Компоненты творческих способностей студентов медицинского вуза в реальном образовательном процессе при изучении медицинской информатики

Резюме

В статье освещена проблема формирования творческих способностей будущих медиков в реальном образовательном процессе; конкретизировано научное представление о содержании научных понятий исследования (творческие способности будущего медика, творческий образовательный процесс, творческая информационная деятельность студента медицинского вуза). В работе приведены результаты констатирующего эксперимента, описаны компоненты (когнитивный, технологический, информационно-коммуникационный и рефлексивно-аксиологический), показатели и критерии уровней развития творческих способностей будущего медицинского работника.

Ключевые слова:творческие способности, информатизация общества, электронная образовательная среда, медицинское образование, творческая информационная деятельность, электронный портфолио, инновационные процессы, общепрофессиональные компетенции

Для цитирования: Визер Ю.Ю., Авачева Т.Г Компоненты творческих способностей студентов медицинского вуза в реальном образовательном процессе при изучении медицинской информатики // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 52-61. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-13006.

В условиях бурной информатизации всех сфер жизни общества происходит интенсивное развитие инновационных процессов в медицинском образовании, сопровождающееся внедрением информационных технологий в учебные заведения. Рост информационного взаимодействия врачей, фельдшеров с медицинскими сестрами, создание вариативных средств информационного и телекоммуникационного обмена как в профессиональной, так и в социально-бытовой деятельности человека обусловливают высокую потребность в формировании творческих способностей будущих медиков при изучении возможностей информационных технологий для эффективной организации лечебного процесса и успешной самореализации в информационном обществе. Создание необходимых условий для подготовки творческих медицинских специалистов в вузе - одна из важнейших задач в системе непрерывного образования [1-5].

Проблему формирования творческих способностей рассматривали в различных научных областях: в философии (Н.А. Бердяев, Б.С. Гершунский, Платон и др.); в педагогике (К.Д. Ушинский, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Н.В. Мартишина и др.); в психологии (Д.А. Леонтьев, Е.П. Ильин, Л.С. Выготский, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Вопросы в области теории информатизации образования, использования информационных и коммуникационных технологий в обучении, уникальных дидактических возможностей средств информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) раскрываются в научных исследованиях С.А. Бешенкова, В.П. Беспалько, А.П. Ершова, М.П. Лапчика, Е.С. Полат, И.В. Роберт, С.В. Панюковой.

Актуальность темы исследования определяется существованием следующих противоречий в образовательном пространстве медицинского вуза:

■ между востребованностью современного информационного общества в медицинском работнике, способном творчески использовать информационные технологии в самостоятельном поиске новых знаний, и недостаточным уровнем сформированности творческих способностей студента медицинского вуза при изучении информационных технологий;

■ между необходимостью целенаправленного формирования и развития творческих способностей будущих медиков в вузе и недостаточной научной разработанностью педагогических условий реализации данного процесса при изучении информационных технологий.

Анализ данных противоречий определил проблему нашего исследования: выяснить педагогические условия формирования творческих способностей будущих медиков в процессе изучения информационных технологий.

Цель исследования - выявление педагогических условий и механизмов формирования творческих способностей будущих медиков в процессе изучения информационных технологий в вузе. Объект исследования: процесс формирования творческих способностей будущих медиков в вузе. Предмет исследования: педагогические условия формирования творческих способностей будущих медиков в процессе изучения информационных технологий.

При проведении исследования решали следующие основные задачи.

1. Изучить и проанализировать проблему формирования творческих способностей.

2. Разработать модель формирования творческих способностей при изучении медицинской информатики в образовательном процессе медицинского вуза.

3. Выявить эффективные педагогические условия формирования творческих способностей будущих медиков в процессе изучения ИКТ в вузе.

4. Определить динамику формирования творческих способностей будущих медиков в образовательном процессе вуза в ходе опытно-экспериментальной работы.

5. Разработать практические рекомендации по формированию творческих способностей будущих медиков при изучении ИКТ.

Для реализации цели, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в нашем исследовании использованы следующие методы: теоретические (изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез, моделирование, сравнение, обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, сравнение, рейтинговая система и самооценка, педагогический эксперимент); математические и статистические методы обработки результатов исследования (оценка достоверности различий по критерию Пирсона х2).

Опытно-экспериментальную работу проводили с 2016 по 2018 г. на базе ФГБОУ ВО "Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова" Минздрава России. В исследовании приняли участие 220 студентов первых курсов лечебного факультета; преподаватели кафедры математики, физики и медицинской информатики.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 31.05.01 "Лечебное дело" (квалификация "врач-лечебник") предъявляют новые требования к выпускнику медицинского вуза, в частности формирование общепрофессиональных компетенций (ОПК) студентов признано главным результатом образовательного процесса, в том числе и при изучении медицинской информатики [4, 6]. В результате изучения дисциплины "Медицинская информатика" у студентов по стандарту ФГОС ВО формируются следующие ОПК: ОПК-1 (готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, ИКТ и с учетом основных требований информационной безопасности) и ОПК-7 (готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач).

Для выявления эффективных условий формирования творческих способностей у будущих медиков в процессе изучения ИКТ конкретизируем следующие научные понятия нашего исследования.

1. Творчество в условиях информатизации общества является созидательной, конструктивной деятельностью человека, направленной на инновационное (в том числе средствами ИКТ) преобразование социокультурного пространства с позиций ценностно-смысловых ориентиров и целей саморазвития и самосовершенствования личности, повышения информационной составляющей, внедрения новых способов реализации информационных процессов и информационного взаимодействия в новой информационной среде.

2. Творческие способности будущего медика в процессе изучения медицинской информатики могут быть представлены совокупностью компонентов (когнитивного, технологического, информационно-коммуникационного и рефлексивно-аксиологического), предполагающих творческое использование развивающихся информационных технологий (электронный портфолио, дистанционное обучение, облачные технологии и пр.) в инновационной профессиональной деятельности.

3. Творческая информационная деятельность будущего медика в процессе изучения ИКТ заключается в нестандартном использовании инновационных методов накопления интеллектуального потенциала сферы образования и здравоохранения, что повлечет за собой актуализацию творческих способностей личности в условиях информатизации общества, выявление необходимых условий для создания информационных ресурсов и их творческого применения в будущей профессиональной деятельности, повышение уровня информационной компетентности и культуры, интеграцию в информационное образовательное пространство [3].

Для выявления уровней сформированности компонентов творческих способностей будущих медиков в реальном образовательном процессе был организован и проведен констатирующий эксперимент в ФГБОУ ВО "Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова" Минздрава России. В эксперименте принимали участие 112 студентов I курса по направлению подготовки 31.05.01 "Лечебное дело" (квалификация "врач-лечебник"). Объектом экспериментального исследования стал образовательный процесс изучения учебной дисциплины "Медицинская информатика", а также результаты деятельности студентов в нем. Диагностику уровней сформированности исследуемых компонентов творческих способностей у студентов осуществляли по разработанным показателям и критериям. В качестве критериев сформированности творческих способностей будущего медика были выделены уровни их развития (низкий, средний и высокий) (табл. 1).

Для оценки сформированности показателя знаний основ информатики и их творческой интерпретации в процессе изучения когнитивного компонента ИКТ участники опроса выполняли задания в форме тестирования по основным тематическим аспектам информатики и анкетирования для оценки осведомленности в области понятийного аппарата ИКТ. Результаты тестирования (табл. 2) свидетельствуют, что у 48% студентов знания основ информатики сформированы на среднем уровне, у 28% - на высоком, у 24% - на низком. При определении студентами известных им понятий и творческой интерпретации их содержания было выявлено, что такие понятия, как "Интернет" (99%), "информатизация общества" (78%), "информатизация образования" (75%), "информационные технологии" (80%), "компьютерная сеть" (86%), "локальная сеть" (76%), наиболее узнаваемы почти каждым студентом. Достаточно хорошо известны респондентам понятия "аудиовизуальные технологии" (47%), "информационное общество" (50%), "информационные процессы" (45%), "средства ИКТ" (46%), "телекоммуникации" (51%). Однако понятия "гипермедиа" (19%), "информационная среда" (15%), "информационная деятельность" (24%), "визуализация информации" (16%) "интерактивный диалог" (29%), "информационное взаимодействие" (25%) были раскрыты недостаточно точно, что свидетельствует о довольно низком уровне творческой интерпретации их содержания.

Для более активного развития творческих способностей необходимо усилить когнитивный компонент, обратив особое внимание на формирование понятийного аппарата дисциплины, аспекты, цели и значимость применения технических и программных средств ИКТ для будущего медика.

Полученные результаты обосновывают необходимость дальнейшего развития информационной компетентности и познавательной мотивации студентов. При исследовании технологического компонента интерес представляют также данные об уровнях сформированности навыков работы с офисными программами и поисковыми системами сети Интернет (табл. 3 и 4).

Результаты выявления уровней сформированности показателя применения развивающихся информационных технологий представлены в табл. 5. Участники опроса выполняли задания в форме анкеты-теста, им было предложено определить область применения развивающихся ИКТ в современной медицине и в процессе получения медицинского образования.

Как показывают результаты опроса для оценки и анализа рефлексивно-аксиологического компонента творческих способностей, среди личностных качеств, формируемых в процессе активного использования ИКТ, в ответах участников опроса лидирующие позиции занимают самостоятельность (80% опрошенных), креативность (83%), терпение (72%) (табл. 6). Далее идут целеустремленность (64%), ответственность (51%) и аккуратность (41%). Таким образом, для повышения уровня творческих способностей по рефлексивно-аксиологическому компоненту у будущих медиков необходимо создать условия для самоопределения в профессиональных и общечеловеческих ценностях при использовании ИКТ и разработать педагогическую систему по формированию их в образовательном процессе.

Необходимо отметить, что сформированное творческих способностей будущих медиков по каждому компоненту неравномерна, что требует усиления дидактической составляющей, системности, целенаправленности и мотивации изучения ИКТ.

Таким образом, создание необходимых педагогических условий для формирования творческих способностей в процессе освоения информационных технологий позволит преодолеть несоответствия между широкими дидактическими возможностями современных информационных технологий в образовательном процессе вуза и недостаточным уровнем их интеграции в творческую информационно-образовательную деятельность. Все это требует включения каждого студента в активное использование информационных технологий в образовательном процессе для решения учебных задач [4].

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационно-образовательной среды как условие развития образовательного процесса в медицинском университете // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2017 : материалы II международной научно-технической и научнометодической конференции / под общ. ред. О.В. Миловзорова. Рязань : Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2017. С. 150-152.

2. Avacheva T.G., Yablochnikov S. Information technology as a tool of lean manufacturing in medicine // Information Technology for Practice 2017. Proceedings of the 20th International Conference on Information Technology for Practice. Technical University of Ostrava, 2017. P. 233-239.

3. Визер Ю.Ю. Формирование творческих способностей студентов при изучении информационных технологий в медицинском вузе // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2017 : материалы II международной научно-технической и научно-методической конференции / под общ. ред.

О.В. Миловзорова. Рязань : Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2017. С. 226-231.

4. Визер Ю.Ю. Направления использования информационных технологий в медицине и фармации // Материалы ежегодной научной конференции Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова / редкол. : Р.Е. Калинин, В.А. Кирюшин, И.А. Сучков ; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. Рязань : РИО РязГМУ, 2016. 508 с. С. 144-148.

5. Авачева Т.Г., Дмитриева М.Н., Кадырова Э.А., Кузнецов В.Г. Использование решений "1С" для поддержки учебного процесса в медицинском университете // Сборник научных трудов 19-й международной научно-практической конференции. Новые информационные технологии в образовании / под общ. ред. Д.В. Чистова. 2019. С. 456-459.

6. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2474/файл/901/Госпрограмма_Раз-витие_образования_(Проект).рсЮ

References

1. Avacheva T.G., Kadyrova E.A. Information educational environment shaping stipulating educational process development at medical university. In: O.V. Milovzorov (ed.). Modern Technologies in Science and Education -STNO-2017: II International Scientific-Technical (and Methodogical) Conference Collection of Papers. Ryazan': Ryazanskiy Gosudarstvenniy Radiotekhnicheskiy Universitet, 2017: 150-2. (in Russian)

2. Avacheva T.G., Yablochnikov S. Information technology as a tool of lean manufacturing in medicine. In: Information Technology for Practice 2017. Proceedings of the 20th International Conference on Information Technology for Practice. Technical University of Ostrava, 2017: 233-9.

3. Vizer Yu.Yu. Forming of creative abilities of students while learning information technologies at medical university. In: O.V. Milovzorov (ed.). Modern Technologies in Science and Education - STNO-2017: II International Scientific-Technical (and Methodogical) Conference Collection of Papers. Ryazan': Ryazanskiy Gosudarstvenniy Radiotekhnicheskiy Universitet, 2017: 226-31. (in Russian)

4. Vizer Yu.Yu. The trends of usage of information technologies in medicine and pharmacy. In: R.E. Kalinin, V.A. Kiryushin, I.A. Suchkov (eds). Materials of Annual Scientific Conference of Ryazan State Medical University Named after Academician I.P. Pavlov: Federal State Budget Educational Organization Ryazan State Medical University of the Ministry of Health. Ryazan': RIO RyazGMU, 2018: 144-8. (in Russian)

5. Avacheva T.G., Dmitrieva M.N., Kadyrova E.A., Kuznetsov V.G. Use of solutions "1C" to support the educational process at the medical university. In: D.V. Chistov (ed.). The Collection of Scientific Papers of the 19th International Scientific-Practical Conference. New Information Technologies in Education. 2019: 456-9. (in Russian)

6. State Program of Russian Federation "Education Development in 2013-2020" [Electronic resource]. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/2474/файл/901/ Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект). pdf. (in Russian)