьников, проявляющих интерес к изучению медико-биологических дисциплин, оказание помощи в выборе будущей профессии. Предметы олимпиады: биология, анатомия, экология, основы медицинских знаний и навыков оказания первой помощи. Олимпиада проводится в 2 этапа. На заочном этапе (январь-февраль) участники проходят онлайн-тестирование по биологии, экологии, анатомии. На очном этапе, проходящем на базе центра практических навыков, участники демонстрируют практические навыки по первичному обследованию больного - измерение частоты сердечных сокращений, пульса в стандартных точках, артериального давления, технику наложения артериального и венозного жгута, проведение сердечно-легочной реанимации, выполнение приема Геймлиха и др. При этом интерес абитуриентов к олимпиаде не снижается (см. таблицу).

- Большую роль в профориентационной работе играют дни открытых дверей, на которых выпускников и их родителей знакомят с правилами приема в университет, условиями внутреннего профессионального испытания, проводят экскурсии по кафедрам и структурным подразделениям вуза. Интерес к данной форме работы только растет (рис. 6). Традиционная форма работы - подготовительные курсы, где абитуриентов готовят к поступлению в вуз по базовым для университета предметам: химии, биологии, русскому языку. Слушателям предлагается выбор форм обучения с различной продолжительностью (рис. 7).

Одна из форм довузовского образования - сеть профильных классов, ориентированных на углубленное изучение базовых предметов, так называемых химико-биологических классов. Абсолютно новым в системе довузовской подготовки СтГМУ стало создание профильного класса с углубленным изучением латинского языка на базе английской школы, где латинский язык изучается на договорной основе в качестве второго языка с преподавателями вуза. В 2017 г. к обучению приступили 18 лицеистов, а в 2018-м - еще 17.

Литература

1. Гриншпун С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании // Педагогика. 2005. № 7. C. 100-105.

2. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. 2005. № 9. С. 65-72.

3. Гриншпун С.С. Подготовка учащихся к труду и выбору профессии в школах Швеции // Школа и производство. 2007. № 1. С. 66-70.

4. Толстогузов С.Н. Современные подходы к организации профориентационной работы классического университета в системе профессионального самоопределения старшеклассников // Вестн. ТюмГУ. Социология. 2014. № 8. С. 40-49.

5. Оценка профессиональной готовности специалистов в системе здравоохранения / под ред. Т В. Семеновой. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 272 с.

6. II Заявление о подготовке медицинских кадров.

7. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопр. психол. 1995. № 3. С. 119-132.

8. Дерябин Д.Г., Волков Н.А., Комаров Н.Н. Мониторинг здоровья студентов многопрофильного вуза с использованием программ "ЭСКИЗ" (Экспертная система коррекции индивидуального здоровья) // Валеология. 2003. № 1. С. 24-27.

9. Нугаева Г.Ш. Здоровье учащихся средних медицинских учебных заведений: (по материалам Республики Татарстан) : автореф. дис. ... канд. мед наук. Казань, 2001. 22 с.

10. Спицин А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности // Гиг. и сан. 2002. № 1. С. 47-49.

11. Carefoot N., Gibson H. (eds). Human resources development handbook. International Drinking Water Supply and Sanitation Decade. WHO unpublished document WHO/CWS/ETS/84.3, 1984. 159 p.

12. Сухарёва Л.М., Павлович К.Э., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И. Профориентация молодёжи: медицинский и психофизиологический аспекты // Гиг. и сан. 2000. № 1. С. 48−52.

13. Новиков Ю.В., Кайкова Л.В., Боброва Е.А. Сохранение здоровья студентов - важнейшая государственная задача Российская академия медицинских наук // Бюл. Нац. науч.-исслед. ин-та обществ. здоровья. 2003. № 5. С. 28-30.

14. Чекменева О.Ю. Актуализация проблемы профессиональной ориентации как социально-педагогического явления // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8, № 2 (32). С. 198-216.

15. Дьяченко Т.В., Евсеева С.А. Практика применения активных форм профориентационной работы вуза // Соврем. пробл. науки и образования. 2016. № 5. С. 273.

16. Коньшина Ю.Е., Ивановский Ю.В. Формирование профессиональной направленности у студентов медицинского вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин // Медицинское образование. Пути повышения качества : материалы Всероссийской научно-педагогической конференции. Оренбург : Изд-во ОрГМУ, 2017. С. 111-113.

17. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир соврем. науки. 2011. № 6. С. 3-18.

18. Молоткова Н. В., Мищенко Е.С. SWOT- анализ как основа разработки стратегии развития профориентационной работы образовательной организации в условиях конкурентной среды // Вестн. Самарского гос. экон. ун-та. Экономика. 2010. 3. С. 52-56.

19. Загузина Н.Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников : диссертация кандидата педагогических наук. СПб., 2012. 200 с.

20. Клюсова В.В., Яркова Г.А. Возможности педагогического вуза в организации профориентации школьников // Соврем. пробл. науки и образования. 2013. № 2. С. 307.

21. Безусова Т.А., Шестакова Л.Г. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения // NOVAINFO.RU. 2016. Т. 2, № 54. С. 216-226. URL: https://novainfo.ru/article/8479

22. Цибизова Т.Ю. О Формах преемственности научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе "школа-вуз" // Вестн. МГОУ. Сер.: Педагогика. 2011. № 2. С. 49-55.