Способы реализации практико-ориентированного подхода при изучении микробиологии

Резюме

С целью повышения эффективности преподавания микробиологии коллектив кафедры ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России разрабатывает и внедряет в учебный процесс методы активного приобретения студентами практических навыков для использования их в будущей профессиональной деятельности. Специфика преподавания дисциплины позволяет уже на первых занятиях формировать основы клинического мышления, внедряя в учебный процесс активные и интерактивные формы проведения занятий.

Цель работы - анализ использования в образовательном процессе различных методов активизации познавательной активности студентов при изучении медицинской микробиологии в ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России. Каждое занятие сопровождается заполнением студентами отчета-протокола. Анализ оформления протокола - эффективное оценочное средство, позволяющее преподавателю адекватно оценить уровень овладения практическими навыками в ходе самостоятельной работы. При реализации практико-ориентированного образования на кафедре микробиологии ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России при изучении раздела "Частная микробиология" в число обязательных навыков входит заполнение бланка-направления и бланка-результата микробиологического исследования. Оформляя эти документы, студенты осознанно выбирают материал и метод исследования, что позволяет подтвердить диагноз и назначить адекватную терапию. Одним из способов совершенствования учебного процесса является участие студентов в научных проектах. Нами изучена динамика участия студентов в работе студенческого научного сообщества кафедры микробиологии в 2008-2018 гг. В статье обоснованы цели, методы и возможности практико-ориентированной самостоятельной деятельности студентов при изучении медицинской микробиологии.

Ключевые слова:микробиология, медицинский вуз, студенты, самостоятельная работа, практико-ориентированное обучение

Для цитирования: Подгрушная Т.С., Протасова И.Н., Осипова Н.П. Способы реализации практико-ориентированного подхода при изучении микробиологии // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 67-75. doi: 10.24411/2220-8453-2019-12003

Повышение качества подготовки врача - одна из важнейших задач высшего медицинского образования. Модернизация высшего профессионального образования в соответствии с государственным образовательным стандартом III поколения требует решения целого ряда проблем организационно-методологического характера в преподавании микробиологии как одной из фундаментальных дисциплин при подготовке квалифицированного врача [1].

Современный образовательный процесс в вузе призван обеспечить развитие творческих способностей студентов и активизацию их учебно-познавательной деятельности [2]. Студенты вуза должны овладевать знаниями по изучаемым дисциплинам, методами исследовательской работы и приемами самостоятельного поиска новых научных данных. Непрерывно возрастающий объем учебной и профессиональной информации требует формирования у обучающихся познавательной активности, направленной на инициативное, творческое освоение учебного материала и способов его реализации на практике [3]. Поставленная цель актуализирует задачу организации самостоятельной работы студентов. Содержание самостоятельной работы студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных и методических пособий.

Продуктивная учебно-познавательная деятельность студентов может быть реализована благодаря оптимальному сочетанию различных видов учебной работы с активной познавательной самостоятельной деятельностью студентов и организацией адекватного контроля со стороны преподавателя. На всех этапах обучения в вузе могут быть использованы различные формы контроля, превращающие его в механизм, повышающий эффективность самостоятельной работы, корректирующий временной и содержательный аспекты изучаемой темы, в определенной степени индивидуализирующий процесс обучения [4].

Учебный процесс не может считаться полноценным без усвоения студентами программы при решении практических задач с организацией четкой обратной связи. Проблеме организации и реализации объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала - одной из центральных задач современного образования, посвящены работы многих отечественных исследователей [5, 6].

Особенность преподавания микробиологии в медицинском вузе заключается в необходимости интеграции естественнонаучных и клинических дисциплин. Специфика изучаемого предмета позволяет уже на первых занятиях заложить основы клинического мышления, обосновывая правильность выбора метода микробиологического исследования в практической деятельности врача. Для этого коллектив кафедры микробиологии им. доцента Б.М. Зельмановича ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им.проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России разрабатывает новые способы повышения эффективности преподавания дисциплины, приобретения студентами практических навыков для использования их в будущей профессиональной деятельности.

Цель работы - анализ использования в образовательном процессе различных методов активизации познавательной активности студентов при изучении медицинской микробиологии в ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России.

Материал и методы

На кафедре ежегодно обучаются в среднем 700-800 студентов различных специальностей: "лечебное дело", "педиатрия", "стоматология", "фармация", "медицинская кибернетика". Преподаватели кафедры микробиологии им. доцента Б.М. Зельмановича для реализации компетентностного подхода постоянно совершенствуют методы преподавания дисциплины, внедряя в учебный процесс активные и интерактивные формы проведения занятий. Для статистической обработки данных использовался пакет программ Microsoft Excel 2007; для сравнения полученных результатов применяли критерий χ2 (хи-квадрат).

Результаты и обсуждение

Согласно требованиям современных образовательных стандартов, значительная доля практического занятия - не менее 70% времени - отводится на самостоятельную работу. Увеличение доли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе соответствует современному компетентностно-ориентированному направлению профессионального образования. Развитию мотивации к учебе способствуют индивидуализированный характер заданий, предлагаемых для самостоятельного выполнения, их постоянное обновление, практическая направленность и интерактивность, ориентация на будущую профессиональную деятельность. Организация самостоятельной работы на кафедре микробиологии реализуется через закрепление теоретического материала и работу с новыми изучаемыми объектами, решение ситуационных задач с учетом профессиональной направленности.

При изучении раздела "Общая микробиология" наиболее эффективным способом осуществления самостоятельной деятельности студентов является работа под непосредственным руководством преподавателя, так как большинство студентов не владеют в достаточной мере навыками самостоятельной работы. При освоении частной микробиологии наибольшее значение приобретает самостоятельная исследовательская творческая деятельность студентов, не требующая непосредственного участия преподавателя в роли организатора и контролера.

На практических занятиях по микробиологии самостоятельная деятельность студентов заключается в работе с культурами микроорганизмов, проведении различных видов микроскопии, постановке, учете и интерпретации серологических реакций, полимеразной цепной реакции и т.д. Перечисленные действия осуществляются в рамках алгоритма микробиологической диагностики инфекционного заболевания у конкретного пациента в соответствии с действующей нормативной документацией.

Результаты выполненной работы по каждой теме оформляются студентами в виде отчета-протокола практического занятия. Форма заполнения протокола занятия, разработанная коллективом нашей кафедры, содержит следующие разделы: цель исследования, используемый метод и его содержание, полученные результаты и выводы. Например, целью выполняемой работы может быть серодиагностика инфекционного заболевания при проведении иммуноферментного анализа с сыворотками обследуемых пациентов или сероидентификация возбудителя заболевания при постановке реакции агглютинации с чистой культурой, выделенной от больного. Описание метода исследования должно быть лаконичным и отражать его суть. Так, при использовании серологического метода диагностики необходимо указать название конкретной серологической реакции, ингредиенты для ее проведения, критерии учета результатов, оценки и достоверности. Полученные результаты каждый студент учитывает и оценивает самостоятельно и регистрирует их в отчете в кратком информативном виде. Особое внимание акцентируется на формулировке выводов, осмысление которых способствует формированию клинического мышления у будущего врача. Такая форма протокола служит эффективным оценочным средством, позволяющим преподавателю адекватно оценить уровень овладения практическими навыками в ходе самостоятельной работы.

Для реализации практико-ориентированного образования на кафедре микробиологии ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России при изучении раздела "Частная микробиология" одним из обязательных навыков служит умение заполнять бланк-направление и бланк-результат микробиологического исследования. При оформлении этих документов студенты должны понимать, что только правильно выбранные материал и метод исследования позволят подтвердить диагноз и назначить адекватную терапию.

При заполнении направления на исследование студент использует теоретические знания особенностей патогенеза конкретного заболевания для постановки диагноза, выбора исследуемого материала и метода исследования. Например, группа студентов, получивших задание провести диагностику брюшного тифа на 1-й неделе заболевания, выбирает бактериологический метод исследования крови. А другая группа, решая вопрос диагностики этого же заболевания на 2-й неделе, предлагает 2 метода исследования и соответствующий материал: серологический - сыворотка крови обследуемого для выявления специфических антител; бактериологический - испражнения или желчь для выделения возбудителя.

При выборе показаний к обследованию студенты должны учитывать, что для профилактики распространения целого ряда заболеваний требуется выявление бактерионосительства среди декретированных групп населения - S. aureus среди медицинского персонала, возбудителей кишечных инфекций у работников пищевых производств и т.д. Помимо этого, для профилактики некоторых заболеваний обследуют контактных и реконвалесцентов.

При обсуждении теоретических вопросов по изучаемой теме акцентируется внимание на правилах забора, хранения, транспортировки исследуемого материала. В бланке студент указывает дату и время взятия материала.

В бланке-результате обязательно указывается материал, взятый на исследование, и результат в соответствии с выбранным методом. При бактериологическом исследовании сообщают вид возбудителя, его серовар и биовар; в случае выявления условно-патогенных микроорганизмов - их количество в единице материала (для доказательства этиологической роли в развитии данного заболевания); результаты антибиотикограммы для выбора этиотропной терапии. В зависимости от цели применения серологического метода в бланке сообщается: при сероидентификации - в исследуемом материале обнаружены специфические антигены возбудителя (с обязательным указанием применяемой серологической реакции); при серодиагностике заболевания - указывается наличие специфических антител к антигенам предполагаемого возбудителя, их титр. При некоторых инфекционных заболеваниях определяются классы иммуноглобулинов, динамика их образования и авидность. Эти показатели необходимы для выявления инфицированности, стадии заболевания или наличия иммунитета. Свидетельством понимания особенностей методов исследования в диагностике инфекционных заболеваний служит правильно выставленная дата выдачи ответа из лаборатории на заполненном бланке-результате.

Осознание студентами значимости выполняемой работы, возможность творческой деятельности и сопоставление полученных результатов делают самостоятельную практическую работу личностно значимой, формирующей основу будущей профессиональной компетентности.

Эффективным способом совершенствования учебного процесса является участие студентов в научных проектах. Научные исследования, курируемые преподавателем - научным руководителем, мотивируют заинтересованность студентов в изучении дисциплины. Научно-исследовательская работа проводится в течение учебного года, а в ряде случаев -нескольких лет, требует длительной и кропотливой работы, включающей не только сами исследования, но и подготовку к ним. Участие в деятельности студенческого научного общества включает написание рефератов, литературных обзоров, освоение методик исследования, самостоятельное планирование и выполнение экспериментов, обработку и анализ результатов. В последующем это позволит студентам быстрее адаптироваться профессионально, демонстрировать лучшую подготовку к будущей врачебной деятельности [7].

На кафедре с участием студентов реализуются следующие научные проекты.

■ Микробиологические аспекты хирургических гнойно-воспалительных заболеваний.

■ Молекулярно-генетические особенности пневмококков, циркулирующих среди бактерионосителей и вызывающих инфекционные заболевания у детей.

■ Молекулярно-генетические особенности нозокомиальных и внебольничных MRSA (methicillin-resistant Staphylococcus aureus) и их роль в развитии инфекций кожи и мягких тканей. Все исследования проводятся совместно с клиническими кафедрами: кафедрой общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана, кафедрой детских болезней с курсом профессионального образования (ПО), кафедрой детских инфекционных болезней с курсом ПО, кафедрой онкологии и лучевой терапии с курсом ПО, крупными многопрофильными стационарами г. Красноярска. Исследования, проводимые совместно с клиническими кафедрами, дают студентам возможность сформировать профессиональные компетенции, способствуя развитию личностных качеств врача.

Результаты исследований студенты представляют на ежегодных студенческих научно-практических конференциях различного уровня. Ежегодно ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России проводит фестиваль студенческой науки, проходящий в несколько этапов: кафедральный отборочный этап, секционные заседания, именные конкурсы лучших студенческих работ. К последним допускаются студенты, победившие на своей секции. При подготовке к докладу и выступлении студент получает опыт систематизации и обобщения материала, овладевает искусством аргументированной полемики.

По результатам анализа активности участия студентов в работе студенческого научного общества (СНО) кафедры микробиологии отмечается наибольшее количество участников с 2009 по 2011 г., достоверно превышающее показатели предыдущих и последующих лет (см. таблицу). В соответствии со статистическими данными о динамике успеваемости студентов ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России, в данный период средний балл обучающихся на курсе составил 4,26, т.е. был максимальным, что свидетельствует о взаимосвязи имеющихся поисково-информационных и аналитических умений, знаний с формированием интереса к научным достижениям и их практическому использованию в будущей профессиональной деятельности.

Научные работы студентов-участников СНО кафедры микробиологии неоднократно занимали призовые места на секционных заседаниях и именных конкурсах, межвузовских конференциях краевого и общероссийского уровня. При этом корреляции между числом студентов - участников СНО и числом работ, занявших призовые места, не отмечалось (см. табл.). Обращает на себя внимание снижение числа печатных работ в последние годы. Возможно, одной из причин являются более высокие требования, предъявляемые к публикациям.

Как правило, студенты, принимавшие участие в научных исследованиях, в последующем демонстрируют лучшую профессиональную адаптацию и подготовку; системное понимание и мастерство в навыках и методах исследования в изучаемой области [8].

Заключение

Учебная деятельность в медицинском вузе - систематическая, сознательная и поэтапная деятельность студентов по овладению теоретическими основами медицинских знаний, освоению способов их реализации на практике, профессиональному саморазвитию, дающая основу для использования полученных знаний и умений в практической деятельности врача.

Таким образом, практико-ориентированная самостоятельная деятельность студентов обеспечивает:

■ возможность полного освоения программы учебной дисциплины;

■ преемственность знаний и непрерывность отдельных видов подготовки;

■ рациональное сочетание традиционной аудиторной и самостоятельной работы;

■ управление процессом самостоятельной работы студентов и создание условий для их творческой деятельности;

■ возможность получения объективной и оперативной информации о качестве знаний, полученных в процессе обучения;

■ индивидуализацию процесса обучения;

■ становление у студентов индивидуальных, профессионально ориентированных траекторий.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Зверев В.В., Буданова Е.В., Иноземцева Л.О. О применении современных инновационных технологий в преподавании микробиологии в медицинских вузах // Материалы VI общероссийской конференции с международным участием "Медицинское образование 2015". М., 2015. С. 142-143.

2. Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 3-14.

3. Левина Л.М. Инновационные аспекты самостоятельной работы студентов в контексте Болонского процесса и модернизации высшей школы // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 6. С. 17-22.

4. Специализированный образовательный портал "Инновации в образовании" [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index.htm. (дата обращения: 14.01.18)

5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.

6. Институт теории и истории педагогики: 1944-2014 / под общ. ред. С.В. Ивановой. М. : ФГНУ ИТИП РАО, 2014. 448 с.

7. Подгрушная Т.С., Протасова И.Н., Рукосуева Т.В. Способы повышения познавательной активности студентов при изучении микробиологии в медицинском вузе // Фундамент. исслед. 2015. № 2 (ч. 26). С. 5925-5929.

8. Подгрушная Т.С., Решетнева И.Т., Хохлова О.Е., Перьянова О.В. и др. Научно-исследовательская работа-необходимое условие современного образовательного процесса в медицинском вузе // Материалы конференции "Вузовская педагогика". Красноярск, 2011. С. 430-431.

References

1. Zverev V.V., Budanova E.V., Inozemtseva L.О. On the application of modern innovative technologies in microbiology teaching at medical universities. In: Materialy VI Obscherossiyskoy conferentsii s mezdunarodnym uchastiem "Meditsinskoe obrazovanie 2015" [Proceedings of All-Russian Conference with International Participation "Medical Education 2015"]. Moscow, 2015: 142-3. (in Russian)

2. Zhurakovskiy V., Fedorov I. Modernization of higher education: problems and solutions. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2006; (1): 3-14. (in Russian)

3. Levina L.M. Innovative aspects of student’s independent work in context of Bologna process and modernization of higher education. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo [Bulletin of N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod University]. 2010; (6): 17-22. (in Russian)

4. Specialized educational portal "Innovations in education" [Electronic resource] URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index.htm. (date of access January 14, 2018)

5. Bespal’ko V.P. The components of educational technology. Moscow: Pedagogika, 1989: 192 p. (in Russian)

6. Institute of theory and history of pedagogy: 1944-2014. In: S.V. Ivanova (ed.). Moscow: FGNU ITIP RAO, 2014: 448 p. (in Russian)

7. Podgrushnaya T.S., Protasova I.N., Rukosuyeva T.V. The possibilities of increasing of cognitive activity among students studying Microbiology at the Medical University. Fundamental’nye issledovaniya [Fundamental Researches]. 2015; 2 (pt 26): 5925-9. (in Russian)

8. Podgrushnaya T.S., Reshetneva I.Т., Khokhlova O.Y., Peryanova O.V., et al. Research activity - necessary condition of modern educational process in Medical University. In: Materialy conferentsii "Vuzovskaya pedagogika" [Proceedings of Conference "University Pedagogy"]. Krasnoyarsk, 2011: 430-1.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»