Информационные коммуникационные технологии в медицинском образовании

Резюме

Цель работы - описать модели реализации сегментов национальных проектов "Здравоохранение" и "Образование" через призму компетентностного подхода в медицинском образовании (использование современных коммуникационных, информационных и дистанционных технологий в медицинском образовании и практическом здравоохранении], освещение дискуссионных вопросов проблемы деформации человеческих ресурсов в цифровом образовании.

Методы. Теоретико-методологический анализ публикационной активности в информационной системе поиска eLIBRARY.RU по проблематике исследования.

Результаты. Выделены модусы рассмотрения взаимодействия информатики и медицины. Обозначены тезисы рассмотрения данного вопроса как в рамках медицинского образования, так и в практическом здравоохранении. Первый из них о главенствующем направлении роста индустрии онлайн-образования и формирования доступной среды на современном этапе развития информатизации обучения. Второй - о невозможности в настоящее время развивать медицинское образование без системы больших данных (Big Data]. Третий, четвертый - об особой актуальности в сфере медицинского образования применения дистанционных технологий, электронного и симуляционного обучения, их перспективах и ограничениях.

Ключевые слова:цифровизация, электронное обучение, образовательный ресурс, цифровая образовательная среда, симуляционное обучение, компетентностный подход

Для цитирования: Запесоцкая И.В., Кузнецова А.А., Моргун Л.А., Данилова А.В. Информационные и коммуникационные технологии в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 4. С. 52-61. doi: 10.24411/2220-8453-2019-14003

Все быстрее технологии проникают в нашу жизнь, в том числе в образование. В мировой практике прочно обосновались учебные онлайн-платформы, стремительно развиваются технологии искусственного интеллекта, робототехники, симуляционного и электронного обучения, виртуальной и дополненной реальностей. В настоящее время цифровизация активно внедряется в различные сферы науки и практики, "цифровая экономика", "цифровая образовательная среда", "цифровая медицина", "цифровой контур" - уже не новые термины. Обозначены основные сквозные цифровые технологии: "большие данные" (Big Data); нейротехнологии и искусственный интеллект; сети 5G; технологии виртуальной и дополненной реальностей; компоненты робототехники и сенсорики и др.

В результате анализа публикационной активности в информационной системе поиска eLIBRARY.RU по ключевому слову "цифровая экономика" найдено 13 000 публикаций, "цифровая среда" - 5300, "цифровая образовательная среда" - 878, "цифровая медицина" - 820 публикаций; наибольший интерес к данным темам приходится на последние 5 лет с 2014 по 2019 г. [1].

Правительством Российской Федерации определен курс на "цифру". В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" выделены направления, в которых целесообразно разработать национальные проекты (программы). Среди них направления "Образование" и "Здравоохранение". Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования надо исходить из того, что в 2024 г. необходимо "обеспечить... внедрение... новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения, в сфере здравоохранения необходимо ...обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий" [2].

В настоящее время с учетом выделенных тенденций цифровизация образования хорошо укладывается в требования компе-тентностного подхода и профессиональных стандартов, а также достаточно согласована и закреплена на нормативно-правовом уровне (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; приказ Минздрава России от 2 июня 2016 № 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов"; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; приоритетные проекты "Здравоохранение", "Образование").

Хочется обратить внимание на то, что, несмотря на преимущества и плюсы цифровизации, остаются некоторые вопросы дискуссионного характера, которым не уделяется в настоящее время должного внимания. Существует как ряд частных вопросов, так и общий модус - это проблемы деформации человеческих ресурсов. Попробуем тезисно их описать.

Содержание национальных проектов согласовывается с тенденцией преломления компетентностного подхода через профессиональные стандарты [3]. Системообразующим элементом в данном аспекте выступают информационные и коммуникационные технологии. Модель рассмотрения сегментов национальных проектов "Здравоохранение" и "Образование" через призму компетентностного подхода в медицинском образовании представлена на рис. 1.

Тезис 1

На современном этапе развития информатизации обучения использование традиционных технологий и методик уже не может обеспечить требуемого качества подготовки конкурентоспособных специалистов. Главными направлениями становятся рост индустрии онлайн-образования и формирование доступной среды. Современные тенденции совершенствования профессиональной подготовки специалистов, использование инноваций в образовании в большой степени опираются на потенциал информационных и компьютерных технологий. Информационное образовательное пространство быстро реализуется на всех уровнях образования, от общего до дополнительного профессионального [4]. Это напрямую согласовывается с интерактивными электронными технологиями, которые в значительном объеме вошли в образовательный процесс (это симуляционные задачи, интерактивные эксперименты, оценка критического мышления).

Однако не рассматривается вопрос о влиянии компьютерных технологий на здоровье человека: по статистике увеличивается число случаев снижения остроты зрения, нарушения осанки у молодого поколения и т.д., это самые видимые, лежащие на поверхности проблемы. Есть и ряд других: экранная зависимость, снижение социальных навыков, электромагнитное излучение и многое другое.

Тезис 2

В настоящее время без системы больших данных (Big Data) развивать медицинское образование практически невозможно. Система больших данных позволяет осуществлять управление, анализ и прогнозирование на всех этапах медицинского образования (рис. 2).

Большие данные (Big Data) в медицинском образовании

Система больших данных затрагивает все компоненты электронно-информационной образовательной среды: образовательные стандарты, программы, технологии. Однако она не позволяет интегрировать когнитивные навыки (креативное мышление) с социальными, т.е. с умением взаимодействовать с другими людьми. Это снижение социальных и коммуникативных навыков, утрата навыков письма и, как следствие, вероятная утрата способностей к творчеству.

Тезис 3

В связи с реализацией Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" по "...внедрению новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения..." особую актуальность в сфере медицинского образования приобретают дистанционные технологии, электронное и симуляционное обучение. Кроме этого, четко прослеживается тенденция увеличения сегмента интерактивного образовательного пространства для подготовки специалистов новой формации. Такая тенденция базируется на использовании современных средств обеспечения учебного процесса, связанных с применением современных образовательных технологий наряду с традиционным проведением занятий. Порядок осуществления, применения и использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий отражен в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации № 816 от 23.08.2017 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Структура цифровой образовательной среды и основные понятия раскрыты в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", они включают подсистемы хранения и управления доступом к учебной и методической информации, создания и ввода в базу данных информационных ресурсов; управления процессом обучения; контроля знаний; справочную подсистему; телекоммуникационные и информационные технологии; электронные информационные и образовательные ресурсы.

Доступ к современным электронным учебным материалам с новыми технологиями обучения (возможно, с использованием искусственного интеллекта) открывает путь к улучшению системы образования. Современные электронные ресурсы, оснащенные дополнительными способами навигации и визуализации информации, активно используются в сетевых технологиях обучения, например аудиторных и самостоятельных. Это наиболее актуально в свете поставленных задач Президиумом Совета при Президенте РФ по увеличению числа обучающихся в образовательных организациях, осваивающих онлайн-курсы. Паспорт электронных образовательных ресурсов в медицинском образовании представлен различными форматами: текстов (Adobe PDF, Postscript, AsCII, Ms Word), презентаций (Ms PowerPoint), таблиц (Ms Excel), веб-страниц (HTML), изображений (JPEG, PNG, GIF, BMP, TIFF), аудио (MP3), видео (MPEG, QuickTime, AVI), - полнотекстовая индексация файлов форматов PDF, AsCII, Ms Word, HTML. Проблема в том, что зачастую внедряются непроверенные технологии, которые также могут способствовать снижению уровня здоровья, с одной стороны, и снижению качества образования, с другой стороны. Прежде чем широко внедрять данные технологии, необходимо провести долгосрочные исследования, разработать нормы для их применения с привлечением психологов, психофизиологов, клиницистов и организаторов здравоохранения.

Тезис 4

Наряду с дистанционными технологиями и электронным обучением в настоящее время огромным педагогическим потенциалом для всех уровней медицинского образования, в том числе на этапе реализации первичной аккредитации специалистов, обладает симуляционное обучение, направленное на отработку практических навыков, алгоритмов и коммуникаций. Это современная технология обучения и оценки сформированности компетенций, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации с использованием различного уровня реалистичности учебных моделей. Цели симуляционного обучения: приобретение, совершенствование и практическое применение опыта в коммуникации либо практических навыках [5]. Это и отработка этапов алгоритма медицинской помощи, и способ приобретения понимания принципов работы в команде, и использование коммуникативных навыков. Применение симуляционного обучения способствует как повышению уровня теоретических знаний, так и овладению практическими навыками, которые необходимы каждому молодому специалисту в практической деятельности. Повышение уровня практического мастерства медицинских работников является одной из актуальных проблем современного российского здравоохранения [6, 7]. В настоящее время предъявляются растущие требования к тому, чтобы не только врачи, но и средний медицинский персонал могли подтвердить свое соответствие принятым профессиональным стандартам.

В рамках подготовки к проведению аккредитации выпускников медицинских учебных заведений необходимость отработки практических навыков вышла на новый уровень. Методика приобретения навыков в условиях симуляции проводится по принципу "от простого к сложному" [8]. Разработка симуляционного занятия требует определенной последовательности и предполагает пошаговый метод освоения знаний. Освоение практических навыков независимо от их сложности проводится по схеме: изучение общего процесса выполнения манипуляции; определение этапов выполнения манипуляции - брифинг; установка последовательности этапов; выделение главных этапов, необходимых для выполнения манипуляции; усвоение обучающимися каждого действия; выделение часто встречаемых серьезных ошибок -ребрифинг; разработка методов, снижающих частоту ошибок.

Для эффективного применения симуляционной технологии в оценке и аккредитации необходимыми знаниями, умениями, навыками организационно-методического обеспечения проведения процедуры аккредитации специалистов должны овладеть сотрудники симуляционных центров. Согласно п. 24 приказа Минздрава России от 02.06.2016 № 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" (с изменениями и дополнениями от 20.12.2016, 19.05.2017, 26.04.2018), организационно-техническое сопровождение деятельности аккредитационных подкомиссий осуществляется образовательными и/или научными организациями, на базе которых проводится процедура аккредитации, что требует дополнительного обучения по данным вопросам. Именно поэтому актуальна своевременная подготовка соответствующих кадров. К тому же при взаимодействии студента-врача с симуляторами даже самого последнего поколения не актуализируется коммуникативная компетентность, снижаются эмпатические способности, а также, возможно, и интерпретационные возможности будущего специалиста.

Если говорить о непосредственном практическом здравоохранении, то внедрение информационных коммуникационных технологий реализуется в направлениях телемедицины (в настоящее время превалирует сегмент дистанционной диагностики) [9]. И опять же, при огромном массиве положительных сторон телемедицины есть вероятность снижения интерпретационных возможностей специалиста, снижение заинтересованности в терапевтическом эффекте и, самое главное, - снижение уровня ответственности принятия терапевтического решения.

Таким образом, несмотря на стремительный рост внедрения информационных, компьютерных, дистанционных технологий в систему здравоохранения (образование, практика и медицинская наука), нельзя оставлять без внимания и традиционные академические методы. Увеличение количества образовательной видеопродукции и технологизации процесса обучения не решают проблему качества (огромный массив видеолекций размещен в открытых видео-хостингах, где к качеству и содержанию вообще не предъявляют требований), остается дискуссионной роль лектора в современной организации процесса обучения. Быть или не быть лектору основной фигурой лекционного образовательного сегмента - вопрос, аргументированный и обоснованный ответ на который весьма проблематичен [10]. Для разрешения этого вопроса и улучшения качества электронных образовательных услуг организации, осуществляющие образовательную деятельность с применением дистанционных технологий, руководствуются локальными нормативными актами, положениями о структуре и содержании данных продуктов для размещения их в цифровой образовательной среде вуза или в системе непрерывного медицинского образования.

В современной высшей школе при происходящих революционных изменениях наряду с инновационными продолжают активно функционировать традиционные формы образовательного процесса. Важнейшее условие развития цифровой образовательной среды в настоящее время - обращение к педагогическому наследию, потенциалу образовательных систем исторического прошлого, вопросам созидательного интеграционного взаимодействия научно-педагогических идей педагогов-медиков, научных деятелей в сфере медицины и современных педагогов- исследователей. Отношение к наследию педагогов прошлого как к педагогическому источнику новых мыслей, идей, целей и содержания позволяет это наследие оживить, актуализировать, включить в педагогическую реальность, оценив их жизненность и потенциал. Обращение к педагогическому наследию позволяет с точки зрения исторической перспективы дать ему оценку и предложить решение целого ряда проблем современного медицинского образования и практического здравоохранения.

При переносе задокументированного в форме видеолекций педагогического наследия в цифровую образовательную среду необходимо учесть существенные требования. Так, например, к качеству звука, видеоряда, модульности, которая позволяет избежать у слушателя эффекта пресыщения, сохранить высокую концентрацию внимания и высокий уровень закрепления пройденного материала слушателем; четкий план изложения, не перегруженного материалом; средний темп подачи материала; применение специальных интерактивных эффектов, повышающих эффективность усвоения материала (экспериментальное и приборное демонстрирование, оптическое увеличение, оптическое уменьшение, демонстрация поведения, демонстрация препарата, клинических проявлений, персонологические и хронологические иллюстрации, визуализация процесса, интерактивное препарирование и многое другое) [11]. Также для записи видеолекций целесообразно использовать ресурсы библиотечного фонда и музея-библиотеки или музея истории вуза, которые создают атмосферу академичности.

Таким образом, обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, возможно через внедрение информационных и коммуникационных технологий в высшее и дополнительное медицинское образование, что согласовывается с компетентностным подходом, с одной стороны, и национальным проектом "Образование", с другой.

Необходимо создание открытых онлайн-курсов в области образовательных технологий и региональных центров компетенций в сфере онлайн-обучения.

В практическом здравоохранении внедрение информационных коммуникационных технологий реализуется в различных аспектах телемедицины.

Одно из важнейших условий развития цифровой образовательной среды в настоящее время - сохранение педагогического наследия, идей педагогов-медиков, научных деятелей в сфере медицины и современных педагогов-исследователей через трансформацию в электронные продукты.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Научная электронная библиотека e-LIBRARY.RU [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp. (дата обращения 11.05. 2019).

2. Национальный проект "Образование". URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education. (дата обращения 20.05.2019)

3. Природова О.Ф., Никишина В.Б., Кузнецова А.А. Моделирование системы непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза // Проф. образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 60-68.

4. Дышленко С. Г. Развитие информатики. Образовательные ресурсы и технологии // Вестн. Моск. ун-та им. С.Ю. Витте. 2015. № 2. С. 71-77.

5. Потемина ТЕ., Цыбусов С.Н., Ловцова Л.В., Туш Е.В. Подходы к симуляционному обучению в период реформирования системы подготовки специалистов // Виртуальные технологии в медицине. 2015. № 2 (14)/ С. 28-29.

6. Абдуллаева У.К. Значение интерактивных методов обучения в совершенствовании уровня клинических знаний студентов // Мед. образование и проф. развитие. 2019. Т. 10, № 1 (33). С. 29-34.

7. Попов А.А., Теплякова О.В., Дьяченко Е.В., Давыдова Н.С. Стандартизированный пациент как ключевое звено оценки профессиональной пригодности выпускника медицинского вуза: введение в проблему // Мед. образование и проф. развитие. 2019. Т. 10, № 1 (33). С. 20-28.

8. Софронова Т.Н. Симуляционное обучение как современная технология обучения практическим навыкам оказания неотложной помощи // Мед. образование и вузовская наука. 2018. № 2 (12). С. 66-69.

9. Фёдоров В.Ф., Столяр В.Л. Телемедицина: кого, чему и как учить // Врач и информационные технологии. 2018. № 4. С. 34-45.

10. Никишина В.Б., Запесоцкая И.В., Кузнецова А.А. Технология создания видеолекций: мифы и реальность // Соврем. пробл. науки и образования. 2017. № 4. С. 139.

11. Свистунов А.А., Никишина В.Б., Кузнецова А.А. Интерактивные эффекты видеолекций в пространстве электронного обучения в высшей школе // Проф. образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 136-142.

References

1. scientific Electronic Library e-LIBRARY.RU [Electronic resource]. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp. (date of access May 11, 2019) (in Russian)

2. National Project "Education" [Electronic resource] URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/ view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education. (date of access May 20, 2019) (in Russian)

3. Prirodova O., Nikishina V., Kuznetsova A. Continuous pedagogical education simulation system of medical university teachers. Professional'noe razvitie v Rosii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad]. 2017; 2 (26): 60-7. (in Russian)

4. Dyshlenko S.G. Development of computer science. Educational resources and technology. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Witte [Bulletin of the Moscow University named after S.Yu. Witte]. 2015; (2): 71-7. (in Russian)

5. Potemina T.E., Tsybusov S.N., Lovtsova L.V., Tush E.V. Approaches to simulation training during the reform of the training system. Virtual'nie tekhnologii v medicine [Virtual Technology in Medicine]. 2015; 2 (14): 28-9. (in Russian)

6. Abdullaev U.K. The value of interactive teaching methods in improving the level of clinical knowledge of students. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (1, 33): 29-34. (in Russian)

7. Popov A.A., Teplyakova O.V., Dyachenko E.V., Davydova N.S. A standardized patient as a key element in assessing the professional suitability of a graduate of a medical university: an introduction to the problem. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (1, 33): 20-8. (in Russian)

8. Sofronova T.N. Simulation training as a modern technology for teaching practical skills in emergency care. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical Education and University Science]. 2018; 2 (12): 66-9. (in Russian)

9. Fedorov V.F., Stolyar V.L. Telemedicine: whom, what and how to teach. Vrach i informatsionnye tekhnologii [Doctor and Information Technologies]. 2018; (4): 34-45. (in Russian)

10. Nikishina V.B., Zapesotskaya I.V., Kuznetsova A.A The technology for creating video lectures: myths and reality. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2017; (4): 139. (in Russian)

11. Svistunov A.A., Nikishina V.B., Kuznetsova A.A. Interactive effects of video lectures in the space of e-learning in higher education. Professional'noe razvitie v Rosii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad]. 2017; 3 (27): 136-42. (in Russian)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»