Обязательное медицинское страхование и приоритетные проекты системы здравоохранения как актуальные вопросы преподавания дисциплины "общественное здоровье и здравоохранение" в медицинских вузах Российской Федерации

Резюме

Здоровье населения, профилактика заболеваний, оптимальная организация системы охраны, укрепления и восстановления здоровья, рациональное использование ресурсов, качество медицинской помощи, основы планирования, финансирования и управления в здравоохранении - это стержневые вопросы дисциплины, которые изучаются в настоящее время студентами на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения. Значительное ухудшение здоровья населения призывает нас учить будущих врачей не только анализу и оценке состояния здоровья населения, но и поиску рациональных путей повышения качества медицинской помощи, путей совершенствования мероприятий по охране, укреплению и восстановлению здоровья как населения в целом, так и его отдельных групп. Все это ставит соответственно и задачи совершенствования преподавания названных выше вопросов будущим врачам и менеджерам сестринского дела. В статье проанализированы особенности преподавания будущим врачам дисциплины "организация здравоохранения и общественное здоровье". Показана необходимость углубленного изучения современных приоритетных проектов системы здравоохранения, обязательного медицинского страхования, менеджмента и экономики здравоохранения.

Ключевые слова:общественное здоровье, организация здравоохранения, реформы здравоохранения, медицинское образования

Для цитирования: Кривых Е.А. Обязательное медицинское страхование и приоритетные проекты системы здравоохранения как актуальные вопросы преподавания дисциплины "общественное здоровье и здравоохранение" в медицинских вузах Российской Федерации // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 4. С. 64-71. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-14004.

Бурные изменения, происходящие в экономической и социально-политической жизни страны, реформирование отечественного здравоохранения на современном этапе его развития наряду с вопросами повышения эффективности системы здравоохранения предполагают целенаправленное развитие медицинских кадров начиная с уровня их додипломной подготовки. Эти задачи определяет то, что от деятельности медицинских работников, а в первую очередь - от врачей, зависят результативность и эффективность деятельности всей системы здравоохранения.

В настоящее время задача высшего образования в целом и медицинского в частности - подготовить молодых специалистов к практической деятельности, к самостоятельной работе в условиях нового общества, рыночных отношений, в условиях, где отсутствует распределение после окончания вуза, где результаты их деятельности зависят от множества факторов, но в первую очередь от их компетентности [1].

При комплексности образования в медицинских вузах необходимо отметить, что различные учебные дисциплины развиваются неодинаково быстро. Фундаментальные, клинические и гигиенические науки подвержены изменениям в меньшей степени, а для такой дисциплины, как "общественное здоровье и здравоохранение", требуется своевременное и объективное отражение всех изменений в стране, которые влияют на здоровье населения и на организацию медицинской помощи.

Здоровье населения, профилактика заболеваний, оптимальная организация системы охраны, укрепления и восстановления здоровья, рациональное использование ресурсов, качество медицинской помощи, основы планирования, финансирования и управления в здравоохранении - это стержневые вопросы дисциплины, которые изучаются в настоящее время студентами на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения.

Здоровье населения значительно ухудшается, поэтому необходимо учить будущих врачей не только анализу и оценке состояния здоровья населения, но и к поиску рациональных путей повышения качества медицинской помощи, совершенствования мероприятий по охране, укреплению и восстановлению здоровья как населения в целом, так и его отдельных групп. Все это ставит задачи по совершенствованию преподавания вышеназванных вопросов будущим врачам и менеджерам сестринского дела [2].

Преподавание в медицинском вузе в большей степени ориентировано на изучение самой болезни: ее этиологии, патогенеза, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики, прогноза развития заболевания. Однако при всем многообразии профильных кафедр в настоящее время на теоретических, клинических, гигиенических кафедрах необходим единый подход к определениям, терминам и понятиям в вопросах изучения здоровья индивидуума, групп населения и популяции. С этой целью следует выделить особую, ведущую, роль кафедр общественного здоровья и здравоохранения в медицинских вузах, не исключая того, что каждая профильная кафедра проводит свою научную, методическую и педагогическую работу по вышеназванным вопросам.

Именно такая учебная и научная дисциплина, как "общественное здоровье и здравоохранение", должна стать методологической основой преподавания вопросов охраны, укрепления и восстановления здоровья населения. В то же время, будучи методологической, дисциплина и сама требует конструктивных изменений для повышения качества подготовки студентов.

Цель исследования - определение значения вопросов обязательного медицинского страхования и приоритетных проектов системы здравоохранения в преподавании дисциплины "общественное здоровье и здравоохранение" в медицинских вузах Российской Федерации.

Материал и методы. В работе применяли методы теоретического познания, обобщения, сравнения и системного анализа.

Результаты и обсуждение

Приоритетные национальные проекты являются концептуальным инструментом государственного управления развитием в различных социально-экономических сферах страны, последовательно применяемым президентом и правительством России начиная с 2005 г. [3, 4]. Методологическую основу подобного управления образует индикативный подход, ориентированный на формирование внутри страны системы отношений, возникающих в условиях рыночной экономики при воздействии государственных институтов макро- и мезоуровня на хозяйствующие субъекты с помощью социально-экономических индикаторов для постановки целей развития, координации способов их достижения и ресурсов, мониторинга и оценки эффективности деятельности заинтересованных сторон, что обеспечивает согласование интересов и синхронизацию развития всех уровней социально-экономической системы.

Изменение социально-экономических условий, происходящее в нашем обществе на протяжении последних 25-30 лет, совпало с интеграцией российской высшей школы образования в европейское пространство и ее включением в Болонский процесс. Все это продолжает стимулировать развитие лучших традиций, присущих отечественному высшему образованию, ускоренно пересматривать существующие технологии эффективности обучения на основе его оценок в целях адаптации выпускника к потребностям науки сегодняшнего и, особенно, завтрашнего дня, отраслей промышленности и используемым новым технологиям. Это непосредственно касается здравоохранения, которое функционирует в условиях ограниченного финансирования, сочетающегося с необходимостью внедрения в практику новых приоритетных проектов системы здравоохранения.

Создается социально-экономическая проблема, включающая высокие затраты, идущие на установление диагноза и высокоэффективное лечение, которое требует крупных систематических денежных вложений для лечения больного на протяжении многих лет. Проблему эффективного и рационального использования материальных ресурсов на диагностику и лечение предполагается решать через внедрение положений, составляющих суть приоритетных проектов "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами", а также "Бережливая поликлиника" и других, которые предусматривают переход на цифровой документооборот, пересмотр и улучшение логистических операций, внедрение новых форм и норм контроля качества, сохранности лекарственных препаратов и пр. [5].

Введение медицинского страхования способствовало реальному формированию многообразной конкурентной среды в здравоохранении, изменению экономического положения практического врача. Все это обусловливает актуальность вопросов обязательного медицинского страхования и приоритетных проектов системы здравоохранения в преподавании дисциплины "общественное здоровье и здравоохранение". Студенты медицинских высших учебных заведений, будущие врачи различных специальностей должны уметь ориентироваться в приоритетных проектах системы здравоохранения, экономических отношениях в здравоохранении [6, 7].

Педагогический процесс высшей медицинской школы за последние годы также значительно обогатился не только содержательно, но и терминологически. Новые термины - это не просто новые названия, это целые технологии с особыми методиками, дидактикой, призванные обеспечить успешность обучения кадров. Внимание педагогического медицинского сообщества концентрируется на интерактивных методах, построенных на использовании электронной информации, цифровых технологиях. Государственные образовательные стандарты требуют, чтобы объемы используемых цифровых интерактивных методов в рамках изученных предметов были как можно выше. Считается, что это способствует повышению качества приобретаемых компетенций, которые рассматриваются действующими стандартами не как простая осведомленность специалиста о чем-то, а владение знаниями, умениями, способом действия, включая личный творческий потенциал, используемый для решения профессиональных, общекультурных и других задач, которые могут не иметь примеров решения на практике [8].

Именно поэтому при изучении таких актуальных вопросов, как обязательное медицинское страхование и приоритетные проекты системы здравоохранения, необходимо уделять большое внимание именно практической деятельности студентов. Методика освещения данных вопросов должна предполагать детализированный разбор реальных проблем и их возможных решений.

Компетентностный подход - главное условие обучения современного специалиста с высшим медицинским образованием, важная составляющая которого - перенос акцентов с преподавателя и содержания самой дисциплины на обучающихся и их ожидаемые результаты. Новыми требованиями к образованию продиктовано применение новых подходов и технологий обучения, среди которых наиболее перспективны разработка и внедрение практико-ориентированных образовательных методик [9, 10].

Нами предложена практико-ориентированная образовательная методика проведения тематической дискуссии в рамках практического занятия со студентами по темам "Обязательное медицинское страхование" и "Приоритетные проекты системы здравоохранения РФ".

Основным компонентом разработанной методики практического занятия является тематическая дискуссия, в ходе которой обсуждаются варианты решения ситуационных задач. Данная методика благодаря взаимодействию преподавателя и студентов, повышению интенсивности и эффективности процесса восприятия за счет активного включения обучающихся в коллективный поиск решений способствует формированию профессиональных компетенций. Сопоставление в ходе дискуссии различных точек зрения позволяет найти правильное решение спорного вопроса.

Разработанная методика состоит из 5 модулей.

1-й модуль - входящий тестовый контроль знаний, позволяющий определить исходный уровень подготовки студентов, их базовые знания и умения. Полученные результаты следует учитывать при проведении последующего модуля занятия.

2- й модуль - теоретическая информация с таблицами, презентациями и видеоматериалами по теме занятия.

3- й модуль - тематическая дискуссия, в процессе которой обсуждаются варианты решения ситуационных задач.

Тематическая дискуссия позволяет исследовать определенную тему путем обсуждения в группе. Дискуссия - эффективный метод обмена мнениями и идеями, представления личного отношения каждого участника к обсуждаемой теме и его опыта. Благодаря дискуссии происходит исследование реальных проблем и их возможных решений, рассмотрение реальных ситуаций с различных точек зрения.

Целью тематической дискуссии является не столько решение ситуационных задач, сколько их углубление, стимулирование творчества и выработка вариантов решения проблем посредством активной совместной деятельности. Преподаватель не принимает непосредственного участия в дискуссии, а выступает в роли ведущего, создает микроситуации и стимулирует творческое обсуждение. Его основная роль - развитие и моделирование дискуссии от обсуждения простых решений к более сложным, противопоставление различных суждений, побуждение к принятию самостоятельных решений студентами и к подготовке новых ситуаций внутри уже существующих [9].

Решение ситуационных задач способствует развитию познавательной активности, мотивации к профессиональной деятельности. При работе с информацией, которая лежит в основе процесса решения ситуационных задач, ведущая роль отводится участникам дискуссии. Ситуационные задачи, затрагивающие решение конкретных профессиональных проблем в ситуациях, максимально приближенных к реальным, являются способом формирования профессиональных компетенций [11].

4- й модуль - тестовый контроль полученных знаний, навыков и умений.

5- й модуль - рефлексия студентов, под которой в современной педагогике понимается объективная оценка студентами своих результатов, осознание смысла и способа собственной деятельности. Рефлексия повышает потребность в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность. Осознание значения рефлексивного творческого мышления в решении профессиональных задач способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и систематической работе по повышению ими своей профессиональной компетентности.

Таким образом, практико-ориентированная образовательная методика проведения тематической дискуссии в рамках практического занятия со студентами по темам "Обязательное медицинское страхование" и "Приоритетные проекты системы здравоохранения РФ" является значимой составляющей образовательного процесса в медицинском вузе и отвечает требованиям, предъявляемым в настоящее время к подготовке врача. Несмотря на то, что данная образовательная практика требует серьезных физических и эмоциональных трудозатрат от преподавателя, именно подобные образовательные технологии призваны решить одну из основных задач, стоящую перед профессиональным сообществом специалистов в области медицинского образования, - улучшение практической подготовки врачей-специалистов, в том числе восполнение недостающих коммуникативных навыков путем изменения подходов к самой подготовке, изменения роли преподавателя в процессе обучения студентов, ухода от авторитарной системы преподавания. Именно изменения в самой парадигме подготовки будущих врачей будут способствовать переходу на качественно новый, соответствующий современным требованиям уровень преподавания в медицинском вузе. Разработанная практико-ориентированная образовательная методика тематической дискуссии будет способствовать лучшему усвоению при изучении дисциплины "общественное здоровье и здравоохранение" в медицинских вузах РФ таких актуальных вопросов, как обязательное медицинское страхование и приоритетные проекты системы здравоохранения.

Заключение

Преподавание дисциплины "общественное здоровье и здравоохранение" будущим врачам не только способствует формированию знаний о здоровье населения, но и готовит специалистов к применению полученных знаний в организации медицинской помощи, управлению реформированием здравоохранения на теоретическом и практическом уровне. "Общественное здоровье и здравоохранение" как предмет способствует повышению качества подготовки будущих врачей, формирует их мировоззрение.

В здравоохранении нужны специалисты, способные противостоять негативным вызовам современного мира, успешно выполнять реформаторские и управленческие функции, постоянно наращивать и моделировать свою профессиональную компетенцию. Такие требования, в свою очередь, ставят новые задачи для системы образования, которая задействована в процессе подготовки кадров для здравоохранения. Следовательно, качество преподавания дисциплины "общественное здоровье и здравоохранение" становится особенно значимым, а процессу преподавания необходимы определенная коррекция и совершенствование.

Учитывая тенденции развития здравоохранения, считаем, что целесообразно оптимизировать процесс преподавания по направлениям:

- ориентация профессиональной деятельности преподавательского состава на усиление интегрирующей функции дисциплины "общественное здоровье и здравоохранение" с помощью проблемного изложения преподаваемого материала;

- усиление акцента на изучении приоритетных проектов системы здравоохранения, освещении вопросов менеджмента и финансирования здравоохранения, страховой медицины и различных видов медицинского страхования;

- создание широких возможностей для самостоятельной и научной работы студентов с целью максимальной реализации их творческого потенциала;

- тематическая дискуссия, являясь практико-ориентированной методикой подготовки специалистов с высшим медицинским образованием, способствует развитию мотивации к профессиональной деятельности;

- тематическая дискуссия - действенное средство формирования профессиональных компетенций современного врача, которое позволяет обучающемуся быть максимально активным участником образовательного процесса, способствует развитию самоконтроля и познавательной деятельности, формирует необходимые будущему специалисту профессиональные компетенции;

- разработанная практико-ориентированная образовательная методика тематической дискуссии будет способствовать лучшему усвоению таких актуальных вопросов, как обязательное медицинское страхование и приоритетные проекты системы здравоохранения.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Зорин К.В., Топорков В.А., Гуревич К.Г. Организация здоровьецентрической и пациент-ориентированной модели образования и работы врача // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 3. С. 127-132.

2. Голубева М.Л. Медицинский менеджмент: специфика и подходы // Рос. предпринимательство. 2011. № 4 (182). С. 126-129.

3. Изгияева М.Д. Государственное управление приоритетными национальными проектами // Вестн. рос. экон. ун-та им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2017. № 1. С. 23-30.

4. Шабанов Я.В. Из истории разработки и принятия приоритетных национальных проектов // Власть. 2011. № 9. С. 121-123.

5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения". URL: www. rosminzdrav.ru/ministry/programms/health/info.

6. Амиров А. Современные ориентиры медицинского образования в России // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 22-26.

7. Гусарова М.В., Овчинникова М.А. Управление по результатам в системе государственного управления в России: подходы и результаты реформирования за последние 10 лет // Вопр. гос. и муниципального управления. 2014. № 1. С. 98-126.

8. Решетников В.А., Сквирская Г.П., Сырцова Л.Е. и др. Концептуальные подходы к подготовке специалистов в области управления здравоохранением // Здравоохр. Рос. Федерации. 2013. № 6. С. 9-14.

9. Артюхина А.И. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе : учебно-методическое пособие. Омск, 2012.

10. Барзунова Т.В., Мартынович Н.Н. Повышение качества образования через технологии реализации компетентностного подхода // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2015. № 4. С. 171-174.

11. Баксанский О. Е. Основы психолого-дидактической компетентности преподавателя медицинского вуза. М. : Ленанд, 2014. 230 с.

References

1. Zorin K.V., Toporkov V.A., Gurevich K.G. Organization of health-centric and patient-oriented model of education and work of the doctor. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2018; 3 (7): 127-32. (in Russian)

2. Golubeva M.L. Medical management: specifics and approaches. Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian Business]. 2011; 4 (182): 126-9. (in Russian)

3. Sheeva M. D. State management of priority national projects. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova. Vstuplenie. Put' v nauku [Bulletin of the Russian University of Economic named after G.V. Plekhanov. Entry. Path to Science]. 2017; (1): 23-30. (in Russian)

4. Shabanov Ya.V. From the history of development and adoption of priority national projects. Vlast' [Power]. 2011; (9): 121-3. (in Russian)

5. State Program of the Russian Federation "Development of health". URL: www.rosminzdrav.ru/ ministry/programms/health/info (in Russian)

6. Amirov A. Modern guidelines of medical education in Russia. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2008; (3): 22-6. (in Russian)

7. Gusarova M.V., Ovchinnikova M.A. Management by results in the system of public administration in Russia: approaches and results of reform in the last 10 years. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Issues of State and Municipal Administration]. 2014; (1): 98-126. (in Russian)

8. Reshetnikov V.A., Skvirskaya G.P., Syrtsova L.E., et al. Conceptual approaches to training specialists in the field of health management. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii [Health Care of the Russian Federation]. 2013; (6): 9-14. (in Russian)

9. Artyukhina A.I. Competence-Oriented Training in Medical University: educational and methodical manual. Omsk, 2012. (in Russian)

10. Barzunova T.V., Martynovich N.N. Improving the quality of education through the technology of implementation of the competence approach. Sistema menejmenta kachestva: opyt i perspektivy [Quality Management System: Experience and Prospects]. 2015; (4): 171-4. (in Russian)

11. Baksansky O.E. Fundamentals of Psychological and Didactic Competence of a Medical University Teacher. Moscow: Lenand, 2014: 230 p. (in Russian)