Редакционная статья

Уважаемые коллеги!

В № 2 за 2019 г. мы публикуем перевод очередного руководства, подготовленного AMEE, "Резиденты в качестве преподавателей". Сегодня и у нас ординаторы играют важную роль в клиническом обучении сверстников и студентов, поэтому данное руководство будет полезно сотрудникам клинических кафедр, медицинским преподавателям, участвующим в реализации программ.

В структуре населения растет доля людей старшего возраста, многие тенденции социального развития общества стали зависеть от этих показателей. В связи с этим и в непрерывном медицинском образовании возникла необходимость перестраивать образовательные программы взрослых. Исследованию изменения возрастной структуры обучающегося контингента и его влиянию на профессиональное образование посвящена статья из рубрики "Технологии обучения".

Другая статья этой рубрики познакомит читателей с результатами исследования, проведенного специалистами двух дальневосточных вузов, где рассмотрена взаимосвязь качества жизни со здоровьем, успеваемостью, мотивацией и профессиональным выгоранием с учетом влияния социально-экономических, демографических и иных условий.

С целью повышения эффективности преподавания микробиологии коллектив кафедры ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава разрабатывает и вводит в учебный процесс методы активного приобретения студентами практических навыков для использования их в будущей профессиональной деятельности. Своим опытом специалисты поделились в статье, посвященной анализу использования различных методов стимулирования познавательной активности студентов при изучении медицинской микробиологии.

Анализ проблем и трудностей профессиональной деятельности молодых врачей на современном этапе показывает, что на терапевтическом участке поликлиники решается до 80% проблем, связанных со здоровьем населения. В рубрике "Кадровое развитие" представлена статья авторов из Ставрополя, в которой они описывают трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения, а также предлагают пути их решения.

В другой статье из этой рубрики представлены результаты оценки уровня сформированности административно-сервисных компетенций молодых преподавателей медицинского вуза. Автором установлено, что компетентностный потенциал молодых преподавателей медицинского вуза характеризуется дефицитарностью по ряду административно-сервисных компетенций, и в основном это проявляется в низком уровне проблемного анализа.

В рубрике "Точка зрения" мы публикуем статью, в которой автор анализирует гармонизацию информации (наименование квалификаций), содержащейся в ряде нормативно-правовых актов и указываемой в выдаваемых документах об образовании и квалификации. Статья будет полезна образовательным, научным организациям, реализующим программы ординатуры. В ней рассматривается вопрос редакций присваиваемых выпускникам ординатуры квалификаций с точки зрения правил русской орфографии. В другой статье этой же рубрики показана значимость медико-социальных и этических аспектов деятельности врача по первичной профилактике заболеваний. Автор приходит к выводу, что решение медико-деонтологических задач способствует развитию ответственного отношения к здоровью пациента и профилактике ятрогенных заболеваний.

Специалисты из Красноярска представили исследование причинно-следственных связей в системах "образование-общество-медицина" и "преподаватель-студент-пациент", а также попытались определить путь дальнейшего развития образования в непрерывно меняющихся условиях развития общества и медицины.

Свой опыт представили сотрудники ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный медицинский университет" Минздрава России. Авторы рассматривают вопросы профессиональной ориентации студентов-медиков и анализируют различия личностных характеристик студентов разных специальностей, их профессиональные установки, а также определяют кратко-и долгосрочные карьерные цели. Статья вошла в рубрику "Опыт".

В заключение мы публикуем перевод последних сообщений из блога Рональда Хардена, которые в этот раз посвящены таким вопросам, как симулированные пациенты в реалистичных ситуационных, выбор правильных изображений для презентации, необходимость консультирования пациентов по поводу физической активности, формат печа-куча как педагогическая инновация, использование принципов FAIR и многое другое.

Залим Балкизов

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»