Блог Рональда Хардена (№ 3, 2019)

WFME, AMEA, AUC и Университет Вандербильта, медицинская практика без профессионального диплома, плюсы публикации в журнале "Medical Teacher", студенты и медицинское образование, а также медицинское образование в Иране

Опубликовано 30.05.2019

WFME, AMEA, AUC и Университет Вандербильта

Апрель 2019 г. был насыщен интересными событиями. Мне особо запомнились Всемирная конференция WFME - конференция Всемирной федерации по медицинскому образованию (World Federation for Medical Education) в Сеуле, Республика Корея, конференция AMEA Азиатской ассоциации по медицинскому образованию (Asian Medical Education Association) в Куала-Лумпуре, Малайзия, заседания Совета AUC в Майами (США) и визит в Университет Вандербильта - я читал лекцию о Дж.Э. Чапмане (J.E. Chapman).

Основная тема конференции WFME в Сеуле - утверждение агентств этой ассоциации по аккредитации медицинских учебных заведений. Это событие предвосхищает требования Образовательной комиссии для иностранных медицинских выпускников (Educational Commission for Foreign Medical Graduates - ECFMG), вступающие в силу в 2023 г. Согласно им, документы для лицензирования в США будут приниматься только у выпускников учебных заведений, прошедших аккредитацию агентствами, утвержденными WFME. Эти агентства поделились своим опытом. На встрече также сообщалось, что ведется работа по обновлению Базовых стандартов WFME, касающихся медицинского образования. Текущие стандарты пересматриваются в соответствии с современными требованиями, а также планируется сократить количество специфических критериев. В Сеуле меня попросили выступить на медицинском факультете Корейского университета. Оказывается, согласно указу правительства, все медицинские учебные заведения в Корее перешли от приема на медицинский факультет абитуриентов непосредственно после окончания средней школы к набору студентов после получения ими академической степени, как и в США. К сожалению, это нововведение не оправдало ожиданий, и в настоящее время большинство учебных заведений вернулось к приему абитуриентов сразу после окончания средней школы.

Тема встречи AMEA - влияние Четвертой промышленной революции на медицинское образование. В книге Клауса Шваба (Klaus Schwab) "Четвертая промышленная революция" великолепно описаны ожидаемые изменения. В своей презентации на конференции AMEA я проанализировал перспективы Четвертой промышленной революции и ее влияние на медицинское образование в контексте создания более достоверного учебного плана, перехода к адаптивному обучению, более тесного сотрудничества, включая децентрализацию учебной программы, более активное вовлечение студентов и меняющуюся роль преподавателей.

Нил Ошерофф (Neil Osheroff), профессор биохимии, принимал меня во время моего визита в Университет Вандербильта. Он увлечен биохимией и медицинским образованием. В рамках нашей встречи в дополнение к официальной лекции и семинару он организовал серию из 19 брифингов с персоналом и студентами, что позволило мне получить представление об учебном плане Университета Вандербильта. Я был впечатлен.

Помню, когда я впервые переехал в Данди, профессор биохимии Питер Гарланд (Peter Garland) хотел перенести преподавание биохимии с начала учебного года на конец, после того как студенты наработают собственный клинический опыт. Мне было интересно отметить, что в учебной программе Университета Вандербильта фундаментальные науки преподают в 1-й год обучения, клинический опыт получают во 2-й, а на 3-й год запланировано изучение интегрированных научных тем. Студенты могут выбрать 4 из 16 возможных направлений. Фундаментальные науки - в настоящее время именно этот термин предпочтителен для определения базовых дисциплин!

Я был впечатлен энтузиазмом и вовлеченностью студентов в учебную программу. Они оказывают медицинскую помощь пациентам, у которых нет страховки, в рамках межпрофессиональной программы, при участии курсантов медицинского, медсестринского, социального, фармацевтического и теологического отделений.

Больше всего меня восхитила декан Бонни Миллер (Bonnie Miller), раньше она была практикующим хирургом. Она внесла значительный вклад в изменения учебной программы Университета Вандербильта, пользуется всеобщим уважением и любовью сотрудников и студентов.

В первый же вечер Дон Мур (Don Moore), зная мою любовь к кантри-музыке, отвез меня в "Grand Ole Opry". Это был замечательный вечер, за ужином мы с Доном говорили о том, как можно усовершенствовать навыки адаптивного обучения. Мы рьяно дискутировали и пришли к такому выводу: несмотря на попытки дискредитировать концепцию стилей обучения, ее некоторые аспекты все же актуальны до сих пор.

Медицинская практика без обучения

"The Sunday Times" сообщила о лжепсихиатре, которая 22 года занималась врачебной деятельностью в Национальной службе здравоохранения Великобритании, не имея диплома о медицинском образовании. Это выяснилось во время судебного разбирательства. Она была признана виновной в подделке завещания пациентки и попытке унаследовать ее имущество в размере 1,3 млн фунтов стерлингов. Я помню, как много лет назад огромный резонанс вызвало сообщение о том, что у хирурга-ортопеда, проходящего стажировку в больнице, в которой работал и я, не было диплома о медицинском образовании. Причем это выяснилось случайно, при рассмотрении страхового случая, когда его машина столкнулась с автомобилем профессора ортопедии. Возможно, оказываемая ими психиатрическая и ортопедическая помощь не соответствовала стандартам, но интересен сам факт: они смогли заниматься врачебной деятельностью практически без подготовки. А нужно ли учить врачей по 13 лет?

После публикации в журнале "Medical Teacher" заработная плата увеличилась на 2000 фунтов стерлингов

Пока еще актуальны проблемы, связанные с публикацией в авторитетном издании. Однако здесь замешана и финансовая выгода. Недавно я услышал, что одна публикация статьи в "Medical Teacher" увеличила зарплату на 1000-2000 фунтов стерлингов.

В настоящее время мы обсуждаем членство в редакционной коллегии и группе рецензентов "Medical Teacher" для обеспечения гендерного баланса. Среди авторов, опубликовавших статьи в журнале в 2018 г., 538 мужчин и 501 женщина. Однако количество ведущих авторов-женщин (138) незначительно превосходит количество ведущих авторов-мужчин (132).

Студенты и медицинское образование

Меня до сих пор впечатляет растущая приверженность студентов медицинскому образованию. Под руководством Джона Дента (John Dent) мы 4-й год проводим очень успешный курс по основам медицинского образования (ESME - Essential skills for medical educator) для студентов. Некоторые организаторы принимают участие в проведении курса ESME и для преподавателей. На нашем декабрьском заседании экзаменационной комиссии курса ESME для студентов 3 преподавателя сообщили, что они предпочитают работать с группой студентов, а не с преподавателями, - на них очень сильное впечатление произвели самоотдача и креативность студентов.

Медицинское образование и Иран

Хотелось бы отметить, что и в этой стране есть группа энтузиастов в области медицинского образования. Меня пригласили выступить со вступительной речью на Иранской конференции по образованию медицинских работников (ICHPE - Iranian Conference on Health Professions Education), которая состоялась 3 мая 2019 г., на следующий день после моего возвращения из США. Конференция была организована с использованием платформы Adobe Connect. Конечно, не обошлось без препятствий, но в день конференции презентация прошла хорошо - технических проблем не возникло. Я был впечатлен тем, что не только сделал презентацию в прямом эфире, но и тем, что мог видеть и слышать членов аудитории, которые задавали вопросы после моего выступления.

Рональд Харден

https://www.mededworld.org/hardens-blog.aspx