Реализация новых подходов в подготовке бакалавров сестринского дела: переход на уровень магистратуры "управление сестринской деятельностью"

Резюме

Введение в российское образование многоуровневой подготовки бакалавриат-магистратура коснулось и подготовки кадров для системы здравоохранения: у специалистов сестринского дела специалитет сменился на бакалавриат, причем подготовка бакалавров была введена еще в 2011 г., но отсутствовал уровень магистратуры. В статье представлен первый опыт внедрения в образовательную траекторию бакалавров по направлению "сестринское дело" модели подготовки магистров по профилю "управление сестринской деятельностью", основные этапы разработки федерального государственного образовательного стандарта для нового уровня образования и первые результаты анализа востребованности таких кадров в учреждениях практического здравоохранения и образовательных организаций в сфере медицины.

Ключевые слова:подготовка кадров, сестринское дело, бакалавриат, магистратура, управление сестринской деятельностью, профессиональный стандарт, аккредитация

Для цитирования: Касимовская Н.А. Реализация новых подходов в подготовке бакалавров сестринского дела: переход на уровень магистратуры "управление сестринской деятельностью" // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 4. С. 74-81. doi: 10.24411/2220-8453-2019-14005.

Внимание государства и общества к проблемам российского здравоохранения обусловливает необходимость подготовки грамотных компетентных специалистов, следующих за новациями и отвечающих вызовам XXI в. [1]. С конца XX в. российское образование претерпело значительные реформы, в результате которых сформировалась новая модель получения образования и занятости молодежи. Произошел рост инвестиций в человеческий капитал и образование (большая доля молодежи в настоящее время стремится получить полное среднее и высшее образование и более активна в получении дополнительного профессионального образования). В настоящее время профессиональная реализация - это непрерывный процесс становления и развития потенциала человека в профессиональной деятельности на протяжении всей его жизни, включающий множество элементов, таких как профессиональные установки (выбор и освоение компетенций профессии, готовность приступить к работе), карьерные ожидания и их удовлетворение, ценностные ориентации (связаны с престижем профессии в обществе и оценкой профессиональной деятельности). Профессиональная реализация проходит в несколько этапов: профессиональное самоопределение (выбор профессии), получение профессионального образования, адаптация в профессии (на конкретном рабочем месте) и последующее профессиональное совершенствование (карьера и погружение в профессию) [2, 3].

С интеграцией российского образования в Болонский процесс одной из важнейших задач университетов становится подготовка магистров, обладающих необходимыми навыками для жизни в поликультурной и многоязыковой среде и успешной трудовой деятельности при глобальной конкуренции в интернациональных группах профессионалов, в условиях толерантности, академической мобильности и миграции трудовых ресурсов [4]. При этом современные социально-экономические условия, интенсивное появление новых технологий, реалии рынка труда предъявляют новые требования к будущим специалистам в здравоохранении. С 2011 г. высшая школа России перешла на уровневую систему подготовки, в соответствии с которой будущие профессионалы могут ограничить свое высшее образование покорением первой вершины - бакалавриата, но могут и продолжить его в будущем в магистратуре, получив степень магистра по соответствующему направлению подготовки [5].

В России одними из первых в подготовке кадров для системы здравоохранения на уровне бакалавриата перешли медицинские сестры, до 2010 г. имеющие образовательную траекторию по специальности "сестринское дело", квалификация "менеджер". Зарубежные исследования показали, что медицинские сестры, получившие степень бакалавра, реже уходят из профессии, чем медицинские сестры с более низким уровнем образования, даже в том случае, когда они занимают одинаковые должности и получают одинаковую зарплату [6]. Профессия "медицинская сестра" в мире в целом, и в Европейском регионе в частности остается одной из самых дефицитных и самых востребованных, в связи с этим в некоторых зарубежных странах (Великобритания, Соединенные Штаты Америки и др.) университетское сестринское образование эволюционно смещает подготовку медицинской сестры в колледжах и сестринских школах [7]. При этом необходимо отметить, что в российском здравоохранении, по данным на 2019 г., не достает 130 тыс. медицинских сестер. В здравоохранении большинства развитых стран врачебная деятельность и сестринское дело рассматриваются как самостоятельные, но дополняющие друг друга профессии. Считается, что с введением многоуровневой системы подготовки сестринского персонала, реализацией многочисленных программ партнерств с зарубежными коллегами профессия медицинской сестры приобретает все большую самостоятельность, более четкими становятся границы сестринской и врачебной деятельности, расширяется спектр оказываемых медицинскими сестрами услуг [8].

Бакалавриат по направлению подготовки "сестринское дело" в России реализуется с 2011 г., но уровень магистратуры для развития карьерной траектории бакалавров отсутствовал. Выпускники бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 "Сестринское дело" имели формальные возможности в плане профессиональной реализации [9]. При этом формирующийся в результате инвестиций и накоплений определенный запас знаний, навыков, способностей, мотиваций, требующихся для качественного выполнения профессиональной деятельности управленцев в сестринском деле, в карьерной траектории оставался нереализованным. В то время как образовательная траектория уровня магистратуры могла выступать в виде своего рода "инвестиций" в кадровый потенциал по направлению "сестринское дело". Профессиональное сообщество понимало необходимость развития такой карьерной траектории для бакалавров по направлению "сестринское дело". В связи с этим в Сеченовском университете впервые была апробирована модель подготовки из выпускников бакалавров по направлению "сестринское дело" магистров в рамках профиля магистратуры 32.34.01 "Общественное здравоохранение" [10].

На первом этапе в 2016 г. был разработан первый учебный план на основе требований ФГОС 32.34.01 "Общественное здравоохранение" и европейской магистерской программы для медицинских сестер Postgraduate Study Programmes Leading to Magister (Masters' Management in Health and Social Welfare) (Словения). Первый прием бакалавров на уровень магистратуры проводили на профиль "организация и логистика сестринских услуг" в рамках утвержденного федерального государственного образовательного стандарта 32.34.01 "Общественное здравоохранение". Название профиля было выбрано как эксперимент - попытка смены имиджа профессиональной деятельности медицинских сестер с высшим образованием, так как уровень бакалавров имеет название "сестринское дело", и название такое же, как и у среднего профессионально образования. Однако в течение первого года подготовки магистров по профилю "организация и логистика сестринских услуг" было определено, что работодатели и руководители сестринского персонала медицинских организаций не готовы к изменениям названия специальности на новом уровне образования. В то же время появилась необходимость разработки нового федерального государственного образовательного стандарта для выпускников-бакалавров по направлению "сестринское дело". Первый проект имел название "Организация и логистика сестринских услуг", но впоследствии проект нового ФГОС был переориентирован на традиционное и понятное название для российского здравоохранения "Управление сестринской деятельностью". Собственно, разработка нового для российского образования и здравоохранения федерального государственного образовательного стандарта уровня магистратуры для выпускников бакалавров по направлению "сестринское дело" была начата в 2016 г. совместно с представителями Министерства образования и науки Российской Федерации. На основе требований и рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации был разработан первый проект. В 2017 г. определены новое название и код направления подготовки ФГОС 34.34.01 "Управление сестринской деятельностью", который был доработан и одобрен Федеральным учебно-методическим объединением в сфере высшего образования по УГСН 34.00.00 "Сестринское дело".

На основе внесенных изменений в Сеченовском университете был пересмотрен учебный план по профилю "управление сестринской деятельностью", также были учтены изменения ФГОС 32.04.01 "Общественное здравоохранение", утвержденного в 2017 г. [11]. Набор обучающихся в магистратуру на 2017/2018 учебный год состоялся на профиль "управление сестринской деятельностью", а в 2019 г. состоялся первый выпуск магистров, из них 3 магистра в настоящее время работают преподавателями и 9 магистров - в практическом здравоохранении.

Таким образом, все магистры первого выпуска профиля "управление сестринской деятельностью" (100%) трудоустроены в практическом здравоохранении и образовательных организациях здравоохранения. Профессиональное сообщество определило востребованность карьерной траектории в подготовке кадров по направлению "сестринское дело" на уровне магистратуры.

В связи с востребованностью такого уровня образования ФУМО УГСН 34.00.00 "Сестринское дело" в июне 2017 г. направило предложение в Министерство образования и науки Российской Федерации по включению магистратуры "управление сестринской деятельностью" в Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования. В результате в марте 2018 г. такие изменения были внесены [12, 13]. На следующем этапе на разработанный Проект ФГОС ВО 34.04.01 "Управление сестринской деятельностью" (уровень магистратуры) получено экспертное заключение независимых экспертов, и проект направлен в Министерство образования и науки Российской Федерации. В декабре 2017 г. членами ФУМО по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 34.00.00 "Сестринское дело" был разработан проект примерной основной образовательной программы высшего образования - программы магистратуры 34.04.01 "Управление сестринской деятельностью". Разработанный проект ФГОС ВО 34.04.01 "Управление сестринской деятельностью" (уровень магистратуры) был основан на 2 профессиональных стандартах: "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", "Специалист по управлению персоналом". В конце 2017 г. в проект был введен утвержденный профессиональный стандарт "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья", который имеет основную цель: обеспечение деятельности организации здравоохранения, направленной на укрепление общественного здоровья и совершенствование управления медицинской организацией. Особенность данного профессионального стандарта в том, что в нем есть требования к образованию и обучению, в которых указано следующее: "Высшее образование - специалитет по специальности "сестринское дело" и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "управление сестринской деятельностью" для лиц, завершивших обучение до 31 августа 2017 г." [14]. Известно, что с 2016 г. подготовка в интернатуре в России не ведется. И поскольку в данном профессиональном стандарте есть особые условия допуска к работе -это получение сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста по специальности "управление сестринской деятельностью", то для выпускников бакалавриата по направлению "сестринское дело" и системы здравоохранения становится актуальным вопрос дальнейшего их трудоустройства на должности, указанные в профессиональном стандарте "специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья". На современном этапе подготовки кадров по направлению "сестринское дело" возникает проблема получения сертификата "управление сестринской деятельностью". Такой сертификат можно будет получить только после прохождения первичной аккредитации магистратуры "управление сестринской деятельностью", что снова показывает актуальность подготовки кадров по направлению "сестринское дело" для практического здравоохранения на уровне магистратуры. С 1 января 2020 г. выпускникам-бакалаврам по направлению "сестринское дело" необходимо в соответствии с требованиями данного профессионального стандарта иметь формулировку специальности "управление сестринской деятельностью". Однако в современной образовательной траектории это становится возможно только при подготовке в магистратуре по направлению "управление сестринской деятельностью". Также необходимо будет пройти первичную аккредитацию после получения диплома магистра в соответствии с приказом о первичной аккредитации, где указан в том числе уровень магистратуры "лица, получившие после 1 января 2020 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень бакалавриата, уровень магистратуры, уровень ординатуры)" [15].

Таким образом, выпускникам бакалавриата по направлению "сестринское дело" становится актуальным прохождение магистратуры "управление сестринской деятельностью", где можно реализовать право на прохождение аккредитации и получить сертификат "управление сестринской деятельностью". Для высшего образования в сфере медицины и для практического здравоохранения становится актуальным введение ФГОС 34.04.01 "управление сестринской деятельностью".

Выводы

1. Введение уровня магистратуры для бакалавров по направлению "сестринское дело" является современным подходом к формированию образовательной траектории в карьере выпускников.

2. Опыт внедрения модели подготовки из выпускников бакалавров по направлению "Сестринское дело" на уровне магистратуры, впервые апробированный в Сеченовском университете в рамках профиля магистратуры 32.34.01 "Общественное здравоохранение", можно признать эффективным, так как 100% выпускников трудоустроены.

3. Востребованность подготовки кадров по ФГОС 34.04.01 "Управление сестринской деятельностью" (уровень магистратуры) для будущей реализации кадрового потенциала бакалавров высокая и значимая для практического здравоохранения.

4. Требуется пересмотр нормативно-правовых документов, обеспечивающих здравоохранение медицинскими кадрами по направлению "сестринское дело".

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Зорин К.В. Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача // Мед. образование и проф. развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 66-71.

2. Ватульян М.А. Проблема профессиональной реализации и карьерные ожидания студентов-гума-нитариев (результаты социологического опроса) // Соврем. науч. исследования и инновации. 2012. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12707. (дата обращения: 25.03.2019).

3. Алексеева Е.Е. Совершенствование подготовки и профессиональной реализации специалистов со средним медицинским образованием на региональном уровне : дис. ... канд. мед. наук. Саратов, 2018.

4. Малкова И.Ю., Масленникова О.Г. Международная программы магистратуры как ресурс интернационализации образовательной среды // Высшее образование в России 2018. № 7. С. 66-73.

5. Гусева И.А. Научная магистратура: мечта или реальность? // Высшее образование в России 2012. № 2. С. 10-17.

6. Двойников С.И., Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Перспективы развития высшего сестринского образования в России // Мед. образование и проф. развитие 2011. № 1 (3). С. 48-52.

7. Манерова О.А., Гажева А.В., Купеева И.А., Пьяных А.В. Обеспеченность практического здравоохранения специалистами с высшим медицинским образованием по специальности "Сестринское дело" // Пробл. стандартизации в здравоохр. 2014. № 5-6. С 22-25.

8. Есауленко И.Э., Болотских В.И., Никитин А.В. Многоуровневая непрерывная подготовка медсестры-бакалавра как основная составляющая института сестринского образования // Медсестра. 2014. № 5. С. 6-9.

9. Бодров А.В. Высшее медицинское образование: бакалавриат-магистратура // Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 2. С. 162-168.

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение (уровень магистратуры): Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 313 // Официальный интернет портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. (дата посещения: 22.04.2015)

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -магистратура по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение: Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2017 г. № 485 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. (дата посещения: 27.06.2017)

12. О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 марта 2018 г. № 210 // Официальный интернет портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.. 2018. 11 апреля.

13. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 // Официальный интернет портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. (дата посещения: 30.08.2019)

14. Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья": Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 ноября 2017 г. № 768н // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. (дата посещения: 29.1 1.2017)

15. Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 декабря 2017 г. № 1043н // Официальный интернет портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. (дата посещения: 19.01.2018)

References

1. Zorin K.V. Problems of organization of the personality-oriented model of development of health care, education and work of the doctor. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (1): 66-71. (in Russian)

2. Vatulyan M.A. the Problem of professional realization and career expectations of students-humanitarians (results of sociological survey). Соврем. науч. исследования и инновации Sovremennye nauchnye issledovaniya i innivatsii [Modern Scientific Researches and Innovations]. 2012. (5) [Electronic resource] URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12707. (date of access March 25, 2019) (in Russian)

3. Alekseeva E.E. Improvement of training and professional implementation of specialists with secondary medical education at the regional level: Diss. Saratov, 2018: 192-4 (in Russian)

4. Malkova I.Yu., Maslennikova O.G. international master's programs as a resource of internationalization of educational environment. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2018; (7): 66-73. (in Russian)

5. Gusev, I. A., Science master's degree: dream or reality? Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2012; (2): 10-7. (in Russian)

6. Dvoynikov S.I., Brazhnikov A.Yu., Kamynina N.N. Prospects of development of higher nursing education in Russia. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2011; 1 (3): 48-52. (in Russian)

7. Manerova O.A., Gazheva A.V., Kupeeva I. A., Pyanykh A.V. Provision of practical health care by specialists with higher medical education in the specialty "Nursing". Problemy standartizatsii v zdravookhranenii [Problems of Standardization in Health Care]. 2014; (5-6): 22-5. (in Russian)

8. Esaulenko I.E., bolotskikh V.I., Nikitin A.V. Multilevel continuous training of nurse-bachelor as the main component of the Institute of nursing education. Medsestra [Nurse]. 2014. (5): 6-9. (in Russian)

9. Bodrov A.V. Higher medical education: bachelor-master. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2018; (2): 162-8. (in Russian)

10. On the approval of the federal state educational standard for higher education in the field of training. 32.04.01 Public health (master's level): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 313 of March 30, 2015. In: Official Internet Portal of Legal Information. URL: www.pravo. gov.ru. (date of access April. 22, 2015) (in Russian)

11. On the approval of the federal state educational standard for higher education in the field of training. 32.04.01 Public health (master's level): Order of the Ministry of Education and science of the Russian Federation of May 31, 2017 No. 485. In: Official Internet Portal of Legal Information. URL: www.pravo.gov. ru. (date of access June 27, 2017) (in Russian)

12. On the introduction of changes in the lists of specialties and areas for the preparation of higher education: Order of the Ministry of Education and science of the Russian Federation of March 23, 2018 No. 210. In: Official Internet Portal of Legal Information. URL: www.pravo.gov.ru. (date of access April 11, 2018) (in Russian)

13. On approval of the lists of specialties and areas of higher education preparation: Order of the Ministry of Education and science of Russia dated 12.09.2013 No. 1061. In: Official Internet Portal of Legal Information. URL: www.pravo.gov.ru. (date of access August 30, 2019) (in Russian)

14. On the approval of the professional standard "specialist in the field of organization of public health and public health": Order of the Ministry of Labor and social Protection of the Russian Federation of November 7, 2017 No. 768n. In: Official Internet Portal of Legal Information. URL: www.pravo. gov.ru. (date of access November 29, 201 7) (in Russian)

15. On the approval of the terms and stages of the accreditation of specialists, as well as categories of persons who have medical, pharmaceutical or other education and are subject to accreditation of specialists: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of December 22, 201 7 No. 1043n. In: Official Internet Portal of Legal Information. URL: www.pravo.gov.ru. (date of access January 19, 2018) (in Russian)