Психологическая поддержка пациентов как важное направление профессиональной деятельности работников среднего звена акушерско-гинекологической службы

Резюме

В статье рассматривается роль психологической поддержки как важного лечебно-профилактического мероприятия в рамках акушерского сопровождения женщин во время беременности, родов и послеродового периода. Анализ отечественной системы профессиональной подготовки будущих акушеров(-к) показал, что в настоящее время психологическая подготовка студентов по специальности "акушерское дело" не предусматривает обучения навыкам психологической поддержки пациентов, что вступает в противоречие с современными тенденциями в развитии здравоохранения.

Ключевые слова:психологическая поддержка, акушер(-ка), пациент, беременность, роды, послеродовой период,психологическая подготовка

Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 3. С. 106-114. doi: 10.2441 1/2220-8453-2018-13006


Современные тенденции развития здравоохранения предъявляют особые требования к психологической компетентности медицинского работника как специалиста, учитывающего в лечебном процессе соматические и психологические факторы. Важное условие повышения эффективности лечебного процесса - не только учет психологических особенностей пациента, но и оказание психологической поддержки пациентам в ходе медицинского сопровождения [1, 2].

Различные аспекты психологической поддержки исследованы в работах отечественных и зарубежных психологов (А.Г Асмолов, Б.С. Братусь, Л.Я. Гамзан, И.В. Дубровина, И.И. Мамайчук, Р.В. Овчарова, К. Роджерс, А. Маслоу и др.), раскрывших гуманистические идеи личностно-развивающего взаимодействия, необходимости построения субъект-субъектных взаимоотношений в процессе общения. В современной литературе представлен ряд публикаций, касающихся роли психологической поддержки в профессиональной акушерской деятельности (ГЕ. Генералова, А.В. Голенков, В.П. Мещанинова, А.В. Филоненко и др.). По мнению авторов, психологическая поддержка входит в число важных профессиональных задач работников акушерско-гинекологической службы [3, 4].

Изучая потребности пациентов в психологической поддержке в период беременности, М.Е. Ланцбург отмечает, что примерно 65% из них хотели бы получать психологические услуги в медицинских учреждениях, в которых они наблюдаются и лечатся. Кроме того, большинство врачей акушеров-гинекологов хотели бы получить знания и навыки в области перинатальной психологии и психотерапии, понимая важность психологического аспекта в медицинском сопровождении беременности [5].

При этом непосредственно психологические услуги в женской консультации оказывает медицинский психолог (психолог) при наличии его в штате в соответствии с действующим законодательством. Однако, по нашему мнению, в некоторых случаях (угроза самопроизвольного выкидыша, информация о нарушении внутриутробного развития ребенка и т.д.) требуется оказание первичной психологической поддержки уже в ходе медицинской консультации. Акушерки как медицинский персонал, непосредственно контактирующий с пациенткой, имеют возможность оказания такой помощи совместно с врачом акушером-гинекологом либо самостоятельно при его отсутствии.

Анализируя проблему возможности психологической поддержки при оказании медицинской помощи акушерками, важно рассмотреть значение этого профессионального направления, а также действующую систему психологической подготовки данных специалистов в период профессионального обучения.

Современные исследования указывают на важную роль психологической поддержки женщин во время беременности, родов и в послеродовой период в ходе осуществления медицинской помощи.

Во время беременности у женщины, как правило, повышаются тревога за состояние своего здоровья, внушаемость, ранимость, так как она чувствует ответственность за новую жизнь. К сожалению, не всегда эти особенности психики принимаются во внимание медицинскими работниками. Это обусловливает легкость возникновения или усиления имеющихся у женщины нервно-психических расстройств, так называемых ятрогений. По мнению И.В. Добрякова, чаще всего встречаются ятрогении, связанные с недостатком внимания к пациенткам, с игнорированием их психологических особенностей [6]. Г.Е. Генералова отмечает, что особенности взаимоотношений с медицинским персоналом, в частности с медицинскими сестрами-акушерками, оказывают большое влияние на психологическое состояние беременной.

В период родов психологическое состояние беременной приобретает особое значение. Современные исследования выявляют взаимосвязь нарушений родовой деятельности (слабость, дискоординация родовой деятельности) с уровнем психоэмоционального напряжения до родов и непосредственно в период родов [7, 8]. При этом если в период беременности психологическую помощь может оказать непосредственно психолог, находящийся в штате женской консультации, то в условиях родильного отделения присутствие психолога в процессе родов законодательно не предусмотрено. Однако в период родов, как показывают результаты многочисленных исследований (Н.П. Коваленко, Е.В. Могилевская, О.С. Васильева, В.В. Спасская, А.Б. Филенко), потребность в психологической поддержке наибольшая, что требует особого отношения и учета психологических особенностей пациентов со стороны медицинского персонала [9, 10].

В послеродовом периоде, как отмечают исследователи, также нередки нарушения психологического и психосоматического характера. А.В. Голенков, В.П. Мещанинова, А.В. Филоненко в своем исследовании выявили, что большинство акушерок обладают основными знаниями о послеродовой депрессии и психоэмоциональных нарушениях этого периода, однако оказание психологической помощи в данном случае вызывает затруднения. В связи с этим авторы предлагают разработать программу обучения медицинских сестер акушерского направления консультированию в случае послеродовых психоэмоциональных осложнений [4].

Таким образом, как показывают многочисленные исследования, женщина во время беременности, родов и в послеродовой период нуждается не только в корректном и доброжелательном отношении, но нередко и в психологической поддержке со стороны медицинского персонала.

Анализируя законодательные документы Минздрава России, также можно отметить, что современная стратегия оказания помощи при родах направлена на повышение естественности протекания физиологических родов и послеродового периода с учетом психологических потребностей пациентов, что предъявляет особые требования к психологической подготовке специалистов акушерского направления [11, 12].

В современной литературе практически не представлены исследования, посвященные психологической подготовке будущих медицинских работников среднего звена акушерско-гинекологической службы.

Анализируя современную систему психологической подготовки будущих акушеров(-к) на этапе профессионального обучения, важно отметить, что основные виды деятельности, к которым готовят специалистов, согласно государственному образовательному стандарту, по специальности "акушерское дело" направлены на осуществление медицинской и социальной помощи, психологической помощи не предусмотрено. Кроме того, требования образовательного стандарта к содержанию психологических дисциплин ограничиваются основами общей и социальной психологии с акцентом на работу в конфликтных ситуациях [13]. Информация об основах медицинской и перинатальной психологии в программах данных дисциплин не предусмотрена [14-16]. Часть рабочих программ все же содержит дополнительные темы, касающиеся области медицинской и перинатальной психологии, не предусмотренные государственным образовательным стандартом [17, 18].

При этом среди авторов нет единства в выборе тем для изучения данных разделов психологической науки. Кроме того, основной акцент разработчики делают на теоретическом информировании, при этом формированию практических навыков психологической поддержки, а также развитию профессионально важных качеств личности уделяется недостаточно внимания.

Таким образом,отечественные рабочие программы психологических дисциплин по специальности "акушерское дело" либо вовсе не учитывают профессиональных особенностей, согласно действующему образовательному стандарту, либо включают отдельные темы перинатальной и медицинской психологии, отсутствует единая система психологической подготовки.

Анализируя опыт профессиональной подготовки будущих акушеров(-к) в ряде зарубежных стран (Австрия, Австралия, Великобритания, Ирландия, Канада и др.), также важно отметить, что на современном этапе характерна тенденция включения основ перинатальной психологии и оказания психологической поддержки в основной учебный план в качестве обязательных дисциплин [19-24].

Как отмечают M.J. Renfrew, E. Burns, M.M. Gross, A. Symon, страны Северной Европы показывают положительный пример хорошо развитого акушерского дела, где акушерки оказывают первичную помощь женщинам, а пациент-ориентированный подход характеризуется тесным взаимодействием и позитивной психологической атмосферой. При этом авторы отмечают важность международных стандартов образования акушерок, установленных Международной конфедерацией акушерок. M.J. Renfrew, E.Burns, M.M. Gross, A. Symon считают, что внедрение международных стандартов образования, предусматривающих особый подход к обучению студентов-акушеров с учетом развития навыков решения проблем, рефлексии и критического мышления, является важным направлением повышения эффективности данной профессиональной деятельности [25].

Анализ учебных программ акушерского направления в России и за рубежом позволил выявить некоторые особенности профессиональной подготовки данных специалистов. В среднем за рубежом продолжительность основного курса обучения составляет 3-4 года (на базе полного среднего образования) и специалисту присваивается степень бакалавра, что является ступенью высшего образования; кроме того, для акушерок предусмотрен курс магистратуры. В Российской Федерации также введена многоуровневая система образования, для специальности "акушерское дело" предусмотрен базовый и углубленный уровень среднеспециального образования, высшей ступени образования по данной специальности не предусмотрено.

Зарубежные и отечественные учебные программы, как правило, включают как профессиональные медицинские дисциплины, так и ряд психологических дисциплин. Однако доля психологических дисциплин в общем объеме учебной нагрузки различна. Учебные программы акушерского направления в ряде зарубежных стран предусматривают большую долю психологических дисциплин в общем объеме учебной нагрузки (6,2-18,4%), в отличие от отечественного образовательного стандарта (2,7-3,2%) [13, 19-24]. При этом важно отметить, что в российском образовательном стандарте специальности "акушерское дело" психологические дисциплины раскрывают основы психологии личности и психологии общения как универсальные психологические знания, предусмотренные для образовательных учреждении среднего звена, обучение медицинской и перинатальной психологии в стандарте отсутствует. В странах Европы и ряде других зарубежных стран образовательный стандарт, установленный Международной конфедерацией акушерок, предусматривает включение психологических дисциплин, в которые входит обучение основам психологического консультирования женщин в различных кризисных ситуациях (ситуации перинатальных потерь, угрозы прерывания беременности, насилия и т.д.), а также обучение основам перинатальной психологии (психологические изменения в период беременности, родов, после родов и т.д.).

Таким образом, можно отметить, что учебные программы акушерского направления в ряде зарубежных стран, в отличие от отечественных, включают более широкий круг психологических дисциплин и большую долю их в общем объеме учебной нагрузки. Кроме того, компетенции выпускников за рубежом включают знание перинатальной психологии и навыки оказания психологической поддержки, что не предусмотрено в отечественном образовательном стандарте. Учитывая данные отличия, можно предположить, что учащиеся акушерского направления ряда перечисленных выше зарубежных стран имеют большие возможности для профессиональной подготовки в области психологической поддержки пациентов.

Отечественная система психологической подготовки будущих акушерок(-в), на наш взгляд, требует дополнительного изучения и совершенствования. Профессиональное образование таких специалистов должно включать не только основы общей психологии, но и основы медицинской и перинатальной психологии. Кроме того, необходимо обучение практическим навыкам оказания психологической поддержки, особенно в кризисных ситуациях, которое должно включать освоение основных ее видов:

■ информационной. Информирование пациента (о предстоящих манипуляциях и процедурах, о влиянии на течение беременности и родов возникших осложнений и т.д.), при этом информация подается в доступной форме, с акцентом на позитивные моменты, что предотвращает возникновение ятрогений;

■ эмоциональной. Установление доброжелательных и доверительных взаимоотношений с пациентом, проявление эмпатии, уважения к чувствам пациента, эмоциональное ободрение в сложных ситуациях и т.д.;

■ личностно-развивающей. Повышение у пациентов уверенности в собственных силах и возможностях, формирование позитивного настроя в кризисных и экстренных ситуациях и т.д.

Выводы

1. Как показал анализ литературных источников, исследователи отмечают значимость психологической поддержки пациентов в ходе медицинского сопровождения беременности, родов и послеродового периода со стороны акушеров(-к).

2. В настоящее время государственный образовательный стандарт РФ по специальности "акушерское дело" не предусматривает обучения навыкам психологической поддержки, что противоречит современным тенденциям в развитии здравоохранения.

3. Развитие данного направления, на наш взгляд, будет более эффективным при включении в образовательную программу будущих акушеров(-к) соответствующих психологических знаний и навыков.

Конфлит интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Глущенко М.В., Кудрявая Н.В. Место психологии в профессиональной подготовке врача: гуманитарное приложение или составляющая профессиональной идентичности // Ярослав. психол. вестн. 2004. Вып. 11. 210 с.

2. Урываев В.А. Оценка уровня профессиональной психолого-педагогической подготовленности выпускников медицинских вузов руководителями лечебно-профилактических учреждений // Ярослав. психол. вестн. 2004. Вып. 11. С. 45-47.

3. Генералова Г.Е. Социальная составляющая профессиональной роли акушерки : дис. - канд. мед. наук. Волгоград, 2006. 140 с.

4. Голенков А.В., Мещанинова В.П., Филоненко А.В. Распознавание послеродовой депрессии и тактика ведения таких больных // Мед. сестра. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://medsestra.rusvrach.ru/ru/contents/2012/4. (дата обращения: 21.08.2018)

5. Ланцбург М.Е., Степаносова А.В., Филиппова Г.Г. Анализ запроса на психологическую помощь врачей и пациентов учреждений родовспоможения и детства в регионах России // "Репродукция человека 2003" : сборник материалов I Международного форума. 18-19 марта 2003. М. : МТПП "Экспосистемс". 2003. С. 32-33.

6. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб. : Питер. 2010. 272 с.

7. Карасева А.Э., Киселев В.Д., Фадеева Н.И. Психологические особенности женщин с диагнозом слабости родовых сил // Акуш. и гин. 2001. № 1. С. 44-45.

8. Шатилова Ю.А., Жаркин Н.А., Гумилевский Б.Ю. Особенности психоэмоциональных реакций у беременных после преждевременного излития вод // Вестн. Волгоград. гос. мед. ун-та. 2012. № 1 (41). С. 78-81.

9. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов: перинатальная психология, медико-социальные проблемы. Санкт-петербургский государственный университет. СПб., 2001. 318 с.

10. Могилевская Е.В., Васильева О.С. Перинатальная психология: психология материнства и родительства. Ростов н/Д : Феникс. 2015. 278 с.

11. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 13.03.2008 № 1813ВС "О методическом письме "Кесарево сечение в современном акушерстве" [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru. (дата обращения: 23.08.2018)

12. Приказ Министерства Здравоохранения от 01.11.2012 г. № 572н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий" [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70252632/ (дата обращения: 21.08.2018)

13. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 № 969 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело" [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru. (дата обращения: 21.08.2018)

14. Левина В.А., Шленская Р.В. Примерная программа учебной дисциплины "Психология общения". Свердловский областной медицинский колледж, Ульяновский фармацевтический колледж, 2012. 11 с. [Электронный ресурс]. URL: http://fgou-vunmc.ru/vocaitional /fgossponpo /progs /060604 /uglub /OG_psiholog_obshenia.doc. (дата обращения: 15.09.2018)

15. Малахова Ю.Г. Рабочая программа учебной дисциплины "Психология". Липецкий медицинский колледж, 2016. 15 с.

16. Осипова М.А. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.09 Психология общения. Липецкий медицинский колледж, 2017.

17. Попова Л.В. Программа учебной дисциплины "Психология". Барнаульский базовый медицинский колледж, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http: www.bbmc.ru. (дата обращения: 21.09.2018)

18. Соловьева С.В. Рабочая программа учебной дисциплины "Психология" / Рязанский медицинский колледж. 2015 [Электронный ресурс]ю URL: http://medcollege62-rzn.ru. (дата обращения: 10.09.2018)

19. Bachelor in science in midwifery honours degree program [Электронный ресурс]. URL: http://www.nursing-midwifery.tcd.ie. (дата обращения: 05.05.2018)

20. Course in depth [Электронный ресурс]. URL: http://www.icity.bcu.ac.uk. (дата обращения: 18.05.2018)

21. Curriculum structure [Электронный ресурс]. URL: http://www.fh-salzburg.ac.at. (дата обращения: 27.05.2018)

22. Education core documents [Электронный ресурс]. URL: www.internaitionalmidwives.org. (дата обращения: 04.06. 2018)

23. Program overview [Электронный ресурс]. URL: http://www.midwifery.ubc.ca. (дата обращения: 16.06.2018)

24. Schedule of unit offers [Электронный ресурс]. URL: http://www.aku.edu.au. (дата обращения: 03.06.2018)

25. Renfrew M.J, Burns E., Gross M.M., Symon A. Pathways to strengthening midwifery in Euro // Entre Nous. 2015. Vol. 81. P. 12-15. [Электронный ресурс]. URL: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stages/sexualand-reproductive-health/publications. (дата обращения: 06.09.2018)

References

1. Glushchenko M.V., Curly N.V. Place of psychology in vocational training of the doctor: humanitarian application or component of professional identity. Yaroslavskiy psikhologicheskiy vestnik [Yaroslavl Psychological Bulletin]. 2004; (11): 210 p. (in Russian)

2. Uryvayev V.A. Assessment of level of professional psychology and pedagogical readiness of graduates of medical schools heads of treatment and prevention facilities. Yaroslavskiy psikhologicheskiy vestnik [Yaroslavl Psychological Bulletin]. 2004; (11): 45-7. (in Russian)

3. Generalova G.E. Social component of a professional role of the midwife: Diss. Volgograd, 2006: 140 p. (in Russian)

4. Golenkov A.V., Meshchaninova V. P., Filonenko A.V. Recognition of a postnatal depression and tactics of maintaining such patients. Meditsinskaya sestra [Nurse]. 2012; (4) [Electronic Resource]. URL: http://medsestra.rusvrach.ru/ru/contents/2012/4. (date of the access July 23, 2018) (in Russian)

5. Lantsburg M.E., Stepanosova A.V., Filippova G. G. The analysis of request for psychological assistance of doctors and patients of institutions of obstetric aid and the childhood in regions of Russia. In: A reproduction of the person of 2003: Collection of materials I of the International forum. March 18-19, 2003. Moscow: MTPP "Exposistems", 2003: 32-3. (in Russian)

6. Dobryakov I.V. Perinatal psychology. Saint Petersburg: Piter, 2010: 272 p. (in Russian)

7. Karasyova A.E., Kiselyov V.D., Fadeyeva N.I. Psychological features of women with the diagnosis of weakness of patrimonial forces. Akusherstvo i ginekologiya [Obstetrics and Gynecology]. 2001; (1): 44-5. (in Russian)

8. Shatilova Yu.A., Zharkin N.A., Gumilevsky B.Yu. Features of psychoemotional reactions at pregnant women after premature of water pouring out. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State Medical University]. 2012; Vol. 1 (41): 78-81. (in Russian)

9. Kovalenko N.P. Psikhoprofilaktik and psychocorrection of women during pregnancy and childbirth: perinatal psychology, medico-social problems. Saint Petersburg, 2001: 318 p. (in Russian)

10. Mogilev E.V., Vasilyeva O.S. Perinatal psychology: psychology of motherhood and roditelstvo. Rostov n/D: Feniks. 2015: 278 p. (in Russian)

11. The letter of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation from 3/13/2008 No. 1813BC "About the methodical letter "Cesarean section in modern obstetrics" [Electronic Resource]. URL:http://www.garant.ru. (date of access August 18, 2018) (in Russian)

12. The order of the Ministry of Health of 01.11.2012 No. 572n "About the statement of an order of delivery of health care on the "Obstetrics and Gynecology (except for Use of Auxiliary Reproductive Technologies" profile [Electronic Resource.] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70252632/ (date access August 20, 2018) (in Russian)

13. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 8/11/2014 No. 969 "About the approval of the federal state educational standard of secondary professional education in 31.02.02 Obstetric business" [Electronic Resource]. URL: http://www.garant.ru (date of the access August 21, 2018) (in Russian)

14. Levina V.A., Shlenskaya R.V. Approximate program of a subject matter "Communication psychology". Sverdlovsk Regional Medical College, Ulyanovsk Pharmaceutical College, 2012: 11 p. [Electronic Resource]. URL: http://fgou-vunmc.ru/vocaitional/fgossponpo/progs/060604/uglub /OG_psiholog_obshenia.doc. (date of the access August 15, 2018) (in Russian)

15. Malakhova Yu.G. Working program of a subject matter "Psychology". Lipetsk Medical College, 2016: 15 p. (in Russian)

16. Osipova M.A. Working program of subject matter OGSE.09 communication psychology. Lipetsk Medical College, 2017. (in Russian)

17. Popova L.V. Program of a subject matter "Psychology". Barnaul Basic Medical College, 2011 [Electronic Resource]. URL: http: www.bbmc.ru. (date of the access August 21, 2018) (in Russian)

18. Solovyova S.V. Working program of a subject matter "Psychology". Ryazan Medical College. 2015 [Electronic Resource]. URL: http://medcollege62-rzn.ru. (date of the access August 09, 2018) (in Russian)

19. Bachelor in science in midwifery honours degree program [Electronic Resource]. URL: http://www.nursing-midwifery.tcd.ie. (date of access: May 05, 2018)

20. Course in depth [Electronic Resource]. URL: http://www.icity.bcu.ac.uk. (date of the access May 18, 2018)

21. Curriculum structure [Electronic Resource]. URL: http://www.fh-salzburg.ac.at. (date of access May 27, 2018)

22. Education core documents [Electronic Resource]. URL: www.internaitionalmidwives.org. (date of access June 04, 2018)

23. Program overview [Electronic Resource]. URL: http://www.midwifery.ubc.ca. (date access June 16, 2018)

24. Schedule of unit offers [Electronic Resource]. URL: http://www.aku.edu.au. (date of access June 03, 2018)

25. Renfrew M.J, Burns E., Gross M.M., Symon A. Pathways to strengthening midwifery in Euro. Entre Nous. 2015; 81: 12-5 [Electronic Resource]. URL: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stages/sexualand-reproductive-health/publications. (date of access September 06, 2018)