Провизор - врач клинической лабораторной диагностики: новые возможности

Резюме

В статье сообщается о расширении возможностей для профессиональной реализации провизоров: о возможности осуществления ими медицинской деятельности по специальности "клиническая лабораторная диагностика", которая появилась в связи с утверждением профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики". Вместе с тем отмечены некоторые нормативные проблемы, связанные со вступлением в силу данного профессионального стандарта. Предложены пути их преодоления, в том числе по внесению изменений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих сферу здравоохранения. Статья носит информативный характер и может представлять интерес как для руководства медицинских, фармацевтических вузов и факультетов, реализующих программы специалитета по специальности "фармация" и программы ординатуры по специальности "клиническая лабораторная диагностика", для руководства медицинских организаций, так и для профессионального фармацевтического сообщества.

Ключевые слова:клиническая лабораторная диагностика, фармация, провизор, врач клинической лабораторной диагностики

Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 3. С. 98-104. doi: 10.24411/2220-8453-2018-13005


Клиническая лабораторная диагностика

В части квалификационных требований по специальности "клиническая лабораторная диагностика" до недавнего времени медицинская деятельность регулировалась следующими нормативными правовыми актами: Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (далее - Квалификационные требования, табл. 1) [1] и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения") (далее - ЕКС, табл. 2) [2].



Данные требования изменились с утверждением и вступлением в силу профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики" (далее - Профессиональный стандарт, табл. 3) [3].

Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [4].

Как видно из табл. 3, в требованиях к образованию в Профессиональном стандарте по сравнению с Квалификационными требованиями и ЕКС имеются следующие изменения:

1. Изъят специалитет по специальностям "медицинская биофизика" и "медицинская кибернетика".

2. Впервые введен специалитет по специальности "фармация".

Последнее обстоятельство необходимо рассмотреть детальнее, собственно, этому и посвящена данная статья.

Фармация

До момента введения профессионального стандарта выпускники специалитета по специальности "фармация" (провизоры) могли занимать в медицинской организации лишь должности, относящиеся к лабораторным исследованиям и измерениям: биолог и химик-эксперт медицинской организации (см. ЕКС, раздел III "Должности специалистов", подраздел "Должности специалистов с высшим профессиональным образованием").

С введением профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики" ситуация изменилась (табл. 4).

Таким образом, в соответствии с Профессиональным стандартом провизоры в медицинской организации смогут занимать лишь должность "химик-эксперт медицинской организации" в рамках указанной обобщенной трудовой функции (код А).

Развитие высшего медицинского образования: предложения

В силу того что профессиональным стандартом для осуществления медицинской деятельности по специальности "клиническая лабораторная диагностика" и занятия должности "врач клинической лабораторной диагностики" (код В) впервые введен специалитет по специальности "фармация", потребуется внесение изменений в ряд нормативных правовых актов.

В первую очередь внести изменения необходимо в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "здравоохранение и медицинские науки" - дополнение специальности "клиническая лабораторная диагностика" специалитетом по специальности "фармация", так как, согласно п. 4 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры [5], при приеме на обучение учитываются Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, а без прохождения ординатуры по специальности "клиническая лабораторная диагностика" провизор не сможет осуществлять медицинскую деятельность по данной специальности.

Для образовательных организаций, реализующих программы специалитета по специальности "фармация", в рамках профессионально-ориентационной работы и выполнения требований образовательного стандарта [6] в части установления направленности (профиля) программы специалитета (при необходимости), возможно, будет полезно предусмотреть в учебном плане в том или ином объеме такие дисциплины (модули) по выбору и (или) факультативные дисциплины (модули), как "медицинская биохимия", "клиническая лабораторная диагностика" и др.

Заключение

Введение специалитета по специальности "фармация" в медицинскую специальность "клиническая лабораторная диагностика" можно назвать инновационным и беспрецедентным, так как никогда ранее провизор не мог занимать врачебную должность, т.е. осуществлять медицинскую деятельность. Здесь, конечно, не учитывается обстоятельство по наименованию должности "врач-лаборант", которое сохраняется для специалистов с высшим (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 г.

Необходимо отметить, что подобная новация может и должна дать импульс развитию высшего фармацевтического образования и лабораторной медицины в России.

Единственным ограничением для провизоров на данный момент будет невозможность занимать должности заведующего (начальника) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и др.) медицинской организации (обобщенная трудовая функция "Организация работы и управление лабораторией", код С), что, по всей видимости, связано с требованием по повышению квалификации по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" (см. раздел "Особые условия допуска к работе" п. 3.3 Профессионального стандарта). Вполне вероятно, что указанное ограничение будет снято с развитием практики применения профессионального стандарта и лабораторной службы в целом.

Отмечены противоречия в нормативных правовых актах между профессиональным стандартом "Специалист в области клинической лабораторной диагностики" и Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", которые требуют устранения, в том числе для открытия ординатуры по специальности "клиническая лабораторная диагностика" для провизоров и для реализации новой концепции "провизор - врач клинической лабораторной диагностики".

Конфлит интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки": Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. № 707н // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2015. 27 октября.

2. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения": Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н // Российская газета. 2010. 27 сентября. № 217.

3. Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики": Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2018 г. № 145н // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2018. 4 апреля.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

5. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017 г. № 212н // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2017. 8 июня.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация: Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2018 г. № 219 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2018. 18 апреля.

References

1. On the Approval of Qualification Requirements for Medical and Pharmaceutical Workers with Higher Education in the Field of Training "Health and Medical Sciences": Order No. 707n of the Ministry of Health of the Russian Federation of October 8, 2015. Official Internet Portal of Legal Information (www.pravo.gov.ru). 2015. 27 October.

2. On approval of the Unified Qualification Reference Book of Managers, Specialists and Employees, section "Qualification Characteristics of Health Workers": Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated July 23, 2010 No. 541n. Rossiyskaya Gazeta. 2010. September 27. No. 217.

3. On the approval of the professional standard "Specialist in the field of clinical laboratory diagnostics": Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 145n of March 14, 2018. Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru). 2018. April 4.

4. Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 197-FZ.

5. On approval of the procedure for admission to educational programs of higher education - residency programs: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated May 11, 2017 No. 212n. Official legal information Internet portal (www.pravo.gov.ru). 2017. 8 June.

6. On approval of the federal state educational standard of higher education - specialty specialty 33.05.01 Pharmacy: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 27, 2018 No. 219. Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru). 2018. April 18.