О новом направлении подготовки провизоров для работы в ветеринарных аптечных организациях в Тюменском государственном медицинском университете

Резюме

Современные тенденции развития фармацевтического образования в РФ направлены на расширение возможностей реализации будущих специалистов в различных видах деятельности. Основное направление деятельности выпускника фармацевтического факультета - сфера обращения лекарственных средств (ЛС), включающая не только обращение ЛС для медицинского применения, но и ЛС для ветеринарного применения. Неоднократно в Минздраве России обсуждали вопрос о включении в номенклатуру должностей фармацевтических специалистов должности "провизор ветеринарной аптечной организации". Базовая подготовка таких специалистов, конкретизация их специфических компетенций, разработка задач, трудовых функций и дальнейшая реализация на практике способствовали бы минимизации целого комплекса нарушений, которые в настоящее время выявляются в данных организациях в ходе контрольных мероприятий. С этой целью был разработан учебно-методический комплекс новой дисциплины "Особенности деятельности ветеринарных аптечных организаций" для подготовки студентов фармацевтического факультета к профессиональной деятельности в области обращения ЛС для ветеринарного применения.

Ключевые слова:ветеринарная аптечная организация, лекарственные средства для ветеринарного применения, фармация, образование, учебно-методический комплекс

Для цитирования: Кныш О.И., Бышенко В.В., Задираченко Л.Н. О новом направлении подготовки провизоров для работы в ветеринарных аптечных организациях в Тюменском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 4. С. 144-151. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-14011.

Основное направление деятельности выпускника фармацевтического факультета - сфера обращения лекарственных средств (ЛС), включающая не только обращение ЛС для медицинского применения, но и ЛС для ветеринарного применения. Неоднократно в Минздраве России обсуждался вопрос о включении в номенклатуру должностей фармацевтических специалистов должности "провизор ветеринарной аптечной организации". Базовая подготовка таких специалистов, конкретизация их специфических компетенций, разработка задач, трудовых функций и дальнейшая реализация на практике способствовали бы минимизации целого комплекса нарушений, которые в настоящее время выявляются в данных организациях в ходе контрольных мероприятий [1-3].

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" относит фармацевтическую деятельность к перечню видов деятельности, на которые требуется лицензия. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", в свою очередь, устанавливает перечень работ и услуг в сфере обращения ЛС для ветеринарного применения, а также лицензионные требования к подготовке специалистов: наличие высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, сертификата специалиста. Таким образом, в российском законодательстве имеется прямое требование наличия фармацевтического (или ветеринарного) образования для работы в ветеринарной аптечной организации (АО), ветеринарной организации, имеющей лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на осуществление фармацевтической деятельности [2, 3].

Вопросы выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере обращения ЛС для ветеринарного применения, в том числе в части установления правил отпуска лекарственных препаратов (ЛП) для ветеринарного применения, правил надлежащей аптечной практики, правил хранения и изготовления ЛП для ветеринарного применения относятся к полномочиям Министерства сельского хозяйства РФ [1]. Однако многие нормативно-правовые акты (НПА) уже устарели, требуют актуализации, некоторые до сих пор находятся в стадии проектов. Осуществление фармацевтической деятельности при отсутствии необходимых НПА существенно осложняется - лицензионные требования есть, а нормативного регулирования в должной мере нет. По данным Россельхознадзора, наиболее часто в ветеринарных АО выявляют нарушения правил хранения, правил отпуска ЛП, лицензионных требований к персоналу. На основании данных Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, нарушения по приведенным выше показателям в 2018 г. наблюдались в 100% проверенных субъектов. Ни в одной проверенной организации не было специалиста с фармацевтическим образованием.

Подготовка фармацевтических специалистов по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования III поколения (ФГОС ВО 3++) подразумевает комплексное и глубокое изучение широкого спектра дисциплин, при этом упор делается на формирование управленческих и организационных умений и навыков грамотного использования нормативной базы. Будущие специалисты должны обладать компетенциями, необходимыми для работы в любой связанной с обращением фармацевтических продуктов сфере, в которой они могут быть в дальнейшем трудоустроены. К сожалению, в настоящее время фармацевтические факультеты медицинских вузов не осуществляют подготовку специалистов для ветеринарных АО. Учитывая возможность трудоустройства выпускников фармацевтической специальности в ветеринарной фармации, полагаем, что назрела острая необходимость целенаправленно готовить провизоров для работы в лицензированных ветеринарных АО [1-3].

Цель - разработать образовательную программу учебной дисциплины "Особенности деятельности ветеринарных аптечных организаций" и ее учебно-методическое обеспечение для подготовки студентов фармацевтического факультета к профессиональной фармацевтической деятельности в области обращения ЛС для ветеринарного применения, их отпуску, проведению информационной работы в ветеринарных АО и ветеринарных организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность [1,4, 10].

Материал и методы

В работе использованы научные общетеоретические и эмпирические методы: контент-анализ массива НПА в сфере регулирования ветеринарной медицины и фармации, информационно-аналитические обзоры результатов государственного контроля деятельности в области обращения ЛС для ветеринарного приме нения; ситуационно-логический анализ, анкетирование, наблюдение; проектирование и моделирование в области разработки образовательных программ. С использованием профессионально-ориентированного подхода рассмотрены профессиональные стандарты в соответствующей области, составлена понятийно-терминологическая база; изучены источники, содержащие информацию о профессиональном заказе работодателей на специалистов фармацевтического профиля для обеспечения рабочих мест в ветеринарных АО.

Результаты и обсуждение

В ФГБОУ ВО "Тюменский государственный медицинский университет" разработана и с 2017 г. внедрена в учебный процесс для V курса фармацевтического факультета рабочая программа вариативной дисциплины "Особенности деятельности ветеринарных аптечных организаций". Цель освоения дисциплины - подготовка специалистов, способных решать спектр вопросов по организации деятельности ветеринарных АО. Задачи дисциплины предусматривают формирование у студентов организационно-экономического мышления, приобретение высокоспециализированных знаний о законодательных актах, регламентирующих ветеринарную фармацию, а также профессиональных компетенций для работы в сфере обращения ЛП для ветеринарного применения. Рабочая программа ориентирована на выполнение трудовых функций профессионального стандарта "Провизор", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.03.2018 № 219, в соответствующей системе правоотношений и в производственных условиях. Вариативная дисциплина "Особенности деятельности ветеринарных аптечных организаций" рассчитана на 108 ч (3 зачетных единицы), включает 21 ч лекций, 51 ч практических занятий, 36 ч самостоятельной работы, изучается в 9-м семестре; обучение завершается промежуточной аттестацией в виде зачета.

Системный подход к обучению данной дисциплине основан на междисциплинарной интеграции, исходящей из знаний, полученных студентами при изучении дисциплин "История Отечества"; "История медицины и фармации"; "Латинский язык"; "Ботаника"; "Основы экологии и охраны природы"; "Физиология с основами анатомии"; "Фармацевтическая технология"; "Управление и экономика фармации"; "Фармакология". Разработаны планы аудиторных лекционных и практических занятий с учетом контактной внеаудиторной работы. Структура аудиторных занятий включает проверку теоретической подготовки студентов путем устных опросов, тестового контроля, собеседования, выполнения и защиты индивидуального творческого задания. Реализовать компетентностный подход и достичь высоких результатов позволяет использование в образовательном процессе инновационных методов, таких как: ролевые игры, дискуссии по теме "Деонтологические принципы общения в системе "провизор (ветеринар) - врач"; "провизор (ветеринар) - потребители"; "провизор (ветеринар) - коллеги по работе"; решение актуальных проблемных ситуаций, возникающих при осуществлении фармацевтической деятельности с помощью метода мозгового штурма; моделирование и разбор конкретных ситуаций на тему: "Современные способы информирования и фармацевтического консультирования потребителей ветеринарной медицинской продукции"; "Проведение фармацевтической экспертизы рецептов на лекарственные препараты для ветеринарного применения", "Современные методы стимулирования сбыта лекарственных средств и медицинских изделий для ветеринарного применения"; просмотр видеопрезентаций, отражающих современную проблематику ветеринарной медицины и фармации. Контактная внеаудиторная работа предусматривает разработку презентаций, написание эссе, работу со специальной литературой. Самостоятельная работа студентов направлена на развитие у обучающихся способностей к анализу, более глубокому освоению современной проблематики, навыков структурирования информации.

Дисциплинарный модуль "Особенности деятельности ветеринарных АО" состоит из 4 модульных единиц. В модульной единице 1.1 "Государственное регулирование правоотношений в сфере обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения и фармацевтической деятельности" рассматриваются ключевые направления государственной политики в области ветеринарной фармации, вопросы лицензирования, структура и номенклатура должностей работников ветеринарных АО. Отражены вопросы специфики организации работы по реализации товаров и услуг, товарной политики, государственного контроля деятельности ветеринарных аптек. Рассматриваются вопросы обращения наркотических и психотропных веществ в фармации, рекламы лекарственных препаратов для ветеринарного применения, вопросы хранения и перевозки. У студентов формируется способность к участию в организации деятельности фармацевтической организации.

Этот раздел включает изучение организации деятельности ветеринарной аптеки: вопросы лицензирования, виды ветеринарных АО, формирование и оптимизация ассортимента, виды государственного контроля, осуществляемые в отношении аптек.

Модульная единица 1.2 "Нормативно-правовое регулирование назначения, оформления рецептов и отпуска лекарственных средств для ветеринарного применения и медицинских изделий из ветеринарных аптечных организаций" направлена на углубленное изучение аспектов непосредственного выполнения правил отпуска ЛП, оформления и экспертизы рецептов, организации внутриаптечного изготовления, приемочного контроля, документооборота, предметно-количественного учета. Предусмотрено изучение обучающимися материала в формате видеолекций с использованием электронной системы учебного процесса EDUCON, а также разнообразная внеаудиторная работа.

Модульная единица 1.3 "Организация хранения различных групп ветеринарных лекарственных препаратов, медицинских изделий в ветеринарных аптечных организациях" включает общие вопросы хранения ЛП для ветеринарного применения, требования к помещениям, особенности организации хранения ЛС в зависимости от физических и физико-химических свойств, воздействия на них факторов внешней среды, требования к помещениям для хранения огнеопасных и взрывоопасных веществ, спирта этилового и др.

Модульная единица 1.4 "Применение теории и инструментов маркетинга в деятельности ветеринарных аптечных организаций" предусматривает изучение основ бизнес-планирования и маркетинга, методов анализа рынка, микро-и макросреды для эффективного ведения бизнеса. Изучаются методы формирования спроса и стимулирования сбыта, возможные риски. Студенты осваивают навыки планирования рационального ассортимента [6]. Учитывая значимость маркетинга в современной фармации, предусмотрено изучение материала в формате визуализированных видеопрезентаций, способствующего более успешному усвоению знаний.

С целью повышения качества индивидуальной творческой работы обучающихся применяются внеаудиторные формы: разработки плана маркетингового развития ветеринарной АО, детальный разбор "узких мест" НПА с предложением студентам внести изменения и дополнения. По окончании изучения дисциплины обучающиеся защищают творческий проект "Маркетинговое планирование в деятельности ветеринарных аптечных организаций" с составлением презентаций, постерного доклада или оформления работы в свободной творческой форме [6, 7, 9].

Еще одна внеаудиторная форма работы - проведение самостоятельной проверки ветеринарной АО методом "тайный покупатель" (mystery shopper) с использованием заранее составленного чек-листа, анкетного опроса сотрудников аптек. Этот метод маркетингового исследования заключается в оценке качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли покупателя. Таким образом можно выявить имеющиеся в деятельности ветеринарных аптек нарушения и определить уровень их конкурентоспособности по показателю качества оказываемых фармацевтических услуг. Для выполнения студентами такого вида работы были разработаны лист контрольного посещения ветеринарной аптеки и оценочная анкета для "тайного покупателя". Как правило, результатом таких деловых игр, проводимых в ветеринарной аптеке, становится список обнаруженных нарушений, каждый пункт которого обоснован студентами с использованием нормативных документов.

Для методического обеспечения учебного процесса нами разработаны методические указания "Особенности деятельности ветеринарных аптечных организаций" для практических занятий и самостоятельной работы студентов V курса фармацевтического факультета, включающие оценочные средства, тестовые и ситуационные задания. Для выпускников, продолжающих обучение по программе подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности "Фармацевтическая технология", разработаны образовательная программа дисциплины "Лекарственные средства, применяемые в ветеринарии" и методические указания для практических занятий и самостоятельной работы обучающихся, в которых вопросы изготовления, отпуска и хранения ЛП для ветеринарного применения рассмотрены более глубоко и детально. Разработанные рабочие программы и их методическое обеспечение утверждены центральным координационным методическим советом ФГБОУ ВО "Тюменский государственный медицинский университет" [7, 8].

Заключение

Наличие должности провизора/фармацевта в ветеринарной аптеке закреплено законодательством и отражено в лицензионных требованиях к осуществлению фармацевтической деятельности. Нами разработан учебно-методический комплекс дисциплины, включающий, кроме рабочей программы, методические указания "Особенности деятельности ветеринарных аптечных организаций" для практических занятий и самостоятельной работы студентов V курса фармацевтического факультета, фонд оценочных средств, темы реферативных работ и индивидуальных творческих заданий, требования к их оформлению, сценарии деловых игр и анкеты для опросного исследования фармацевтического рынка в ветеринарных аптечных организациях. Разработанные нами рабочие программы и их методическое обеспечение направлены на изучение деятельности ветеринарных АО, их структура и содержание разработаны с учетом инновационного подхода к образованию: в процессе изучения обучающиеся выполняют проектные работы, позволяющие осуществлять всестороннее развитие и формирование навыков использования полученных знаний в практической деятельности, что позволяет расширить возможности дальнейшего трудоустройства будущих специалистов, обучающихся на фармацевтическом факультете. Наше предложение о включении должности провизора/фармацевта ветеринарной аптечной организации в номенклатуру должностей фармацевтических работников неоднократно рассматривалось на уровне Минздрава России, что позволяет говорить об актуальности и необходимости внедрения разработанных нами дисциплин в учебный процесс вузов и сузов, занимающихся подготовкой фармацевтических специалистов.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Соколов В.Д. Ветеринарная фармация : учебник. СПб. : Лань, 2011. 512 с.

2. Бышенко В.В., Кныш О.И. Особенности лицензирования фармацевтической деятельности ветеринарных аптечных организаций // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию фармацевтического факультета Тюменского ГМУ, г. Тюмень, 25-26 января 2019 г. Тюмень : Айвекс, 2019. С. 19-21.

3. Бышенко В.В., Кныш О.И. К вопросу о нормативном регулировании обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения в России // Материалы VI международной научной конференции молодых ученых и студентов "Перспективы развития биологии, медицины и фармации", г. Шымкент, Республика Казахстан, 7-8 декабря 2018 г. Шымкент : Серпилис, 2018. С. 35-36.

4. Современные образовательные технологии : учебное пособие. 2-е изд., стереотип. / под ред. Н.В. Бордовской. М. : КНОРУС, 201 1. 432 с.

5. Бышенко В.В. Сравнительный анализ правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения // Материалы 52-й ежегодной Всероссийской конференции студентов и молодых ученых "Актуальные проблемы теоретической, экспериментальной, клинической медицины и фармации", г. Тюмень, 12.04.2018 г. Тюмень : Айвекс, 2018. С. 70.

6. Дельцов А.А., Косова И.В. Маркетинговые исследования ассортимента ветеринарных аптечных организаций // Фармация и фармакология. 2015. Т. 5, № 12. С. 31-36.

7. Кныш О.И., Бышенко В.В. Методические указания "Особенности деятельности ветеринарных аптечных организаций" для практических занятий и самостоятельной работы студентов 5 курса фармацевтического факультета. Тюмень : Тюменский ГМУ, 2017. 43 с.

8. Кныш О.И., Бышенко В.В. Методические указания "Лекарственные средства, применяемые в ветеринарии" для практических занятий и самостоятельной работы обучающихся по программе подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности "Фармацевтическая технология". Тюмень : Тюменский ГМУ, 2019. 72 с.

9. Справочник ветеринарного врача [Электронный ресурс] : учебное пособие. М. : Равновесие, 2007. эл. опт. диск (CD-ROM).

10. Александров И.Д. Актуальность и необходимость подготовки специалистов по ветеринарной фармации // Вопр. нормативно-правового регулирования в ветеринарии. - 2009. № 3. С. 54-56.

References

1. Sokolov V. D. Veterinary Pharmacy: a textbook. Saint Petersburg: Lan', 2011: 512 p. (in Russian)

2. Byshenko V.V., Knysh O.I. Features of the licensing of pharmaceutical activities of veterinary pharmacy organizations. In: Materials of the All-Russian Scientific-Practical Conference Dedicated to the 55th Anniversary of the Faculty of Pharmacy of Tyumen State Medical University, Tyumen, January 25-26, 2019. Tyumen': Ayveks, 2019: 19-21. (in Russian)

3. Byshenko V.V., Knysh O.I. On the issue of regulatory regulation of the circulation of medicines for veterinary use in Russia. In: Materials of the VI international scientific conference of young scientists and students "Prospects of biology, medicine and pharmacy", Shymkent, Republic of Kazakhstan, December 7-8, 2018. Shymkent: Serpilis, 2018: 35-6. (in Russian)

4. Modern Educational Technologies: a tutorial. 2nd ed., stereotypical. In: N.V. Bordovskaya (ed.). Moscow: KNORUS, 201 1: 432 p. (in Russian)

5. Byshenko V.V. Comparative analysis of the rules for dispensing medicines for medical and veterinary use. In: Proceedings of the 52nd Annual All-Russian Conference of Students and Young Scientists "Actual Problems of Theoretical, Experimental, Clinical Medicine and Pharmacy", Tyumen, April 12, 2018. Tyumen': Ayveks, 2018: 70. (in Russian)

6. Deltsov A.A., Kosova I.V. Marketing research of the range of veterinary pharmacy organizations. Farmatsiya i farmakologiya [Pharmacy and Pharmacology]. 2015; 5 (12): 31-6. (in Russian)

7. Knysh O.I., Byshenko V.V. Methodical Instructions "Features of the Activities of Veterinary Pharmacy Organizations" for Practical Exercises and Independent Work of 5th Year Students of the Faculty of Pharmacy. Tyumen': Tyumenskiy GMU, 2017: 43 p. (in Russian)

8. Knysh O.I., Byshenko V.V. Guidelines "Drugs Used in Veterinary Medicine" for Practical Training and Independent Work of Students on the Program of Training Highly Qualified Personnel in Residency in the Specialty "Pharmaceutical Technology". Tyumen': Tyumenskiy GMU, 2018: 43 p. (in Russian)

9. Reference Veterinarian [Electronic resource]: a textbook. Moscow: Ravnovesie, 2007. email. wholesale disk (CD-ROM). (in Russian)

10. Aleksandrov I.D. The relevance and need for training specialists in veterinary pharmacy. Voprosy normativno-pravovogo regulirovaniya v veterinarii [Regulatory Issues in Veterinary Medicine]. 2009; (3): 54-6. (in Russian)