Об оценке уровня подготовленности специалистов сестринского дела

Резюме

В статье представлены результаты анализа уровня освоения компетенций в области лечебно-диагностического процесса и оказания экстренной доврачебной помощи студентами, получающими среднее специальное (сестринское) образование. Кроме того, проанализированы результаты тестового контроля будущих специалистов сестринского дела по вопросам медицины катастроф. При этом выявлены сравнительно невысокий уровень знаний теоретических основ организации службы медицины катастроф и высокая подготовленность в вопросах, касающихся практических навыков и умений для оказания экстренной доврачебной медицинской помощи. Также проведена самооценка специалистами сестринского дела уровня своей подготовленности по различным направлениям их деятельности. Выявлен недостаточный уровень знаний по вопросам организации, экономики здравоохранения и правового обеспечения сестринской деятельности.

Ключевые слова:сестринское дело, сестринское образование, чрезвычайные ситуации, компетенции, экстренная медицинская помощь

Для цитирования: Петрова Н.Г, Просветова И.С., Прокопьева М.И., Погосян С.Г Об оценке уровня подготовленности специалистов сестринского дела // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 82-88. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-13009.

Развитие здравоохранения - одно из приоритетных направлений национального и стратегического развития России в предстоящие годы. Реализация этой задачи невозможна без достаточного числа высококвалифицированных специалистов. А это, в свою очередь, требует совершенствования качества образовательного процесса на этапах получения среднего, высшего и последипломного образования [1]. Одно из направлений такого совершенствования - внедрение идеологии компетентностного подхода, который предусмотрен новыми образовательными стандартами и предполагает формирование компетенций как практически направленного результата образования, отражающегося в способности успешно справляться с определенным кругом профессиональных задач. Конечной целью его использования должно стать формирование способности выпускников справляться в практическом плане с определенными типами профессиональных задач и ситуаций [2]. Внедрение новых образовательных стандартов в повседневный учебный процесс в полной мере сталкивается с рядом проблем (организационных, технических, материальных, кадровых). До настоящего времени уровень профессиональной подготовки средних медицинских работников не устраивает в достаточной степени ни выпускников, ни работодателей, ни государство [3]. Среди различных компетенций среднего медицинского персонала одна из важнейших - умение оказывать экстренную и неотложную помощь, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций. Постоянная и повышенная готовность в случаях чрезвычайных ситуаций (техногенные, природные катастрофы, дорожно-транспортные происшествия, терроризм), а также в повседневной деятельности (инфекционные заболевания, отравления, неотложные состояния) требуют не только глубоких знаний, но и владения практическими навыками в оказании экстренной помощи в условиях дефицита времени [4, 5], т.е. компетентности специалиста. Это важно не только для работающих в службе скорой медицинской помощи и медицине катастроф, но и для специалистов первичного звена, особенно для тех, кто работает в системе сельского здравоохранения. Таким образом, вопросы должной подготовки специалистов сестринского дела сохраняют свою актуальность. Совершенствование учебного процесса и оценка уровня развития той или иной компетенции должны быть предметом постоянного мониторинга и анализа [6] - не только в рамках изучения результатов промежуточной и итоговой аттестации, но и при проведении специальных исследований, посвященных различным аспектам этой проблемы [7], число которых до настоящего времени невелико. И еще меньше исследований посвящено оценке знаний, навыков, умений действующих специалистов сестринского дела.

Цель исследования - определение уровня подготовки студентов, получающих среднее и высшее сестринское образование, и практикующих медицинских сестер в вопросах организации и осуществления лечебно-диагностической деятельности, в том числе медицины катастроф и оказания экстренной медицинской помощи.

Материал и методы

На I этапе исследования проведен анализ результатов промежуточной аттестации студентов выпускного курса за все годы обучения, получающих среднее профессиональное образование. Была исследована генеральная совокупность (все студенты), объектом исследования были экзаменационные ведомости. В основу анализа положен компетентностный подход, предусмотренный новыми образовательными стандартами для студентов, получающих среднее специальное и высшее сестринское образование. При этом были выбраны те блоки дисциплин, которые в первую очередь отвечают за формирование таких профессиональных компетенций, как способность к выполнению сестринских процедур, участию в лечебно-диагностическом процессе и способность к оказанию экстренной доврачебной помощи, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

Для более детального анализа уровня подготовки студентов в вопросах экстренной медицины на II этапе исследования разработаны специальные тесты, состоящие из 4 блоков, каждый из них включал 10 вопросов. В 1-й блок вошли основные понятия и вопросы организации деятельности службы медицины катастроф, во 2-й - лечебно-эвакуационные мероприятия при чрезвычайных ситуациях (ЧС) и медицинской сортировке пострадавших. В частности, студентам предлагали дать определение основных понятий медицины катастроф, раскрыть содержание нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование службы медицины катастроф; перечислить практические действия при их реализации. 2 последующих блока были предназначены для определения уровня практических навыков (проведение сердечно-легочной реанимации и оказание медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях).

Интерпретацию данных проводили отдельно по вопросам, блокам и в целом.

Количественную оценку уровня знаний (УЗ) студентов осуществляли путем расчета индекса соответствия (ИС) по формуле:

ИСуз = Число верных ответов на вопросы/общее число вопросов х 100%.

При оценке результатов тестирования за эталон принимали 100% правильных ответов. Результаты тестирования считали положительными, если доля правильных ответов составляла 70% и более. "Качественными" считали показатели уровня знаний студентов при наличии более 80% правильных ответов. Охват тестируемых составил 81,3% общего числа обучающихся на IV курсе.

На III этапе исследования провели анкетирование студентов факультета высшего сестринского образования, имеющих базовое среднее специальное образование (т.е. практикующих медицинских сестер). Им предлагали оценить уровень своих знаний в области различных аспектов сестринского дела. В отличие от специалистов со средним образованием, бакалавры сестринского дела должны владеть компетенциями в области педагогики, психологии и административно-управленческой деятельности, поэтому в анкету были включены все соответствующие направления (компетенции). Всего были опрошены 80 студентов.

Исследование проводили на базе медицинского училища Института сестринского образования ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова" Минздрава России. Все результаты исследований обрабатывали на персональном компьютере, использовали пакет прикладных программ Microsoft Excel 2010 и Statistica 8.

Результаты и обсуждение

В системе среднего медицинского образования все дисциплины делятся на определенные профессиональные модули (ПМ), состоящие из определенных мультидисциплинарных комплексов (МДК), которые включают отдельные дисциплины и содержат соответствующие компетенции. Была проанализирована успеваемость студентов по модулям "Участие в лечебно-диагностическом процессе" и "Оказание доврачебной помощи". Как видно из табл. 1, почти половина (48,5%) студентов освоили данный модуль на "отлично", 28,2% - на "хорошо", а 17,9% - на "удовлетворительно". Однако если сестринский процесс знали удовлетворительно 8,4% студентов, то вопросы реабилитации - почти 1/4 (24,4%).

Модуль "Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях" включает комплексы "Основы реанимации" и "Медицина катастроф". Компетенция "Умение оказывать доврачебную медицинскую помощь при неотложных и экстремальных состояниях" освоена наиболее успешно (98,0% студентов получили отличные и хорошие оценки по блоку дисциплин, направленных на ее формирование) (табл. 2). Основами проведения реанимационных мероприятий все студенты владели в достаточной степени. В 5,3% случаев были получены удовлетворительные оценки при освоении дисциплины "Медицина катастроф".

По результатам тестирования студентов, посвященного вопросам организации службы медицины катастроф и оказания первой медицинской помощи при ЧС, были получены следующие результаты. К сожалению, по блоку, связанному с организацией работы службы скорой помощи и медицины катастроф, правильно ответили только чуть более половины (53,6%) студентов, в том числе "качественный" уровень знаний был выявлен лишь у 5,3%. В остальных случаях были даны неправильные или неполные ответы.

По 2-му блоку, включающему организацию лечебно-эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях, построение и применение алгоритма выполнения конкретных действий среднего медицинского персонала при сортировке пострадавших, 92,2% студентов указали правильные ответы. Среди них в 46,1% случаев ответы были оценены на 80 баллов и более.

В подготовке медицинских кадров крайне важно обучить студентов практическим навыкам при оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и при угрожающих жизни состояниях. Правильные ответы по этапам проведения базовой сердечно-легочной реанимации были получены в 66,0% случаев, в том числе "качественный" уровень знаний - в 33,0%.

В повседневной деятельности медицинских сестер требуется постоянная готовность к оказанию помощи пациентам при угрожающих жизни состояниях, в том числе при разных видах шока. В режиме чрезвычайных ситуаций - это соблюдение строгого алгоритма действий в условиях дефицита времени, что отражено в 4-м блоке. Правильные ответы были у 68,2% студентов, в том числе "качественный" уровень знаний показали 12,4%.

Как отмечалось выше, на III этапе исследования был изучен уровень подготовки (по результатам самооценки) практикующих медицинских сестер. Респондентам предложили оценить уровень своих знаний в различных аспектах, связанных с реализацией их функций и задач. Как видно из табл. 3, достаточно высокими (примерно на уровне 4,5 балла) были самооценки тех компетенций, которые связаны с непосредственным оказанием сестринской помощи: сестринское дело (в том числе с учетом места работы -специализация, включая, например, сестринское дело в анестезиологии-реанимации, операционное дело и др.), профилактика, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, охрана труда и техника безопасности. Несколько ниже (4,3) была оценка знаний в области оценки качества сестринской помощи и психологических аспектов. Существенно ниже был уровень подготовки сестринского персонала в вопросах, связанных с организацией (и их труда, и работы учреждений в целом), включая: организацию (3,6) и экономику здравоохранения (3,3); правовые вопросы (3,5), маркетинг и менеджмент (минимальный балл - 3,1). Практически по всем оценивавшимся аспектам наиболее высокими были самооценки уровня знаний среди респондентов 40-49 лет.

Заключение

Проведенный анализ позволил выявить определенные проблемы в подготовке специалистов сестринского дела на этапах получения среднего и высшего образования. Особое внимание следует обратить на необходимость повышения уровня знаний студентов в вопросах реабилитации, оказания экстренной медицинской помощи, а на факультете высшего сестринского образования - в вопросах организационно-правового характера. В частности, большее внимание следует уделить занятиям с использованием манекенов-тренажеров с возможностью контроля выполнения всех значимых элементов для технологически точного освоения приемов сердечно-легочной реанимации. Требуется внедрение новых форм и методов обучения и средств активизации познавательной деятельности студентов, в том числе разработка мультимедийных лечебно-информационных блоков, включающих видеосюжеты, аудиоматериалы и слайды с изложением алгоритмов действий при ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, а также значительное число ситуационных задач, связанных с оказанием экстренной, реабилитационной помощи, принятием определенных управленческих решений (последнее - для бакалавров сестринского дела).

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Об утверждении ведомственной целевой программы "Управление кадровыми ресурсами здравоохранения": Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 февраля 2019 г. № 68. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72056066/

2. Омельченко С.В., Прохоров А.В. Формирование информационно-профессиональной компетентности студентов вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 12. С. 358-362.

3. Рязанова С.А. Фельдшеры станции скорой неотложной медицинской помощи об уровне своих знаний и мерах их повышения // Мед. сестра. 2013. № 1. С. 22-24.

4. Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Миннуллин И.П. и др. Состояние и перспективы развития медицинского образования специалистов скорой медицинской помощи в Российской Федерации // Скорая мед. помощь. 2013. № 3. С. 16-19.

5. Гончаров С.Ф., Сахно И.И. Вопросы медицины катастроф в системе высшего и дополнительного профессионального образования медицинских кадров // Медицина катастроф. 2017. № 1. С. 67-68.

6. Петрова Н.Г., Просветова И.С. Проблемы совершенствования среднего профессионального образования // Междунар. науч.-исслед. журн. Ч. 2. 2018. № 5. С. 154-157.

7. Doroghazi R.M., Alpert J.S. A medical education as an investment: financial food for though // Am. J. Med. 2014. Vol. 127, N 1. P. 7-11.

References

1. On approval of the departmental target program "Health workforce management": Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of February 16, 2019, No. 68. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/72056066/. (in Russian)

2. Omelchenko S.V., Prokhorov A.V. Formation of information and professional competence of students of the university. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual Problems of the Humanities and Natural Sciences]. 2012; (12): 358-62. (in Russian)

3. Ryazanova S.A. Feldshers of the emergency medical aid station on the level of their knowledge and measures to improve them. Meditsinskaya sestra [Nurse] 2013; (1): 22-4. (in Russian)

4. Bagnenko S.F., Miroshnichenko A.G., Minnullin I.P., et al. State and prospects of development of the medical education of the emergency medical aid specialists in the Russian Federation. Skoraya meditsinskaya pomoshch' [Emergency Medical Care]. 2013; (3): 16-9. (in Russian)

5. Goncharov S.F., Sakhno I.I. Questions of the catastrophe medicine in the system of higher and additional professional education of the medical personnel (in Russian) Meditsina katastrof [Disaster Medicine]. 2017; (1): 67-8. (in Russian)

6. Petrova N.G., Prosvetova I.S. Problems of improvement of secondary professional education. Mezhdunarodniy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Scientific-Research Journal]. Pt 2. 2018; (5): 154-7. (in Russian)

7. Doroghazi R.M., Alpert J.S. A Medical education as an investment: financial food for though. Am J Med. 2014; 127 (1): 7-11.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»