Социально-философский анализ в медико-педагогическом процессе

Резюме

Глобализация образования характеризуется сложностью и динамичностью составляющих ее процессов и явлений, что требует уточнения форм и методов обучения и воспитания студентов-медиков. Участие медицины в жизни человека как явление, охватывающее целиком и полностью его бытие от рождения до смерти, требует высокой нравственной культуры взаимодействия врача и пациента, а также соответствующего современного научно-технического оснащения самого процесса оказания медицинской услуги. Обучение и воспитание студентов-медиков должно включать дидактический и эвристический методы в разумном и сбалансированном отношении, базисные культурные коды социума, которые выражаются в языковых и подражательных формах. Некоторые формы и методы обучения в медицинском вузе требуют коррекции в формировании мировоззрения студентов при освоении ими клинических и социально-гуманитарных дисциплин. Например, анатомия и философия, чаще всего никак не связанные между собой, существенно снижают мотивационную составляющую учебного процесса студентов, потому что лишают возможности открывать в себе медицину и себя в медицине. Из-за этого разрыва у студентов складывается впечатление, что их больше нагружают теорией и меньше формируют практические навыки. Необходимо отметить, что профессорско-преподавательский состав (ППС), обладающий предметной компетентностью, не всегда готов работать в проблемном режиме, что снижает адаптационную и конкурентную активность выпускников медицинских вузов и приводит к их социально-культурной и профессиональной дезориентации в медицине и социуме. Суть проблемы состоит в том, что на современном этапе развития образования в России обострились следующие противоречия: между продуктивной занятостью студентов в вузе и освоением теоретических и практических знаний по предметам; между культурной и дисциплинарной компетентностью ППС и способностью студентов-медиков адаптироваться в социально-культурной и медицинской среде.

Цель: исследовать причинно-следственные связи в системах "образование-общество-медицина" и "преподаватель-студент-пациент".

Задачи: определить вектор дальнейшего развития образования в непрерывно меняющихся условиях развития общества и медицины и проанализировать компоненты, составляющие его содержание.

Заключение. Современный педагог - это навигатор по социально-медицинским проблемам студента, исследующего проблемы собственные, медицинские и социальные как единый комплекс образования, сохраняющего свое историческое наследие и внедряющего инновационные технологии, способствующие нормальному воспроизводству социума на данном этапе развития общества.

Ключевые слова:критическое мышление, методы обучения и воспитания, социальнофилософский анализ, формы образовательного процесса

Для цитирования: Рассказов Л.Д., Николаева Л.П. Социально-философский анализ в медико-педагогическом процессе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 122-132. doi: 10.24411/2220-8453-2019-12008.

Медико-педагогический процесс необходимо рассматривать в аспектах глобализации общества, которая проявила "два глобальных противоречия между системой образования общества как культурным социальным институтом и ожиданиями общества от образования. С одной стороны, обучение и воспитание корнями уходят в глубины национальной идентичности, с другой - формируют личность учащегося через духовное и рукотворное "делание"" [8, с. 116]. Сегодня высшее учебное заведение, как и семья, представляет опорный социокультурный институт, в котором формируется здоровый, активный индивидуум и культурная, нравственная личность. При исследовании процессов образования в целом и личности учащегося в частности нельзя "оставить в стороне логику анализа сознания, бытия и их взаимодействия" [7, с. 76]. Взаимодействие идеального (мышление, сознание, поведение, коммуникации) и материального мира (элементы образовательного процесса: расписание, стандарты и др.) профессорско-преподавательского состава (ППС) и студентов - это и проблемное поле анализа, и среда, в которой происходят непрерывные аудиторные и внеаудиторные процессы, требующие административно-педагогической коррекции. Нельзя исключить и тот факт, что "мы живем в кризисный период, называемый глобализацией, который ставит вопросы, не похожие на вопросы предыдущих эпох в силу их планетарного масштаба" [6, с. 51]. В аспектах глобализации, таким образом, необходимо рассмотреть медико-педагогический процесс со стороны целого, которое оказывает влияние на его части.

Многолетние исследования социально-культурных процессов и явлений в студенческой среде показали следующие устойчивые тенденции. Во-первых, современный студент-медик использует сленг с типичными глобализационными выражениями, которые встречаются в молодежной среде в целом, например аватар, ава - картинка, которую пользователь выбирает себе в качестве "лица" на форумах и блогах; агриться - злиться; апнуть -улучшить; чилить - отдыхать; зашазамить - найти музыку; рофлить - смеяться; хайпить - поднимать шумиху и др. Во-вторых, им свойственно применять выражения, характеризующие особенность профессиональной деятельности, например, банка (бицуха) - бицепс; батка - голова; варик - вариант, в том числе вариант курсовой работы или контрольной. В-третьих, сленговые выражения используются и в обыденной жизни, например: борчик - человек, занимающийся борьбой; бот - умный, зубрила; бук - портативный компьютер, ноутбук; вписка - тусовка на квартире; ванговать - предсказывать; вейпер - тот, кто курит электронную сигарету; галерка - задняя парта в аудитории. Каждое поколение имеет свой характерный стиль общения, и это нормальное явление. Для будущего врача важно иметь универсальную способность контактировать с пациентами различных возрастов, от сверстника до человека в 3-4 раза старше себя. Помимо этого, надо учитывать необходимость правильного общения с пациентами разных социальных слоев. Будущий врач должен понимать, что социальное положение пациента не должно отражаться на отношении к нему врача.

Исследования студенческого сленга позволяют говорить с педагогической точки зрения прежде всего о том, как подобрать "ключ", "пин-код", "пароль" к сознанию студента в целях его лучшего понимания и лучшего освоения учебного материала и воспитания личности самого студента. Такой подход положительно сказывается и на приобретении социально-культурного опыта студентами. В дальнейшей медицинской практике, как выясняется, врачи более успешно осуществляют прием пациентов, когда называют тело последних, их органы и ткани привычным для них языком, например горло, язык, голова, палец и место, где испытывает боль пациент, вместо их латинских названий. Каждый пациент индивидуален, и будущему врачу придется постоянно подстраиваться под его особенности. Это требует от врача большой психологической гибкости, умения общаться с пациентом на его уровне. Коммуникативные средства взаимодействия ППС-студент тесно связаны с доминирующими социально-психологическими типами современных студентов-медиков и ППС.

В частности, доминирующий социально-психологический тип современного студента-медика характеризуется следующим чертами: "иждивенец" - молодой человек, требующий от родителей блага, которые еще не заслужил (отдельное жилье, автомобиль и т.п.); "приколист" - не только неунывающий студент, но и умеющий посмеяться над собой и окружающим миром; "аутист" - это, скорее, юноша или девушка, замкнутые внутри своей субкультуры, нежели неспособные и неготовые реагировать на изменения в окружающем их мире; "девиант" - молодой человек с отклоняющимся поведением, но не против общества, а против тормозящих развитие общества устаревших норм и ценностей. Данные типы не единственные, а лишь зафиксированные авторами данной статьи за последние годы деятельности в ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России.

Появляющийся социально-психологический тип современного студента-медика может быть описан следующими характеристиками: неунывающий, открытый, ответственный, раскрепощенный, творческий, независимый. Обобщив данные этого типа, можно сказать, что будущий медик, выходящий из стен ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России, - это позитивно настроенный и подготовленный к жизни и профессиональной деятельности человек, самодостаточный и отвечающий за свои поступки врач.

Характер социально-культурных коммуникаций ППС-студент и социально-психологический тип современного студента-медика, безусловно, тесно связаны с особенностью современной эпохи, которая наиболее точно, на наш взгляд, представлена А.А. Богдановым. Он писал по этому поводу еще в 1913 г. следующее: "Как мы знаем, бывают в развитии народов эпохи органические и критические. Тяжелые, поросшие мхом камни катятся и уносятся в море, рушатся подмытые вековые горы - это критическая работа жизни, и такова та эпоха, в которую мы живем" [1, с. 3, 4]. Мир сегодня усложняется и расширяется. В условиях глобализации общественных, образовательных и медицинских процессов также сильны процессы модернизации, которые стремятся противостоять унификации и интеграции социально-культурных и социоприродных процессов в виде проявления их другой стороны - многообразия и особенности.

Обращают на себя внимание ключевые аспекты современного общества, анализ которых вскрывает внутренние противоречия классического треугольника: личность-общество-государство. Так, Г. Кершенштейнер в 1913 г. в работе "Трудовая школа" отмечал, что общество и государство должны "помочь воспитаннику найти работу в коллективном организме; развить в воспитаннике склонность и силу рядом с профессиональной работой и путем ее содействовать тому, чтобы развитие данного государства, к которому он принадлежит, шло в направлении к идеалу нравственного общежития" [4, с. 16, 17]. В настоящих условиях соотношение этих 3 аспектов в России реализуется через институты гражданского общества, правового государства и свобод личности. В условиях современного медицинского вуза эти задачи решаются через студенческие советы и профсоюзы, творческие, научные, спортивные коллективы и другие формы самоуправления учащихся.

Образование как сложная система развивается по своим законам, о которых Дж. Дьюи в работе "Демократия и образование" писал следующее: "Педагогический смысл социальной эффективности как цели образования должен состоять в развитии способности свободно и полно участвовать в общей деятельности. Участвуя во взаимодействии с другими людьми, человек неизбежно учится, приобретает более широкий взгляд на мир и узнает многое, чего никогда не узнал бы, не взаимодействуя с другими людьми" [3, с. 119]. В заключение Дж. Дьюи приходит к выводу, что "образование как рост - или созревание - должно быть непрекращающимся процессом" [там же, с. 347]. В целом, опираясь на труды классиков в области педагогики и образования, можно сделать вывод, что успех любого общества зависит от того, насколько сбалансированы между собой взаимодействия ведущих компонентов социума: личности, общества и государства, а также от того, насколько адекватно образование отвечает на вызовы современности.

Современные процессы XXI в. с точки зрения глобализации позиционируют мир как единство многообразного. Глобализация унифицирует мир, а вместе с ним и мировоззрение человека. Глобализации противостоит другой процесс - модернизация как многообразие единства. Этот процесс проявляет многообразие цивилизационных и культурных оснований бытия человека. Вместе эти процессы характеризуют основные противоречивые процессы и явления современного мира в целом и медицины в частности. Глобализацонные и модернизационные проблемы тесно связаны и с личностью самого педагога. Анализ ППС как социально-профессионального базисного типа на примере ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России выявил его следующие черты: консервативный, трудолюбивый, честолюбивый, протестный, сопротивляющийся переменам, сочувствующий своим коллегам и студентам, зависимый от внешних обстоятельств, несгибаемый трудностями и испытаниями. Это относится к сотрудникам преклонного возраста.

Социально-профессиональный тип, встречаемый в медицинских и педагогических кругах как тип промежуточный, можно охарактеризовать следующим образом: прагматичный, креативный, приветливый, расчетливый, услужливый, интерактивный, развернутый. Отсюда следует, что промежуточный тип ППС - это отчасти подражающий студенческому сообществу своим поведением и поступками, отчасти находящийся в поиске новых форм и методов работы с учащимися вуза.

Наконец, появляющийся социально-профессиональный тип, встречаемый в медицинских и педагогических кругах в условиях глобализации, можно представить следующими характеристиками: гражданский, гуманный, свободный, открытый, профессиональный, творческий, научно-поисковый, технологичный, коллективный, семейный, оригинальный. Обобщив, можно сказать, что он тесно связан с теми изменениями, которые происходят в нашем обществе, медицине, и изменениями в структуре потребностей молодого поколения. В связи с переходом системы образования на новый уровень, которому часто приписывают названия глобализационный, цифровой, виртуальный и т.п., следует сказать и о методах обучения и воспитания в медицинских вузах.

Отдельного внимания в связи с анализом методов обучения и воспитания студентов заслуживают работы В.П. Вахтерова, в частности его знаменитый труд "Наши методы преподавания и умственный паразитизм" (1901). О них он пишет следующее: "Все методы и приемы преподавания могут быть разделены на 2 категории: к одной мы относим те приемы, когда учитель имеет в виду 1) возбудить самодеятельность учащихся, дать толчок и пищу их творческим силам. Этот метод называют также эвристическим, по-русски - изобретательным (от греческого глагола, переводимого словами "находить", "открывать"). Этот метод называется так, потому что здесь ученик ставится в положение изобретателя" [2, с. 148]. Другой метод - дидактический. "Дидактический метод необходим там, где речь идет о фактах, данных и вообще материалах, которые ученикам нельзя получить путем непосредственного наблюдения. В дидактическом методе главную роль играет слово" [там же, с. 149, 150]. Обобщение различных методов преподавания в вузах на основе классификации В.П. Вахтерова имеет принципиальное значение, потому что сравнивает и различает теоретический и практический подходы в образовании.

В медицинском вузе необходимо разумное сочетание этих методов, а не доминирование одного из них, что чаще всего приводит к противоречию между ППС и студентами в вопросах организации учебной и внеучебной деятельности. Мы полагаем, что метод разрешения этого противоречия находится в области мышления, с помощью которого педагог может оказывать воздействие на формирование знаний, умений и навыков студентов-медиков. Проблему в одной и той же ситуации можно решить разными способами, что часто случается. Важнее решать проблемы с соблюдением всех этических норм и оправдать ожидания пациента. Наиболее продуктивными видами мышления мы считаем ассоциативное, критическое, рефлексивное и интегративное как наиболее часто встречаемые и востребованные как в обыденной жизни студентов, так и учебной - аудиторной и внеаудиторной.

Ассоциативное мышление, как показывают положительные результаты его применения, следует развивать через суждение по сходству, где последующее понятие содержится в предыдущем по смыслу, ассоциативно. Например, при необходимости сформировать понятие "медицинское учреждение" следует обратиться к понятию "хозяйство дома студента" (комната, стол, стул, компьютер и т.п.), к понятию "хозяйство в медицинской организации" (кабинет врача, стол, стул, компьютер и т.п.). При необходимости сформировать понятия "профессия врача" и "медицина" следует первоначально уточнить понятия "жизни" и "деятельности учащегося" и лишь затем перейти к искомым понятиям.

Критическое мышление следует развивать через актуализацию способности выявления пробелов и искажений в суждениях у себя и у других. Затем необходимо формировать навык заполнения пробелов и исправления искажений у себя и у других. Критическое мышление формируется при одном условии: учащийся, обращаясь к своему коллеге, по сути, имеет дело с его проекцией, т.е. мыслительными субъективными актами. Это принципиально важно в целях избегания деструктивного межличностного взаимодействия, выражающегося в конфликтах. Критическое мышление позволяет формировать навыки сбора анамнеза, установления диагноза, определения алгоритма лечения, реабилитации и т.п.

Развитие рефлексивного мышления организуется через развитие способности к самопознанию в аспектах понимания смыслов, целей и ценностей медицины, профессии, человеческой жизни и здоровья. Этот вид мышления может продуктивно развиваться как в сообществе студентов, так и в среде ППС. Процесс и результат его развития возможны как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности, например, с помощью следующих техник: обобщений, выводов, формулирования проблем, вопросов, дополнений, уточнений и т.п. В обоих случаях предметом рефлексии выступают устная, письменная, двигательная и другие виды деятельности, которые ППС организует для студентов.

Развитие интегративного мышления организуется через развитие способности к "соединению" разнородных элементов рациональной деятельности. Например, на семинарском занятии педагог организует не только познание предмета дисциплины, согласно УМКД, а также и околопредметные компоненты. В частности, сюда относится проблемная область - медицинская, общественная, культурная, экономическая, правовая, педагогическая и т.п., например обсуждение последних законопроектов Правительства Российской Федерации в области медицины или достижения в области трансплантологии.

Главное в развитии этих видов мышления - специально организованная педагогом проблемная область, которую составляют мир, медицина, личность и общество. Пусковым механизмом для актуализации данных видов мышления является генетически заданная всем ходом культурной истории русскоязычных студентов, т.е. студентов, для которых русский язык является родным, система пословиц и поговорок.

Согласно В.И. Далю, "Пословица - коротенькая притча; обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми. Вот примеры полных пословиц: "Во времени пождать, у бога есть что подать"; "Всякая рыба хороша, коли на уду пошла". Поговорка, по-народному же определению, цветочек, а пословица ягодка; это верно. Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы" [9]. В.И. Даль интерпретирует механизм поговорок и пословиц в аспектах русской культуры, в которой речевая форма превращается в научно-поисковую: поговорка - обиняк, а пословица - обиняк с выводом. Иными словами, мы можем этот механизм поговорок-пословиц применить в аспектах обучения и воспитания студентов для анализа и выводов при исследовании проблем. В студенчестве это проблемы освоения дисциплин и приобретения практических навыков. Приведем примеры интерпретации механизма пословиц и поговорок в современном языке, которые встречаются как в среде ППС, так и в студенческой среде. Одного поля ягода; чужими руками жар загребать; кол на голове теши; рука руку моет; под лежачий камень и др. Это, если следовать логике Даля, - обиняки. А вот как они превращаются в пословицы,когда обиняк переходит в вывод: одного поля ягода и вкус один; чужими руками жар загребать легко; кол на голове теши, а он другой ставит; рука руку моет и обе белы бывают; под лежачий камень вода не течет. Этот ряд можно продолжить, например: что посеешь, то и пожнешь; без труда не вынешь и рыбку из пруда; как аукнется, так и откликнется и др.

Таким образом, исходя из вышеизложенного мы, мы приходим к выводу, что глобализационные тенденции в образовании могут и должны быть пересмотрены в аспектах модернизации - культурного наследия российского общества и народов, населяющих Россию. Учитывая, что глобализация - это все-таки по преимуществу цивилизационная компонента и тенденция развития человечества, то ее необходимо уравновесить модернизационной компонентой. Иными словами, глобализация - это процесс, характеризующийся единством многообразного, который ведет к унификации мира, а модернизация - это процесс, характеризующийся многообразием единства, который ведет к разнообразию мира. Столкновение этих тенденций можно выразить в категориях "цивилизация, или материально-техническая компонента мира" и "культура, или духовная, идеальная компонента мира".

В настоящее время обучение и воспитание студентов-медиков во многом зависят от того, какие мировоззренческие и методологические ориентиры у них формируют организаторы образования и их коллеги-педагоги. Ведь мотивацию образования составляют 2 фундаментальных компонента: заинтересованность студента в изучаемом предмете и его личный вклад в дело развития медицины и общества. Будущий врач должен быть готов работать в новых постоянно меняющихся условиях, с пациентами разных возрастов и соответствовать их критериям.

В обучении и воспитании студентов-медиков авторы отметили еще одну особенность, о которой педагоги обычно не говорят, - это неспособность самостоятельно сформулировать вопрос, утверждение, аргумент, интерпретацию и т.п. по заданной теме. Дело в том, что, войдя в "общество знания", мы не вошли в "общество культуры коммуникаций" и "общество научного исследования". Студенту важно понимать, что от умения общаться с пациентом зависят успех и эффективность лечения. Интернет как средство, ставшее доступным и "всезнающим", отнюдь не продвинул нас в области знаний и их вербализации. Именно поэтому мы предлагаем на теоретических дисциплинах, помимо воспроизведения учебного материала, его интерпретацию или экстраполяцию накопленных веками и десятилетиями предшественниками знаний, а также приобретение навыков открытия нового знания - для себя и для других, разумеется, под руководством педагога. А для этого студентов необходимо активно включать в любые проблемные ситуации или проекты социально-медицинской направленности: "Подготовить студента к началу практической деятельности, когда нестандартные ситуации требуют от врача принятия быстрого и правильного решения. Например, объяснить пациенту необходимость ампутации конечности таким образом, чтобы снизить болезненное восприятие данного оперативного вмешательства и примирить его с неизбежным фактом" [5, с. 606].

Если наш опыт вас заинтересовал, просим откликнуться и продолжить дискуссии и обмен опытом на страницах уважаемого журнала.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Богданов А.А. Эмпириомонизм: статьи по философии. М. : Республика, 2003. 400 с.

2. Вахтеров В.П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм // Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1987. С. 148-162.

3. Дьюи Дж. Демократия и образование. М. : Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

4. Кершенштейнер Г. Трудовая школа. М. : Типография Вильде "ЗАДРУГА", Малая Кисловка, дом № 3, 1913. 64 с.

5. Николаева Л.П.М., Черданцев Д.В., Горбенко А.С., Ольховский И.А. Костной мозг ампутированной конечности как возможный источник стволовых клеток // Фундаментальные исследования. 2013. № 7 (ч. 3). С. 606-608.

6. Рассказов Л.Д. Кризисное сознание и глобализация: причины и следствия эпохальных изменений // Век глобализации. 2017. № 1. С. 46-55.

7. Рассказов Л.Д. Пролегомены к анализу кризиса сознания в условиях глобализации образования // Философия образования. 2014. № 3 (60). С. 73-82.

8. Рассказов Л.Д. Сущность развития сознания в переходные периоды общества: социально-философский анализ кризисных явлений образования // Философия образования. 2015. № 3 (60). С. 115-121.

9. URL: https://ru.wikisource.org/wiki.

References

1. Bogdanov A.A. Empiriomonism: articles on philosophy. Moscow: Respublika, 2003: 400 p. (in Russian)

2. Vahterov V.P. Our teaching methods and mental parasitism. Selected pedagogical works. Moscow: Pedagogika, 1987: 148-62. (in Russina)

3. D’yui Dzh. Democracy and education. Moscow: Pedagogika-Press, 2000: 384 p. (in Russian)

4. Kershenshtejner G. Labor school. Moscow: Tipografiya Vil’de "ZADRUGA", Malaya Kislovka, dom N 3, 1913: 64 p. (in Russian)

5. Nikolaeva L.P.M., Cherdancev D.V., Gorbenko A.S., Ol’hovskiy I.A. Bone marrow of an amputated limb as a possible source of stem cells. Fundamental’nye issledovaniya [Fundamental Researches]. 2013; 7 (3): 606-8. (in Russian)

6. Rasskazov L.D. Crisis consciousness and globalization: causes and consequences of epochal changes. Vek globalizatsii [Age of Globalization]. 2017; (1): 46-55. (in Russian)

7. Rasskazov L.D. Prolegomena to the analysis of the crisis of consciousness in the globalization of education. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education]. 2014; 3 (60): 73-82. (in Russian)

8. Rasskazov L.D. The essence of the development of consciousness in the transition periods of society: socio-philosophical analysis of the crisis phenomena of education. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education]. 2015; 3 (60): 115-21. (in Russian)

9. URL: https://ru.wikisource.org/wiki.