Профессиональное воспитание студентов на примерах жизни и деятельности выдающихся лидеров здравоохранения

Резюме

Профессиональное воспитание студентов относится к важному направлению деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций при подготовке врачебного состава, формировании у обучаемых стремления к достижению цели, сострадания к пациенту, готовности к самопожертвованию и иных желательных для врача качеств. С помощью исторического, аналитического, логического, монографического, статистического методов и метода анкетного опроса в ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет) на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко был обобщен опыт проведения занятия с 32 студентами в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения". Установлено, что демонстрация обучаемым биографий, вклада в медицину и лидерских качеств выдающихся предшественников здравоохранения в процессе проведения занятия на тему "Лидеры Сеченовского университета" служит эффективным методом профессионального воспитания молодежи.

Ключевые слова:профессиональное воспитание, образование, студент, врач, лидер здравоохранения

Для цитирования: Гаранина И.А. , Трегубов В.Н. Профессиональное воспитание студентов на примерах жизни и деятельности выдающихся лидеров здравоохранения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 47-53. doi: 10.24411/2220-8453-2019-11005.

Актуальность

Каждый медицинский специалист знает и чтит имена выдающихся деятелей здравоохранения Н.И. Пирогова, Н.В. Склифосовского, С.П. Боткина, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.Ф. Войно-Ясенецкого, ГА. Захарьина, Н.А. Семашко, Н.Н. Бурденко, Е.И. Смирнова, М.В. Мухина, Г.А. Илизарова, С.Н. Федорова и многих других. Несмотря на значительные отличия в их судьбах, характере, стиле работы и выбранной специальности, этих врачей объединяет верное служение медицине, умение увлечь за собой людей, сделать свою идею целью сотен и тысяч, совершить то, что считалось ранее недостижимым. Лидеры - именно так мы можем охарактеризовать этих и многих других выдающихся представителей медицины.

Их пример, как нужно жить и работать, творить доброе, вечное и прекрасное для сохранения и укрепления здоровья населения, не должен оставаться не востребованным и оседать на полках архивов. На его основе необходимо воспитывать современную молодежь, ведь таким качествам, как стремление к достижению цели, сострадание к пациенту, готовность к самопожертвованию, нельзя научить, их можно только перенять и привить в процессе целенаправленной воспитательной работы и вдумчивого общения педагога и обучаемого.

Цель - научно-методическое обоснование методики профессионального воспитания студентов на основе демонстрации и анализа на занятии биографии, вклада в медицину и лидерских качеств выдающихся представителей здравоохранения.

Материал и методы

Исследование проведено на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет)с использованием методов: исторического, аналитического, логического, монографического, статистического и анкетного опроса. Были опрошены 32 студента, обучающихся в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения", из них в 2017/2018 учебном году 18 человек и в 2018/2019 учебном году - 14. Первичный материал был взят из 14 карт анкетного опроса и 32 презентаций, разработанных студентами о лидерах здравоохранения.

Результаты и обсуждение

Анализ законодательных актов и доступных литературных источников наглядно свидетельствует, что вопросы профессионального воспитания молодежи, в том числе будущих врачей, остаются актуальными и продолжают обсуждаться специалистами в педагогическом и медицинском сообществах в настоящее время [1,3, 5-7].

Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в ст. 2 указано, что образование представляет единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. При этом воспитание впервые поставлено на 1-е место по отношению к обучению и рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в ст. 71 изложена клятва врача. Выдержав испытание временем, она и сегодня обязует врачей в процессе их профессиональной деятельности быть честными, внимательными и заботливыми к пациенту, проявлять высочайшее уважение к жизни человека, хранить врачебную тайну, благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательными и справедливыми к своим ученикам, доброжелательно относиться к коллегам, беречь и развивать благородные традиции медицины и т.д.

Кроме законодательных актов, необходимость проведения профессионального воспитания обоснована в многочисленных научных и методических изданиях - диссертациях, монографиях, учебниках и учебных пособиях, статьях, в том числе опубликованных в сети Интернет и доступных для открытого ознакомления. В данных источниках большинство исследователей приходят к выводу, что в зависимости от условий и состава учебных групп эффективность различных методов профессионального воспитания может меняться. Однако незыблемой остается роль личности наставника в становлении молодого специалиста. Абсолютно верно по этому поводу заметил В.В. Розанов: "Чего же недостает, чтобы в воспитании все понять, все оживить, исполнить духа? Гениальный ли ум нужен для этого, глубокое проницание? Нет, более трудное, чем это: простое, любящее сердце - только" [3].

В целях профессионального воспитания студентов во время различных аудиторных занятий профессорскопреподавательским составом кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко широко используются примеры из жизни и деятельности сотрудников Сеченовского университета, которые внесли значительный вклад в развитие здравоохранения. Однако, как свидетельствует опыт, наибольшего воспитательного эффекта можно добиться, если данный методический подход применять не эпизодически, а при проведении отдельного планового занятия на тему "Лидеры Сеченовского университета".

Указанная тема включена в программу подготовки студентов лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" - одной из 43 школ мастерства, созданных в Сеченовском университете. Данная программа с 2016 г. реализуется на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко с целью:

■ разработки оптимальной модели развития лидерских качеств у студентов медицинских образовательных организаций;

■ формирования резерва потенциальных лидеров здравоохранения;

■ обеспечения углубленного освоения студентами дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение";

■ осуществления профессиональной ориентации лиц, изъявивших желание продолжить обучение в ординатуре для последующего назначения на руководящие должности в здравоохранении;

■ улучшения у студентов коммуникативных навыков;

■ повышения эффективности работы студенческого самоуправления и др.

Плановые занятия в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" проводятся в течение одного учебного года по 2 раза в неделю: по средам - дистанционно, по учебно-методическим материалам, размещенным на Едином образовательном портале Сеченовского университета; по пятницам - под руководством преподавателя в аудитории с 16.00 до 19.00; еще один день обучаемые посвящают разработке актуальных для медицины проектов. Из 23 запланированных тем предусмотрена только 1 лекция, остальные занятия проводятся методами активного обучения, такими как деловые игры, тренинги, метод кейсов (англ. case study), круглые столы, мастер-классы, массовые открытые онлайн-курсы, разработка проектов, перевернутый класс и др. Для оценки уровня теоретических знаний и практической подготовки студентов предусмотрены текущие, промежуточные и итоговый контроли [4].

В процессе обучения в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" бережно поддерживается корпоративная культура взаимоотношений студентов и преподавателей, которая предусматривает следующие правила: главными действующими лицами на занятии являются студенты, преподаватели выступают в роли консультантов; посещение занятий добровольное, но освоение каждой плановой темы, выполнение проекта и сдача зачета - обязательное условие образования; приветствуется любая разумная инициатива в обучении; чтобы получить результат, нужно трудиться, уважительно относиться к окружающим и опыту предшественников.

С целью своевременного доведения до студентов информации о работе лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" и популяризации ее деятельности необходимые материалы размещены на интернет-странице и стенде кафедры, в группе социальной сети "ВКонтакте", а также в изданном проспекте [8].

Опыт работы лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" свидетельствует, что ее выпускники по сравнению с другими студентами более успешно проходят государственную итоговую аттестацию и первичную аккредитацию специалиста, трудоустраиваются в медицинской отрасли или поступают для дальнейшего обучения в ординатуру, магистратуру или аспирантуру. Не менее 30% из них планируют связать свою трудовую деятельность со специальностью "Организация здравоохранения и общественное здоровье", а остальные стремятся стать руководителями структурных подразделений здравоохранения [4].

Несмотря на историческую направленность темы "Лидеры Сеченовского университета", она логично вписывается в модуль образовательной программы "Формирование у медицинских специалистов неформальных лидерских качеств".

Учебно-воспитательные цели данного занятия:

■ воспитание уважительного отношения к вкладу старшего поколения врачей в развитие здравоохранения;

■ углубление теоретических знаний по теме занятия;

■ приобретение опыта коллективного обсуждения рассматриваемых вопросов;

■ совершенствование коммуникативных навыков;

■ приобретение практики выступления перед коллективом и др.

Для достижения указанных целей занятие может проводиться в формате круглого стола или семинара-конференции, позволяющим в деловой, но доброжелательной обстановке выступать с использованием заранее подготовленных презентаций всем студентам учебной группы, с последующим обсуждением их докладов.

Как показали результаты проведенного в 2018 г. исследования, которое было приурочено к 260-летней годовщине ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет) и 115-летию со дня основания его студенческого научного общества, выбор студентами лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" выдающихся лидеров для оформления о них презентации и подготовки докладов в 78,6% был связан с регулярным упоминанием об их заслугах профессорско-преподавательским составом на занятиях, в 28,6% случаев он основывался на установке им памятников, в 7,1% - на съемке о них художественного фильма и еще в 7,1% случаев были названы другие причины.

Учитывая, что анализ результатов данного занятия проводился за 2 учебных года, студентами в 25% случаев были выбраны одни и те же специалисты: И.М. Сеченов, Н.А. Семашко, И.П. Павлов, Н.И. Пирогов, С.С. Корсаков, Е.М. Тареев, Н.В. Склифосовский, В.Ф. Снегирев.

Информация об остальных врачах была представлена студентами по 1 разу: Н.Ф. Филатов, В.Х. Василенко, С.И. Спасокукоцкий, Б.В. Петровский, Ф.Ф. Эрисман, М.И. Перельман, А.И. Воробьев, А.Я. Кожевников, В.А. Рахманов, Г.И. Россолимо, А.И. Струков, А.В. Вишневский, Н.Н. Бурденко и др.

Среди выбранных лидеров здравоохранения специалистов хирургического профиля было 34,8%, терапевтического профиля - 8,7%; организаторов здравоохранения - 17,4%; врачей-исследователей - 8,7%; прочих специалистов - 39,1%.

Основными источниками для оформления презентаций и подготовки докладов были материалы, размещенные в сети Интернет, - 92,9%. Статьи в научных журналах, художественные фильмы о врачах, экспозиции медицинского музея Сеченовского университета использовались студентами в меньшей степени - по 14,3%.

Анализ 32 презентаций, оформленных студентами, показал, что в 78,1% случаев они имели хорошую наглядность, в 59,4% в них присутствовал креативный (творческий) подход. По содержанию в 100% презентаций достаточно полно были представлены биографии и личный вклад в развитие здравоохранения данных специалистов, однако их лидерские качества удалось раскрыть только 71,9% студентов.

По отзывам участников занятия, данный методический подход расширяет кругозор обучаемых по истории их alma mater (92,9% респондентов), воспитывает у них уважительное отношение к ветеранам, наставникам и преподавателям - 57,1%; повышает интерес к выбранной профессии - 42,9%. В 71,4% случаев студенты указали на практическую значимость данного занятия по развитию у них коммуникативных навыков и умения оформлять презентации докладов (57,1%).

О проведении занятия "Лидеры Сеченовского университета" в студенческом электронном журнале "Сеченовец" были опубликованы заметка и фотографии [2]. В течение месяца с данным материалом ознакомились 92,8% принимавших участие в занятии студентов, которые в 57,1% случаев отметили, что для них было очень важно увидеть информацию о себе, 35,7% оценили ее опубликование положительно, остальные затруднились с ответом на данный вопрос.

Заключение

Изучение будущими врачами информации о жизни и деятельности предшественников, выдающихся лидеров здравоохранения, чьи имена увековечены потомками в изобразительном искусстве, художественных произведениях, служит эффективным методом профессионального воспитания молодежи. Основной упор при проведении таких занятий следует делать на доведение до студентов сведений о биографиях выдающихся врачей, их вкладе в здравоохранение и детальный анализ лидерских качеств, которыми они обладали.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Алехин И.А., Ларионов С.А. Воспитание нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы // Мир образования - образование в мире. 2010. № 2. С. 140-141.

2. Гаранина И.А. Заседание лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" // Сеченовец: вчера, сегодня, завтра: Электронный журнал. 2018. URL: http://sechenov-journal.ru/2018/10/29/zasedanie-laboratorii-masterstva-fabrika-liderov-zdravoohranenija/ (дата обращения: 28.12.2018)

3. Климов С.Н. Философские аспекты воспитательной работы в вузе // Педагогическое образование и наука. 2011. № 2. С. 4-7.

4. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Соколов Н.А. Опыт подготовки руководителей здравоохранения в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" // Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 156-163.

5. Трегубов В.Н. О профессиональном воспитании будущих военных врачей // Воен.-мед. журн. 2013. Т. 334, № 8. С. 15-18.

6. Трегубов В.Н. О роли воспитания медицинских работников в процессе их дополнительного профессионального образования // Мир образования - образование в мире. 2014. 2 (54). С. 156-161.

7. Трегубов В.Н. Особенности проведения воспитательной работы при обучении врачей с использованием дистанционных образовательных технологий // Сеченовский вестн. 2015. № 4. С. 49-52.

8. ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет): официальный сайт. URL: https://www.sechenov.ru/ (дата обращения: 28.12.2018)

References

1. Alekhin A.I., Larionov S.A. Education of moral qualities of University students by means of Russian literature. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire [World of Education - Education in the World]. 2010; (2): 140-1. (in Russian)

2. Garanina I.A. Meeting of the laboratory of excellence "Factory of health leaders". Sechenovets: vchera, segodnya, zavtra: Elektronniy zhurnal [Sechenov: Yesterday, Today, Tomorrow: Electronic Journal]. 2018. URL: http://sechenov-journal.ru/2018/10/29/zasedanie-laboratorii-masterstva-fabrika-liderov-zdravoohranenija/ (date of access December 28, 2018) (in Russian)

3. Klimov S.N. Philosophical aspects of educational work at the University. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. 2011; (2): 4-7. (in Russian)

4. Reshetnikov V.A, Tregubov V.N., Sokolov N.A. Experience in training health managers in the laboratory of the skill of "Health leadership". Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2018; (1): 156-63. (in Russian)

5. Tregubov V.N. About professional education of future military doctors. Voenno-meditsinskiy zhurnal [Military аnd Medical Journal]. 2013; 334 (8): 15-8. (in Russian)

6. Tregubov V.N. About the role of education of medical workers in the process of their additional professional education. Mir obrazovanija - obrazovanie v mire [World of Education - Education in the World]. 2014; 54 (2): 156-61. (in Russian)

7. Tregubov V.N. Features of educational work in the training of doctors using distance learning technologies. Sechenovskiy vestnik [Sechenov Bulletin]. 2015; (4): 49-52. (in Russian)

8. I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University): official website. URL: https://www.sechenov.ru/ (date of access December 28, 2018) (in Russian)