Определение наиболее значимых для студентов технологий обучения в медицинском вузе

Резюме

Проведено исследование ряда технологий обучения студентов в ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России с целью определения их эффективности в получении знаний и усвоении практических манипуляций по дисциплине "Уход за терапевтическими больными". Из анализа анкетных данных наиболее эффективной технологией обучения является "обучение манипуляциям на фантомах", не менее важны "информация от преподавателя" и технология "обучение по чек-листам". Другие технологии также не исключают применения их в обучении студентов, но в меньшем объеме.

Ключевые слова:педагогические технологии, эффективность, медицинское образование, профессионализм, анкетирование, компетентность

Для цитирования: Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Определение наиболее значимых для студентов технологий обучения в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 8-14. doi: 10.24411/2220-8453-2019-13001

Обучение в высшей медицинской школе сегодня невозможно без применения новых методов совершенствования учебного процесса, его оптимизации и интенсификации [1]. Особенность подготовки будущих врачей в настоящее время - комплексный подход к формированию познавательной мотивации, что определяет выбор моделей и технологий подготовки студентов к практической деятельности [2].

В системе высшего медицинского образования используются различные варианты моделей и технологий обучения, а также их сочетания, но в основном выделяют следующие подходы к организации подготовки студентов [3-5]:

■ информационный;

■ операционально-деятельностный;

■ личностно-ориентированный.

Каждый из них имеет преимущества и недостатки, а потому на разных этапах обучения от I курса до последнего преподаватель может находить и использовать из них лучшее и обнаруживать дополнительные ресурсы конкретного подхода для обучения как знаниям, так и практическим манипуляциям [6-8]. Все многообразие технологий обучения связано с их различными сочетаниями в реальной педагогической практике, поэтому нужно различать метод обучения и организационную (технологическую) форму его применения.

В образовательных программах студентов ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России приоритет отдается использованию технологий образования будущих врачей, которые способствуют качественной подготовке специалистов, в частности конкретно для нашего региона [9]. Однако от руководителей органов здравоохранения Красноярска и края в последнее время исходят критические замечания по поводу качества подготовки медицинского специалиста в вузе. Одна из претензий - низкий уровень практической подготовки. Таким образом, значительно возрастают требования к формированию профессионального мастерства и уровню овладения практическими навыками у врачей-выпускников, что перед преподавателями ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России ставит задачу - добиться максимальной эффективности системы обучения при формировании у будущих врачей ключевых компетенций по профессиональным навыкам [9, 10].

Интересным для нас был взгляд преподавателей (мы полностью его разделяем), что в учебных дисциплинах есть как полезные, так и лишние знания; лишние знания затрудняют процесс обучения. Об этом пишут в своей статье А.Б. Ходжаян и Н.В. Агранович: "...часть содержания знаний, даже прочно запечатлевшихся в памяти студента, нередко оказывается вовсе не приемлемой для реальной практики, а на их приобретение были затрачены те драгоценные часы, дни и недели, которые могли бы пригодиться для получения действительно полезных сведений для будущего врача. Наличие в учебных курсах подобных "лишних" знаний (избыточной информации) обычно объясняют необходимостью повышать общую эрудицию обучаемых. Знания, которые даются "на всякий случай", перегружают память. Они создают иллюзию обучения, отдаляют будущего врача от практики" [2].

Следовательно, возникает вопрос: "Каким образом обеспечить студентам более эффективную подготовку в будущей профессии и выявить лишние знания в дисциплине "Уход за терапевтическими больными"?".

Цель исследования - определить наиболее эффективные технологии обучения студентов I курса лечебного факультета дисциплине "Уход за терапевтическими больными". Методы: анкетирование и интервьюирование. Респондентами стали студенты I курса (80 человек). Нами была составлена небольшая анкета с указанием применяемых технологий в обучении студентов указанной дисциплине.

Все используемые нами технологии обучения имеют одну общую функцию -обеспечить студентов разнообразными знаниями, выполняющими роль ориентиров в будущей врачебной деятельности. Анкетирование проведено у 80 студентов (по согласию со студентами, анонимное). В связи с тем что ответы в основном были однотипными, мы не стали проводить анкетирование у большего числа студентов.

Результаты

Все студенты (100%) ответили, что дисциплина "Уход за терапевтическими больными" им интересна, так как близка к их профессиональной деятельности. Мнение студентов о затруднениях при освоении дисциплины очень разнообразны. Около 50% (40 человек) указали на большой объем материала для запоминания, особенно медицинских терминов, некоторым не хватает времени, так как по другим предметам много задают, и они не успевают освоить полученные знания по дисциплине. У 20 (25%) студентов - нет никаких затруднений при изучении содержания дисциплины ("все нормально", "информация доступная и интересная"), 4 (5%) студента указали на лень, а 6 (7,5%) - на затруднения при обучении по чек-листам.

В определении технологий обучения, помогающих понять и усвоить содержание дисциплины, были определены различные комплексы применяемых технологий, что представлено в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что студенты при обучении используют как монотехнологии, так и их сочетание в зависимости от своих индивидуальных способностей и условий обучения. Из представленных технологий обучения наибольший эффект на усвоение знаний по предмету оказывали следующее: 1-е место - технологии 1+2+3; на 2-м месте по эффективности обучения студенты отметили сочетание 1+2; 3-е место занимают технологии 1+4. 4 студентов указали, что им, кроме выполнения манипуляций (на фантомах), обучения по чек-листам, помогают усваивать содержание предмета видеофильмы, учебники, методические пособия.

По данным анкетирования, все студенты выделили наиболее эффективную технологию обучения для освоения практических навыков: выполнение манипуляций (на фантомах) - 100%. Важную роль для них играет информация от преподавателя - 56 (70%), обучение по чек-листам - 46 (57,5%), решение ситуационных задач - 34 (42,5%). Влияние методики тестирования для получения знаний указали только 8 (10%) студентов.

Все оценки студентов мы свели к 5-балльной системе и получили результаты, представленные в табл. 2, 3.

Из полученных данных видно, что нужно и дальше продолжать совершенствовать технологии обучения студентов.

Для улучшения освоения знаний студенты предложили:

■ увеличить время на подготовку к занятиям;

■ проводить обновление симуляционных средств и обеспечить достаточное их количество;

■ чтобы на других кафедрах также доброжелательно оценивали знания студентов;

■ закреплять мануальные навыки;

■ больше показывать современных видеофильмов по манипуляциям;

■ упростить содержание чек-листов, так как некоторые содержат много пунктов и усложняют запоминание;

■ больше половины студентов отметили, что "все хорошо, ничего не надо менять".

Заключение

Анализ технологий обучения студентов на I курсе медицинского вуза показал следующее.

■ Учить нужно не для того, чтобы давать определенный объем знаний, а для того, чтобы научить действовать. Действие является не чем иным как применением знаний на деле, чему способствует методика обучения на фантомах, - это подтвердили сами студенты при применении технологии обучения на фантомах (100%).

■ Оценка студентами организации учебного процесса преподавателями, использующими различные технологии при обучении на кафедре, показала:

- качественный показатель составил 68,7% (интересно - 50%, хорошо -10%, отлично - 8,7%);

- удовлетворительно - 27,5% (положительно - 22,5%; уважительно - 5%);

- неудовлетворительно - 3,7% (однообразно - 3,7%).

Поэтому деятельность самих студентов должна выступать главным источником для организации педагогического процесса, а педагог должен создавать условия для саморазвития студентов, осмысленного освоения ими основ профессиональной деятельности и развития профессионального сознания будущих врачей.

■ Рациональное использование практических навыков с конкретными алгоритмами по чек-листам и методическим оснащением способствует обучению студентов профессиональным навыкам и мотивации изучения дисциплины.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Гришнова Е.Е. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 2011. № 8-9. С. 41-45.

2. Ходжаян А.Б., Агранович Н.В. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе // Фундам. исслед. 2011. № 11-1. С. 149-153.

3. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Проблемно-модульное обучение в медицинском вузе // Мед. образование и проф. развитие. 2014. № 3. С. 53-58.

4. Романцов М.Г., Храмцова Е.Г., Мельникова И.Ю. Формирование профессиональных компетенций и становление компетентностного подхода при обучении в медицинском вузе // Высшее образование сегодня. 2015. № 7. С. 2-10.

5. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 65-70.

6. Давыдова Н.С., Богославская Л.В., Теплякова О.В. Центр практических навыков. Новые возможности преподавания практических умений // Мед. образование и вузовская наука. 2012. № 2. С. 61-63.

7. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training // Postgrad. Med. J. 2008. Vol. 84 (997). Р. 563-570.

8. Okuda Y. et. al. National growth in simulation training within emergency medicine residency programs // Acad. Emerg. Med. 2008. Vol. 15. Р. 1-4.

9. Зорина Е.В., Мудрова Л.А., Бахшиева С.А., Гришкевич Н.Ю. Актуальность метода погружения студентов первокурсников в профессиональную среду при подготовке будущих врачей // Всероссийская научно-педагогическая конференция с международным участием "Вузовская педагогика". Красноярск : КрасГМУ, 2016. С. 166-168.

10. Авдеева Е.А., Мягкова Е.Г., Никулина С.Ю. Мировые тренды и технологии образования будущего // Вузовская научно-педагогическая конференция. Красноярск : КрасГМУ, 2015. С. 34-38.

References

1. Grishnova E.E. Modernization of educational process: problems and trends. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2011; (8-9): 41-5. (in Russian)

2. Khojayan A.B., Agranovich N. Features of the organization of effective self-educational activities of students in medical school. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Researches]. 2011; (11-1): 149-53. (in Russian)

3. Romantsov M.G., Melnikova I.Yu. Problem-modular training in medical university. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2014; (3): 53-8. (in Russian)

4. Romantsov M.G., Khramtsova E.G., Melnikova I.Yu. The Formation of professional competences and the formation of the competence approach in teaching in medical school. Visshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. 2015; (7): 2-10. (in Russian)

5. Petruneva R.M. Person-oriented organization of educational process: illusions and reality. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2011; (5): 65-70. (in Russian)

6. Davydova N.S., Bogoslavskaya L.V., Teplyakova O.V. Center of practical skills. New features practical skills teaching. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical Education and University Science]. 2012; (2): 61-3. (in Russian)

7. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training. Postgrad Med J. 2008; 84 (997): 563-70.

8. Okuda Y. et. al. National growth in simulation training within emergency medicine residency programs. Acad Emerg Med. 2008; 15: 1-4.

9. Zorina E.V., Mudrova L.A., Bakhshiyeva S.A., Grishkevich N. Yu the relevance of the method of immersion of freshmen students in a professional environment in preparing future doctors. In: All-Russian Scientific Educational Conference with International Participation "High School Pedagogy". Krasnoyarsk: KrasGMU, 2016: 166-8. (in Russian)

10. Avdeeva E.A., Myagkova E.G., Nikulina S.Yu. World trends and technologies of future education. In: University Scientific and Pedagogical Conference. Krasnoyarsk: KrasGMU, 2015: 34-8. (in Russian)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»