Анализ мнения руководителей медицинских организаций и медицинских работников по вопросам организации неотложной медицинской помощи

Резюме

К условиям, влияющим на развитие неотложной медицинской помощи (НМП) на региональном уровне, относятся компетентность должностных лиц медицинских организаций и уровень знаний медицинских работников кабинетов (отделений) НМП по вопросам организации неотложной первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Проведен опрос руководителей медицинских организаций и медицинских работников кабинетов (отделений) НМП по вопросам организации неотложной медицинской помощи. Анализ результатов опроса выявил недостаточный уровень знаний опрошенных об основных принципах организации НМП и условия, влияющие на ее развитие, среди которых дефицит кадров и неэффективный способ оплаты. Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости углубленного изучения вопросов организации НМП при обучении медицинских работников по дополнительным профессиональным программам в традиционной форме и в системе непрерывного медицинского образования. Выявленные условия, влияющие на развитие структурных подразделений, оказывающих ПМСП в неотложной форме, необходимо учитывать при разработке мероприятий по совершенствованию НМП.

Ключевые слова:неотложная медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь, компетентность руководителей медицинских организаций

Для цитирования: Москвичева М.Г., Щепилина Е.С. Анализ мнения руководителей медицинских организаций и медицинских работников по вопросам организации неотложной медицинской помощи // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 4. С. 84-93. doi: 10.24411/2220-8453-2019-14006.

Формирование в структуре поликлиник кабинетов (отделений) неотложной медицинской помощи (НМП) относится к основным мероприятиям федерального проекта по созданию новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), на принципах бережливого производства [1, 2], которые направлены на повышение эффективности системы оказания ПМСП [3, 4]. Однако, несмотря на наличие нормативов объема и финансового обеспечения НМП в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [5], фактические показатели ее оказания не достигают утвержденных [6-8]. К условиям, влияющим на развитие НМП на региональном уровне, относят компетентность должностных лиц медицинских организаций в вопросах организации НМП [9], необходимость знаний которых регламентирована действующим профессиональным стандартом специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья [10], а также знания медицинских работников структурных подразделений, оказывающих неотложную ПМСП, по вопросам ее организации.

цель - анализ мнения руководителей и заместителей руководителей медицинских организаций и медицинских работников кабинетов (отделений) НМП об основных принципах организации НМП и условиях, влияющих на развитие структурных подразделений, оказывающих ПМСП в неотложной форме.

Материал и методы

В рамках исследования применяли следующие методы: социологический, математико-статистический, аналитический. Для социологического исследования были выделены 2 группы респондентов: 1-я группа -руководители и заместители руководителей медицинских организаций Челябинской области (далее - респонденты 1-й группы); 2-я группа - медицинские работники кабинетов (отделений) НМП медицинских организаций г. Челябинска (далее - респонденты 2-й группы). Материалами исследования стали результаты опроса респондентов 1-й и 2-й групп. Источником информации были разработанные автором нестандартизованные анкеты для изучения мнения респондентов 1-й и 2-й групп по вопросам организации НМП. Социологический метод исследования респондентов 1-й группы включал анонимное анкетирование руководителей и заместителей руководителей медицинских организаций, которое осуществлялось в рамках прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России за 2014-2017 гг., при этом анкетирование проводилось до изучения данных вопросов на программах дополнительного профессионального образования. Объем исследования составил 138 анкет, единиц наблюдения, в которых обработано 3450 единиц информации. Социологический метод исследования респондентов 2-й группы включил анонимное анкетирование медицинских работников отделений (кабинетов) НМП медицинских организаций Челябинска. Объем исследования включал 86 единиц наблюдения, собрано 3010 единиц информации. Математико-статистическая обработка включила расчет относительных (экстенсивных) показателей. Первичный материал вносили в программу Microsoft Offke Excel 2012, обработка и математико-статистический анализ полученных результатов выполнены при помощи программы IBM SPSS Statistics (версия 19.0).

Результаты

Результаты анализа опроса респондентов 1-й группы

Анализ социально-демографической характеристики опрошенных установил, что 23,9% респондентов занимают должность руководителя медицинской организации, 76,1% - заместителя руководителя медицинской организации. Большинство респондентов (34,1%) относятся к возрастной группе 51-60 лет, 29,7% - 41-50 лет, 26,1% составляют респонденты в возрасте от 31 до 40 лет, 6,5% - в возрасте 60 лет и старше, респонденты в возрасте до 30 лет составили 3,6% из числа опрошенных. Среди респондентов 38,4% составили должностные лица медицинских организаций, имеющие стаж работы в данной должности от 1 года до 5 лет, 23,9% - более 10 лет, 21% - до 1 года и 16,7% - занимающие руководящую должность в медицинской организации от 5 до 10 лет. При этом лишь 8,7% опрошенных отметили, что имеют квалификационную категорию по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" (7,2% - высшую и 1,4% - первую), большинство руководителей и заместителей руководителей медицинских организаций не имеют квалификационной категории по этой специальности.

Анализ знания руководителями и заместителями руководителей медицинских организаций основных принципов организации НМП установил следующее. Большая часть респондентов (52,2%) не знают, что НМП относится к формам оказания медицинской помощи, 25,4% не знают, при каких состояниях и заболеваниях требуется оказание НМП. 20,3% руководителей медицинских организаций и их заместителей считают, что получение лицензии на работы (услуги) по НМП не обязательно; 23,9% респондентов отметили, что кабинет (отделение) НМП может быть сформирован в структуре медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, 23,2% - в составе подразделений скорой медицинской помощи; 15,9% указали, что штатное расписание структурных подразделений НМП формирует и утверждает вышестоящий орган исполнительной власти в сфере здравоохранения, больше половины руководителей (52,2%) считают, что медицинские работники могут быть устроены в кабинет (отделение) НМП только по основному месту работы.

По мнению большинства респондентов, НМП должны оказывать врачи-терапевты (84,1%), врачи-педиатры (76,6%), врачи общей практики (75,4%), прошедшие обучение оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях; только 51,4% опрошенных знают, что НМП может осуществляться врачами-специалистами; по мнению 40,6% респондентов, ПМСП в неотложной форме могут оказывать фельдшеры. При этом 36,9% руководителей медицинских организаций считают, что ПМСП в неотложной форме должны оказывать медицинские работники скорой медицинской помощи (СМП). 90,9% опрошенных знают, что наблюдение за пациентами, которым была оказана НМП, осуществляется врачами участковой службы.

Установлен дефицит знаний по условиям и срокам оказания НМП. Среди респондентов 9,4% не знают, что НМП может осуществляться на дому, в амбулаторных условиях (26,8%), в условиях дневного стационара (75,4%). 28,3% не знают установленный срок ожидания оказания НМП, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1506 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.", при этом 11,6% считают, что она должна быть оказана в течение 20 мин после поступления обращения, 8,7% - в течение 8 ч после регистрации вызова, 10,1% отметили безотлагательность оказания НМП на дому.

Не знают установленный приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (далее - приказ № 543н) срок оказания ПМСП в неотложной форме в поликлинике 66,7% опрошенных, 43,5% считают, что НМП по направлению регистратора должна быть оказана в течение 20 мин, 26,8% - в течение 2 ч после обращения.

Установлены отличия в мнениях респондентов по способам оплаты НМП: 60,9% указали "оплату медицинской помощи в неотложной форме в общем объеме подушевого финансирования", 22,5% - "за посещение по поводу неотложного состояния" и 24,5% - "за обращение по поводу неотложного состояния", 8,0% - "за законченный случай лечения". При этом действующий на момент проведения опроса способ оплаты НМП в общем объеме подушевого финансирования эффективным считают лишь 19,6% опрошенных. По мнению руководителей медицинских организаций, наиболее эффективна оплата за посещение по поводу неотложного состояния (47,8%), за обращение по поводу неотложного состояния (31,9%), за законченный случай лечения в амбулаторных условиях (14,9%).

Выявлены недостаточные знания респондентов законодательной базы, регламентирующей организацию НМП. Среди респондентов 76,1% отметили, что вопросы организации НМП регламентированы Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", 62,3% указали приказ № 543н, 24,6% респондентов считают, что основным документом является законодательство о лицензировании медицинской деятельности и 22,5% - государственная программа "Развитие здравоохранения".

При этом практически все опрошенные (98,6%) знают региональный документ, регламентирующий организацию НМП в Челябинской области.

По вопросам взаимодействия со службой СМП установлено, что большинство респондентов (58,7%) считают, что бригада СМП имеет право обслуживать неотложный вызов только при отсутствии "экстренных", 8,0% считают, что СМП не имеет права обслуживать неотложные вызовы ни при каких условиях. Среди респондентов 24,6% не знают, что при вызове НМП на дом выезд должен осуществляться на санитарном автотранспорте НМП, оснащенном укладкой, 18,1% указали, что выезд на дом к пациенту с неотложным состоянием осуществляется на машине СМП. Около половины респондентов (48,6%) считают, что при необходимости госпитализации пациента с неотложным состоянием в стационарные условия транспортировка осуществляется на санитарном автотранспорте кабинета (отделения) НМП; 74,6% указали выездную бригаду СМП; по мнению 7,2% руководителей, транспортировка может осуществляться на попутном транспорте или транспортном средстве пациента.

Анализ мнения руководителей медицинских организаций и их заместителей об условиях, влияющих на развитие структурных подразделений, оказывающих ПМСП в неотложной форме, установил следующее: 60,9% респондентов считают основной причиной недостаточного развития НМП дефицит кадров, 34,8% - неэффективный способ оплаты посещений в неотложной форме, 12,3% опрошенных - отсутствие санитарного автотранспорта для обслуживания неотложных вызовов на дому, столько же респондентов (12,3%) - отсутствие контроля данного раздела работы, 10,9% - отсутствие помещений, 6,5% - отсутствие организационно-методических документов, регламентирующих организацию кабинетов (отделений) НМП на региональном уровне.

Результаты анализа опроса респондентов 2-й группы

Анализ социально-демографической характеристики опрошенных установил, что 30,2% относятся к возрастной группе 51 года и более, 25,6% - 41-50 лет, 23,3% составляют респонденты в возрасте от 31 до 40 лет, возраст до 30 лет указали 20,9% респондентов. Большинство респондентов являются фельдшерами кабинетов НМП (66,3%), 24,4% отметили, что занимают должность врача отделения НМП, 5,8% -врача кабинета НМП, 3,5% - фельдшеры отделений НМП. Среди опрошенных 46,5% имеют стаж работы в данной должности от 1 до 5 лет, 23,3% - более 10 лет, 19,8% занимают указанную должность от 5 до 10 лет, у 10,4% стаж работы составляет до 1 года. Большая часть респондентов являются медицинскими работниками указанной ими медицинской организации (67,4%), из которых 53,4% работают в структурном подразделении НМП по основному месту работы, 14% осуществляют медицинскую деятельность в кабинете (отделении) НМП на условиях внутреннего совместительства в соответствии с графиком дежурств, 32,6% опрошенных работают в другой медицинской организации, осуществляя медицинскую деятельность в кабинете (отделении) НМП в соответствии с графиком дежурств на условиях внешнего совместительства.

Большинство медицинских работников проходили обучение оказанию НМП (87,2%), из них 86% проходили курс повышения квалификации по оказанию НМП менее 5 лет назад. Из числа респондентов, прошедших обучение НМП, 44,2% указали, что были направлены на обучение с целью овладения навыками оказания НМП, 34,9% - для получения лицензии медицинской организацией на работы (услуги) по НМП, 5,8% - прошли обучение по собственному желанию, 10,5% - обучение не проходили. Среди опрошенных 23,2% имеют высшую квалификационную категорию по специальности, 15,1% - первую, 4,7% - вторую, большая часть респондентов (57%) не имеет квалификационной категории по специальности.

Есть отличия в ответах респондентов об условиях оказания ПМСП в неотложной форме: 39,5% опрошенных отметили, что оказывают НМП и в поликлинике, и на дому, 37,2% - только на дому, 22,1% - только в поликлинике, 12,8% медицинских работников указали, что оказывают НМП в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Анализ результатов опроса медицинских работников кабинетов (отделений) НМП об источниках информирования пациентов по вопросам НМП установил следующее. По мнению большинства (75,6%) респондентов, информацию о кабинете (отделении) НМП пациенты поликлиники получают от сотрудников регистратуры, 65,1% считают, что такую информацию пациенты получают от участковых врачей поликлиники, 58,1% отметили в качестве источника информации стенды в медицинских организациях, 55,8% указали официальный сайт поликлиники, 54,7% - медицинских работников кабинета (отделения) НМП, 15,1% в качестве источника информации указали диспетчера СМП и работников call-центра.

Основным источником информации о поводах для обращения в кабинет (отделение) НМП также являются сотрудники регистратуры, об этом сообщили 57% опрошенных, 54,7% - указали медицинских работников кабинета (отделения) НМП, 44,2% - врачей участковой службы, также среди источников данной информации медицинские работники указали официальный сайт медицинской организации (32,6%) и информационные стенды (31,4%).

В большинстве поликлиник, оказывающих ПМСП в неотложной форме, по мнению опрошенных (96,5%), имеется выделенный номер телефона для вызова НМП. При этом 47,7% медицинских работников указали номер "03" для вызова НМП, большинство респондентов (82,6%) считают, что вызов НМП осуществляется по городскому телефонному номеру поликлиники, 19,8% - по единому номеру НМП, 16,3% - по мобильному номеру телефона для вызова НМП из поликлиники, 8,1% опрошенных считают, что НМП можно вызвать по номеру call-центра.

Проведенный анализ установил различия в знаниях респондентов о сроках оказания НМП в поликлинике и на дому. Все медицинские работники кабинетов (отделений) НМП знают, что ПМСП в неотложной форме при вызове медицинского работника на дом должна быть оказана в течение не более 2 ч после поступления обращения. При этом мнения респондентов о сроке оказания НМП в поликлинике по направлению регистратора разделились: 58,1% указали на безотлагательное оказание НМП в поликлинике, 22,1% - в течение 20 мин после поступления обращения, 15,1% - в течение не более 2 ч после поступления обращения, у 4,7% респондентов ответ на данный вопрос вызвал затруднение.

По результатам опроса установлено, что большинство (84,9%) медицинских работников структурных подразделений НМП считают, что при вызове медицинского работника для оказания НМП на дому выезд осуществляется на легковом транспорте, оборудованном укладкой для оказания НМП, 2,3% - на машине СМП; лишь 9,3% респондентов указали санитарный транспорт, оборудованный укладкой для оказания НМП. По мнению 93,0% опрошенных, наблюдение за пациентом после оказания НМП чаще всего осуществляется участковым врачом. На вопрос о способе транспортировки пациента в неотложном состоянии при необходимости госпитализации в стационар: 86% опрошенных указали машину СМП, 25,6% - автотранспорт кабинета (отделения) НМП, из них 3,5% считают, что транспортировка пациента внеотложном состоянии в стационар осуществляется без сопровождения медицинского работника, 4,7% указали использование транспортного средства пациента при необходимости госпитализации в стационар без сопровождения медицинского работника.

На вопрос: "Приходилось ли Вам отказывать пациентам в оказании неотложной медицинской помощи?" большинство медицинских работников структурных подразделений НМП (88,4%) ответили, что не приходилось. Те, кому приходилось отказывать в оказании НМП (11,6%), основными причинами отказа указали: непрофильные вызовы (8,1%), другой район проживания (7,0%), отсутствие медицинского работника (1,2%).

Анализ результатов опроса респондентов об организации работы структурных подразделений НМП, в которых респонденты осуществляют оказание ПМСП в неотложной форме, установил, что наиболее значимыми проблемами в организации НМП являются обеспеченность медицинских работников НМП необходимыми медицинскими препаратами и расходными материалами (19,8% респондентов), а также уровень технического оснащения выездных бригад НМП (11,6% опрошенных).

Анализ мнений медицинских работников структурных подразделений, оказывающих ПМСП в неотложной форме, об условиях, влияющих на развитие НМП, установил следующее: 38,4% респондентов считают основной причиной недостаточного развития НМП неэффективный способ оплаты НМП, 30,2% - дефицит кадров, 24,4% - недостаток медикаментов, столько же респондентов (24,4%) - недостаток медицинского оборудования, 18,6% - отсутствие помещений, 16,3% - отсутствие контроля данного раздела работы, 12,8% - отсутствие организационно-методических документов, регламентирующих организацию кабинетов (отделений) НМП на региональном уровне, 9,3% - нехватку санитарного автотранспорта для выезда сотрудников НМП по поводу неотложного состояния на дом.

Обсуждение

Анализ результатов опроса выявил недостаточный уровень знаний об основных принципах организации ПМСП в неотложной форме у руководителей медицинских организаций и медицинских работников кабинетов (отделений) НМП: 28,3% руководителей не знают сроки оказания НМП на дому; 66,7% руководителей и 41,9% медицинских работников кабинетов (отделений) НМП не знают сроки оказания НМП в поликлинике; 24,6% руководителей и 90,7% медицинских работников не знают, что выезд медицинского работника НМП для оказания неотложной помощи на дому должен осуществляться на санитарном автотранспорте, оборудованном укладкой для оказания НМП; 48,6% руководителей и 25,6% медицинских работников считают, что транспортировку пациента с неотложным состоянием в стационар можно осуществлять на санитарном автотранспорте кабинета (отделения) НМП; 7,2% руководителей и 4,7% медицинских работников не исключили возможность использования транспортного средства пациента для госпитализации в стационар.

При этом наиболее значимыми проблемами в организации НМП, по мнению большинства медицинских работников, являются низкая обеспеченность бригад НМП лекарственными препаратами и расходными материалами и низкий уровень технической оснащенности, а основными условиями, препятствующими развитию НМП, по мнению руководителей и медицинских работников, являются дефицит кадров и неэффективный способ оплаты НМП.

Заключение

Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости углубленного изучения вопросов организации НМП в рамках обучения руководителей медицинских организаций и медицинских работников кабинетов (отделений) НМП. Руководителям образовательных учреждений среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, реализующих программы подготовки медицинских работников, рекомендуется рассмотреть возможность включения вопросов организации и оказания ПМСП в неотложной форме:

1) в основные профессиональные образовательные программы высшего образования;

2) в дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей-специалистов, в том числе в системе непрерывного медицинского образования;

3) в основные образовательные программы подготовки специалистов среднего звена, в том числе в системе непрерывного медицинского образования.

С целью повышения уровня знаний должностных лиц медицинской организации в области НМП разработаны и внедрены учебные материалы на тему "Организация неотложной медицинской помощи" для использования в образовательном процессе на дополнительных профессиональных программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье". В рамках обучения в системе непрерывного медицинского образования разработана и утверждена дополнительная профессиональная программа повышения квалификация "Актуальные вопросы организации медицинской помощи" (с применением электронного обучения), включающая вопросы организации ПМСП в неотложной форме.

С целью методического обеспечения руководителей медицинских организаций, оказывающих ПМСП, заместителей руководителей по поликлиническому разделу работы, медицинских работников кабинета (отделения)

НМП при организации и оказании НМП на региональном уровне разработаны и внедрены методические рекомендации "Организационные подходы к обеспечению качества неотложной медицинской помощи при формировании системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности" [11].

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Мурашко М.А., Панин А.И., Князюк Н.Ф. Качественно новая модель медицинской организации // Вестн. Росздравнадзора. 2018. № 6. С. 7-12.

2. Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. № 10. URL: http://government.ru/ news/33829/

3. Стародубов В.И., Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: сценарии развития // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. Т. 2, № 2. С. 34-47.

4. Шишкин С.В., Шейман И.М., Абдин А.А., Боярский С.Г. и др. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы // Доклад НИУ ВШЭ по проблемам развития системы здравоохранения. М. : ИД Высшей школы экономики, 201 7. 84 с.

5. Обухова О.В., Брутова А.С., Совпель А.А. Изменения в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // Менеджер здравоохр. 2015. № 1. С. 57-67.

6. Герасимова Л.И., Матвеев Р.С., Викторов В.Н. Анализ результативности амбулаторно-поликлинической службы // Общественное здоровье и здравоохр. 2013. № 1. С. 52-56.

7. Флек В.О. Анализ финансового обеспечения российского здравоохранения по системе счетов. М., 2015. 224 с.

8. Шильникова Н.Ф., Сенижук А.И. Аудит реализации территориальной программы государственных гарантий в субъекте Федерации на примере Забайкальского края // Менеджер здравоохр. 2017. № 9. С. 35-44.

9. Москвичева М.Г., Щепилина Е.С. Процессный подход при организации неотложной медицинской помощи // Непрерывное мед. образование и наука. 2018. Т. 13, № 4. С. 30-34.

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.11.2017 г. № 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья"".

11. Москвичева М.Г., Щепилина Е.С. Организационные подходы к обеспечению качества неотложной медицинской помощи при формировании системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (методические рекомендации) // Непрерывное мед. образование и наука. 2019. Т. 14, № 2. С. 21-27.

References

1. Murashko M.A., Panin A.I., Knyazyuk N.F. A qualitatively new model of medical organization. Vestnik Roszravnadzora [Bulletin of Roszravnadzor]. 2018; (6): 7-12. (in Russian)

2. Minutes of the meeting of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on strategic development and national projects dated September 3, 2018 No. 10. URL: http://government.ru/ news/33829/ (in Russian)

3. Starodubov V.I., Ulumbekova G.E. Public Health of Russia: development scenarios. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie [ORGZDRAV: news, Opinions, Training]. 2015; 2 (2): 34-47. (in Russian)

4. Shishkin S.V., Shejman I.M., Abdin A.A., Boyarskij S.G., et al. Russian health care in the new economic environment: challenges and prospects. In: HSE report on the development of the healthcare system. Moscow: ID Visshey Shkoly Ekonomiki, 2017: 84 p. (in Russian)

5. Obuhova O.V., Brutova A.S., Sovpel' A.A. Changes in the program of state guarantees of free provision of medical care to citizens for 2015 and for the planning period of 2016 and 2017. Menedzher zdravookhraneniya [Health Care Manager]. 2015; (1): 57-67. (in Russian)

6. Gerasimova L.I., Matveev R.S., Viktorov V.N. Analysis of the effectiveness of outpatient service. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie [Public Health and Health Care]. 2013; (1): 52-6. (in Russian)

7. Flek V.O. Analysis of Financial Support of the Russian Health Care System of Accounts. Moscow, 2015: 224 p. (in Russian)

8. Shil'nikova N.F., Senizhuk A.I. Audit of the implementation of the territorial program of state guarantees of the subject of Federation on the example of the TRANS-Baikal region. Menedzher zdravookhraneniya [Health Care Manager]. 2017; (9): 35-44. (in Russian)

9. Moskvicheva M.G., Shchepilina E.S. Process approach in the organization of emergency medical care. Nepreryvnoe meditsinskoe obrazovanie i nauka [Continuing Medical Education and Science]. 2018; 4 (13): 30-4. (in Russian)

10. Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of 07.11.2017 No. 768n "On approval of the professional standard "Specialist in the field of health care and public health"". (in Russian)

11. Moskvicheva M.G., Shchepilina E.S. Organizational approaches to quality assurance of emergency medical care in the formation of the system of internal quality control and safety of medical activities. Nepreryvnoe meditsinskoe obrazovanie i nauka [Continuing Medical Education and Science]. 2019; 2 (14): 21-7. (in Russian)