Обзор технологий eLearning для медицинского образования

Резюме

Утверждения о способности технологий полностью преобразо­вать преподавание и обучение не новы. Они высказывались при появлении всех новых коммуникационных технологий, включая радио, кино, телевидение. В последнее время звучат мнения, что использование компьютеров и Интернета может полностью изме­нить процесс обучения и даже отменить потребность в преподава­телях и формальном образовании. Такие экспансивные заявления о новых технологиях обычно сопровождаются периодом обратной реакции и критики, нападками на энтузиастов и призывами вер­нуться к традиционному обучению. Цель этой обзорной статьи - помочь тем, кто интересуется использованием eLearning и хотел бы принимать решения о внедрении новых технологий, ориенти­руясь на лучший мировой опыт и доказательные исследования.

Ключевые слова:• eLearning • Образовательные технологии • Обучение на рабочем месте • Непрерывное профессиональное развитие

Мед. образование и проф. развитие. - 2011. - № 1. - С. 24-34.

Введение

Технологии никогда не изменят того, что обучение таким специальностям, как медицина, всегда требует значительных усилий со стороны студентов и преподавателей. Однако при тех же трудозатратах можно значительно повысить результаты обучения, эффективно используя информационные технологии. В этой статье обсуждаются методы обучения, основанные на доказательных исследованиях, которые касаются эффективного использования компьютерных технологий.

Электронное обучение

Термин "электронное обучение", или "eLearning", используется в настоящее время для обозначения широкого спектра технологий. Иногда этим термином обозначают любое обучение, в котором используются компьютеры, иногда - обучение с помощью Интернета, применение систем управления обучением (Learning Management System - LMS) и виртуальной учебной среды (Virtual Learning Environment - VLE). В этой статье термин "eLearning" используется в первом значении, хотя такое употребление встречается все реже, а значение, связанное с применением LMS и VLE, становится все более распространенным.

Гипертекст или онлайн-ресурсы для чтения

Термин "гипертекст" был предложен Т. Нельсоном для обозначения "текста, ветвящегося или выполняющего действия по запросу", в 1965 г. (Nelson, 1965). Понятие гипертекста в этом значении стало широко применяться в конце 1980-х гг., когда на компьютерах "Macintosh" компании "Apple" стала доступной технология "HyperCard".

Общеизвестным примером гипертекста служат веб-страницы - документы HTML (HyperText MarkUP Language - язык разметки гипертекста), размещенные в сети. В более широком понимании термина гипертекстом является любой текст, в котором встречаются отсылки к другим текстам.

Ранние гипертексты были жестко структурированными автономными программами, чаще всего они применялись для написания электронных учебников. С появлением Интернета этот тип ресурса пополнился онлайн-книгами и пакетами организованных и взаимосвязанных учебных материалов.

Здесь мы рассматриваем только те гипертекстовые ресурсы, которые были разработаны для обучения и состоят главным образом из текста (возможно наличие в них изображений, анимации и видео). Улучшают ли они качество обучения? Да, но как и в случае с традиционными учебниками, только если читающий понимает материал.

Большое количество исследований показывает, что люди, которые действительно заинтересованы в изучении материала, задают вопросы, останавливаются, чтобы подвести итоги по тому или иному разделу, делают заметки по тексту, предугадывают, что автор напишет дальше, могут эффективно обучаться независимо от применяемых источников - будь то онлайн или традиционные бумажные тексты (Kintsch, 1998).

Конечно, результаты обучения зависят не только от усилий учащегося, но и от качества материалов. Так же, как не все книги одинаково хороши, не все веб-страницы одинаково полезны. Что точно не эффективно - это сбор большого количества плохо структурированных, фрагментированных материалов без понимания того, что именно нужно изучить (McKendree, 1995). Исследование гипертекстов показывает, что восприятие большого, сложного, насыщенного гиперссылками материала в целом хуже, чем хорошо структурированной книги, содержащей ту же информацию. Кроме того, читатели не всегда могут найти всю доступную информацию, на самом деле они просто теряются в гиперпространстве (Charney, 1994).

Однако хорошо проработанный гипертекст может быть полезным для обучения, когда в нем присутствуют явные связи между фрагментами информации. Создание связей в гипертексте может дать учащемуся более ясное представление относительно того, как различные фрагменты информации соотносятся в изучаемой области, и таким образом сформировать последовательное целостное представление. Один из методов, при помощи которого это может быть достигнуто, - проектирование гипертекста вокруг определенных задач (добавление тестовых заданий для учащихся между фрагментами текста) или построение блок-схем и концепт-карт, которые явно показывают отношения между различными секциями гипертекста. Так, например, привычную графологическую структуру темы можно представить в виде гиперссылок на отдельные материалы.

Практические рекомендации

Как использовать онлайн-гипертекст

-Создавая большие объемы электронного текста, начинайте с ясного содержания или навигационной структуры.

-Если такой текст предназначен для использования в связке с большим количеством других интерактивных электронных ресурсов, лучше разместить его в начале курса как введение или инструкцию, а не включать в состав интерактивных ресурсов.

-Используйте графическую навигацию и предлагайте набор действий по ходу чтения, например, ответы на тестовые задания в гипертекстах, которые предназначены для прочтения от начала до конца.

-Обычно самыми полезными онлайновыми гипертекстовыми материалами являются справочники, которые удобны для внутритекстового поиска и не предназначены для полного единовременного прочтения, например, Большой справочник лекарственных средств (www.pharmabook. rosmedlib.ru).

-Убедитесь, что можно разделить текст на значимые фрагменты (студенты иногда предпочитают распечатывать предлагаемые для изучения электронные материалы).

Компьютерные тренинги

Часто программы для eLearning содержат не только текстовую информацию и иллюстрации, но и интерактивные задания. Такие пакеты обычно называют courseware - обучающие программы. Многие из этих программ содержат тестовые задания для самооценки.

В таких обучающих программах студенту предлагаются повторяющиеся практические упражнения с нарастающей степенью сложности. Это было главной идеей концепции "обучающих машин" Б.Ф. Скиннера (Skinner, 1958), опирающейся на бихевиористскую теорию обучения, и применялось позже в интегрированных системах обучения, используемых во многих британских школах. Типичным примером может быть программное обеспечение, которое позволяет детям развивать навыки сложения и вычитания. В медицинском образовании такие программы используются для отработки навыков вычисления дозировок препаратов, интерпретации рентгенограмм, размещения датчиков для регистрации электрокардиограмм и т.д.

Этот тип программ (их можно назвать программами на закрепление умений и навыков) иногда критикуют как проскриптивный, лишающий воображения и старомодный. Однако как показывает длительная история его применения и большое количество исследований, использование таких технологий для отработки базовых умений и навыков может быть очень эффективным (Kulik, 1994). При использовании компьютерных тренингов студенты обычно обучаются быстрее и получают больше знаний. Это доказано на всех уровнях образования - от дошкольного до высшего, и при любых формах обучения. В армии, где акцент делается на коротком и эффективном обучении, использование компьютерных тренингов сокращает время обучения на треть (Fletcher, 1990). Компьютерные тренинги более рентабельны, чем дополнительное обучение, уменьшение численности групп или увеличение продолжительности обучения (Kosakowski, 1998).

Несмотря на то что этот вид eLearning может действительно привести к лучшим результатам усвоения практических умений, исследования показывают, что очень важно применять метод дробно: 10 мин в день 3-4 раза в неделю более эффективны, чем 30-40 мин за 1 занятие в неделю (Underwood, 1996).

Конечно, все сказанное имеет место при хорошо проработанном дизайне занятий. Использование педагогического дизайна крайне важно при всех формах обучения, но, к сожалению, слишком часто игнорируется.

Другая причина высоких результатов, отмеченных в этих системах, - наличие мгновенной обратной связи. Обратная связь очень важна для любого обучения, но при обучении практическим умениям ее значение возрастает в разы, поскольку схема неправильного выполнения задания может укорениться, и ее будет очень трудно исправить (McKendree, 1990).

Практические рекомендации

Как использовать компьютерные тренинги

-Если курс включает обучение навыкам, типам вычислений, распознаванию изображений или использованию стандартных форм (например, выписка рецептов) использование компьютерных тренингов может быть очень эффективным.

-Так как повторная практика приводит к более глубокому усвоению знаний, уменьшению количества упущений и ошибок, более быстрому ответу и большей уверенности, поощряйте студентов многократно выполнять упражнения для закрепления навыков.

-Обратная связь является важным фактором при приобретении новых навыков. Компьютерные тренинги дают мгновенную обратную связь, и им, в отличие от преподавателей, это никогда не надоедает.

Моделирование и симуляция

Моделирование и симуляция являются гигантским скачком вперед от описанных выше практических систем. В системах, использующих моделирование, студент имеет дело с задачами, имитирующими комплексные проблемы, встречающиеся в реальных ситуациях.

Моделирование может и не содержать инструкций, затрагиваемые проблемы могут быть очень сложными и комплексными или относительно простыми. В любом случае цель студента в таких заданиях - применив свои знания на практике, решить проблему или разрешить ситуацию в обстановке, максимально повторяющей, по крайней мере, некоторые из важных нюансов, встречающихся в реальности.

Использование этого типа программ может привести к значительному эффекту в обучении, если они охватывают основные особенности ситуации, эффективному решению которой студент должен научиться.

Большим количеством исследований подтверждено, что сложные (и очень дорогие) тренажеры, например, те, которые используются для обучения пилотов или хирургов, весьма эффективны. Но менее сложное компьютерное моделирование может быть не менее эффективным, когда оно основано на применении рассуждений и знаний, лежащих в основе преподаваемых понятий.

В то же время при таком моделировании могут возникнуть проблемы со студентами, воспринимающими ситуацию только как игру. Иногда студенты приобретают навыки успешного прохождения через моделированные ситуации, не усвоив ничего об основных понятиях, которые и были целью обучения (Turkle, 1997)

Очень важно комбинировать моделирование и симуляции с обсуждениями понятий, которые они должны иллюстрировать, и проверкой знаний. Любое упражнение с указанием конкретных примеров более эффективно, если используется не изолированно, а является частью более широкой темы (McKendree, 2002).

Практические рекомендации

Как проектировать eLearning на основе моделирования и симуляции

-Удостоверьтесь, что моделирование сосредоточено на важных для изучения понятиях, а не на процессе игры.

-Симуляция не может быть самостоятельным курсом обучения, необходимы дополнительные материалы, обсуждение, оценка знаний.

Интеллектуальные обучающие системы

В 1980-х гг. исследователи начали разрабатывать электронные системы обучения на основе когнитивных моделей, которые строились на наблюдениях за фактическим процессом обучения студентов, а не просто на структурировании материала учебников или на основе представления методистов о лучшем для студента методе обучения. Моделируя мышление "хорошего студента", эти интеллектуальные системы могут динамически отслеживать прогресс студентов, применяя их знания к проблемам, давая контекстно-ориентированную обратную связь и моделируя общие ошибки, чтобы представить проблемы в последовательности, оптимизированной для каждого студента, и предложить определенные советы относительно изучаемых тем.

Исследования этих систем в таких дисциплинах, как алгебра, геометрия, статистика, физика и программирование, показали, что время, затрачиваемое на изучение материала, уменьшалось на 30-50%, а уровень знаний по результатам оценивания повышался на 15-25%. Кроме того, результаты решения сложных проблем повышались на 50-100%. Отмечается также, что такие системы обучения приносят наибольшую пользу слабым студентам (Koedinger K.R., 2001).

Такие результаты обусловлены комбинацией факторов: практической направленностью, наличием мгновенной обратной связи, педагогическим дизайном на основе моделей обучения, хорошо интегрированными вспомогательными материалами.

Однако эти системы были разработаны для процедурных областей, где задания могут быть формализованы и отработаны стандартным способом, их разработка требует больших затрат времени и средств, а модификация практически невозможна, так что эти системы могут использоваться только для дисциплин, где цели и программы обучения не меняются долгое время. Конечно, это не умаляет их эффективности, и они могут использоваться в медицинском образовании в таких областях, как медицинская информатика, доказательная медицина, постановка рутинных диагнозов, интерпретация результатов исследований, где практика с большим диапазоном проблем полезна для развития навыков и хорошего распознавания результатов медицинских исследований, связанных с визуализацией.

Практические рекомендации

Как сделать электронное обучение эффективным

-Электронное обучение может быть эффективным или неэффективным в зависимости от качества педагогического дизайна и интеграции в систему обучения.

-Для получения хороших результатов необходимо назначить график обучения и интегрировать электронные ресурсы в учебный план.

Использование инструментов eLearning при обучении на рабочем месте и в непрерывном профессиональном развитии

В предыдущих подразделах статьи акцент был сделан на применении eLearning в формализованном обучении, в базовом медицинском образовании. Обучение врачей в течение их карьеры не так формализовано, как у студентов, оно связано как с обучением на рабочем месте, так и с участием в различных мероприятиях дополнительного профессионального образования. Эта часть медицинского образования все больше нуждается в применении информационных технологий.

Существует ряд онлайн-ресурсов, предлагающих часто обновляемые источники информации, - справочники (электронный Британский национальный формуляр, eBNF (www.bnf.org)), электронные библиотечные системы ("UpToDate" (www.uptodate.com) и "Консультант Врача" (www.rosmedlib.ru)) и онлайн-руководства - "Merck" (www.merck.com/pubs, русскоязычная версия - www.merck.rosmedlib.ru). Не являясь eLearning-инструментами по существу, такие ресурсы стирают грань между справочниками и инструментами профессионального развития. Так, например, все врачи общей практики в Великобритании сейчас используют компьютеры во время приема, а многие регулярно пользуются такими системами, как "GP Notebook" (www.gpnotebook.co.uk), которая представляет собой базу ссылок на учебные и справочные материалы и связана с "GPTracker", системой, отслеживающей активность пользователя в качестве свидетельства образовательной деятельности в течение года. В формируемый системой электронный отчет врач может добавить личные примечания и сделать запись о своих образовательных потребностях. Такие интегрированные образовательные ресурсы и инструменты планирования становятся все более привычными во всем мире (McKendree, 2006).

Такое "оперативное" обучение, также называемое авантюристским или реактивным (Eraut, 2000), характеризуется приобретением новых знаний по мере появления потребности в них. Опасность такого подхода связана с тем, что такое знание может остаться скрытым и не связанным с другими знаниями, что может привести к трудностям с дальнейшим его применением. Для наибольшей продуктивности знание, с которым врачи сталкиваются неофициально, должно быть объединено с другими событиями в практике специалиста и, в конечном счете, становиться более обобщенным, так чтобы не быть привязанным к единственному контексту или одному событию. Для превращения реактивных знаний в употребимые необходимы время и осмысление. Инструменты оценки знаний на основе портфолио, такие как онлайн-журнал, созданный Королевским колледжем хирургов Великобритании (www.elogbook.org), предназначены для развития именно этого типа практической рефлексии (Практическая рефлексия - осознание потребностей в обучении на основе анализа собственной практики).

Все более распространенными становятся онлайн-курсы непрерывного профессионального развития, представляющие собой более формализованный подход к обучению на рабочем месте. Некоторые курсы содержат модули, доступные только по расписанию, с поддержкой тьютора. Другие курсы доступны в любое время, но требуют взаимодействия со студентами и тьюторами в течение указанного периода времени. Существуют модули, доступные в любое время, они содержат вопросы для самооценки и после успешного прохождения дают образовательные кредиты. Такие модули часто использует Американская медицинская ассоциация.

Практические рекомендации

Использование eLearning при обучении на рабочем месте

-Технологические инструменты, такие как онлайн-ресурсы, отслеживание активности для портфолио и онлайн-системы дают новые возможности для получения, обновления и оценки медицинских знаний.

Большая часть профессионального обучения проходит неформально в тесной связи с реальным опытом и проблемами.

Виртуальная учебная среда

Термин eLearning также часто используют для обозначения деятельности в системах, управляющих виртуальной учебной средой. Эти системы фактически не являются образовательными в смысле содержания, но они обеспечивают инфраструктуру, в которой можно разместить учебные материалы и проводить обучение. Они могут стать частью образовательной среды, так же как учебные помещения, компьютеры и библиотеки, которые находятся в университете. При выборе и использовании виртуальной учебной среды необходимо тщательное планирование.

В англоязычной литературе можно встретить следующие аббревиатуры для обозначения систем управления обучением:

-LMS - Learning Management System (система управления обучением);

-Course Management System (система управления курсами);

-LCMS - Learning Content Management System (система управления учебным материалом);

-MLE - Managed Learning Environment (оболочка для управления обучением);

-LSS - Learning Support System (система поддержки обучения);

-LP - Learning Platform (образовательная платформа);

-VLE - Virtual Learning Environment (виртуальная учебная среда).

Наиболее распространенными являются LMS и CMS.

Как показывает анализ российских исследований и материалов конференций по проблемам информатизации образования, существует целый ряд определений, связанных с электронным обучением. Это во многом обусловлено неустоявшейся, динамично развивающейся терминологической базой компьютерных технологий обучения. Встречаются такие термины, как виртуальная среда обучения, интегрированная учебная среда, информационно-предметная среда, предметная обучающая среда, информационно-динамическая среда, информационнопедагогическая среда и др.

В данной публикации мы используем принятый в европейских странах термин VLE - Virtual Learning Environments (виртуальная учебная среда), подразумевая учебные и административные инструменты для электронного обучения.

Смешанное обучение

Использование виртуальной учебной среды не подразумевает, как может показаться из названия, что курс обязательно является дистанционным, т. е. ученик находится в месте, географически отдаленном от преподавателей, и не встречается с ними лицом к лицу. Конечно, существуют и такие курсы с использованием VLE, но намного чаще виртуальные среды используются как часть курса, в котором студенты регулярно встречаются с преподавателями и другими студентами, почти так же часто, как и при традиционном обучении. Такое использование eLearning технологий, объединенное с обучением лицом к лицу, называют смешанным обучением (Blended learning). При этом наиболее критичным является правильное распределение компонентов между виртуальной частью курса и традиционным обучением. Различные варианты форм взаимодействия приведены в таблице.

Формы взаимодействия при смешанном обучении (Davis, 2009)

Учащиеся с большей вероятностью добиваются успехов при электронном обучении при наличии следующих условий:

- если они высоко мотивированы и умеют составлять и соблюдать собственный график обучения;

- часто пользуются электронной почтой и считают ее удобным способом коммуникации;

- с удовольствием проводят время перед компьютером.

Разумеется, эти характеристики применимы не ко всем учащимся, электронное обучение не подходит тем, кто нуждается в контакте лицом к лицу с преподавателем и другими учащимися. Поэтому использование смешанного обучения позволит включить в учебный процесс всех учащихся.

Практические рекомендации

Использование смешанного обучения

-Сочетание электронных ресурсов с живым обучением лицом к лицу повышает эффективность обучения даже при отсутствии сильной мотивации у студентов.

-Применение eLearning не заменяет традиционного обучения, но может эффективно дополнять его.

Задания и деятельность в виртуальной учебной среде

На ранних этапах развития Интернета и VLE большинство преподавателей ограничивались загрузкой в Интернет своих лекций в виде слайдов PowerPoint с примечаниями. Конечно, VLE может использоваться в качестве репозитория для образовательного контента (например, презентации, дополнительные учебные материалы и др.), особенно содержащего цветные изображения высокой четкости, которые лучше рассматривать на экране, чем на чернобелой распечатке. Такие хранилища контента могут быть очень полезными для студентов, собирая множество ресурсов в одном доступном месте, также они могут быть полезны в управлении содержанием учебного курса, обеспечивая быстрые обновления документов и доступ к часто используемым материалам.

Число таких хранилищ электронных обучающих материалов постоянно растет. Они содержат разнообразные материалы: изображения, видео, короткие интерактивные упражнения и вопросы для самооценки. Основная идея такого развития - разработка учебных материалов для загрузки и использования в местном VLE преподавателями в контексте их собственного учебного плана вместо накопления большого количества локальных материалов. Примерами таких ресурсов могут быть International Digital Electronic Access Library (IDEAL) и Universities Medical Assessment Partnership (UMAP), из русскоязычных ресурсов можно отметить систему "Консультант студента. Электронная библиотека медицинского вуза".

Другое распространенное использование VLE - оценка знаний, включая самооценку, текущий и итоговый контроль. Большинство систем VLE содержат инструменты для написания распространенных форматов тестовых заданий: с одним наилучшим ответом, расширенного выбора, формата "верно/неверно" и эссе. Эти инструменты позволяют обеспечить гибкое управление проверкой знаний, включая указание времени и места доступности тестирования или зависимость его доступности от успешного выполнения других элементов курса, разрешение студентам однократной или многократных попыток, рандомизацию вопросов и вариантов ответа; автоматический подсчет результатов с ведением онлайн-журнала оценок. Кроме того, многие VLE поддерживают прозрачную интеграцию внешних пакетов онлайн-оценивания, таких как "Questionmark Perception™", который широко используется как для самооценки, так и для итоговых экзаменов, или "HotPotatoes", свободно распространяемого пакета, позволяющего создавать интерактивные обучающие упражнения и тестовые задания различных форматов для оценки знаний.

Одно из наиболее свежих течений в VLE - электронные портфолио (ePortfolios). Несмотря на то что этот инструмент еще находится в стадии раннего развития, большинство систем позволяют студентам организовывать и аннотировать любые материалы, включая эссе, личные записи, оценки и комментарии преподавателей, изображения и любые другие материалы, которые могут быть включены в портфолио и доступны в электронном виде. Как правило, студенты могут представить материалы из портфолио преподавателю для оценки, и оценка преподавателя будет автоматически зарегистрирована в онлайн-дневнике VLE. Другие инструменты электронных портфолио также позволяют студентам подписываться на обучающие мероприятия, например, на вебинары, и делать запись согласованных результатов таких виртуальных занятий, присоединять ссылки на определенные результаты обучения для планирования профессионального развития или ресертификации. Студент может управлять доступом к содержимому портфолио таким образом, что материалы могут быть приватными, публичными или доступными по специальному разрешению, предоставляемому отдельным людям.

Одной из важных функций VLE является облегчение коммуникации между студентами и преподавателем. Конечно, электронная почта, чаты и форумы использовались задолго до появления VLE, но системы VLE могут объединять различные методы и позволять студентам и преподавателям выбирать самые подходящие на данный момент.

Пожалуй, наиболее широко используемым инструментом коммуникации в большинстве VLE являются асинхронные древовидные дискуссионные форумы. Этот инструмент позволяет студентам и преподавателям, войдя в систему в любое время, прочитать сообщения других пользователей, опубликованные ранее, и тут же ответить без необходимости одновременного использования инструмента другими пользователями. При этом иногда другие студенты отвечают на вопрос раньше преподавателя, поэтому преподаватели должны проверять обсуждения регулярно, чтобы удостовериться, что информация, опубликованная студентами, верна. В то же время довольно часто отмечается, что студенты удовлетворительно отвечают на вопросы. Это может быть очень важным фактором в принятии студентами своих коллег как "источников знаний" и поможет изменить мнение, что только лекторы являются приемлемыми источниками помощи в обучении. Как правило, системы VLE облегчают преподавателю контроль обсуждений встроенными техническими средствами.

Важным фактором для эффективного использования дискуссионных форумов, особенно если вы хотите включить студенческие обсуждения как официальный компонент в курс обучения, является определение задачи для начала дискуссии. Недостаточно просто написать "Здесь обсуждают курс". В качестве первого задания в дискуссии для студентов можно использовать предложение опубликовать краткие сведения о себе, чтобы научиться использовать форум. После этого преподаватель может объявить определенный вопрос для обсуждения или поручить это одному из студентов. Такие дискуссионные форумы могут быть очень эффективны как инструмент обучения, если используются как неотъемлемая часть курса (McKendree, 2002).

Практические рекомендации

Использование виртуальной учебной среды

-Виртуальные учебные среды (VLE) все чаще используются в медицинских школах по всему миру и становятся все более привычными в других организациях, включая системы здравоохранения некоторых стран. Они являются не образовательным ресурсом, а организационной структурой для обучения.

-Не стоит ожидать эффективности при использовании VLE как места "свалки" для материалов курса. Использование VLE должно быть интегрировано в учебный план с оптимальным распределением поддерживаемых инструментов eLearning.

-Преподаватели должны быть активными участниками VLE, обновляя ресурсы, объявляя новые задания и соответствующим образом участвуя в обсуждениях.

-Сотрудники и студенты учреждения должны пройти обучение по использованию VLE, чтобы уверенно и правильно применять инструменты, предоставляемые учебной средой.

Новые технологии

Постоянно появляются новые технологии, которые могут быть использованы в eLearning. Упомянем здесь лишь несколько таких разработок с указанием на их возможное использование в медицинском образовании. Следует помнить, что основным принципом при выборе новой технологии остается целесообразность ее использования в контексте вашего учебного плана. Не стоит поддаваться на требования студентов использовать последнюю, "модную" технологию, если для ее использования нет серьезных оснований, достаточного опыта и наличия технической поддержки. В то же время часто сами студенты могут стать источником такого опыта и помочь в развитии и использовании этих инновационных инструментов.

Как и многие eLearning-инструменты, некоторые из новых разработок усиливают коммуникацию среди студентов и преподавателей.

Wiki - инструмент для совместного создания документов и работы с ними. Один из самых известных примеров wiki - Wikipedia (http://wikipedia.org).

Определение wiki от Wikipedia:

Виики (англ. wiki) - веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.

Эта легкость взаимодействия и делает wiki эффективным инструментом для совместной работы.

Другой тип веб-сайтов - сетевые дневники, или блоги. Они представляют собой сайты, где новые страницы или записи могут быть созданы легко, без необходимости знания языка HTML или специального программного обеспечения, как и в wiki. Одним из самых известных ресурсов, созданных на основе блогов, является Живой журнал (ЖЖ) - Live Journal (www.livejournal.com). Однако возможность создания записей в блогах обычно ограничена - делать их может только владелец блога или выбранная им группа пользователей. Блоги подобны дискуссионным форумам, но организованы как текстовые страницы, а не как иерархическая структура (типично для дискуссионных форумов).

Большинство систем VLE предоставляют инструменты для wiki и блогов.

Podcasting - инструмент, выросший из технологии, используемой для загрузки музыки в аудиоплееры "iPod" компании "Apple". В типичных подкастах аудио или видео загружается на локальный компьютер и может использоваться и без подключения к Интернет. Этот метод используют в курсах для того, чтобы хранить лекции для просмотра студентами. Некоторые из систем VLE содержат инструменты для создания подкастов и предоставления доступа к ним.

Обучением с использованием мобильных устройств, или M-learning, называют процесс обучения, в котором студент использует мобильное устройство, например, телефон, переносной PC, PDA или планшет. Главное отличие этой технологии от eLearning с использованием VLE - способность "переносить знание" так, чтобы учебные материалы были под рукой везде, где они могут пригодиться. Кроме того, информация может подгружаться на устройство при его обнаружении, чтобы обеспечить доставку именно в это время и место. Такая технология используется в некоторых музеях (Bellotti, 2002), например, у входа в знаменитую Альгамбру в Гранаде (Испания) стоит информационная стойка, при приближении к которой предлагается загрузить на телефон интерактивный тур по музею. Такой тип мобильных ресурсов уже получает распространение в школах и больницах для получения доступа к справочной информации (справочники и формуляры, стандартные формы, служебная информация). На прошедшем в сентябре 2010 г. eLearning-симпозиуме студенты медицинской школы университета Глазго делали интересный доклад об опыте использования "iPhone" в образовательных целях.

Социальные сети. В последнее время появляются публикации об опыте использования социальных сетей (например, Facebook) в образовательных целях, в том числе в медицинском образовании.

Этому способствует ряд факторов, таких как популярность и распространенность этих ресурсов среди студентов, направленность социальных сетей на формирование групп по интересам, поддержка ими инструментов, характерных для VLE, широкие возможности для коммуникации.

Заключение

Итак, что такое eLearning? В настоящее время имеются тенденции к использованию этого термина с техническим уклоном, определения строятся вокруг описаний типов аппаратных средств и программного обеспечения, используемого в преподавании и обучении. Однако представления начинают меняться, и термин "eLearning" все меньше относится к доставке контента, и все больше - к увеличению взаимодействия с учащимися и самостоятельной работе.

Современные определения звучат так:

eLearning - способность учащегося/пользователя управлять собственным обучением, используя технологию, соответствующую контексту, области знаний и задачам обучения (Coultas, 2004).

eLearning - использование информации и компьютерных технологий для формирования знаний (Horton, 2006).

eLearning - индивидуальное изучение специально подготовленных учебных материалов, печатных и электронных, дополненных интегрированными образовательными ресурсами, другими формами обучения, в том числе обучением лицом к лицу и практическим опытом, обратная связь при обучении и поддержка студентов (Grant, 2008).

Один из основных выводов этой публикации: технологии eLearning - эффективные инструменты для преподавателей, позволяющие расширить границы образовательного пространства. Важно использовать эти инструменты, когда и если это необходимо, имея главной целью помочь студентам и преподавателям повысить качество и эффективность обучения.

Необходимые факторы для эффективного использования технологий eLearning:

-точно определенные цели и задачи;

-интеграция в учебный план;

-индивидуализированное обучение: создание образовательных мероприятий, где учащиеся - активные участники, а не пассивные зрители;

-обеспечение обратной связи.

Cписок литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»