Использование сканер-анализаторов микроскопических препаратов и компьютерных технологий в образовательном процессе кафедры клинической лабораторной диагностики

Резюме

В статье обсуждаются проблемы подготовки ординаторов по специальности 31.08.05 "клиническая лабораторная диагностика". Указаны наиболее сложные для освоения разделы дисциплины, связанные с выполнением и интерпретацией микроскопических исследований. Приведены новые методики для освоения специальности и оценена их эффективность.

Ключевые слова:клиническая лабораторная диагностика, подготовка ординаторов

Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 3. С. 90-96. doi: 10.2441 1/2220-8453-2018-13004


Современная подготовка врача характеризуется многогранностью и разноплановостью. Однако основное условие формирования высококвалифицированного специалиста - освоение им профессиональных навыков, которые в новых, регламентирующих подготовку специалистов документах, стали именовать компетенциями.

Согласно современным планам подготовки выпускников медицинских вузов, наивысшей ступенью освоения специальности, подготовки кадров высшей квалификации является клиническая ординатура, длительность которой может варьировать от 1 до 5 лет. За этот период выпускник вуза, обучающийся по программе ординатуры, должен полностью овладеть специальностью и быть готовым к самостоятельной работе. Основная роль в образовательном процессе отводится кафедрам клинической лабораторной диагностики [1].

На кафедре клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ВО "Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера" Минздрава России в течение последних 15 лет осуществляется подготовка специалистов по клинической лабораторной диагностике. С 2016 г., после ликвидации интернатуры как формы последипломной подготовки выпускников медицинских вузов, кафедра перешла на подготовку только ординаторов как специалистов высшей квалификации [2]. Их подготовка осуществляется по 2-летней программе обучения по специальности 31.08.05 "клиническая лабораторная диагностика", разработанной согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) [3].

При реализации указанной программы в качестве базового используется учебник под редакцией В.В. Долгова [4, 5], рекомендованный Федеральным государственным автономным учреждением "Федеральный институт развития образования" (далее -ФИРО) для подготовки специалистов по клинической лабораторной диагностике. Для контроля их подготовки за основу взяты контрольно-измерительные материалы по специальности "клиническая лабораторная диагностика", также получившие рекомендации ФИРО [6].

Основная проблема подготовки высококвалифицированных специалистов в современных условиях, по нашему мнению, - это отработка практических навыков [7, 8]. В специальности "клиническая лабораторная диагностика" наиболее сложны для освоения разделы, связанные с интерпретацией результатов микроскопических исследований [8-10]. Именно эти разделы предполагают наличие определенного практического опыта работы, и именно оценка его освоения наиболее сложна.

Современным решением проблем микроскопических исследований стало использование современных моделей сканер-анализаторов и компьютерных технологий в учебном процессе [11]. На кафедре клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ВО "Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера" Минздрава России накоплен опыт использования в реализации учебного процесса различных продуктов, разработанных компаниями - производителями лабораторного оборудования [12, 13].

Один из наиболее востребованных анализов в практике лечебных учреждений - общий анализ крови (ОАК), предусматривающий оценку морфологии клеток периферической крови. Его выполнение входит в перечень обязательных практических навыков, которыми должны владеть сотрудники клинико-диагностических лабораторий. Функциональные обязанности ординатора, закончившего обучение по специальности "клиническая лабораторная диагностика", предусматривают выполнение ОАК с подсчетом лейкоцитарной формулы как у пациентов с нормальными показателями, так и при различных заболеваниях системы крови.

Для оценки правильности подсчета лейкоцитарной формулы могут применяться следующие методики.

1. Подсчет лейкоцитарной формулы в мазках крови, где подсчет предварительно выполнен высококвалифицированным врачом или преподавателем; также могут применяться мазки крови,анализ которой проведен на гематологическом анализаторе, выполняющем подсчет 5 субпопуляций лейкоцитов (5 diff-подсчет).

2. Подсчет лейкоцитарной формулы учащимся под непосредственным визуальным контролем преподавателя.

3. Использование автоматизированных систем (сканер-анализаторов) для оценки морфологии клеток крови.

Первый из указанных способов обучения и контроля правильности подсчета лейкоцитарной формулы и оценки морфологии клеток крови наиболее прост и малозатратен. Именно поэтому он наиболее часто используется в педагогическом процессе. Его бесспорное достоинство - возможность приобретения и закрепления учащимся мануальных навыков, необходимых в дальнейшей работе.

К существенным недостаткам данного метода следует отнести сложность оценки морфологии клеток периферической крови. Так, даже при неоднократном подсчете лейкоцитарной формулы на 100 лейкоцитов в идеально приготовленном мазке крови процентное содержание видов лейкоцитов может значительно варьировать. А обнаружение в препарате клеток, в интерпретации морфологии которых у обучающегося возникают затруднения, требует незамедлительной консультации преподавателя, что отвлекает его и других учащихся. Кроме того, очень сложно при повторной микроскопии мазка крови найти клетку, вызвавшую затруднения при интерпретации.

Второй способ, предусматривающий "коллегиальный" подсчет, - очень наглядный и позволяет непосредственно при микроскопии мазка крови оценивать навыки обучаемого. Курсант и преподаватель одновременно оценивают морфологию клеток в мазке периферической крови. Однако данный способ обучения достаточно дорог, поскольку требует существенных затрат, как материальных (необходимы тринокулярные микроскопы и еще более продвинутые модели), так и времени преподавателя (в идеальном случае преподаватель должен контролировать весь процесс подсчета лейкоцитарной формулы и идентификации клеток крови).

Существенный недостаток указанных способов - невозможность сохранения изображений клеток крови для последующего разбора в группе обучаемых.

Современным подходом в процессе обучения методам клинической лабораторной диагностики стало внедрение компьютерных технологий, в частности применение автоматизированных систем, предназначенных для оценки морфологии клеток крови. На кафедре в учебном процессе успешно используют различные модели сканер-анализаторов мазков крови Vision Hema® (West Medica, см. рисунок).

Данные приборы являются гибкими системами и легко адаптируются к конкретным условиям педагогического процесса. В частности, на кафедре они использовались для:

■ подготовки преподавателями контрольных микрофотографий для иллюстраций лекций,семинаров;

■ документирования редких клинических случаев при подготовке публикаций и создании банка ситуационных задач [14, 15];

■ контроля освоения учащимися навыков интерпретации результатов микроскопического исследования [13]. Последний пункт был успешно реализован с применением различных дидактических приемов.

1. Использовали фотографии различных клеток крови, которые предъявляли аудитории в виде слайд-шоу с задержкой 7 с. Это время отводилось обучаемому для осмысления и интерпретации представленного изображения, его идентификации и указания в бланке правильного ответа. В конце занятия преподаватель проверял правильность идентификации представленных изображений клеток крови и, при необходимости, разбирал допущенные ошибки.

2. Предварительно выполнялось исследование мазков периферической крови с применением сканер-анализатора. Учащимся необходимо было оценить правильность распределения клеток крови по предварительно классифицированным компьютером галереям изображений и при необходимости выполнить коррекцию. Поскольку система Vision Hema® способна выводить галереи изображений клеток через мультимедийный проектор, это позволяет проводить коллегиальное обсуждение морфологических особенностей той или иной клетки и правильности ее идентификации. Кроме того, преподаватель может преднамеренно внести ошибки в галереи распределения клеток и оценить способность обучающихся правильно интерпретировать морфологические особенности клеток.

3. При подсчете лейкоцитарной формулы в патологической крови учащимся предлагалось оценить правильность распределения клеток крови в сформированных Vision Hema® галереях изображений.

Несомненное достоинство использования сканер-анализаторов и компьютерных технологий - возможность коллегиального обсуждения морфологии выведенного через мультимедийный проектор изображения клетки крови, возможность ее последующего обнаружения в препарате и проведения повторной микроскопии с использованием различного увеличения для более детальной оценки морфологических особенностей. Это позволяет на конкретных примерах объяснить учащимся особенности морфологии различных клеток крови (гиперсегментированный, палочкоядерный нейтрофил, метамиелоцит, миелоцит, бласт, плазматическая клетка, нормобласт и др.), представляющих проблемы при интерпретации.

Кроме того, некоторые учащиеся принимали участие в выполнении научнопрактических работ. Так, ординаторы 2-го года обучения, проходившие производственную практику в университетской клинико-диагностической лаборатории, принимали участие в оценке характеристик сканер-анализатора Vision Hema® Ultimate [16], а также и других специализированных сканер-анализаторов [17].

Для оценки эффективности использования сканер-анализаторов и компьютерных технологий были использованы 2 подхода:

1) субъективный, включавший анкетирование учащихся [18];

2) объективный, включавший результаты тестирования учащихся с использованием контрольно-измерительных материалов, подготовленных на основе сборника, рекомендованного ФИРО [5].

По результатам анкетирования учащихся (n=118) подавляющее большинство (n=116; 98%) положительно оценили использование сканер-анализаторов в педагогическом процессе.

Результаты тестирования также продемонстрировали рост правильных ответов при интерпретации микроскопических объектов.

Из комментариев учащихся следует, что использование сканер-анализаторов и компьютерных технологий позволяет более объективно интерпретировать микроскопическую картину, дает возможность повторного нахождения на препарате (или виртуальном препарате) участков, элементов, клеток, вызвавших затруднения при первоначальной интерпретации, и последующего их коллегиального обсуждения.

Таким образом, использование сканеранализаторов и компьютерных технологий значительно расширяет возможности обучения по профилю подготовки специалистов высшей квалификации по специальности "клиническая лабораторная диагностика".

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Эмануэль В.Л., Вавилова Т.В., Хоровская Л.А., Карягина И.Ю. и др. Роль кафедр клинической лабораторной диагностики в образовании в области лабораторной медицины // Клин. лаб. диагностика. 2006. № 9. С. 11-12.

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г. регистрационный номер № 29967).

4. Клиническая лабораторная диагностика : учебник : в 2 Т. Т. 1 / под ред. В.В. Долгова. М. : Лабдиаг, 2017. 464 с.

5. Клиническая лабораторная диагностика учебник : в 2 Т. Т. 2 / под ред. В.В. Долгова. М. : Лабдиаг, 2018. 624 с.

6. Контрольно-измерительные материалы по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" : учебное пособие / под ред. В.В. Долгова. Тверь : Триада, 2015. 392 с.

7. Камышников В. С. Стажировка как основополагающий этап последипломного образования врачей, специализирующихся в области клинической лабораторной диагностики // Лаб. диагностика. Восточная Европа. 2012. № 4 (04). С. 21-30.

8. Морозова В.Т., Наумова Е.В. Проблемы и основные принципы подготовки врачей клинической лабораторной диагностики // Клин. лаб. диагностика. 2012. № 7. С. 61-64.

9. Имельбаева Э.А., Гильманов А.Ж., Аминева Р.Х. О преподавании клинической цитологии у врачей интернов на кафедре клинической лабораторной диагностики // Новости клин. цитологии России. 2011. № 1-2. С. 60-61.

10. Имельбаева Э.А., Гильманов А.Ж., Салимьянова Р.Р. О преподавании клинической цитологии в условиях послевузовской подготовки специалистов по клинической лабораторной диагностике // Новости клин. цитологии России. 2015. № 1-2. С. 41-42.

11. Ольховский И.А., Зализняк И.А., Грищенко Д.А., Анисимова Е.Н. и др. Интернет-программа оценки соответствия знаний единому образовательному стандарту подготовки специалистов в области клинической лабораторной диагностики // Клин. лаб. диагностика. 2011. № 10. С. 33-34.

12. Соснин Д.Ю., Щёкотова А.П., Булатова И.А., Ненашева О.Ю. Опыт проведения узкотематических циклов повышения квалификации совместно с отечественными компаниями - производителями лабораторного оборудования и реактивов // Лаб. служба. 2017. Т. 6, № 4. С. 52-54.

13. Соснин Д. Ю., Щёкотова А. П., Мальцева В. С. Опыт использования модуля Vision Hema® Expertise для оценки знаний и практических навыков учащихся // Лаборатория. 2017. № 2. С. 55.

14. Щекотова А.П., Соснин Д.Ю., Кубарев О.Г., Толкач А.С. и др. Проблемы трактовки результатов исследования общего анализа крови по данным гематологического анализатора и световой микроскопии. (клинический случай) // Мед. алфавит. 2017. № 20 (317). С. 39-42.

15. Соснин Д.Ю., Онянова Л.С., Трушева Л.А. Случай поздней диагностики лейшманиоза в Пермском крае // Справочник заведующего КДЛ. 2016. № 12. С. 4-8.

16. Соснин Д.Ю., Фалков Б.Ф., Кубарев О.Г., Башкиров А.Ю. и др. Опыт использования анализатора мазков крови VISION HEMA® ULTIMATE // Лаборатория. 2016. № 1. С. 51.

17. Касоян К.Т., Шабалова И.П., Бормотова С.К. Перспективы использования системы Vision Cyto® PAP для автоматического анализа цитологических препаратов в цервикальном скрининге // Лаборатория. 2018. № 1. С. 30.

18. Денисова О.В., Кулешова С.В., Девиченский В.М. Анкетирование курсантов кафедры клинической лабораторной диагностики как способ изучения ожиданий и возможностей формирования устойчивого уровня знаний // Философия образования. 2017. № 2 (71). С. 47-51.

References

1. Emanuel’ V.L., Vavilova T.V., Khorovskaya L.A., Karyagina I.Yu., et al. The role of the departments of clinical laboratory diagnostics in education in the field of laboratory medicine. Klinicheskaya laboratornaya diagnostika [Clinical Laboratory Diagnostics]. 2006; (9): 11-2. (in Russian)

2. The Federal Law "On Education in the Russian Federation" of 29.12.2012 No. 273. (in Russian)

3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 2, 2013 No. 638 (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on September 16, 2013, registration No. 29967). (in Russian)

4. Clinical laboratory diagnostics. Textbook: in 2 volumes. Vol. 1. In: V.V. Dolgov (ed.). Moscow: Labdiag, 2017: 464 p. (in Russian)

5. Clinical laboratory diagnostics. Textbook: in 2 volumes. Vol. 2. In: V.V. Dolgov (ed.). Moscow: Labdiag, 2018: 624 p. (in Russian)

6. Control and measuring materials on the specialty "Clinical laboratory diagnostics". Textbook. In: V.V. Dolgov (ed.). Tver’: Triada, 2015: 392 p. (in Russian)

7. Kamyshnikov V.S. Internship as a basic stage of postgraduate education of doctors specializing in clinical laboratory diagnostics. Laboratornaya diagnostika. Vostochnaya Evropa [Laboratory Diagnostics. Western Europe]. 2012; 4 (04): 21-30. (in Russian)

8. Morozova V.T., Naumova E.V. Problems and basic principles of training clinicians in clinical laboratory diagnostics. Klinicheskaya laboratornaya diagnostika [Clinical Laboratory Diagnostics]. 2012; (7): 61-4. (in Russian)

9. Imel’baeva E.A., Gil’manov A.Zh., Amineva R.Kh. On the teaching of clinical cytology in interns at the Department of Clinical Laboratory Diagnostics. Novosti klinicheskoy tsitologii Rossii [News of Clinical Cytology of Russia]. 2011; (1-2): 60-1. (in Russian)

10. Imel’baeva E.A., Gil’manov A.Zh., Salim’yanova R.R. About teaching of clinical cytology in conditions of post-graduate training of specialists in clinical laboratory diagnostics. Novosti klinicheskoy tsitologii Rossii [News of Clinical Cytology of Russia]. 2015; (1-2): 41-2. (in Russian)

11. Ol’khovskiy I.A., Zaliznyak I.A., Grishchenko D.A., Anisimova E.N., et al. Internet program for assessing the compliance of knowledge with a single educational standard for training specialists in the field of clinical laboratory diagnostics. Klinicheskaya laboratornaya diagnostika [Clinical Laboratory Diagnostics]. 2011; (10): 33-4. (in Russian)

12. Sosnin D.Yu., Shchekotova A.P., Bulatova I.A., Nenasheva O.Yu. Experience in conducting narrow-cycle training courses in cooperation with domestic companies - manufacturers of laboratory equipment and reagents. Laboratornaya sluzhba [Laboratory Service]. 2017; 6 (4): 52-4. (in Russian)

13. Sosnin D.Yu., Shchekotova A.P., Mal’tseva V.S. Experience in using the Vision Hema ® Expertise module to assess students' knowledge and practical skills. Laboratoriya [Laboratory]. 2017; (2): 55. (in Russian)

14. Shchekotova A.P., Sosnin D.Yu., Kubarev O.G., Tolkach A.S., et al. The problems of interpretation of the results of the study of the general analysis of blood according to the hematological analyzer and light microscopy. (clinical case). Meditsinskiy alfavit [Medical Alphabet]. 2017; 20 (317): 39-42. (in Russian)

15. Sosnin D.Yu., Onyanova L.S., Trusheva L.A. The case of late diagnosis of leishmaniasis in the Perm region. Spravochnik zaveduyushchego KDL [Guide Head CDL]. 2016; (12): 4-8. (in Russian)

16. Sosnin D.Yu., Falkov B.F., Kubarev O.G., Bashkirov A.Yu., et al. VISION HEMA® ULTIMATE blood smear analyzer. Laboratoriya [Laboratory] 2016; (1): 51. (in Russian)

17. Kasoyan K.T., Shabalova I. P., Bormotova S. K. Prospects for using the Vision Cyto® PAP system for the automatic analysis of cytological preparations in cervical screening. Laboratoriya [Laboratory]. 2018; (1): 30. (in Russian)

18. Denisova O.V., Kuleshova S.V., Devichenskiy V.M. Questioning cadets of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics as a way to study the expectations and opportunities for forming a sustainable level of knowledge. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education]. 2017; 2 (71): 47-51. (in Russian)