Новости

IMSH (International Meeting on Simulation in Healthcare) - международная конференция специалистов по симуляции в здравоохранении - 2019

На протяжении последних девятнадцати лет стали традиционными январские встречи энтузиастов симуляции в здравоохранении. Не стал исключением и 2019 г., в этом году конференцию IMSH (International Meeting on Simulation in Healthcare - международная конференция специалистов по симуляции в здравоохранении) впервые принимала американская Венеция - прекрасный город в штате Техас - Сан-Антонио. Теме "Переосмысления и модернизации здравоохранения с помощью симуляции" (Redefining and Redesigning Healthcare Powered by Simulation) была посвящена нынешняя конференция, которая продлилась с 27-30.01.2019.

На пленарном заседании в первый день работы конференции д-р Joseph Lopreiato, президент Общества по симуляции в здравоохранении рассказал об образовательных мероприятиях на ближайшие дни. Участников конференции впереди ожидала насыщенная научная программа - и более 200 мастер-классов и лекций-семинаров, столько же постерных докладов посвященных обсуждению актуальных тем, новейших тенденций и непрерывному профессиональному образованию. Джозеф также рассказал о форматах, предусмотренных для обмена опытом: Science Special Interest Groups (SIGs) - целевые группы по интересам, Sections - секционные заседания, Affinity Groups (AGs) - группы единомышленников, Showcase - группы по презентации и разбору кейсов, Socializing with Simulationists - группы для установления социальных контактов со специалистами по симуляции.

Второй день конференции (27 января 2019 г.) начался с церемонии признания достижений в сфере симуляции. Как отметил д-р Paul E. Phrampus, (бывший президент Общества по симуляции в здравоохранении [2013]), наградой "Пионер симуляции" отмечают людей, которые внесли существенный вклад в развитие симуляции во всем мире. Первая награда "Пионер симуляции" была торжественно вручена профессору Ronald M. Harden за его неотъемлемый вклад и самоотверженный труд. Профессор Harden - всемирно признанный эксперт в области медицинского образования. Им разработаны инновационные методики планирования и оценки учебных программ, в первую очередь, Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), который принят медицинским сообществом в качестве универсальной оценки клинической компетентности. Ronald M. Harden награжден Королевой Великобритании Орденом Британской империи, премией Каролинского института исследований в области медицинского образования (эквивалент Нобелевской премии в медицинском образовании). В конце своей хвалебной речи д-р Paul E. Phrampus подытожил, что профессор Harden внес огромный вклад в обучение и оценку знаний и компетенций если не десятков тысяч, то сотен тысяч медицинских работников во всем мире. Принимая награду, профессор Harden отметил, что занимается медицинским образованием на протяжении 55 лет, и с высоты своего опыта он метафорически представил ключевые составляющие своего новаторского подхода, сравнив его с четырехкрылой стрекозой, где каждое крыло символизирует отдельный аспект - "сотрудничество", "создание благоприятных условий", "практические решения проблем", а также "преемственность знаний и опыта". Мотивирующим было и заключительное слово профессора, которое можно смело внести в словарь афоризмов специалиста по симуляции: рискуй больше, чем другие считают безопасным; проявляй больше заботы, чем другие считают мудрым, мечтай больше, чем другие считают прагматичным; ожидай большего, чем другие считают возможным. После этих слов зал взорвался оглушительными овациями!

В этот же день начала работу и специализированная выставка, демонстрирующая последние разработки в сфере симуляции. Свои достижения представили более 100 компаний-производителей из разных уголков мира (Восточная Азия, Южная и Северная Америки, Европа, Новая Зеландия). Стоит отметить, появление множества симуляторов с опциями дополненной или виртуальной реальности, что позволяет, не выходя из учебной аудитории перенестись на поле боя и оказать помощь пораненному солдату, проследить движение крови по кровеносным сосудам или "провести прием" терапевта и т.д. При этом реализм и спектр воспроизводимых на симуляторах и тренажерах манипуляций ежегодно расширяется и улучшается. Отдельно стоит отметить внедрение робототехники в симуляцию в здравоохранении. Многие производители склоняются к разработке портативных решений ранее представленных тренажеров, что позволяет делать процесс обучения для студента непрерывным, а для преподавателя - комфортным.

28 января 2019 г. войдет в историю симуляции, как день презентации "Этического кодекса специалиста по симуляции в здравоохранении", работа над ним велась с 2018 г. Члены рабочей группы - лидеры ряда международных организаций, занимающихся симуляцией, а также отраслевые партнеры, представляющие широкий спектр профессий и обладающие практическим опытом в симуляции. Разработанный "Этический кодекс" направлен на продвижение, укрепление и поддержку этической культуры отдельных специалистов и целых организаций, занимающихся симуляцией. Он акцентирует внимание на соблюдении специалистами по симуляции наивысших принципов честности в своей работе. Перевод "Этического кодекса" на русский язык опубликован в этом номере журнала. На следующий день после представления "Этического кодекса" 19 международных обществ по симуляции выразили желание внедрить его в свою деятельность.

В заключительный день конференции было подписано соглашение о продлении сотрудничества между Обществом по симуляции в здравоохранении (SSH) и Российским обществом симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД) для укрепления международного сотрудничества, обмена опытом и реализации совместных проектов.

Незаметно быстро пролетела насыщенная симуляцией неделя. Впереди юбилейная 20-я конференция IMSH 2020. Не упустите свой шанс посетить ведущее мероприятие и зарядиться знаниями на весь следующий год. До встречи в Сан Диего!

Юлия Рюмшина



90 специальностей ординатуры утверждены Распоряжением Правительства России

Распоряжением Правительства России от 11 февраля 2019 г. №186-р утвержден список специальностей и направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты. В нем, в частности, на уровне бакалавриата указаны "Сестринское дело", "Биотехнология" и "Общественное здравоохранение", на уровне специалитета значатся 9 специальностей ("Медицинская биохимия", "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика", "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело", "Фармация" и "Клиническая психология") и для обучения в ординатуре перечислены 90 специальностей - от "Акушерства и гинекологии" до "Эндоскопии".*

В тот же лень, 11 февраля 2019 года Дмитрий Медведев провел совещание с вице-премьерами В частности, он отметил: “Этот документ (Распоряжение Правительства 186-р - прим. ред.) - часть пакета подзаконных актов, которые надо утвердить, чтобы полностью заработал новый механизм целевого обучения. Разговоры об этом давно ведутся. У нас есть закон, он начал действовать с 1 января 2019 г. Все периодически вспоминают распределение ещё советского периода, когда люди направлялись по окончании высших учебных заведений на работу в те или иные места. С его принятием мы не только обеспечиваем конкурентные условия отбора подготовленных абитуриентов, которые будут поступать на конкурсных условиях, но и будем готовить профессионалов, которые по окончании высшего учебного заведения пойдут работать по специальности в тот регион, где на них есть спрос. А если выпускник не устроится на работу, то он сам или компания, которая с ним подпишет договор, должны будут компенсировать бюджетные средства."

*Подробнее о документе - см. на сайте Правительства РФ: http://government.ru/docs/35693/

На этом совещании Татьяна Голикова прокомментировала Распоряжение Правительства следующим образом: "- принципиальным отличием является то, что вуз обязан в пределах контрольных цифр приёма удовлетворять потребности региона в тех специальностях, которые необходимы, как по отраслям, так и по экономике региона в целом. Законом предоставлено право заключать договоры о целевом обучении за счёт соответствующих бюджетов - в зависимости от того, в чьей компетенции находится высшее учебное заведение. При этом я должна отметить, что если раньше квоты целевого приёма устанавливались учредителями вузов, то теперь, с 1 января 2019 года, Правительство будет их устанавливать в пределах тех контрольных цифр, которые мы же и установим. Важно, что такими же полномочиями наделены субъекты Федерации и даже муниципальные образования, в ведении которых есть высшие учебные заведения."

http://rosomed.ru/news/rasporyazhenie-pravitelstva-rossii-ot-11-fevralya-2019-goda-%E2%84%96186-r



Обзор всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием "Инновационные технологии в медицинском образовании - 2019"

6-7 февраля 2019 г. в Красноярском государственном медицинском университете прошла Всероссийская научно-педагогическая конференция с международным участием "Инновационные технологии в медицинском образовании - 2019". Для участия в ключевом образовательном событии года приехали представители 30 российских медицинских вузов и 20 Университетов Японии, всего более 500 участников.

Интеграция симуляционных технологий в медицинское образование стала одной из ключевых тем конференции. Директор методического центра аккредитации специалистов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, д-р мед. наук, проф. Сизова Жанна Михайловна на пленарном заседании ознакомила участников со сроками и этапами специализированной аккредитации в 2019 году. Эксперт правления АСМОК Балкизов З.З. (г. Москва) представил 12 ролей медицинского преподавателя.

6 февраля 2019 г. прошла секция "Симуляционное обучение в медицине" совместно с заседанием Красноярского краевого отделения Общероссийской общественной организации "Российское общество симуляционного обучения в медицине". Председатели: канд. мед. наук, доцент Таптыгина Е. В.; канд. мед. наук Балкизов З. З., канд. мед. наук, доцент Деларю Н.В., канд. мед. наук Зарипова З. А. Свой опыт использования симуляционных технологий представили коллеги из симуляционных центров России (Красноярского ГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (Таптыгина Е.В., Белоброва О.Н., Макаренко Т.А., Галактионова М.Ю.), Обучающего симуляционного центра по акушерству, гинекологии и перинатологии ВолгГМУ (Деларю Н.В.), Пермского ГМУ им. академика Е.А. Вагнера (Рудин В.В.), центра Иркутской областной клинической больницы (Суховская В.В.), Казанского медицинского колледжа (Мусина Л.М.), активными участниками секции стали руководители симуляционных центров Кубанского ГМУ (Чабанец Е.А.), Алтайского ГМУ (Чечина И.Н.). Большой интерес вызвал доклад актрисы Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина Белобровой О.Н. о подготовке симулированных пациентов и их опыте работы в симуляционном центре Красноярского ГМУ.

Во второй день конференции 7 февраля 2019 г. на базе кафедры - центра симуляционных технологий прошли образовательные мероприятия с использованием симуляционных технологий.

Интересный мастер-класс "Современные возможности оказания помощи новорожденному с асфиксией" в бинарном формате провели доцент кафедры педиатрии и неонатологии ФУВ Волгоградского ГМУ, к.м.н. Деларю Н.В. и доцент кафедры - центра симуляционных технологий Красноярского ГМУ, к.м.н. Кузнецова И.В.

Познавательный мастер-класс для преподавателей медицинских вузов "Использование виртуального пациента для формирования клинического мышления у обучающихся" провели доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова Зарипова З.А. и заведующая кафедрой - центром симуляционных технологий Красноярского ГМУ Таптыгина Е.В.

Прошло два мастер-класса на крупном животном "Обучение практическим навыкам проведения анестезии", "Пластика пиелоуретерального сегмента. Нефрэктомия".

Помимо преподавателей медицинских вузов, участие в мастер-классах принимали практикующие врачи Красноярского края. Было получено большое количество положительных отзывов.

На пленарном заседании второго дня конференции проблемы интеграции симуляционного обучения в учебные программы вуза подняла руководитель центра аттестации и аккредитации Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова (Зарипова З.А.).

Конференция "Вузовская педагогика" в Красноярском ГМУ - это площадка для обсуждения актуальных вопросов медицинского образования, обмена мнениями с коллегами из регионов России и зарубежных стран, знакомства с новыми практиками повышения уровня педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава медицинских вузов.

Приглашаем профессорско-преподавательский состав медицинских вузов России, зарубежных стран и всех заинтересованных специалистов принять участие в конференции! В 2020 году проведение Всероссийской конференции из серии "Вузовская педагогика" запланировано на 5 - 6 февраля, 3 - 4 февраля планируется проведение Всероссийского студенческого конкурса практических навыков "Неотложка".

http://rosomed.ru/news/obzor-vserossiiskoi-nauchno-pedagogicheskoi-konferentsii-s-mezhdunarodnym-uchastiem-innovatsionnye-tehnologii-v-meditsinskom-obrazovanii-2019

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»