Блог Рональда Хардена

Заключенные, солдаты и симуляторы, выбор изображений для презентаций, рекомендации по физической активности и многое другое

Опубликовано 22.02.2019

Заключенные, солдаты и симуляторы

Я заинтересовался симуляторами в 1969 г. В то время я работал с симулятором пациента в виде универсальной вычислительной машины в университете Глазго. Огромный прогресс, достигнутый с тех пор, был отмечен на недавней конференции IMSH в Сан-Антонио в январе 2019 г. Хотя основное внимание было уделено широкому спектру сложных симуляторов проводили интересные демонстрации дополненной и виртуальной реальности. Для меня было честью быть представленным на конференции в качестве лауреата премии в номинации "Пионер в Симуляции". Наш стенд AMEE пользовался популярностью.

Сью Рофф (Sue Roff) обратила мое внимание на описание роли заключенных и солдат в качестве симулированных пациентов в реалистичных ситуационных сценариях в лекции Тома МакКонахи (Tom McConnachie) по сестринскому делу в Данди, опубликованной в статье "Как заключенные и солдаты готовят медсестер к жизни на передовой" (http://theconversation.com/how-prisoners-and-soldiers-are-preparing-student-nurses-for-life-on-nhs-frontline-111691). Университет искал добровольцев из маргинальных групп, чтобы сделать симуляцию более достоверной для учащихся. В результате решили привлечь заключенных, которые обладали обширными знаниями о медицинских потребностях, плохим психическим и физическим здоровьем и опытом взаимодействия с системой здравоохранения. Участие приняли более 60 заключенных, сотрудничество было полезно как для студентов, так и для заключенных. Первоначально заключенные служили в качестве актеров, но вскоре стали помогать в разработке, проведении и оценке симуляционных мероприятий, в том числе касательно сахарного диабета, сексуального здоровья и злоупотребления алкоголем или наркотиками. Также к участию в серии реалистичных командных сценариев из жизни с участием медсестер были привлечены местные солдаты.

Выбор изображений для презентаций

Пэт Томсон (Pat Thomson) в своем блоге (https://patthomson.net/2019/02/18/choosing-images-for-slideshows/) от 18.12.2018 сетует на низкое качество визуальных изображений во многих презентациях и недостаточно осмысленное их использование докладчиком. Она описывает, каким образом изображения могут дополнить устный комментарий. Она описала три варианта взаимосвязи изображения с устным комментарием.

Совпадение. Слова и изображения говорят об одном и том же, имея дело с дополнительными аспектами.

Смещение. Слова и изображения представляют разные компоненты одного и того же события, например слова относятся к действиям, а изображение - к его эффектам.

Раздвоение. Слова и изображения говорят о разных вещах, например в тексте речь идет об экзамене, а на изображении представлена таблица университетской лиги.

Я трачу много времени на подготовку изображений для своих презентаций, но, честно говоря, не думал об их роли.

Пытаются ли студенты, не принятые в медицинский вуз, поступить еще раз?

Гриффин и соавт. (Griffin et al.) наблюдали за студентами из Австралии, которые после первой неудачной попытки решили снова поступать в медицинский университет (https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10459-018-9847-9). В 2013 г. 4007 абитуриентов в крупнейшем штате Австралии не смогли поступить в медицинский университет, 665 из них решили поступать повторно, а 3342 не предприняли такой попытки. Авторы сравнивали информацию о тех абитуриентах, которые не подали повторную заявку, с информацией о тех, кто поступал повторно. Вероятность повторного поступления в медицинское учебное заведение была на 55% меньше для жителей сельской местности и на 39% больше для выпускников учебных заведений с высоким конкурсом. Была выражена обеспокоенность, что такая ситуация может уменьшить многообразие групп студентов-медиков, включая фактор проживания в сельской местности и полученного ранее образования.

Рекомендации по физической активности

Одним из приоритетов Шотландского правительства касательно здравоохранения является физическая активность. Сэм Ритчи (Sam Ritchie), хирург-ортопед и председатель группы по развитию физической активности в сфере здравоохранения и социального обеспечения, сообщил на собрании Шотландской медицинской образовательной группы для деканов, что обучение физической активности в настоящее время интегрируется в учебный план шотландских медицинских университетов в качестве учебного предмета.

Необходимо, чтобы врачи были лучше обучены консультированию своих пациентов по поводу физической активности. В ходе недавнего опроса врачей общей практики Великобритании более 60% сообщили, что не уверены в том, какой совет им следует дать по поводу физической активности. Я помню, как во время объективного структурированного клинического экзамена много лет назад студентов просили дать рекомендации пациенту после перенесенного инфаркта миокарда и его жене при выписке из больницы. Только несколько студентов обратили внимание на вопросы, касающиеся физической активности.

Опасность национальных лицензионных экзаменов

Несмотря на серьезное противостояние, в Великобритании продолжается процесс планирования национального письменного экзамена для выдачи разрешения на врачебную практику. В настоящее время каждый университет несет ответственность за подтверждение квалификации своих выпускников, необходимой для врачебной практики в соответствии с определением Генерального медицинского совета (GMC) Великобритании. Кроме того, GMC контролирует процесс оценки в каждом университете, в котором также участвуют внешние экзаменаторы из других университетов. Спор, однако, заключается в том, что университету больше нельзя доверять такую ответственность, а также в том, что существует необходимость в стандартизации по всей стране, что имеет значение для безопасности пациентов. Однако нет никаких доказательств того, что в странах, где проводится национальный лицензионный экзамен, уменьшается количество врачебных ошибок, а качество оказания медицинской помощи улучшается. Существуют доказательства того, что национальный экзамен может оказать нежелательное влияние на учебную программу.

Рут Данн (Ruth Dann) пишет в выпуске "Research Intelligence", информационном бюллетене Британской ассоциации образовательных исследований, весной 2019 г.: "Практически во всех странах, в которых существуют итоговые системы оценки, есть свидетельства того, что учебная программа сужена до объема, который подлежит оценке с помощью экзамена". Несмотря на заверения в обратном, учащиеся часто осознают, что клинические навыки и навыки работы с людьми ценятся меньше, а система образования все больше ориентируется на итоговые результаты экзамена.

В статье в том же номере Марк Пристли (Mark Priestly) рассматривает трансформацию учебного плана по повышению квалификации в университетах Шотландии. Он указывает на важность перехода от намеченного учебного плана к внедренному учебному плану. Многие преподаватели обладают ограниченным пониманием основных принципов и целей учебной программы и не имеют необходимых профессиональных знаний о способах совершенствования своей практической деятельности в соответствии с ними. В какой степени это характерно для медицинского образования?

Должно ли посещение лекций быть обязательным?

Роль лекций в учебной программе, а также таких методик, как "перевернутый класс", до сих пор остается неопределенной. Некоторые университеты требуют обязательного посещения лекций, другие - нет. Этот вопрос обсуждают Джо Джеральд (Joe Gerald) и Бенджамин Брэди (Benjamin Brady) в "ChronideVitae" (https://www.chronicle.com/article/Time-to-Make-Your/245455). Они утверждают, что такая ситуация приводит к ложному разделению: преподаватели должны либо обязать студентов посещать занятия, либо вообще не иметь никаких правил на этот счет: "Такие рассуждения подразумевают, что преподаватели не могут одновременно уважать автономию студентов и разрабатывать правила относительно своего курса, чтобы заставить студентов посещать занятия. Студенты, кажется, разделяют эти взгляды. Многочисленные опросы показали, что студентам не нравится политика обязательного посещения, но они признают, что без нее они будут чаще пропускать занятия. Аналогично большинство студентов считают, что регулярное посещение занятий улучшает их оценки, но при этом они полагают, что в конечном итоге это их решение - посещать занятия или нет". Авторы предложили альтернативный подход. Студентам был предложен один или два варианта правил посещения занятий: старые "необязательные", которые предполагали дополнительные стимулы для поощрения посещаемости, или новые "обязательные", которые поощряли бы постоянную посещаемость, но при этом предполагали наказание за частые пропуски. Удивительно, но в подавляющем большинстве студенты выбирали обязательную посещаемость, демонстрируя желание взять на себя ответственность за регулярное посещение занятий. При прежней политике посещаемость лекций в среднем составляла 51%. С новыми правилами посещаемость составляла в среднем 88%, включая 92% посещаемости среди большой группы студентов, которые выбрали обязательную посещаемость. Однако есть мнение, что наблюдается и побочный результат, поскольку посещаемость в среднем улучшилась до 71% и среди студентов, которые выбрали старые правила посещаемости.

Использование ноутбуков во время лекций, выбор докладчиков на пленарных заседаниях, этикет в Instagram, печа-куча и роль преподавателей

Опубликовано 22.03.2019

Должны ли мы запретить использовать ноутбуки на лекциях?

Студенты все чаще используют ноутбуки, чтобы делать заметки во время лекций. Целесообразно ли это? В журнале "Times Higher Education" Иоаннис Костас Батлле (loannis Costas Batlle) из университета Бата (Великобритания) описывает, как он запрещал использование ноутбуков во время своих лекций. Его целью было побудить студентов думать во время занятия и участвовать в его проведении, а не просто делать заметки. Он создал интерактивную среду обучения. Основные понятия, определения и примеры были предоставлены учащимся в раздаточном материале, который их попросили прочитать заранее и принести на занятия. В классе он работал с раздаточным материалом, ведя диалог со студентами, и делал пометки на доске. Студентов попросили разобраться в теории и привести примеры из жизни. В некотором смысле это похоже на методику "перевернутого класса".

Хотя студенты изначально выступали против запрета, к концу семестра они в подавляющем большинстве проголосовали за него. Один студент сказал: "Спасибо, что запретили использовать ноутбуки. Я наконец-то узнал, насколько бесполезно все записывать". Использование ноутбука также может отвлекать. Должны ли мы запретить использовать ноутбуки на своих лекциях?

Докладчики на пленарных заседаниях - трудное решение. Нужно ли нам больше магии?

Проведение большой конференции AMEE-2019 запланировано на август в Вене, а мы уже работаем над программой AMEE-2020 в Глазго. Выбор докладчиков на пленарных заседаниях - всегда сложная задача, если мы хотим удовлетворить разнообразные потребности участников конференции. На предыдущих конференциях мы добились успеха при выборе докладчиков, которых хорошо приняли делегаты, причем многие участники высоко оценили их и лишь немногие дали плохую оценку. В качестве примера можно привести церемонию открытия AMEE-2017 в Хельсинки с участием иллюзиониста. Некоторые выделили полезные ключевые моменты касательно общения врача с пациентом, в то время как другие не посчитали его выступление целесообразным. Каждый год Открытый университет (Великобритания) определяет 10 новых форм преподавания, обучения и оценки для предоставления учителям и ответственным лицам рекомендаций в области продуктивных инноваций. Одним из 10 подходов, представленных в 2019 г., было "обучение с помощью удивительного". Предполагается, что "удивительное событие, такое как наблюдение за прекрасной радугой или величественным горным водопадом, вызывает интерес и любопытство". Предполагается, что с удивительными вещами можно ознакомиться через шоу иллюзионистов!

Ранее критике подвергался гендерный баланс докладчиков, но я подумал, что мы правильно оценили этот момент в 2018 г. в Базеле, пригласив 2 женщин и 2 мужчин. Тем не менее один участник оставил критические комментарии о том, что мы начали с 2 докладчиков-мужчин, которые освещали трудные темы, а затем были запланированы доклады 2 женщин, которые освещали более нейтральные темы. Первый докладчик также подвергся критике за то, что он выбрал научно-фантастические книги, написанные мужчинами, и проигнорировал книги, написанные авторами женского пола. Нам нужно и дальше прилагать все усилия, чтобы докладчики соответствовали широким интересам участников нашей конференции.

Когда лучше всего публиковать посты в Instagram?

Сервис Hubspot (https://blog.hubspot.com/marketing/instagram-best-time-post) предположил, что стоит проанализировать время размещения постов в Instagram, чтобы увидеть, какое время их размещения способствует наибольшему вовлечению аудитории. Как правило, публикация в 05:00 со вторника по пятницу вызывает наибольший интерес - люди обычно проверяют свои телефоны, когда просыпаются. Публикации с 11:00 до 15:00 в будние дни также приводят к большой вовлеченности - люди обычно проверяют свои телефоны во время обеда или когда устают, ближе к концу рабочего дня. Если вы хотите публиковать посты по выходным, рекомендуется делать это в субботу около 11:00, когда люди поздно завтракают или проводят время со своими друзьями.

Печа-куча как педагогическая инновация

Особенностью заключительного пленарного заседания на конференции AMEE за последние 2 года стала серия из 6 презентаций печа-куча. Печа-куча - это новинка из Японии. У докладчика есть 20 слайдов, каждый из них демонстрируется 20 с, при этом слайды переключаются автоматически. Имеет ли этот метод более широкое применение в сфере медицинского образования? Команда врачей скорой помощи Национальной службы здравоохранения Лотиан в Великобритании использовала этот подход для обучения студентов экстренной медицинской помощи. Они искали оригинальную методику, чтобы вдохновить студентов. Студенты смотрят 6-минутные онлайн-выступления, а затем переходят к интерактивным учебным пособиям, основанным на реальных случаях. Они охватывают такие темы, как серьезные травмы и травмы головы. Студенты могут смотреть записи в любом месте.

Майк Ботелхо (Mike Botelho) провел очень полезный вебинар "Разработка и использование видео для учащихся - будут ли они смотреть такие видео?" в рамках AMEE 19 марта 2019 г. По его словам, оптимальная продолжительность видео составляет 6 мин, хотя есть и исключения. Запись вебинара стоит того, чтобы ее прослушать, ее можно найти здесь (https://ameelive.adobeconnect.com/pmyhnsdk6fzr/?proto=true).

Как представляют свою главную роль преподаватели?

Моей темой для первой серии весенних вебинаров IAMSE была тема "Меняющиеся роли преподавателей". 217 человек приняли участие в вебинаре. Я рассмотрел 8 различных ролей преподавателей и спросил участников, какую роль они считают самой важной для себя. Я не включил в число вариантов менеджера, ученого или профессионала. Ответы: поставщик информации - 12%, координатор - 47%, разработчик учебной программы - 15%, экзаменатор - 6% и ролевая модель - 19%.

Ответы на отдельный вопрос о том, чему следует уделять больше внимания, находясь в роли поставщика информации: проводник/передатчик информации - 7%, хранитель информации - 20% и тренер студента по поиску информации - 73%.

В книге, которую мы написали совместно с Пэт Лилли, "Восемь ролей преподавателя медицины", опубликованной в 2018 г., мы подчеркиваем движение преподавателя от поставщика информации к помощнику, а с точки зрения роли поставщика информации подчеркиваем важность обучения студентов поиску информации.

Стоимость публикаций в открытом доступе, использование принципов FAIR, альтметрика, непрерывное обучение, несбывшиеся прогнозы и другие темы

Опубликовано 12.04.2019

Бесплатная для авторов публикация в открытом доступе

Публикации в открытом доступе остаются в центре внимания. В том числе обсуждается вопрос, кто должен платить за публикацию. Мне было приятно услышать, что Тейлор (Taylor) и Фрэнсис (Francis), издатели журнала "Medical Teacher", пришли к соглашению, что авторам из 24 учреждений в Нидерландах теперь не нужно будет платить за публикации своих статей в "Medical Teacher" в открытом доступе.

Введения к статьям

Просматривая около 30 статей, которые мы получаем каждую неделю для возможной публикации в журнале "Medical Teacher", я в первую очередь обращаю внимание на 4 элемента: название, аннотацию, ключевые моменты в обсуждении/выводах и введение. Некоторые введения, однако, разочаровывают и не проясняют цель и актуальность статьи. Написание введений - тема блога Пат Томсон (Pat Thomson) (https://patthomson.net/2019/04/01/write-a-compelling-introduction/). Вот ее изящное заключение: "Введение выполняет огромную работу за короткий промежуток времени. Начало обычной статьи в журнале должно рассказать читателю, о чем она и почему так важна. И сделать это очень быстро и убедительно. Начальные фразы в нескольких абзацах должны оправдать написание данной статьи и указать ее актуальность. С самого начала важно отметить, что читатель узнает что-то важное, хорошее и/или полезное к тому времени, когда он дойдет до выводов статьи". Это то, что мне нравится во введении. Далее она цитирует книгу Стивена Пинкера (Steven Pinker) "Чувство стиля: руководство для писателей XXI века" (The Sense of Style: the thinking person's guide to writing in the 21st century). Пинкер подчеркивает, что авторы во введении должны определить реальную проблему, которую они изучают. Книга Пинкера получила хорошие отзывы и заслуживает внимания.

Использование принципов FAIR

Дженнифер Лэйдлоу (Jennifer Laidlaw) и я некоторое время назад описали принципы эффективного обучения FAIR: обратная связь (Feedback), работа (Activity), индивидуализация (Individualisation), значимость (Relevance), - и включили их в свои материалы, в том числе во 2-е издание книги "Важнейшие навыки преподавателя медицины" (Essential Skills for a Medical Teacher). Мы также подробно освещали их на курсах ESME. Участники курса ESME в своей практике используют для выполнения заданий принципы FAIR. Мне было интересно увидеть другой набор принципов FAIR, о которых говорится в презентации Мартина Делаханти (Martin Delahunty) "Усовершенствование публикаций с помощью цифровых технологий - истоки взаимозаменяемости" на встрече Европейской ассоциации составителей медицинских текстов в Вене. Они были опубликованы в 2016 г. Уилкинсоном и соавт. в "Scientific Data" под названием "Основополагающие принципы FAIR для организация планирования и управления научными данными". К данным принципам относятся: возможность поиска (FindabiLity) (ресурс и его метаданные легко найти), доступность (Accessibility) (ресурс и метаданные хранятся в течение длительного времени и легко доступны), совместимость (interoperability) (должна присутствовать возможность обмена, интерпретации и объединения метаданных с другими данными), возможность повторного использования (Reusability) (данные и метаданные должны быть достаточно хорошо описаны, чтобы их можно было повторно использовать в будущих исследованиях).

Альтметрика

Я пока не очень понимаю, как интерпретировать результаты оценки с помощью альтметрики - это показатель высокого уровня качества и количества онлайн-просмотров отдельно взятой статьи. Данная оценка основана на соответствующих упоминаниях в социальных сетях, газетах, директивных документах, блогах, Википедии и многих других источниках. В журнале "Medical Teacher" публикуется альтметрическая оценка работ. Самую высокую альтметрическую оценку в "Medical Teacher" в 2018 г. получила статья Даниала К.Р. Чена и соавт. "Характеристика изменений эмпатии у студентов во время обучения в медицинском университете" (DaniaL C.R. Chen, et aL. Characterising changes in student empathy throughout medical school) (). Эта статья набрала 394 балла и заняла место в топ-5% всех опубликованных статей. Авторы сообщают, что эмпатия к пациентам уменьшается по мере того, как студенты совершенствуют клинические навыки, особенно в тех случаях, когда они выбирают технологичные специальности.

Непрерывное обучение - обычная практика в Швеции

Прогноз премии Yidan: "Образование до 2030 года" разработан исследовательской группой "The Economist". Он содержит некоторую интересную информацию. Швеция является лидером в непрерывном обучении, 40% взрослых в Швеции принимают участие в непрерывном образовании. Непрерывное обучение также обычная практика в Норвегии. Индия значительно улучшила качество инженерных программ, подготавливая около 1,5 млн инженеров в год на фоне быстро растущего спроса на разработчиков программного обеспечения начального уровня, предоставляющих услуги сетевой поддержки. Напротив, в США ежегодно выпускаются около 100 тыс. инженеров. Утверждается, что инженеры и ученые обязаны получать более широкое образование, поскольку они все чаще должны учитывать политические, этические и моральные последствия применения новых технологий, над которыми работают.

В соответствующем докладе "Индекс всемирного образования для будущего - 2018: создание будущих граждан мира" рассматривалась эффективность мировых систем образования в подготовке учащихся к трудоустройству и жизни в быстро меняющихся условиях. Основное внимание уделялось возрастной группе 15-24 лет в 50 странах мира. Финляндия стала мировым лидером в обучении навыкам будущего, за ней следует Швейцария. В топ-10 вошли Новая Зеландия, Швеция, Канада, Нидерланды, Германия, Сингапур, Франция и Великобритания.

Несбывшиеся прогнозы и использование компьютеров

Три десятилетия назад в 1986 г. Ларри Кубан (Larry Cuban) в своей книге "Учителя и машины: использование технологий в классе с 1920 года" (Teachers and Machines: Classroom Use of Technology Since 1920) рассказал о своей точке зрения на будущее использования компьютеров в классах. Он предсказал ограниченное использование компьютеров в образовательном процессе - не более 3 ч в неделю. Как отмечено в его недавней записи в блоге, касающейся школьной реформы и работы в классе, вопреки его прогнозу за 1986 г. он признает, что использование компьютеров в классах резко возросло. Однако у него все еще остаются сомнения на этот счет, и он утверждает, что, несмотря на более широкое использование технологий и программного обеспечения, нет никаких доказательств того, что они способствовали развитию критического мышления у учащихся и их успеваемости в университете (https://larrycuban.wordpress.com/2019/02/18/failed-predictions-on-technology-in-schools/).

Количество мобильных устройств на планете превышает число людей

Обзор Ассоциации развития компьютерных технологий в образовании (AACE) от 28 марта 2019 г. посвящен социальным сетям и интегрированному обучению. Он содержит некоторые интересные статистические данные. Сообщается, что сейчас количество мобильных устройств официально превышает количество людей на планете. Ожидается, что к 2021 г. число активных пользователей социальных сетей во всем мире превысит 3 млрд в месяц, что составляет около 1/3 всего населения Земли. Ожидается, что к 2022 г. примерно 750 млн этих пользователей будут из Китая и 250 млн из Индии. Тем не менее темп восприятия значительно отличается в различных странах. 36% немцев имеют активные аккаунты в социальных сетях, тогда как в Северной Америке этот показатель составляет 61%.

Почему успешные инновации терпят неудачу

Это тема статьи со ссылкой на блог Стюарта Меннина (Stewart Mennin) (https://www.hsdinstitute.org/resources/why-successful-innovations-fail.html). Стюарт обладает большим опытом в сфере медицинского образования, и на его работы стоит обратить внимание.



Рональд Харден

https://www.mededworld.org/hardens-blog.aspx

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»