Трудности в обучении и практической подготовка молодого врач а в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути решения и практический опыт

Резюме

В последние годы в России идет полномасштабная реформация одной из составляющих системы здравоохранения - вузовской и послевузовской подготовки медицинских кадров. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификации специалистов на их аккредитацию будущих врачей.

Опрос более 3 тыс. медиков из 84 субъектов РФ, проведенный экспертами Общероссийского народного фронта после введения новой системы допуска к работе, показал, что 77% врачей недовольны уровнем подготовки молодых специалистов, приступивших к работе сразу после окончания медицинских учебных заведений.

В ходе проведенного опроса молодых врачей Ставропольского края были выявлены основные проблемы, с которыми они столкнулись в начале трудовой деятельности: не за каждым молодым специалистом закреплен наставник; оснащенность рабочего места необходимыми приборами недостаточна; компьютеризация рабочих мест (особенно в сельской местности) неполная; не за всеми участковыми врачами закреплены медицинские сестры; численность прикрепленного населения на одном терапевтическом участке превышает норму. Трудности практической деятельности молодых специалистов были связаны с недостаточным временем на V-VI курсе обучения в вузе, отведенном для практической подготовки, и с отменой интернатуры.

На вопрос: "Что бы вы изменили в системе подготовки на VI курсе медицинского вуза?" - 69% молодых врачей предложили увеличить время, отведенное на практику в лечебных организациях и на обучение оформления первичной медицинской документации (73%).

Анализ проблем и трудностей профессиональной деятельности молодых врачей на современном этапе показал, что именно на терапевтическом участке поликлиники решается до 80% проблем, связанных со здоровьем населения. Врач, не имевший до этого реальной практики, скорее навредит, чем поможет страждущим.

С целью возрождения традиций наставничества и повышения уровня компетенции молодых врачей-терапевтов участковых - выпускников после 2017 г. Министерство здравоохранения Ставропольского края совместно с кафедрой поликлинической терапии ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный медицинский университет" Минздрава России организовало работу школы молодого терапевта, которая показала большую значимость в практической деятельности молодых врачей края.

Ключевые слова:молодой специалист, врач-терапевт участковый, школа молодого терапевта

Для цитирования: Агранович Н.В., Рубанова Н.А., Кнышова С.А., Анопченко А.С. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути решения и практический опыт // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 77-88. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-12004.

Реформирование системы здравоохранения в Российской Федерации на протяжении уже нескольких десятилетий входит в число первоочередных задач государства. Это обосновано в первую очередь тяжелой демографической ситуацией в стране, а именно отрицательным естественным приростом населения начиная с 1992 г. Демографические факторы риска, а также низкий уровень укомплектованности учреждений здравоохранения, недостаточное развитие профилактического направления в здравоохранении, высокий уровень износа основных производственных фондов, низкий уровень доступности высокотехнологичной медицинской помощи предопределили необходимость реформирования отрасли российского здравоохранения - как самого практического здравоохранения, так и медицинского образования. Реформа направлена на создание условий, которые позволят осуществлять не только профилактику заболеваний, оказание квалифицированной и доступной медицинской помощи, но и обеспечат проведение научных исследований и качественную подготовку медицинских и фармацевтических работников, помогут развивать материально-техническую базу системы здравоохранения в России. Первые этапы реформирования были направлены на совершенствование форм работы практического здравоохранения: 1991-2009 (2010) гг. - функционирование системы обязательного медицинского страхования и ее дальнейшее преобразование; 2003 г. - первичное планирование реформирования в здравоохранении; 2004 г. -программа "Повышение структурной эффективности программы здравоохранения" на 2004-2010 гг., которая включает повсеместное введение общей врачебной практики, автономизацию больниц и поликлиник.

В последние годы, начиная с 2012 г., в России идет полномасштабная реформация одной из составляющих системы здравоохранения - вузовской и послевузовской подготовки квалифицированных специалистов. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификации специалистов на их аккредитацию, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей.

С целью повышения качества подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования и конкурентоспособности российского диплома о высшем медицинском образовании, реализации первоочередных мероприятий, вытекающих из Болонских соглашений, формируется система медицинского и фармацевтического образования, соответствующая международным требованиям.

Суть этих перемен - в стандартизации. По планам Минздрава России все, что касается медицины: обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация, - должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов. С этой целью в 2014 г. был издан приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 (ред. от 17.03.2017) "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации". Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины (ФГОС).

До 2016 г. каждый выпускник медицинского вуза, имеющий диплом по специальности "лечебное дело" или "педиатрия", мог решить, какую специализацию выбрать и где работать. Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору. Интернатура предполагала 1 год практики под руководством опытного куратора-наставника, по окончании интернатуры врач получал сертификат на право самостоятельной работы по специальности и должен был подтверждать его каждые 5 лет на курсах повышения квалификации. Если в процессе работы (стаж более 5 лет) возникало желание получить узкую специальность, врач мог пройти курсы повышения квалификации (в объеме более 500 ч) и получить право вести пациентов самостоятельно по приобретенному профилю в поликлинике или стационаре.

Такие принципы организации учебного процесса по многоуровневой подготовке врачебных кадров в медицинском образовании сложились не одномоментно. Первое предложение учредить интернатуру и ординатуру появилось на медицинском факультете Императорского Московского университета в еще середине XIX в., а бурное развитие система послевузовского образования в нашей стране получила в XX столетии [1-4].

Одногодичная специализация (интернатура) выпускников лечебных и педиатрических факультетов была учреждена постановлением Совмина СССР от 10 февраля 1967 г. № 130 "Об организации в виде опыта одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов" и представляла собой обязательный одногодичный этап обучения, дающий право на занятие соответствующей должности в учреждениях здравоохранения. Даже участковый врач поликлиники должен был иметь сертификат, подтверждающий окончание интернатуры и успешную сдачу квалификационного экзамена. Такая система действовала для врачей, которые окончили вуз до 2015 г. включительно.

В 2016 г. принят приказ № 127н от 25.02.2016 "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов", согласно которому с 2016 г. поэтапно упраздняется интернатура. На I этапе - для фармацевтов и стоматологов; на II -для врачей терапевтических специальностей и затем для хирургов. Выпускники вузов вместе с дипломом теперь обязаны вместо сертификата получать аккредитационный лист, дающий право работать со студенческой скамьи самостоятельно на приеме в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом или педиатром. К аккредитации допускаются все выпускники. Без аккредитации работать врачом невозможно. Это основная инновация в системе послевузовской подготовки кадров. Данный подход призван восполнить кадровый дефицит врачей-терапевтов на уровне первичного поликлинического звена здравоохранения [5].

Однако стоит отметить, что выпускники будут иметь возможность сразу после окончания медицинского вуза поступить в ординатуру по какой-либо узкой специальности, пройдя вступительные испытания [6].

Также узкую специализацию можно получить, имея аккредитацию, и через год работы педиатром, терапевтом, стоматологом или фармацевтом.

В итоге с сентября 2017 г. старая форма высшей профессиональной подготовки была полностью упразднена, и с 2018 г. стартовала полномасштабная реформа послевузовского образования [7-9].

Таким образом, медицинское образование в Российской Федерации в последние годы претерпевает значительные изменения - упразднена интернатура, ординатура становится менее доступной для вчерашнего выпускника, а центральное место занимает аккредитация специалиста [10-14].

В то же время реформирование привело к обновлению программы обучения студентов, суть которого заключается в следующем: сократилось (и так малое) число часов практических и лекционных занятий по медицинским специальностям и около 40% времени обучения передано на самоподготовку [15]. Самостоятельный практический опыт молодой врач теперь накапливает без контроля и помощи со стороны более опытных наставников медицинских учреждений, что ранее предусматривала интернатура, которая была формой подготовки врача у постели больного [11, 16].

С отменой интернатуры была разорвана взаимосвязь теоретического и практического медицинского обучения. Однако понятно, что даже самый прилежный студент в первый год своей самостоятельной работы еще не способен в полной мере принимать решения в отношении жизни и здоровья больного, но при этом отвечать за ошибки, которые неминуемо будут, он должен в полной мере.

Отмена интернатуры и предлагаемая вышеуказанной стратегией развития здравоохранения модель будущего послевузовского образования вызвали неоднозначную реакцию медицинской общественности. Бурное обсуждение темы отмены интернатуры в медицинских кругах ведется уже в течение нескольких лет, и конкретные выводы пока не сделаны.

Однако первое поколение выпущенных по новым правилам врачей-терапевтов участковых уже приступило к работе. Благодаря отмене интернатуры в минувшем году удалось закрыть 6 тыс. вакансий в первичном звене. Об этом сообщила глава Минздрава Вероника Скворцова на открытии IX Общероссийской конференции с международным участием "Неделя медицинского образования - 2018". По ее словам, отказ от обязательного ранее обучения в интернатуре позволил перейти на новые "практико-ориентированные" образовательные стандарты и новый вид допуска к профессии - первичную аккредитацию выпускников. Предполагается, что первым местом работы станет учреждение, расположенное в районе, от которого проходил набор. Представители Министерства здравоохранения пришли к выводу, что проблема будет решена, если в будущем выпускник медицинского вуза, поступивший по целевой квоте, сразу после окончания учебного заведения должен будет в течение 3 лет отработать в терапевтическом или педиатрическом отделении поликлиники [17].

Вместе с тем с переходом на новый вид допуска к профессии выявились первые трудности в практической деятельности молодого врача новой формации. Существовавшая ранее система подготовки специалистов предполагала, что практические знания приобретаются интернами, во-первых, без отвлечения на теоретический компонент обучения, а во-вторых, под чутким руководством состоявшихся практиков крупных лечебных учреждений, которые принимали на себя большую часть ответственности. По новым же стандартам начинающий врач после 6 лет обучения в учебном заведении направляется для самостоятельной работы в сельскую местность, где нехватка врачей-наставников всегда была большой проблемой. Это привело к тем негативным последствиям, которые мы видим в настоящее время: ежедневно выявляются новые случаи ятрогенных заболеваний, совершаются непреднамеренные врачебные ошибки, появились судебные иски, участились случаи ухода молодых специалистов из профессии.

Опрос более 3 тыс. медиков из 84 субъектов РФ, проведенный экспертами Общероссийского народного фронта после введения новой системы допуска к работе, показал, что 77% врачей недовольны уровнем подготовки молодых специалистов, приступивших к работе сразу после окончания медицинских учебных заведений [18-20].

Основные проблемы, отмеченные респондентами:

■ недостаточное формирование у молодых врачей этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с больными и коллегами;

■ низкая готовность самостоятельно проводить опрос, физикальный осмотр, клинические обследования и интерпретировать полученные данные;

■ отсутствие основных знаний по вопросам оформления медицинской документации, юридическая безграмотность.

Как мы видим, это все вопросы практической подготовки молодого специалиста.

Тем не менее новая стратегия медицинского образования существует, она начала активно работать и, по всей видимости, будет продолжаться. Возникла необходимость решения назревших проблем по подготовке молодых специалистов в рамках модернизации российского здравоохранения и системы обучения и выработки практических рекомендаций для решения основных задач подготовки специалистов для самостоятельной практической деятельности.

В целях возрождения традиций наставничества и повышения уровня компетенции молодых врачей-терапевтов участковых, выпущенных после 2017 г., Министерство здравоохранения Ставропольского края совместно с кафедрой поликлинической терапии ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный медицинский университет" Минздрава России организовало работу школы молодого терапевта (письмо Министерства здравоохранения Ставропольского края от 16.03.2018 № 01-13/1993). Это стало первым опытом регионов России в оказании практической помощи молодым специалистам.

В работе школы принимают участие руководители органов здравоохранения, профессорско-преподавательский состав кафедры поликлинической терапии и смежных кафедр ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный медицинский университет" Минздрава России, главные внештатные специалисты министерства, опытные врачи медицинских организаций первичного звена здравоохранения.

Программа тематики заседаний школы молодого терапевта разработана с учетом пожеланий самих молодых специалистов -выпускников 2017 и 2018 гг., работающих в районах края. Согласно проведенному анкетированию, основными вопросами, которые хотели услышать и обсудить молодые врачи, стали: онкологическая настороженность в практике участкового терапевта, оформление медицинской документации (листов временной нетрудоспособности, оформление на медико-социальную экспертизу, оказание неотложной помощи в амбулаторной практике), диагностика и лечение некоторых заболеваний (почек, бронхолегочной системы, соматической патологии у беременных, коморбидной патологии у пожилых пациентов и др.) на терапевтическом участке.

Материал и методы

Для того чтобы провести анализ проблем и допущенных ошибок в системе подготовки молодого врача, было проведено анкетирование специалистов-участников школы, окончивших обучение по ФГОС-3 и приступивших к работе сразу после окончания вуза. В опросе приняли участие 132 врача-терапевта участковых, которые окончили медицинский университет в 2016-2018 гг. Средний возраст составил 25±1,6 года. Из них женщин - 93 (74%), мужчин - 39 (26%). Все врачи-терапевты участковые проанкетированы по разработанной нами анкете, которая включала вопросы по проблемам и трудностям, возникшим в процессе учебы в вузе и в начале самостоятельной трудовой деятельности, а также вопросы, касающиеся качества оснащения кабинета врача, наставничества, возможности консультирования по лечебным вопросам с другими специалистами и в региональных лечебных учреждениях края и многие другие.

Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью программы статистического анализа в Excel. Для оценки статистической значимости различий в 2 группах по одному признаку использовался критерий Манна-Уитни (U-тест). Для сравнения относительных величин использовался критерий χ2. Достоверность считалась значимой при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Результаты анкетирования показали, что большинство участников школы молодого терапевта работают в сельских районах Ставропольского края - 67%; соответственно в городских медицинских организациях (ВО) первичного звена здравоохранения - 33% (рис. 1).

В ходе нашего исследования были выявлены основные проблемы молодых специалистов, с которыми они столкнулись во время обучения в университете и при выходе на работу:

■ недостаточное время, отведенное для практической деятельности в медицинских учреждениях, при обучении на V-VI курсе;

■ отмена интернатуры;

■ закрепление наставника не за каждым молодым специалистом;

■ недостаточная оснащенность рабочего места необходимыми приборами;

■ частичное отсутствие компьютеризации рабочих мест (особенно в сельской местности);

■ закрепление медицинских сестер не за всеми участковыми врачами;

■ превышающая норму численность прикрепленного населения на одном терапевтическом участке.

Имея небольшой, но самостоятельный опыт работы, на вопрос: "Что бы вы изменили в системе подготовки на VI курсе медицинского вуза?" - большинство молодых врачей предложили увеличить время практических занятий и практики в лечебных учреждениях (69%) и время, отведенное на обсуждение вопросов оформления первичной медицинской документации (73%) (рис. 2).

Первые трудности, с которыми столкнулись молодые врачи в своей самостоятельной профессиональной деятельности, распределились следующим образом (допускалось несколько ответов): нехватка времени на прием - 48%; большой объем документации - 52%; маленькая зарплата (не соответствующая объему, выполняемой работы) - 87%. Основная проблема -увеличение численности прикрепленного населения на одном терапевтическом участке. Так, если в городских поликлиниках количество прикрепленного населения в среднем составило 1800 человек, то в сельских районах - 2500 и более.

Ответы на вопрос о наличии наставника у молодых специалистов показали, что в городских медицинских учреждениях наставник был у 60% молодых специалистов, в сельских районах наставник отсутствовал в 58% случаев.

Большинство молодых специалистов как в городе, так и в сельской местности работают с медицинской сестрой. Отрицательно на поставленный вопрос ответили лишь 21% анкетируемых.

На вопрос о компьютеризации рабочего места положительно ответили большинство молодых специалистов как в городах, так и в сельской местности (87 и 70% соответственно).

Оснащение врачебных кабинетов отличалось в городских и сельских поликлиниках и было в различной степени неполным (рис. 3).

И на главный вопрос, который был задан молодым врачам: "Необходимо ли возвращение интернатуры?" - 96% врачей ответили положительно.

Заключение

Таким образом, анализ проблем и трудностей профессиональной деятельности молодых врачей на современном этапе показал, что закрыть нехватку кадров, существующую в первичном звене здравоохранения, с помощью только вчерашних выпускников просто невозможно. Именно на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи принимаются основные решения по здоровью населения: формируется приверженность здоровому образу жизни, осуществляется раннее выявление заболеваний, факторов риска их развития и своевременное лечение (приказ Минздрава России от 15.11.2012 № 923н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия"). Именно поэтому врач, не имевший до этого реальной практики, скорее навредит, чем поможет пациентам.

Для решения создавшихся проблем и успешной врачебной деятельности после окончания вуза считаем необходимым:

■ увеличить число часов практической подготовки студентов "у постели больного";

■ разработать программу наставничества на рабочем месте;

■ в целях повышения качества оказания медицинской помощи оснастить кабинеты участкового врача всем необходимым инструментарием; обеспечить едиными алгоритмами ведения пациентов по наиболее часто встречаемой патологии;

■ для снижения загруженности специалистов документацией обеспечить как минимум двумя медицинскими сестрами и 100% компьютеризацией рабочего места врача;

■ рассмотреть вопрос о возможности возвращения интернатуры для молодых специалистов после окончания вуза.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Боровикова О.С., Чукичев А.В., Васильева Т.В. и др. Н.В. Склифосовский - новатор в оперативной хирургии и асептике // Вестн. совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 2, № 2 (13). С. 13-16.

2. История создания клинической ординатуры и интернатуры [Электронный ресурс] / Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. М., 2008-2016. URL: https://www.sechenov.ru/univers/structure/department/otdel-ordinatury-i-internatury/history/

3. Крачун Г.П. Н.В. Склифосовский - выдающийся отечественный хирург, ученый-новатор, организатор высшего медицинского образования. К 175-летию со дня рождения // Хирургия. Журн. им. Н.И. Пирогова. 2011. № 12. С. 78-87.

4. Мазинг Ю.А. Николай Иванович Пирогов: 200 лет жизни в истории России // Пространство и время. 2010. № 2. С. 203-221.

5. Альтман Д.А., Ларин А.Б., Шлепотина Н.М. и др. Профессиональная ориентация как необходимое условие успешного становления будущего врача на некоторых этапах образовательного процесса // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". Челябинск : Изд-во Южно-Уральского гос. мед. ун-та, 2016. С. 9-13.

6. Приказ Минздрава России от 11.05.2017 № 212н (ред. от 17.04.2018) "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры".

7. Кузнецова О.Ю., Фролова Е.В. Нужна ли аккредитация непрерывного последипломного образования семейных врачей в Европе? // Рос. семейный врач. 2007. № 2. С. 4-8.

8. Бримкулов Н.Н. Семейная медицина: прошлое, настоящее и будущее (по материалам 1-го съезда врачей общей практики и семейных врачей Кыргызстана, Бишкек, 29-30 октября 2015 года) // Рос. семейный врач. 2015. № 3. С. 33-36.

9. Лазаренко В.А., Охотников О.И., Шульгина Т.А., Брынцева О.С. и др. Социальное партнерство вуза и работодателей как способ ликвидации кадрового дефицита региона: опыт Курского государственного медицинского университета // Innova. 2015. № 4 (1). С. 43-45.

10. Международные стандарты аккредитации медицинских организаций : пер. с англ. / под ред. А.Ю. Абрамова, Г.Э. Улумбековой. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. 222 с.

11. Пешев Л.П., Ляличкина Н.А. Проблемы и пути оптимизации последипломного образования врачей в России // Фундамент. исслед. 2015. № 2-24. С. 5508-5511.

12. Бурышкова Н.Н., Кораблев В.Н., Дементьева Е.Л. Новые подходы к аттестации медицинских кадров в условиях модернизации здравоохранения // Дальневосточный мед. журн. 2014. № 2. С. 97-100.

13. Романов С., Самойлов А., Кузнецова О., Абаева О. От сертификации к аккредитации: порядок подготовки и допуска медицинских работников к выполнению профессиональных обязанностей на протяжении последних тридцати лет. СПб. : СпецЛит, 2018. С. 20-22.

14. Амиров А. Современные ориентиры медицинского образования в России // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 22-26.

15. Шапошников В.И., Ашхамаф М.Х., Гедзюн Р.В. Проблемы современного медицинского образования // Междунар. журн. экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 272-274.

16. Клюев А.К., Князев Е.А. Структурные преобразования в высшей школе России: проблемы и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 5. С. 6-11.

17. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (ред. от 30.09.2015) "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2012 № 24726).

18. Решетников В.А., Сквирская Г.П., Сырцова Л.Е. и др. Концептуальные подходы к подготовке специалистов в области управления здравоохранением // Здравоохр. Рос. Федерации. 2013. № 6. С. 9-14.

19. Ерохина Т.В. Органы управления здравоохранением в России: теоретико-правовое исследование / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Саратовский гос. социально-экономический ун-т". Саратов : СГСЭУ, 2013. 132 с.

20. Богдан И.В. Некоторые аспекты реформы здравоохранения в России. М. : Науч. эксперт, 2013. 39 с.

References

1. Borovikova O.S., Chukichev A.V., Vasil’eva T.V., et al. N.V. Sklifosovsky - innovator in operative surgery and asepsis. Vestnik soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoy oblasti [Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of Chelyabinsk Region]. 2016; 2 (2, 13): 13-6. (in Russian)

2. History of clinical residency and internship [Electronic resource]. Moscow: Perviy Moskovskiy gosudarstvenniy meditsinskiy universitet im. I.M. Sechenova, 2008-2016. URL: https://www.sechenov.ru/univers/structure/department/otdel-ordinatury-i-internatury/history/ (in Russian)

3. Krachun G.P. N.V. Sklifosovsky is an outstanding Russian surgeon, scientist-innovator, organizer of higher medical education. To the 175th anniversary of the birth. Khirurgiya. Zhurnal im. N.I. Pirogova. [Surgery. The Journal Named after N.I. Pirogov]. 2011; (12): 78-87. (in Russian)

4. Mazing Yu.A. Nikolay Ivanovich Pirogov: 200 years of life in the history of Russia. Prostranstvo i vremya [Space and Time]. 2010; (2): 203-21. (in Russian)

5. Al’tman D.A., Larin A.B., Shlepotina N.M., et al. Professional orientation as a necessary condition for the successful formation of the future doctor at some stages of the educational process. In: Materialy IV vserossiyskoy (VII vnutrivuzovskoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii "Optimizatsiya vysshego meditsinskogo i farmatsevticheskogo obrazovaniya: menedzhment kachestva i innovatsii" [Proceedings of the IV All-Russian (VII Intra-University) Scientific-Practical Conference "Optimization of Higher Medical and Pharmaceutical Education: Quality Management and Innovation"]. Chelyabinsk: Izdatel’stvo Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta, 2016: 9-13. (in Russian)

6. The order of the MoH of Russia from 11.05.2017 No. 212n (ed. by 17.04.2018) "On approval of the Procedure of reception for training on educational programs of higher education - residency programs". (in Russian)

7. Kuznetsova O.Yu., Frolova E.V. Do you need accreditation for continuing postgraduate education of family doctors in Europe? Rossiyskiy semeyniy vrach [Russian Family Physician]. 2007; (2): 4-8. (in Russian)

8. Brimkulov N. N. Family medicine: past, present and future (based on the materials of the 1st Congress of General practitioners and family doctors of Kyrgyzstan, Bishkek, October 29-30, 2015). Rossiyskiy semeyniy vrach [Russian Family Physician]. 2015; (3): 33-6. (in Russian)

9. Lazarenko V.A., Oxotnikov O.I., Shul’gina T.A., Bryntseva O.S., et al. Social partnership of the University and employers as a way to eliminate the personnel deficit of the region: the experience of Kursk state medical University. Innova. 2015; 4 (1): 43-5. (in Russian)

10. International standards for the accreditation of healthcare organizations: Transl. from Engl. In: A.Yu. Abramov, G.E. Ulumbekova (eds). Moscow: GEOTAR-Media, 2013: 222 p (in Russian)

11. Peshev L.P., Lyalichkina N.A. Problems and ways of optimization of postgraduate education of doctors in Russia. Fundamental’nye issledovaniya [Fundamental Researches]. 2015; (2-24): 5508-11. (in Russian)

12. Buryshkova N.N., Korablev V.N., Dement’eva E.L. New approaches to the certification of medical staff in conditions of modernization of health. Dal’nevostochniy meditsinskiy zhurnal [Far East Medical Journal]. 2014; (2): 97-100. (in Russian)

13. Romanov S., Samoylov A., Kuznetsova O., Abaeva O. From certification to accreditation: the order of training and admission of medical workers to perform professional duties over the last thirty years. Saint Petersburg: SpetsLit, 2018: 20-2. (in Russian)

14. Amirov A. Modern guidelines of medical education in Russia. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2008; (3): 22-6. (in Russian)

15. Shaposhnikov V.I., Ashxamaf M.X., Gedzyun R.V. Problems of modern medical education. Mezhdunarodniy zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2012; (4-2): 272-4. (in Russian)

16. Klyuev A.K., Knyazev E.A. Structural transformations in higher school of Russia: problems and prospects. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. 2008; (5): 6-11. (in Russian)

17. The order of the health Ministry of Russia dated 15.05.2012 No. 543n (ed. by 30.09.2015) "About the statement of Regulations about the organization of rendering primary medical and sanitary aid to adult population" (Registered in Ministry of justice of Russia 27.06.2012 No. 24726) (in Russian)

18. Reshetnikov V.A., Skvirskaya G.P., Syrtsova L.E., et al. Conceptual approaches to training of specialists in the field of health management. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii [Health Care of the Russian Federation]. 2013; (6): 9-14. (in Russian)

19. Erokhina T.V. Health care management bodies in Russia: theoretical and legal research. Saratov: SGSEU, 2013: 132 p. (in Russian)

20. Bogdan I. V. Some aspects of health care reform in Russia. Moscow: Nauchniy expert, 2013: 39 p. (in Russian)