Блог Рональда Хардена

Будущее медицинского образования, использование преподавателями результатов исследований, международные связи, запись учебными заведениями лекций и многое другое

Опубликовано 17.01.2019

Будущее медицинского образования

В октябрьском номере 2018 г. журнала "Medical Teacher" опубликованы 6 разных взглядов на медицинский вуз будущего. Ведущих специалистов в области медицинского образования, каждый из которых основал не менее 2 медицинских вузов, попросили описать, как они видят медицинский вуз будущего. Предложенное в моей статье "Десять главных особенностей будущего медицинского вуза" - не такая уж несбыточная мечта, эти предложения привлекли внимание и были использованы в качестве основы при планировании свободного дня в Университете Нотр-Дам (Австралия). Другие авторы поддержали движение в этом направлении и сообщили, что они уже на пути к тому, чтобы достичь по крайней мере некоторых из 10 перечисленных целей.

Использование преподавателями результатов исследований в области образования

Новая инициатива AMEE - askAMEE - ставит целью обеспечить преподавателей в сфере здравоохранения современными научно обоснованными рекомендациями, которые могут помочь им в их повседневной преподавательской работе (https://www.askamee.org/).

В статье, опубликованной в осеннем номере журнала Британской ассоциации исследователей в области образования "Research Intelligence" за 2018 г., T. Cain рассматривает использование преподавателями научных исследований, ратуя за укрепление взаимопонимания исследователей и преподавателей. Иногда приверженность к практике преподавания, опирающейся на исследования, приводит к нетерпимости со стороны "использующих научные знания" энтузиастов к их менее "просвещенным" коллегам. T. Cain описывает, как медицинские вузы могут использовать исследования, чтобы стимулировать дискуссии и критику. Некоторые из них проводят ежегодные научные конференции или циклы научно-исследовательских семинаров. Вузы также оплачивают работникам посещение конференций, на которых можно почерпнуть новые идеи из представленных там результатов исследований. К сожалению, работникам вузов посещение конференций оплачивается только тогда, когда они представляют собственные исследования или публикуют статью, но не в тех случаях, когда их цель - выслушать и взять на вооружение предложения по улучшениям в своем учебном заведении. Я спрашиваю себя - можно ли внедрить систему, при которой затраченные преподавателем на участие в конференции средства будут возмещаться ему, если он возвращается с идеей, которая повлияет на учебный план или образовательную программу вуза?

Международные связи

Неформальное общение с созданием профессиональных связей - важная особенность ежегодной конференции AMEE, где появляется возможность завязать новые знакомства. Y. Steinert сообщила мне, что она выступала в Монтерее (Калифорния, США) с лекциями о профессионализме и информации по самоидентификации. Один из участников семинара, который она проводила на конференции AMEE по этой теме, посчитал эту тему важной и пригласил ее для более глубокого освещения. Adi Haramati сообщил мне, что он также получил ряд приглашений после своего пленарного доклада на конференции AMEE на тему "Самоосознание и благополучие". Мою дочь Jennifer, которая участвовала в предыдущей конференции по поведенческой теории обучения, пригласили, чтобы представить свою работу на конференциях в Чили и Японии. Я уверен, что подобные случаи были и у других.

Запись лекций учебными заведениями

Работая над новой инициативой askAMEE по вопросам, задаваемым относительно лекций, я заинтересовался практикой сохранения лекций - записью лекций для того, чтобы позднее студенты могли воспользоваться ими. Раньше сугубо неформальная практика, теперь такая запись, по-видимому, стала нормой. В статье, опубликованной в номере журнала "Times Higher Education" от 20-27 декабря 2018 г., сообщается, что использование такой записи в университетах приобрело массовый характер. В проведенном в 2017 г. опросе выяснилось, что сегодня 86% высших учебных заведений используют методики прямой записи лекций. Вопрос не в том, использовать запись лекций или нет, но скорее в том, как делать это наиболее эффективно. E. Nordmann, читающая лекции по психологии в Университете Глазго (Шотландия), и ее коллеги предварительно опубликовали статью "Сохранение лекций: практические рекомендации для студентов и лекторов". Ее основная суть в том, что запись лекции не замещает, а дополняет саму лекцию.

Нужно ли нам увеличивать объем социально-эмоционального обучения?

На мой взгляд, журнал "Educational Leadership" содержит интересные для чтения материалы. Мой интерес к образованию, основанному на результатах, впервые зародился после прочтения серии статей, опубликованных в этом журнале. Номер за октябрь 2018 г. специально посвящен социально-эмоциональному обучению, и в нем опубликован ряд статей на эту тему. Высказано мнение, что социально-эмоциональное обучение (social-emotional learning, SEL) должно играть не меньшую роль, чем профессиональные знания и навыки. Обсуждаемые социально-эмоциональные навыки включают в себя навыки понимания характеров, навыки межличностного общения, некогнитивные способности или, как их еще называют, общекультурные навыки (ошибочное наименование). Исследования показали, что хорошо спланированные программы SEL могут повысить академическую успеваемость обучающихся и улучшить их жизненные достижения. Авторы, участвовавшие в подготовке номера, описывают ряд способов, направленных на совершенствование социально-эмоциональных навыков обучающихся. M. Brackett, директор Йельского центра (США) по пониманию эмоций, предлагает способы включения в учебный план тренировок способности понимания эмоций. A. Duckworth анализирует то, что представляется ей неверными толкованиями в отношении ее исследований силы воли, подчеркивая важность укрепления характера в межличностных отношениях. Возможно, SEL является областью, которой мы в медицинском образовании должны уделять больше внимания. Возможно также, это вопрос, которому я должен был уделить больше внимания, рассматривая медицинский вуз будущего в своей статье в октябрьском номере "Medical Teacher".

Что нового в области отбора абитуриентов?

Сегодня важное место на повестке дня в медицинском образовании занимает отбор абитуриентов. Важный вклад в эту тему вносят 23 статьи, недавно опубликованные в тематическом номере журнала "AMEE MedEdPublish". Основные положения кратко обобщены в заключительной редакторской статье F. Patterson и ее коллег, которую, безусловно, стоит прочесть. Исследования в области медицинского образования, посвященные отбору и набору будущих работников, очевидным образом вышли за рамки оценки методов отбора и рассматривают более сложные темы, включая социальную ответственность и вопросы разнообразия. Важную роль играют новые технологии. Стало очевидно, что все больше внимания при отборе уделяется внеучебным личным качествам кандидата.

Усиление поддержки публикации результатов до внешнего рецензирования

В журнале "Times Higher Education" (номер от 8 ноября 2018 г.) сообщается, что в случаях, когда широкое и быстрое распространение результатов исследования связано со значительной пользой для общественного здоровья, такое распространение должно проводиться с использованием одобренной платформы, поддерживающей возможность немедленной публикации полного текста рукописи до ее внешнего рецензирования. План S - это план, требующий, чтобы к январю 2020 г. ко всем исследованиям, финансируемым за счет грантов общеевропейских организаций, был открыт свободный, незамедлительный доступ посредством публикации в открытом доступе. Представитель Фонда Bill и Melinda Gates, ежегодно инвестирующего около $960 млн в глобальные инициативы здравоохранения, также поставил свою подпись под планом S.



Что нового в стиле оформления публикаций? Следует ли нам беспокоиться о гражданском профессионализме? Журнал спорных идей и многое другое

Опубликовано 26.11.2018

Что нового в стиле оформления публикаций?

Руководство по оформлению публикаций Американской медицинской ассоциации, опубликованное в журнале "JAMA", представляет собой авторитетное руководство для авторов и редакторов. Примеры рекомендованных изменений в новой версии.

Удален дефис из слова e-mail (электронная почта). Дефис сохраняется в других словах этого типа, таких как e-book (электронная книга).

Больше не требуется указывать местонахождение издательства в случае ссылок на книги и отчеты (это кажется мне весьма своевременным изменением, учитывая, что многие издательства располагаются более чем в одном месте, и определить, какое именно из них подходит в данном случае, может быть нелегко. Иногда местонахождение просто сложно определить, особенно если речь идет об интернет-источниках).

После doi в списках литературы журнальных статей не должна ставиться точка. Есть риск, что при использовании точки она при копировании будет включена в состав doi.

В списках литературы URL-ссылки должны идти последними после дат публикации/ просмотра. Точка после этого не ставится.

"They" (англ. - они) может использоваться и для одного человека.

Первостепенное внимание уделяется научным степеням. Членство в научных обществах, почетные степени и другие награды не включаются в сведения об авторах.

Вместо терминов "страны первого мира/третьего мира" и "развитые/развивающие-ся страны" предпочтительно использовать термины "страны с низким доходом", "страны с ограниченным доходом", "страны с ограниченными ресурсами", "бедные ресурсами" и "страны в переходном состоянии".

Написание "health care" (англ. - здравоохранение) предпочтительно по сравнению с вариантами "healthcare" или "health-care".

Iverson C, Christiansen S, Flanagin A. Implemented Updates. AMA Manual of Style. American Medical Association. JAMA Archives Journals. 2018.

Следует ли нам беспокоиться о гражданском профессионализме?

В своей книге "Восемь ролей преподавателя медицины" мы описываем роль преподавателя как профессионала. Сюда входит необходимость оценивать собственную квалификацию, а также быть преподавателем современного уровня. Входит также необходимость заботиться о собственном благополучии. 4-ю, возможно, более спорную обязанность преподавателя мы описываем как гражданский профессионализм. Имеются ли у преподавателя обязательства, к примеру, в области вопросов, связанных с изменениями климата? Группа экспертов программы ASPIRE-to-Excellence по социальной ответственности добавила этот пункт к тому, что ожидается в отношении социальной ответственности от медицинского образовательного учреждения. Эти представления о благополучии и гражданской ответственности играли видную роль на недавней конференции AAMC (Association of American Medical Colleges) в Остине (штат Техас, США). Особое внимание было уделено противоречивой роли медицинских учебных заведений и обучающихся в них студентов в подходе к вопросам, касающихся, к примеру, насилия с применением огнестрельного оружия.

Журнал спорных идей

Этот новый журнал, который должен появиться в 2019 г., представляет плод совместной деятельности международной группы университетских исследователей, считающих, что свободные интеллектуальные дискуссии по сложным вопросам тормозятся культурой страха и самоцензуры. Журнал допускает, чтобы статьи, посвященные острым проблемам, публиковались под псевдонимами. В документальной передаче программы "Радио 4" BBC профессор J. McMahan так объяснил мотивы создания журнала: "Более открытые дискуссии действительно крайне необходимы. В университетских кампусах высказывание определенных мнений подавляется из страха перед последствиями". Я не уверен в ценности этого нового журнала. В номере "Medical Teacher", посвященном будущему медицинских институтов (октябрь 2018 г.), была ли бы критика существующей практики жестче, а рекомендации относительно будущего иными, если бы статьи были анонимными?

Rosenbaum M. 2018. Pseudonyms to protect authors of controversial articles. BBC News. Date of access: 16.11.2018. URL: https://www.bbc.co.uk/news/education-46146766

Сокращение длительности обучения

Я призывал уделять больше внимания всем вариантам обучения на всех его этапах и к разработке инициатив по изучению возможного сокращения общей длительности обучения. Нам не нужно 13 лет для обучения ЛОР-хирурга, дерматолога или представителей многих других специальностей. Меня обнадежили известия об успехе 10-летнего пилотного проекта, о котором докладывалось на конференции AAMC в Остине в ноябре 2018 г. Цель проекта - связать бакалавриат и магистратуру в единый путь так, чтобы они не были независимыми друг от друга этапами, и перейти от модели образования, основанной на времени, затраченном на курс обучения, к модели, основанной на квалификации, в которой время на обучение может быть разным. Продвижение студентов по программе обучения с разными скоростями, очевидно, связано с организационными трудностями, однако проект показал, что есть возможность привлечь студентов в определенную специальность уже на ранней стадии их обучения и ускорить прохождение ими этого обучения. Принятые методы оценки играют ключевую роль в успехе данной инициативы, который включает изменение образа мышления.

Формируется ли новый раздел медицины - медицина образа жизни?

Этот вопрос A. Sayburn затронула в журнале "British Medical Journal" 27 октября 2018 г. Всемирный альянс медицины образа жизни определил ее как "раздел медицины, опирающийся на научные данные", который использует "терапевтические подходы, основанные на изменении образа жизни" к профилактике, лечению или изменению характера течения неинфекционных хронических заболеваний. Утверждается, что медицину образа жизни не следует рассматривать как дополнительную или альтернативную медицину - она лежит в русле основного направления развития медицины. С точки зрения образования основной вопрос - необходимо обучение медицине образа жизни в качестве новой специальности или оно будет встроено в обучение другим специальностям.

Публикация внешних рецензий вместе с рецензируемой статьей

J. Polka и соавт. в статье в журнале "Nature" призывают журналы подписать обязательство публиковать вместе со статьями анонимные комментарии рецензентов, чтобы они стали частью официальной научной публикации. Как представители британского фонда UK Wellcome Trust и Медицинского института Говарда Хьюза в Чеви Чейз, Мэриленд (США) и ASAPbio, некоммерческой организации, поддерживающей инновации в издательской деятельности в области медико-биологических наук, они убеждены, что публикация рецензий даст больше информации авторам и читателям, улучшит качество рецензирования и повысит уровень доверия в науке. В настоящее время менее 3% научных журналов допускают публикацию внешних рецензий. J. Polka и соавт. считают, что ценность опубликованных рецензий для рецензентов, авторов, читателей и редакторов намного перевешивает риски и объем работы и что в идеальном мире все опубликованные статьи сопровождались бы текстами внешних рецензий на них.

Агентство CrossRef начало присваивать внешним рецензиям doi в конце 2017 г., и рецензии (с указанием личности рецензента или без него) могут быть архивированы в базе данных PubMed Central.

Особенностью электронного журнала "AMEE MedEdPublish" (www.mededpublish. org) является публикация вместе со статьей рецензий, написанных членами экспертной группы и другими читателями журнала.

Polka J.K., Kiley R, Konforti B, Stern B, Vale R.D. Publish peer reviews. Nature. 2018; 560 (7720): 545-7. doi: 10.1038/d41586-018-06032-w

Названы самые безопасные места в мире

Помня о предстоящих зарубежных поездках, я с интересом прочел недавнюю публикацию в журнале "Which", посвященную наиболее безопасным для поездки странам (https://www.travelpulse.com/news/destinations/here-are-the-safest-countries-for-travel.html). Я с удивлением узнал, что некоторые регионы Ближнего Востока и Северной Африки по ряду показателей безопаснее, чем другие места. На основании Индекса безопасности Всемирного экономического фонда наиболее безопасными 10 странами признаны (в перечисляемом порядке) Исландия, ОАЭ, Сингапур, Испания, Австралия, Канада, Япония, Марокко, Иордания и Барбадос. США занимает в списке 15-е место.

Рональд Харден

https://www.mededworld.org/hardens-blog.aspx

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»