Непрерывное образование и старение населения

Резюме

В настоящее время в демографической структуре населения возрастает доля людей старшего поколения. Это приводит к тому, что многие тенденции социального развития общества стали существенно зависеть от соответствующих показателей социальной группы пожилых. В частности, в контексте парадигмы непрерывного образования возникает проблема обучения людей старшего возраста, тогда как научно обоснованная система обучения этой возрастной группы разработана недостаточно. Цель публикации - исследование влияния изменения возрастной структуры населения на профессиональное образование взрослых, выявление тенденций и проблем развития образования людей старшего поколения и выработка практических рекомендаций (на примере обучения медицинских работников информационным технологиям). В статье использованы и проанализированы официальные статистические данные, данные научных публикаций, экспертные оценки и обобщенный практический опыт. Проведен краткий анализ структуры населения и возрастного распределения людей пожилого возраста. Показаны тенденции изменений в составе населения и, соответственно, в контингенте профессионального образования взрослых. Рост доли пожилых слушателей приводит к необходимости учета особенностей их обучения и соответствующей корректировки системы образования. Рассмотрены специфические особенности пожилых людей и подходы к их обучению. Предложена двухэтапная методика формирования компетенций в новой для обучаемых области (на примере обучения информационным технологиям). Согласно предлагаемой методике, на I этапе пожилой слушатель обучается работе с учебным пособием и строгому выполнению предлагаемых заданий с пошаговыми инструкциями, а на II - выполнению упражнений по аналогии с типовым примером с поиском необходимых решений для имеющихся отличий. Рекомендованы также практические способы общения с пожилыми слушателями. Рассмотрена специфика организации учебного процесса. В статье сформулирован ряд конкретных предложений, касающихся обучения людей пожилого возраста. Отмечено, что для полноценного образования необходимо специально разрабатывать учебные программы, учитывающие особенности пожилого возраста.

Ключевые слова:непрерывное образование, старение населения, пожилой возраст, обучение, учебный процесс, информационные технологии

Для цитирования: Гельман В.Я. Непрерывное образование и старение населения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 40-49. doi: 10.24411/2220-8453-2019-12001.

Современная концепция непрерывного образования, когда обучение человека продолжается всю его жизнь, предполагает, в частности, обучение людей пожилого возраста.

В настоящее время во многих странах происходят серьезные сдвиги в демографическом составе населения. Замедление демографического оборота и увеличение продолжительности жизни людей начались в наиболее экономически развитых странах еще во второй половине XX в. Старение населения и серьезно трансформировавшаяся смена поколений потребовали существенных преобразований во всем, что с этим было связано, и в частности в формах образования [1]. Изменившийся стиль жизни, вовлеченность в образовательную деятельность в определенной степени сохраняются и в пожилом возрасте.

Выход на пенсию значительной группы людей, сохранивших активный образ жизни, потребовал соответствующей реакции системы образования. Именно поэтому активно развиваются курсы по изучению информатики, ремесел, языков, искусства и многие другие, на которых пожилые люди могут расширять свой кругозор, совершенствовать свои знания, осваивать современные технологии [2]. Меняются и нормы в отношении образовательного досуга пожилых людей [3].

Очевидно, что возраст существенно влияет на образовательную активность, поэтому старение населения является одним из важнейших трендов, воздействующих на образование [4]. Важную роль играют психологические особенности старших возрастных групп людей, их физические, культурные и социальные потребности.

При этом возникает несоответствие между существованием разнообразного практического опыта обучения пожилых людей и отсутствием методологии междисциплинарного исследования стареющего человека как субъекта непрерывного образования [5], отсутствует также разработанная научно обоснованная система обучения пожилых людей [6]. Именно поэтому актуальны научные исследования в этой сфере, а также их практическая реализация.

Цель исследования - изучение влияния возрастных сдвигов состава населения на изменение образовательных потоков, особенности и перспективы обучения в пожилом возрасте, выявление тенденций и проблем развития образования людей старшего поколения.

В данной работе в основном речь пойдет о профессиональном образовании пожилых людей и путях его совершенствования, а также о выработке практических рекомендаций (на примере обучения медицинских работников информационным технологиям).

Материал и методы

В работе использованы и проанализированы официальные статистические данные, данные научных публикаций, экспертные оценки и обобщенный практический опыт.

Результаты и обсуждение

Рост контингента пожилых людей. Возрастные изменения в отдельных группах населения определяются изменениями в его общей возрастной структуре. Оценим тенденции изменений пожилых возрастных групп в нашей стране за десятилетний период (рис. 1). Можно наблюдать прирост во всех рассматриваемых возрастных группах.

Отметим, что при анализе и построении группировок населения за рубежом используют другие возрастные интервалы в старших возрастных группах: люди среднего возраста (45-64 года) и пенсионеры (65 лет и старше). Это связано с тем, что в большинстве развитых стран мира пенсионный возраст составляет 65 лет и более. В России также рассматривают старшую возрастную группу, как группу пенсионеров. При этом возрастные границы составляют 55 лет для женщин и 60 -для мужчин. В настоящее время начинается плавный переход к новым границам (60 лет для женщин и 65 - для мужчин1), тем не менее в данной статье целесообразно придерживаться старого варианта.

Группа пенсионеров с позиций образования и обучения очень неоднородна. Как правило, пожилые люди располагают свободным временем,но ограниченными физическими возможностями, и их участие в образовании, особенно с целью обучения, сравнительно низкое.



1О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий. Федеральный закон № 350-ФЗ от 3 октября 2018 г. Источник: http://zakonopensiah.ru.



По данным Росстата, на 1 января 2018 г. в России насчитывалось 46,07 млн пенсионеров, или 31,36% всего населения страны, из них по старости 36,34 млн, или 24,74% [8]. Причем женщины составляют более 2/3 (68,7%) [9] числа пенсионеров.

Доля пенсионеров в нашем обществе достаточно велика и в последние 10 лет стала заметно возрастать (рис. 2). Согласно среднему варианту прогноза Росстата [10], она будет увеличиваться на 16,2% относительно текущего уровня к 2035 г. Это единственная группа взрослого населения, численность которой будет расти в ближайшие годы.

Таким образом, основными демографическими тенденциями в России, влияющими на потребности в образовании взрослых, являются снижение численности населения возрастных групп от 16 до 59 лет и рост численности старших возрастных групп.

Важный показатель, определяющий рост численности обучающихся людей старших возрастных групп, - средняя продолжительность жизни. При этом с точки зрения перспектив обучения важно знать - живут люди дольше за счет успехов медицины, позволяющих поддерживать больного человека, или же за счет увеличения срока активной, здоровой жизни. В последнем случае объективно появляется возможность дольше заниматься образованием, согласно концепции непрерывного образования, по мере увеличения продолжительности жизни.

Ожидаемая продолжительность жизни в настоящее время в России (67,51 года у мужчин и 77,64 - у женщин, по последним опубликованным данным Росстата (2018) [11]) несколько ниже, чем в европейских странах. У нас также сравнительно низка продолжительность здоровой жизни, так как среди людей предпенсионного и пенсионного возраста относительно много больных.

Тем не менее наряду с ростом численности пожилых людей растет и их физическая и творческая активность. С позиций вовлечения пожилых людей в образовательное пространство, помимо их физических возможностей, важную роль играют также их мотивы.

Отношение к обучению пожилых людей. У нас по отношению к обучению можно выделить 2 основные группы пенсионеров: это работающие и неработающие пенсионеры. Их отношение к обучению существенно различается.

Если неработающие пенсионеры в основном относятся к обучению как к познавательному досугу (посещение курсов, лекториев, кружков по изучению информатики, ремесел, языков, искусства и т.п.), и таких людей сравнительно немного [4], то работающие пенсионеры по многим специальностям, и в частности в медицине, как правило, должны регулярно проходить курсы усовершенствования, а при изменении специальности - курсы переподготовки. Количественное соотношение можно оценить как 90% обучаемых - это работающие пенсионеры, 10% - неработающие пенсионеры. В дальнейшем более подробно будут рассмотрены особенности обучения работающих пенсионеров.

Рост числа работающих пожилых людей. До 2016 г. число работающих пенсионеров постоянно росло (в 2016 г., по данным Пенсионного фонда России, работающих пенсионеров было 15,3 млн человек, или 35,7% общего числа пенсионеров [12]). Это было связано с тем, что в самом конце советского периода были сняты ограничения на возможности работы после выхода на пенсию с одновременным разрешением работать и получать полную пенсию. Это послужило одной из основных причин последующего роста числа наших работающих пенсионеров.

Однако с января 2016 г. в России работающим пенсионерам отменили традиционную индексацию пенсий (с учетом инфляции). Соответственно последовало резкое (почти 2-кратное) сокращение числа работающих пенсионеров (до 9,67 млн человек, или 22,2% общего числа пенсионеров в 2018 г. [12]). Тем не менее, учитывая новые границы пенсионного возраста, число работающих пожилых людей будет резко возрастать в ближайшие годы, хотя на время переходного периода и не будет давать увеличения числа работающих пенсионеров.

Все вышеизложенное позволяет считать, что в настоящее и ближайшее время значительное число отечественных работающих пожилых людей будут активно заниматься своим образованием.

Особенности людей пожилого возраста. Продолжительность здоровой жизни людей (официально рассчитываемый Всемирной организацией здравоохранения показатель [13]) растет во всем мире вместе с ростом общей продолжительности жизни. Так, в 2015 г. в России этот показатель был равен 71,44 года [14]. При этом сегодняшний 60-летний человек по состоянию здоровья, трудоспособности и активности соответствует более молодому в предыдущие годы.

Тем не менее физические, психологические и когнитивные особенности людей пожилого возраста оказывают существенное влияние на их предпочтения в образовании и подходы к обучению, которые отличаются от потребностей других возрастных групп.

В пожилом возрасте изменения носят индивидуальный характер. Однако с возрастом у человека в соответствии с физиологическими изменениями, как правило, меняются психологические потребности, уровень самооценки, ценностных критериев, установок [15]. В среднем отмечается ухудшение абстрактного мышления, памяти и особенно снижение объема и времени хранения информации в оперативной памяти [15], уменьшение скорости реакции, внимательности, большая утомляемость, нарушается координация. Как правило, ослабляются зрение и слух. Психологически это проявляется в неуверенности в себе, повышенной тревожности, боязни различных видов контроля (зачетов, экзаменов). В целом все это приводит к ухудшению обучаемости и снижению скорости восприятия учебного материала, особенно новой информации. Это требует особых подходов при обучении людей пожилого возраста.

Особенности процесса обучения. Главное, к чему нужно стремиться при организации образовательного процесса пожилых людей, - это личностный подход с учетом индивидуальных, психологических и социальных особенностей каждого человека. Естественно, в этом случае процесс обучения существенно замедляется. Предпочтительно использовать принцип изложения материала от простого к сложному и от общего к частному. Изложение должно вестись с предельной четкостью и ясностью. Преподаватель вынужден прибегать к неоднократным повторениям отдельных указаний и частей учебного материала. Необходимо подчеркивать важность последовательного выполнения действий и разбиения сложных действий на последовательность более мелких.

Особенно сильно это проявляется, когда возникает необходимость в формировании компетенций в новой для пожилых обучаемых области (например, при обучении медицинских работников информационным технологиям [16]).

В этом случае для подготовки к самостоятельной работе на компьютере можно предложить двухэтапное обучение: на I этапе пожилой слушатель обучается работе с книгой (учебным пособием) и строгому выполнению предлагаемых заданий с пошаговыми инструкциями, а на II - выполнению упражнений по аналогии с типовым примером.

Обучение работе с учебным пособием. Следует отметить, что часто пожилые люди психологически не готовы к активному восприятию нового учебного материала. Воспитанные в "рецептурном" образовании, обладая "рецептурным" мышлением, с восприятием информации на слух, со слов преподавателя, они, пытаясь действовать по памяти, останавливаются перед затруднениями, ждут подсказку преподавателя или коллег, а не пытаются найти решение самостоятельно. Самостоятельное преодоление затруднений и получение информации из учебного пособия для них менее привычно.

Первым шагом для облегчения действий и принятия правильного решения в этом случае будет выработка привычки и навыков работы с учебным пособием, содержащим подробное описание последовательности выполняемых процедур. Использование пособия и выполнение пошаговых инструкций упростят освоение и закрепление типовой последовательности шагов при решении примеров.

На I этапе на практических занятиях вначале приходится использовать задания последовательного, пошагового характера с "рецептурным" изложением действий, с непосредственной постоянной поддержкой преподавателем каждого слушателя. Другими словами, здесь осуществляется переход от движения "за руку", когда преподаватель подсказывает практически каждый шаг, к самостоятельной работе с учебным пособием.

Естественно, при проведении занятий необходимо обеспечить слушателей соответствующими учебными пособиями, побуждать к их постоянному использованию для развития навыков самостоятельного выполнения заданий. При этом учебные пособия должны содержать подробные пошаговые инструкции, облегчающие освоение изучаемых методов. Примеры, поясняющие рассматриваемые методы, должны быть, с одной стороны, достаточно простыми, а с другой - позволяющими понять принципы подходов и решений целого класса типовых задач.

Только после твердого усвоения навыков выполнения задания по учебному пособию с пошаговыми инструкциями, когда у большинства слушателей уже появился определенный опыт в работе, становятся выполнимы более сложные задачи. После этого можно переходить ко II этапу.

Выполнение упражнений по аналогии с типовым примером. Методика в данном случае может быть основана на использовании метода аналогии. Метод аналогии опирается на типовую технологию (последовательность) действий в ситуациях, аналогичных решениям типовых, рассмотренных ранее задач.

Применительно к обучению информационным технологиям эта методология выглядит следующим образом. Здесь в предлагаемых упражнениях не приводится последовательный набор точных инструкций. Однако вся последовательность шагов полностью соответствует рассмотренному типовому примеру, и слушателю необходимо самостоятельно осуществить необходимые изменения в приведенных инструкциях типового примера (ввести новые данные, изменить диапазоны,сделать другие выборы в диалоговых окнах и т.п.). Здесь от слушателя уже требуется понимание того, что и зачем делается, а не только автоматическое исполнение полученных инструкций. Этот переход к более высокому уровню самостоятельности часто вызывает у пожилых слушателей определенные трудности и требует для своей реализации существенных усилий.

Способы общения с пожилыми слушателями. В этом случае из набора обычных педагогических приемов в первую очередь предпочтительно в большей мере использовать следующие. Полезно перед началом занятия познакомиться со всеми присутствующими и выяснить, с какими ожиданиями пришел на занятие каждый человек, узнать его исходный уровень подготовки. Для того чтобы люди старшего возраста хорошо усвоили изучаемый материал, необходимо, чтобы обучение было интерактивным, т.е. обеспечивающим вовлеченность, участие самого обучающегося. Уважительный и доброжелательный тон преподавателя также способствует лучшему взаимопониманию. Позитивные эмоции,полученные в процессе обучения, повышают эффективность этого процесса. Вопросы и указания следует повторять мягко, не проявляя раздражения и не торопя с ответом.

Большое значение для усиления внутренней мотивации, желания учиться имеет подбадривание слушателей преподавателем и вселение в них уверенности в себе и в своих силах. Особенно это относится к неуверенным в себе и отстающим. Похвала и поощрение повышают самооценку и стимулируют к дальнейшей учебе.

Еще один способ повышения внутренней мотивации пожилых слушателей -влияние на их эмоциональное состояние и эмоциональные реакции в процессе обучения. Умение преподавателя управлять эмоциональным состоянием слушателей, создавать положительное эмоциональное настроение в аудитории способствует повышению эффективности учебного процесса. Естественно, для создания положительного эмоционального климата преподаватель должен стараться сам быть в хорошем настроении, использовать юмор, уметь вызывать смех.

Важным путем поддержания заинтересованного внимания слушателей служит невербальная коммуникация [17]. В частности, преподаватель должен активно пользоваться позитивной интонацией и мимикой, использовать интонационные ударения, вопросительные мимику и интонации. Большинство слушателей отмечают, что материал, изложенный безэмоционально и при отсутствии мимики и жестов преподавателя, воспринимается хуже, а положительный эмоциональный климат и положительное эмоциональное сопровождение изложения способствуют лучшему усвоению учебного материала [17].

Организация занятий. Для полноценного образования пожилых слушателей необходимы специально разработанные учебные программы, учитывающие возрастные особенности этих людей.

Поскольку по скорости восприятия учебного материала пожилые слушатели значительно уступают более молодым, крайне желательно обеспечивать однородность учебной группы, как возрастную [18], так и по уровню подготовки [19]. Число слушателей в группе должно быть сравнительно небольшим (15-20 человек). Перерывы во время занятий следует делать достаточно часто, например 5-10 мин через каждые 45 мин.

Естественно, аудитория должна быть оборудована видеопроектором для представления объясняемого материала визуально, чтобы слушатели в большей мере могли опираться на зрительную память.

Заключение

В работе исследовано влияние изменения возрастной структуры населения на систему непрерывного образования. Показаны тенденции в изменении состава населения и, соответственно, в контингенте профессионального образования взрослых. Рост доли пожилых слушателей приводит к необходимости учета особенностей их обучения. Рассмотрены подходы к обучению пожилых слушателей. Предложена двухэтапная методика формирования компетенций в новой для обучаемых области (на примере обучения медицинских работников информационным технологиям). Рекомендованы практические способы общения с пожилыми слушателями. Рассмотрена специфика организации учебного процесса.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Забелина Н.В. Технологии геронтообразования как основа социальной активности пожилых людей в современном российском обществе // Инновационная наука. 2018. № 3. С. 96-99.

2. Кошарная Г.Б., Щанина Е.В. Особенности обучения пожилых людей // Интеграция образования. 2013. № 4. С. 57-61.

3. Гельман В.Я. Особенности туризма людей пожилого возраста // Вестн. Национальной академии туризма. 2012. № 3 (23). С. 21-24.

4. Сорокин Г.Г. Образование пожилых граждан как ответ на актуальные вызовы современности // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2011. № 3. С. 42-47.

5. Роботова А.С. Люди третьего возраста как субъекты непрерывного образования: методология и основные направления изучения // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 4 (8). С. 37-54.

6. Мосина О.А., Матайс А.С. Геронтообразование в контексте парадигмы непрерывного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 5/3. С. 109-111.

7. Распределение населения по возрастным группам. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Демография. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 18.01.2019)

8. Общая численность пенсионеров в российской федерации. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/# (дата обращения: 18.01.2019)

9. Демография. Численность мужчин и женщин. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 18.01.2019)

10. Демографический прогноз до 2035 года. Численность населения по отдельным возрастным группам. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 18.01.2019)

11. Продолжительность жизни при рождении по регионам России (ожидаемая) за 2015 год (обн. 2018). URL: http://www.statdata.ru/ (дата обращения: 18.01.2019)

12. Численность работающих пенсионеров, состоящих на учете в системе пенсионного фонда российской федерации, по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров в российской федерации. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/generation/ur1-4.doc . (дата обращения: 18.01.2019)

13. WHO Study on global AGEing and adult health (SAGE). World Health Organization. URL: https://www.who.int/healthinfo/sage/en/ (дата обращения: 18.01.2019)

14. Шульгин С.Г. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в России: региональные особенности и прогнозы // Демоскоп weekly. 2018. № 765-766. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0765/nauka01.php. (дата обращения: 18.01.2019)

15. Дмитриева Е.С., Гельман В.Я., Зайцева К.А., Ланько С.В. Возрастные особенности взаимосвязи успешности обучения и характеристик слуховой оперативной памяти // Журн. высш. нервн. деят. 2007. Т. 57, № 3. С. 279-286.

16. Гельман В.Я., Белов Д.Ю., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. и др. Проблемы преподавания информационных-коммуникационных технологий в медицинском последипломном образовании // Профилакт. и клин. мед. 2014. № 1 (50). С. 18-25.

17. Гельман В.Я., Дмитриева Е.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта обучаемых с восприятием невербальной информации // Психология обучения. 2017. № 11. С. 28-38.

18. Гельман В.Я. Оптимизация скорости преподавания при групповом обучении // Соврем. образование. 2017. № 2. С. 36-43. doi: 10.25136/2409-8736.2017.2.22865.

19. Гельман В.Я., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. Организация последипломного обучения информационным технологиям в условиях непрерывного медицинского образования // Соврем. образование. 2018. № 3. С. 41-50. doi: 10.25136/2409-8736.2018.3.24735.

References

1. Zabelina N.V. Technology gerontoobrazovaniya as the basis of social activity of the elderly in modern Russian society. Innovatsionnaya nauka [Innovative Science]. 2018; (3): 96-9. (in Russian)

2. Kosharnaya B.B., Shanina E.V. Features of education of older people. Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education]. 2013; (4): 57-61. (in Russian)

3. Gelman V.Ya. Features of tourism for elderly people. Vestnik Natsional’noy akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism]. 2012; 3 (23): 21-4. (in Russian)

4. Sorokin G.G. Education of senior citizens as a response to actual challenges of modernity. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki [Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences]. 2011; (3): 42-7. (in Russian)

5. Robotova A.S. People of the third age as subjects of continuous education: methodology and main areas of study. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Continuing Education: XXI Century]. 2014; 4 (8): 37-54. (in Russian)

6. Mosina OA, Matais A.S. Gerontoobrazovanie in the context of the paradigm of continuing education. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatel’naya mysl’ [Historical and Socio-Educational Thought]. 2016; 8 (5/3): 109-11. (in Russian)

7. The distribution of the population by age groups. Official site of the Federal State Statistics Service. Demography. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (date of access January 18, 2019) (in Russian)

8. The total number of pensioners in the Russian Federation. Official site of the Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/# (date of access January 18, 2019) (in Russian)

9. Demographics. The number of men and women. Official site of the Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 18.01.2019) (in Russian)

10. Demographic forecast until 2035. Population by separate age groups. Official site of the Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (date of access January 18, 2019) (in Russian)

11. Life expectancy at birth in the regions of Russia (expected) for 2015 (renewed 2018). URL: http://www.statdata.ru/ (date of access January 18, 2019) (in Russian)

12. The number of working pensioners registered in the system of the pension fund of the Russian Federation, by type of pension provision and categories of pensioners in the Russian Federation. Official site of the Federal State Statistics Service. URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/generation/ur1-4.doc . (date of access January 18, 2019) (in Russian)

13. WHO Study on global AGEing and adult health (SAGE). World Health Organization. URL: https://www.who.int/healthinfo/sage/en/ (date of access January 18, 2019)

14. Shulgin S.G. Healthy life expectancy in Russia: regional features and forecasts. Demoskop weekly [Demoscope weekly]. 2018; (765-766). URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0765/nauka01.php. (date of access January 18, 2019) (in Russian)

15. Dmitrieva E.S., Gelman V.Ya., Zaitseva K.A., Lanko S.V. Age-related features of the relationship between learning success and the characteristics of auditory operative memory. Zhurnal vysshey nervnoy deyatel’nosti im. I.P. Pavlova [Journal of Higher Nervous Activity named after I.P. Pavlov]. 2007; 57 (3): 279-86. (in Russian)

16. Gelman V.Ya., Belov D.Yu., Lanko S.V., Serdyukov Yu.P., et al. Problems of teaching information and communication technologies in medical postgraduate education. Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina [Preventive and Clinical Medicine]. 2014; 1 (50): 18-25. (in Russian)

17. Gelman V.Ya., Dmitrieva E.S. The relationship of emotional intelligence of students with the perception of non-verbal information. Psikhologiya obucheniya [Psychology of Learning]. 2017; (11): 28-38. (in Russian)

18. Gelman V.Ya. Optimization of the speed of teaching in group learning. Sovremennoye obrazovaniye [Modern Education]. 2017; (2): 36-43. doi: 10.25136 / 2409-8736.2017.2.22865. (in Russian)

19. Gelman V.Ya., Lanko S.V., Serdyukov Yu.P. Organization of postgraduate education in information technologies in the context of continuing medical education. Sovremennoye obrazovaniye [Modern Education]. 2018; (3): 41-50. doi: 10.25136 / 2409-8736.2018.3.24735. (in Russian)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»