Избранные тезисы X международного форума РОСМЕДОБР-2019 "Инновационные обучающие технологии в медицине" (2-5 октября 2019 г., Санкт-Петербург)

Объективный структурированный клинический экзамен в качестве промежуточной аттестации

Килейников Д.В., Маев И.В., Янушевич О.О.

ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.B. Евдокимова" Минздрава России, Москва, Россия

Резюме. Методика проведения объективного структурированного клинического экзамена на этапе промежуточной аттестации по клиническим дисциплинам включает основные компоненты трудовых действий врача первичного звена здравоохранения. Преимуществами такого экзамена являются структурированность и возможность объективно оценить знания и навыки студентов, а также их готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом.

Введение. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) был внедрен Р. Харденом и соавт. в 1975 г. для решения вопроса об оценке клинических навыков.

Цель - разработать методику проведения ОСКЭ для использования на этапе промежуточной аттестации обучающихся.

Материал и методы. ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России в полной мере оснащен симуляционным оборудованием, необходимым для оценки мануальных навыков, а также располагает достаточным фондом оценочных материалов для проведения такого экзамена. Рабочей группой была разработана методика проведения ОСКЭ на этапе промежуточной аттестации по клиническим дисциплинам, изучаемым в рамках основной образовательной программы высшего образования - программы специалитета 31.05.01 "Лечебное дело". Основные ее положения изложены в методических указаниях для преподавателей. Кроме того, содержание экзаменационных заданий, порядок и требования к сдаче ОСКЭ подробно изложены в методических указаниях для студентов.

Результаты. Промежуточная аттестация призвана в том числе оценить готовность обучающихся к выполнению основных врачебных навыков в соответствии с трудовыми функциями, содержащимися в требованиях профессионального стандарта. В связи с вышесказанным ОСКЭ включает основные компоненты (необходимые умения) трудовых действий врача первичного звена здравоохранения (терапевта участкового): коммуникативные навыки, сбор жалоб и анамнеза, пропедевтические навыки, основные мануальные навыки, оказание неотложной помощи и т.д. В роли пациента выступают заранее подготовленные волонтеры (ординаторы и аспиранты). Студент методом случайной выборки получает экзаменационный билет с краткой информацией (возраст, пол, основные жалобы пациента). Тематика заданий (нозологические формы), представленная в билетах, демонстрирует широкий перечень основных элементов (дидактических единиц) рабочей программы дисциплины. В методических указаниях для студентов по каждой из ведущих жалоб были приведены примерный алгоритм действий врача, перечень необходимых вопросов и основные этапы диагностики заболеваний. После сбора жалоб, анамнеза заболевания и жизни выпускник должен сформулировать предварительный диагноз, обосновать его, а также сформировать диагностический алгоритм для дальнейшего обследования пациента, уточнить срочность оказания медицинской помощи и ее объем.

На следующем этапе ОСКЭ оценивают мануальные навыки, которые включают как диагностические (пропедевтические), так и лечебные манипуляции на симуляторах (тренажерах, фантомах). Оценивают технику пальпации, перкуссии и аускультации в норме и при различных патологических состояниях, а также основные терапевтические навыки, умение пользоваться глюкометром, определять группу крови, выполнять базовую сердечно-легочную реанимацию и умение действовать при неотложных состояниях. Предварительно проводят тренинги по отработке мануальных навыков в течение периода изучения дисциплины.

Последний этап ОСКЭ - интерпретация результатов дополнительных методов исследования (лабораторных и инструментальных). Каждому студенту предлагается 5 заданий по оценке результатов дополнительных методов исследования (общий и биохимический анализы крови, мочи, гормональные исследования, электрокардиограмма, ультрасонограммы органов, рентгенограммы, компьютерные томограммы и пр.). Экзаменуемый должен письменно дать интерпретацию дополнительных методов исследования и сделать по ним заключение, а также перечислить наиболее вероятные предварительные диагнозы. Все перечисленные выше исследования находятся в единой информационной базе, доступной студентам для самоподготовки на протяжении всего периода обучения, что мотивирует студентов к самоподготовке, делает экзаменационную процедуру максимально прозрачной.

Заключение. Методика ОСКЭ может быть рекомендована на этапе промежуточной аттестации по клиническим дисциплинам основной образовательной программы высшего образования - программы специалитета 31.05.01 "Лечебное дело". Преимуществами его являются обеспечение эффективности подготовки обучающихся к экзамену, структурированность, позволяющая достаточно быстро и при этом максимально объективно оценить знания и навыки студентов, а также их готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Данная методика может легко модифицироваться в зависимости от уровня и профиля аттестации, является одной из наиболее релевантных для проведения государственного междисциплинарного экзамена.



Интеграция дисциплин (базовых и профильных) в симуляционном обучении студентов медицинских вузов

Курмангалиева С.С., Курмангалиев К.Б., Кошмаганбетова ГК., Алекенова Н.У.

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова, г. Актобе, Казахстан

Резюме. Стратегия медицинского образования направлена на развитие интегрированного обучения, реализацию принципа интеграции базовых и клинических дисциплин, раннюю клиническую мотивацию обучающихся. Одним из направлений достижения этих целей является внедрение интегрированного симуляционного обучения. Приведен пример интеграции 2 дисциплин при освоении темы "Пороки сердца" с использованием симуляционных технологий.

Актуальность. Приобретение клинических компетенций - длительный процесс, который не может быть ограничен рамками только клинических дисциплин. Стратегия медицинского образования направлена на развитие интегрированного обучения, реализацию принципа интеграции базовых и клинических дисциплин, раннюю клиническую мотивацию обучающихся. Одним из направлений достижения этих целей является внедрение интегрированного симуляционного обучения, предназначенного обеспечить взаимосвязь фундаментальных и клинических медицинских наук.

Цель исследования: интеграция базовых и клинических дисциплин в симуляционном обучении для формирования целостного представления о клинической ситуации с позиции фундаментальных знаний.

Материал и методы. Для осознания студентами роли базовых знаний в формировании различных клинических ситуаций в университете проводятся интегрированные практические занятия с применением симуляционного обучения. Интеграция проводится между базовой и профильной дисциплинами.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, он является ведущим при разработке целей и конечных результатов обучения, определения содержания, форм и методов обучения. Интегрированный подход к обучению и преподаванию означает реализацию принципа интеграции на любом этапе образовательного процесса, обеспечивая его целостность и системность. В качестве примера приводится интеграция 2 дисциплин: патологической анатомии и пропедевтики внутренних болезней при освоении темы "Пороки сердца". Обе дисциплины изучаются на III курсе специальности "общая медицина". При проведении занятия использованы тренажер для освоения аускультации легких и симулятор кардиологического больного. Студентам задавали ситуацию, при которой они проводят морфологический разбор поражения сердца, возникающие в связи с этим жалобы пациента, разбор объективных данных и аускультативной картины сердца. Применение симулятора аускультации сердца позволяет студентам провести связь между морфологическими и аускультативными изменениями.

Результаты. Интегрированные занятия проводятся 2 преподавателями, что позволяет в последующем четко определить запросы клинической дисциплины к базовым знаниям. Преподаватели интегрируемых кафедр проводят совместные корректировки в программах обучения по дисциплинам: анализируют результаты базового уровня знаний, выявляют пробелы в усвоении базовых знаний, что способствует совершенствованию программы обучения обеих дисциплин. Важная роль включения симуляционного обучения на базовых дисциплинах заключается в ранней клинической мотивации обучающихся. По данным обратной связи, 87% студентов отмечают хорошее освоение обеих дисциплин, формирование целостности и взаимосвязи патологоанатомической и клинической картины конкретной ситуации.

Заключение. Интегрированное обучение помогает будущим врачам осмыслить и получить целостное представление о клинической ситуации и разработать грамотный подход к лечению каждого конкретного пациента.



Апробация симуляционного и медицинского оборудования в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы

Логвинов Ю.И., Шматов Е.В.

Медицинский симуляционный центр ГУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница им. С.П. Боткина" Департамента здравоохранения г. Москвы, Москва, Россия

Резюме. В современном мире много разного оборудования, практически ежедневно разрабатывают более новые и совершенные модели техники. Кроме известных производителей оборудования, существуют более мелкие и новые компании и бренды. Зачастую у нового оборудования возникают сложности с выходом в массовое использование, связано это с опасением конечных потребителей, для которых оно разрабатывается, многие потребители неохотно доверяют малоизвестному оборудования или бренду.

Медицинский симуляционный центр ГУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница им. С.П. Боткина" Департамента здравоохранения г. Москвы (МСЦ Боткинской больницы) проводит апробацию оборудования для дальнейшей его модернизации и внедрения в работу. В данной работе затронуты вопросы необходимости апробации и ее актуальность.

На апробации в МСЦ Боткинской больнице на данный момент находятся виртуальный симулятор с тактильной связью AsLEPIA и реанимационный комплекс для новорожденных Panda iRes.

В МСЦ Боткинской больницы на оборудовании, переданном для апробации, проводятся курсы дополнительного профессионального образования для врачей.

Виртуальный симулятор с тактильной связью AsLEPIA используется на курсах по оториноларингологии: "Основные принципы эндоскопической эндоназальной хирургии и микрохирургии среднего уха. Базовый курс", "Основы диагностической оториноларингологии. Базовый курс", "Хирургия височной кости при различной патологии среднего уха", "Эндоскопические вмешательства на полости носа и околоносовых пазух. Продвинутый курс".

Реанимационный комплекс для новорожденных Panda iRes используется на курсах по неонатологии и педиатрии: "Первичная реанимация новорожденных и детей младшего возраста на догоспитальном этапе", "Первичная реанимационная помощь и интенсивная терапия в неонатологии", "Первичная реанимация доношенных и недоношенных детей. Применение неинвазивных методов вентиляции в неонатологии", "Первичная реанимация доношенных и недоношенных новорожденных. Неинвазивные методы вентиляции у недоношенных", "Первичная реанимационная помощь новорожденным в родовом зале".

Необходимость проведения аккредитации

Проблему, обозначенную выше, решает вопрос апробации оборудования.

За время апробации оборудования в МСЦ Боткинской больницы проводили опрос слушателей и формировали общее мнение об оборудовании. В соответствии с мнением производителю предоставляется отчет, в котором в обязательном порядке указывают общий отзыв об оборудовании и формируют список возникших проблем в работе, если таковые имелись.

Апробация также интересна для повышения знаний медицинского персонала, за 2019 г. по неонатологии и педиатрии проведено обучение 287 человек, в ходе обучения слушателями были изучены аспекты работы на реанимационном комплексе для новорожденных Panda iRes. Данное оборудование используется во многих клиниках г. Москвы, и умение его использовать актуально для медицинских работников.

Актуальность проведения апробации в МСЦ Боткинской больницы

В МСЦ Боткинской больницы проходит более 80 курсов по различным специальностям, в связи с этим оборудование, переданное на апробацию, задействовано в курсах по данному направлению.

Поскольку основная масса слушателей МСЦ являются непосредственными потребителями данного оборудования, для разработчиков будет полезно их мнение как пользователей, либо, если целью ставится обучение медицинского персонала работе на данной аппаратуре, охватывается сразу большой пласт специалистов из различных организаций.



Симуляционные технологии в структуре программ специалитета: внедрение дополнительных методик мотивации обучающихся как способ повышения качества освоения практических навыков

Гнездилов В.В., Кузнецов В.В., Лебедев С.В., Шуматов В.Б.

Резюме. Изучались нематериальная соревновательная, нематериальная поощрительная, малозатратная - материальная поощрительная и комбинированные методики повышения мотивации к симуляционному обучению. Применение дополнительных нематериальных и малозатратных методик мотивации в равной степени показало достоверную высокую эффективность обоих подходов в симуляционном тренинге, рост вовлеченности обучающихся и значительное повышение эффективности формирования компетенций и практических навыков.

Актуальность. Применение симуляционных образовательных технологий в условиях симуляционно-тренинговых подразделений медицинских вузов является общепринятым подходом для формирования устойчивых компетенций и практических навыков в ходе освоения программ специалитета. Считается, что внедрение станций объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) в рамках процедуры первичной аккредитации выпускников также делает симуляционное обучение более востребованным. Вместе с тем уровень вовлеченности студентов и эффективность данных тренингов остаются недостаточно высокими и во многом зависят от уровня мотивации обучающихся. Поиск механизмов повышения мотивации к обучению и к овладению практическими навыками - одна из актуальных проблем современного медицинского образования.

Цель - проанализировать эффективность методик повышения мотивации к симуляционному обучению с целью внедрения в образовательный процесс.

Материал и методы. Проведен анализ методик повышения мотивации и эффективности симуляционного обучения на примере стандартной ОСКЭ "Сердечно-легочная реанимация (базовая)".

- Нематериальные: соревновательная (соревнование среди групп обучающихся на лучшее выполнение задания командного тренинга с присуждением призовых мест) и нематериальная поощрительная (присвоение дополнительных баллов для сдачи экзамена на получение удостоверения среднего медицинского персонала).

- Малозатратные: материальная поощрительная (поощрение учебно-методическими пособиями, тематическими постерами, барьерными устройствами для искусственной вентиляции легких и т.п.).

Изучали следующие показатели:

- уровень вовлеченности студенческой группы (процент участников тренировки от общего числа студентов в группе) путем анализа аудиовидеозаписи симуляционной зоны;

- эффективность формирования практических навыков (закрытый массаж сердца, искусственная вентиляция легких) на основании автоматизированного учета правильности манипуляции (процент студентов от контингента групп, продемонстрировавших уровень владения методикой более 7 баллов из 10).

Изучение методик мотивации проводили в 18 группах обучающихся 1-го потока III курса по программе специалитета "Лечебное дело" (контингент - 218 человек). Контрольная группа также составила 18 групп 2-го потока этого же курса (контингент -226 человек).

Автоматизированный учет формирования практического навыка проводился в интерактивном симуляционном классе, оснащенном системой Laerdal SkiUreporter и манекенами Resusci Anne QCPR.

Результаты. В ходе формирования базовых показателей контрольной группы обучающихся мотивация к освоению практических навыков была ограничена стандартным подходом - включение симуляционного тренинга в расписание групп, а также сообщение в ходе брифинга о том, что ОСКЭ "Сердечно-легочная реанимация (базовая)" будет включена в процедуру первичной аккредитации. Симуляционный тренинг проводили по стандартной методике. Средний уровень вовлеченности студенческой группы составил 86,5%. В ходе дебрифинга с использованием аудиовидеозаписи и анкетирования выделены следующие причины неучастия (уклонения) некоторых обучающихся от участия в командном тренинге: неуверенность во владении навыками сердечно-легочной реанимации (СЛР) (34%), опасение критики со стороны коллег по группе (28%), опасение получения неудовлетворительной оценки (32%), прочие причины (плохое самочувствие, неудобная одежда и пр.) (6%). Эффективность формирования практических навыков в контрольной группе составила в среднем 59,3%.

Стандартный брифинг и дополнительные нематериальные (соревновательная и нематериальная поощрительная) методики мотивации показали следующие результаты.

Средний уровень вовлеченности студенческой группы - 98,4%. Причины неучастия (уклонения) в командном тренинге: неуверенность во владении навыками СЛР (28%), опасение критики со стороны коллег по группе (39%), опасение получить неудовлетворительную оценку (4%), прочие причины (плохое самочувствие, неудобная одежда и пр.) (29%). Эффективность формирования практических навыков в контрольной группе составила в среднем 87,8%.

Стандартный брифинг и малозатратные (соревновательная + материальная поощрительная) методики мотивации показали следующие результаты. Средний уровень вовлеченности студенческой группы - 96,1%. Причины неучастия (уклонения): неуверенность во владении навыками СЛР (19%), опасение критики со стороны коллег по группе (24%), опасение получить неудовлетворительную оценку (2%), прочие причины (плохое самочувствие, неудобная одежда и пр.) (55%). Эффективность формирования практических навыков в контрольной группе составила в среднем 92,4%.

Заключение. Применение дополнительных нематериальных и малозатратных методик мотивации обучающихся показали достоверную высокую эффективность обоих подходов в симуляционном тренинге, выразившуюся как в росте вовлеченности обучающихся в симуляционное обучение, так и в значительном повышении эффективности формирования компетенций и практических навыков. Это позволяет рекомендовать данные технологии к широкому внедрению в образовательный процесс.



Наставничество при обучении в ординатуре по хирургии как одна из форм медицинского образования

Совцов С.А., Федоров А.В., Таривердиев М.Л.

ООО "Российское общество хирургов", Москва, Россия

Резюме. В рамках восстановления программы наставничества хирургическое сообщество страны в лице Российского общества хирургов выработало отвечающие современным условиям и уровню развития медицинской науки и хирургических технологий принципы передачи знаний и умений с использованием как традиционных методов обучения, так и современных тренажерных и симуляционных технологий.

Пестуемая поколениями отечественных хирургов система наставничества и передачи знаний от учителя к ученику (из рук в руки) практически перестала существовать под гнетом экономических, организационных, структурных и социальных проблем. С учетом последних изменений в вузовском образовании в нашей стране (отмена субординатуры и интернатуры) у врачей, желающих стать хирургами по окончанию вуза, путь в специальность стал существенно короче, что не позволяет осуществлять подготовку специалиста на необходимом уровне, особенно в условиях лишь 2-годичной ординатуры. В этом контексте наставничество может определяться как один из видов образовательного процесса. В рамках восстановления программы наставничества хирургическое сообщество страны в лице Российского общества хирургов выработало отвечающие современным условиям и уровню развития медицинской науки и хирургических технологий принципы передачи знаний и умений с использованием как традиционных методов обучения, так и современных тренажерных и симуляционных технологий. Кроме этого, программа наставничества способствует передаче знаний в организации лечебного процесса, принципах ведения больного, освоении узкоспециальных областей хирургии. Наставничество также позволяет обучающимся в ординатуре врачам интегрироваться в новую среду, дает возможность укреплять свою профессиональную идентичность в критические моменты начала своей карьеры и лучше понимать проблемы и профессиональные особенности своего будущего рабочего места. Основная цель наставничества - получение молодым специалистом знаний и умений, соответствующих профессиональному стандарту "врач-хирург", в виде приобретения им основных профессиональных компетенций в первые 1-2 года в образовательной системе (ординатура), овладение нормами медицинской этики и деонтологии, повышение культурного уровня, привлечение к участию в социальной жизни образовательных учреждений. Существует несколько моделей наставничества. Его можно реализовывать в неструктурированном контексте и развивать естественно существующие профессиональные связи. Такое наставничество считается неофициальным.

Другой формой является наставничество, основанное на структурированном подходе в рамках медицинского образования, поддерживаемое руководителями и старшими должностными лицами в образовательных и медицинских организациях. Это известно как формальное наставничество. В связи с краткосрочностью обучения в ординатуре (2 года) мы считаем, что более целесообразно использовать нестандартные варианты этой формы обучения. Наставником может быть специалист, имеющий стаж работы по данной специальности не менее 7 лет, первую или высшую квалификационную категорию, пользующийся уважением в коллективе. Молодые специалисты считают, что ведущими принципами для наставника должны быть 4 фактора: источник информации, интеллектуальный путеводитель, руководство карьерным продвижением, друг. Конкретные способы, на которых основана система наставничества: 1) базовые образовательные программы ординатуры; 2) образовательные компьютерные программы и электронные модули по хирургии; 3) использование дистанционных форм обучения; 4) использование социальных и профессиональных медицинских сетей Интернета; 5) изучение профессиональной и чтение общеобразовательной литературы (книги/журналы); 6) структурированное обучение без отрыва от производства; 7) участие в работе образовательных семинаров/вебинаров; 8) необходимая ротация рабочих мест в процессе обучения согласно индивидуальному плану; 9) использование стажировки на рабочем месте по смежным специальностям; 10) участие в работе профессиональных обществ, научных конференций, клинических образовательных мероприятиях и других специальных проектах; 11) межличностные коммуникации с сотрудниками базовых образовательных и медицинских организаций; 12) участие в различных видах их работ; 13) вовлечение в выполнение научно-практических работ; 14) постоянное совершенствование форм и методов наставничества путем изучения и внедрения имеющегося опыта других организаций образования и здравоохранения. Таким образом, реализация наставничества как одной из эффективных форм обучения в ординатуре позволяет расширить возможности получения необходимых знаний и умений, необходимых в будущей клинической деятельности врача-специалиста.