Организация межвузовского сотрудничества студентов

Резюме

Эффективность проводимых в отечественном здравоохранении реформ во многом зависит от готовности медицинского персонала к сотрудничеству, навыки которого следует развивать у врачей еще в студенческие годы. С помощью анкетного опроса, логического и монографического методов были проанализированы и обобщены основные направления указанной работы на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет), которые включают открытое обучение студентов по авторским программам, организацию совместной деятельности студенческих научных кружков различных вузов, привлечение студентов к участию во всероссийских олимпиадах и конференциях.

Ключевые слова:студент, сотрудничество, образовательная организация, кафедра, образование, студенческий научный кружок, олимпиада, конференция

Для цитирования: Решетников В.А., Трегубов В.Н., Переверзина Н.О. Организация межвузовского сотрудничества студентов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 90-99. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-13010.

Внедрение в нашей стране государственно-общественного управления, развитие международного сотрудничества, создание многочисленных профессиональных некоммерческих организаций медицинских работников, совместная деятельность специалистов здравоохранения по разработке и обсуждению законодательных актов, профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов, единого банка оценочных средств для аккредитации специалистов и другие направления модернизации медицинской отрасли указывают на возросшую потребность медицинского сообщества в развитии сотрудничества.

Опыт свидетельствует, что при организации совместной деятельности медицинских специалистов нередко возникают трудности, связанные с отсутствием у них коммуникативных навыков и умений по ведению конструктивного диалога с коллегами из других организаций. Минимизация данных недостатков может быть достигнута при подготовке медицинских специалистов по вопросам сотрудничества в студенческие годы.

Цель - проанализировать и обобщить опыт работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет) по формированию у студентов навыков межвузовского сотрудничества.

Материал и методы

Для достижения цели исследования использовали анкетный опрос, логический и монографический методы. Анкетный опрос был проведен в 2018 и 2019 гг. с привлечением в качестве респондентов 71 студента из 12 образовательных организаций, участвующих в очном туре олимпиады "Менеджмент и лидерство в здравоохранении". В качестве первичного материала анализировали планирующие, отчетные и учебно-методические документы кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко Сеченовского университета.

Результаты и обсуждение

Анализ деятельности кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко свидетельствует, что наиболее эффективны следующие формы организации межвузовского сотрудничества студентов.

1. Открытое обучение студентов по авторским программам

Для совершенствования студентами практических навыков по выбранной медицинской или фармацевтической специальности в Сеченовском университете сформировано 43 школы и лаборатории мастерства. Образовательные программы по данному проекту рассчитаны на обучение студентов в течение одного учебного года в объеме 144 академических часов. Руководителями школ и лабораторий мастерства на конкурсной основе назначаются профессора или доценты Сеченовского университета, обладающие большим практическим, методическим и научным опытом работы.

С 2016 г. на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко для всех желающих студентов открыта лаборатория мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения". По данной программе студенты осваивают 23 учебные темы, из которых предусмотрена только одна лекция, а остальные занятия имеют практическую направленность. Для проведения занятий используются не только учебные классы кафедры, но и компьютерные залы Института электронного медицинского образования Сеченовского университета, что позволяет широко применять информационно-коммуникативные технологии, а также методы активного обучения: деловые игры, тренинги, кейс-стади, круглые столы, мастер-классы, массовые открытые онлайн-курсы, разработку проектов, перевернутый класс и др. [1].

Для проверки уровня подготовки студентов в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" используют текущий, промежуточный и итоговый контроль. Оценка практических навыков по лидерству на кафедре успешно осуществляется симуляционно-коммуникативным методом, предусматривающим отработку студентами задач по выступлению в роли руководителя перед коллективом, прием посетителя, постановку задач по телефону и проверку отработанного исполнителем документа [2].

Несмотря на официальную численность учебной группы в 15 человек, на занятия допускаются все желающие, в том числе из других образовательных организаций, что способствует повышению активности студентов при освоении учебного материала, развитию у них коммуникативных навыков и сотрудничества, а также обеспечивает профориентацию по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".

2. Организация совместной деятельности студенческих научных кружков

Возможность индивидуальной научной работы студентов как одной из форм обучения была заложена еще в первом уставе Императорского Московского университета М.В. Ломоносовым. С открытием медицинского факультета начинают проводиться первые студенческие научные исследования. Появляются кружки на кафедрах гистологии, патологической анатомии, патофизиологии, физиологии и др. Декан медицинского факультета Императорского Московского университета Г.И. Россолимо объединил разрозненные на кафедрах кружки в Студенческое научное общество, которое в 1903 г. на основании коллегиального решения ректората стало называться именем Н.И. Пирогова [3].

В настоящее время уже практически на каждой кафедре в любой образовательной организации, осуществляющей подготовку медицинских кадров, имеется студенческий научный кружок. Его основные задачи: сохранение, поддержание и развитие традиций отечественного медицинского образования; повышение уровня подготовки медицинских и фармацевтических кадров; создание площадки для молодых талантов, позволяющей формировать и развивать творческое мышление у студентов, прививать им любовь к специальности и научной работе; практическое выполнение научно-исследовательской работы, популяризация научных знаний среди студентов; выявление лиц, склонных к научной деятельности, проведение среди них профориентации для дальнейшего поступления в аспирантуру и др. [4-6].

Участие студентов в работе научного кружка, как правило, бывает самым первым шагом в исследовательской деятельности. Среди основных форм данной работы наиболее часто используются: подготовка обучаемыми докладов и рефератов, которые обсуждаются на заседаниях студенческого научного кружка; направление лучших работ на научно-практические конференции; чтение студентам лекций о методах и способах научного исследования, сборе первичного материала, правилах работы над литературой; знакомство студентов с научными направлениями преподавателей кафедры; привлечение обучаемых к тематическим обще культурным мероприятиям. Как правило, на одном заседании студенческого научного кружка заслушивается не более 2 выступлений, иначе невозможно подробно обсудить каждый доклад [7, 8].

Представленные материалы коррелируют с результатами анкетного опроса 71 респондента: 69,2% указали, что при работе в студенческих научных кружках наиболее часто студенты готовят доклады и выступления, которые потом представляют на заседаниях. Опубликование тезисов и научных статей назвали 61,5% опрошенных, встречи с интересными людьми на заседании кружка отметили 34,6% респондентов, изучение методики проведения научного исследования -26,9%, коллективное посещение общекультурных достопримечательностей - 7,7%.

Для эффективной работы студенческого научного кружка ключевым моментом является назначение его руководителем наиболее опытного педагога, пользующегося авторитетом как врача, так и ученого. Его основная задача - зажечь в студентах интерес к медицинской специальности и научной деятельности, показать перспективы ее развития и новейшие достижения [9].

Учитывая повсеместное развитие студенческих научных кружков и привлечение к их работе лиц, проявивших интерес к определенной специальности, обучаемые лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" Сеченовского университета выступили инициаторами реализации научно-образовательного проекта по совместной деятельности студенческих научных кружков по общественному здоровью и здравоохранению. Основные задачи этого проекта: оперативное информирование студентов о запланированных и проведенных событиях по общественному здоровью и здравоохранению; обеспечение возможности участвовать в совместной научной работе; повышение академической мобильности; налаживание деловых контактов с будущими коллегами; развитие коммуникативных навыков и др.

Для реализации данного проекта в 90 образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицинских кадров, были направлены по электронной почте информационные письма. Структурно указанные вузы входили в состав Минздрава России - 52%, Минобрнауки России - 34%, ближнего зарубежья - 3% и прочего подчинения - 11%. Участие в совместной деятельности вызвало интерес у студентов из образовательных организаций Архангельска, Гомеля, Казани, Крыма, Москвы, Оренбурга, Пензы, Саранска, Ставрополя, Ханты-Мансийска, Читы и Ярославля. Наиболее активные деловые взаимоотношения в течение первого года работы были налажены со студентами ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России и ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный медицинский университет" Минздрава России.

С целью своевременного информирования участников данного проекта успешно используется группа "Фабрика лидеров здравоохранения" в социальной сети "ВКонтакте" (https://vk.com/community_leaders), где студенты дистанционно отрабатывают коммуникативные навыки и налаживают сотрудничество.

3. Привлечение студентов к участию во всероссийских олимпиадах

Участие студентов во всероссийских олимпиадах осуществляется на основании Регламента организации и проведения всероссийской олимпиады студентов образовательных организаций высшего образования (всероссийская студенческая олимпиада) (утв. Минобрнауки России 11.01.2016 № ВК-4/09вн) и положений, разрабатываемых образовательными организациями, которые проводят данные мероприятия.

Исторически олимпиадное студенческое движение возникло в 1934 г., когда была проведена первая олимпиада по математике на базе Ленинградского университета. Годом позже была проведена Московская математическая олимпиада в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Подъем олимпиадного движения был отмечен в 1960-х гг., когда на государственном уровне было утверждено проведение предметных олимпиад, которые рассматриваются как организованная форма краткосрочного во времени состязания студентов. Подобные олимпиады требуют от участников высокого развития интеллектуальных способностей, демонстрации знаний, умений и навыков в предметных областях, устойчивых личностных и коммуникативных качеств его участников. Основная цель их проведения - выявление и поддержка талантливой молодежи посредством предоставления возможности всем обучающимся проявить интеллектуальные способности в предметной области при определенном уровне стрессоустойчивости и коммуникативной мобильности [10, 11].

Как следует из представленного материала, в олимпиадном движении важное место отводится воспитательной работе -формированию положительных мотивов в обучении, получению опыта общения между студентами и сотрудничества с преподавателями, совершенствованию нравственных качеств и др. [12].

Проведение медицинских студенческих олимпиад по хирургии в Сеченовском университете началось в 1988 г. Спустя десятилетие идею проведения соревнований по специальности подхватили терапевты, стоматологи, фармацевты, акушеры-гинекологи, педиатры и др. [13].

Олимпиады по менеджменту, лидерству, общественному здоровью и здравоохранению в образовательных организациях, готовящих медицинские кадры, - достаточно редкое явление, о чем свидетельствуют результаты анкетного опроса респондентов, среди которых только 23,1% участвовали ранее в подобных мероприятиях. Восполняя этот пробел, на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко Сеченовского университета с 2018 г. ежегодно проводят олимпиаду "Менеджмент и лидерство в здравоохранении", которая с 2019 г. имеет статус всероссийской студенческой олимпиады с международным участием.

Анализ результатов, полученных при проведении таких олимпиад, позволил установить, что наибольший интерес они вызывают у студентов, в меньшей степени - среди ординаторов, аспирантов и магистрантов. При этом активность иногородних студентов выше, если они обучаются в образовательных организациях Минздрава России. Среди участников олимпиад по названной теме доля студентов из московских образовательных организаций составляет 53%, иногородних -46%, из ближнего зарубежья - 1%. Доля лиц мужского пола - 41%, женского - 59%.

По данным анкетного опроса установлено, что основные цели участия студентов в подобной олимпиаде: самореализация -65,4% (среди обучаемых Москвы - 62,5%, других городов - 70,0%); желание посоревноваться в уровне подготовки - 50,0% (среди обучаемых Москвы - 18,8%, других городов - 100,0%); планирование стать руководителями здравоохранения - 38,5% (среди обучаемых Москвы - 50,0%, других городов - 20,0%).

Используемый на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко алгоритм проведения олимпиады "Менеджмент и лидерство в здравоохранении" максимально приближен к процедуре первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов. Во время заочного тура участники олимпиады проходят тестирование в течение часа по 60 вопросам, а на очном туре они решают ситуационные задачи и кейсы, отрабатывают практические навыки симуляционно-коммуникативным методом [1].

При изучении мнения респондентов из числа участников олимпиады о качестве используемых оценочных средств установлено, что 69,2% оценивают их на "хорошо" и 30,8% - "удовлетворительно". По мнению 57,7% респондентов, оценочные средства полностью обеспечивают объективность оценки теоретической и практической подготовки студентов, 34,6% студентов считают, что обеспечивается она не полностью, и 7,7% опрошенных лиц затруднились ответить на данный вопрос. Уровень организации олимпиады 65,4% респондентами оценен "хорошо" и 34,6% - "удовлетворительно". Высокая оценка проводимой олимпиады подтверждается также желанием 92,0% ее участников привлечь к ней в следующем году своих знакомых студентов.

По результатам олимпиады определяются победитель и призеры в каждой группе участников, которые комплектуются с учетом осваиваемой студентами образовательной программы по специальностям: "Лечебное дело", "Медико-профилактическое дело", "Педиатрия" и программы подготовки в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения".

С целью развития среди участников олимпиадного движения сотрудничества перед вручением сертификатов и дипломов проводится конкурс "Мои первые 100 дней в должности главного врача медицинской организации", позволяющий обучаемым в неформальной обстановке кратко рассказать о своих планах по оптимизации здравоохранения и познакомиться с другими студентами.

4. Участие студентов во всероссийских научно-практических конференциях

Студенческие научно-практические конференции - подлинная школа апробации полученных навыков в проведении научного исследования и публичном представлении его результатов заинтересованной аудитории. Здесь учатся аргументированному обсуждению полученных результатов исследования и выводов, так как всегда есть оппоненты, имеющие иную точку зрения, базирующуюся на данных, не использованных автором сообщения. Именно с таких докладов и публикаций тезисов начинается путь в большую науку [14].

Слово "конференция" в словаре С.И. Ожегова (1993) определяется как большое собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп. Столь широкое толкование этого термина привело к его использованию для обозначения различных понятий. В образовательных организациях для обучаемых наиболее часто проводят студенческие научно-практические конференции [15].

Состязание студентов в научно-практических конференциях за призовые места формирует у них лидерские качества, приобщает к творчеству по оформлению и представлению научного материала, способствует приобретению навыков в выработке коллегиальных решений и др. [16].

Особое внимание со стороны студентов и их руководителей заслуживает подготовка к Всероссийским научно-практическим конференциям, где делегированные для выступления докладчики представляют не только результаты своих научных исследований, но и образовательные организации, в которых они обучаются и занимаются научной работой. В процессе научной дискуссии, в кулуарах и в личное время осуществляется общение студентов с новыми знакомыми, позволяющее расширять рамки межвузовского сотрудничества.

В Сеченовском университете традиционно каждый год проводится Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Медицинская весна". В 2018 г. по инициативе студентов, обучающихся в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения", была открыта секция "Общественное здоровье и здравоохранение", на которой из 27 участников доля обучаемых из других образовательных организаций, опубликовавших свои тезисы, составила 40%, а из 10 докладчиков - 20%.

При анкетировании были определены основные факторы, снижающие эффективность организации межвузовского сотрудничества среди студентов, а в последующем и среди специалистов здравоохранения: обособленность образовательных организаций на фоне развития рыночных отношений в связи с их различным ресурсным потенциалом и возможностями; конкуренция вузов за талантливых студентов, а студентов - за бюджетные места в системе додипломной подготовки, в ординатуре и аспирантуре; ограничение вузами доступа к собственной электронной образовательной платформе; недостаточная информированность студентов о проводимых совместных мероприятиях; отсутствие у студентов подготовки по формированию коммуникативных навыков с обучающимися из других образовательных организаций; недостаточная научная проработка данного вопроса.

Результаты исследования позволили конкретизировать основные направления по дальнейшему развития совместной деятельности студентов из различных вузов.

1. Привлечение кафедрами образовательных организаций инициативных студентов к межвузовскому сотрудничеству, используя открытое обучение по авторским программам, совместную деятельность студенческих научных кружков, повышение мобильности студентов за счет участия во всероссийских олимпиадах и научно-практических конференциях.

2. Проведение перед всероссийской студенческой научно-практической конференцией и всероссийской студенческой олимпиадой ежегодных внутривузовских отборочных мероприятий с целью определения лучших студентов и направления их для участия на заключительном этапе.

3. В летний период использование студенческих спортивно-оздоровительных лагерей, в зимний период - клинических баз университетских санаториев для привития студентам управленческих навыков путем обучения в межвузовских школах лидерства на добровольной основе представителей студенческого актива, старост учебных групп, руководителей волонтерского движения, студенческих научных кружков, спортивных секций, творческих кружков и др.

4. Выбор единой интернет-площадки для своевременного информирования обучаемых о проводимых студенческих мероприятиях по общественному здоровью и здравоохранению, в качестве которой можно использовать уже функционирующую с 2016 г. в социальной сети "ВКонтакте" группу "Фабрика лидеров здравоохранения".

Заключение

Как следует из представленного материала, организация межвузовского сотрудничества студентов на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко Сеченовского университета является важным направлением совершенствования их профессиональной подготовки, воспитательной работы и профориентации, обеспечивающим в последующем эффективную работу специалистов здравоохранения.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Соколов Н.А. Опыт подготовки руководителей здравоохранения в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" // Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 156-163.

2. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Титова А.Б. Симуляционно-коммуникативный метод подготовки специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью // Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 1. С. 59-65.

3. ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет): официальный сайт. URL: https://www.sechenov.ru/ (дата обращения: 28.03.2019)

4. Азнабаева Л.М. Работа в студенческом научном кружке как одна из форм реализации интеллектуального потенциала студентов // Междунар. журн. экспериментального образования. 2013. № 3. С. 33.

5. Компаниец О.А. Научная деятельность и ее популяризация в структуре работы студенческого научного общества // Пробл. соврем. пед. образования. 2016. № 51-2. С. 235-244.

6. Малыш Е.Ю., Ромашов Б.Б., Гречкин В.И. К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-1. С. 127-131.

7. Байнова М.С. Внеаудиторная работа со студентами специальности "Государственное и муниципальное управление" на примере научного студенческого кружка // Государственное управление. Электронный вестник. 2010. № 25. С. 5.

8. Федина Н.В., Ткаченко Т.Г., Дмитриев А.В. и др. Студенческий научный кружок как метод "Индивидуально-ориентированного" преподавания дисциплины // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2018. Т. 6, № 1. С. 87-108.

9. Семенов Ф.В., Горбоносов И.В. Роль студенческого научного кружка в подготовке научно педагогических кадров // Междунар. журн. экспер. образования. 2012. № 4-2. С. 213-215.

10. Миндеева С.В., Толстых О.Д. Олимпиадное движение как форма активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 4. С. 174-181.

11. Репина Е.Г. Студенческое олимпиадное движение как инструмент поиска одаренной молодежи и педагогической работы с ней: принципы организации и опыт проведения // Самарский науч. вестн. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 297-302.

12. Попов А.И. Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой подготовки // Инновационная деятельность. 2012. № 1 (19). С. 89-94.

13. Цыбусов С.Н., Терентьев И.Г., Светозарский С.Н. Медицинское олимпиадное движение как путь в специальность // Мед. альманах. 2013. № 1 (25). С. 25-27.

14. Савин В.М. Студенческие научные конференции - путь в большую жизнь // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: История России. 2002. № 1. С. 112-117.

15. Трегубова Е.С. Методика подготовки и проведения студенческих научно-практических конференций // Методист. 2009. № 5. С. 48-49.

16. Федоренко А.А. Проблемы методики подготовки студентов к участию в научных конференциях // Гуманитарный вестн. Воен. акад. ракетных войск стратегического назначения. 2017. № 3 (7). С. 175-177.

References

1. Reshetnikov V.A., Tregubov V.N., Sokolov N.A. Experience in training health leaders in the laboratory of excellence "Factory of health leaders". Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2018; 1: 156 - 163. (in Russian)

2. Reshetnikov V.A., Tregubov V.N., Titova A.B. Simulation and communicative method of training specialists in health care and public health. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2017; (1): 59-65. (in Russian)

3. I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University): official website. URL: https:// www.sechenov.ru/ (date of access March 28, 2019) (in Russian)

4. Aznabaeva L.M. Work in the student scientific circle as one of the forms of realization of the intellectual potential of students. Mezhdunarodniy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2013; (3): 33. (in Russian)

5. Kompaniec O.A. Scientific activity and its popularization in the structure of the student scientific society. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. 2016; (51-2): 235-44. (in Russian)

6. Malysh E.Yu., Romashov B.B., Grechkin V.I. On the organization of research work of students. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii [Personality, Family and Society: Issues of Pedagogy and Psychology]. 2014; (39-1): 127-31. (in Russian)

7. Baynova M.S. Extracurricular work with students of the specialty "State and municipal management" on the example of the student scientific circle. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronniy vestnik [Public Administration. Electronic Bulletin]. 2010; (25): 5. (in Russian)

8. Fedina N.V., Tkachenko T.G., Dmitriev A.V., et al. Student scientific circle as a method of "Individually-oriented" teaching. Nauka molodykh (Eruditio Juvenium) [Science of Young People (Eruditio Juvenile)]. 2018; 1 (6): 87-108. (in Russian)

9. Semenov F.V., Gorbonosov I.V. The Role of student scientific group in the preparation of scientific-pedagogical personne. Mezhdunarodniy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2012; (4-2): 213-5. (in Russian)

10. Mindeeva S.V., Tolstykh O.D. Olympiad movement as a form of enhancing learning and cognitive activity of students. Crede Experto: Transport, Obshchestvo, Obrazovanie, Yazyk [Crede Experto: Transport, Society, Education, Language]. 2016; (4): 174-81. (in Russian)

11. Repina E.G. Student olympiad movement as a tool for search of gifted youth and pedagogical work with it: principles of organization and experience. Samarskiy nauchniy vestnik [Samara Scientific Bulletin]. 2017; 3 (20): 297-302. (in Russian)

12. Popov A.I. Olympiad movement of students as a form of organization of creative training. Innovatsionnaya deyatel'nost' [Innovative Activity]. 2012; 1 (19): 89-94. (in Russian)

13. Cybusov S.N., Terent'ev I.G., Svetozarskiy S.N. Medical Olympiad movement as a way in specialty. Meditsinskiy al'manakh [Medical Almanac]. 2013; 1 (25): 25-7. (in Russian)

14. Savin V.M. Student scientific conferences - the way to a big life. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii [Bulletin of the Russian University of Peoples' Friendship. Series: History of Russia]. 2002; (1): 112-7. (in Russian)

15. Tregubova E.S. Methodology of preparing and conducting of the student scientific-practical conference. Metodist [Methodist]. 2009; (5): 48-9. (in Russian)

16. Fedorenko A.A. Problems of methods of preparation of students for participation in scientific conferences. Gumanitarniy vestnik Voennoy akademii raketnykh voysk strategicheskogo naznacheniya [Humanitarian Bulletin of the Military Academy of Strategic Missile Forces]. 2017; 3 (7): 175-7. (in Russian)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»