Новости (№ 4, 2019)

Обзор VI Международной учебно-методической конференции "Медицинское образование: выбор поколения XXI века" в казанском государственном медицинском университете

14 мая 2019 г. в ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России (далее - Казанский ГМУ) прошла VI Международная учебно-методическая конференция "Медицинское образование: выбор поколения XXI века". На конференции обсуждали актуальные вопросы медицинского образования, одной из ключевых тем стала оценка компетенций студентов и выпускников медицинских вузов.

Открыл конференцию ректор Казанского ГМУ, профессор А.С. Созинов. Он поздравил сотрудников и участников конференции, приехавших из США, Канады, Франции и Казахстана, с 205-летней годовщиной со дня основания университета. Ректор отметил, что университет всегда был одним из столпов медицинского образования в России, и в настоящее время, в цифровую эпоху, профессорско-преподавательский состав относится к глобальным изменениям ответственно, поддерживая образование на очень высоком уровне.

Состоялось традиционное награждение выпускников, успешно сдавших экзамен по методике "Стандартизированный пациент". Экзамен проводится совместно преподавателями Казанского ГМУ и Центра клинических навыков Школы медицины Университета Вирджинии (США) с 2011 г. и позволяет эффективно оценивать качество подготовки будущих врачей.

Тональность обсуждения вынесенных на конференцию тем определил доклад профессора Университета Вермонта (США), почетного профессора Казанского ГМУ Маджида Садига на тему "Неправильное отношение к студентам". Профессор М. Садиг начал свой доклад с вопроса, почему медицинские школы, получая лучших выпускников школ, заметную часть из них теряют в процессе обучения. Исследования, проведенные в США, показывают, что большая часть работающих врачей и студентов испытывали на себе плохое отношение и даже публичное унижение со стороны преподавателей. Для решения этой проблемы Ассоциация американских медицинских колледжей (Association of American Medical Colleges) с начала 2000-х гг. проводит ежегодный опрос выпускников медицинских школ по анкете из 250 вопросов, 16 из них - о плохом отношении к студентам. На результаты такого анкетирования ориентируются аккредитующие органы, которые считают, что плохое отношение к студентам - это не только результат индивидуальных особенностей некоторых преподавателей, но уже и часть университетской культуры, которая должна быть изменена. Призыв профессора М. Садига - "Будьте добрее к своим студентам. Это часть вашего профессионализма" -стал лейтмотивом всей конференции.

На пленарном заседании в своем выступлении Карим Каюми, профессор Университета Британской Колумбии (Канада), рассказал об оценке компетенций студентов-медиков с помощью образовательного ресурса "Киберпациент". При этом осуществляется инновационная оценка профессиональной деятельности студента, основанная на доверии. С помощью "Киберпациента" студент может самостоятельно определить пределы собственных знаний и опыта, выявить области, в которых испытывает трудности, а также имеет возможность проверять собственные навыки неограниченное время. При этом не возникает этических проблем, улучшается качество обучения, снижается нагрузка на преподавателей, улучшается подготовка к оказанию помощи пациентам. В 2019 г. начинается тестирование версии "Киберпациент 2", в котором вместе с канадскими, японскими, египетскими медицинскими школами примет участие и Казанский ГМУ.

В настоящее время существуют разнообразные методы оценки когнитивной и психомоторной сферы студентов медицинских вузов, при этом оценке эмоциональной и поведенческой сфер уделяют меньше внимания. О разработке чек-листа для оценки межперсональных коммуникаций рассказала Хайди Лэйн, старший директор по оценке и обучению клиническим навыкам Медицинской школы Вирджинии (США). Х. Лейн сообщила, что чек-лист позволяет оценить наблюдаемые критерии Национального совета медицинских экзаменаторов (США), например: понимание студентом пациента; совместное определение плана дальнейших действий; оказание эмоциональной поддержки; демонстрация заинтересованности в пациенте как в личности и др. С помощью факторного анализа данных, отраженных в чек-листе, можно оценить и ненаблюдаемые критерии: заботливость, альтруизм, уважение, уровень общения (ненаблюдаемые критерии). С помощью представленного чек-листа стандартизированный пациент оценивает уровень развития межличностного общения студента, который в дальнейшем может корректировать свое поведение.

Жильбер Массард, профессор Университета Страсбурга (Франция), рассказал об оценке клинических компетенций студентов-медиков в Университете Страсбурга. Оцениваются теоретические и практические навыки с помощью 6 клинических случаев и критического анализа научной статьи по медицинской тематике.

Джефри Вонг, заместитель декана, профессор Университета Пенсильвании (США), доложил о новой практике создания продолжительно-интегрированных учебных курсов (Longitudinal Integrated Clerkship), которые позволяют студентам одновременно осваивать различные компетенции. По существу речь идет о том, что дисциплинами амбулаторно-поликлинического направления студенты занимаются не по цикловому расписанию, а еженедельно по одному дню в течение года.

Бибигуль Абеуова, профессор Медицинского университета Караганды (Казахстан), проинформировала о проведении мультидисциплинарных тренингов в резидентуре, которые способствуют не только активному усвоению знаний, но и умению работать в команде, коллективно принимать решения, слушать и понимать друг друга. Бибигуль Абеуова представила чек-лист, с помощью которого оценивались осваиваемые навыки и умения.

Светлана Тулеутаева, профессор Медицинского университета Караганды (Казахстан), рассказала о методах оценки и контроля клинической компетентности у студентов-стоматологов, подчеркнув, что оценка должна способствовать обучению.

Татьяна Рябова, руководитель Центра исследования медицинского образования (ЦИМО) Казанского ГМУ, представила оригинальные оценочные материалы этических компетенций студентов Казанского ГМУ. На основании Международного кодекса медицинской этики, Этического кодекса российского врача, Этического кодекса медицинского работника Республики Татарстан, Кодекса студента Казанского ГМУ разработана анкета преподавателей для этической оценки поведения студентов Казанского ГМУ. С помощью анкеты оценивают внешний вид студента, взаимоотношения с коллегами (студентами), отношение к делу, демонстрация должного примера в отношении здоровья и общественных норм. Представлены варианты анкеты для оценки на теоретических кафедрах в процессе овладения теоретическими основами специальности и клинических базах в процессе овладения практическими основами специальности (для различных курсов). В рейтинг каждой дисциплины как часть оценки студента вводят оценки по анкете этических компетенций. Таким образом, в Казанском ГМУ оценивают не только знания и навыки студентов, но и общекультурные, общепрофессиональные компетенции, включающие вопросы поведения, этики, ценностей студентов.

Марат Яушев, профессор, начальник отдела качества Казанского ГМУ, представил доклад "Ассессмент - как элемент формирования базовых компетенций в медицинском образовании". Докладчик рассказал о программе "Стремление к совершенству" Международной ассоциации медицинского образования и процитировал слова директора по развитию ассоциации Тревора Гиббса, что "оценка - процесс сбора и оценка доказательств, чтобы решить, достигли ли обучающиеся запланированного результата или соответствия стандарту". М. Яушев подчеркнул, что оценка - это существенный компонент медицинского образования, оценка результатов учебного процесса служит для того, чтобы в медицинском университете обучались компетентные студенты, при этом важно использовать надежные и валидные измерительные инструменты.

В заключение председатель президиума конференции проректор по образовательной деятельности, профессор Лайсан Мухарямова поблагодарила спикеров и участников за всестороннее освещение актуальных тем медицинского образования.

Следующая Международная учебно-методическая конференция "Медицинское образование: выбор поколения XXI века" в Казанском ГМУ планируется в мае 2020 г. Приглашаем профессорско-преподавательский состав медицинских вузов России и зарубежных стран принять участие в конференции.

С видеозаписью докладов пленарного заседания можно ознакомиться по адресу: https://www.youtube.com/channel/UC53uVT8qUBNRjk-e_KvrrkA



Штат поликлиник пополнили 8 тыс. прошедших первичную аккредитацию врачей

Заместитель министра здравоохранения РФ Т.В. Семенова рассказала, что за 20172018 гг. в медучреждения первичного звена трудоустроились 8,3 тыс. специалистов, прошедших первичную аккредитацию. Из них 5,3 тыс. заняли позиции участковых терапевтов, 3 тыс. - участковых педиатров. Всего за этот период первичную аккредитацию прошли 40,8 тыс. специалистов.

"Сотрудники на местах говорят о том, что молодые специалисты, в принципе, хорошо входят в систему оказания медицинской помощи. Риски того, что мы их плохо готовим или они не готовы, не нашли своего подтверждения. По опросам пациентов видно, что при выборе, пойти на прием к молодому доктору или к пожилому, они отдают предпочтение молодым врачам. Поэтому мы теперь предлагаем вузам посмотреть еще дальше: может быть, внедрять в учебных заведениях азы и правильность коммуникации - учить приемам взаимодействия не только в команде себе подобных, но и в коллективах с пациентами", - сказала Т.В. Семенова на X Международном форуме "Росмедобр-2019" в Санкт-Петербурге.

По информации Минздрава России, больше всего таких специалистов приняли на работу московские медучреждения (726 человек), а также поликлиники в Санкт-Петербурге (521), Башкирии (474), Татарстане (458) и Московской области (451). Более 200 выпускников работают в 24 регионах, но еще в 24 регионах кадровый дефицит таким образом удалось пополнить не столь значительно. Меньше всего - в Чукотском автономном округе (2 врача) и в Ингушетии (59). По словам Т.В. Семеновой, лишь 2 выпускника медвузов, прошедших первичную аккредитацию и трудоустроившихся в поликлиники в 2018 г., через год уволились. На вновь принятых на работу врачей первичного звена, включая молодых специалистов, нормированный страховой запас ФОМС в 2019 г. увеличили на 12,6 млрд рублей, в 2020-м обещают добавить 30 млрд. "Но эти деньги расходуются плохо. По итогам 6 месяцев субъектами освоено 600 млн рублей", - посетовала заместитель министра. Новая система аккредитации выпускников вузов была введена в 2017 г. ведомственным приказом № 212н "Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры". Выпускники, прошедшие первичную аккредитацию, получили возможность работать в амбулаторном звене. Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова ранее говорила, что всего за год штат поликлиник удалось расширить на 6 тыс. специалистов. При этом дефицит врачей оценивается ведомством на уровне 25 тыс. вакантных мест.

https://vademec.ru/news/2019/10/15/shtat-poliklinik-popolnili-8-tysyach-proshedshih-pervichnuyu-akkreditaciyuy/



Работу не прошедших ординатуру выпускников медвузов будут курировать наставники

Минздрав России анонсировал внесение изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ, создающих условия для профессиональной адаптации молодых специалистов с высшим образованием. Тем самым ведомство намерено возродить в отрасли институт наставничества - подобный тому, который действовал при прохождении медиками интернатуры. Разработать механизм адаптации выпускников медвузов в профессии Минздраву поручил премьер-министр РФ Д.А. Медведев. Об упразднении интернатуры Минздрав объявил еще в 2013 г., подготовив затем тематические поправки к Федеральному закону № 323-ФЗ, вступившие в силу в сентябре 2017 г. С тех пор прошедшие аккредитацию выпускники медвузов получили право работать в медучреждениях, а тема наставничества фактически была свернута. В результате, отмечают авторы законопроекта, не поступившие в ординатуру выпускники утратили возможность полноценной адаптации к самостоятельной медицинской деятельности. "Проектом федерального закона будет предусмотрено, что выпускники специалитета на начальном этапе своей трудовой деятельности по медицинской специальности будут иметь статус молодых специалистов. Молодые специалисты будут проходить период медицинского наставничества в государственных и в муниципальных организациях здравоохранения (в течение 2 лет), работая под контролем опытных специалистов - врачей-наставников", - поясняют авторы законопроекта. При этом работа молодых специалистов в период наставничества "будет осуществляться в значительной части в соответствии с договорами о целевом обучении", заключенными до поступления в вуз либо во время обучения. Завершаться период наставничества будет оценкой адаптированности молодых специалистов к самостоятельной деятельности. После этого врачи смогут работать в медицинских организациях любых организационно-правовых форм. Также им будут предоставлены преференции при поступлении в ординатуру. В октябре 2019 г. Д.А. Медведев утвердил принципы модернизации первичного звена здравоохранения. Среди прочего премьер-министр поручил Минздраву России с 2020 по 2024 г. разработать механизм наставничества в отношении молодых специалистов, прошедших целевое обучение. Параллельно Минздрав России готовит изменения в Порядок приема на обучение по программам ординатуры. В частности, ведомство предлагает усовершенствовать "учет критериев индивидуальных достижений за стаж работы в должностях медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием" в профильных организациях. В зависимости от опыта работы поступающие в ординатуру медики с высшим образованием смогут рассчитывать на получение от 100 до 150 дополнительных баллов, а также еще 25 баллов будут добавляться за работу в сельской местности. При этом при поступлении на обучение медикам с профильным средним образованием будет присваиваться 15 баллов. Также Минздрав России предлагает начислять по 20 баллов медикам, которые осуществляли волонтерскую медицинскую деятельность. О том, что для медиков, накопивших опыт работы в первичном звене, будут созданы особые условия при приеме в ординатуру, министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова заявила 22 октября 2019 г. Речь шла о специалистах, которые трудоустроились сразу после первичной аккредитации.

https://vademec.ru/news/2019/11/14/rabotu-ne-proshedshikh-ordinaturu-vypusknikov-medvuzov-budut-kurirovat-nastavniki/



Минздрав России смягчит требования к антитеррористической безопасности медучреждений

Минздрав России опубликовал проект поправок к постановлению правительства, регламентирующему правила антитеррористической безопасности объектов и территорий, относящихся к сфере деятельности ведомства. В частности, Минздрав России предлагает оснащать досмотровыми комплексами на входе в наиболее крупные медучреждения, остальным же вменяется в обязанность ограждать от запрещенных предметов вентиляцию и почтовые отправления. В поправках к постановлению правительства № 8 от 13.01.2017 Минздрав России намерен обязать оснащать объект или территорию техническими средствами обнаружения запрещенных предметов, в том числе радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия и наркотических средств, медучреждения, отнесенные к первой категории защищенности, т.е. те, в которых прогнозируемое число пострадавших в случае теракта составляет более 1000 человек, либо если потенциальный максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости превышает более 100 млн рублей.

Администрации остальных клиник Минздрав России предлагает обязать своевременно выявлять попытки проноса и применения на объекте перечисленных запрещенных предметов тремя способами: через обеспечение контроля доступа к системе вентиляции помещений, создание порядка работы с поступающей почтовой корреспонденцией, а также контроля за соблюдением порядка работы с почтовой корреспонденцией "в целях выявления и предупреждения применения запрещенных предметов". Пункт о необходимости оснащения клиник досмотровыми зонами для предотвращения проноса оружия, боеприпасов, отравляющих веществ и других запрещенных предметов для всех медучреждений, независимо от их масштаба и площади, был внесен в правила антитеррористической безопасности в марте 2019 г. За несоблюдение требований клиникам грозит штраф по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса об административных правонарушениях (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) от 10 до 20 тыс. рублей для должностных лиц и от 100 до 200 тыс. рублей - для юридических.

https://vademec.ru/news/2019/11/18/minzdrav-smyagchit-trebovaniya-k-antiterroristicheskoy-bezopasnosti-meduchrezhdeniy/



Вероника Скворцова: поступление в ординатуру должно быть конкурсным

Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова пояснила смысл внедрения отработки специалистов, прошедших аккредитацию, в первичном звене. По ее мнению, в ординатуру сразу после VI курса могут поступать только круглые отличники, а остальным надо набраться опыта.

"Мы возвращаемся к той системе, когда я училась, когда круглые отличники, имеющие уже научные статьи, опыт научной работы, которые имеют перспективы поступления в ординатуру, аспирантуру, могут заниматься исследованиями, чтобы они сразу шли в ординатуру после VI курса", - сказала В.И. Скворцова в эфире программы "Вечер с Владимиром Соловьевым" на канале "Россия 1". В.Р. Соловьев вспомнил предложение президента Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаля вернуть распределение выпускников медвузов. Министр ответила, что "это был бы самый простой вариант", но сделать это невозможно в соответствии с Конституцией РФ. Поэтому приходится искать другие способы решения проблемы кадрового дефицита. "Те механизмы, которые мы сейчас предлагаем: целевой подготовки и конкурсного попадания в ординатуру, - позволят, надеемся, нам пропустить поток через первичное звено", - пояснила В.И. Скворцова. Такие специалисты уже работают в первичном звене (терапевтами и педиатрами), однако в Минздраве России признали, что не поступившие в ординатуру выпускники утратили возможность полноценной адаптации к самостоятельной медицинской деятельности. Чтобы решить эту проблему, ведомство предлагает ввести институт наставничества. Отработавшим в "первичке" врачам планируется предложить преференции при поступлении в ординатуру в зависимости от опыта работы. За последние 2 года за счет таких врачей численность участковых терапевтов и педиатров увеличилась на 8,3 тыс. человек. Дефицит кадров, тем не менее, остается на уровне 25 тыс. врачей и 130 тыс. специалистов среднего звена.

https://vademec.ru/news/2019/11/15/skvortsova-postuplenie-v-ordinaturu-dolzhno-byt-konkursnym/



Минпросвещения России: в 2019 г. на целевое обучение перешли 15,3 тыс. студентов-медиков

Заместитель министра науки и высшего образования РФ М.А. Боровская предложила расширить прием на целевое медобразование студентов, которые уже учатся, но не на бюджете. Эту идею она озвучила на круглом столе "Первоочередные меры по ликвидации кадрового дефицита в сфере здравоохранения". По информации М.А. Боровской, в 2017 г. на бюджетные места в медвузы и на медицинские факультеты поступили 25,7 тыс. человек. В 2019-м количество бюджетников выросло до 42,3 тыс. студентов. В 2020 г. вузы откроют 43,5 таких мест. Однако, по словам чиновницы, этого недостаточно. "Из 285 895 студентов, обучающихся по медицинским специальностям, только 142 667 - бюджетники. Получается, что впоследствии эти 50% выпускников мы теряем из горизонта. Поэтому нам сегодня, выстраивая планы, важно говорить не только о бюджетных местах, но и о тех, кто учится платно", - пояснила М.А. Боровская.

В прошлом году Правительство РФ изменило ст. 56 Федерального закона № 273 "Об образовании", дополнив ее поправками, касающимися целевого приема. По новому законодательству абитуриенты заключают договор о целевом обучении с региональным правительством, администрацией муниципалитета или с конкретной больницей. В договоре прописывается минимальный срок работы молодого специалиста после окончания вуза (не менее 3 лет) и размер компенсации в случае, если заказчик не сможет обеспечить его рабочим местом (3 среднемесячные зарплаты по региону). Также допускается возможность заключения целевого договора не только на этапе поступления в вуз, но и во время обучения. В приоритете оказались студенты более старших курсов. По словам М.А. Боровской, уже 2019 г. по новому законодательству были заключены целевые договоры с 15,3 тыс. студентов. Всего на медицинских специальностях учатся 61 тыс. "целевиков". Кадровая проблема в медицине остается одной из самых острых в России. По данным Минздрава России, в больницах не хватает 25 тыс. врачей и 130 тыс. работников среднего звена.

https://vademec.ru/news/2019/09/26/minprosveshcheniya-rf-obra tilo-vnimanie-na-studentov-medvuzov-kotorye-uchatsya-ne-na-byudzhete/



"Росмедобр-2019": итоги форума

2-5 октября в Санкт-Петербурге прошел X, юбилейный, Международный форум "Рос-медобр-2019. Инновационные обучающие технологии в медицине" и VIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине.

Цифры и факты

Свыше 600 участников, которым небезразлично образование и профессиональное развитие врачей и молодых специалистов, собрались на площадке "Росмедобр-2019". В 2019 г. программа была значительно расширена. Помимо 2 основных дней конференции, участников ждала насыщенная программа пре- и постконференции в симуляционных центрах 6 медицинских вузов Санкт-Петербурга. О будущем медицинского образования, первых результатах аккредитации в России, эффективности использования симуляционного обучения, применении объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) для оценки, развитии непрерывного медицинского образования (НМО) говорили руководители крупнейших международных и российских организаций. Представленность международных стран - участников форума ежегодно расширяется, в этом году ими стали Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республики Беларусь, Великобритания, Германия, Государство Израиль, Канада, Республика Казахстан, Республика Корея, Норвегия, ОАЭ, Республика Молдова, Королевство Саудовская Аравия, США, Республика Узбекистан, Швейцария, Япония.

Форум "Росмедобр-2019" был организован при поддержке Минздрава России, Национальной медицинской палаты, Международной ассоциации медицинского образования (AMEE) и ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет).

Актуальные вопросы медицинского образования

Т.В. Семенова, заместитель министра здравоохранения РФ:

"Ключевым сегодня является проект "Медицинские кадры России", который направлен на решение задачи, поставленной Президентом России в Указе №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ"". В нем сказано: "Необходимо к 2024 г. ликвидировать дефицит в амбулаторно-поликлинической службе". Укомплектованность штатных должностей должна составить 95% к концу 2024 г. Должны быть внедрены процедуры аккредитации и НМО в РФ. В рамках реализации этого проекта мы начали широкомасштабную профессиональную профориентационную деятельность. Такие мероприятия реализуются сегодня практически на территории всей страны; это, по сути, изменения принципов подготовки в школе, в 9-х, 10-х, 11-х классах, с возрождением медико-биологических классов. Основным ключевым моментом становится целевое обучение. Мы будем рекомендовать образовательным организациям в этом году в своих локальных нормативных актах приоритетно предоставлять платному студенту возможность перевода на бюджетное место при заключении договора о целевом обучении. В рамках федерального проекта "Медицинские кадры России" ежегодно предусмотрено 500 млн рублей на дополнительную профессиональную переподготовку специалистов для обеспечения целей национального проекта и субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации на основе анализа численности ежегодно устанавливают, кого им нужно обучить, и направляют нам заявки с указанием образовательных организаций".

Впервые на форуме выступил основатель и генеральный секретарь АМЕЕ, автор ряда распространенных методик в медицинском образовании, включая ОСКЭ, профессор Рональд Харден (Ronald M. Harden) с докладом о будущем медицинского образования и о достижении совершенства в нем.

"Один из вызовов, с которым мы все сталкиваемся, - это информационная перегрузка. Медицинское знание развивается очень быстро: объем информации растет, удваивается. В настоящий момент в медицине существует 60 тысяч диагнозов, более 6000 видов вмешательств, и наши студенты должны все это подробно изучить. Разве это возможно? Нужно решить, что должно входить в основную программу, на чем нужно сконцентрироваться, каковы приоритеты? Это вызов сегодняшнего дня. Студентов необходимо научить трем вещам: во-первых, как правильно формулировать свои вопросы, чтобы получать верные ответы; во-вторых, как найти источники информации, из которых можно быстро получить качественный ответ, и в-третьих, как оценить полученный ответ. Не надо брать всю ответственность на себя, ее надо делегировать - в этом залог успешного будущего. Нужно налаживать партнерские отношения с другими вузами, чтобы расширять горизонты. Это позволит студентам выбирать различные элементы курса за счет того, что разные образовательные учреждения будут разделять ресурсы. Это сотрудничество необходимо пронести через весь континуум медицинского образования - от базового к последипломной подготовке, аспирантуре, научной деятельности. Все эти этапы должны быть объединены единой рамочной структурой".

Модернизированный портал НМО

О.Ф. Природова, проректор по послевузовскому и дополнительному образованию ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, представила модернизированный портал НМО:

"НМО позволяет работникам совершенствовать знания и навыки на протяжении всей профессиональной жизни. В течение 5 лет - от допуска до допуска - обучающиеся должны и имеют возможность выбирать различные образовательные элементы и складывать их в коробочку своей образовательной активности. Сами компоненты, безусловно, можно выбрать на том ресурсе, который стал функционировать с 2016 г., - на портале НМиФО Минздрава России (edu.rosminzdrav.rul. Одна из важнейших задач модернизации портала - индивидуализация обучения. Каким образом она сейчас реализуется по некоторым специальностям? С учетом образовательных потребностей самого специалиста, потребностей системы здравоохранения в целом, уровня знаний, умений специалиста и особенностей его профессиональной деятельности автоматически формируются персональные рекомендации по обучению. Сейчас на портале более 900 ор-ганизаций-провайдеров, и 745 из них имеют лицензию на дополнительное профессиональное образование (ДПО). Все минздравовские организации, которые реализуют ДПО для специалистов по крайней мере с высшим образованием (со средним еще не посчитали1, все НМИЦ, много научных медицинских организаций, некоторые профессиональные сообщества. Более 26 тыс. программ, более 2,5 тыс. модулей только на платформе портала".

Об аккредитации медицинских специалистов

О первичной специализированной аккредитации на основе опыта 2019 г. говорила Ж.М. Сизова, директор Методического центра аккредитации специалистов ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет):

"С целью научно-методического обеспечения и сопровождения процедуры поэтапного внедрения процедуры аккредитации в 2016 г. на территории РФ был создан Методический центр аккредитации специалистов. Минздравом России были поставлены задачи: разработка единых требований к формированию единого фонда оценочных средств, к авторам и к экспертам оценочных средств, а также подготовка членов аккредитационной комиссии. Сегодня мы уже имеем 4-летний опыт первичной аккредитации. С января 2019 г. стартовала первичная специализированная аккредитация по 6 специальностям, в основу которой была положена та же модель, что и при первичной, т.е. были выделены 3 этапа, которые отличаются друг от друга по степени своей компетентности, и каждому этапу соответствует определенный вид оценочных средств".

Съезд "Росомед"

Традиционно в рамках форума состоялся VIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине "Росомед". Были представлены отчеты о международной деятельности общества, озвучены планы и задачи на 2020 г., подведены итоги деятельности текущего года и выдвинуты предложения по аккредитации и реаккредитации симуляционных центров.



VIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине

Мастер-классы

2 и 5 октября 2019 г. прошли программы пре- и постконференции: ведущие специалисты мирового уровня проводили мастер-классы и круглые столы в 6 симуляционных центрах медицинских вузов Санкт-Петербурга. Организаторы благодарят медицинские вузы и факультеты за активное участие в форуме:

- Центр медицинских аккредитаций Научного парка ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет".

- Симуляционный центр ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Минздрава России.

- Центр образовательных систем и информационных технологий ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" Минздрава России.

- Симуляционный центр ФГБОУ ВО "Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова".

- Центр инновационных образовательных технологий ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова" Минздрава России.

- Институт медицинского образования ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" Минздрава России.