Оптимизация методики формирования жизненных целей при подготовке будущих врачей по специальности "медико-профилактическое дело"

Резюме

Результативность деятельности будущих врачей в значительной степени зависит от их способности ставить жизненные цели и достигать их. Для совершенствования навыков целеполагания у будущих специалистов в области медико-профилактического дела использовали методы: анкетного опроса, монографический, аналитический и логический. Привлечение к исследованию в качестве респондентов 55 студентов выпускного курса ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет] и всестороннее обобщение опыта работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко позволили установить, что обучение медицинских специалистов целеполаганию является важным направлением в оптимизации их профессиональной подготовки. Среди опрошенных студентов доля лиц с высокой целеустремленностью составляет 9,09%, обладающих средним уровнем целеустремленности - 58,18%, имеющих низкую целеустремленность - 32,73%. Установлено, что среди респондентов, не владеющих методами целеполагания, 83,64% стремятся их освоить. Задачи по овладению методикой формирования жизненной цели и по ее достижению целесообразно отражать в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и профессиональных стандартах медицинских специалистов. Обучение будущих врачей целеполаганию может осуществляться в формате тренинга в системе их профориентации и в процессе изучения дисциплины "общественное здоровье и здравоохранение".

Ключевые слова:цель, целеполагание, врач, медико-профилактическое дело, подготовка

Для цитирования: Трегубов В.Н., Якушина И.И., Романова И.Ю. Оптимизация методики формирования жизненных целей при подготовке будущих врачей по специальности "медико-профилактическое дело" // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 4. С. 96-103. doi: 10.24411/2220-8453-2019-14007.

Эффективность деятельности современного человека и достигнутые им результаты в значительной степени определяются его умением грамотно и осознанно ставить перед собой жизненные цели. Доказано, что адекватно сформированные цели повышают эффективность профориентации, планирования карьеры, способствуют формированию личностной зрелости, активной жизненной позиции, позитивной системы ценностных ориентаций и т.д. Учитывая данные обстоятельства, вопросы по формированию жизненных целей уже давно исследуются специалистами при изучении личности, мышления, мотивации, эмоций, поведения, труда и общения [1-4].

Целеполаганию среди студентов как процессу постановки цели и определению способов ее достижения были посвящены исследования Е.К. Кардовской (2011), М.Ю. Марковой (2011), А.А. Ульянова (2014), Т.Х. Невструевой и соавт. (2016), Е.С. Богдана и соавт. (2016) и других авторов [1,3-6].

Однако вопрос о формировании жизненных целей будущими врачами в доступной литературе до настоящего времени подробно освещен не был, что и определило выбор темы настоящего исследования.

Цель - совершенствование навыков целеполагания у будущих специалистов в области медико-профилактического дела.

Материал и методы

Для достижения цели исследования использовался метод анкетного опроса. Специально разработанная карта анкетного опроса состояла из трех частей: первая содержала 5 вопросов о респонденте; вторая включала 9 вопросов о его отношении к целеполаганию и образовательной деятельности; третья часть состояла из 10 вопросов, предложенных Р. Персо, сумма положительных ответов на которые позволяет определить степень целеустремленности человека. К анкетному опросу методом случайной выборки были привлечены 55 студентов VI курса, обучающихся по специальности "медико-профилактическое дело", что составило 37% общей их численности в ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет). Во всех сравниваемых группах статистически значимыми считали различия при р<0,05. С помощью монографического метода детально изучен и обобщен опыт работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко Института общественного здоровья Сеченовского университета по обучению различных контингентов навыкам формирования и достижения жизненных целей. Это позволило с помощью аналитического и логического методов сформулировать выводы по материалам проведенного исследования.

Результаты и обсуждение

Как показал анализ ранее опубликованных работ, в настоящее время существует несколько десятков определений цели. В.И. Даль определяет цель в ее переносном значении, как "конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть". В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой цель определяется как "предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить". В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова говорится о цели, как о том, к чему стремятся, что намечено достичь, о пределе, намерении, которое должно осуществить [7].

Для большинства целей, поставленных человеком, характерно: возможное соответствие будущему результату; отражение потребности субъекта; придание смысла, ощущения полноты и эмоционального благополучия жизни человека; повышение активности и результативности при успешной деятельности специалиста и др. [5].

Достижение цели во многом определяется следующими параметрами: сложностью и специфичностью выбранной цели; близостью или отдаленностью ожидаемого результата; наличием необходимых личностных качеств у человека, таких как внутренняя энергия, мужество, настойчивость, креативность, обаяние, способность к рефлексии; влиянием цели на успешность деятельности, получение удовольствия или разочарования от выполняемой работы; наличием риска при достижении цели и др. [1,8, 9].

В литературных источниках также описаны различные методики целеполагания, широко распространенные на практике: sMART, sMARTER, CLER, PURE, POsERsE, GROW, GoMAD, sCORE, диагностика ценностных ориентиров в карьере "Якоря карьеры" Э. Шейна, построение древа ценностей и др. [6, 10].

Несмотря на значительную теоретическую проработку вопросов, связанных с формированием жизненных целей человеком и ее важность для будущих врачей, данная тема до настоящего времени не нашла должного отражения не только в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, но и в профессиональных стандартах медицинских специалистов. При этом применение профессиональных стандартов относится к одному из направлений модернизации современной экономики России в целом и здравоохранения в частности и регламентируется ст. 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.11.2017), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23, приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 147н, от 12.04.2013 № 148н, от 29.04.2013 № 170н и другими руководящими документами [11-13].

Только в 2 профессиональных стандартах для врачебного персонала в настоящее время отражены задачи медицинских менеджеров по целеполаганию руководимых коллективов. Так, в профессиональном стандарте "Специалист в области медико-профилактического дела", утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.06.2015 № 399н, в обобщенной трудовой функции "Деятельность по организации федерального государственного контроля (надзора)" указано на необходимость умения специалистами определять цели и задачи в установленной сфере деятельности. В профессиональном стандарте "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья", утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7.11.2017 № 768н, по которому могут работать после соответствующего обучения выпускники по специальности "Медико-профилактическое дело", в обобщенной трудовой функции "Управление процессами деятельности медицинской организации" отмечено, что соответствующие специалисты должны знать теорию управления и организации труда, включая основы проектного и программно-целевого управления, а также уметь организовывать работу трудового коллектива, осуществлять постановку целей и формулировать задачи, определять приоритеты. В данном профессиональном стандарте в обобщенной трудовой функции "Управление медицинской организации" отражены трудовые действия по разработке специалистами политики и стратегических целей в области менеджмента качества деятельности медицинской организации, а также умение организовывать работу трудового коллектива, осуществлять постановку целей и формулировку задач, определять приоритеты.

Для изучения отношения будущих врачей к целеполаганию и его влиянию на образовательную деятельность проведен анкетный опрос студентов выпускного курса Сеченовского университета, обучающихся по специальности "медико-профилактическое дело". Анализ их ответов на 10 вопросов, предложенных Р. Персо, позволил сформировать среди респондентов 3 группы: с высоким уровнем целеустремленности - 9,09%; со средним уровнем целеустремленности - 58,18%; с низким уровнем целеустремленности -32,73%. Достоверных различий по уровню целеустремленности у мужчин и женщин не выявлено (р>0,05).

В процессе анкетного опроса было установлено, что цель в жизни, которую опрошенные студенты готовы решать всю трудовую деятельность, поставлена 100% респондентами из 1-й группы, 56,25% - из 2-й группы и лишь 22,22% - из 3-й группы.

Остальные студенты, не имеющие на момент анкетного опроса определенной цели, планируют ее конкретизировать в последующем. При этом у большинства студентов (88,89%), имеющих четкую цель, она находится только в их мыслях и никак не зафиксирована на листе бумаги или в гаджете. Идентичные данные были получены в трех анализируемых группах студентов по владению ими методикой формирования и достижения цели жизни. Их доля в группе лиц с высокой целеустремленностью составила 100%, в группе со средней целеустремленностью - 53,13% и в группе с низкой целеустремленностью - 22,22%. Установлено, что 83,64% респондентов, не владеющих данными методиками, хотят научиться формировать цель жизни и достигать ее. Во всех трех группах определены достоверные статистические различия анализируемых показателей по наличию у студентов жизненной цели и владению ими методиками целеполагания (р<0,05).

Сравнительный анализ успеваемости студентов при освоении ими образовательных программ показал, что средний балл у лиц с высокой целеустремленностью составляет - 4,2, со средней целеустремленностью - 4,3 и с низкой целеустремленностью - 4,17. В сравниваемых группах достоверных статистических различий по успеваемости студентов в зависимости от уровня их целеустремленности не выявлено (р>0,05).

По-разному относятся студенты к работе в студенческих научных кружках в зависимости от уровня их целеустремленности. Так, доля студентов, активно занимающихся научной работой, во 2-й группе составляет 50%, в группе лиц с высокой целеустремленностью - 20%, а в группе с низкой целеустремленностью - 11%. При сравнении группы студентов со средней целеустремленностью с группами лиц, имеющих высокую и низкую целеустремленность, выявлены достоверные статистические различия их активности в студенческой научной работе (р<0,05). Низкая доля лиц, которые активно участвуют в работе студенческих научных кружков, в группе с высокой целеустремленностью, возможно, обусловлена их стремлением стать в первую очередь практическими врачами, а в группе с низкой целеустремленностью - их пассивностью.

Учитывая, что большинство опрошенных студентов, независимо от уровня их целеустремленности, стремятся овладеть методикой постановки и достижения цели, на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко Института общественного здоровья Сеченовского университета с обучаемыми из числа студентов IV-VI курсов, магистрантов, ординаторов, аспирантов и лиц, обучающихся в школе мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения", проводится занятие на тему: "Целеполагание в деятельности врача" [14, 15].

Основные учебные цели занятия - углубление теоретических знаний; приобретение обучаемыми опыта выбора цели с учетом их жизненных ценностей; практическое формирование собственной цели жизни; совершенствование коммуникативных навыков и др. Занятие проводится методом тренинга, в процессе которого рассматривают 4 учебных вопроса - потребности, мечты и жизненные цели человека; связь целеполагания с различными науками; методы целеполагания; правила достижения жизненных целей.

Учитывая приоритетное использование студентами при самостоятельной подготовке к занятию материалов, размещенных в сети Интернет, в список рекомендованной литературы включены учебно-методические материалы по формированию лидерских качеств у медицинских специалистов посредством интернет-ресурсов, разработанные на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко (2017); книги И.А. Пинтосевича "Ставь цели! Найти свою цель и достичь ее за 1 год" (2018) и Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" (2019); документальный фильм Дрю Хэриот "Секрет" (2006) и др.

Во время занятия всем обучаемым важно прийти к единым взглядам на целеполагание. Для этого в начале занятия проводится обсуждение, позволяющее выработать у студентов коллективное мнение: какой должна быть цель жизни с учетом ее глобальности и приносимой человеку радости, как и зачем ее нужно соизмерять с жизненными ценностями "якорями карьеры"; какие правила существуют при выборе большой (глобальной) цели в жизни; что становится побуждающими мотивами выбора цели; как следует выбирать одну, наиболее значимую, цель; что дает материализация цели путем ее записи, составления плана достижения цели на различные периоды жизни, ведения дневника достижений; как следует начинать движение к цели, даже если этого не хочется; как правильно идти к достижению цели; как избегать ловушек при достижении цели; как не отказаться от достижения цели; обсуждается типовая траектория карьерного роста врача при постановке цели стать неформальным лидером медицинского коллектива и эффективным руководителем медицинской организации и т.д.

Практическая часть занятия предусматривает выполнение следующих заданий: определение студентами на схеме "Колесо жизненного баланса" уровня личного состояния по восьми критериям: карьера, финансы, любовь и отношения, здоровье и спорт, развитие, друзья и окружение, духовное развитие, отдых; уточнение, является ли обучаемый многогранной личностью, что позволило бы ему сочетать свои возможности с потребностями и мечтами; прохождение теста из 10 вопросов на умение ставить жизненные цели; определение наиболее перспективных целей, с учетом их взаимосвязи с личностными ценностями "якорями карьеры"; построение на листе бумаги древа целей; определение с использованием методики целеполагания sMART перспективности выбранных целей для реализации.

На заключительном этапе тренинга обучаемым предлагается конкретизировать цель в письменной форме, определить и записать срок ее достижения, сформулировать задачи для достижения цели со сроками их выполнения, перечислить жизненные ценности, которые будут способствовать достижению указанной цели, а также трудности, которые могут возникнуть при достижении цели, и пути их преодоления.

По отзывам 65% обучаемых, данное занятие заставляет их задуматься над ключевыми жизненными вопросами, еще 30% высоко оценивают методику проведения занятия, 5% затрудняются конкретизировать свое отношение к полученным знаниям и навыкам, так как они расходятся с ранее сложившимися их взглядами на перспективы карьерного роста.

Выводы

1. Целеполагание - важный фактор, повышающий жизненную активность человека и ускоряющий его профессиональное становление.

2. Среди респондентов, обучающихся по специальности "медико-профилактическое дело", доля лиц с высокой целеустремленностью составляет 9,09%; обладающих хорошим уровнем целеустремленности - 58,18%; имеющих низкую целеустремленность - 32,73%. При этом 83,64% опрошенных студентов, не владеющих методикой целеполагания, стремятся научиться формировать и достигать цель жизни.

3. Задачи по освоению методики формирования жизненной цели необходимо отражать в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и профессиональных стандартах медицинских специалистов.

4. Обучение будущих врачей методике формирования жизненной цели предпочтительно осуществлять в системе профориентации и изучения дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение" путем проведения занятия на тему: "Целеполагание в деятельности врача".

5. Тематическое занятие по целеполаганию может проводиться в формате тренинга с обсуждением актуальных теоретических вопросов, практическим освоением методики формирования жизненной цели и способов ее достижения.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Жукова Е.В., Нестик Т.А. Взаимовлияние управленческого видения и индивидуально-личностных особенностей руководителя // Нац. психол. журн. 2013. № 10 (2). С. 52-60.

2. Кардовская Е.К. Рефлексия и целеполагание как механизмы развития профессионального самосознания студентов // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 135-138.

3. Невструева Т.Х., Помченко М.А., Резанова Н.В. Категориальная структура личных стремлений в контексте целевой системы личности (на примере студентов вуза) // Высшее образование сегодня. 2016. № 8. С. 49-54.

4. Ульянов А.А. Исследование целеполагания студентов как составляющей готовности к управленческой деятельности // Ученые записки Орловск. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 58(2). С. 113-116.

5. Маркова М.Ю. Осознание и структуризация жизненных целей студентов в процессе тренинга "Основы эффективного целеполагания" // Образование и саморазвитие. 2011. № 25 (3). С. 145-150.

6. Богдан Е.С., Гузич М.Э. Психологический аспект планирования и управления индивидуальной карьерой студентами и выпускниками вуза // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 178-183.

7. Селезнева Е.В. Пространство целей человеческой жизни // Мир психологии. 2009. № 57 (1). С. 50-55.

8. Бухтиярова С.А. Вербальная характеристика ингибирующего и оптимизирующего воздействия цели жизни на личность // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2010. № 1. С. 7-20.

9. Лебедева Е.А. Значение целей в жизни человека и в жизни организации // International Scientific Review. 2015. № 7 (6). С. 84-85.

10. Роздольская И.В., Мозговая Ю.А., Дьячкова Е.Н. Использование в управленческом коучинге методик целеполагания как способа структурирования инновационного мышления // Вестн. Белгородск. ун-та кооперации, экономики и права. 2016. № 58 (2). С. 31-41.

11. Серебренникова М.С., Фатеева Н.Б., Петрякова С.В. Актуальность и механизм внедрения профессиональных стандартов // Аграрный вестн. Урала. 2017. № 1. С. 95-98.

12. Трегубов В.Н., Кузнецова М.Ю., Орлова А.А. Особенности подготовки врачей-стоматологов по общественному здоровью и здравоохранению в соответствии с положениями профессионального стандарта // Стоматология. 2018. № 6. С. 10-12.

13. Трегубов В.Н., Фетцер Е.И., Сипливый В.И., Орлова А.А. Функции врача по организации офтальмологической помощи в соответствии с положениями профессионального стандарта // Вестн. офтальмол. 2018. № 6. С. 124-128.

14. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Соколов Н.А. Опыт подготовки руководителей здравоохранения в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" // Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 156-163.

15. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Микерова М.С. Российский опыт профессиональной подготовки врачей по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" // Пробл. здоровья и экологии. 2017. № 52 (2). С. 80-84.

References

1. Zhukova E.V., Nestik T.A. Interdependence of the management vision and individual personality traits of the company executive. Natsional'nyi psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal]. 2013; 10 (2): 52-60. (in Russian)

2. Kardovskaya E.K. Reflection and statement of purposes as mechanisms of development of students' professional self-consciousness. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2011; (4): 135-8. (in Russian)

3. Nevstrueva T.H., Pomchenko M.A., Rezanova N.V. Categorical structure of personal aspirations in the context of the target system of personality (on the example of University students). Visshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. 2016; (8): 49-54. (in Russian)

4. Ulyanov A.A. Research of a goal-setting of students as making readiness for administrative activity. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki [Scientific Notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences]. 2014; 58 (2): 113-6. (in Russian)

5. Markova M.Yu. Awareness and structuring of students' life goals in the process of training "Fundamentals of effective goal-setting". Obrazovanie i samorazvitie [Education and Self-Development]. 2011; 25 (3): 145-50. (in Russian)

6. Bоgdan E.S., Guzich M.E. The Psychological Aspect of Career Management by Students and Graduates. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogic Education in Russia]. 2016; (6): 178-83. (in Russian)

7. Selezneva E.V. Space of human life goals. Mir psikhologii [World of Psychology]. 2009; 57 (1): 50-5. (in Russian)

8. Bukhtiyarova S.A. Verbal description peculiarities of the personality ruining and developing the aim of living nfluence. [Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Linguistics]. 2010; (1): 7-20. (in Russian)

9. Lebedeva E.A. Meaning purposes in human life and in the life of the organization. International Scientific Review. 2015; 7 (6): 84-5. (in Russian)

10. Rozdol'skaya I.V., Mozgovaya Yu.A., D'yachkova E.N. Goal setting techniques application in managerial coaching as a way of innovative thinking structuring. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava [Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law]. 2016; 58 (2): 31-41. (in Russian)

11. Serebrennikova M.S., Fateeva N.B., Petryakova S.V. Relevance and mechanism of introduction of professional standards. Agrarniy vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals]. 2017; (1): 95-8. (in Russian)

12. Tregubov V.N., Kuznetsova M.Yu., Orlova A.A. Training of dentists in public healthcare in accordance with professional standards. Stomatologiya [Dentistry]. 2018; (6): 10-2. (in Russian)

13. Tregubov V.N., Fettser E.I., Siplivy V.I., Orlova A.A. Public healthcare responsibilities of ophthalmologists according to professional regulations. Vestnik oftal'mologii [Journal of Ophthalmology]. 2018; (6): 124-8. (in Russian)

14. Reshetnikov V.A., Tregubov V.N., Sokolov N.A. Experience in training health managers in the Laboratory of the skill of "Health Leadership". Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2018; (1): 156-63. (in Russian)

15. Reshetnikov V.A., Tregubov V.N., Mikerova M.S. Russian experience of professional training of doctors in the specialty "Health care organization and public health". Problemy zdorov'ya i ekologii [Problems of Health and Ecology]. 2017; 52 (2): 80-4. (in Russian)