Недостаточная работа по профессиональной ориентации как причина кадрового "голода" в медицине

Резюме

Проведено анкетирование студентов Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского". Выявлено, что большинство абитуриентов выбирают будущую профессию на основании неполной или недостоверной информации, в связи с чем во время обучения происходит пересмотр взглядов как на саму профессию, так и на свое соответствие ей. Среди первокурсников 89,2% опрошенных готовы работать по специальности, но к VI курсу их число уменьшается до 75%. Полученные результаты свидетельствуют о недостатках работы по профессиональной ориентации.

Ключевые слова:медицинский вуз, профессиональная ориентация, недостаток медицинских кадров

Для цитирования: Козуля С.В., Лахно В.А., Лахно Д.М. Недостаточная работа по профессиональной ориентации как причина кадрового "голода" в медицине // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 36-41. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-13004.

Нехватка медицинских кадров - общемировая проблема, характерная не только для развивающихся стран, но и для стран с развитой экономикой [1]. Особенно остро ощущается нехватка специалистов широкого профиля - терапевтов [2]. Проблема носит системный характер и обусловлена множеством причин, связанных с инфраструктурными, профессиональными, образовательными, социально-культурными, экономическими и политическими вопросами [3]. Государство старается компенсировать нехватку медицинского персонала, увеличивая набор абитуриентов в медицинские вузы, но это не работает, так как не все выпускники идут работать по специальности. Уменьшить число дипломированных специалистов, не вышедших на работу, может своевременное профессиональное ориентирование абитуриентов [4].

Цели исследования - изучить мотивацию студентов Медицинской академии им. С.В. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.В. Вернадского" при выборе профессии врача, оценить изменение отношения к профессии в ходе обучения.

Материал и методы

Проведено анкетирование 381 студента Медицинской академии им. С.В. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.В. Вернадского". Использовали тестирование "Мотивы выбора профессии" по методике Р.В. Овча-ровой [5]. Также в анкете присутствовали вопросы, позволяющие уточнить причину выбора профессии и желание работать по получаемой специальности.

Учитывая общее число студентов в медицинской академии (4158 человек), доверительную вероятность (95%) и долю признака (50%, так как дисперсия дихотомического распределения принимает максимально возможное значение, когда наблюдения распределяются между предложенными альтернативами поровну), ошибка выборки составила 4,79%, что свидетельствует о ее достаточном размере.

Результаты

Согласно результатам проведенного тестирования, 77% студентов выбрали свою будущую профессию самостоятельно, 11,9% - под влиянием родственников и 11,1% затруднились с ответом. Однако, как показали ответы студентов на уточняющие вопросы, влияние родственников респондентами подсознательно недооценивается - интересу к врачебной специальности в 46,7% случаев способствовали именно беседы с родственниками (в первую очередь с родителями). Затруднялись с ответом на данный вопрос 24,4% опрошенных, а 14,8% абитуриентов выбрали медицинскую академию, вдохновившись художественной литературой и фильмами, описывающими будущую профессию. В только 14,1% опрошенных старались собрать достоверную информацию о будущей профессии, в том числе задавая вопросы медицинским работникам.

Как показало тестирование, среди мотивов, по которым абитуриенты выбрали медицинскую академию, у большинства доминировали внутренние социально-значимые мотивы (45,9%). На 2-м месте стояли внутренние индивидуально-значимые мотивы (34,1%), на 3-м - внешние положительные (5,9%), а на 4-м - внешние отрицательные мотивы (3,7%). У 10,4% опрошенных выявить однозначное доминирование той или иной группы мотивирующих факторов не удалось. Чаще всего отмечалось одинаковое влияние внешних социально-значимых и внутренних индивидуально-значимых мотивов (6,0%), но встречались и иные комбинации (4,4%).

Известно, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно как с точки зрения производительности труда, так и в плане удовлетворенности работника самим процессом труда [6]. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, качественно выполняя большой объем работы без внешнего давления. Таким образом, на первый взгляд доминирование (80%) среди студентов людей, мотивированных общественной и личной значимостью будущей работы, удовлетворением, которое она будет приносить, свидетельствует о правильности выбора и отсутствии разочарований в будущем. Однако не стоит забывать о том, что только 14,1% человек старались собрать достоверную информацию о будущей профессии. Остальные делали выбор на основе не всегда достоверной информации - своих представлениях, сформированных на основе фильмов, художественной литературы или мнения родителей (только у 3,7% опрошенных родители были медицинскими работниками, реально знающими особенности профессии).

В процессе обучения студент получает не только теоретические знания, но и практический опыт. Общаясь с преподавателями и пациентами, проходя практику, он начинает накапливать и осмысливать достоверную информацию о профессии медицинского работника. К сожалению, иногда это приводит к сомнениям в правильности сделанного выбора. Об этом свидетельствуют результаты тестирования - в целом 78,9% опрошенных выражают желание работать в медицинской сфере, у 5,6% такое желание отсутствует, а 15,5% колеблются, сомневаясь в правильности своего выбора. На рис. 1 показано, как зависит ответ на данный вопрос от срока обучения студентов.

В течение 6-летнего срока обучения число студентов, готовых взять на себя ответственность за здоровье и жизнь сограждан, снизилось с 89,2 до 75%, а нежелающих выходить на работу по профессии, которую они осваивают, наоборот, увеличилось с 1,6 до 8,3%. Также следует обратить внимание на группу тех, кто еще окончательно не определился. На I курсе их относительно немного - 9,2%. Однако по мере знакомства с особенностями врачебной профессии их число увеличивается (максимум на IV курсе - 22,5%). К VI курсу происходит незначительное снижение этой группы до 16,7%.

Поскольку большинство абитуриентов (82,2%) выбирают будущую профессию на основании неполной или часто недостоверной информации, в ходе обучения происходит пересмотр взглядов как на саму профессию, так и на свое соответствие ей. В частности, 40,7% опрошенных заявили, что не уверены в том, что обладают всеми необходимыми качествами для врачебной деятельности.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточной профориентационной работе в образовательных организациях. Несмотря на то что это направление работы обязательно, 22,2% опрошенных нами студентов заявляли о том, что с ними ее никогда не проводили.

По нашему мнению, важным и правильным направлением в данной деятельности стало бы поэтапное и целенаправленное проведение профориентации, профконсультации и профотбора (последние 2 направления в стране развиты недостаточно [7]). Важно оценить, насколько будущий выпускник может работать в данной специальности. Иногда проблема может выходить за пределы психологической - в некоторых случаях состояние здоровья молодого специалиста препятствует выполнению необходимых трудовых функций. К сожалению, стандартная медицинская справка № 086/у не дает гарантии, что выпускник в дальнейшем сможет безопасно трудиться на медицинском поприще. Возможно, по аналогии с силовыми ведомствами имеет смысл проводить углубленные медицинские осмотры, призванные ответить на вопрос: не будут ли профессиональные вредные факторы усугублять отклонения в состоянии здоровья студента, а затем и врача [8].

Чтобы избежать разочарований, приводящих к нехватке специалистов-медиков, мы бы также рекомендовали при проведении встреч с абитуриентами несколько сместить акценты с рассказа о вузе на рассказ о собственно тех специальностях, которые абитуриент может получить после окончания того факультета, на который подает документы. Если Министерство здравоохранения Российской Федерации заинтересовано в решении кадровой проблемы (дефицит врачей в РФ составляет приблизительно 40 тыс. человек [9]), оно также может инициировать встречи медицинских работников со старшеклассниками (возможно, даже на базе медицинских организаций).

Ориентируясь на анкеты студентов VI курса, можно предположить, что около 3/4 будущих специалистов выйдут на работу, а остальная 1/4 студентов, скорее всего, будет искать себя на другом поприще, увеличивая и без того значительную нехватку специалистов. Впрочем, наше предположение можно считать оптимистичным, так как, по данным К.В. Лутовиной [10], в РФ 40% выпускников вузов работают не по специальности. Недостатки профориентационной работы приводят к тому, что такие студенты просто занимают место тех, кто действительно хотел бы получить эту профессию, и наносят экономический ущерб федеральному бюджету.

Выводы

1. Согласно проведенному опросу, только 75% студентов VI курса Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" готовы работать по специальности.

2. Для экономии бюджетных средств следует интенсифицировать проведение профориентационной работы в образовательных организациях, а также устраивать встречи школьников с медицинскими работниками, на которых ученики смогли бы получить информацию о профессии из первых рук.

3. В качестве пилотного проекта ввести профессиональный отбор будущих студентов при выборе медицинских специальностей.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Aithal A., Aithal P.S. ABCD analysis of task shifting - an optimum alternative solution to professional healthcare personnel shortage // IJHSP (International Journal of Health Sciences and Pharmacy). 2017. Vol. 1, N 2. P. 36-51.

2. Salsberg E.S. Is the physician shortage real? Implications for the recommendations of the institute of medicine committee on the governance and financing of graduate medical education // Acad. Med. 2015. Vol. 90, N 9. P. 1210-1214.

3. Weinhold I., Gurtner S. Understanding shortages of sufficient health care in rural areas // Health Policy. 2014. Vol. 118, N 2. P. 201-214.

4. Sultana R.G. Pessimism of the intellect, optimism of the will? Troubling the relationship between career guidance and social justice // Int. J. Educ. Vocat. Gui. 2014. Vol. 14, N 1. P. 5-19.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М. : Просвещение, Учебная литература, 1996. 352 с.

6. Косникова А.Ю., Таньков Н.Н., Булатова А.О. Диагностика мотивации профессиональной деятельности будущих лингвистов-переводчиков // Университетское образование. Пенза, 2012. С. 168-169.

7. Тайгер Пол, Бэррон-Тайгер Барбара. Делай то, для чего родился. М. : АСТ, Астрель, 2005. 132 с.

8. Косарев В.В., Лотков В.С., Бабанов С.А. Профессиональные болезни. Диагностика, лечение, профилактика. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей. 3-е изд. Самара, 2009. 80 с.

9. Савинкина Л.А., Шепелова Т.С. Проблема дефицита медицинских кадров и пути ее решения // Соврем. пробл. науки и образования. 2014. №. 6. С. 569-569.

10. Лутовина К.В. Почему выпускники вузов не работают по специальности // Молодой ученый. 2017. № 36. С. 69-72.

References

1. Aithal A., Aithal P.S. ABCD analysis of task shifting - an optimum alternative solution to professional healthcare personnel shortage. IJHSP (International Journal of Health Sciences and Pharmacy). 2017; 1 (2): 36-51.

2. Salsberg E.S. Is the physician shortage real? Implications for the recommendations of the institute of medicine committee on the governance and financing of graduate medical education. Acad Med. 2015; 90 (9): 1210-4.

3. Weinhold I., Gurtner S. Understanding shortages of sufficient health care in rural areas. Health Policy. 2014; 118 (2): 201-4.

4. Sultana R.G. Pessimism of the intellect, optimism of the will? Troubling the relationship between career guidance and social justice. Int J Educ Vocat Gui. 2014; 14 (1): 5-19.

5. Ovcharova R.V. Reference book of the school psychologist. 2nd ed., revised. Moscow: Prosveshchenie, Uchebnaya Literatura, 1996: 352 p. (in Russian)

6. Kosnikova A.Yu., Tan'kov N.N., Bulatova A.O. Diagnostics of motivation of professional activity of future linguists-translators. In: University Education. Penza, 2012: 168-9. (in Russian)

7. Tayger Pol, Berron-Tayger Barbara. Do what you were born to do. Moscow: AST, Astrel', 2005: 132 p. (in Russian)

8. Kosarev V.V., Lotkov V.S., Babanov S.A. Occupational disease. Diagnosis, treatment, prevention. Occupational disease. Diagnosis, treatment, prevention. It is recommended by Educational and methodical Association on medical and pharmaceutical education of higher education institutions of Russia as the manual for system of postgraduate professional education of doctors. 3rd ed. Samara, 2009: 80 p. (in Russian)

9. Savinkina L.A., Shepelova T.S. The problem of shortage of medical personnel and ways to solve it. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2014; (6): 569-9. (in Russian)

10. Lutovina K.V. Why graduates do not work in the specialty. Molodoy uchoniy [Young Scientist]. 2017; (36): 69-72. (in Russian)